Основные направления предупреждения насильственной преступности. Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности. Уголовное право и криминология

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания ко всему живому; улучшение полового воспитания подростков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.
К основным направлениям специально-криминологической (специально целенаправленной) профилактики в рассматриваемой сфере относятся: последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркотизмом на основе постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации; своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления; обеспечение решительной борьбы с хулиганством и эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах; решительное усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;
пресечение криминогенных влияний на несовершеннолетних и молодежь рецидивистов и профессиональных преступников; улучшение качества профилактической работы в маргинальной среде; активизация деятельности по выявлению антиобщественных молодежных группировок со склонностью ее участников к насилию; активизация деятельности по ликвидации организованных преступных групп и сообществ; своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности; активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, с их хищениями; использование уголовно-правовых мер так называемой двойной превенции для своевременного реагирования на угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, побои, истязания, на приготовление к совершению тяжких насильственных преступлений, массовых беспорядков, группового хулиганства; обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления на основе ее дифференциации и индивидуализации; решительное противодействие пропаганде жестокости и насилия СМИ, распространению в общественном сознании культа силы, суперменства, ориентации молодежи на противоправные насильственные варианты разрешения жизненных проблем; переориентация СМИ на пропаганду образа законопослушного гражданина.
Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью, другие целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного криминологического планирования содержат в этом отношении ряд важных положений. (Вместе с тем ресурсное обеспечение их на сегодняшний день неудовлетворительно.)
Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства или психотропные веще

Учет всех этих факторов важен для криминологической диагностики, прогнозирования возможности совершения конкретными лицами насильственного преступления и определения методов индивидуальной профилактики. К последним относятся: убеждение и переубеждение, оказание необходимой помощи, нейтрализация негативных влияний окружающей среды, контроль и надзор, меры гражданско-правового, админист- ративно-правового и уголовно-правового воздействия.
Новое законодательство о социальном обслуживании создает и базу для социальной помощи лицам из групп повышенного криминального риска. Отрадным явлением стало быстрое развитие в субъектах РФ и на территориях местного самоуправления учреждений для реабилитации лиц с отклоняющимся поведением и для лиц, нуждающихся в защите от жестокости, насилия. По экспертным оценкам, в каждой четвертой российской семье процветает насилие. В 70 случаях из 100 жертвами избиений становятся женщины и дети.
Большое значение в связи с этим имеет развертывание деятельности общественных кризисных центров (центров социальной помощи), призванных, в частности, оказывать помощь потерпевшим от насильственных преступлений, «горячих линий» связи («телефонов доверия»), убежищ для жертв семейного и сексуального насилия и т. п. В настоящее время в регионах России действует около 50 таких кризисных центров.
Специфику анализируемых профилактических мер целесообразно рассмотреть применительно к предупреждению насильственных преступлений в сфере быта. Центральная фигура профилактической работы здесь - участковый уполномоченный милиции.
При профилактике бытовых насильственных преступлений важно добиваться адекватного реагирования на поступающие сообщения уже на ранней стадии развития опасных конфликтных ситуаций и формирования агрессивных группировок, компаний.
При этом важно в соответствии с конкретной ситуацией избрать правильную форму реагирования (эпизодическое, длящееся, неотложное, экстренное).

Если конфликтная ситуация периодически то обостряется, то улучшается без особо резких колебаний, наиболее целесообразно эпизодическое (контрольное) реагирование. Оно осуществляется, как правило, участковым уполномоченным милиции и представителями общественности. Методы профилактического воздействия в таких случаях - беседы, советы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды, эпизодический контроль.
Если конфликтная ситуация в течение продолжительного времени ухудшается, применяется длящееся реагирование. В подобных случаях с нарушителями проводятся профилактические беседы в милиции (главным образом участковыми уполномоченными), инициируется проведение бесед с участием представителей администрации и общественности, персонально уважаемых участниками конфликта лиц; используются иные уже указанные формы воздействия. Если они оказываются неэффективными, применяются более строгие меры: обсуждение поведения конфликтующих лиц на общем собрании трудового коллектива, собрании граждан по месту жительства, сельском сходе, вызов в орган милиции для беседы о недопустимости антиобщественного поведения в быту, официальное предупреждение суда о выселении с жилой площади за невозможностью совместного проживания и т. д.
Неотложное реагирование осуществляется в условиях обострившейся конфликтной ситуации. Речь идет о часто повторяющихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, отклоняющемся поведении лиц, страдающих психическими заболеваниями, антиобщественном поведении пьяниц, алкоголиков, наркоманов. Могут быть использованы различные меры правового принуждения: лишение по суду родительских прав; принудительный обмен по суду жилой площади и выселение за невозможностью совместного проживания; ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической больнице или психоневрологическом диспансере; изъятие охотничьего оружия; привлечение к административной и уголовной ответственности. Надо значительно шире использовать такую действенную профилактическую меру, как административный арест.
Экстренное реагирование необходимо при бурном, агрессивном поведении нарушителя. Оно проводится в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Его, как правило, выполняют дежурные части райгорорга- нов внутренних дел. При соответствующем сообщении они обязаны срочно направить на место конфликта сотрудников пат-
рульно-постовой службы, а иногда и участковых уполномоченных, сотрудников уголовного розыска для его пресечения; реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т. п. Затем решается вопрос о привлечении этих лиц к уголовной или административной ответственности.
Необходима постановка неформальных групп со склонностью к насилию на соответствующие виды оперативного и профилактического учета, оказания предупредительного воздействия на всю группу в целом (в частности, при профилактике насильственных преступлений в маргинальной среде, в общежитиях и т. д.).
Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов; лиц, попадающих в состоянии опьянения в вик- тимогенные ситуации; лиц, склонных присоединяться к случайным компаниям, отличающихся легкомысленным поведением в общественных местах и др.).
Значимость этой работы подтверждается ростом уровня виктимизации населения. Показатель этого уровня по лицам (число зарегистрированных потерпевших на 100 тыс. человек) в г. составил 1511,6, что на 20% больше, чем в 1998 г. (1259,1). Вероятность стать жертвой насильственного преступления значительно усилилась.
Значение виктимологического аспекта целесообразно рассмотреть применительно к задачам предупреждения корыстнонасильственных преступлений (грабежей, разбоев, бандитских налетов). Весьма важным в этом плане представляется осуществление следующих мероприятий: изготовление и распространение в жилом секторе специальных памяток-предостережений о способах защиты от преступных посягательств с учетом повторяющихся наиболее опасных их видов; оповещение граждан через СМИ о распространенных в данном населенном пункте фактах совершения преступлений, типичных действиях преступников, а также рекомендуемом алгоритме действий граждан в различных криминогенных ситуациях;
привлечение внимания населения к необходимости принятия мер по обеспечению личной безопасности, охране жилищ, хранилищ материальных ценностей, транспортных средств и иного имущества (укрепление дверей и окон, установка надежных запирающих устройств, кодовых запоров и домофонов на дверях подъездов домов, охранной сигнализации, осуществление видеоконтроля за входами в подъезды, квартиры и подсобные помещения); проверка и принятие мер по надлежащему освещению в населенных пунктах улиц, скверов, подъездов домов и других общественных мест; организация несения патрульно-постовой службы милиции в местах, наиболее удобных для совершения преступлений; проведение профилактических бесед в детских образовательных учреждениях со школьниками и педагогами, а также по месту жительства с родителями о возможных вариантах поведения при столкновении с преступниками; выявление отдельных лиц и групп риска с повышенной степенью виктимности и осуществление профилактического воздействия на них в целях активизации их защитных свойств и последующей девиктимизации.
Нетрудно оценить важную роль этих мероприятий в предупреждении других насильственных (в частности половых) преступлений.
В последнее время активизировалась деятельность преступных групп, которые, наряду с мошенническими действиями по купле-продаже квартир, совершают убийства их владельцев в целях завладения приватизированной жилой площадью потерпевших.

Потерпевшими от этих преступлений чаще всего бывают лица, относящиеся к так называемой группе риска: одинокие, пожилые, пенсионеры, алкоголики, наркоманы, страдающие отклонениями в психике, представители социально незащищенных слоев населения, не имеющие устойчивых родственных и дружеских связей. Эти лица должны находиться под пристальным вниманием участковых уполномоченных милиции, работников муниципальных жилищных органов и общественных комиссий. Проявление повышенного интереса к указанной категории граждан должно вызывать настороженность, безусловную необходимость взаимного информирования, принятия экстренных мер пресечения возможных преступлений.
Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений, в частности возможности использования в борьбе с ними отдельных уголовно-правовых институтов и норм с выраженной профилактической направленностью. Это прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса РФ, регламентирующие институты необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, а также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние. Их содержание и значение необходимо разъяснять гражданам в ходе правовой пропаганды.
Важную профилактическую роль играют и упоминавшиеся нормы Особенной части УК РФ с так называемой двойной превенцией. Это нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку для совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования.
В их числе следует выделить нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, истязание, незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, бое
вых припасов или взрывчатых веществ, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иное антиобщественное поведение, притоносодержательство и некоторые другие. Эффективность их профилактического воздействия связана главным образом с обеспечением своевременной ответственности за деяния, создающие условия для совершения других, более опасных преступлений. Например, по мнению опрошенных экспертов (сотрудников правоохранительных органов и научных работников), до 10% убийств можно было бы предотвращать, если бы своевременно применялась норма об ответственности за угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).
Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции. Интервьюирование осужденных за преступления против личности показало, например, что расчет на безнаказанность был выявлен почти у половины опрошенных.
Очень важной в связи с этим представляется проблема своевременного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. По статистике МВД России, за 2000-2007 гг. нераскрытыми оказались более 16 млн преступлений. Из них только убийств около 100 тыс. Данная проблема тесно связана и с мероприятиями по снижению латентности таких преступлений. В связи с этим значим эффективный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности милиции.
Серьезное внимание надо обратить также на возможности информационной системы «лечебное учреждение-правоохранительный орган». Ее использование в значительной степени могло бы способствовать снижению уровня латентности фактов преступного причинения вреда здоровью. Медицинские учреждения в соответствии с требованиями нормативных актов обязаны сообщать в милицию обо всех травмах криминального характера. Однако эти обязанности на практике выполняются недостаточно. Поэтому надо обеспечить тщательный учет лиц, поступающих с такими повреждениями в лечебные учреждения, и фиксацию информации о них в книге заявлений и сообщений о преступлениях дежурными частями органов внутренних дел.

Существенное профилактическое значение имеют оперативно-розыскные мероприятия, направленные на недопущение криминальных насильственных посягательств со стороны замышляющих их лиц. Основная роль здесь принадлежит оперативным аппаратам органов внутренних дел, особенно подразделениям уголовного розыска. Оперативно-розыскная профилактика прежде всего предполагает сбор в ходе поисковых мероприятий негласной разведывательной информации о лицах с повышенной криминальной активностью (ранее судимых, алкоголиках, наркоманах, бытовых дебоширах, членах групп с антиобщественной направленностью, лицах, связанных с участниками организованных преступных формирований, и др.). Совокупность полученных сведений, дающих основания для вывода о вероятности криминального поведения, указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за такими лицами в целях своевременного предупреждения и пресечения подготавливаемых ими преступлений. Используемые при этом методы ОРД разнообразны: профилактическое воздействие через негласных сотрудников на членов криминальных и антиобщественных формирований, а также на лиц, конфликтующих в семейно-бытовой сфере; разобщение путем проведения оперативных комбинаций враждующих группировок в условиях исправительных учреждений; оперативное прикрытие объектов, намеченных преступниками для совершения грабежей, разбойных нападений, похищений людей, бандитских налетов, и проч. Оперативно-розыскная профилактика особенно актуальна в отношении лиц, ранее судимых за насильственные преступления. В отношении этих лиц традиционные методы индивидуальной профилактики (меры убеждения, воспитания и т. п.) в значительной мере уже устарели. В условиях современной криминологической ситуации необходимы более оперативные и жесткие меры.
Весьма значима также оперативная разработка некоторых частных охранных и детективных структур, могущих выполнять роль бандформирования при фирме-спонсоре, либо криминальные заказы различных коммерческих организаций.

50 криминологическая хар-ка преступлений против собственности
Преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство и др.) посягают на важные сферы жизнедеятельности граждан и государства. Ведущее место в борьбе с ними отводится правоохранительным органам. Эффективность этой борьбы во многом зависит от знания состояния и основных тенденций этих преступлений, понимания их причин, учета особенностей личности корыстного преступника.

Преступления данной группы всегда занимали и занимают в настоящее время значительное место в структуре преступности России, определяя ее количественную сторону. Их доля в конце прошлого - начале нынешнего века составляет свыше 50% всех совершаемых в стране преступлений.

Тем самым преступления против собственности в значительной мере определяют общее состояние и тенденции преступности, а значит, в целом и всю криминальную ситуацию в стране.

В структуре преступлений против собственности определяющее место принадлежит краже, доля которой варьируется от 75% до 80%. В общем же объеме регистрируемых преступлений удельный вес краж достигает 40% (в отдельные годы - 45%). Число регистрируемых краж в настоящее время приближается к 1 млн, а в отдельные годы и превышало этот показатель. При этом не следует забывать, что кража является одним из наиболее латентных преступлений.

В общем числе краж преобладают посягательства на личное имущество граждан. Более трети таких краж совершается из квартир; ежегодно похищается около 40 тыс. автомашин, принадлежащих гражданам. Большое распространение имеют кражи готовой продукции, сырья, стройматериалов, грузов, денежных средств, произведений искусства, антиквариата и т.п.

Кражи опасны не только своей распространенностью, но и тем, что они часто сопряжены с другими более тяжкими преступлениями, такими, как умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и т.п. Кроме того, значительное число краж (до 80%) совершается при отягчающих обстоятельствах. Так, при некотором сокращении их общего числа за последнее десятилетие возросло количество лиц, совершивших кражи. Об этом свидетельствует увеличение (до 40%) группового характера совершения краж, что делает их более опасными по сравнению с преступлениями, совершенными в одиночку.

Весьма разнообразны способы совершения краж, выбор которых обусловливается объектом и предметом посягательства, личностью виновного, его криминальным опытом. В частности, при кражах из помещений широко используются подбор ключей, выбивание дверей, пролом стен, проникновение через окна, чердаки, отключение сигнализации и т.п. Карманные кражи чаще всего совершаются в местах массового скопления граждан группами профессиональных преступников часто с использованием предметов, режущих карманы, сумки.

В совершении краж принимает участие значительное количество рецидивистов (около 20% привлеченных к ответственности), женщин (свыше 12%), несовершеннолетних (около 18%).

Грабеж в структуре преступлений против собственности занимает второе место после краж и в среднем составляет около 8%. Уголовная статистика чаще всего фиксирует грабежи с отягчающими обстоятельствами, среди которых преобладают повторность, предварительный сговор, проникновение в жилище, совершение организованной группой, применение насилия и т.п. Среди совершивших грабежи число лиц без постоянного источника дохода составляет примерно 60%. Грабеж очень часто совершается группой лиц (свыше 50%), рецидивистами (40%), несовершеннолетними (25%).

Разбой - одно из наиболее опасных преступлений, направленных не только против собственности, но и против личности.


Похожая информация.


В борьбе с насильственной преступностью важное значение имеют меры общесоциального предупреждения. К ним относятся крупномасштабные государственные социально-экономические и политические преобразования, устраняющие причины и условия для насильственных преступлений как средства разрешения конфликтов.

Государство должно способствовать устранению таких объективно криминогенных факторов, как неудовлетворительные жилищные условия, проживание в коммунальных квартирах, совместное проживание разведенных супругов, родственников.

Важное значение имеет пресечение фактов насилия в семьях, лишение родительских прав.

Среди мер общего предупреждения важное значение имеет усиление правового обучения и правового воспитания населения.

Очень важно научить людей разрешать конфликты законными средствами.

Немалую криминогенную роль играет ущербная сфера досуга. Заботой государства должно быть создание условий для полноценного, дифференцированного по интересам, возрастным и профессиональным запросам досуга по месту жительства граждан.

Предупредительное значение могли бы играть пункты психологической помощи безработным при центрах занятости, фонды милосердия.

Сдерживанию насильственных преступлений могла бы способствовать государственная защита психики населения от видеоэкспансии насилия. Нужны законы, запрещающие демонстрацию насилия, грубой силы, нездорового образа жизни.

К основным направлениям специально-криминологической профилактики насильственных преступлений отнесены следующие:

Организационные меры: изучение и анализ информации об уровне,
структуре и динамике насильственной преступности и хулиганства в
каждом регионе и криминологическое планирование, профессиональная работа на отдельных территориях и объектах;

Осуществление профилактической работы в соответствующей
микросреде. Это систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности, обеспечение дислокации милицейской службы с учетом места и времени совершения насильственных преступлений;

Проведение специальных профилактических рейдов, проверок;
- выявление и изъятие огнестрельного оружия; обеспечение общественного порядка на улицах и в общественных местах.

При осуществлении профилактики насильственных преступлений важны применяемые формы реагирования.

При эпизодическом реагировании участковые милиционеры и представители общественности могут применять советы, беседы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды.

При длящемся реагировании к мерам воздействия относятся: профилактические беседы в милиции, обсуждение поведения на собрании трудового коллектива, вызов в орган милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения в быту и т.д.

Неотложное реагирование осуществляется в условиях резко
обострившейся конфликтной ситуации - часто повторяющихся ссорах,
скандалах, драках, угрозах, антиобщественном поведении пьяниц,
наркоманов. В таких случаях могут быть использованы меры правового
принуждения: лишение родительских прав, принудительный обмен жилой
площади или выселение за невозможностью совместного проживания;
ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической
больнице; привлечение к административной и уголовной ответственности.
Экстренное реагирование требуется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т.п.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст попутно предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявления грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания ко всему живому, улучшение полового воспитания подростков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.

Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью, другие целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного криминологического планирования содержат в этом отношении ряд важных положений. Вместе с тем ресурсное обеспечение их на сегодняшний день не удовлетворительно.

Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства или психотропные вещества; не занятые общественно полезным трудом; ранее судимые; лица с отклонениями в психике). Значимым было бы расширение правовой базы для дифференцированной работы с группами повышенного социального риска и для собственно профилактической работы по месту жительства.

Исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с насильственными преступлениями является групповая и индивидуальная профилактика. Ее объекты - лица, которые по причине своей антиобщественной агрессивно-насильственной направленности могут совершить насильственные преступления.

Наиболее сложная задача в индивидуальной профилактике - выбор тех признаков-индикаторов, которые могут быть положены в основу прогностической оценки личности.

Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов, постоянно конфликтующих; лиц, попадающих в состоянии опьянения в виктимогенные ситуации; лиц, склонных случайным компаниям, приглашениям незнакомых людей, легкомысленному поведению в общественных местах и т.д.).

Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений, в частности возможности использования в борьбе с ними отдельных уголовно-правовых норм и институтов с непосредственно выраженной профилактической направленностью. Это, прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса, регламентирующие институты необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние. Их содержание и значение необходимо разъяснять гражданам в ходе осуществления правовой пропаганды.

Важную профилактическую роль играют нормы Особенной части Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией. Это нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет именно о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования.

Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции.

Очень важной в этой связи представляется проблема своевре­менного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. Она тесно связана с последовательным осуществлением мероприятий по снижению их латентности. В этой связи значим эффективный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности милиции.

Литература

Абельцев С.И. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество. - М.: Юристъ, 2001.

Петин И.А. Механизм преступного насилия. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Ратинова Н.А. Психология насильственных преступлений и их экспертная оценка. - М., 2001.

Сердюк Л.В. Насилие: уголовно-правовое исследование. М.: ООО Изд-во Юрлитинформ, 2002.

Вопросы общесоциальной профилактики преступлений сегодня требуют своего законодательного решения. Жизнь показывает, что отсутствие правовой регламентации профилактической работы тормозит процесс выработки единообразного подхода органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и судов к использованию превентивных норм права, законодательства.

Таким образом, основными направлениями предупреждения насильственной преступности станут:

I. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение должно осуществляться не только по отдельным правоохранительным ведомствам, как это делается сейчас, но и по кардинальным проблемам предупреждения насильственной преступности, например, по профилактике насилия в семье, борьбе с наркоманией и наркотизмом, исполнению уголовных наказаний, связанных и не связанных с лишением свободы, и проблеме подготовки специалистов и т.д. В этих целях для каждой проблемы следует создать программу, включающую необходимые ресурсные расчеты.

II. Пересмотр системы характера наказаний и мер изоляции

1. Целесообразно инициировать отмену моратория на применение смертной казни. Это наказание должно применяться в отношении виновных в умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, но только по соображениям справедливого возмездия в случае совершения наиболее тяжких преступлений. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 90

Вопрос о применении смертной казни к рассматриваемой категории преступников неизбежно связан с общей проблемой существования этого наиболее сурового уголовного наказания. Разное отношение к этому виду наказания, его сущности, назначению, роли, связанные с ним практические предложения существуют с тех пор, как определенные поступки стали вызывать необходимость использования наиболее острых и даже беспощадных мер реагирования на их совершение. Одним словом, эта проблема существует с незапамятных времен, и поскольку она имеет существенное политическое и правовое, а еще большее нравственное значение, то интерес к ней не утрачен и в настоящее время. Философы, писатели, политики, криминологи, социологи, юристы и другие деятели науки и культуры многократно выражали свое отношение, порой взаимоисключающее, к смертной казни. Постоянно совершенствуется уголовное законодательство, пересматриваются многие традиционные взгляды на цель, функции и виды наказания, сокращается число стран, в которых применяется смертная казнь, но она тем не менее существует, и никто не в состоянии предсказать, что этот вид наказания когда-нибудь исчезнет полностью Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 91.

Вопреки распространенному среди противников смертной казни мнению, что она неспособна кого-то устрашить и тем самым удержать от совершения преступления, мы полагаем, что это не так. Страх перед подобной карой сохраняется у многих людей, он особенно действен при тотальных и неотвратимых репрессиях, например в условиях фашистского режима. В тех цивилизованных странах, где смертная казнь сохранилась, она применяется не для устрашения, а для удовлетворения общественного чувства справедливости. Лишать же жизни кого-либо, чтобы другим неповадно было, в высшей степени безнравственно. Это сродни расстрелу заложников.

В настоящее время представления о базовых человеческих ценностях, о справедливости, о должном воздаянии за содеянное не позволяют отказаться от подобной кары полностью, сохранив ее только для наказаний убийц, причем наиболее опасных. Очень существенно в этой связи отметить, что многие из них своими кровавыми злодеяниями и проявляемой при этом вопиющей жестокостью сами ставят себя вне людей, вне жизни. Такие преступники, как Чикатило, Михасевич, Головкин, Кузнецов, чеченские бандиты и террористы, не должны оставаться среди людей только за то, что они сделали.

Между тем государственная политика в отношении таких монстров характеризуется преобладающей тенденцией сохранения им жизни, что в большинстве случаев вызывает резкое несогласие. Общественность, как правило, ничего не знает о том, почему, на каких основаниях, с учетом каких обстоятельств смертная казнь самым опасным убийцам заменяется пожизненным лишением свободы или почему их наказали только пожизненно. При этом довольно часто вопрос о помиловании конкретного человека не решается месяцами, иногда годами, что нельзя расценить иначе, как жестокость к этому же человеку, хотя и виновному в самых тяжких, смертных грехах.

Должны быть выработаны более или менее четкие критерии при вынесении приговора наиболее опасному убийце, которыми могли бы руководствоваться и организации, решающие вопросы о помиловании, если преступник приговаривается к смертной казни, В число таких критериев можно включить: количество жертв, наличие среди них детей и подростков; совершение убийств с особой жестокостью; наличие психических патологий и расстройств полового влечения, ограничивающих возможности управления своим поведением; обращение лица за психиатрической и сексопатологической помощью, его реакции на предложения такой помощи, желание избавиться от патологических влечений - до совершения преступлений или даже в тот период, когда происходила серия убийств; привлечение в прошлом к уголовной ответственности за насильственные преступления Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 94.

  • 2. Представляется необходимым внести следующие изменения в уголовный и уголовно-исполнительный законы:
    • - к наиболее опасным убийцам не должны применяться помилование и амнистия; они не могут освобождаться по болезни или условно досрочно;
    • - лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы за насильственные преступления, не могут быть освобождены из исправительных учреждений по амнистии, в связи с помилованием, по болезни или условно досрочно ранее, чем через 25 лет после взятия под стражу;
    • - если лицо привлекается за совершение насильственного преступления, отнесенного законом к категории тяжкого или категории особо тяжкого, а до этого уже трижды наказывалось за такие же преступления, то независимо от снятия или погашения судимости оно должно осуждаться к пожизненному лишению свободы;
    • - лица, осужденные за насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за любые сексуальные преступления на определенный срок, могут освобождаться досрочно, по амнистии или в связи с помилованием только на основании заключения комплексной комиссии с обязательным участием в ней психиатра и психолога;
    • - лица, совершившие действия, формально подпадающие под признаки особо тяжкого насильственного преступления, но признанные невменяемыми, должны пожизненно помещаться в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением.

III. Социальные программы профилактики насилия

  • 1. Любые социальные программы профилактики насилия в России должны строиться с учетом того, что ее состояние в первую очередь определяется очень высоким уровнем тревожности и неуверенности людей, их депрессивными психотравмирующими переживаниями как реакции на те изменения в жизни, которые субъективно воспринимаются в качестве весьма неблагоприятных. Насилие выступает средством защиты и утверждения, поэтому общество должно предлагать иные средства в достаточном объеме и разнообразии.
  • 2. Первоочередной задачей представляется оказание комплексной помощи, в том числе при проведении инспекторских проверок, регионам, где наблюдается наихудшее положение с преступным насилием. Это предполагает создание специальных для них программ социальной и материальной поддержки, воспитательно-педагогических, психологических, организационных, правоохранительных и иных мероприятий.
  • 3. К уже имеющимся социальным программам борьбы с отдельными видами преступности (например, с наркотиками и наркоманией) следует, прежде всего, добавить социальные программы предупреждения насилия в семье, в школе, среди несовершеннолетних в целом.
  • 4. Необходима общегосударственная федеральная программа борьбы с насилием в обществе. Ее субъектами должны быть все органы законодательной и исполнительной власти, общественные и церковные организации, средства массовой информации и др.
Поделиться