История камуфляжа Dazzle — от картин кубистов до военных крейсеров и принтов на одежде. Ослепительная маскировка Камуфляжная окраска советских кораблей 2 мировая война

«Многие известные виды камуфляжа могут легко сделать так, что один хорошо видимый предмет будет казаться двумя, два объекта - тремя и так далее»

Фото 8.

Развитие технологий поставило крест на этом типе камуфляжа. Вернее, на его военном использовании: оптические приборы обмануть таким образом уже не получалось. Зато, Razzle Dazzle моментально подхватило послевоенное поколение - этот тип камуфляжа до сих пор актуален и часто используется в создании молодежных линеек одежды.

А вот и одна из картин самого Нормана Уилкинсона. Как видите, художник совсем не был кубистом, предпочитая работать в более традиционных стилях. Эта картина, созданная в 1915 году, называется «Пляж на Дарданеллах с солдатами, разгружающими медикаменты».

Фото 9.

Для разработки дизайна были созваны лучшие художники своего времени. Каждый корабль имел свою индивидуальную окраску, над которой работали Эббот Тайер, Максимилиан Тох, Эдвард Уодсворт, Эверетт Уорнер и многие другие. Собственно, большую часть сохранившихся судов, можно было бы смело отправлять в музей современного искусства.

Фото 10.

Фото 11.

Крейсер «Глуар» (Gloire), вошедший в состав французских ВМС в 1937 году.

Головокружительно, не правда ли? Такой способ окраски корабля может показаться странным, если не убийственным для корабля и экипажа. Но это лишь на первый взгляд.

В свое время старый добрый Dazzle camouflage буквально сводил с ума командиров немецких подводных лодок. Попробуйте на просторах океана, с хорошим удалением, через несовершенную оптику тех времен идентифицировать цель, направление и скорость ее движения, осадку, и прочие данные, необходимые для успешной торпедной атаки. Вот тут-то и возникали затруднения.

Результат атаки зависит напрямую от оценки обстановки, но если командир порой не мог определить, в каком направлении он движется, и где вообще его нос и корма, эфффективность такой атаки практически нулевая.

Изобретателем этого типа камуфляжа стал британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, служивший во время Первой мировой войны в подводном флоте. Его идеей было не прятать огромный корабль от взгляда через оптику, а сбивать с толку противника, готовящего торпедную атаку.

Основная цель этого камуфляжа была не столько скрыть совсем объект от неприятеля — котлотурбинные установки легко демаскировались дымом из труб, а усложнить попадание.

Так как дальномеры были оптические, все базировалось на исходных данных (длина, ширина корабля, которые более-менее известны) и углах (тысячные дистанции). Исказить эти данные и были призван этот камуфляж.


Идея пришла из авангардистского ответвления кубизма — вортицизма, модного тогда.


Адепт вортицизма — Уиндем Льюис, и его работа «Workshop».

Первопроходцем в 1917 году стал лайнер HMS Alsatian, на котором после многократных тестов на макетах был испытан новый тип камуфляжа, и затем он был принят на вооружение не только в Британии, но и США, Франции, России.


Эсминец «Счастливый». Российская империя, ПМВ, Черное море.


Камуфляж применяли как на торговых судах, так и военных кораблях.

И не только черно-белый: варианты расцветки варьировалась от зеленого до оранжевого. Один из журналистов, став свидетелем движения конвоя, назвал его «стаей уходящих в море пасхальных яиц».

Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем, создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию удаления судна, в реальности же приближающегося.

К слову, расцветка зебр работает по тому же принципу, а их группа вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными. Флотские ветераны традиционно пренебрежительно относились к этой раскраске, сравнивая ее с внешностью портовых дам, но моряки быстро оценили его преимущества — ведь атаки немецких подводников все чаще становились безрезультатными.

С началом Второй мировой войны он также нашел себе применение, в том числе в ВВС.


Истребитель P-51 «Mustang».

Правда с началом активного применения радиолокационных средств обнаружения целей он начал понемногу терять актуальность, и корабли были окрашены в привычный туманно-серый шаровый окрас. Но и сегодня Dazzle вновь находит для себя применение. Он прекрасно сочетается с высокотехнологичными системами «кораблей-невидимок».

Кроме того, камуфляж используется на камерах на дорогах Австрии, фиксирующих скорость автомобилей: раскрашенная таким образом камера совершенно незаметна.

Да, а крейсер пережил войну, в отличие от остальных систершипов.
Совпадение? Кто знает?

Когда в начале ХХ века художники-авангардисты Жорж Брак и Пабло Пикассо эпатировали публику новым направлением в живописи — кубизмом, они никак не предполагали, что менее чем через десять лет у них появятся многочисленные последователи в… военно-морских ведомствах. А в роли холста будут использоваться стальные борта боевых кораблей.

Французский лёгкий крейсер «Gloire» — то ли зебра, то ли тельняшка в заплатах…

До тех пор, пока дистанция морского боя не превышала дальности пистолетного выстрела, никакого смысла в маскировочной окраске кораблей не было. Наоборот, обилие позолоты и ярких красок создавало важный психологический настрой у сражавшихся экипажей, особенно если им предстояла абордажная схватка. Поэтому вплоть до конца ХIХ века крейсера и броненосцы выглядели нарядно и торжественно: чёрный или белый корпус с золотыми украшениями, белые надстройки, жёлтые трубы… В виде эксперимента время от времени применялась и менее заметная серая окраска, но её долго считали нецелесообразной. Например, по словам британского адмирала графа Корк-и-Орери, во флоте «Владычицы морей» тёмно-серый цвет считался траурным. Впервые в него был выкрашен английский броненосец «Monarch», когда ему в 1869 году выпала миссия доставить в Нью-Йорк тело скончавшегося англо-американского филантропа Пибоди. Лишь в начале ХХ века серая или серо-зелёная окраска кораблей начинает приобретать популярность. Первыми полностью отказались от помпезных чёрно-бело-жёлтых цветов флоты Австро-Венгрии и Японии. В сентябре 1903 года в «серо-оливковый» (близкий с современному хаки) цвет была перекрашена и находившаяся в Порт-Артуре русская Тихоокеанская эскадра. Опыт Русско-японской войны показал, что реальная дальность артиллерийского боя на море значительно выше, чем предполагали адмиралы, и затрудняющая прицеливание маскировочная окраска отныне становится весьма актуальной. Практически все страны перекрашивают свои военные корабли в разные оттенки серого цвета.

Английский броненосец «Victoria», окрашенный в так называемые «викторианские» цвета, литография художника Вильяма Митчелла. И корабль, и его окраска получили названия в честь королевы Виктории — именно при ней британский флот достиг вершины своего могущества.

Любопытно, что во время Русско-японской войны русские миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Кто автор этой идеи, неизвестно. Но факт остаётся фактом: впервые классический камуфляж, делающий корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающий его силуэт, был применён именно в Российском флоте.

Опыты с «покровительственной» окраской кораблей вплоть до начала Первой мировой войны проводились во многих странах, но моряки как правило относились к ним скептически. Что неудивительно: условия видимости на море постоянно меняются, и создать универсальную окраску, чтобы та была эффективна при разной погоде и днём, и ночью, просто невозможно. На фоне горизонта корабль, да ещё дымящий, всегда представляет собой контрастную цель, и цвет, в который он выкрашен, на его обнаружение никак не влияет.

Однако с началом Первой мировой войны адмиралы, прежде всего британские, столкнулись с проблемой, которую они явно недооценили. Речь идёт о немецких подводных лодках, наносивших флотам Антанты весьма ощутимые потери. И вот тут-то и возникла идея применить для кораблей окраску, которая бы затруднила выполнение торпедной атаки. Дело в том, что торпеда, в отличие от артиллерийского снаряда, движется довольно медленно, и командиру субмарины, атакующей движущееся судно, приходится стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди. Говоря профессиональным языком, командиру приходится рассчитывать «торпедный треугольник». А тут очень важно правильно определить скорость движения цели и её курс. Поэтому теперь окраска корабля должна была не уменьшить его заметность, а исказить его внешний вид, затруднив определение параметров его движения.

Первым предложил раскрашивать корабли «наподобие зебры» английский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре 1914 года, Керр писал: «Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Идея показалась слишком экстравагантной, и от неё просто отмахнулись. Вспомнили о необычном предложении только через полгода — всё возрастающие потери британского флота от кайзеровских субмарин требовали принятия экстренных мер. Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, получившей официальное название «dazzle camouflage ».

Вскоре к работам подключился художник Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson), предложивший и теоретически обосновавший собственную схему камуфляжной окраски, основанную на модном в то время течении в живописи — кубизме. Как и его коллеги, художники-авангардисты, он старался «раздробить» реальный объект (в данном случае, корабль) на условные плоскости, грани и отдельные геометрические формы. Сочетание ярких полос, многоугольников и плавных кривых делали линкор, эсминец или транспорт похожим на полотно абстракциониста и выглядели крайне необычно. Однако, отойдя от первого шока, моряки «Владычицы морей» вынуждены были признать: определить курсовой угол и даже класс изощрённо раскрашенного судна стало непросто. «Искажающему» камуфляжу была дана путёвка в жизнь, а Вилкинсону достались лавры его изобретателя.

Сэр Норман Вилкинсон (Norman L. Wilkinson, 1878–1971) — английский художник, считающийся на Западе «отцом» военно-морского камуфляжа. В годы Первой мировой войны служил на судах Королевского военно-морского добровольного резерва (Royal Naval Volunteer Reserve), участвовал в патрулированиях и боевых тралениях, получил чин лейтенанта. Теоретически обосновал принцип искажающего экипажа. Позже стал обладателем многочисленных титулов и наград.

Справедливости ради следует заметить, что той же весной 1915 года независимо от англичан очень похожую окраску для кораблей предложил севастопольский художник Юрий Шпажинский. Он тоже создал её под влиянием кубизма — на борта, надстройки и трубы кораблей в определённой последовательности наносились треугольники белого, голубого, тёмно- и светло-серого цвета, вместе образующие ломаные полосы. Первым по такой схеме был окрашен черноморский броненосец «Синоп», за ним последовали эсминцы «Счастливый» и «Громкий». Шпажинский называл изобретённую им окраску «иллюзорной» — по сути это было синонимом слова «искажающей».

Летом 1915 года «иллюзорная» окраска испытывалась и на Балтике. Шпажинский усовершенствовал свою схему, и выделенный для эксперимента крейсер пограничной стражи «Кондор» был покрыт ломаными линиями «небесного» и «водяного» цветов. Кроме того, художник опробовал ещё одно своё изобретение — специальные наделки на мачтах и трубах, призванные исказить силуэт корабля. К сожалению, на официальных испытаниях, состоявшихся 29 июня 1915 года, ожидаемого эффекта вся эта затея не принесла. «Кондор» и лишённый камуфляжа однотипный «Беркут» оказались одинаково видны, а дальномеры на дистанциях от 55 до 65 кабельтовых в обоих случаях давали точные результаты. В результате по рекомендации проводившей испытания комиссии работы по «иллюзорной» окраске были свёрнуты.

И всё же следует признать, что талантливый художник Юрий Ипполитович Шпажинский (между прочим, одна его картина есть в Третьяковской галерее) был первым и в области морской искажающей окраски, и в изобретении деформирующих силуэт наделок — последние появились в Англии не ранее чем через год. Обидно, что его имя практически забыто, а все придуманные им новации ныне приписывают его зарубежным коллегам.

Первый в мире классический авианосец — британский «Argus» в камуфляже, 1918 г.

Пример необычного камуфляжа времён Первой мировой войны — американский линкор «Nebraska»

Искажающая камуфляжная окраска стала массово применяться на флоте в 1917-1918 годах, а её «второе пришествие» приходится на период Второй мировой войны. Многообразие красок и рисунков, наносившихся на бортах кораблей самых разных классов, поражает. Шахматные клетки и волнообразные линии, треугольники и квадраты, бесформенные пятна, штриховка, немыслимые узоры всех цветов радуги… Удивительно, но под весь этот «апофеоз абстракционизма» была подведена теоретическая база. Например, в американском флоте существовала регламентированная, хотя и довольно перегруженная, классификация всех схем камуфляжа. Характер окраски (однотонной или камуфляжной) определялся базовым типом (measure), которому присваивался свой номер — 1, 5, 11, 12 и т.д. Далее шёл номер проекта (design), который стандартизировал рисунок камуфляжа. Последняя буква в обозначении соответствовала классу корабля, к нему относилась схема окраски (например, для авианосцев это была буква А, для линкоров — В). Таким образом, камуфляжная окраска, скажем, авианосца CV-12 «Hornet» имела обозначение «Measure 33 design 3А». Но это ещё не всё. Каждый применяемый оттенок тоже был стандартизован, имел своё название и номер — например, «океанский серый» (ocean gray) 5-0, «туманный серый» (haze gray) 5-Н, «военно-морской голубой» (navy blue) 5-N… Художники-основоположники кубизма не могли и представить, что разработкой рисунков и цвета абстрактных картин будут заниматься научные институты, а исследования их восприятия человеческим глазом лягут в основу закрытых диссертаций!

Как уже говорилось, маскировочная и искажающая (dazzle) схемы окраски изначально были своими противоположностями. Но для отдельных театров военных действий удалось придумать рисунки камуфляжа, который при определённых условиях выполнял обе функции сразу. Так, итальянцы для окраски своих кораблей часто использовали серо-зелёную гамму: в открытом море такой камуфляж являлся искажающим, а на фоне средиземноморского берега — маскировочным. На актуальность совмещения этих функций сильно повлияло развитие авиации. В годы Второй мировой войны палубы кораблей нередко покрывались хаотически расположенными линиями и геометрическими фигурами. Во время стоянки в базе подобная окраска затрудняла опознавание корабля и одновременно маскировала его под портовые сооружения. В открытом море «противовоздушный» камуфляж не имел особого значения, так как с самолёта корабль обнаруживался прежде всего по кильватерному следу.

Одна из излюбленных «фишек» морской камуфляжной окраски — изображение фальшивых белых бурунов у форштевня и в кормовой части корпуса — таким образом создавалась иллюзия, будто судно идёт с гораздо большей скоростью, чем на самом деле. Часто применялась окраска оконечностей корпуса в цвета, контрастирующие с центральной частью — так скрадывалась длина корабля и затруднялось определение курсового угла. Иногда на борта наносили контрастные силуэты одного-двух небольших судов, обычно идущих в противоположную сторону — при определённых условиях освещённости такой рисунок мог сбить с толку наблюдавшего в перископ подводника.

Во время Великой Отечественной войны камуфляжная окраска широко применялась и в нашем флоте. Схемы окраски в основном были подобны тем, что использовались союзниками, но имелись и некоторые особенности. Так, на Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками применялась «серебрянка» — краска на основе алюминиевой пудры. Она способна отражать цвет воды, и покрытые ею участки изменяли оттенок в зависимости от погоды, делая камуфляж более универсальным. Кроме того, несколько черноморских кораблей получили довольно сложный рисунок камуфляжа с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Подобные схемы окраски применялись и за рубежом (например, в 1943 году на французском линкоре «Richelieu»), но очень редко.

Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» — один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые

Насколько эффективным оказался искажающий «боди-арт» кораблей? К сожалению, вразумительного ответа на этот вопрос так никому и не удалось получить. В литературе в качестве пользы от камуфляжа иногда приводят отдельные случаи — например, попытку немецкой подводной лодки потопить черноморский сторожевик «Шторм», когда, несмотря на идеальные условия атаки, все торпеды прошли мимо. «Шторм» имел сложный камуфляж с плавными переходами между цветами, и высказывается мнении, что именно это вызвало ошибку в определении немцами его курсового угла. Впрочем, причины промаха при стрельбе торпедами могли быть и совсем другими…

В годы Второй мировой войны союзники уже довольно широко использовали цветную фотоплёнку. На снимке — канадский эсминец «Restigouche» во всей своей «искажающей» красе…

«Разлинованный» французский крейсер «Gloire» — обладатель очень необычной камуфляжной окраски

Так или иначе, но с развитием радиолокации визуальное обнаружение цели становится далеко не главным, а вместе с этим теряет актуальность и искажающий камуфляж. После Второй мировой войны боевые корабли везде становятся одинаково серыми, лишь слегка отличаясь оттенками. Только в последние полтора-два десятилетия в ряде стран (Финляндии, Швеции, Чили и некоторых других) снова появляются катера и корабли в пятнистой окраске, но это уже скорее дань моде, следствие популярности стиля «милитари» и камуфляжной формы. Искажающая окраска на современных флотах применяется уже не из тактических соображений, а исключительно «для красоты».

Пример современного морского камуфляжа — окраска ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» (вверху) и финского ракетного катера «Hanko»

Тип 3 «Ранговый»

Дарится в количестве 100 шт игрокам, достигшим первого ранга (начиная со Второго сезона соответствующих боев).

Тип 3 «Хэллоуин»

Был подарен в количестве 10 шт ряду игроков, признанных лучшими в конце Октября 2015 года, в честь Дня основания Российского ВМФ, а также был доступен игрокам серверов Северной Америки за 30 дублонов в этот же период (акция в честь Хэллоуина).

Тип 3 «Новогодний»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает опыт за бой на 100%.

Был доступен за 30 дублонов в период с 10 декабря 2015 года по 21 января 2016 (акция в честь Нового Года).

Тип 3 «Супертестерский»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает за бой опыт на 100% и кредиты на 20%.

Доступен участникам супертеста World of Warships начиная с конца Декабря 2015 года.

«Grand Naval Battle May 2016»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает кредиты на 20%.

Мог быть получен в качестве награды во время участия в европейском ивенте Grand Naval Battles , который проводился в мае 2016.

«Gamescom Black»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает за бой опыт на 50% и кредиты на 50%.

Был доступен за 50 дублонов с 18 Августа 2016 (акция в честь Gamescom-2016 - ежегодной международной выставки компьютерных игр).

Может быть выдан в количестве 5 штук в контейнере «Испытать удачу».

Мог быть выдан в качестве подарка акции акции «Вакансия "Дед Мороз"» .

Годовщина проекта World of Warships

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100% и увеличивает свободный опыт за бой на 100%.

Был доступен за 50 дублонов с 20 Сентября 2016 (акция в честь Дня Рождения игры World of Warships в этому году).

Доступен для покупки коллекционерам.

Доступен для покупки за жетоны в Арсенале в разделе «День рождения» во время празднования Дня рождения World of Warships в 2018 г.

«Дух океана»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100% и кредиты за бой на 20%.

Был выдан в количестве 5 штук в контейнере «Испытать удачу» во время выхода обновления 0.5.13 . Также может быть получен при выдаче следующих контейнеров вышеуказанного типа.

Мог быть выдан в качестве подарка акции «Вакансия "Дед Мороз"».

Может быть выдан за выполнение различных боевых задач.

Доступен для покупки коллекционерам.

«Мятежное пламя»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт командира за бой на 250%.

Мог быть выдан в количестве 5 штук в контейнере «Испытать удачу».

Мог быть выдан в качестве подарка акции «Вакансия "Дед Мороз"».

Может быть выдан за выполнение различных боевых задач.

Доступен для покупки коллекционерам.

«Хэллоуин 2016»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100%.

Выдавался в количестве 1 шт. за выполнение каждой из 3 дополнительных задач в режиме «Хэллоуин» .

Также был доступен за 30 дублонов в период акции «Хэллоуин».

Мог быть выдан в качестве подарка акции «Вакансия "Дед Мороз"».

Доступен для покупки коллекционерам.

Представляет собой Japanese Slam Dunk с измененной иконкой, названием и увеличенным числом бонусов.

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает кредиты за бой на 20% и опыт командира корабля на 333%.

Как Japanese Slam Dunk:

  • Относился к команде Японии и был доступен игрокам североамериканских серверов за 30 дублонов в период с 30 марта по 15 апреля 2016 во время проведения акции Camo Faceoff - также его можно было приобрести в премиумном магазине в период с 15 по 22 Апреля.

Как FTW:

«Новый год 2017»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает свободный опыт за бой на 200%.

Также мог быть выдан в качестве подарка акции «Вакансия "Дед Мороз"».

Доступен для покупки коллекционерам.

«День Св. Валентина 2017»

«Lá Fhéile Pádraig 2017»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт корабля на 100% и опыт командира корабля на 100%.

Посвящен Дню Святого Патрика 2017 года.

Выдается за выполнение различных боевых задач.

«Команда Воды - Битва стихий 2017»

Доступен участникам команды Воды для приобретения в Лавке призов, а также может быть выдан в случае победы данной команды в раунде.

«Команда Огня - Битва стихий 2017»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает свободный опыт на 100%.

Доступен участникам команды Огня для приобретения в Лавке призов, а также может быть выдан в случае победы данной команды в раунде.

Доступен для покупки в Арсенале за 5 200 .

«Искры Победы»

Посвящен Дню Победы 2017 года.

Доступен для покупки в премиум-магазине.

Выдавался за выполнение испытания «Орденоносец».

Выдается за выполнение различных боевых задач.

«Закаленный в боях»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100% и увеличивает опыт командира корабля на 250%.

Выдается за выполнение различных боевой задачи.

«Охотник»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 50%, увеличивает опыт командира корабля на 100% и увеличивает кредиты за бой на 20%.

Выдается в качестве награды в контейнерах за выполнение заданий в кампании «Охота на Bismarck» .

Выдается за выполнение различных боевых задач.

«Карибское море»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 75%, увеличивает опыт командира корабля за бой на 50%, увеличивает кредиты за бой на 10% и уменьшает обслуживание после боя на 10%.

Выдается за выполнение различных боевых задач.

«Штормовой ветер»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 75%, увеличивает опыт командира за бой на 75% и увеличивает свободный опыт на 75%.

Выдается за выполнение различных боевых задач.

«Снова в школу»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт командира за бой на 100%.

Выдается за выполнение боевой задачи Back to Basics на серверах Северной Америки. Также доступен для покупки в премиум магазине этого же региона.

Доступен для покупки в Арсенале за 8 000 .

«Sci Fi Space»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает свободный опыт за бой на 100% и опыт командира за бой на 100%.

Был доступен для покупки в премиум магазине серверов Северной Америки.

Выдается за выполнение различных боевых задач.

За выслугу лет

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 50%, увеличивает свободный опыт за бой на 50%, увеличивает опыт командира за бой на 50%, увеличивает кредиты за бой на 50%, уменьшает стоимость обслуживания корабля после боя на 50%.

Доступен для получения или покупки при получении персонального предложения.

Tokyo Game Show 2017

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100% и увеличивает свободный опыт за бой на 300%.

«Twitch Prime»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает опыт за бой на 125%.

Мог быть получен во время регистрации аккаунта в Twitch Prime. Может быть получен из контейнеров Twitch.

«Революционный»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 75% и увеличивает кредиты за бой на 30%.

Можно было приобрести в игре за 60 до выхода обновления 0.7.3 .

Доступен для покупки в Арсенале за 16 000 .

«Весеннее небо»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 200% и увеличивает свободный опыт за бой на 777%.

«Восточный фонарь»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 200% и увеличивает опыт командира за бой на 555%.

Может быть получен в ходе различных боевых задач.

Стоимость в кредитах - 450 000 .

«Мозаика»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает опыт за бой на 400%.

Может быть получен в ходе различных боевых задач.

«Международный женский день»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100%, увеличивает опыт командира за бой на 100% и увеличивает свободный опыт за бой на 100%.

Может быть получен в ходе различных боевых задач.

«День числа Пи»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт командира за бой на 314% и увеличивает свободный опыт за бой на 314%.

Может быть получен в ходе различных боевых задач.

«Humble Bundle»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 75%, увеличивает опыт командира за бой на 75% и увеличивает свободный опыт за бой на 75%.

Мог быть получен во время регистрации аккаунта в Humble Bundle.

«Контрибьютор сообщества»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 150%, увеличивает опыт командира за бой на 250% и увеличивает свободный опыт за бой на 100%.

Выдается контрибьюторам - активным участникам игрового сообщества .

«Камуфляж подписчика»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 150%, увеличивает опыт командира за бой на 50% и увеличивает свободный опыт за бой на 100%.

Может быть получен подписчиками контрибьютора через бонус-код.

«Azur Lane - Сирена»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100% и увеличивает опыт командира за бой на 50%.

Может быть получен в ходе различных боевых задач. Может быть получен из контейнеров Azur Lane. Может быть получен из пакетов с премиум кораблями.

«Stars"n"Stripes»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 125%, увеличивает опыт командира за бой на 75% и увеличивает свободный опыт на 100%.

Может быть получен в ходе различных боевых задач.

Можно приобрести в Арсенале во вкладке «GO NAVY!» во время проведения данного соревнования .

«Eagles»

данного соревнования .

«Sharks»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100%, увеличивает опыт командира за бой на 75% и увеличивает свободный опыт на 50%.

Можно приобрести в Арсенале во вкладке «GO NAVY!» во время проведения данного соревнования .

«Gamescom Blue»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100% и увеличивает свободный опыт на 300%.

Может быть получен в ходе различных боевых задач.

«Марс»

Представляет собой American Alley-Oop с измененной иконкой, названием и увеличенным числом бонусов.

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличение опыта за бой на 125%, увеличение опыта командира за бой на 100% и увеличение свободного опыта за бой на 100%.

Как American Alley-Oop:

  • Относился к команде США и был доступен игрокам североамериканских серверов за 30 дублонов в период с 30 марта по 15 апреля 2016 во время проведения акции Camo Faceoff - также его можно было приобрести в премиумном магазине в период с 15 по 22 апреля.
Как Марс:

«Полнолуние»

Представляет собой Russian Nothing But Net с измененной иконкой, названием и увеличенным числом бонусов.

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 125% и увеличивает кредиты на 25%.

Как Russian Nothing But Net:

  • Относился к команде России/СССР и был доступен игрокам североамериканских серверов за 30 дублонов в период с 30 Марта по 15 Апреля 2016 во время проведения акции Camo Faceoff - также его можно было приобрести в премиумном магазине в период с 15 по 22 Апреля.
  • Был доступен для покупки коллекционерам.
Как Полнолуние

«Сирокко»

Представляет собой German Layup с измененной иконкой, названием и увеличенным числом бонусов.

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4% и увеличивает опыт за бой на 150%.

Как German Layup:

  • Относился к команде Германии и был доступен игрокам североамериканских серверов за 30 дублонов в период с 30 Марта по 15 Апреля 2016 во время проведения акции Camo Faceoff - также его можно было приобрести в премиумном магазине в период с 15 по 22 Апреля.
  • Был доступен для покупки коллекционерам.
Как Сирокко:

«Union Jack»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100%, увеличивает опыт командира корабля на 75% и увеличивает свободный опыт на 50%..

«Теневой»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 75%, увеличивает опыт командира корабля на 100% и увеличивает свободный опыт на 150%.

Может быть получен из контейнеров «Черная пятница». Может быть получен из Снабжения «Черная пятница». Может быть приобретен в Премиум магазине.

«Осенний рог изобилия»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 50%, увеличивает свободный опыт на 5% и увеличивает кредиты за бой на 10%

Может быть приобретен в Премиум магазине.

«Новогодний серпантин»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100%, увеличивает опыт командира корабля на 150% и увеличивает свободный опыт на 100%.

Может быть получен из Контейнеров Деда Мороза-2018. Может быть получен на официальных стримах World of Warships.

«Победа»

Может быть получен из контейнеров «Советская эпоха» или из Снабжения «Победа» в конце апреля - начале мая 2019. Может быть приобретен в Премиум-магазине или получен за жетоны в Адмиралтействе в разделе «Победа».

«Постапокалипсис»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100%, увеличивает опыт командира корабля за бой на 150% и увеличивает свободный опыт на 100%.

Может быть получен из контейнеров «Дикая волна», из Снабжения «Дикая волна» или за выполнение боевых задач Директив события «Дикая волна» .

«Лазурный берег»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100%, увеличивает опыт командира корабля за бой на 75% и увеличивает свободный опыт на 50%.

Может быть получен из контейнеров «Французские эсминцы», из Снабжения «Французские эсминцы», из наборов Адмиралтейства «Почетный легион» или за выполнение боевых задач Директив события «Французские эсминцы» .

«Красная жара»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100% и увеличивает опыт командира корабля за бой на 100%.

Может быть получен в ходе различных боевых задач.

«Linus Tech Tips»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 50%, увеличивает опыт командира корабля за бой на 200% и увеличивает свободный опыт за бой на 50%.

Может быть приобретен в Премиум магазине как отдельно, так и в пакете с каким-либо кораблем.

«Regia Marina»

Бонусы - снижает заметность корабля на 3%, увеличивает рассеивание снарядов противника на 4%, увеличивает опыт за бой на 100%, увеличивает опыт командира корабля за бой на 50% и увеличивает свободный опыт за бой на 100%.

Может быть получен во время события «Итальянские крейсеры» различными способами (за выполнение задач и директив события, из контейнеров «Итальянские крейсеры», за итальянские жетоны в Адмиралтействе, из пакетов «Родина и честь».)

Доступен волонтерам World of Waships.

«Многие известные виды камуфляжа могут легко сделать так, что один хорошо видимый предмет будет казаться двумя, два объекта — тремя и так далее» — Рой Беренс, автор книги «Ship Shape» об истории экспериментов с камуфляжем Dazzle


В продолжении темы ТЕХНОЛОГИИ КАМУФЛЯЖА предлагаю вам узнать историю создания и принцип действия интересного камуфляжа Razzle Dazzle.

Узор под названием Dazzle, который можно по праву называть пионером среди камуфляжных рисунков, был разработан не для того, чтобы замаскировать сам объект, на который он будет нанесен, а чтобы противник не мог на глаз определить размеры, форму, направление и скорость движущейся техники. Чаще всего «сверкающий камуфляж», как его иногда называют, наносили на корабли и самолеты, используя переплетающиеся друг с другом контрастные цвета. Другое его название — Razzle Dazzle — переводится с английского как «суматоха» и довольно четко описывает производимый им эффект.


1. Рекламный плакат корабельной компании Cunard Line, 1918 год. 2. Американский линкор USS California, 1944 год. 3. Принципиальная схема дизайна линкора. 4. Картина «Dazzle-ships in Drydock at Liverpool» английского художника Эдуарда Уодсворта, 1919 год

Dazzle как тип маскировочного рисунка имел смысл только в те времена, когда у военных еще не было мощных радаров, позволяющих легко определить размеры, скорость и расстояние до исследуемого объекта. Сбить с толку зоркого наводчика могла эта специальная раскраска, вызывавшая только лишь сумятицу. Можно сравнить такую тактику с ложными глазами некоторых видов рыб или бабочек — с таким рисунком, да еще и с неблизкого расстояния определить, где нос судна, а где корма, было для противника не такой уж простой задачей.

Изобретателем этого камуфляжа (как и его названия) считается английский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры — главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. Доходило до того, что за одни сутки немцы могли потопить до восьми британских кораблей. Размышляя над тем, как спрятать от взгляда перископа огромный корабль, Уилкинсон пришел к мысли, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку противника, готовящегося нанести удар.


Стоит заметить, что именно в тот период Первой мировой войны камуфляж начал принимать массовый оборот и стал использоваться войсками всех задействованных в войне сторон. Так, немцы разрисовывали пятнами стальные шлемы своей пехоты, а русские войска украшали разноцветными амебами бронетехнику.

Также стоит знать и о связи этого рисунка с авангардным искусством — считается, что когда Норман Уилкинсон придумывал камуфляж Dazzle, он, кроме прочего, вдохновлялся ранними работами художников-кубистов, которые использовали рубленые контрастные геометрические формы для придания полотну объема. Близкие по смыслу приемы можно найти в картинах многих из них, например, Пабло Пикассо (на изображении ниже — его картина «Арлекин» 1909 года).

Кстати, маскировочный рисунок зебры работает по тому же принципу, что и dazzle — сбивает с толку хищника, маскируя направление движения. Несколько таких животных, собравшись в группу, вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными.

Итогом разработок Уилкинсона и его команды художников стал океанический лайнер HMS Alsatian, который в августе 1917 года был перекрашен в Dazzle после тестирования этого типа камуфляжа на макетах. Эксперимент прошел удачно, и британские войска стали практически повсеместно внедрять эту раскраску для маскировки крупных океанических лайнеров. Уилкинсон, в свою очередь, начал работать еще и с армией США, а после окончания Первой мировой войны стал президентом Королевского института акварелистов (Royal Institute of Painters in Water Colours).

Во Второй мировой Dazzle использовали все больше американские и немецкие войска, но вместе с тем этот момент считается временем смерти «сверкающей маскировки». К этому моменту уже становились популярными специальные бинокли, радары и другая техника, позволявшая без лишнего труда определять расстояние до объекта, его размеры и траекторию движения. В британской армии в 1942 году на вооружение был принят рисунок Admiralty Intermediate Disruptive Pattern, который представлял собой доработанный художником Питером Скоттом Dazzle — имел более округлые формы элементов и включал в себя больше цветов, например, оттенки синего.


Одноместный американский истребитель P-51 Mustang, разукрашенный в маскировку Dazzle. Использовался в период Второй мировой войны

Сегодня Dazzle практически не используется, а самым распространенным примером его применения остаются австрийские дорожные камеры, фиксирующие скорость передвижения автомобилей: никакой лихач на большой скорости не сможет заметить раскрашенную таким образом камеру. Кроме того, этот рисунок попал на обложку четвертого студийного альбома Orchestral Manoeuvres in the Dark— «Dazzle Ships ».

Развитие технологий поставило крест на этом типе камуфляжа. Вернее, на его военном использовании: оптические приборы обмануть таким образом уже не получалось. Зато, Razzle Dazzle моментально подхватило послевоенное поколение — этот тип камуфляжа до сих пор актуален и часто используется в создании молодежных линеек одежды.

А вот и одна из картин самого Нормана Уилкинсона. Как видите, художник совсем не был кубистом, предпочитая работать в более традиционных стилях. Эта картина, созданная в 1915 году, называется «Пляж на Дарданеллах с солдатами, разгружающими медикаменты».


Для разработки дизайна были созваны лучшие художники своего времени. Каждый корабль имел свою индивидуальную окраску, над которой работали Эббот Тайер, Максимилиан Тох, Эдвард Уодсворт, Эверетт Уорнер и многие другие. Собственно, большую часть сохранившихся судов, можно было бы смело отправлять в музей современного искусства.














Поделиться