Готовность школы к инклюзивному образованию. Профессиональная и психологическая готовность к принятию инклюзивного образования. Подготовка учителей к инклюзивному образованию

Готовность будущих педагогов к осуществлению инклюзивного образования

Readiness of future teachers to implement inclusive education

Жнечкова Катерина Александровна

студентка 3 курса факультета Психологии и Педагогики НГПУ им. Минина, Россия, г. Н.Новгород E-mail: kzhnechkova@gmail. com

Zhnechkova Katerina Alexandrovna

3-year student of the Faculty of Psychology and Pedagogy Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University,

Russia, Nizhny Novgorod E-mail: kzhnechkova@gmail. com

Аннотация.

В статье рассматривается проблема личностной готовности студентов, будущих педагогов, нескольких направлений и профилей подготовки к работе в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты исследования отношения студентов к совместному обучению детей с ОВЗ и здоровых детей в условиях массовой образовательной школы, а также результаты изучения такого профессионально-личностного качества будущего педагога как коммуникативная толерантность. Выделены дополнительные условия личностного развития будущих педагогов для повышения их готовности к работе в условиях инклюзии.

The article deal with the problem of personal readiness of students, future teachers of different directions and training profiles to work in conditions of inclusive education. There are results of the study of students" attitudes on joint education of children with LHO and healthy children in the context of mass secondary school, as well as the results of the study such a professional and personal quality of the future teacher as communicative tolerance. Additional conditions for the personal development of future teachers have been singled out to increase their readiness to work in conditions of inclusion.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзивное образование, инклюзивное обучение, личностная готовность к профессиональной деятельности, массовая общеобразовательная школа, коммуникативная толерантность, профиль подготовки.

Key words: children with limited health opportunities (LHO), inclusive education, personal readiness for professional work, mass secondary school, communicative tolerance, profile training.

В нынешнее время вопросы инклюзивного образования являются весьма актуальными. 29 декабря 2012 года был принят федеральный закон «Об образовании в РФ», согласно которому должны обеспечиваться права каждого человека на образование, не допуская дискриминации в сфере образования, то есть вопросы инклюзии принимают государственное значение. Это понятие хоть и не является уже чуждым для родителей и педагогов, но противоречит их житейскому опыту. Е.В. Данилова в статье «Инклюзивное образование: понимание и интерпретация» пишет, что учителя общеобразовательных школ в замешательстве оттого, что им нужно будет учить ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения .

Вопросами инклюзивного образования начали заниматься с конца 90-х годов прошлого столетия такие

ученые, как Брызгалова С.В., Данилова Е.В., Зак Г.Г., Мухамадиярова Г.Ф., Тенкачева Т.Р. и другие. А направленным изучением проблемы готовности педагога к осуществлению инклюзии занималась И.М. Яковлева. По ее данным, три четвертых выпускников психо лого-педагогических профилей имеют низкий уровень готовности к работе в условиях инклюзивной образовательной среды, не обладая необходимым уровнем знаний, умений и навыков для работы с детьми с ОВЗ . Что указывает на необходимость более пристального внимания к подготовке будущих педагогов к обеспечению инклюзивного образования.

Потому актуальной целью исследования является изучение отношения педагогов разного профиля подготовки к совместному обучению детей и выявление у испытуемых уровня толерантности как важного индикатора этого отношения.

Задачи исследования:

Выяснить взгляд на условия внедрения инклюзии и необходимые умения педагогов,

Выяснить отношение к инклюзивному образованию будущих педагогов,

Выявить, какие положительные и отрицательные моменты они видят в инклюзии,

Выявить уровень толерантности исследуемых.

Исследование:

Всего в исследовании приняли участие 82 студента: 32, обучающиеся по специальности педагогов-дошкольников, 24, обучающиеся по специальности учителей начальных классов (педагоги массового образования) и 25 студентов, обучающиеся по специальности логопедия. Все студенты учатся на втором курсе, прошли ознакомительную практику и имеют представление о будущей работе. Для данного исследования была разработана анкета, состоящая из пяти вопросов, которая заполнялась анонимно для получения наиболее честных ответов.

Первый вопрос, который задавался педагогам массового образования, был направлен на выявление их отношения к инклюзии:

Рис.1. Отношение педагогов массового образования к инклюзии

63% допускают возможность работы с детьми с ОВЗ наряду с нормально развивающимися, 21% всячески поддерживают инклюзию, 13% высказались против инклюзии, 3% затруднились ответить.

Итого, 84 % опрошенных высказываются в пользу инклюзии. Будущим логопедам данный вопрос не задавался, так как они, так или иначе, работают с детьми с ОВЗ. Среди опрошенных не было ни одного человека, который бы ответил, что он категорически против инклюзивного образования.

Второй вопрос позволил выяснить, какие положительные моменты студенты видят в совместном обучении для нормально развивающихся детей:

Рис.2. Процентное соотношение ответов студентов на второй вопрос

1. Нормально развивающиеся дети станут добрее, научатся помогать другим,

2. Дети получат опыт сочувствия, сострадания,

3. Дети расширят свое представление об обществе,

4. Не видят ничего положительного,

5. Затруднились ответить.

Таким образом, среди будущих учителей и воспитателей не видят ничего положительного всего 3%; большинство - 59% думают, что нормально развивающиеся дети станут добрее, научатся помогать другим. Среди логопедов все видят только положительные моменты, 41% из которых думают, что нормально развивающиеся дети станут добрее, научатся помогать другим и 46% - что дети расширят свое представление об обществе.

Третий вопрос выявлял, какие положительные моменты для детей с ОВЗ и их родителей от совместного обучения видят студенты:

Рис.3. Процентное соотношение ответов студентов на третий вопрос

1. Ребенок с ОВЗ с малых лет научится взаимодействовать со здоровыми детьми,

2. Ребенок будет себя чувствовать полноценно, участвуя в жизни коллектива наравне со здоровыми,

3. Общаясь со здоровыми детьми, ребенок будет активно развиваться, иметь возможность проявления своих способностей,

4. Для родителей факт обучения их ребёнка в обычном детском саду положительно скажется на их психическом самочувствии,

Из рисунка видно, что среди педагогов массового образования большинство - 81% ответили, что ребенок будет себя чувствовать полноценно, участвуя в жизни коллектива наравне со здоровыми, а также активно развиваться, имея возможности проявления своих способностей, у логопедов так считают тоже большинство - 58%; 13% педагогов-дошкольников и учителей начальных классов и 20% логопедов считают, что для родителей факт обучения их ребёнка в обычном детском саду положительно скажется на их психическом самочувствии.

С помощью четвертого вопроса выяснялся взгляд на условия введения системы инклюзивного

образования:

Рис. 4. Процентное соотношение ответов студентов на четвертый вопрос

1. Обеспечение специальной среды,

2. Разработка специальных образовательных программ,

3. Дополнительная психолого-педагогическая и методическая подготовка педагогов,

4. Формирование общественного мнения,

5. Затруднились ответить.

Таким образом, среди педагогов массового образования 41% и логопедов 31% опрошенных ответили, что необходимым условием должно быть обеспечение специальной среды; 20% и 27% тех же высказалось за разработку специальных образовательных программ; 33% и 27% тех же выбрали условием дополнительную психолого-педагогическую и методическую подготовку педагогов.

Последний вопрос выяснял мнение, какими дополнительными умениями должны владеть педагоги в условиях инклюзивного образования:

Рис. 5. Процентное соотношение ответов студентов на пятый вопрос

1. Педагоги просто должны любить детей и быть терпимыми,

2. Необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ,

3. Необходимы дополнительные медицинские знания,

4. Владение специальными методиками работы с детьми,

5. Не видят ничего положительного.

Итак, среди педагогов массового образования большинство - 55% высказались в пользу необходимости приобретения специальных знаний об особенностях развития детей с ОВЗ. Среди логопедов мнения разделились: 40% высказались, что необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ; 38% ответили, что необходимо владение специальными методиками работы с детьми.

Таким образом, полученные данные говорят о практически полном положительном отношении будущих педагогов к инклюзии, они видят большинство положительных моментов для всех сторон детей от совместного обучения, они осознают, что для осуществления инклюзии необходимы дополнительные условия и умения педагогов.

Отношение к совместному обучению определяется ценностным отношением к людям, которое и является

одним из индикаторов толерантности. Уровень коммуникативной толерантности, конечно, зависит и от нынешней социальной среды, и от семьи, и от полученного образования, и от знаний и опыта человека в данной области, но для педагогов этот уровень является важным показателем, так как выявляет такие качества, как бесконфликтность, направленность сознания на терпимость, доброжелательный тип взаимодействия с другими людьми. Значения толерантности были получены в ходе диагностики теста «Тест коммуникативной толерантности» В.В. Бойко, результаты которой представлены в таблице 1.

Таблица1. Показатели толерантности испытуемых

Степени выраженности толерантности

Группы Высокая степень Средняя степень Низкая степень Полное неприятие

испытуемых % Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек

Студенты профиля 16 4 60 15 24 6 0 0

«Логопедия»

Студенты профиля «Психология и 12 4 44 14 41 13 3 1

педагогика

дошкольного

образования»

Студенты профиля «Психология и 8 2 46 11 42 10 4 1

педагогика

начального

образования»

Анализ результатов исследования показал, что в целом уровень развития коммуникативной толерантности у студентов различных направлений и профилей подготовки является приемлемым. Наиболее высокий процент толерантности (высокая и средняя степень выраженности) показали студенты логопедического профиля подготовки (76%).

Наиболее высокие показатели толерантного отношения испытуемые обнаружили в таких поведенческих признаках, как «принятие и понимание индивидуальности человека» (14%) и «терпимость к дискомфортному состоянию партнера по общению» (12%). Интолерантное отношение зафиксировано по таким поведенческим признакам, как «консерватизм в оценках людей» (10%) и «неумение скрывать и сглаживать неприятные чувства» (8%).

Высокие показатели толерантности подтверждают высокий уровень позитивного отношения к инклюзивному образованию. Интересно и то, что большинство испытуемых с низкими показателями уровня толерантности, высказались против инклюзивного образования (по результатам анкетирования).

Итак, для более глубокого понимания и принятия инклюзивного образования, необходимо для будущих педагогов ввести дополнительные дни практики в учреждениях, где инклюзия уже внедрена, либо в специальных группах с детьми с ОВЗ для более близкого знакомства с их особенностями, потребностями и возможностями, а также проводить тестирования на уровень толерантности и эмпатии педагогов, работающих или собирающихся работать в условиях инклюзивного образования.

Список используемой литературы:

1. Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями /С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак// Специальное образование. - 2010. - №3. - С. 14-20

2. Данилова Е. Инклюзивное образование: понимание и интерпретации. Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. - Саратов: Научная книга, 2008. - С. 94-100

3. Мухамадиярова Г. Ф., Усманова С. Г. Инклюзивное образование: содержание и практика /Г.Ф. Мухамадиярова, С.Г. Усманова// МНКО. - 2015. - №1. - С. 45-47

4. Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России /Т.Р. Тенкачева// Педагогическое образование в России. - 2014. - №1. - С. 205-208

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Яковлева И.М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья/И.М. Яковлева// Вестник МГОПУ Серия «Педагогика». - 2009. - №6. -С.140-144.

Психология и педагогика

Внеурочная деятельность

Подготовка учителей к инклюзивному образованию

В этой статье мы попробуем разобраться в том, что подразумевается под психологической готовностью учителя к инклюзивному обучению, что для этого необходимо и как помочь учительскому сообществу их развивать. Мы также перечислим некоторые трудности, с которыми сталкиваются учителя при внедрении инклюзивного подхода в школах, и наметим пути решения.

Психологическая готовность к инклюзивному образованию подразумевает сформированность определенной позиции, основанной на следующих ценностях и убеждениях:

    Дети с особенностями развития имеют право обучаться и развиваться вместе с так называемыми нормотипичными детьми.

    Совместное обучение должно не только помогать «особым» детям научиться социальному взаимодействию, но и развивать у нормотипичных детей эмпатию, толерантность к иному, непонятному поведению, способность к сопереживанию и другие гуманистические ценности. Эти качества, конечно, должны присутствовать также у учителей и других специалистов, работающих с детьми.

    Обучение «особых» детей вместе с «неособыми» - непростая задача, в ходе которой неизбежно будут возникать сложности. К этому надо быть готовыми.

    Обучение детей с ОВЗ требует отдельной методической подготовки - разработки, адаптации и внедрения специальных программ или педагогических технологий.

    «Особые» и «обычные» дети могут участвовать в совместной групповой работе, при этом им могут ставиться разные учебные задачи.

    Обязательным условием успеха является принятие «особых» детей вместе с их особенностями и готовность помочь им достичь поставленных целей.

Для формирования такой позиции необходимо гуманистическое мировоззрение, энергия и навыки заботы о себе. Без последнего условия педагог, работающий в непростых условиях инклюзии, рискует подвергнуться так называемому профессиональному выгоранию. Кроме того, внедрение инклюзивного подхода в школе невозможно без активной поддержки администрации. Должна проводиться методическая и разъяснительная работа с коллективом, чтобы все сотрудники стояли на единой позиции и выработали единый рамочный алгоритм, как поступать в сложных ситуациях. Учитель должен знать, к кому ему обращаться за помощью. В школе должна функционировать эффективная служба психологической поддержки. Ее сотрудники будут заниматься сопровождением «особых» детей, налаживанием и поддержанием контакта между детьми и педагогами, поддержкой педагогов и родителей, системной работой с классом. Такая работа должна быть направлена на принятие и поддержку «особых» детей, помощь им в сложных ситуациях, разъяснение, почему важно, чтобы они учились вместе с остальными детьми, почему они иногда ведут себя странно, что это может означать и как им правильно помочь.

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер - профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре - популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

С целью профилактики эмоционального выгорания необходимо организовать неформальное пространство, где учителя могут делиться как своими сложностями, так и успехами. Хорошо подходит для этого формат интерактивных семинаров, клубов, кругов сообщества. Основная цель таких мероприятий - психологическая разгрузка, снятие тревоги и эмоционального напряжения.

Основные сложности в работе учителя с инклюзивным классом:

  • Дети с особенностями развития могут демонстрировать сложное поведение, разрушающее учебный процесс. Иногда они проявляют агрессивность по отношению к окружающим, что представляет опасность для здоровья и благополучия других детей.
  • Другие дети могут обижать детей, реагируя на особенности их поведения.

    Родители нормотипичных детей могут требовать принятия немедленных мер, вплоть до удаления неудобного ученика из класса.

    Наконец, возможности детей могут не позволять им освоить учебную программу в требуемом объеме.

Как справиться с этими сложными ситуациями? Во-первых, важно понимать, что внедрение инклюзивного подхода в любом случае требует вложения различных ресурсов. Это и адаптация программ, составление индивидуального учебного плана и отдельных заданий, и привлечение специалистов для работы с «особыми» детьми, и дополнительное общение с родительским сообществом. К этой работе важно быть готовым и грамотно ее спланировать.

Оценив возможности «особых» детей в обучении, необходимо понять, будет ребенок учиться по общей с классом программе или нет. В случае отрицательного ответа нужно составить индивидуальный план его обучения с реалистично поставленными целями, обозначить сроки их выполнения и последовательно реализовывать намеченное.

В данный сборник вошли избранные научно-педагогические труды великого русского педагога К.Д. Ушинского (1824–1870), раскрывающие актуальную тему нравственного воспитания детей. Тексты содержат размышления ученого о пользе педагогической литературы, о понятии «народности» и средствах распространения грамотности, о труде и нравственном элементе, о школах и воспитании наследника престола, а также фрагменты одного из самых известных сочинений К.Д. Ушинского «Родное слово». Книга будет интересна как педагогам, так и широкому кругу читателей.

В случаях выраженных поведенческих сложностей к ребенку должен быть прикреплен тьютор - сопровождающий, который постоянно находится рядом с ребенком, помогает ему включаться в работу на уроках, не мешает общаться с другими детьми на переменах, но грамотно пресекает острые ситуации. Сейчас тьюторство, или наставничество, - специальность, которой учат на психологических факультетах некоторых вузов. Тьютором может быть кто-то хорошо знакомый ребенку, его близкий родственник. Очень хорошо, если в школе работает такой специалист. Если его нет, надо обсудить с родителями ребенка эту проблему и подумать вместе, где найти такого помощника. Существуют различные помогающие организации, куда можно обратиться с этим запросом. Школа должна обеспечить безопасность и «особого» ребенка, и остальных детей в его окружении, поэтому, если его поведение представляет опасность, присутствие тьютора может быть основной гарантией того, что ребенок сможет посещать школу.

Если сложное поведение возникает нечасто, и острой необходимости в присутствии тьютора нет, нужен понятный всем алгоритм действий в сложных ситуациях. Например, если ребенок внезапно впадает в аффективное состояние, надо отвести его в отдельное помещение и побыть там с ним, пока он не успокоится. Дети должны знать, что в таких случаях они должны позвать на помощь любого взрослого сотрудника школы.

Работа с родительским сообществом должна носить разъяснительный характер. Важно рассказать, какой позиции придерживается педагогический коллектив в отношении совместного обучения разных детей и почему это правильно с вашей точки зрения. Если родители отдают детей в вашу школу, они разделяют или как минимум принимают эту ситуацию. В случае, если возникает серьезный конфликт, риск травматизма или другая опасная ситуация, надо решать ее с участием всех вовлеченных сторон.

Необходимо также проводить разъяснительную работу с классом. Кроме того, хорошо помогают тренинговые или даже учебные задачи, в которых выявлялись бы сильные стороны каждого участника. Важно донести до детей, что у каждого есть сильные и слабые стороны, надо только их найти. Но самое важное - чтобы взрослые транслировали принятие и готовность помочь всем.

На самом деле готовых ко всему людей не бывает в природе! Поэтому неуверенность в своих силах - норма при работе с «особыми» детьми, слишком много непредсказуемого заложено в ситуации. Иногда важнее всего, чтобы было кому помочь советом и поддержать морально.

Купить


Готовность педагогов к инклюзивному образованию

Готовность учителя является одним из главных вопросов, требующих разработки программ повышения квалификации и психологического сопровождения участников инклюзивного процесса Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как казахстанский опыт только начинает складываться и развиваться. Согласно идеальным канонам, инклюзивное (включающее) образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей.

Этот принцип означает, что:

1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

2) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с определенным диагнозом, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.

Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.

Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьёзные задачи не только перед психологическим сообществом образования, но и перед методическими службами, а главное, перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Самое важное чему должны научиться педагогики массовой школы – это работать с детьми с разными возможностями к обучению и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому.

Использование совместных усилий учителей массовой и коррекционной школы – наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Существует потребность в различных моделях сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных педагогов. Именно богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической помощи инклюзии. Успешное внедрение этой практики позволит превратить препятствия и ограничения в возможности и успехи наших детей.

В сегодняшней практике многих образовательных учреждений в случае его насильственного «внедрения сверху» неизбежны разного рода негативные последствия. Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию возникает опасность имитации «инклюзии» и через это дискредитации самой идеи инклюзивного образования. Опасность имитации возникает вследствие того, что при определенных организационных условиях инклюзивное образование может превратиться в «модную», популярную тенденцию без глубоких качественных изменений самого образовательного и воспитательного процесса. Основной ориентацией специалистов, развивающих процессы инклюзии в системе общего образования, на данном этапе должно стать качество процесса включения и сопровождения всех участников, анализ успешных практик, поиски эффективных технологий, оценка динамики психологических и системных изменений.

Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается через 2 основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность.

Структура профессиональной готовности в данном исследовании выглядит следующим образом:

    информационная готовность;

    владение педагогическими технологиями;

    знание основ психологии и коррекционной педагогики;

    знание индивидуальных отличий детей;

    готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;

    знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития;

    готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.

Структура психологической готовности:

    эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение)

    готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция)

    удовлетворенность собственной педагогической деятельностью

Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходима разработка общепедагогических технологий, моделей развивающего урока, технологий поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела речь идёт о профессиональной гибкости, способности следовать за учеником, а с другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.

Вопрос вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс на сегодняшний день разработан очень слабо и нуждается в организационном и технологическом описании. Психология родителей детей с ОВЗ имеет свои особенности и рождают вопросы как для учителя, так и для сопровождающего психолога. Вопросы психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного процесса требуют отдельной статьи, но ясно одно, что учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной методической поддержке и психологическом сопровождении, особенно работая в условиях инклюзии.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;

2) включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в групповые формы работы и групповое решение задачи;

4) использовать активные формы обучения - манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяет роль учителя. Учителя способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами. Учителя вовлекаются в разнообразные виды общения с учениками, так что узнают каждого индивидуально. Кроме того, учителя участвуют в широких социальных контактах вне школы, в том числе с социальными ресурсами поддержки и родителями. Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимания своих учеников и своего призвания.

г.Актобе

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates

2015. Том 1. №4(4)


Название:

Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования



Малярчук Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; [email protected]

Волосникова Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, директор Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, [email protected]

Аннотация:

В статье осуществлен анализ проблем и барьеров в реализации инклюзии в образовании (интенсификация профессиональной деятельности работающих в школах педагогов, их психологическая, методическая и организационная неготовность к реализации инклюзивного образования, отсутствие специалистов-дефектологов), представлены направления работы Международного компетентностного Центра инклюзивного образования, его опыт работы в направлении повышения квалификации педагогов. Выделены компоненты готовности педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями (аксиологический, эмоционально-мотивационный, когнитивный, операционально-компетентностный, коммуникативный, рефлексивный); конкретизированы трудовые действия компетенции «готовность педагогов к работе с детьми разных гетерогенных групп»; разработаны целевой, содержательный, процессуальный и диагностический блоки модели формирования данной готовности будущих педагогов. В целевом блоке отражена интеграция требований федерального государственного образовательного стандарта, профессионального стандарта педагога и федерального государственного стандарта общего образования. Содержательный блок предусматривает дополнительное введение специальных разделов, использование специфических средств, качественную индивидуализацию обучения, пространственную и временную организацию образовательной среды. В процессуальном блоке отражены формы, методы и средства подготовки студентов к работе в инклюзивной образовательной среде, в основе которых - деятельностной подход. Помимо этого в основные образовательные программы разработаны и включены 10 новых модулей по организации работы с гетерогенными группами. Среди них - «Миграция и плюрализм в современном обществе», «Организация работы с гетерогенными группами», «Интегрированное обучение лиц с ОВЗ» и др.

Список литературы:

  1. Алехина Н. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Н. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
  2. Волосникова Л. М., Чимаров В. М., Малярчук Н. Н. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования / Л. М. Волосникова, В. М. Чимаров, Н. Н. Малярчук // Валеология. 2015. № 1. С. 37-42.
  3. Гершкович Т. Б. Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации / Т. Б. Гершкович; под общ. ред. Н. С. Глуханюк // Ученые записки кафедры теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. 501 с.
  4. Гольдфарб О. С. Опыт подготовки студентов-дефектологов Челябинского государственного университета в области сопровождения лиц с с ограниченными возможностями здоровья / О. С. Гольдфарб; отв. ред. М. В. Овчинников // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (21-22 нояб. 2014 г). Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. ун-та, 2015. С. 5-7.
  5. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования: монография / В. И. Загвязинский. М.: Логос, 2014. 140 с.
  6. Инклюзия глазами специалистов. URL: http://www.spbobrazovanie.ru/inkluzivnoe_obrazovanie/inkluziia_glazami_specialistov
  7. Малярчук Н. Н. Здоровьесберегающее и здоровьесозидающее воспитание / Н. Н. Малярчук // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. № 1. С. 183-189.
  8. Милосердова Г. В. Методику инклюзивного образования можно освоить, но в сердце учителя должна быть любовь к таким детям / Милосердова Г. В. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2014. № 9. С. 17-21.
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // ТехЭксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/902210953
  10. Певзнер М. Н. Подготовка педагогов к работе в гетерогенной среде: концепция и ожидаемые результаты нового международного проекта / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, А. Г. Ширин // Непрерывное образование. СПб: АППО, 2014. URL: http://tempus2013-16.novsu.ru/mod/page/view.php?id novsu.ru/
  11. Постановление «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» // Гарант. URL: http://base.garant.ru/12184011/
  12. Профессиональный стандарт. Педагог. М.: УЦ Перспектива, 2014. 24 с.
  13. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» // Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/
  14. Социально-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой // Социальная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. C. 275-294.
  15. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70183566/
  16. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя в работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф. дисс. канд. пед. наук / Ю. В. Шумиловская. Шуя, 2011. 26 с.
  17. Яковлева И. М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии / И. М. Яковлева. М., 2011. URL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44260_full.shtml
  18. Akhmetova D. Z. Conception of implementing inclusive education consistent with maintaining continuity on various levels of educational system. URL: http://eanw.info/archiv-ero-eco-01-2014/archiv_euro_eco_maket_2014_01_10-14.pdf
  19. Forlin C., Chambers D. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns / C. Forlin, D. Chambers // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 39. No 1. URL: http://www.academia.edu/1385196/
  20. Inclusive Education: Improving Education Policies and Systems // Materials of the international conference (19-20 June 2008). St. Petersburg: Herzen University Publishing House, 2008. Pp. 129. URL: http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/Inclusive_Education/Documents/st_pet_conference_incl...
  21. Liventseva N. A. Problems of implementation of inclusive education in the USA and European countries / N. A. Liventseva // Journal of Modern Foreign Psychology. 2012. Vol. 1. No 1. P. 20. URL:
Поделиться