Почетные граждане игринского района. Новые чудеса изборска

27 августа на территории музея-заповедника «Изборск» состоялась торжественная церемония землеприношения к памятнику единению россиян - Священному холму. К подножию памятника добавилась земля с вернувшегося в состав России Крымского полуострова.

Священный холм – один из центральных, наиболее посещаемых объектов государственного музея-заповедника «Изборск», является символом Российской государственности, местом паломничества для сотен тысяч россиян. Он возвращают нас к русской соборности, призывает к объединению конструктивных сил общества, способных возродить Великую Россию.

Памятник был воздвигнут в 2007 году на поле бранной славы и ратных боев наших предков, где покоятся останки русских витязей и ополченцев. В основании Холма лежат земли от всех городов и районов Псковской области, от древних крепостей и мест важных сражений, земли с могил великих людей, святых мест. Сюда принесена земля от Александро-Невской лавры, Палестины, Эрмитажа и Русского музея, с территории завода «Адмиралтейские верфи», где зарождался русский флот и крейсер «Аврора», с Пискаревского мемориального кладбища Санкт-Петербурга, в братских могилах которого захоронено 470 тыс. ленинградцев-петербуржцев и 50 тыс. воинов ленинградского фронта. Здесь же находится земля из освобожденного Цхенвала и защищенной Абхазии, привезенная воинами-десантниками 76-ой десантно-штурмовой дивизии, грунт, взятый со дна Северного Ледовитого океана. На вершине установлен десятиметровый крест из лиственницы.

В мероприятии приняли участие около 400 человек: делегации из городов и районов Псковской области, Крыма и Севастополя, представители из Новороссии, священнослужители, воины Псковского гарнизона, представители молодежных и общественных организаций, официальные лица, сотрудники музея-заповедника «Изборск», а также члены «Изборского клуба» во главе с председателем и идейным вдохновителем создания памятника Александром Прохановым.

Торжественная церемония началась с молебна о погибших воинах, защищавших русскую землю в разных уголках страны.

После гимна Российской Федерации выступил врио губернатора Псковской области Андрей Турчак. «Для нас Священный холм - место единения всего нашего народа, место нашей исторической силы и исторической памяти. Только вместе, всем миром мы можем преодолеть все тяготы и неустройства современной жизни», - подчеркнул он и пожелал всем крепости сил физических и духовных.

По словам председателя «Изборского клуба» Александра Проханова, Крым вернулся в Россию «как чудо, как вернулось Солнце», и сейчас страна вступает в посткрымский исторический период.

В ходе церемонии землеприношения над территорией памятника пролетел стратегический бомбардировщик «Изборск». Командир летного экипажа самолета «Изборск» Трофим Капше напомнил, что имя «Изборск» стратегическому бомбардировщику-ракетоносцу было присвоено 16 августа.

Депутат парламента Новороссии Николай Пачковский в ходе церемонии предложил почтить память тех, кто погиб, сражаясь за православный мир на территории Новороссии. «Мы приехали со строящейся молодой земли, где идут ожесточенные бои», - сказал он и отметил, что делегаты привезли землю с тех мест в знак дружбы и солидарности. «Мы будем отстаивать нашу землю до конца», - добавил он, развернув воинское знамя, которое было принято Новороссией, и подарил его членам «Изборского клуба».

В свою очередь публицист, руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа» Александр Нотин отметил, что сейчас у нас на глазах в муках рождается новая русская цивилизация. «Священный холм - не просто памятник истории. Это - памятник русскому миру и поэтому Псков по праву является духовной столицей России», - сказал он. Александр Нотин также рассказал о намерении реализовать проект «Малая родина», который подразумевает воссоединение земель на Священном холме из русских диаспор по всему миру.

Симферополь, Керчь, Севастополь, Ялта, Ливадийский дворец, Сапун-гора - горсти земли с этих и других знаковых мест крымской земли собирались во время экспедиции «Изборского клуба» в Крыму. Военнослужащие торжественно пронесли кисеты с землей и высыпали ее одновременно к подножию Священного холма.

Затем землю «еще горячую от пуль и снарядов» к подножию Священного холма принесли гости из Новороссии. Они привезли ее в осколке боевого снаряда.

В 30 верстах к западу от Пскова на пути в Ливонию, или иначе «Землю ливов», названную так немецкими рыцарями-крестоносцами, лежал самый западный форпост средневековой Руси по имени Изборск. Не было тогда Печорского монастыря, и все функции первого рубежа обороны неустанно выполнял этот древний город.

Много войн было в те времена, не смолкали атаки на северо-запад Руси Тевтонского ордена, но стояла Изборская крепость намертво. И восторгались ею враги, стоящие под ее высокими стенами, называя Изборск «Железным градом»…

На треугольном плато, возвышающимся над Городищенским озером, через который проходил только зарождавшийся в те времена торговый путь, стоял древний город. Его окружал деревянный частокол, а по периметру пролегал глубокий ров, защищенный по сторонам каменными башнями. Археологические исследования местности, а также некоторые летописные своды рассказывают нам о том, что на месте Старого Изборска, еще задолго до Пскова, в VII-VIII веках существовали первые поселения, и звались они городом Словенском.

Впервые об Изборске было написано монахом Нестором в XII веке, первым русским летописцем, в «Повести временных лет», в связи с князьями-варягами, призванными владеть Русью. Описанные в «Повести...» события датированы 862 годом. Младший из княживших братьев Трувор - «сидесте в Изборске».

Самое древнее поселение на территории Изборска названо было в его честь - Труворым городищем. Окруженное со всех сторон глубокими оврагами оно было первым оборонительным форпостом на западе. Уже потом, в XIV веке, крепость была перенесена на соседнюю возвышенность, Жеравью гору. А на месте старого форпоста осталось довольно мрачное старое Изборское кладбище.

Изборск, Изборское кладбище.

Если пройти по этому кладбищу до конца, то трудно не заметить огромный каменный крест с едва различимыми письменами. Легенда гласит, что под этим крестом, на глубине более двух метров покоится князь Трувор…

Согласно одной из версий, крест сей относится к эпохе XIV-XV веков, и поставлен был здесь в память о старом форпосте, первом древнем поселении, с которого и начиналась оборона Руси. Другая версия говорит, что... собственно, почему бы крест сей не мог быть поставлен на месте могилы Трувора? Тоже, довольно-таки, справедливое замечание...

Изборск, Труворов крест.

Самые сильные чувства начинают одолевать человека при взгляде на этот мрачный каменный постамент, хранящий в себе тайны глубокой древности… Вокруг Труворова креста рассредоточены древние плиты с непонятными геометрическими рисунками, именуемыми «вавилонами», которые, скорее всего, являются воинскими захоронениями.

Совсем рядом, на высоком холме, стоит Церковь Николая Чудотворца, и в вечерних сумерках ее белые стены с черными крестами смотрятся поистине устрашающе. Когда-то на ее месте стояла деревянная постройка, замененная в XV-XVI веках на каменную, а уже затем в XVII-XVIII веках перестроенная в то, что мы можем видеть сейчас.

Изборск, Церковь Николая Чудотворца.

Под стенами церкви находится безымянная могила.

В нескольких метрах от храма стоит камень, водруженный на вершину холма в честь заключения мира с эстонцами...

И восстановленные ворота, которые когда-то вели в городище.

От Труворова городища, с самой вершины холма, открывается великолепный вид на Городищенское озеро.

Если спуститься и пройти по низине холма, то между Труворым городищем и Жеравьей горой из известнякового обрыва бьют многочисленные Словенские ключи, возраст которых более тысячи лет.

Ключи сливаются между собой в единый ручей, называемый «Рекою жизни», который впадает в Городищенское озеро.

Изборск, Городищенское озеро.

С самых незапамятных пор ключи считаются чудотворными, и обладающими святой целебной силой. Они состоят из двенадцати струй, каждая из которых имеет свое собственное имя, соотносимое с одним из двенадцати месяцев года.

Местные озера с помощью системы рек соединялись с Чудским озером, местом Ледового побоища, и далее впадали в Балтийское море. Именно этим путем на псковскую землю попадали «немецкие псы-рыцари». И первое, что они видели на своем пути, оказываясь здесь, был высокий холм с огромной крепостью на нем. А уж что они думали в этот момент... Боюсь, цензура не позволит мне даже предположительно высказаться о тех мыслях, кои их обуревали.

Встаньте в низине холма, на берегу, поднимите голову, и вы сможете сполна ощутить то, что чувствовал враг, приплывая сюда! Мои чувства были где-то между восторгом и трепетом, но немецкие крестоносцы вряд-ли испытывали тоже, что и я...

Изборск, крепость.

Чтобы попасть за стены Изборской крепости, необходимо преодолеть Никольский захаб, длинный узкий проход, идущий вдоль внутренних и внешних ворот, располагающихся в южной стене.

Изборск, Никольский захаб.

В 1349 году он уже упоминается в летописи, повествующей об очередном вражеском нападении на Изборскую крепость. В древние времена изборяне называли свой город «Городом святого Николы», а сам храм не иначе как «его домом». Оттого значение Никольского собора - особое. Понятия «Николова храма» и «Изборска» тесно переплетались.

Если обходить Никольский собор против часовой стрелки, то можно выйти прямиком к самой таинственной башне - Луковке (или «Куковке», как ее еще называют), единственной располагающейся внутри крепостных стен.

Она сохранилась со времен деревянной крепости, и впоследствии стала «крепостью в крепости», последним убежищем в случае захвата города врагами. Нижняя часть башни имеет арочный проем, который в далеком прошлом служил арсеналом и в нем хранили порох. Кроме того, она выполняла функцию дозорной башни.

Изборск, башня Луковка.

Длинная лестница с высокими, трудными для преодоления ступеньками ведет на верхнюю часть Луковки.

На самом верху располагается смотровая площадка. Сейчас сюда может попасть каждый, оплатив входной билет в кассе рядом. Отсюда можно долго любоваться великолепным видом…

Реставрация привнесла свою долю изменений во внутренний облик древней Луковки, и всё выглядит не совсем так, как могло выглядеть в древности. Но панорамный вид сверху практически не изменился. Учитывая отлично просматриваемое пространство, над которым возвышается Луковка в неприступной части крепости на вершине горы, легко представить, почему она в свое время отлично выполняла дозорные функции.

Изборск, башня Луковка

Далее вдоль стены стоит единственная башня, сохранившая прямоугольную форму, Талавская. Рядом с ней располагался Талавский захаб, в старину более известный как «коридор смерти». Он был окружен с двух сторон воротами, и враг, пройдя через первые ворота, оказывался зажат в узком пространстве, где терпел неминуемое поражение.

Изборск, Талавская башня.

Выйдя обратно за крепостные стены через Никольский захаб, и двигаясь вдоль них по часовой стрелке, видим оставшиеся оборонные сооружения. Рябиновка - шестиярусная крепостная башня с особым угрожающим силуэтом.

Изборск, башня Рябиновка.

Изборск, башня Рябиновка.

Почти вплотную к башне Вышка расположен выложенный из камней крест - один из атрибутов, использовавшихся для поднятия боевого духа воинов крепости и смущения неприятеля.

А вот и сама Вышка. Самая высокая башня Изборска, в свое время исполнявшая обязанности обзорного поста, когда-то на её верхушке «стояла» двухъярусная деревянная смотрильня. Сейчас ее высота - 19 метров, а в прошлом она была еще выше.

Изборск, башня Вышка.

Между Талавской башней и Луковкой стоит еще один крест, вкопанный в землю. На нем еще различимы следующие слова: «В семъ месте покоятся войны, убитые в 1657 году». Крест сей был поставлен в XIX веке.

Изборск, крест памяти.

Колокольная башня - типичное в своем роде фортификационное укрепление ранней огнестрельной эпохи. Вплоть до XIX века на ней располагался сполошный колокол, предостерегавший жителей о приближении врага, его гул был слышен в самом Пскове!

Изборск, Колокольная башня.

Темнушка чрезвычайно похожа на Рябиновку. На эти две башни, прикрывающих западную часть стены приходился основной удар врага, ибо он, по вполне понятным причинам, предпочитал атаковать крепость с доступной стороны. Два захаба, Никольский и Талавский, являлись хорошей преградой для попадания неприятеля в город сквозь крепостные ворота. Преградой, и в тоже время опасной ловушкой.

Изборск, башня Темнушка.

Общая протяженность крепостных стен Изборска составляет 623 метра. Толщина достигает 4 метров, а высота колеблется между 7-мью и 10-тью метрами.

Рядом с Талавской башней располагается Корсунская часовня. На ее киоте имеется древнеславянская надпись: «Проектъ часовни дар художника архитектора А. И. Владовкаго».

Корсунская часовня.

В начале XIV века на территории Изборской крепости стоял деревянный храм Сергия Радонежского. После того, как в XVIII веке он сгорел, вместо него было решено отстроить новую церковь, которая была названа в честь Сергия и Никандра. Правда ее расположение отличалась от старого храма тем, что находилась она за пределами крепостной стены.

Изборск, церковь Сергия и Никандра.

Гостиницы Изборска

В Изборске находится несколько гостиниц и гостевых домов:

Как добраться до Изборска

На автомобиле по трассе А212, это прямая дорога, по ней к западу от Пскова около 30 км.

Ехать из Санкт-Петербурга - порядка 300 км, в Псковскую область . Довольно далеко, поэтому рекомендую позаботиться о ночлеге. Переночевать можно в гостевом домике Изборской крепости или в одной из гостиниц города Пскова . В любом случае надо забронировать номер заранее. Летом свободных мест может не оказаться.

Самый предпочтительный способ передвижения для этого маршрута – личное авто. Только так вы успеете осмотреть все достопримечательности Изборской крепости и Мальской долины без суеты. Да еще и в Печорский монастырь заглянуть успеете. Ехать надо по Киевскому шоссе до города Псков а. Далее – по Рижскому шоссе .

Машину можно бросить на подъезде к крепости, или на одной из улочек Старого Изборска .

Неплохой вариант – это ехать в составе группы на экскурсионном автобусе. Вы будете немного ограничены в свободе передвижений, но основные достопримечательности вам обязательно покажут.
Если вы глубоко православный, то можете поехать с паломниками. Есть специализированные паломничьи туры, в том числе и Псков-Изборск-Печоры. Программа будет несколько специфичной: молебен во Пскове , осмотр Изборской крепости , поездка в Печорский монастырь . Женщинам обязательна спецодежда - юбка и платок.

Общественным транспортом добираться тяжело. Но вполне реально. Только ехать надо пораньше с утра. До Пскова можно доехать на поезде или рейсовом автобусе. От Пскова до Изборска с Псковского автовокзала ходит автобус на Старый Изборск и Печоры (через Старый Изборск ). Придется очень четко спланировать маршрут, чтобы состыковаться со всеми автобусами/поездами. При удачном раскладе еще и пара часов на Псков останется.

Александр Нотин

Братья и сестры, читатели портала "Переправа"!

Обращаюсь к вам с необычной просьбой.

2014 год стал годом вступления нашего проекта "Священный холм" в новую, фазу своего развития. В этом году к основанию нашего Поклонного креста в Изборске были доставлены героические земли Крыма и Новороссии, а образ креста с летящим на его фоне аистом (та самая божественная птица, что восседала на голгофе 27 сентября 2007 года в день освящения Холма, а затем смело прогуливалась в тысячной толпе людей) навсегда запечатлены на фюзеляже ядерного ракетоносца ТУ-95 МС, базирующегося в г. Энгельсе. Что это, как не явное свидетельство того, что Священный холм "работает", что он собирает не только исторические русские земли - с поверхности планеты, со дна океанов и даже из космоса, - но и души русских людей, кому "за державу обидно". Так незримо и неодолимо на наших глазах сосредотачивается и поднимается Святая Русь, ибо сказал Господь: "Кто со Мной не собирает, тот расточает".

Что конкретно хочу предложить? География портала "Переправа" очень обширна. Среди наших подписчиков тысячи людей со всех концов света. Пусть каждый из них не поленится, и поднимет с дорогого ему "места русской памяти" - родовой могилы, храма, поля боя и т.п. - щепоть земли. Ее можно вложить в конверт или бандероль и затем привезти или отправить почтой на наш адрес:

119571, Москва, пр. Вернадского, 86 Б, стр. 1, офис 31 Тел. для справок: 8-495-974-04-21 Эл.почта: [email protected]

Землю хорошо бы сопроводить пояснением, откуда она взята (не помешают и координаты) и чем дорога. Можно также прислать аудио и видео сюжеты, фотографии, свидетельства очевидцев и т.п. Вся информация будет храниться в штабе "Переправы", а затем найдет свое отражение на вашей личной страничке в портале "Планета Русь", который сейчас пребывает в стадии разработки. Сама же земля обязательно будет доставлена нами к Холму, о чем мы будем специально информировать участников.

Кстати, в ближайшее время в разделе "Св.холм" на сайте pereprava.org вы найдете подробный список ранее принесенных к Холму земель; копия его хранится в экспозиции Государственного музея-заповедника Изборская крепость, в "Книге приношения земель".

Кроме того, мы планируем установить у Холма таблички с перечнем этих земель.

Лучшие описания и самые редкие, необычные русские земли будут отмечены специальными премиями, в том числе и поездками к Холму для участия в форумах "Переправы" в Изборске. Поэтому просим указывать свои имена, адреса и контактные данные, чтобы штаб в случае необходимости мог с вами связаться. В дальнейшем с помощью сетевого портала "следопыты" смогут не только собственными руками создавать живую карту Русского мира и, тем самым, деятельно собирать Планету Русь, но и знакомиться друг с другом, общаться.

К участию в проекте, разумеется, приглашаем все общественные организации.

pereprava.org 8.10.2014


Количество показов: 1899
Рейтинг: 2.93

Как и обещал, продолжаю делиться с вами, уважаемые читатели портала «Переправа», своими впечатлениями от участия в «Изборском клубе». Клуб этот открыт был столь помпезно, а благоволение к нему Кремля выражено столь демонстративно, что он еще… какое-то время, пожалуй, просуществует.

В моих словах, поверьте, нет и тени иронии. Мне по душе это начинание: уж лучше такая площадка для совместной мозговой атаки «вменяемой оппозиции», чем никакой вообще. Лучше уж такой, робкий и неуклюжий реверанс «вертикали» в сторону патриотов и имперцев, чем откровенное угождение либерально-одержимому Западу.

Клуб, конечно, нужен, спору нет. Но сможет ли он выполнить задуманное? Станет ли лабораторией для выработки новой стратегии России в исключительно непростых для нее внутренних и внешних условиях? Достигнут ли его рекомендации, буде они состоятся, ушей В. Путина и его окружения, или прямиком отправятся «под сукно»?

Вопрос отнюдь не праздный. И не потому только, что согласие Кремля на создание противовеса Валдайскому форуму либералов может оказаться очередной дымовой завесой, ловким фортелем в духе В. Суркова: пусть-де имперцы погутарят, от нас не убудет, а пары растущего недовольства помаленьку стравят, да и сами на виду все время будут….

Это, конечно, версия, но версия вполне реальная в свете крайне непоследовательной политики режима, все еще старающегося одним седалищем уместиться сразу на двух стульях - либеральном и патриотическом. Так что пусть расшаркиваниями Кремля с Прохановым и его клубом никто из нас особо не очаровывается. «Судите их по делам их» - учит вековая духовная мудрость. Да и факты - упрямая вещь. Судите сами: каким громадным медийным арсеналом владеют прозападные либералы, и куцым каким - наши доморощенные патриоты. Слон и Моська! Стыдно: в Москве, столице России до сих пор нет ни одного FM - диапазона патриотического направления!

Впрочем, помимо лукавства властей, коего у них не отнять, существуют и другие, не менее важные препоны, способные похоронить идею «Изборского клуба» в самом ее зародыше. Некоторых из них мы отчасти коснулись в предыдущих публикациях на данную тему. Пора подвести черту. Итак, вот слабости «Изборского клуба», как увидел их, пожалуй, единственный на этом собрании представитель национально-религиозных сил.

Первое: отсутствие единомыслия и единодушия в рядах участников. Хотя все они, по словам А. Проханова, «знают друг друга» и со временем призваны стать чуть ли не «интеллектуально-духовным товариществом, а то и братством», на деле синтеза идей не получилось. Каждый оратор был самодостаточен и склонен обсуждать только свою собственную точку зрения. С ней он пришел - с ней и ушел. Кто и как будет сводить, синтезировать эти весьма разношерстные и противоречивые взгляды, чтобы на выходе дать искомый «вектор идеологии нового российского государства, нащупать коды русского развития и устранить нынешние перекосы», и будет ли - осталось за кадром. Разумеется, такой вопрос был бы неуместен, если бы сами участники изначально и сознательно подчинили себя общей и благородной задаче синтеза, но… честно говоря, подобного настроя я не заметил.

Второе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что человек на девяносто процентов состоит из дьявола, на девять - из книжной премудрости, и только на один процент - из Бога. Дьявольское начало в нас проявляется, в первую очередь, через рабство страстям, и матери их - гордыни. Пока гордыня клокочет в сердце, о единодушии и единомыслии и думать нечего. Каждый будет тянуть одеяло в свою сторону. Другое проявление дьявольского духа разделения - увлеченность будущим. В Изборске это было очень заметно. Каких только прогнозов, рассчитанных на десятилетия вперед, не нагромоздили наши теоретики! И все разные! Между тем, спроси любого из нас: что случится через пять минут, - и станет очевидна цена всех этих «квази-умо-фантазий». По воле Божьей, будущее закрыто от смертных людей непроницаемой завесой, следовательно,… оно будет всегда иным, нежели любые (!) наши на сей счет предположения.

Третье. «Изборский клуб» изначально несет в себе не только семена раздора, присущие в наши дни любому собранию, составленному из людей, далеких от глубокого и истинного понимания веры. В нем, увы, силен и заметен дух интеллектуальной элитарности и оторванности от чаяний и нужд простых людей. Можно сформулировать любые планы, но кто их станет претворять в жизнь? Можно, конечно, уповать на то, что Путин со временем образумится и изменится, но где гарантия? Не лучше ли вместо того, чтобы дрейфовать за властью, все более и более отрываясь (как и она сама) от обманутого и ограбленного народа, идти в этот народ, искать с ним общий язык, выяснять, чем он дышит и что может пробудить его от спячки, чтобы… тем самым, в итоге влиять на власть, а не ждать от нее благосклонности и подачек?

Четвертое. «Изборцы», похоже, не вполне отдают себе отчет в том, что политическая оппозиция в России, вся без исключения, находится в глубоком застое и кризисе, и выход из этого тупика пролегает явно не через теоретические «посиделки». Вернее, будучи людьми искренними и знающими, они догадываются и порой даже честно признают необходимость выработки «смелых, нестандартных, прорывных» решений. Беда лишь в том, что в той душной идейно-политической среде, где они сформировались как личности и мыслители, таковых решений уже нет. И быть не может. «Старая» политика с ее идеологиями-банкротами отжила свой век и полностью исчерпала свой потенциал. Искать на этой свалке заблуждений человеческого разума некие «прорывные решения» все равно, что, по слова Конфуция, в темной комнате искать черную кошку, которой там нет.

Пятое. Оставаясь в рядах «Изборского клуба», мы видим свою задачу не в том, чтобы переубеждать наших коллег и товарищей. Дело это, прямо скажем, почти невозможное. Но мы будем:

а) настойчиво предлагать свежие и действительно прорывные идеи, зарождающиеся в недрах национально-религиозного фланга оппозиции - идеи богочеловеческого синтеза, духовно-светского служения, становления народа Божия как «закваски» нового Русского мира;

б) отслеживать ход дискуссии в рамках клуба, и искать себе союзников и попутчиков в надежде на то, что кого-то из них Господь введет в «разум истины»;

в) предупреждать возможные провокации против этого начинания с любой стороны, в том числе и от власти.

Александр Нотин

Источник изображения: http://pln-pskov.ru/

Поделиться