Что означает поговорка гусь свинье не товарищ. Почему гусь свинье не товарищ. Образность и экспрессивность данной конструкции

Что означает пословица "Гусь свинье не товарищ"?

    Это выражение заносчивого самовлюбленного человека по отношению к человеку низшему статусом, положением в обществе, образованием. Как бы постановка всех на свои места без право обжалования. А со стороны человека с низким статусом по отношению к более высокому как безнадежность.

    В военном училище преподаватель требует у курсанта зачетку, чтобы поставить неуд. Тот начинает давить на жалость: Ну, товарищ преподаватель! Препод, желая прекратить дискуссию: Гусь свинье - не товарищ. Курсант: А я, знаете ли, такой гусь, что с любой свиньей сживусь!

    Видимо то, что это разного поля ягоды. Гусь ходит гордо, вразвалочку, может в небо взлететь. Свинья же в основном под ноги смотрит, в грязи валяется, хрюкает себе под нос. Значит, разные они по природе своей.

    Про людей так говорят, когда у них разное мировоззрение, жизненный уклад. А еще говорят пьяный трезвому не родня.

    Пословица о двух недружественных животных рассказывает нам, конечно, не о гусе и свинье. А животные приведены просто для подходящего примера.

    Да, мы действительно не часто наблюдаем какой-то теснейшей дружбы между Свиньй и Гусями. Это разные категории обитателей Земли.

    Но пословица говорит о людях. Как правило, в народном фольклоре происходит следующее:

    Свинья - это не очень привлекательный своими душевными качествами и привычками человек. Он беспардонен, грязен, неряшлив и неблагодарен.

    Гусь - это осанистая птичка. С него вся грязь соскакивает моментально. Да и не любит гусь грязи.

    Пословица напоминает о том, что дружба между противоположностями очень нечаста.

    Данная поговорка в переводе на современный лад, нам говорит о разных социальных слоев личностях, и свинья это одна ее прослойка, а гусь другая.

    Свинья это животное,а гусь это птица и по сути у них не имеется ничего общего, так и в реальной жизни могут говорить о разных людях, что гусь и свинья не могут быть товарищами.

    Свинья подразумевает животное, которое питается объедками со стола и ей все равно,что есть, недаром есть выражение, что есть,как свинья. А это значит, что она может часто копаться в грязи и даже валяться в лужах.

    А вот гусь, это птица чистюля, которая есть зерно и в грязи копаться он не будет.

    С древних времн считалось что гусь это гордая, можно сказать горделивая птица. Которая и ходит важно, и гогочет со значением, и вообще, ведт себя так что и дорогу ей вроде как должны уступать. Может шипеть на человека, даже бросаться. В общем считает себя существом высокого ранга. В отличие от гуся, свинье надо немного вкусно и сытно поесть, поваляться в грязи. В общем это живые существа с совершенно разным укладом жизни и представлении о мире. У которых мало общего. Хотя и живут они на одном крестьянском дворе. Так говорят и о людях которые не походят друг другу, по тем же категориям. Один допустим возвышенный интеллектуал, а другому бы поесть да напиться. Что у них общего может быть? Тогда и уместна бывает эта пословица.

Стары ведь споры о том, равны или не равны люди. Даже русский народ давным-давно знал, что никакого равенства нет и быть не может. В доказательство сего славного тезиса мы поговорим сегодня о чудесной поговорке «Гусь свинье не товарищ», раскроем ее значение и приведем, надеемся, убедительные примеры.

Происхождение

Люди не равны. Даже, казалось бы, члены одного сообщества - крестьянского. Ходят слухи, что выражение придумала бедная часть крестьянства, чтобы как-то именовать более богатую. Те, у кого деньги водятся, сразу становятся важными и смотрят на людей «не их круга» как на грязь. Отсюда одни свиньи: купаются в луже, мало чего от жизни могут получить - неудачники. А другие гуси: чистые, важные, питаются исключительно зерном, говоря современным языком, «успешные люди».

И вот вы думаете, что беднота была настолько склонна к самоуничижению? Если да, то сильно ошибаетесь. Поговорка «Гусь свинье не товарищ» содержит в себе довольно серьезный иронический момент. Вспомните, что в русской традиции образ гуся не несет никакой положительной характеристики. Гусь - это символ пустого самомнения и важничанья. Например, фраза: «Тоже мне гусь!». Не хотелось бы оказаться на месте этой птицы.

Есть, правда, альтернативная гипотеза о том, что именно богатые крестьяне придумали поговорку. Может, и так. В любом случае фраза с двойным дном. Толкование зависит от того, кто интерпретирует речевой оборот «Гусь свинье не товарищ».

Значение

Его раскрыть несложно. Поговорка фиксирует тот несомненный факт, что люди с разным социальным положением, разными интересами не смогут найти общего языка. Народная мудрость считает, что классовые различия выше человеческой привязанности. Так ли все фатально?

К сожалению, несмотря на некоторую грубость выражения, оно отражает действительность. А все потому, что привычка всегда возьмет свое. Рассмотрим на примере.

Финансовый мезальянс

Конечно, эта тема, возможно, уже всем надоела, но деньги в нашей жизни играют все еще серьезную роль, поэтому от таких дебатов трудно уклониться.

Он бедный, она богатая. Но вот молодые люди полюбили друг друга так, что сил нет. Допустим, товарищи влюбленные дотянули все-таки до свадьбы. Вопрос в том, смогут ли они преодолеть свою непохожесть?

Девушка привыкла к определенному уровню жизни, а у новоиспеченного мужа нет финансовых возможностей отца. Барышне приходится снижать планку притязаний. Не все проходят такое испытание. На самом деле есть множество вариантов развития событий, но мы остановимся на трех.

  1. Девушка хорошая, и она выступит против того, что диктует выражение «Гусь свинье не товарищ» (значение его уже раскрыто).
  2. Девушка капризная, и браку осталось жить не так уж много. Таким образом только подтвердится расхожая истина присказки.
  3. Парнишка сам не самый лучший образец человеческой природы, поэтому он будет спокойно брать деньги у богатых родственников. Его поведение опровергнет смысл поговорки извращенным образом.

Заключение

Вообще, выражение "Гусь свинье не товарищ" - это в некотором роде лакмусовая бумажка в моральной сфере. Если человек употребляет подобное выражение, то он тайно или явно делит людей на категории в зависимости от различных критериев, что уже его определенным образом характеризует.

Конечно, не будем говорить, что хороший человек не делит людей на категории, группы, подгруппы. За всеми нами есть такой грех. Но люди непростительно ошибаются, когда воспринимают каждого нового знакомого через призму социальных, расовых, финансовых и других предрассудков, делают соответствующие выводы и высокомерно бросают ему фразу: «Гусь свинье не товарищ».

Гусь свинье не товарищ Свинья из всех домашних млекопитающих - самое высокоорганизованное существо, что доказано многочисленными исследованиями; жаль только, не слишком опрятный вид хрюшек немного смазывает картину. Гусь (что тоже доказано) - самый высокоорганизованный вид среди домашних птиц. Этот факт и роднит гуся и свинью, но первый дает фору второму только лишь из-за того, что тщательно следит за своим внешним видом. И еще один существенный момент: как гуси, так и свиньи, способны предчувствовать свою... гибель. Но у славян нет “праздника свиньи”. У татар “праздник гуся” - есть. Называется он Каз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь - и это не красивая метафора - кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах; именно потому гусиный праздник наполнен обрядами. Три праздника немного разнились, ведь известно, что даже свадьбы в соседних селах имеют отличия, но общая “канва” всегда остается неизменной. В первую очередь хозяева ждут, когда зима окончательно вступит в свои права и установятся крепкие морозы. К тому же, гусиный праздник не должен совпадать с мусульманским постом, а потому гусям зачастую даровано несколько недель жизни до окончания уразы. Как и любому начинанию, гусиному празднику предшествует молитва, которую читают либо старейшины, либо мулла. Убийство ни в коем случае не носит ритуальный характер (ведь по сути всего лишь заготавливается гусиное мясо, которое до весны будет кормить семью!), но вот очистка гусиных тушек от пера - это уже целый обряд. Птиц ощипывают женщины и представителей сильной половины человечества к ритуалу обработки гусиных тушек допускать не принято. Но почти обязательно будет устроена игра: один молодой парень переоденется в женскую одежду и попытается проникнуть комнату, где щиплют гусей. Он рискует быть узнанным, однако, при обнаружении подлога, не спешит ретироваться. И вот, почему. Если его ловят, по обычаю, обваливают в пухе; это должно принести счастье. И вообще гусиный пух стараются разбрасывать всюду, так как он знаменует будущий урожайный год. Предмет особенного почитания и даже коллекционирования - кончики гусиных крыльев, каз- конетэ, и даже ребенок хочет добыть самое большое и красивое крылышко Есть и еще одна “доблесть”: украсть у женщин одну из гусиных тушек. Смысла в этом немного, зато уж весело будет!.. Далее следует самый главный ритуал. Гусиные тушки цепляются к коромыслам и женщины несут их к реке. У “гусиных носительниц” есть прозвище - киленер (снохи) - в старину ими могли быть лишь незамужние женщины, и по тому, как они ходят (гуси-то нелегкая ноша!), как ведут себя, потенциальные женихи определялись с будущей женой. Вначале тушки обжигаются на костре, а потом киленер обмывают их в проточной речной воде; считается, что гусиное мясо после этого становится “чистым”. После “очищения” мяса из него готовится ритуальное блюдо - беляш - большой пирог с гусятиной и картошкой, ставящийся в середине праздничного стола. Дно беляша, беляш -тебэ, как самая вкусная его часть, тоже становится объектом игры. Молодежь соревнуется, кому достанется “лакомый кусочек”. На вечеринках, аулак, которые за этой, главной, будут следовать с недельной периодичностью в течение долгой зимы, обязательно в качестве главных яств (а татары, как известно отличаются редким гастрономическим талантом) стол украсят блюда из гусятины. Вот вкратце все о гусином празднике. Кстати, в любой татарской деревне перво-наперво вам расскажут про то, что “гуси спасли Рим”. И вообще, по местным понятиям, после того, как гуси “уходят” - татарский дом пустеет. Гусь даже считается “королем двора”. Пестуют гусят с самого их рождения. Сразу после того, как желтый пушистый комочек выбирается из скорлупы на белый свет, его надо напоить теплым молоком, крепким чаем и накормить белым хлебом, ведь первые дни гусенка - самые важные для его дальнейшей жизни. Главная радость гусенка - зеленая травка, ведь, если его не пасти на природе, - он умрет. Но здесь поджидают страшные враги: вороны, кошки и собаки. Гуси - особенно самцы - существа воинственные, они ревностно оберегают свое потомство, но не всегда им удается защитить своих малышей, а посему в деревнях есть такая обязанность: каз- кетучесе, “гусиный пастух”, которая возлагается на самых старательных детей. Домашние гуси в смысле интеллекта могут дать фору инкубаторским, но все-таки, самые умные гуси - дикие. Например, когда мигрирующая стая садится на ночевку, один гусак остается “дежурить”; так вот, он, что бы не заснуть, берет в клюв... камень. Упадет камень - закемаривший часовой тотчас просыпается. “Ум” диких гусей стараются передавать домашним следующим способом: когда стая “дикарей” пролетает над деревней, хозяйка берет свежую солому, читает над ней молитву и бежит подкладывать гусыням, которые сидят на яйцах, а сидят они, между прочим, долгих 30 дней. Гусю дарована жизнь от весны и до момента гусиного праздника. На будущее хозяева оставляют лишь одного гусака, которого выбирают по “высоте шеи”, и двух-трех гусынь. Следующим летом гусак-счастливец будет считаться вожаком, причем, среди своего гарема он все равно выберет одну-единственную фаворитку, если хотите, “любовь”, с которой у него сложатся особые, только гусям понятные отношения, в которых нежности оставлено не последнее место. Гуси чувствуют предстоящее убийство (впрочем, как и пожар, и землятресение, и нападение врагов - как произошло в случае Рима), и еще с раннего утра праздничного дня начинают громко и трагично гоготать. Вся деревня наполняется тревожным гудением, в которое сливаются многочисленные гусиные голоса. Нельзя сказать, что хозяину резать домашних питомцев доставляет удовольствие, но что делать, если “закон гласит питаться гусиным мясом”? И все-таки, несмотря на Коран, в день Каз-эмясэ в веселье подмешана едва заметная “грустинка”. Это я заметил в селе Четыре двора, в семье Мингалимовых. Семья большая, сотоит она из 15 человек, и представлены в ней аж пять поколений, среди которых большим уважением пользуются старейшины рода: Минзакир-аба и Махира-апа. Минзакир Мингалимович - самый почитаемый в деревне бабай и к его мнению прислушиваются все без исключения. А по его мнению гусь - главное украшение хозяйства, в котором, кстати, еще имеется три коровы, телята, утки и куры. В этом году Мингалимовы вырастили 25 гусей. Этого числа достаточно, чтобы прокормиться их большой семье. Вообще же, в татарских семьях держат стада от 20 до 60 голов, причем, те, кто держит много гусей - обычно их продают. Гусь - удовольствие не для бедных; здешние гуси, а сейчас мода на “венгерскую” породу, “тянут” на 5-7 килограммов, а то и больше, и получается, что стоит одна гусиная тушка не меньше 500 рублей. В не слишком зажиточном регионе найти покупателя на такой товар - проблема, и, значит, гуси не способны поправить материальное положение семьи, тем более, что в колхозе зарплату не слишком-то и платят. Да и в содержании эта птица хлопотна. И, все-таки, как считает Минзакир-аба, гусь - благословение дома. Ведь какое еще животное или птица в этом мире удостоились своего праздника?

Поделиться