Олимпийский чемпион иван едешко о баскетболе в ссср и победе над американцами. Дворный иван васильевич - биография. олимпийский чемпион советский баскетболист заслуженный мастер спорта ссср Иван Едешко сейчас

Иван Дворный родился 5 января 1952 года в деревне Ясная Поляна, Омская область. Спортом, легкой атлетикой, начал заниматься в старших классах школы. На областных соревнованиях проявил себя и попал на заметку к спортивным специалистам, предложившим ему выбор между борьбой и баскетболом. Иван выбрал баскетбол и переехал в город Омск. С 1966 года занимался баскетболом в детско-юношеской спортивной школе у Заслуженного тренера Виктора Николаевича Промина.

За баскетбольный клуб «Уралмаш» стал выступать в 1969 году, под руководством тренера Александра Канделя. Затем, по приглашению Владимира Петровича Кондрашина, переехал в город Санкт-Петербург играть за «Спартак».

В 1972 году, после назначения Владимира Кондрашина на должность Главного тренера сборной СССР, Дворный вошел в состав сборной. Вместе с командой в следующем году поехал на XX летние Олимпийские игры в немецкий город Мюнхен, где завоевал титул Олимпийского Чемпиона. После Олимпиады еще год успешно играл за клуб «Спартак».

Через год после триумфа на Олимпиаде, в 1973 году, баскетбольная сборная отправилась в двухмесячное турне по Америке. Сыграв больше десятка матчей на разных турнирах, команда вернулась домой. С собой игроки везли вещи родственникам и на перепродажу. В аэропорту «Шереметьево» на таможне все эти вещи описали. Решили устроить показательный процесс и выбор пал на Ивана Дворного. Баскетболиста осудили на 3 года. При содействии Владимира Кондрашина его освободили досрочно и перевели в поселок Нурма, Ленинградская область.

Ивану Васильевичу в 1976 году разрешили играть, в команду взял «Спартак-Приморье» города Владивосток, Приморский край. Команда при нем играла очень неплохо, а сам спортсмен часто набирал по 20 очков за игру. Через два года перешел в Московский клуб «Динамо», однако долго в клубе не задержался. Ранее становился серебряным призером Чемпионата СССР, обладателем европейского Кубка обладателей кубков, серебряным призером Спартакиады народов СССР, победителем Первого всемирного баскетбольного фестиваля в Республике Перу и турнира памяти Ю.А. Гагарина.

В 1980 году Дворный вернулся домой, в свою деревню, занялся пчеловодством. Через какое-то время перебрался в город Омск, устроился слесарем в локомотивное депо «Московка». В депо отработал 14 лет и еще 6 лет в пожарной части. Одновременно играл за омские команды «Шинник» и «Локомотив».

По совету друга в ноябре 2001 года уехал на постоянное место жительства в город Балтимор, США. Затем вернулся на Родину, проживал в городе Омск. Позднее издали повесть «Блок-шот» Владилена Леха, посвященную драматичной судьбе олимпийского Чемпиона.

Президентом Федерации баскетбола Омской области Дворного назначили в феврале 2012 года. В октябре того же года вошел в состав тренерского штаба баскетбольного клуба «1716» в должности тренера-консультанта.

Дворный Иван Васильевич скончался 22 сентября 2015 года от рака легких. Похоронен в городе Омск на Ново-Южном кладбище.

За заслуги в спортивной деятельности Иван Васильевич удостоен звания «Заслуженный мастер спорта СССР».

Легенды бывают разные. В любом случае, они вызывают благоговейный трепет, неизменно появляющийся при соприкосновении с великими страницами истории. Общение с лучшим баскетболистом Беларуси 80-летия, помимо трепета, вызывает еще и профессиональное восхищение: далеко не каждой звезде дано настолько заинтересовать собеседника, что час разговора кажется минутой, а вопросы, записанные в журналистский блокнот, почему-то не хотят заканчиваться.

Иван ЕДЕШКО не любит избитых тем, которых, увы, избежать не удается. Но, дипломатично проговорив: “Знаете, я бы лучше вам видеокассету поставил с собственной записью”, - повторяет заученные ответы, и с удовольствием углубляется в философские рассуждения, уловив в беседе свежую мысль. В прошедшие выходные в Витебске, где праздновали баскетбольный юбилей, наш прославленный земляк постоянно был в центре внимания, но на интервью для “ПБ” согласился беспрекословно.

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Иван ЕДЕШКО. Родился 25.03.45 в Гродно. 195 см. Защитник/форвард. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР и России. Баскетболом начал заниматься в 14 лет. Первый тренер - Яков Фруман. Выступал за “Спартак” (Минск) (1963-67), “Радиотехник” (Минск) (1968), “Буревестник” (Минск) (1970), ЦСКА (1971-77, 79-80), СКА (Киев) (1978). С 1971 по 1980 год - игрок национальной сборной СССР. Олимпийский чемпион (1972), серебряный призер Олимпийских игр (1976), чемпион мира (1974), серебряный призер чемпионата мира (1978), чемпион Европы (1971, 79), серебряный призер чемпионата Европы (1975), бронзовый призер чемпионата Европы (1973), обладатель Кубка европейских чемпионов (1971), чемпион СССР (1971-74, 76, 77, 79, 80), серебряный призер чемпионата СССР (1975), победитель Спартакиад народов СССР (1975, 79). Награжден орденом “Знак почета” и медалью “За трудовую доблесть”. Главный тренер юниорской сборной СССР (1980-82), тренер сборной СССР (1982-84, 87-90), главный тренер молодежной сборной России (1999-2001), тренер сборной России (2002). Возглавлял клубы Гвинеи-Бисау (1984-87), Ливана (1992-94, 95-96), ЦСКА (1990-92), “Шахтер” (Черемхово/Иркутск) - 2000-2002. Тренер ЦСКА (1994-95, 97-98, 2002-03), “Динамо” (Московская область) - с 2003 года. В качестве тренера - чемпион мира (1982), чемпион России (1992, 96, 98), чемпион Ливана (1993, 94, 96), бронзовый призер Кубка азиатских чемпионов (1996).

Гродненский парень с деревенской пропиской

Любопытно, что оба игрока-лауреата проведенного “Прессболом” опроса - ныне иностранцы. После распада Советского Союза Галина Савицкая стала испанкой, а Иван Едешко - россиянином. Впрочем, Иван Иванович считает гражданство простой формальностью.

Россиянином являюсь исключительно по паспорту. Но я всегда считал и считаю себя белорусом. Здесь моя родина, мои корни. И сейчас прельстил не праздник и даже не тот факт, что меня признали лучшим за всю историю существования белорусского баскетбола, хотя, не скрою, очень приятно, а возможность отдать дань уважения стране, которая столь многое мне дала. Потому просто обязан был здесь присутствовать, встретиться с ветеранами, друзьями, многих из которых не видел очень давно. Сейчас работаю старшим тренером-консультантом в подмосковном “Динамо”. Конечно, должность не совсем устраивает - привык быть главным тренером. Но меня очень просили помочь новой команде. К тому же в прошедшем сезоне толком нигде не работал, а деградировать не хочется, ведь в тренерском деле важна практика.

Иван Иванович, вы человек популярный, всегда в центре внимания. Здесь, в Беларуси, чувствуете к себе особое отношение, нежели, скажем, в Иркутске или Москве?

Ко мне, наверное, везде относятся одинаково нормально. Почему к человеку относятся плохо, с каким-то предубеждением? Потому что не каждому удается оставаться человеком в библейском смысле этого слова. Никто в России или Беларуси не может сказать, что спортивные достижения меня испортили, что я высокомерен.

Справочники утверждают, что вы родились в небольшой деревне Стецки на Гродненщине. Как вы оказались в большом спорте и в баскетболе в частности?

На самом деле родился я в Гродно, куда раньше переехала моя семья. Просто был записан в приходской книге церкви в деревне, откуда родом мои родители. Как попал в баскетбол? Занимался многими видами спорта, а когда открылась баскетбольная секция - записался. Там и остался. Одна из причин - колец тогда в городе было очень много, в каждом дворе, каждой школе. Даже когда не существовало секции, имелась возможность побросать, поиграть с друзьями. Долгое время был в команде предпоследним по росту, но между 16 и 17 годами вдруг вытянулся на 14 сантиметров. Все решилось само собой. К тому же попались хорошие тренеры - Яков Иосифович Фруман, Анатолий Иванович Марцинкевич.

- Кто был вашим первым наставником?

Фактически работать начал с Фруманом, а основы мастерства получил в детско-юношеской школе у Марцинкевича. Я видел, что он за человек, как относился к делу, видел, каким он был фанатом, выдумщиком, прекрасным психологом. Сейчас таких мало... Именно у Марцинкевича понял, кем хочу стать. Очень благодарен Александру Рымарчуку. Многое мне дали встречи с командой нашего сельхозинститута, в которой выступали Яговдик, бывший гродненский губернатор Дубко. Тогда я еще учился в школе, и наши матчи были центральными во всех первенствах города и области. Десятиклассником уже играл со студентами дважды в неделю в ДК “Красное знамя”. Бегал к взрослым после тренировок в детско-спортивной школе и уже тогда входил в сборную области.

После школы была учеба в политехническом институте. Сдал экзамен, но на тот факультет, который хотел, не прошел по конкурсу. Меня, конечно, держали на заметке как перспективного спортсмена, потому помогли найти факультет, где моих баллов хватило. Занялся специальностью “литейное производство” с прицелом на то, что через год переправят на тот, более престижный факультет. Но, окончив два курса, встретился с человеком, которого вы хорошо знаете. Он со мной побеседовал, сказал, что видит мое будущее в спорте, и произнес фразу, которую я запомнил навсегда: “Лучше быть хорошим тренером, чем плохим инженером”. И убедил перебраться в “Спартак”.

- И этот человек...

Кудряшов Вячеслав Александрович. Он должен был приехать в Витебск на праздник, но, к сожалению, приболел - у него проблемы с ногой. С удовольствием бы его увидел.

Белорусский Мэджик или американский Едешко?

Вообще-то в “Спартаке” Едешко тренировал сначала Гуков, затем Кудряшов. А Иван Панин стал первым тренером, который определил на позицию, прославившую Едешко как блестящего диспетчера и позволившую ему стать автором самой знаменитой результативной передачи в истории баскетбола.

Тогда ведь с ростом, вроде моего, отправляли на место крайнего нападающего, а я умел все. Позже, когда переехал в Москву, стал, наверное, первым в Союзе, кто при росте 195 сантиметров был разыгрывающим защитником. Интересно, что тогда в национальной команде было много маленьких быстрее меня - обгоняли на 100, 200 метров. Но с мячом быстрее был я. Тут ведь много нюансов: чувство ситуации, набор скорости до получения паса... Мне мяч при разгоне никогда не мешал. Да и передачи раздавать в движении получалось легко.

- Как считаете, это природное чувство?

Думаю, да. К тому же в этом состоит и нюанс примудростей гродненской школы, которые я впитал на двухразовых тренировках еще в детстве. Меня ведь впоследствии сравнивали с Мэджиком Джонсоном, который, правда, начал играть позже. Я также любил скрытые пасы, вклинивался в толпу соперников, делал скидки.

В 1970 году со сборной сняли Гомельского, поставили Владимира Петровича Кондрашина, который тут же привлек в команду меня, несмотря на то что мне было уже 25. И Гомельскому пришлось выслушать немало упреков: “Где же раньше был этот игрок, который теперь творит чудеса в сборной?” А Александр Яковлевич стал тренером ЦСКА и в пику разговорам принялся доказывать свою правоту.

Получилось что у Кондрашина я выходил в пятерке, а в ЦСКА - со скамеечки. Отношения с тренером были напряженными. Только недавно на телевидении Гомельский сказал: “Если в футболе был Бобров, то в баскетболе - Едешко. Я часто его не понимал, но еще тогда он превзошел меня в понимании баскетбола. Да, я не ставил его в состав, потому что он часто терял мячи. Но Едешко делал баскетбол зрелищным”. Если в хоккее “пятой колонной” был Петров - это высказывание Тарасова, то в баскетболе - я. Мы держали себя независимо, тянулись в семьи.

Кондрашин сыграл решающую роль в моей судьбе. Он меня открыл для сборной, опекал, доверял даже в трудные времена, любил, как я его, - и за это меня, в частности, тогда “наградил” антипатией Гомельский.

- Когда состоялась ваша первая встреча с Мэджиком Джонсоном?

На турнире в Вильнюсе. Кажется, году в 1979-м. Мэджик тогда был только студентом. Потом с ним еще в Америке встречались. Кстати, в Москве мы играли также с Джулиусом Ирвингом, Дэвидом Томпсоном - первыми величинами НБА.

- Какие ощущения?

Очень одаренные игроки. Хорошо помню, как Ирвинг просто перелетел через меня. Томпсон сверху вколачивал мячи даже через двухметрового Сашку Белова. Всегда любил рассказывать, что у негритянских спортсменов потрясающие данные - когда они выпрыгивают, можно прочитать размер кроссовок на подошве.

Считал себя неудачником еще до трех секунд

Честное слово, тему знаменитого паса на Олимпиаде в Мюнхене затронули не мы. Рассказывая о сборной Союза, за которую Едешко выступал до 34-летнего возраста, об огромной конкуренции за попадание в состав, о сравнении с нынешней сборной России, Иван Иванович сам перешел на разговор о великом противостоянии со Штатами.

В прошлом году мы были на чемпионате мира, и американцы выпустили кассету, посвященную 30-летию нашей победы в Мюнхене. Она у меня есть, причем, наверное, у единственного человека в России. Тогда я поставил условие: дам интервью, только если получу копию фильма. Вначале показывают сейф, где лежат серебряные медали американцев, от которых они отказались, символы холодной войны между СССР и США - Красная площадь, парады физкультурников, танки, сильная армия, шахтеры в забое, алый стяг, серп и молот, стремительно развивающийся спорт... Дают нарезку моментов, как грубо играл Советский Союз, дескать, нашей целью было победить любой ценой, убить, порвать... Показывают кадры мюнхенской Олимпиады, захват в заложники израильских спортсменов, жесткие тренировки сборной США. Критикуют своего тренера (Хенка Айбу. - “ПБ”. ) , который напрасно построил защитную тактику. И, естественно, все спорные моменты. Удивительная кассета. Хочу сделать из нее и других материалов хорошую память для внуков.

- Может быть, попробуете еще раз книгу написать? Знаем, одна попытка уже была, но записи пропали.

Нет. Только по одной причине: ее было бы интересно читать только тем, кто жил в то время. Молодежь не поймет тонкостей того периода. Да и не смогу вспомнить все чувства и эмоции, которые однажды высказаны.

- Не хотите еще раз все переживать?

Вовсе нет. Просто в нынешнем состоянии не получится столь же богато описать все моменты, как это однажды было. К тому же теперь многое из рассказанного кажется совсем не таким значимым.

Невольно мы обратились к теме Олимпиады-72. Последние мгновения, переигрывавшиеся дважды, врезались в память болельщиков. Вы же здорово рисковали, отдавая тот пас Александру Белову через площадку. Если бы не получилось результативной комбинации, всю жизнь считали бы себя неудачником?

- Учитывая, что за всю игру Советский Союз набрал 50 очков...

Счет не говорит ни о чем. Ведь трехочковых тогда не было! А мы сделали три роковые ошибки: первую - Сергей Белов, от чьей ноги мяч ушел в аут, вторую - я, когда попер на игрока и схлопотал персональное замечание в нападении, третью - Саня Белов, который снял мяч после промаха за пять секунд до конца и отдал передачу, которая обернулась перехватом, фолом и штрафными Дага Коллинза.

Психологически было сложно, наверное, не только во время финального олимпийского матча, но и после него, когда над головой висел протест американцев...

Поверьте, это неинтересно. А вот возвращаясь к чувству неудачника: в том моменте была просто агония - хотелось скорее уйти с площадки. Отдать пас и уйти...

Финал мюнхенской Олимпиады был омрачен не только протестом баскетбольной сборной США, но и трагедией с израильскими заложниками...

Знаете, что было самое страшное? То, что нам запретили идти на митинг, в котором приняли участие все команды. Вместо этого мы тренировались. С Израилем у Советского Союза тогда были натянутые отношения, и сверху спустили директиву: на митинге советских людей быть не должно.

Баскетбол 70-х был душевнее

Сколько баскетбольных поколений сборных СССР прошло перед глазами нашего собеседника? Сложно даже перечислить. Поколение Едешко не знало трехочковой линии, в Союзе почти не забивали сверху. Потому попытка сравнить игру 70-х и современности напрашивается сама собой.

Что такое ТОТ баскетбол? Он был не настолько тактически вооружен, настроен на большее проявление индивидуальных качеств на фоне командных действий. Конечно, сейчас тоже можно говорить о баскетболе классных игроков. Но звезда может быть от природы награждена физически, обладать силой, прыгучестью, но не мыслью. Тогда проявлялось больше смекалки, нестандартных ходов, чисто человеческой хитрости. Теперь есть система, от которой отходить нельзя, иначе окажешься на скамейке. Игрок обязан правильно выполнять движения, вовремя и в нужном месте ставить заслоны, исполнять исключительно свои функции. В наши времена была стихия, люди на площадке творили волшебство. Я люблю рассказывать одну историю. Помню, мы ездили по Штатам, обыграли шесть студенческих команд подряд. Тогда хозяева собрали сборную из баскетболистов, только-только окончивших колледжи и уже подписавших контракты в НБА. И мы снова добились победы. Журналисты спросили у одного из американцев: “Как вы могли уступить этим красным мальчикам, которые играют еще в форме с время от времени отклеивающимися фетровыми номерами, давно забытой в США?” И тот ответил: “Вы знаете, я только сейчас понял, что такое коммунизм”. Проявление индивидуальных качеств у нас умело вписывалось в действия команды, никто не думал о статистике - только о победах.

- Получается, баскетбол 70-х был лучше?

Скорее душевнее. Были другие болельщики, у которых - свои кумиры. К примеру, Алачачян не такой великий игрок, чтобы быть превознесенным настолько, насколько его возвысили пресса и поклонники. Да, он был быстрым, умным, но, главное, его рост - 175 сантиметров, и человек, который с трибуны видел, как маленький обыгрывает больших, невольно рос в собственных глазах. Тогда болельщики больше разбирались в баскетболе, понимали изнутри, вживались в шкуру игрока, были сильны амбиции - как это, кто-то может быть сильнее меня? Теперь же больше требуют шоу, бросков сверху, интриги. Нынешние зрители - шоу-болельщики. Этот термин у меня родился только что. Они следят за командами, результатами, деньгами.

Да, в те времена мы могли играть в Европе на приличном уровне, зарабатывать большие деньги. Хотя, честно говоря, таких мыслей даже не появлялось. Получали ставки по 300 рублей при том, что инженеры - 140. Всем довольны, да еще имели возможность ездить за границу. Мы были первыми челноками! Естественно, не в нынешних масштабах, но двое-трое джинсов или один магнитофон уже позволяли получить какую-то подпитку. Кстати, вновь напрашивается сравнение двух великих тренеров сборной СССР. И если спросить, кто из них на первом месте, возникает ответный вопрос: для чего? Для результата или для жизни? Если для результата, то Кондрашин. Если для жизни, то Гомельский. Кондрашин - чисто баскетбольный специалист, Гомельский - тренер плюс организатор. Он мог устроить поездки за границу, обеспечить форму от “Nike” или другой фирмы. Кого мы бы предпочли? Гомельского. Ведь он тоже показывал результат. И сейчас я его любимый ученик. Да, у него хватает жесткости, других человеческих качеств, с которыми сложно уживаться, но он многое делает для баскетбола! Представьте, что такое организовать матч на Красной площади, встречу любителей и профессионалов в СССР! Ему можно все простить, если движется дело.

Память Белова и Кондрашина в Питере не чтут

В противостоянии Кондрашина и Гомельского наш земляк оказался разменной монетой, к счастью, не завалившейся за подкладку тренерского пиджака. И в борьбе за Едешко победа чаще оказывалась на стороне Гомельского.

Когда вы не проходили в стартовую пятерку ЦСКА, не было ли предложений от Кондрашина перебраться в “Спартак”?

От него поступило другое, не менее ценное для меня предложение. Когда я решил повесить кроссовки на гвоздь, Владимир Петрович сказал: “Переезжай в Ленинград, будешь играть у меня до тех пор, пока не станешь падать на площадке”. Но как-то... Тогда ведь “Спартак” был одной из самых бедных команд...

- Как и сейчас.

Очень обидно за российский баскетбол. На этих выходных в Питере проходит турнир памяти Белова и Кондрашина, очень приличный уровень команд. Но на нем впервые нет “Спартака”! Как такое возможно? Меня туда приглашали, но даже если бы сроки не совпали с 80-летием белорусского баскетбола, я бы не поехал.

- Считаете, что неуважительно относятся к памяти этих великих людей?

Конечно. Питер - такой город, в котором многое можно было бы сделать. Почему-то в Минеральных Водах, Саратове, Самаре есть хорошие команды, а в Санкт-Петербурге, мегаполисе, - нет! Вроде бы и губернатор прежний, Яковлев, был председателем областной федерации баскетбола, но...

- Закончив с карьерой игрока, вы тут же взялись за тренерскую деятельность...

В 1979 году после чемпионата Европы я фактически закончил играть. И меня поставили тренером юниорской сборной. Вот это была моя работа! Однако через год получил приглашение от Гомельского перейти к нему помощником в национальную команду. Говорю ему: “Александр Яковлевич, это не мое. Я ведь только что сам был игроком, выступал рядом с этими ребятами”. Но тогда тренер сборной на деле руководил всем, в том числе и федерацией. Он мне заявил: “Иван, не пойдешь ко мне, прощайся со сборной навсегда. Найдем другого”. Пришлось согласиться. И тут же выиграл чемпионат мира. Кстати, в этой команде уже начинали играть Сабонис, Тихоненко, Сокк, Йовайша, Волков, Куртинайтис...

- Какой из составов сборной СССР, за которые вы выступали, считаете наиболее сильным?

Наверное, тот, который участвовал в чемпионате мира 1978 года на Филиппинах. Тогда, кстати, умер Белов. Мы готовились вместе, потом Сашка почувствовал недомогание, его положили в больницу, а мы уехали. И вдруг нам сообщают: “Белов умер”. Причем не наши - итальянцы! Таких игроков, как Сашка, нынче нет. Уверен, даже сейчас, при засилии физически мощных игроков, он со своими двумя метрами роста был бы одним из лучших в мире. Чувство игры, мяча, партнеров, прыгучесть у него были феноменальными...

О деньгах не жалею. Мы были счастливы друзьями

Иван Иванович, вы говорили о природной хитрости, смекалке, которые присутствовали у игроков вашего поколения. Неужели вы не можете привить эти чувства современным баскетболистам?

Нет! Тогда были игроки от природы, теперь - от совершенствования баскетбола. Тогда не было литературы, медобслуживания. Все строилось на смекалке, опыте, чувствах. Теперь же - на научной основе, наработках, системах. Все совершенствуется. Пример: раньше плотник работал вручную, теперь может пользоваться программируемыми станками. А качество остается тем же.

- Может, проблема в том, что детские тренеры часто выхолащивают будущих игроков нагрузками?

Прежде баскетболистов раскрывали дворы, теперь же - системы, тренажеры. В каждой команде - по пять тренеров, а то и больше, психология поднята на невиданный уровень. Материальные стимулы такие, что с ума можно сойти. Бюджет нынешнего ЦСКА - 18 миллионов долларов! Приглашают Тюркана, дают ему зарплату - 1 миллион 200 тысяч! За 10 месяцев! 120 тысяч в месяц, четыре тысячи в день!

- Не было мысли, что не в ту эпоху родились?

Нет. Мы были счастливы друзьями, тем, что ты на виду, тебя уважают, к тебе блестяще относятся. Интересы и стимулы другие. Я как-то рассказывал о лучших моментах в жизни. Это, когда приезжаешь из-за границы, садишься в такси, закуриваешь “Marlboro” и едешь домой, радуясь, что там ждут родные и друзья, а ты везешь полные сумки подарков.

Эх, знал, что здесь будет “Прессбо л”, а не подготовился, - посетовал на прощание Иван Иванович. - Привез бы кассеты, столько интересного для читателей можно было бы в статью добавить!” Мы же выразили надежду, что еще найдем возможность познакомиться с оставшейся за пределами беседы частью легенды по имени Иван Едешко.

Иван Иванович Едешко (25 марта 1945, с. Стецки, Гродненский район, Гродненская область, Белорусская ССР, СССР) - советский баскетболист. Рост - 196 см. Заслуженный мастер спорта СССР (1972).

Окончил Белорусский институт физкультуры (1970).

Биография

Играл за «Спартак» (Минск), ЦСКА (Москва), СКА (Киев).

Запомнился «золотым» пасом Александру Белову за три секунды до окончания финального матча со сборной США на Олимпиаде в Мюнхене (1972).

Тренер сборной СССР на ЧМ-82 (1-е место) и чемпионате Европы 1987 г. (2-е место). Заслуженный тренер России, заслуженный тренер СССР.

Тренер мужской команды ЦСКА - чемпиона России 1992. Главный тренер юниорской сборной России в 1998-2000. С 2000 главный тренер молодёжной сборной России.

Достижения

  • Олимпийский чемпион 1972, бронзовый призёр ОИ-76
  • Чемпион мира 1974, серебряный призёр ЧМ-78
  • Чемпион Европы 1971, 1979, серебряный призёр ЧЕ-75; бронзовый призёр ЧЕ-73
  • Чемпион СССР 1971-74, 1976, 1977, 1979, 1980. Серебряный призёр чемпионата СССР 1975
  • Чемпион Универсиады 1970; серебряный призёр - 1973 г.
  • Обладатель КЕЧ-71.
  • Награждён орденом «Знак Почёта» (1972), орденом Почёта (2006), медалью «За трудовую доблесть» (1982).

Семья

Отец - Едешко Иван Александрович (1907-1997). Мать - Едешко Анна Викентьевна (1912-1988). Брат - Евстафий Едешко - работает на кафедре физической культуры в Гродненском Государственном университете имени Янки Купалы.

Супруга - Едешко Лариса Андреевна (1946 г. рожд.), окончила МГУ, работала преподавателем. Дочь - Едешко Наталия Ивановна (1970 г. рожд.), теннисистка, мастер спорта, работала в ЦСКА. Зять - Нечаев Андрей Артемьевич, (1963 г. рожд.), бывший президент баскетбольного клуба «Химки» (август 2012 - январь 2013). Внуки: Артем, Иван.

Источники

  • 100 лет российского баскетбола: история, события, люди: справочник / Автор-составитель В. Б. Квасков. - М.: Советский спорт. - 274 с.: илл. ISBN 5-9718-0175-9

ТРИ СЕКУНДЫ, ПЕРЕВЕРНУВШИЕ МИР

Это был матч века. Сборная СССР сотворила настоящее чудо. За три секунды (!) до финальной сирены уступала американской «дрим-тим» одно очко. Мяч в руках у Едешко. По невероятной траектории через всю площадку он запускает его к чужому кольцу точно на Александра Белова, и тот бросает его аккуратно в корзину. Победа! Три секунды перевернули баскетбольную историю.

Иван Едешко стал главным консультантом картины, снятый по тем событиям.

Поначалу опасался, что на экране получится какая-то самодеятельность, - сказал он корреспонденту «СВ». - В массовке не совсем профессиональные баскетболисты, хоть и умеющие играть. Артисты, с мячом вообще на «вы». Непонятные поначалу задумки режиссера и оператора - все это наводило на размышления о конечном результате. Но когда я увидел, насколько серьезно работает группа, как тщательно даже к самому, казалось, мелкому штриху подходят исполнители главных ролей, прежде всего, конечно, Володя Машков, воссоздавший образ главного тренера Владимира Кондрашина, и Андрей Смоляков, сыгравший его помощника Сергея Башкина, понял, что за картину можно не волноваться. Лучший фильм о спорте, снятый у нас в последние годы.

РАССЛАБИЛИСЬ ПО ПОЛНОЙ

- К вашим подсказкам прислушивались?

Когда как. С одними замечаниями соглашались и вносили поправки, с другими - нет, стояли насмерть. «Иван Иваныч, у нас художественное кино, а не документальная хроника. Какие-то моменты, понятные только вам, как профессионалу, необходимо смягчать, делать их проще для зрителя», - убеждал меня режиссер. Я кивал. Но скепсис в душе все равно оставался: ну-ну, поглядим, что вы накрутите в итоге. На предпоказе смотрел фильм с особенным пристрастием. В каждой сцене выискивал, к чему бы прицепиться, мол, полная ерунда, нелепая выдумка. Не нашел. И судьбы спортсменов, и таможня, где ребят ловили на контрабанде, и КГБ, и коммунистический аппарат показаны достоверно. По-настоящему. И главное - сам баскетбол! Чуть-чуть какие-то моменты, возможно, приукрашены, но ради популяризации игры допустимо. Уверен, после просмотра мальчишки обязательно пойдут записываться в секции.

Если вспомнить настоящий Мюнхен-1972, почему именно вас Владимир Кондрашин выпустил тогда на подачу, ставшую «золотой»?

Наверное, верил в меня. Три секунды до сирены, уступаем очко, хотя всю игру вели в счете, - конечно, ребята были в упадке. Но Кондрашин не сдавался: «Поезд еще не ушел. У нас вагон времени. Едешко - на подачу, Белов - под кольцо. Работаем!» Он, как никто, умел встряхнуть, завести игроков, при этом даже в самых пиковых ситуациях я никогда не слышал от Кондрашина ни одного матерного слова. Для советского тренера - это редкость.

Триумф сборной СССР перевернул баскетбольный мир: обыграть непобедимых американцев не удавалось еще никому?

Думаю, они нас все-таки недооценили немного. Плюс - в нашей команде вышли настоящие бойцы. Литовец, грузин, украинец, русский, белорус, казахстанец.

Практически весь Советский Союз. Но были действительно одной командой. Бились за Родину, а не за деньги. Совершенно иная мотивация. После игры мы даже не сознавали в полной мере, какое дело сотворили. Американцы еще подали протест, посчитав, что Саша Белов забил победный мяч, когда время матча уже истекло. Мы почти всю ночь сидели в раздевалке, ждали, что решат арбитры. Вдруг назначат переигровку? И только под утро стало известно, что протест американцев отклонен. Ну тут уж, сами понимаете, мы расслабились по полной.

СПАСЕНИЕ - В ИГРЕ

- Судьба автора «золотого» мяча Александра Белова сложилась трагично.

Он умер в 26 лет. Саркома сердца. Очень редкая болезнь. У него это было наследственное - отец тоже умер от саркомы. Кстати, врачи потом говорили, что спорт спасал Сашу, иначе он ушел бы раньше намного. Целеустремленность, желание, талант - это все про него. На публике он - главная звезда: лучший в ленинградском «Спартаке», лучший в Европе, в мире. После Олимпиады даже в Америке появились его фан-клубы. С небольшим для баскетбола ростом, всего два метра, Саша обладал феноменальной прыгучестью. Великолепно читал игру на любой позиции. Точно бросал с разных дистанций. Думаю, он знал о своем диагнозе. Но популярность, радость игры глушили мысли о болезни. Его одним из первых советских игроков позвали в НБА. По политическим мотивам уехать было невозможно.

- Вас тоже звали за океан. Жалеете, что не поиграли в сильнейшей лиге мира?

В Америке я был раз сорок. Объездил там почти все штаты. Забирался в такую глушь, где местные жители даже понятия не имели, как выглядят русские, и очень удивлялись, что мы на них похожи, оказывается. А про НБА не жалею нисколько. Тогда был другой мир, другая обстановка. Честность. Порядочность. Друзья. Отношения между людьми. Клуб ЦСКА был для нас настоящей семьей. Песни. Застолья. Все игроки дружили. Это потом уже, когда пошли деньги, все разбились тут же на группировки. А тогда мы испытывали радость от любых мелочей. Но понять меня может только тот, кто жил
в то время.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

«Врачи хотели отрезать мне руку»

- Премиальные за победу в Мюнхене получили?

Само собой. По три тысячи рублей каждому, плюс - возможность купить без очереди «Жигули». Маме я привез оттуда шикарную шубу. Соседки в Гродно ахнули от зависти: «Откуда такое богатство, Викентьевна?» «Сын подарил», - отвечала мама с гордостью. Ведь это она руку мне спасла, иначе какой там баскетбол. Мальчишкой упал неудачно - сложнейший перелом. Врачи хотели ампутировать. Не дала: «Что хотите делайте, товарищи доктора, но отнимать сыну руку не дам». Хирург Виктор Ничипорук рискнул и сотворил чудо. Кости срослись, но рука практически не работала. Мама наливала ведро горячей воды, я опускал туда больную руку и начинал потихоньку ее сгибать-разгибать. Выл от боли, плакал, но терпел, потому что надо. Постепенно рука пришла в норму. Ребята в команде меня потом подкалывали: «Тебе легко забрасывать мячи в корзину, у тебя рука, как крюк». Она, и правда, немножко кривая. А ведь мог остаться инвалидом, если бы не мама. Вообще скажу, что именно благодаря родителям - жесткости отца Ивана Александровича и доброте мамы Анны Викентьевны - наша с братьями судьба не свернула на кривую дорожку. Район в Занеманской части Гродно, где мы росли, был страшно блатной, типа московской Марьиной Рощи тогда. Почти в каждой семье кто-нибудь да сидел. Мы тоже были шпаной, дрались, хулиганили, но вовремя одумались. Спорт, безусловно, помог - он здорово дисциплинирует. Выгоняет дурь из головы.

- Слышал, что когда-то вас приглашали петь в церковном хоре, правда?

Едешко улыбнулся. Глубоко вдохнул. И через мгновенье задребезжали, показалось, в комнате стекла от раскатистой волны тягучего, увесистого баса, каким батюшки обычно голосят с амвона.

Нравится? - озорно прищурился Едешко, закончив богатырскую арию.

Пробовал - не колются. Я же не Шаляпин. Голос-то есть - слуха нет. Надо было учиться, заниматься с педагогом по вокалу. Но я к тому времени прикипел к баскетболу, решил не размениваться и правильно сделал, по-моему…

Досье «СВ»

Иван Едешко родился в 1945 году в селе Стецки Гродненской области. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Выступал за команды «Спартак» (Минск), ЦСКА (Москва), СКА (Киев). Олимпийский чемпион 1972 года, чемпион мира 1974 года, двукратный чемпион Европы, восьмикратный чемпион СССР. В 1982 году тренировал сборную команду Советского Союза, выигравшую чемпионат мира.

Ваня! Едешко! - кричит Иван Иванович, и к нему подходит Кузьма Сапрыкин , исполнитель роли Ивана Едешко в фильме. И вот теперь настоящий Едешко своим именем в жизни называет Едешко киношного. А еще к нам заглянул Александр Ряполов, сыгравший Алжана Жармухамедова .

«Наступили на линзу»

Иван Иванович, сейчас много спорят о том, похож ли Гаранджин в исполнении Машкова на настоящего Владимира Петровича Кондрашина? Вам как показалось?

Иван Едешко: - Создать образ Кондрашина сложно. Он был сам в себе, гений, тренер от бога. У него было трудное детство, он блокаду пережил. И это все в нем копилось. И все это передать очень непросто. Но Машков это сделал блестяще. Его герой - психолог, любит ребят, любит семью, заботится обо всех, рискуя собой, рискуя всем. Ну и, естественно, он любил баскетболистов. Я пришел в сборную в 1970 году, мы стали чемпионами Универсиады, потом чемпионами Европы , а потом олимпийскими чемпионами. Затем - чемпионами мира. То есть практически все звания мы завоевали с Кондрашиным . И Кондрашина сняли с должности, когда мы заняли 3-е место на Олимпиаде в 1976 году. За третье место! Сейчас за такой результат дают звания, награды, машины...

Александр, в фильме есть момент, когда у вашего героя, Алжана Жармухамедова, выпадает линза. Это ведь отчасти реальная история?

Александр Ряполов: - Я человек с абсолютным зрением и никогда в жизни не носил линзы. И в фильме это был первый опыт - мне еще изменили цвет глаз в фильме, сделав карими. Не всегда было удобно, глаза воспалялись... У гримера всегда были под рукой специальные капли для меня. У Алжана Жармухамедова действительно зрение плохое. Линз в Мюнхене у него еще не было. Ему их чуть ли не первому в стране сделали из оргстекла в 1973 году. И во время одной из игр линза выпала, на нее кто-то наступил, и потом эта линза серьезно испортила Алжану Мусурбековичу зрение, пришлось делать операцию.

Кузьма, вы человек довольно высокого роста, но все-таки не гигант. Но в фильме вы смотритесь выше! Чудеса кино?

Кузьма Сапрыкин: - Наверное, можно уже раскрыть некоторые секреты. Мы снимались в таких больших кожаных ботинках на огромных, сантиметров по 10, каблуках. Мы такими крутыми были! И рядом, под нами, ходит маленький такой Машков...

А. Р.: - Важно было показать, что баскетболисты - это титаны, исполины, люди, которые намного больше, чем обычные люди. И это удалось.

Про три секунды

Владимир Гомельский в своей книге пишет, что вам, Иван Иванович, удалось сделать пас, потому что ваш оппонент шагнул назад, неправильно поняв указание судьи. Это стало решающим моментом?

И. Е.: - Эти три секунды действительно были очень сложные. При любом раскладе проигрышная ситуация. И над нами в этот момент был Господ (Иван Едешко говорит именно «Господ», и это звучит так весомо, что мы не решились поправлять слово в тексте. - Ред.).

Когда я стоял с мячом за лицевой линией, игрок подошел ко мне и мешал руками отдать передачу. Тогда судья показал ему, что вот есть как бы стена и туда нельзя переносить руки. Он не понял и совсем отошел. И тогда у меня появилось пространство отдать хороший пас.

По мне, было 35 процентов вероятности его отдать. Еще меньше шансов поймать этот мяч было у Александра Белова. Мяч летит с силой, а он находился в окружении двух американцев. И еще нужно было справиться с волнением и забить... Это Господ.

- Что вы чувствовали, когда стояли с мячом за три секунды до сирены?

И. Е.: - Рассказать правду? Сначала все мы были в какой-то агонии... Проигрывать матч, в котором мы постоянно вели в счете... Но потом Кондрашин четко поставил задачу. Надо сделать так, так и так. И когда у меня в руках оказался мяч, все это ушло - и агония, и мысли, а был только вот этот момент.

- 45 лет прошло с того матча, а героями, о которых говорит вся страна, вы стали только сейчас. Не обидно?

И. Е.: - Нисколько не обидно, потому что популярность была уже тогда. Мы сразу это не поняли, где-то через полгода оценили, какое большое дело сделали. Как ни странно, мы были более популярны в Испании , в Италии , в Израиле ... Сожалею я только об одном: мы не подхватили тогда успех нашего баскетбола, чтобы открыть школы, интернаты, сделать что-то для этого вида спорта.

Отпраздновали по-русски

Владимир Машков рассказывал, что он смотрел этот матч вместе со своим отцом. И помнит, как они вместе со всем домом радовались... А как вы провели эти два дня после победы?

- А сцена на таможне, где вас киношного ловят на перевозке чемодана мохера. Вы правда вяжете?

И. Е.: - Нет, не вяжу (смеется). Но мохер возил для друзей. Там как-то раз в три года менялось, что нужно везти. То мохер, то болонью , то пластинки... Одну легкоатлетку проверяли, а у нее была набита сумка мохером. Настолько плотно, что, когда таможенник попросил ее открыть, оттуда веер до потолка! Ей говорят: так, чья это сумка? Она говорит: не моя. А внизу лежит майка с ее номером... Были разные периоды жизни, когда мы все что-то возили. Что-то нужно было купить домой, жене и ребенку. Ну и какой-то маленький бизнес сделать... Все это было.

- От американцев ждали провокаций во время турне по США?

И. Е. : - Когда мы играли в Америке , там вообще русских не видели и не слышали о нас ничего. В одном городе вместо нашего гимна включили «Боже, царя храни»... Русский для них был такой: ушанка, фуфайка, ППШ, валенки, рычащее лицо. Железный занавес. И мы точно так же относились к американцам.

- Александр, вы же не профессиональный актер?

А. Р.: - Нет, я играл в баскетбол, и меня совершенно случайно увидел режиссер фильма, предложил попробоваться на роль Жармухамедова. Теперь вот мне ежедневно пишут тысячи людей! Спрашивают совета, как им заняться баскетболом, что для этого нужно... И пишут не только баскетболисты, а вообще спортсмены. Говорят, что благодаря этому фильму они были смотивированы, они понимают, что им нужно в десять, в сто раз больше трудиться, чтобы добиться успеха. Многие родители пишут, что их дети попросились в баскетбол теперь. И это замечательно! Мы надеемся, что будет какая-то волна... И интерес к баскетболу наконец-то возрастет.

ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

Сборная СССР - олимпийские чемпионы Мюнхена 1972 года

Анатолий Поливода (№ 4) , «Строитель» (Киев ), род. в 1947 г. После окончания игровой карьеры работал тренером, преподавал. Сейчас пенсионер, живет в Миргороде , Полтавская область, Украина . Имеет двух дочерей.

Сергей Коваленко (№ 12) , «Строитель» (Киев), ЦСКА , 1947 - 2004, после завершения карьеры тренировал, потом был владельцем фирмы по продаже стройматериалов. Его сыграл Иван Орлов .

Модестас Паулаускас (№ 5) , «Жальгирис» (Каунас ), род. в 1945 г., капитан сборной СССР (1969 - 1974), тренер профессиональных клубов, сейчас работает с детьми. Женат, сын играл за дубль ЦСКА. В фильме роль Паулаускаса сыграл Джеймс Тратас.

Зураб Саканделидзе (№ 6) , «Динамо» (Тбилиси ), 1945 - 2004. После завершения карьеры работал тренером. Его роль исполнил Иракли Микава.

Михаил Коркия (№ 11) , «Динамо» (Тбилиси), 1948 - 2004. Работал тренером, занимался бизнесом, был совладельцем футбольного клуба «Торпедо » (Кутаиси ). Умер через месяц после смерти Саканделидзе . Его роль в фильме исполнил Отар Лордкипанидзе .

Алжан Жармухамедов (№ 7) , ЦСКА (Москва ), род. в 1944 г. Воспитанник СКА (Ташкент ), во время работы на заводе лишился фаланг двух пальцев. После завершения карьеры игрока работал тренером. В фильме Жармухамедова сыграл Александр Ряполов.

Сергей Белов (№ 10) , ЦСКА (Москва), 1944 - 2013. Один из лучших баскетболистов XX века, знаменитый тренер, был президентом Российской федерации баскетбола, главным тренером сборной России . Зажигал огонь Олимпийских игр 1980 года. Первый неамериканец, вошедший в баскетбольный Зал славы (США ). Его роль в фильме исполнил Кирилл Зайцев .

Иван Едешко (№ 9) , ЦСКА (Москва), род. в 1945 г. Автор той самой знаменитой передачи, после которой Александр Белов забил победный мяч. Заслуженный тренер СССР и России. В фильме Ивана Ивановича сыграл Кузьма Сапрыкин.

Александр Болошев (№ 8) , «Динамо» (Москва), 1947 - 2010. После окончания игровой карьеры тренировал, работал замгендиректора БК «Химки ». Эту роль исполнил Егор Климович.

Геннадий Вольнов (№ 13) , ЦСКА, «Динамо» (Москва), 1939 - 2008. После окончания карьеры преподавал.

Иван Дворный (№ 9) , «Уралмаш » (Свердловск ), 1952 - 2015. Прервал карьеру из-за судебного приговора. Продолжил играть, но на прежний уровень не вышел. Занимался пчеловодством. Работал слесарем, потом в пожарной части. В 2012 - 2015 гг. - президент Федерации баскетбола Омской области.

Александр Белов (№ 14) , «Спартак» (Ленинград ), 1951 - 1978. Один из самых выдающихся баскетболистов в истории СССР. Автор победного броска в финале Олимпиады-1972. В фильме его роль исполнил Иван Колесников .

"Движение вверх": где правда, а где вымысел?.

Поделиться