Иван сусанин рисунок как шел в поход. Иван Сусанин: народный герой или жертва обстоятельств? Где находится могила сусанина

Как мы помним, находится примерно в десяти километрах к югу от Домнина – на другом берегу огромного болота, разделяющего оба села и называемого обычно Исуповским или Чистым . В начале XVII века одна половина села (в источниках его иногда ещё называют “Исупово на Чёрном враге ”) на правах поместья принадлежала дворянам Овцыным, а другая половина была вотчиной Пушкиных.а В Исупове стоял традиционный ансамбль из двух деревянных храмов: холодного Троицкого и тёплого Воскресенского.26

Очень похоже, что название в прошении И.Л. Сабинина села Исупова местом гибели – это кусочек подлинной истории, дошедшей до нас в полулегендарном предании. К моменту подачи прошения на имя Анны Ивановны потомки Сусанина уже ровно век жили далеко от Домнина (об обстоятельствах их переселения будет чуть ниже), и поэтому вряд ли к тому времени они знали топографию домнинской округи и её селений (за исключением, разумеется, Домнина и Деревенек, о которых они знали, во-первых, из хранившихся у них царских жалованных грамот, во-вторых, из своих устных преданий). Да и по сути прошения указание Исупова как места гибели Сусанина не носило принципиального характера – ведь в Петербурге и подавно не знали топографии сусанинских мест. Учитывая цели прошения, важно было напомнить, что Сусанин спас основателя династии, отправив его в известный Ипатьевский монастырь, что Сусанин был жестоко убит, что потомство его было так-то награждено и т.д. Исупово при этом можно было просто не упоминать, однако оно упомянуто.

Судя по всему, Исупово – это подлинное место гибели Сусанина . Ссылаясь на известные ему предания, А.Д. Домнинский писал, что Сусанин повёл поляков “на Чистое болото к селу Исупову. Там его изрубили неприятели на мелкие части”.27

То, что Сусанин был убит в Исупове или возле него, признавали практически все костромские историки, писавшие о знаменитом крестьянине б Но если это так, то получается, что предания о Сусанине, ведущем поляков болотом, – скорее всего, не выдумки, так как из Домнина в Исупово

Сусанин, видимо, повёл поляков напрямик через болото. С какой целью? При традиционной трактовке, когда считалось, что поляки встретили Сусанина где-то за пределами Домнина, а в Домнине находился Михаил, всё получалось более или менее логично – Сусанин, спасая царя, отводил поляков от Домнина через болото к Исупову. Но раз Михаила в Домнине не было, то какую цель могло иметь в данной ситуации вождение “польских и литовских людей” по болоту? Если Сусанин действительно повёл поляков через Исуповское болото, то целью этого, видимо, было подольше потянуть время, а при возможности сгубить врагов в трясине. По-видимому, в Исупове, поняв, что Сусанин их обманывает, поляки убили его – скорей всего, на глазах местных жителей. Бесспорно, что Сусанин умер мучительной смертью. Описание пыток, которым он был подвергнут, в прошении И.Л. Сабинина явно носит преувеличенный характер, но сам факт не может подлежать сомнению – вспомним, что в грамоте 1619 года сказано, что поляки пытали Сусанина “великими немерными пытками” и что Михаил Федорович пожаловал зятя Сусанина “за службу к нам, и за кровь, и за терпенье тестя его”.

Попробуем, наконец, подвести итог, сведя все известные нам факты.

Общие выводы

Фотография тропы на болоте "Чистое"

Итак, посетив, по-видимому, в ноябре 1612 года Домнино, Марфа Ивановна и Михаил уезжают в , чтобы помолиться у гроба преподобного Макария об освобождении из польского плена главы семьи Филарета Никитича. Из монастыря мать и сын Романовы отправляются в Кострому, где живут до марта 1613 года. Через некоторое время после их отъезда из Домнина – в конце ноября или начале декабря – в село входит отряд ищущих Михаила “польских и литовских людей”. Не найдя Михаила, поляки хватают Сусанина – как управляющего вотчиной, на которого им, видимо, указали как на знающего местонахождение сына Марфы Ивановны. Сусанин ведёт поляков через болото к Исупову, где они его подвергают жестоким пыткам и убивают… праотца своего празднуют поныне с немалым торжеством.”35 Позднее об этом же писал и П.П. Свиньин: “Доныне многочисленные потомки Сусанина совершают торжественное поминовение по нём в день его смерти”.36 Все три автора не указывают, в какой именно день происходит такое поминовение, что внушает сомнение в точности их сообщений (ведь потомки Сусанина могли поминать его и в дни общих поминовений усопших – на Пасху и т.д.).">в

Чтобы понять , надо помнить общую ситуацию. Вот уже несколько лет костромской край является театром боевых действий. Население, страдающее от всех противоборствующих сторон, особенно ненавидит, конечно, иноземных захватчиков. Сусанину, вне всякого сомнения, известны, и не могут не вызывать сочувствия, судьбы Марфы Ивановны, её мужа и сына за последние годы. Наверняка ему известно, и зачем Марфа Ивановна с Михаилом поехали на Унжу. И вот приходят ненавистные иноземцы и спрашивают о том, где Михаил; и, надо думать, Сусанин хорошо понимал, что сын Марфы Ивановны им нужен, как писал М.П. Погодин, вовсе не для того, чтобы с ним поцеловаться. Поляки, возможно, ещё могут, если узнают правду, захватить Михаила и его мать в небольшом и незащищенном унженском монастыре или перехватить их где-нибудь по дороге. И не царя – до избрания Михаила царём всея Руси оставалось ещё несколько месяцев, – а своего молодого господина, несмотря на юный возраст столько уже перенёсшего, пытается спасти Сусанин.

Некоторые авторы – и до революции, и после неё, – желая принизить образ Сусанина, писали о его холопстве, о его рабской душе, о его собачьей преданности господам и т.д. Однако, во-первых, в памяти невольно встаёт образ другого слуги – незабвенного Савельича из “Капитанской дочки” А.С. Пушкина, которого при всей его преданности своим господам трудно упрекнуть в холопстве и рабской душе, а, во-вторых, очень похоже, что Сусанин действительно спас Михаила Федоровича от грозящей ему опасности и, тем самым, спас от новых, неисчислимых бед и всю Россию.

Конечно, мы можем только предполагать, под каким предлогом повёл Сусанин поляков до Исупова через огромное болото, в котором гибли и в XX веке, но сама цель этого, как уже писалось, не может вызывать у нас сомнения – видимо, это была или попытка затянуть время, или попытка уничтожить тех, кто искал Михаила Романова.

Таким образом, подлинный подвиг Ивана Сусанина состоял не в прямом спасении Михаила (как было бы, живи последний действительно в то время в Домнине), а, скорее всего, в попытке спасти Михаила – находящегося вдали от своей вотчины – от опасности, грозившей ему от “польских и литовских людей”, что ни в коем случае не умаляет значения этого подвига.

Для Михаила и Марфы Ивановны смерть Сусанина тогда оставалась неизвестной, о ней мать и сын узнали только в сентябре 1619 года, хотя, в принципе, могли вообще не узнать.

Его подвиг поистине геройский, однако, к сожалению, о народном герое мало что известно. Поскольку когда задумывался подвиг- о ПРАВДОПОДОБИИ заботились мене всего: когда страна прикажет быть героем- у нас героем становится ЛЮБОЙ.
Современные воспеватели подвигов- недалеко ушли от древних фантастов:
"После смерти Ивана Грозного, началось в России время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле.
Ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского удалось выбить ляхов из Москвы, освободить русскую Землю от интервентов .И одновременно:"Польские отряды еще долго бродили по русской земле.
Кому то стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин Михаил Романов. Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя.
"Царь в это время находился в Домнине - вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей (ополченцев?) и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу".
Одним из «проводников» стал Иван Сусанин. Он долго вел поляков через леса и глухие тропы, в итоге отряд вышел к Исуповскому болоту. Провожатый погубил себя и поляков.
Вот это главное: Каким образом МОЖНО ЗАБЛУДИТЬСЯ ЗИМОЙ? . Это что- были совсем МАЛОЛЕТКИ- слепые люди или калики- перехожие- которые шли просить милостыни у БУДУЩЕГО царя? Или же это все таки были взрослые люди- хорошо вооруженные, умеющие ориентироваться как в лесах так и в степях? И достаточно разумные чтобы вернуться -ПО СВОИМ СЛЕДАМ ОБРАТНО !!!

Вопрос:откуда народный герой знал что "Царь в это время находился в Домнине - вотчине матери" не ставлю- ибо в те далекие времена любой "простой крестьянин" запросто забегал попить чаю с царем- и ловко выведывал у него его замыслы- где тот собирается находиться..

"Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Иван понимал, что если Михаила Романова убьют, то..." вместо него тут же выберут нового- свято место не бывает пусто.

Подвиг Сусанина действительно имел место быть в учебнике русской истории. Подтверждают это следующие факты. Хватившись что шибко уж фантастическая история- Михаил Федорович Романов в 1619 году вручил зятю Сусанина – Богдану Собинину Жалованную грамоту, освободил потомство от повинностей, а также наградил наделом земли.
Награждать настоящих героев- тысячи и тысячи крестьян которые реально бились с поляками - очень дорого.Так никаких земель не хватит. А тут удалось наградить всего одного - придуманного. И волки сыты- и овцы целы.
Но я согласен что Илья Муромец, Добрыня Никитич,Иван Сусанин, – примеры мужества, стойкости и геройства, простые мужики, отдавшие свою жизнь во благо своих соотечественников.

30 марта 1613 года костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой подвиг...

Сусанин был воспет историками, поэтами и стал центральной фигурой одного из известнейших музыкальных произведений периода становления русской классической музыки - оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Время хранит, время лечит, время и стирает из памяти… но не Сусанина))) потому что подвиг его на слуху и оброс легендами и мифами, анекдотами и "фактами" в которых разобраться очень сложно))

Согласно сложившейся трактовке, в конце зимы - начале весны 1613 года наречённый царём юный Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда в марте 1613 года подошёл военный польско-литовский отряд с целью разыскать молодого царя (и либо пленить его, либо убить, что представляется более вероятным для того исторического момента).

Нельзя забывать о том тяжёлом периоде Русской истории, не зря названном Смутным временем, когда на карту был поставлен вопрос о независимости и самом дальнейшем существовании Московского государства. Русь стояла на пороге национальной катастрофы: конец династии Рюриковичей, гибель семьи Годуновых, самозванцы у власти, боярская грызня за престол или за место возле него, крестьянские бунты, польско-литовская интервенция и сопутствовавший ей беспредел, чинимый интервентами, шведская интервенция и захват ключевых городов-крепостей северо-западной Руси, набеги Крымских татар…

Вот в таких исторических реалиях поляки встретили на пути к Домнину вотчинного старосту Ивана Сусанина, пытаясь выпытать у него местоположение юного царя Михаила Романова. Возвращаясь к официальной трактовке, дальнейшие события развивались следующим образом. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать - инокиню Марфу.

Поляки долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся бежать, но, привязанный веревками к двум лошадям, никак не мог выбрать момент. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за- ним шляхтич, державший веревку. Вдруг, старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними подоспело несколько поляков. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.

— Ты обманул нас! — кричали они, окружив проводника.
— Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете,— сказал Сусанин.

Выбившиеся из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Шляхтичи набросились на него и изрубили саблями.

К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Через некоторое время Богдан Сабинин с соседями набрел на двух убитых дубиной захватчиков, а затем обнаружили и изрубленное тело Сусанина. Других поляков видно не было, отряд не вернулся - значит утонули.

Сам же царь Михаил Фёдорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.

Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги…
Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит»...

«Злодей!», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!

«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

Это строчки из поэмы Кондратия Рылеева "Иван Сусанин".

Первый - это насколько тесно был связан с семьёй Романовых их вотчинный староста (отсюда - мог ли он знать об избрании Михаила царём, или о том, что Михаил - претендент на царский престол; знал ли он истинное местонахождение Михаила Романова и его матери в том случае, если их не было в Домнине на момент встречи его с поляками). Если они были в Домнине, вопросов нет.

Второй - действительно ли Михаил и его мать были в Домнине, находились где-то поблизости или же были в безопасности (отсюда - целенаправленно ли он уводил их от Домнина или вёл просто в труднопроходимые и удалённые от дорог места).

Третий - где истинное место смерти - болото или само село Исупово.

Четвёртый - где находится могила Ивана Сусанина (до наших дней дошло лишь несколько версий).

Ну и, наконец, пятый вопрос - когда был совершён подвиг: в марте 1613 года или осенью 1612 года.

Историки спорят, приводят аргументы в пользу своих гипотез. Однако, сам факт свершения подвига Иваном Сусаниным остаётся неоспоримым. Даже если подвиг был совершён осенью 1612 года, когда Михаил Романов ещё не был избран царём, то, защищая своего юного барина и его мать, Сусанин всё равно спас царя, а самопожертвование по отношению к барину лишний факт, подтверждающий незыблемость патриархальных ценностей и устоев русского общества того времени и глубинного противления чуждым устоям, рубившим национальные корни.

Это же относится и к вопросу о том, где находился Михаил Романов с матерью на момент встречи Сусанина с поляками.

Поляков увели от Домнина - факт, увели в район труднопроходимого болота или села (Исупова) в противоположной стороне от Домнина и в стороне от направления Домнино-Кострома - факт.

Сусанин был зверски убит - факт, подтверждаемый царской грамотой, на пустом месте не даровавшейся.

Да и сама грамота, мало того, что подтверждала жертвенную гибель Ивана Сусанина, освобождала от податей его зятя и всех потомков, что также было большой редкостью для того времени.

В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, воздвигнутый в 1967 году напротив спуска к Волге. Он стал вторым в Костроме после снесённого в 1918 году памятника, воздвигнутого по проекту В.И. Демут-Малиновского.

Существует еще одна версия подвига Сусанина (которая выглядит вполне реальной и не делает поляков идиотами). Именно на ней воспитывали всех Романовых, передавая ее из уст в уста.

"В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы.

Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. Будущий царь с матерью и (возможно с небольшой охраной), узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал их хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки вычислили где обрываются следы, вышли на дом Сусанина, все обыскали, но никого не нашли и принялись пытать старика. Сусанин своего царя не выдал. Найти его с собакам не удалось, т.к. головешки перебивали человеческий запах. Озверевшие враги изрубили Сусанина и ускакали в лес на поиски в направлении опасного болота. А Михаил выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь."

Так или иначе, но подвиг Сусанина был, хотя, конечно, спасение государя и одновременное утопление поляков выглядит более патриотично и полезно для Руси.

Сегодня один из районных центров Костромской области носит название Сусанино.

Неподалёку от этого посёлка по-прежнему стоит село Домнино, рядом, в стороне от дороги - часовня на месте бывшей деревни Деревеньки или Деревнищи, где жил герой, а на дороге рядом с Исуповским болотом - знак «Место подвига Ивана Сусанина» и памятный камень.

А в советское время у нас был назван ледокол названный в его честь)))))) настоящий креатив. Он до сих пор в сторою -

Предложение проехаться «по маршруту Сусанина» настораживает: ведь из истории известно, что для польского отряда этот маршрут стал дорогой в один конец. Но в Костромской области никуда не деться от героических легенд Смутного времени, и любому, кто интересуется историей, наверняка, захочется отправиться на экскурсию «по сусанинским местам». Тем более что места эти очень живописные!

Историческая справка

Несмотря на обилие легенд о подвиге Сусанина, исторических свидетельств о связанных с ним событиях сохранилось очень мало. Достоверно известно, что Иван Сусанин был старостой в Домнино - родовом имении боярыни Марфы, матери Михаила Романова, а в 1619 году зять крестьянина Богдан Собинин получил царскую грамоту, по которой ему переходила половина деревни Деревеньки, а он сам и все его потомки освобождались от податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина». В грамоте говорилось, что литовские люди пытали крестьянина о местонахождении Михаила Романова, но тот, хоть и знал нужную информацию, ее не выдал и был замучен до смерти. О деталях происшествия известно от потомков рода Сусаниных, и рассказы эти со временем обросли массой сомнительных подробностей. Классическая версия предания гласит, что зимой 1613 года Марфа с сыном - уже избранным царем Михаилом Романовым - находилась в Домнино. Поскольку на русский престол претендовал также Сигизмунд III и его сын Владислав, польский отряд был послан в Домнино «убрать конкурента». В селе Деревеньки у дочери находился Иван Сусанин, согласившийся проводить поляков в Домнино. Но вместо этого крестьянин завел врагов в леса и непроходимое болото, где и был убит.

Исследователи справедливо указывают на недочеты этой истории. Во-первых, полякам очень трудно было бы оказаться в Деревеньках, не попав предварительно в Домнино. Во-вторых, зимой непроходимое болото обычно замерзает. В-третьих, непонятно, кто и как узнал о героической гибели Сусанина, если он вместе с польским отрядом сгинул в окрестных лесах.

У историков есть другие версии: вероятно, поляки прибыли сюда не зимой 1613, а поздней осенью 1612 года, до избрания Михаила на царство. В Домнино они нашли старосту и пытались узнать у него о местонахождении Марфы и Михаила, которые в этот момент были на богомолье в Макарьево-Унженском монастыре. Сусанин правды не сказал и, чтобы потянуть время, повел отряд через болото в расположенное на другой стороне село Исупово. Уже там, поняв обман, поляки убили его на глазах односельчан. Кстати, именно в этом селе, на погосте, были в 2003 году найдены предположительные останки Ивана Сусанина (в чем, впрочем, историки тоже сомневаются).

Поселок Сусанино

Чтобы попасть в Сусанинский район, вам нужно покинуть Кострому по центральной улице - проспекту Мира, который постепенно переходит в Костромскую улицу, а потом в шоссе «Кострома - Буй». По этой дороге вам предстоит проехать примерно 60 километров до поселка Сусанино , причем рассчитывайте на долгую поездку - эта дорога имеет недобрую славу из-за своего плохого состояния, обилия заплаток и выбоин, ехать по ней с большой скоростью не получится.

В Сусанино стоит сделать первую остановку. К Ивану Сусанину этот населенный пункт не имеет прямого отношения и в прошлом назывался Молвитино. Зато здесь находится Музей подвига Сусанина , где рассказывается не только о самом герое, но и о других исторических личностях, совершивших в разное время похожие подвиги. Еще в музее можно увидеть саблю XVII века, найденную неподалеку от Исуповского болота, - считается, что она принадлежала кому-то из того самого польского отряда.

Размещается музей в здании церкви Воскресения Христова, изображенной на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», так что пропустить такой интересный объект, разумеется, нельзя. Только учтите, что у этого музея немного нестандартный режим работы: он открыт в понедельник, зато закрыт в пятницу. А попасть сюда просто - после автостанции нужно свернуть с трассы влево, на улицу Карла Маркса, и проехать по ней до центра поселка.

По следам Сусанина - без машины

По «сусанинским местам» можно путешествовать самостоятельно, если вы готовы проехать на машине по скверным дорогам и не боитесь прогулки через болото. Впрочем, можно приехать сюда и без машины: например, междугородним автобусом «Кострома - Буй» до поворота на Домнино, а далее несколько километров пешком по Сусанинским местам. Если вы сомневаетесь в своей способности ориентироваться не местности, можно присоединиться к экскурсии в Сусанино - такие маршруты регулярно предлагают местные турфирмы. Экскурсии обычно включают театрализованное представление «Тропой И.Сусанина», так что вы наглядно сможете представить, что творилось в этих краях 400 лет назад.

В деревню Деревеньки

Как мы помним, согласно официальной версии событий, Ивана Сусанина поляки перехватили в деревне с тавтологическим называнием Деревеньки неподалеку от Домнино. Возможно, там находился родовой дом Сусаниных, где жила с семьей дочь Ивана Антонида. Во всяком случае, в этом селе в 1913 году появилась памятная часовня , освященная в честь Иоанна Предтечи.

Села теперь уже нет - оно обезлюдело, заброшено и заросло лесами. Но часовня сохранилась и до нее можно добраться. Для этого выезжайте из Сусанина и двигайтесь дальше по трассе примерно 5 километров, мимо поворота на Шипилово и Домнино. Вам нужен следующий поворот (в сторону Сумароково). До часовни около 2-х километров, по дороге будет указатель.

Часовенка из красного кирпича с одной главкой высится посреди леса. Она обычно заперта, но можно увидеть роспись на ее внешней стене и мемориальную табличку «Часовня сооружена в 1913 г. на средства местных крестьян в память 300-летия подвига Ивана Сусанина. По преданию в этом месте в д.Деревеньки стоял дом И.О. Сусанина».

Кстати, не думайте, что часовня - совсем уж незначительный объект! В 2006 году вышла серия марок «Россия. Регионы», где марку Костромской области украшали памятник Сусанину, вид Волги и эта самая часовенка.

Как правильно выбрать время для поездки

Посетить сусанинские места можно в разное время года, но идеальное время: сухая осень, когда на болотах уже нет комаров, а леса в желто-красной листве смотрятся особенно живописно. Но если вы хотите осмотреть все достопримечательности, включая и легендарную тропу через топи, захватите с собой резиновые сапоги: вам предстоит идти по подгнившим и затопленным в болотной грязи доскам, так что любая обувь вымокнет и испачкается.

Домнино и Исуповское болото

Постояв у часовни, нужно вернуться на трассу и по ней до предыдущего поворота - теперь вас ждет деревня Домнино , родовая вотчина бояр Шестовых (именно к этому семейству принадлежала боярыня Марфа, в миру Ксения, пока не вышла замуж Федора Романова). Повернув налево, проезжайте еще 4 километра до Домнино. Эта деревня, в отличие от Деревеньки, вполне себе обитаема и может похвастаться весьма живописными деревянными домами с резными наличниками, а также монастырем во имя святых Царственных страстотерпцев - Николая II и его семьи. Монастырь этот основан недавно - в 2004 году. А вот монастырский храм Успения был построен значительно раньше - в 1809-1817 годах на месте, где когда-то стоял дом бояр Шестовых (об этом сообщает табличка на стене храма). Считается, что рядом находилась и деревянная Воскресенская церковь, разрушенная со временем - есть даже версия, что именно в подклете этой старой церкви был похоронен Иван Сусанин.

Найти монастырь легко: нужно ехать по главной улице села, церковь за оградой вы увидите по правой стороне. Попасть на территорию бывает сложнее: порой она закрыта, да и о разрешении на фотосъемку следует спросить у монахинь.

Рядом с храмом можно увидеть белокаменное двухэтажное здание церковно-приходской школы , построенное в конце XIX века на средства Александровского православного братства - опять-таки в память о спасении Михаила Федоровича.

Из Домнино дорога идет дальше, мимо деревни Перевоз - к знаменитому Исуповскому болоту . Второе его название - Чистое болото (что вряд ли сильно вас утешит, если вы в него провалитесь). Болото - не только историческое место, но и памятник природы федерального значения. На краю болота, слева от трассы (ориентируйтесь на указатель «Место подвига И.Сусанина») лежит большой валун с именем крестьянина-героя . Этот внушительный монумент весом под 60 тонн установлен здесь еще в 1988 году. От камня открывается живописный вид на лежащее ниже болото и леса. Отсюда можно разглядеть и одинокую сосну посреди болота - именно она почему-то считается местом гибели Ивана Сусанина.

Чтобы добраться до сосны, нужно от валуна спуститься к болоту и двинуться в путь по дощатому настилу. Гать тянется на 2,5 километра, доски довольно скользкие, местами прогнившие и полузатопленные в жиже, но пройти по ним можно, только осторожно. Сперва тропа ведет через лесок, потом выводит на открытую местность с редкими березками. Через несколько метров от начала тропы будет развилка с ответвлением в сторону колодца.

Возле сосны находится объект, который часто именуют часовней, хотя на самом деле это всего лишь небольшой ящичек-подсвечник с иконами. Здесь можно зажечь свечу в память об Иване Сусанине, где бы он ни погиб на самом деле.

«Смутные» монастыри

Сусанино, Домнино и тропа по болоту - классический сусанинский маршрут, после которого большинству туристов хочется уже вернуться домой или в гостиницу. Но если вы не слишком устали и полны желания продолжать путешествие по местам, связанным с историей Смутного времени, у вас масса вариантов! Например, можете проехать еще 24 километра по дороге в сторону Буя - до деревни Борок . Здесь, в центре деревни, на улице Колхозной, находится Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь , где был пострижен в монахи Григорий Отрепьев, тот самый будущий Лжедмитрий I, с которого вся Смута и началась.

Можно, впрочем, вернуться в Кострому и посетить Ипатьевский монастырь , где после событий, погубивших Ивана Сусанина, скрывались Марфа и Михаил Романовы. В Костроме стоит зайти и в Романовский музей , где вам расскажут об истории древних боярских родов, связанных с этой местностью.

Но есть в Костромской области и третий монастырь, без упоминания которого история об истоках династии Романовых будет неполной. Речь о том самом Макарьево-Унженском монастыре , куда в весьма опасное время отправился на богомолье будущий русский царь с матерью. Место для паломничества было выбрано не случайно: в монастыре хранились мощи его основателя, святого Макария Унженского, который побывал в плену у казанских татар. Ему Михаил и Марфа молились об освобождении своего отца и мужа Филарета (в миру - боярина Федора Романова), который в тот момент находился в плену у поляков. Вероятно, будущий царь молился и об освобождении Руси от иноземцев - и, как известно из истории, обе просьбы по молитвам к Макарию были исполнены. Позже, уже став царем, Михаил Федорович вновь по обету совершил паломничество в этот монастырь. Именно во время второй поездки он узнал о подвиге Ивана Сусанина и даровал его потомкам землю и освобождение от податей.

Дорога в Макарьев неблизкая - ехать нужно через Судиславль , вернее, через Кострому и Судиславль, поскольку дорога между трассой «Кострома - Буй» и Судиславлем почти непреодолима. От Костромы до Макарьева более 180 километров, так что не стоит совмещать это путешествие с поездкой в Сусанино. Но если у вас есть еще свободные дни в Костроме, можно расширить «географию Смутного времени», посетив этот старинный монастырь.

Иван Сусанин был крестьянином, который проживал в Костромском уезде. В он известен как человек, который спас царя Романова) от польских захватчиков. На сегодняшний день не существует достоверной информации о личности этого Согласно историческим хроникам, Сусанин служил старостой в селе Домнино Костромского уезда. Отряд польских интервентов попросил Ивана Осиповича довести их до его села, где пребывал царь Михаил Романов. За это Сусанину полагалось вознаграждение. Вместо этого будущий герой завел поляков в После некоторых блужданий интервенты догадались, что мужчина решил погубить их. После продолжительных пыток над крестьянином они поняли, что он не укажет дороги, ведущей в село. Поляки убили Сусанина. Но и сами душегубы вскоре погибли в лесных болотах. Сегодня имя этого благородного человека увековечено. А доказательством существования героя служит грамота, врученная его зятю. А также найденные под Костромой останки человека, которые, по всей видимости, и принадлежали Сусанину. Ну а сейчас более подробно рассмотрим, чем знаменит Иван Сусанин и изучим некоторые факты его биографии.

Время жизни Ивана Сусанина

Прежде чем перейти непосредственно к самому подвигу и личности Ивана Осиповича Сусанина, хотелось бы ознакомить читателя с тем периодом времени, в котором проживал великий мученик. Итак, дело было в первой половине XVII столетия. В начале 1600 годов Россию охватили небывалые классовые, природные и религиозные катаклизмы. Именно в этот период происходят: известный голодомор 1601-1603 годов, захват престола самозванцем, приход к власти Василия Шуйского, польское вторжение 1609 года, а также ополчение 1611 года и много других происшествий.

Большое горе подобралось и к где, собственно, и обитал которого оставляет много белых пятен. К эпизодам, характеризующим то время, относятся: разрушения Костромы 1608-1609 годов Лжедмитрием II, атака на Ипатьевский монастырь, разгром польскими войсками Кинешмы и другие кровавые события.

Имели ли вышеописанные события, а именно тревога, междоусобные передряги и нашествие врагов, отношение к Сусанину и его родным или же до некоторого времени обходили их род стороной - неизвестно. Но вся эта эпоха - это время, когда жил Иван Сусанин. А к самому дому героя война подступила тогда, когда, казалось, она уже закончилась.

Личность Сусанина

Иван Сусанин, биография которого содержит крайне мало известных фактов, личность все же интересная. Мало что известно нам о существовании этого человека. Знаем только то, что Иван имел дочь с непривычным для нашего времени именем - Антонида. Ее мужем стал крестьянин Богдан Сабинин. У Сусанина было двое внуков - Константин и Даниил, но когда они появились на свет, точно неизвестно.

Также нет сведений и по поводу супруги Ивана Осиповича. Историки склонны к мнению, что на момент совершения крестьянином подвига ее уже не было в живых. А поскольку в этот же период Антониде исполнилось 16 лет, то ученые на вопрос о том, сколько лет было Ивану Сусанину, когда он завел поляков в лес, отвечают, что он пребывал в зрелом возрасте. То есть это около 32-40 лет.

Когда все происходило

Сегодня многие знают, чем знаменит Иван Сусанин, и какой он совершил подвиг. Но по поводу того, в каком году и в какое время все происходило, существует несколько версий. Мнение первое: событие имело место поздней осенью 1612 года. Как довод в пользу этой даты предоставлены следующие сведения. В некоторых преданиях идет речь о том, что Иван спрятал царя в яме совсем недавно сожженного овина. Также история рассказывает, что будто бы герой еще и прикрыл яму обгорелыми досками. Но эту теорию отрицало большинство исследователей. Если это все же правда, и старинные предания не лгут, то дело было действительно осенью, так как овины топили и палили именно в это время года.

А может все-таки последний зимний месяц 1613-го?

В сознании обычных людей, благодаря многочисленным художественным полотнам, литературным произведениям и опере Глинки М. И., прочно закрепился образ Ивана Сусанина, который вел поляков снежными сугробами через лес. И это общепринятая версия. Поэтому есть основание полагать, что подвиг был совершен где-то во второй части февраля или первой половине марта. В это время были посланы поляки, которым предстояло убить царя Михаила, дабы разрушить стабилизацию России и вести дальнейшую борьбу за право стать во главе русского престола.

Но так или иначе, никто и никогда уже не узнает правды относительно точной даты совершения подвига. Ведь невероятно большое количество важных деталей остается загадкой. А те, что удалось сберечь, скорее всего, растолкованы неправильно. Чем знаменит Иван Сусанин, мы осведомлены. А все остальное пускай так и остается мифом.

Смерть Сусанина в Деревнище

В нескольких исторических хрониках, в которых рассказывается, как Иван Сусанин спрятал Романова в ямнике в деревне Деревнище, идет речь и о том, что в этом же селе Ивана Осиповича поляки поддали пыткам, а потом и лишили жизни. Но эта теория не подтверждается никакими документами. Эта версия не была поддержана почти никем, кто занимался исследованием жизни знаменитого героя.

Самая распространенная версия гибели

Следующая теория относительно смерти героя является наиболее известной и наиболее поддержанной историками. Согласно ей, Иван Сусанин, подвиг которого описан выше, погиб на Исуповском болоте. А образ цвета, что выросла на крови героя, считается неимоверно поэтичным. Второе название болота звучит как «Чистое», ибо оно омыто страдальческой кровью Ивана Осиповича. Но все это только фольклорные домыслы. Но как бы там ни было, именно болото является основным местом действия всего сусанинского подвига. Крестьянин по трясине водил поляков, заманивая их в самую глубь леса, подальше от необходимой им деревни.

Но вместе с этим и появляется множество вопросов. Если Иван Сусанин (история подвига описана выше) погиб действительно на болоте, то умерли ли все поляки после его смерти? Или только часть из них канула в Лету? Кто в таком случае рассказал о том, что крестьянина больше нет в живых? О смерти поляков нет упоминаний ни в одних документах, которые удалось найти историкам. Но существует мнение о том, что настоящий (а не фольклорный) герой Иван погиб не на болоте, а в каком-то ином месте.

Смерть в селе Исупово

Третья версия относительно гибели Ивана говорит о том, что он умер не на болоте, а в селе Исупово. Об этом свидетельствует документ, в котором правнук Сусанина (Собинин И. Л.) просит императрицу Анну Иоанновну подтвердить льготы, положенные потомкам Ивана Сусанина. Согласно этому прошению, именно в указанном селе Ивана Осиповича настигла его смерть. Если верить этому преданию, то смерть своего земляка видели и жители Исупово. Тогда получается, они принесли плохую весть в деревню Домнино, а возможно, они и доставили туда тело покойного.

Эта версия является единственной теорией, которая имеет под собой документальное подтверждение. Она считается и самой реальной. К тому же правнук, который не был столь отдаленным во временных рамках от своего прадеда, не мог не знать, чем знаменит Иван Сусанин, и где он скончался. Многие историки также разделяют эту гипотезу.

Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Естественным будет вопрос о том, где находится могила русского героя. Если верить преданию о том, что он умер именно в селе Исупово, а не на одноименном болоте, то захоронение должно быть обязательно. Предполагается, что тело усопшего погребено на кладбище около Воскресенской церкви, которая была приходским храмом для жителей сел Деревнище и Домнино. Но этому факту нет весомых и множественных доказательств.

Нельзя и не упомянуть тот факт, что немного позже после погребения тело Ивана было перезахоронено в Ипатьевском монастыре. Это также версия, которая не имеет веских доказательств. И она отвергалась практически всеми исследователями подвига Сусанина.

Поделиться