Методы диагностики творческой активности. Сущность и пути формирования творческой активности детей Показатели творческой активности

УДК 378.147 ББК 74.58

Фуфаев Иван Валентинович

преподаватель кафедра философии и культурологи Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск Fufaev Ivan Valentinovich Lecturer

Chair of Philosophy and Culturology Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Диагностика творческой активности обучающихся Students’ Creative Activity Diagnostics

В статье анализируется понятие творческой активности личности, раскрываются ее компоненты; рассматриваются критерии и показатели творческой активности личности; анализируются описание и результаты экспериментальной работы по диагностированию творческой активности обучающихся.

The idea of personality’s creative activity is analyzed in this article; its components are revealed; the criteria and the exponents of personality’s creative activity are considered; the description and the results of experimental work on the students’ creative activity diagnosing are analyzed.

Ключевые слова: творческая активность личности, диагностика

творческой активности личности, критерии и показатели творческой активности личности.

Key words: personality’s creative activity; students’ creative activity diagnosing; criteria and exponents of personality’s creative activity.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Творчески активные личности необходимы: для решения интеллектуальных задач собственной жизни, решения социальных проблем, решения научных проблем.

Проблема развития творческой активности личности многопланова и разрабатывается рядом наук. Существующие подходы в исследовании

творческой активности в философии, социологии, психологии и педагогике дополняют и обогащают друг друга. Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов В.И. Андреева, А.В. Брушлинского, Д.Б. Богоявленской, В. А. Петровского, Я. А. Пономарева, Г.И. Щукиной.

В нашем исследовании мы определяем понятие «творческая активность» - сложное интегральное образование, включающее креативность (как способность создавать новое), готовность к творческой деятельности (как определенную мотивированность к творческой деятельности) и наличие определенных умений (навыки исследовательской деятельности).

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности, мы обобщили наиболее существенные. Так, необходимость включения самостоятельности в показатели творческой активности обусловлена тем, что самостоятельность - качество, включенное в активность (Д.Б. Богоявленская ). Включение оригинальности в показатели творческой активности использовано многими исследователями (В.И. Андреев , Я.А. Пономарев , Г.И. Щукина ).

На основании рабочего определения творческой активности обучающихся мы в нашем исследовании выделяем креативный, мотивационный и деятельностный компоненты творческой активности обучающихся, придерживаясь позиции исследователей В.И. Андреева, А.А. Кирсанова, так как творческая деятельность как одна из сфер человеческой деятельности подчиняется общим закономерностям психологической науки о деятельности. Единство данных компонентов творческой активности обусловлено и тем, что креативный, мотивационный, деятельностный компоненты творческой деятельности зависят друг от друга, развиваются в единстве, обеспечивая взаимосвязь обучения и воспитания.

Рассматривая креативность как одну из ведущих жизненно-активных потребностей личности в преобразовании действительности, а ее развитую форму как интегративное свойство психики, обеспечивающее целостность личности, мы считаем, что она дает возможности активного включения

обучающегося в творческую деятельность. Наиболее ярким и типичным проявлением креативности считается воображение или фантазия.

К мотивационным особенностям творческой личности относятся: желание заниматься творчеством, интерес к творчеству, желание открывать новое и устанавливать закономерности.

Деятельностная составляющая рассматривается нами с позиции таких показателей, как умение сформулировать проблему и найти метод ее решения, умение преобразовывать окружающую действительность.

В современных психолого-педагогических исследованиях отражено множество подходов к выделению критериев и показателей оценки творческой активности студентов и школьников, а также сформированности различных компонентов творческой деятельности.

Основным критерием в выделении уровней развития творческой активности является степень сформированности ведущих компонентов структуры. Выделяя креативный, мотивационный и деятельностный компоненты творческой активности будем считать критерием для определения уровней развития мотивационного компонента - степень и частоту проявления таких свойств личности: умение поставить цель и достигнуть ее.

Деятельностный компонент будем определять по умению самостоятельной работы и совместной работы, по степени развитости качеств предметнооперационной стороны творческой деятельности (исполнительности, инициативности и др.). Креативный - по устойчивости проявлений выделенных качеств, составляющих механизм творчества.

При исследовании творческой активности в творческой деятельности перед нами встали задачи проследить, каковы типичные уровни творческой активности обучающихся.

Мы выделили три уровня творческой активности обучающихся: высокий, средний, низкий. Используя выделенные ранее показатели и критерии, мы дифференцировали следующие основные уровни развития творческой активности обучающихся.

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Обучающиеся не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля.

Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен, ситуативен. Обучающиеся со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они могут находить новые способы или преобразовывать известные им, предлагать свои идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самостоятельно осуществлять самоконтроль не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью преподавателя. В случае получения искомого результата испытывают радость. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному, оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие обучающиеся проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляют устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Обучающиеся с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Диагностирующий эксперимент проводился на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, а также МОУ СОШ Андреевской средней общеобразовательной школе Чердаклинского района Ульяновской области и в МОУ СОШ № 7 имени В.В. Кашкадамовой г. Ульяновска. В исследовании принимали участие 235 студентов (6 групп обучающихся физико-математического факультета, 4 группы обучающихся исторического факультета, 5 групп обучающихся филологического факультета, 3 группы обучающихся факультета иностранных языков). Также в диагностирующем эксперименте принимали участие 83 школьника. (18 учащихся 7 класса, 17 учащихся 8 класса, 17 учащихся 9 класса, 16 учащихся 10 класса, 15 учащихся 11 класса). Основная задача, решаемая в ходе

диагностирующего эксперимента, заключалась в выявлении уровней творческой активности обучающихся.

Для диагностики использовались различные опросники, анкеты, тесты («Изучение творческого потенциала личности» А.Н. Лука). Также для диагностики мы использовали адаптированный вариант теста С. Медника -RAT (тест отдаленных ассоциаций), методика Джонсона, тесты креативности Торренса.

В нашем исследовании для изучения уровней развития креативности как компоненты творческой активности обучающихся мы применяли следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Нами был использован адаптированный тест-опросник креативности Джонсона.

Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме. По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации

недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов. По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

Также в нашем исследовании мы использовали тест на определение оригинальности, как компоненты креативности обучающихся, С. Медника -RAT. Разработанный тест предназначен для диагностики оригинальности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Разработанная методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, который выражается в оригинальности.

Для диагностики мотивационного компонента творческой активности обучающихся на этапе входной диагностики использовалась методика «Готовность к творческой деятельности» А.Н. Лука. Опросник готовности фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Тест представляет собой объективный, состоящий из 16 пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений готовности к творческой деятельности, доступных внешнему наблюдению.

Для диагностики деятельностного компонента творческой активности обучающихся мы использовали методику Айзенка.

Итоговый результат развития творческой активности обучающихся мы рассматривали как среднее по трем выделенным компонентам. Данный выбор обоснован предложенным определением творческой активности, в котором в равной степени выделяется креативная, мотивационная и деятельностная компоненты.

Результаты входной диагностики творческой активности обучающихся показывают нам следующие экспериментальные данные:

а) высокий уровень творческой активности - 18,30 %;

б) средний уровень - 36,74 %;

в) низкий уровень - 44,96 %.

Покомпонентный анализ результатов входной диагностики позволил составить нам обобщенную картину уровней творческой активности. Нами были выявлены следующие уровни творческой активности обучающихся: низкий уровень - 39,1 %; средний - 46,6 %; высокий - 14,3 %. В рамках констатирующего этапа экспериментального исследования мы использовали методику «Изучение творческого потенциала личности» А.Н. Лука, адаптированный вариант теста С. Медника - RAT (тест отдаленных ассоциаций), методика Джонсона, тесты креативности Торренса.

Таким образом, в рамках диагностирующего этапа экспериментального исследования были определены критерии и показатели творческой активности обучающихся на основании чего нами были выявлены уровни творческой активности обучающихся. Выявленные уровни необходимы для дальнейшей экспериментальной работы по развитию творческой активности обучающихся.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Издательство Казанского Университета, 1988. - 238 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов на Дону: Издательство Ростовского Университета, 1983. - 173 с.

3. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление (перевод с английского). [Текст] / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

4. Дружинин, В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование

формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. 1994.№ 4. с. 28-36.

5. Козленко, В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся. / В.Н. Козленко [Текст] // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средних школ и студентов. - М., 1981. - с. 116-126.

6. Обухова, Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. [Текст] / Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова. Издательство МГУ, 1995.

7. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А Петровский. - М.: Российский открытый университет. 1992. - 633 с.

8. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Л.А. Пономарев. - Воронеж: МОДЭК, 1999. - 176 с.

9. Пухова, Т.А. Диагностирование развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе [Текст] / Т.А. Пухова // Вестник школы. - 1999. -№ 3. - с. 38-43.

10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1979. - 240 с.

1. Andreev, V. E. The Dialectics of Creative Personality’s Upbringing and Self -Upbringing / V. E. Andreev. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 1988. - 238 p.

2. Bogoyavlenskaya, D. B. Intellectual Activity as Creativity Problem / D. B. Bogoyavlenskaya. - Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov-on-Don University, 1983. - 173 p.

3. Druzhinin, V. N, Khazratova, N. V. Experimental Inheritance of Microenvironment’s Forming Influence on Creativity/ V. N. Druzhinin, N. V. Khazratova // Psychological Journal. -1994. - № 4. - P. 28-36.

4. Kozlenko, V. N. To the Question of the Students’ Creactivity Diagnostics / V. N Kozlenko // Psychological Questions of High and Higher School Students’ Cognitive Activity. -M., 1981. - P. 116-126.

5. Obukhova, L. F., Churbanova, S. M. Divergent Thinking Development / L. F. Obukhova,

S. M. Churbakova. - M.: MSU Publishing House, 1995.

6. Petrovsky, V. A. Inadaptive Activity Psychology / V. A. Petrovsky. - M.: The Russian Open University. 1992. - 633 p.

7. Ponomarev, L. A. Psychology of Creativity / L. A. Ponomarev. - Voronezh: MODEK, 1999. - 176 p.

8. Pukhova, T. A. The Students’ Creative Activity Development Diagnosing in a Pedagogical Process/ T. A. Pukhova. School Bulletin. - 1999. - № 3. - P. 38-43.

9. Shchukina, G. E. Activating Students’ Cognitive Activity in Educational Process / G. E. Shchukina. - M.: Pedagogics, 1979. - 240 p.

10. Vertgamer, M. Productive Thinking (Translated from English) / M. Vertgamer. - M.: Progress, 1987. - 336 p.

Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 - 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 - 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 - 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 - 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка - 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое

б) точное

в) необычное

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное-невероятное»

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен - 0;

б) не согласен - 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию - 1.

    Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

    Лицо - зеркало души (М. Горький).

    Единственная настоящая ценность - это труд человеческий (А. Франс).

    Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

    Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

    Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

    Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

    Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

    Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).

    Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21-23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник - родник

    глаз - слеза

    огонь - костер

    шторм - наводнение

24-27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

    Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

    В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше - Ваши действия?

    В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

    Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа - 0; тривиальный ответ - 1; оригинальный ответ - 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

    Консервная банка.

    Металлическая линейка.

    Велосипедное колесо.

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы

в) искать в опыте других лучший способ работы

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

37.

а) смотреть интересный фильм дома

в) проводить время в компании друзей

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да - 2; трудно сказать - 1; нет - 0.

    Мне нравится создавать фантастические проекты.

    Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    Мне удается находить причины своих неудач.

    Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

    Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    Убедительно могу доказать свою правоту.

    Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    У меня часто рождаются интересные идеи.

    Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

    Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.

    Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

КАРТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ*

Фамилия ______________________ Группа _____________

Дата заполнения ________________

1

_______________

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

    Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

    Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

    Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

    Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

    Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

    Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

    Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

    Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов

Главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;10

реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания

– искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.);

рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;

художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.

Сотворчество. В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспри-

нимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия, позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение (контекст – текст – подтекст).

Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идет о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.

Частным видом педагогического творчества является импровизация 11 – нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа: 1) педагогическое озарение; 2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации; 3) публичное воплощение этой идеи и 4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

1.4. Уровни (типы) творчества

Творчество может быть различного уровня. Гизелин (Ghiselin, 1963) пишет о двух уровнях – низшем и высшем. Первый состоит в расширении области применения уже имеющихся знаний. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный уже способ размножения рисунков стали использовать для размножения текстов. Творчество высшего уровня связано с созданием совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку. Примером такого творчества стало создание А. Эйнштейном теории относительности.

А. Л. Галин (1986), говоря о разных уровнях творчества, пишет следующее: «Человечеством накоплено много знаний, имеется множество способов преобразования имеющейся информации, способов мышления, поэтому новое может быть получено путем комбинирования имеющихся знаний, «компиляции» или выведено непосредственно из того, что

10 Когда на выставке работ Пикассо одна из посетительниц спросила художника, как надо понимать его произведение, тот ответил, что его надо не понимать, а эмоционально воспринимать.

11 Импровизация (от лат. imprivisus – неожиданный, внезапный) в самом общем понимании – создание чего-то (сочинение стихов, написание музыки, выступление с чем-либо и т. п.) в момент исполнения, без подготовки.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

известно. Сказать, что это не творчество, вряд ли можно. Нечто новое в результате такой работы получается. Но оно принципиально выводимо из того, что известно. Поэтому назовем это творчеством невысокого уровня. Многое может быть сделано путем применения специальных приемов решения изобретательских задач (Альтшуллер Г. С., 1979), направленного перебора вариантов решения, последовательного осмысления задачи, задания себе вопросов определенного типа и т. п. Но качественно новое знание, предполагающее изменение самих основ рассмотрения явления, таким путем получено быть не может. Получение новых знаний, принципиально меняющих рассмотрение объекта исследования, назовем творчеством высокого уровня» (с. 9).

A. Л. Галин пишет далее, что творчество невысокого уровня связано с рациональным упорядочиванием знаний, их соотнесением и удобным представлением и не обязательно предполагает обращение к интуиции. Творчество же высшего типа включает в себя и интуицию.

Очевидно, что творчество высокого уровня в определенных сферах деятельности доступно не всем, что заставляет говорить о наличии у людей разного по уровню творческого потенциала, т. е. способности к творчеству.

Низший уровень проявляется в способности анализа предметной ситуации с целью ее преобразования; в анализе текстов художественных и научных произведений, в осознании жизненных проблем и собственного опыта в решении практических задач. Новообразованиями этого уровня творческого развития являются умение по-новому, нестандартно взглянуть на ситуацию, широкий диапазон действий при выполнении проблемных заданий, т. е. альтернативность мышления.

Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию. Психологическими новообразованиями этого уровня являются адекватное отражение себя, умение анализировать свои поступки, предвидеть их последствия.

Высший уровень творческого развития дает возможность эффективного воздействия на других людей незаметно для них самих. Данный уровень развития проявляется в умении проектировать личность другого человека и прогнозировать его поступки, в умении отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других. Люди этого уровня одновременно и мечтатели, и прагматики, они самостоятельны и независимы, гибки, эффективны и эмоционально устойчивы.

Л. А. Китаев-Смык (2007) пишет о трех уровнях творчества: компилятивном, проективном и инсайтно-креативном.

Компилятивный уровень связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов.

Проективный уровень имеет место, когда создаются обобщенные новые суждения на основании собранных знаний.

Инсайтно-креативный уровень связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него («побочный продукт» интеллектуального напряжения по Я. А. Пономареву).

Личности, обладающие компилятивным уровнем творчества, могут хорошо разбираться в людях, проявлять коммуникативную креативность, быть хорошими администраторами, руководителями. «Проективные творцы» становятся блестящими педагогами, создают учебные программы, фундаментальные учебники. Этого не могли бы сделать «инсайтные творцы», увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

классификаторству. Кроме того, они слывут неуживчивыми людьми с дурным характером, поэтому плохо справляются с работой, успешно выполняемой «компилятивными творцами».

По С. С. Беловой (2008), сущность процесса творчества заключается:

1) в завершении схемы, восстановлении пробела в репрезентации задачи (О. Зельц);

2) в реорганизации информации или переформулировке задачи (К. Дункер);

3) в преодолении ментального блока, функциональной фиксации (К. Дункер, Р. Майер);

4) в нахождении аналога задачи (Д. Гентнер);

5) в случайных рекомбинациях идей (Д. Саймонтон);

6) в дивергентном мышлении (Дж. Гилфорд);

7) в ассоциировании отдаленных элементов опыта (С. Медник);

8) во взаимодействии логического и интуитивного режимов мышления (Я. А. Понома-

9) в закономерностях функционирования семантической (Э. Нецке) или нейронной (К. Мартиндейл) сети.

М. Боден (Boden, 1999) выделяет три типа творчества (креативности):

1) комбинаторную креативность – порождение новой идеи через необычную комбинацию (ассоциацию) известных идей;

2) исследовательскую креативность – обнаружение «белых пятен», формулирование проблем; творчество состоит в исследовании содержания, границ и потенциала концептуального пространства;

3) трансформационную креативность – выдвижение идей, немыслимых ранее: это научные прорывы на уровне парадигм, «новое слово в искусстве» и т. д. Это творчество в полном смысле слова.

1.5. Мотивация творческой деятельности

Как писал Г. Гутман (Gutman, 1967), для понимания творческой деятельности необходимо принимать во внимание не только мыслительные процессы, но и динамические силы, приводящие эти процессы в действие для производства чего-то нового. А Сантьяго Рамон-и- Кахаль полагал, что исследователя отличают от других людей не особые интеллектуальные способности, а его мотивация, объединяющая две страсти: любовь к истине и жажду славы.

В отношении того, что побуждает человека к творческой деятельности, имеются разные точки зрения.

Сократ первым указал на то, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, но следуя некоторому природному инстинкту. Действительно, многие гении и одаренные люди отмечают, что позыв к творчеству возникал у них инстинктивно. Примеры такого рода приводит Ч. Ломброзо: «Альфиери, называвший себя барометром – до такой степени изменялись его творческие способности в зависимости от времени года, – с наступлением сентября не мог противиться овладевавшему им невольному побуждению, до того сильному, что он должен был уступить, и написал шесть комедий. На одном из своих сонетов он собственноручно сделал такую надпись: «Случайный. Я не хотел его писать»…»12

12 Как тут не вспомнить и Болдинскую осень А. С. Пушкина! Ч. Ломброзо на основании сделанных им подсчетов пришел к выводу, что у многих великих людей были свои излюбленные месяцы и времена года, в которые они преимущественно обнаруживали склонность делать наибольшее число наблюдений или открытий и создавать художественные произведения. У Беранже – в январе, у Лютера – в марте и апреле, у Гальвани – в апреле, у Гюго – в мае, у Мальпиги и Шиллера – в июне и июле, у Ламартина – в августе, у Байрона – в сентябре, у Вольта – в ноябре – декабре. У большинства пик творческой продуктивности в области литературы и искусства приходится на весну, а наименьшая активность – на зиму. То же наблюдается и в отношении научных открытий.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Моцарт в одном из своих писем 1789 г. пишет: «Когда я, как это бывает, нахожусь наедине с собой и я в хорошем настроении (например, путешествуя в повозке или гуляя после хорошего обеда) или в течение ночи, когда я не могу заснуть, мои идеи. появляются в наибольшем количестве. Почему и как это происходит – я не знаю. Я не могу насильственно вызвать их».

…Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует – уж одни эти действия предполагают в самом начале вопрос; если с самого начала не задал себе вопрос, то не о чем догадываться и нечего выбирать. Чтобы быть покороче, закончу психиатрией: если отрицать в творчестве вопрос и намерение, то нужно признать, что художник творит непреднамеренно, без умысла, под влиянием аффекта, поэтому если бы какой-нибудь автор похвастал мне, что он написал повесть без заранее обдуманного намерения, а только по вдохновению, то я назвал бы его сумасшедшим (Чехов А. П.

Полное собр. соч.: В 12 т. М., 1956. Т. 2.).

Короленко Ц. П., Фролова Г. В., 1975, с. 47.

«Все гениальные произведения, – говорит Вольтер в письме к Дидро, – созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать «Армиды Кино» или же басни «Мор зверей», которую Лафонтен диктовал, даже не зная толком, что из нее выйдет. Корнель написал своих «Горациев» так же инстинктивно, как птица вьет гнездо» (Ломброзо Ч., 2006, с. 26–28).

Французский ученый М. Рорбах (Rohrbach, 1959), основываясь на самонаблюдении, тоже считает, что мотивация к творчеству самовозникает и саморазвивается.

Моль (Moles, 1963), опираясь на идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Левина и бихевиористов, представляет мотивацию творчества как трехслойную структуру. На низшем уровне находится редуцированный образ человечества в целом, его непрерывный мятеж против законов природы или мифологические образы, грезы человечества, от Прометея и Икара до философского камня и эликсира долголетия (неосознаваемый коллективный опыт человечества). Средний уровень представляет «страсть» (побудительная сила мотивации), а верхний уровень – социальные мотивы (например, ориентация на научное признание, славу).

Некоторые ученые решающую роль отводят мотиву достижения, т. е. стремлению к успеху, к достижению цели. Это выявлено Чамберсом (Chambers, 1967), обследовавшим 740 ученых (400 химиков и 340 психологов).

А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассин (1978) рассматривают творческую активность художника как неосознанное стремление к отреагированию фрустраций, а литературное произведение – как продукт изживания конфликтов по механизму проекции и идентификации.

Л. Г. Жабицкая (1983б) считает такой подход неадекватным. Бессознательное стремление к изживанию фрустрационного напряжения может стать стимулом к созданию литературного продукта, однако такая мотивация является побочной для литературного творчества (даже если она осознается автором в качестве основной). Жабицкая отстаивает точку зрения, что ведущие мотивы литературно-художественного творчества связаны с познавательной потребностью в художественном исследовании действительности и формированием ценностного отношения к миру. Потребность в познании мотивирует творческую деятельность в особой проблемной ситуации при столкновении художника с новыми явлениями общественной и индивидуальной психологии, требующими установления ценностного отношения.

Можно привести сколько угодно примеров, когда причиной творческой деятельности и выдающихся результатов были честолюбивые желания

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

выделиться из общего ряда людей, подражание, зависть, высокая самооценка, высокие ожидания окружающих людей и т. п. «Сладостное внимание женщин почти единственная цель наших усилий». Эти слова А. С. Пушкина не просто пылкая фраза поэта. По-ученому строгий в суждениях И. И. Мечников писал: «Связь поэзии, литературы, ораторского искусства и музыки с любовью признаны всеми. Но почему-то существует мнение, будто научная инициатива составляет исключение из этого правила. Это еще не доказывает, что любовь не играла направляющей роли в жизни ученых».

«Любознательность – это главный движущий стимул ученого», – утверждал выдающийся венгерский биохимик А. Сент-Дьерди. Таков

что единственный стимул – это наслаждение, даруемое напряжением творческих сил и поисками материала. На любых других условиях я писать отказываюсь – точно так же, как не стану охотиться только ради того, чтобы пообедать кроликом. Однако коль скоро сему занятию будут способствовать хвала и деньги, возражать против этого было бы так же нелепо, как выбрасывать убитого кролика».

Чурбанов В., 1980, с. 65–66.

Другим ведущим мотивом литературного творчества является, по Л. Г. Жабицкой, коммуникативный мотив (иногда автокоммуникация). Его действие проявляется как в установке автора на социальный заказ, так и в установке на эстетическую выразительность, точность и художественное совершенство формы. Этот мотив осознается и произвольно регулируется художником.

К обобщенному мотиву литературно-творческой деятельности Л. Г. Жабицкая относит и эмоциональную направленность как свойство личности, стимулирующее стремление к повторному переживанию эмоций, обусловливающих субъективное видение писателем действительности. Этот мотив менее осознан и плохо поддается управлению. Так, итальянский писатель Фосколо говорил, что он пишет свои письма не для Отечества и не ради славы, а для того, чтобы испытать наслаждение, которое доставляет ему упражнение своих способностей.

Мотивом творческой деятельности может быть «удовольствие, доставляемое работой мысли», как писал Ч. Дарвин. «Восстанавливая в памяти… черты моего характера в школьные годы, я нахожу, что единственными моими качествами, которые уже в то время подавали надежду на что-либо хорошее в будущем, были сильно выраженные и разнообразные вкусы, большое усердие в осуществлении того, что интересовало меня, и острое чувство удовольствия, которое я испытывал, когда мне становились понятными какие-либо сложные вопросы или предметы» (1957, с. 59).

А. С. Шаров (2000) обращает внимание на стремление творческого человека к значимости собственной личности. «Для творческого человека особенно характерно стремление к эскалации значимости собственной личности и Я. Это стремление не только направляет, но и мобилизует человека в реализации выполняемой им деятельности. Сделать что-то лучше, качественнее, чем другие, не так, как все. Стремление к значимости охватывает всего человека, он ищет место приложения своих сил и способностей, поэтому творческие люди многое пробуют делать, начинают и бросают, пока не найдут то, где они максимально результативны, и это приносит им огромное удовлетворение» (с. 329–330).

Ч. Дарвин (1957) признавался, что помимо любви к естествознанию были и другие причины его научной деятельности: «На помощь этой чистой любви приходило, однако, мое честолюбивое желание снискать уважение моих товарищей-натуралистов» (с. 150), «Успех

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

первого моего литературного труда до сих пор доставляет моему тщеславию большое удовольствие» (с. 124).

Следовательно, причинами, повышающими силу мотива творческой деятельности, может быть соревновательность или элементарная зависть, о которой А. С. Пушкин писал: «Зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду».13

Например, в отечественном авиастроении известны конкуретные отношения между различными конструкторскими бюро, приведшие к выдающимся достижениям. Насколько соревнование может подхлестнуть мысль и активность исследователя, можно прочесть в книге американского химика Дж. Уотсона «Двойная спираль» (1968).

Один из стимулов научного творчества – ореол исключительности, которым окружены ученые.

Все же о широком признании как мотиве деятельности большинства научных работников говорить не приходится. Если раньше ученые более низкой квалификации могли иметь иллюзии на этот счет, думая, что их статьи все-таки читают и используют, то «индексы цитирования» вывели их из этого заблуждения.

Одна из ведущих научно-технических библиотек Лондона в 1956 г. могла предложить своим читателям 7820 периодических изданий. Из них 4800 ни разу не были взяты на руки ни одним читателем, 2274 были затребованы лишь один раз, наиболее солидный журнал – 382 раза, 60 журналов – по 100 каждый. Эти цифры свидетельствуют, что большая часть научной информации содержится в статьях очень узкого круга выдающихся ученых и только их публикации читает научный мир. И все же ученые ни в коем случае не отказываются от публикаций даже в третьестепенных изданиях. Напечатанная статья свидетельствует о завершенной научной работе и позволяет почувствовать свою причастность к науке. Человек освещен лучами того ореола исключительности, который присущ научной деятельности.

Что касается высоких побуждений как непосредственного стимула научного творчества, то выдающийся венгерский ученый, биохимик А. Сент-Дьерди отозвался о них скептически. Он считал, что если юноша стремится в науку, чтобы осчастливить и облагодетельствовать человечество, то такому юнцу лучше поступить на службу в благотворительное общество.

Лук А. Н., 1978, с. 69–70.

Интерес, любопытство. Интерес – это познавательная потребность, которая побуждает человека проявлять творчество для ее удовлетворения. Г. Мерфи описывает интерес как врожденное «стремление к открытию», как творческий импульс, «живое любопытство». Интерес – одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований, ассоциирования. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности, зачарованности (см. пункт 5.2).

Смена направления творческой деятельности как способ сохранения мотивации.

Смена направлений, характера творческой деятельности происходит у выдающихся деятелей довольно часто и, вероятно, является одним из факторов сохранения мотивации и твор-

13 Пушкин А. С. Заметки и афоризмы разных годов. Полное собр. соч.: В 10 т. 1958. Т. 7. С. 515.


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Формирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия «Фрактал»

Ахмедьянова Н.А., Дудина Т.Ю., Корелин Д.С.,

Мамалыга Р.Ф., Сукова Т.В., Тверской А.Г.

Екатеринбург, Россия

Аннотация

Ключевые слова: творчество, активность, фрактал, оригами.

В статье описан опыт работы по формированию творческой активности учащихся 5 классов в условиях пропедевтики первоначальных геометрических понятий на кружковых занятиях по оригами. Выявлены уровни творческой активности. Определены пути ее развития.

Ahmedyanova N.A., Dudina T.Y., Korelin D.S., Mamaliga R.F., Sukova T.V., Tverskoy A.G.

The Ural state pedagogical university

Yekaterinburg, Russia

FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY AT CHILDREN OF HIGH SCHOOL AGE AT PROPAEDEUTICS OF CONCEPT "FRACTAL"

Key words: Creativity, activity, fractal, origamis

Abstract: In this station is describe experience of work to formation creative activity the pupils of 5 class at conditions propaedeutics of original geometry concept on lessons origami group. Levels of creative activity are revealed. Ways of its development are defined.

Современная российская школа переживает обновление содержания, форм и методов обучения в целях поиска путей наиболее эффективного личностного развития учащихся на основе воспитания потребностей в творчестве, самообразовании, формировании ответственного отношения к процессу учения и в целом к собственной жизни. Это определило актуальность избранного нами направления исследования.

В научной литературе существуют разночтения в трактовке понятия «творчество». Так В.Н. Дружинин определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью .

В.А. Далингер понимает творчество как целенаправленную теоретическую и практическую деятельность человека, которая приводит к созданию новых, ранее не известных гипотез, теорий, методов, новых технологий, произведений искусства и литературы . В этих определениях (несмотря на различия в деталях), как и в исследованиях большинства ученых, творчество предстает как сложно структурированный, многокомпонентный, разноаспектный способ деятельности.

В результате анализа существующих подходов в понимании творчества, нами было создано рабочее определение этого понятия, как наиболее разностороннего, полного, эмоционального, духовно и культурно богатого удовлетворения потребности в самореализации и познании мира. При этом под познанием понимается процесс целенаправленного теоретического и практического освоения закономерностей и связей различных явлений, в результате чего появляется новый личностно и социально значимый объект.

Особенностью данного исследования стало изучение детского творчества, где приоритетным становится, прежде всего, личная значимость.

В своей концепции мы опирались на результаты исследований Л.С. Выготского о творческой активности ребенка, видевшего пути эффективного приобщения учащихся к творчеству через развитие познания различных элементов действительности . Исходя из этого, творческая активность понимается нами как устойчивое качество личности, характеризующееся осознанием собственных потребностей, возникающей из них мотивацией; пониманием их культурных оснований; владением технологией реализации средств их удовлетворения и созданием качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами .

В условиях модернизации и поиска новых форм обучения реализация практической программы нашего исследования осуществлялась на базе студии «Геометрия-Компьютер-Геометрия» при кафедре геометрии математического факультета УрГПУ. Для этого были организованы систематические занятия кружка «Фракталенок». В его работе (2009г.-2011г.) выделены три направления: «Оригами и фракталы» (5 класс), «Фракталы и Лого» (6 класс), «Фракталы и Pascal» (7-9 классы).

Основными задачами проведения занятий были:

· формирование представлений об основных понятиях как классической, так и фрактальной геометрии;

· расширение области пространственного опыта

· развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ, классификация и др.;

· стимулирование творческой активности учащихся в процессе познавательной деятельности.

При этом развитие творческой активности учащихся рассматривается как условие достижения большей продуктивности в осмыслении как ключевых геометрических понятий, так и других вышеперечисленных задач.

Рассмотрев основные качества человека-творца и взяв за основу классификацию уровней степени сформированности творческой активности , мы разработали следующую ее характеристику (ниже приведена часть таблицы - представлены два компонента):

творческая активность учащийся кружковый

Уровни творческой активности. Табл. 1

Уровень творческой активности

Мотивационно-эмоциональный и волевой компоненты

Интеллектуальные способности и умения

Подражание

Познавательный интерес занимательного характера. Радость открытия не испытывают. Неспособны самостоятельно преодолевать трудности. При наличии яркого эмоционального впечатления у них появляется желание «сделать также».

Происходит накопление знаний, опыта в конкретном виде деятельности.

Предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе - это метод «проб и ошибок». От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются.

Элементарный (нереализованные возможности)

К заданиям, носящим нестандартный характер, проявляют интерес. Любознательны, что выражается в большом количестве уточняющих вопросов. Не способны самостоятельно преодолеть трудности при выполнении учебных заданий. В случае получения нового результата или продукта испытывают радость открытия. Неадекватная самооценка собственных возможностей. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут.

Склонны к репродуктивной деятельности. Обладают такими умениями, как сравнивать, выделять главное. Могут решать задачи на основе частичной перестройки и выбора способов из ранее известных.

Наличие интереса к творчеству и готовность к нему

Учащиеся этого уровня характеризуются присутствием стремления отойти от деятельности по образцу и отстаиваем своих творческих позиций, объективной самооценкой своих возможностей. Наблюдается возросшая самостоятельность в преодолении возникающих трудностей. Готовы придти на помощь, порадоваться успеху и сопереживать неудачам. товарища

Низкий уровень развития способностей переноса знаний и умений в новую ситуацию. «Генераторы» идей. Умеют создавать предварительный замысел. Способность к фантазии проявляют в основном в конкретной области деятельности.

Ситуативное творчество

Способны ставить цель. Стремятся выполнить работу, требующую нестандартность мысли. Радость открытия испытывают в случае получения оригинального результата. Недостаточно смелы и решительны в отстаивании своей собственной точки зрения.

Алгоритмизированные задания выполняют только из-за того, что требует учитель. Генерация идей происходит незаметно для окружающих. Проявляют элементы креативности при выполнении заданий.

Творчество в избранной области

Решительны в отставании своей точки зрения только в пределах избранной ими области деятельности. Могут проявлять интеллектуальные и волевые усилия для достижения поставленной цели.

Творчество - стимул познавательной деятельности. Сильно развито стремление к творческим достижениям. Хорошо развита способность планирования своей деятельности. Способны к рефлексии, коррекции, доработке и совершенствованию первоначального замысла.

Творчество как стиль деятельности

Осознают свою мировоззренческую позицию в творчестве.

Характеризуются независимостью суждений и критичностью мышления.

При диагностике творческой активности учащихся 5 классов использовались такие методы как наблюдение, анкетирование, тестирование и самоанализ учащихся.

Выявленные уровни творческой активности отражены ниже (Рис. 1).

Рис. 1. Распределение учащихся по уровням творческой активности (наблюдение)

Из диаграммы (Рис. 1) видно, что 56% учащихся находятся на первом уровне творческой активности. Это означает, что обучаемые неспособны самостоятельно преодолевать трудности, предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе - это метод «проб и ошибок».

Для реализации перехода основной группы учащихся на второй уровень развития творческой активности были созданы специальные дидактические условия на основе деятельностного подхода.

Рассмотрим образцы приемов, направленных на формирование таких логических операций как сравнение, классификация и выделение главного, используемых на занятиях по оригами. Так, при обобщении темы «Животные» учащимся было предложено провести классификацию фигур по принадлежности к одной из базовых форм (например, фигуры «Птица» и «Лягушка» основываются на базовой форме «Квадрат», а из базовой формы «Дом» складывается «Флигель» и «Фортепьяно»).

Также мы предлагали решить серию заданий, направленных на создание новых фигур на основе «частичной перестройки».

Для решения первого задания этой серии обучаемые дополняли сложенную ранее фигуру (разрисовывали, делали один-два сгиба). Для второго - школьники выбирали готовую модель оригами из предложенных, отличающихся тремя-четырьмя последними шагами построения. Они выполняли общую часть алгоритма сборки вместе с обучающими, а последние шаги построения проделывали самостоятельно. В итоге большая часть школьников воспроизводила выбранные модели.

В следующих заданиях этой серии мы увеличивали долю самостоятельной работы учащихся (им предстояло выполнить 5-6 шагов). В результате выполнения таких упражнений все учащиеся могли самостоятельно собрать показанную им модель оригами, отдельные обучаемые вышли на оригинальное решение.

Проделанная нами работа не претендует на исчерпывающие освещения проблемы, подтверждая мнения исследователей о том, что изучение творчества всегда сложно в связи с его выраженной индивидуальностью, особенно, если это касается детского творчества. Однако результаты нашего эксперимента позволили сделать следующие выводы.

Оригами, как вид художественной практики, интересен младшим подросткам. На занятиях по созданию оригами можно решать целый комплекс педагогических задач: развитие мелкой моторики, мышления как логического, так и образного; расширение геометрических знаний; формирование практического умения работы с материалом, и что для нас наиболее важно, творческой активности.

Литература

1. Выгодский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выгодский. - М.: Искусство, 1986

2. Далингер, В.А. Творческое мышление учащихся как результат их поисково-исследовательской деятельности. Педагогические системы развития творчества [Текст] / В.А. Далингер. - Екатеринбург, 2010

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ИЦ «Академия», 1996

4. Леонтович, А.В. К вопросу о развитии творческой активности учащихся [Электронный ресурс] / А.В. Леонтович. - М., 2001. - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/web20021/leont.htm

5. Шабанов, Т.Н. Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Шабанов. - М.: [б. и.], 2000

Размещено на сайт

Подобные документы

    Теоретические аспекты развития творческой активности подростков в педагогическом процессе. Изучение ее сформированности у учащихся подросткового возраста. Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников-подростков.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2012

    Сущность понятия и психолого-педагогические основы развития творческой активности детей. Исследование условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников в воспитательно-образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Сущность творческой активности у детей 7-9-ти лет, их психофизические особенности, способствующие ее развитию. Танцевальная аэробика как форма развития творческой активности. Средства танцевальной аэробики для развития творческой активности школьников.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Характеристика творческой активности как качества личности. Виды внеклассной работы, ее основные направления в современной школе. Анализ эффективности использования внеклассной деятельности по предмету музыка в воспитании творческой активности детей.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Сущность понятия "творчество", его роль в развитии старших дошкольников. Экспериментальное исследование уровня сформированности творческой активности у детей. Конспект занятия по декоративному рисованию

Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.

Творчество (креативность)- "способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фра.) /16/ творчество- это создание нового, оригинального, ранее неизвестного.

Творчество-это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Для развития творческой активности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности личности в опредмечивании её сущностных сил. Творческая активность-средство самореализации личности в деятельности, соответствующие имеющимся интересам и потребностям.

Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.

Критерии творческой активности учащихся

- Психологические задатки,

- Способность к концентрации внимания.

Интеллект.

- Память, воображение.

- Личностный статус.

- Мотивация достижений.

Привычки.

Притязания.

Талант.

Устремлённость.

- Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).

Знания, умения, навыки формируются у ребёнка в результате его собственной деятельности, психической активности. Задача учителя-это система педагогических воздействий, направленная на формирование у всех учеников способности на новые способы деятельности, потребности к познанию. Необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), по практической пользе и использованию полученного продукта.

Уровень развития у учащихся творчески личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года с помощью наблюдений, тестирования, анализа образовательной продукции ученика. Степень развития качества ученика оценивают по параметрам: креативные качества, когнитивные и оргдеятельные.

Выявление уровня творческой активности учащихся в разных видах деятельности.

7 класс

Методика исследования:

1. Выделить критерии творческой активности*

2. Определяем временные промежутки.

3. Выделяем количественный состав группы.

Цель: Исследовать уровень творческой активности учащихся, наметить пути повышения творческой активности а разных видах деятельности.

Для оценки уровня развития творческой активности используются:

а) текстовые характеристики учеников;

б) результаты его образовательных достижений;

в) анкеты, самооценки ученика;

г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.

Итоговая оценка развития творческой активности производится по трём уровням: " высокий", "средний", "низкий".

п/п

Типы личностных качеств (креативные)

Уровень развития личностных качеств учеников

(% от общего числа)

высокий

(внешкольная деятельность)

Средняя

учебная

Низкий

внеклассная

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

Воображение

Самобытность

Чувство новизны

Интуиция

Вдохновлённость

Инициативность

Воображение

Интеллект

Методы изучения воображения

Воображение оценивается по степени развитости у учащегося фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках и других продуктах творческой деятельности.

Ребёнку предлагается три задания.

I . Придумать рассказ(историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) и изложить его устно в течении 5 минут.

На придумывание темы или сюжета рассказа отводится до I минуты.

Методика "Вербальная фантазия"

(речевое воображение).

В ходе рассказа оценивается:

I . Скорость процесса воображения.

2. Необычность, оригинальность способов воображения.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, В каждом из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Воображение.

"0" - баллов, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

"1" - балл, данный признак выражен слабо.

"2" балла признак выражен достаточно сильно.

Если в течение минуты ребёнок не придумал сюжет рассказа, экспериментатор сам подсказывает ему сюжет, за скорость воображения ставит "0". Если сюжет ребёнок придумал к концу минуты, то по скорости воображения он получает оценку I балл, если придумал сюжет быстро в течение 20-30 секунд получает 2 балла.

Оригинальность

Если ребёнок пересказал то что он когда-то слышал - 0 баллов; если пересказал, но при этом внёс что-то новое от себя - 1балл; если ребёнок придумал что-то такое, что он не мог раньше это слышать или видеть, за оригинальность воображения он получает 2 балла.

Фантазия :

Общее число, живых существ, предметов, ситуаций, действий, различных характеристик. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребёнок получает 2 балла; если общее количество деталей указанного типа в пределах от 6 до 9 - получает 1 балл, если в рассказе признаков мало менее 5- получает 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразной в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу) играющему ключевую роль.

0 баллов - центральный объект изображён схематично.

1 балл- детализация умеренная.

2 балла- если образ расписан достаточно подробно.

Эмоциональность .

1. Если рассказ не интересен» малоэффективен-0.

2. Если рассказ вызывает к себе интерес, а с соответствующей реакцией угасает- I балл.

3. Внимание слушателя не угасало» а к концу даже усиливалось-то эмоциональность оценивается в 2 балла.

Таким образом, максимальное число баллов оценивается в 10 баллов, минимальное 0 баллов.

Схема протокола к методике "Вербальная фантазия".

(принимало участие 15 человек)

Оцениваемые параметры

Оценки этих параметров

Скорость процессов воображения.

3ч/2б

7ч/7б

5ч/10б

Необычность, оригинальность образов.

2ч/2б

10ч/5б

3ч/8б

Богатство фантазии

2/1б

10ч/6б

3ч/8б

Глубина и проработанность

2/2б

10ч/5б

3ч/9б

Впечатлительность и эмоциональность образов

2/1б

10ч/6б

3ч/9б

Выводы об уровне развития творческих способностей.


10 баллов- очень высокий

8-9 баллов- высокий

4-7- баллов- средний

2-3-низкий

0-1 - очень низкий.

Анкета для определения творческих наклонностей у школьников

1. Я люблю сочинять собственные песни- да, нет

2. я люблю гулять один- да, нет

3. Я задаю много вопросов- да, нет

4. Сочинение рассказов и сказок - пустое дело- да, нет

5. Я люблю, чтобы у меня было один или два друга - да, нет

6. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила- да, нет

7. У меня есть несколько хороших идей- да, нет

8. Я люблю рисовать- да, нет- да, нет

9. Мои папа и мама любят играть со мной- да, нет

10. Я люблю вещи, которые трудно делать- да, нет

11. Солнце на рисунке должно быть всегда жёлтым- да, нет

12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как оно работает- да, нет

13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжках, чем рисовать самому- да, нет

14. Лёгкие загадки - самые интересные- да, нет

15. Я люблю узнавать новое о животных- да, нет

16. Я не люблю, когда другие задают много вопросов- да, нет

17. Трудно найти занятие, когда находишься один- да, нет

18. Я охотно играю в старые игры, чем в новые- да, нет

19. когда я хочу что - то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от затеи и берусь за что - нибудь другое- да, нет

20. Я люблю играть с друзьями, а один не люблю- да, нет

В пунктах 4,5,11,13,14,16,17,18,19,20 - оценка проводится следующим образом: за ответ "да" начисляется 0 баллов, за ответ "нет" 1 балл. Склонность ребёнка к творчеству складывается из таких качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость.

Разнообразие интересов

1,4,8,15

1 степень-0 - 1 балл (слабо выражено)

2 степень- 2 -3 балла (выражено средне)

3 степень-4 балла (явно выражено)

Любознательность

3,12,16

1 степень-0 - 1 балл

2 степень- 2 балла

3 степень-3 балла

Методика оценки устойчивости внимания

с помощью 25 - значных одноцветных таблиц.

Эта методика позволяет достаточно быстро оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одно­временно. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает первую таблицу первую, находит в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает с другими. Учитывается скорость работы, т.е. время затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребёнка. Чтобы оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

Результаты показали, что самая большая творческая активность учащихся наблюдается в учебной деятельности. Причём по некоторым критериям оценивая творческую активность, замечено на конец года активность падает, поэтому учителям необходимо корректировать работу учащихся в течение всего года. Активность личности - характеризуется многообразием проявлений в учебной деятельности:

Активное и самостоятельное добывание знаний, активные поисковые действия при решении проблем. Например, от умения работать с учебником в большей степени зависит прочность и осмысление знаний. В свою очередь умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается определёнными методическими приёмами и средствами. Так если текст насыщен фактическим материалом, необходимонаправить работу ученика на вычисление главного в тексте, а такие вопросы как самоконтроль потребуй от ученика проявления максимальной самостоятельности мышления, умение обобщать факты, делать выводы.

Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленное, методически продуманные лабораторныеработы, они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами. Мне, кажется, что широкое использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, усиливает практическую направленность, способствует развитию познавательной активности учащихся.

К средствам обучения позволяющим развивать у учащихся умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов, явлений, устанавливать причинно-следственные связи, относятся специальные дидактические материалы. Это могут быть аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, коллекции.

Повышению мыслительной деятельности способствует использование сравнительных схем. Их построение даёт возможность уточнить черты сходства, различия, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Карточки - задания, применяемые на уроке, включают вопросы, требующие знания фактического материала, задания предполагающие применение ранее полученных знаний, требующие доказательного ответа и приобретают умение логического мышления, повышению познавательной деятельности учащихся (Биология в школе №5, 1996г),

Познавательная активность как педагогическое явление-это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самореализации учащегося, с другой - результат особых, усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся.

Однако для различных учащихся характерна разная степень в активном познании. Это нулевой уровень - учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственна агрессия, как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя, не проявляют заинтересованности.

Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность появляется в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, а не подкрепляются волевыми усилиями. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднении также легко теряют интерес к учёбе.

Внимание таких детей можно держать вопросами, которые задают сами дети. Некоторые ученики данной группы часто боятся приступать к выполнению задания, так как оно им кажется сложным. Поэтому можно разрешить им выполнить лишь часть задания. Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности обычно любимы учителями. Такие ученики обычно выполняют задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно.

Главное достоинство этих учащихся - стабильность. Учёба им даётся легко, но лёгкость это кажущаяся - это результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточится. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост или учитель занят более слабыми учениками. Основными приёмами, стимулирующими учащихся можно назвать поисковые ситуации, которые создаются на уроке. Однако довольно трудно создавать проблемные ситуации на каждом уроке, поэтому таким учащимся можно создавать ролевые ситуации, например, брать на себя роль "эксперта", наблюдателя", который следит за темпом урока: "мудреца", который подводит итог урока.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности отличается от всего выше сказанного. Педагогическая работа строится на специальных приёмах, стимулирующих творческую активность. Интересной формой общения является внеклассная работа. По биологии: это КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Брейн - ринги". Многие ребята нашей школы пробуют свои силы в написанииисследовательских работ и принимают участие в научно практической конференции "Дети- творцы 21 века". Так в 2000-2001 году ученица нашей школы Нургалиева Айнагуль была отмечена на практической конференции за оригинальность исследования темы "Вирусы". Дети принимают участие в школьных и районных олимпиадах. Два года назад мой ученик Гвозденко Юра занял третье место в районной олимпиаде по биологии. Сейчас он является студентом аграрного университета агрономического факультета. Работа направленная на развитие творческой активности учащихся даёт результаты - за последние четыре года пять учащихся поступили в ОСХА на факультеты- зоотехнический, агрофак, ветфак трое учеников поступили в медколледж на факультеты- сестринское дело и фельдшер-лаборант, где успешно обучаются.

В школе проводятся предметные недели, экскурсионная работа, театрализованные вечера, викторины по предмету - что способствует творческой активности учащихся.

В учебном процессе стараюсь ввести:

Интеллектуальную разминку, что позволяет формировать творческое мышление;

Проблемное изложение материала на уроках;

Работа исследовательская, кружковая, написание рефератов, которые позволяют повышать творческую активность учащихся в обучении.

Поделиться