Развитие детей. Буква а, занимательное азбуковедение Конспект почему а первая юдин

Жили-были буквы

набор веселых историй для дошколят и их родителей

Алевтина Анатольевна Немерова

© Алевтина Анатольевна Немерова, 2015


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Про букву Ш

Жила-была в Азбуке буква Ш . Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся ш ероховатая, немного ш епелявила, чаще всего разговаривала ш епотом и любила одеваться в ш ерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ – жуткая щ еголиха. Она была очень веселой и озорной: постоянно она щ ебетала да щ ипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щ екотать букву Ш , а та ш арахалась от нее и сердито ш ипела, закутываясь в ш аль:

– Ну, хватит уже ш утить и ш алить, а то заставлю тебя платить ш траф!

Буква Щ щ урилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щ адила ее, целовала в щ ечку и сердечно желала ей «щ астья».

Еще были у буквы Ш свои причуды и пристрастия, например, она почему-то очень не любила букву Ы :

– Что это за буква такая? – ш епталась она с другими буквами. – Всегда она только маленькая, заглавной никогда не бывает, с неприятным толстым брюшком, да еще на палочку опирается! Нет, я лично никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно!

– Но как же быть? – пытались уговорить ее другие буквы. – Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

– Ни за что! – упрямилась буква Ш . – Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

– Но так нельзя! – стали возмущаться другие буквы! – Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы , значит, она должна стоять рядом с тобой.

– А я не хочу и всё! – упорствовала буква Ш.

Как ни уговаривали ее другие буквы – ничего не помогало. Мало того – буква Ж стала ее поддерживать:

– Мне тоже буква Ы не нравится! – заявила она. – И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы , например: Жызнь, Жыр, Жывопись…

А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш , им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:


«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»

Вот так две упрямые буквы добились своего.

Про букву Ц

У буквы Щ , известной щеголихи во всей Азбуке, была дочка – буква Ц . Внешне она очень походила на маму: точно такой же хвостик, только не три ножки, а две, но характер был совсем другой: она считала себя ц ентром мира и очень ц енной. В этом виновата была ее мама, которая постоянно ц ацкалась с ней и называла доченьку «Ц аревной». Как же потом раскаивалась в этом буква Щ , потому что подросшая дочь стала для нее ц елой проблемой: она была непослушной, капризной и своенравной.

Буква Ц была ярко оранжевого ц вета, очень любила ц веты и танц ы. Еще она любила своим хвостиком ц епляться за соседние гласные буквы.

Была у нее ц ель в жизни – понравиться молодому и стройному Г . Увидев его в соседнем слове, она просто ц епенела.

– Мой Ц езарь! – шептала она, а Г не обращал на нее никакого внимания, и никогда не вставал рядом.

Услышав, что буквы Ш и Ж отказались стоять рядом с буквой Ы , буква Ц заявила:

– Я тоже не люблю букву Ы и в словах ЦЫРК , ЦЫЛИНДР , ЦЫНОВКА буду стоять только с буквой И!

Мама щ елкнула ее хвостиком по затылку:

Щ ас! Ты сначала подрасти, а потом уже свои требования выставляй! И вообщ е, нельзя быть такой щ епетильной. Нужно быть щ едрее, дружить со всеми буквами: мало ли в каких словах придется встать рядом!

– Что ж мне теперь, ц еловаться с ней? – возмущалась Ц . – Вот тетка моя – буква Ш – сумела настоять на своем, а чем я хуже ее? Я, может быть, вообще ц елебная!..

– Да что в тебе особенного? – щ урила глаза мама. – Худая, как щ епка! Тебе только щ ипцами работать!

– А ты хочешь, чтобы у меня ц еллюлит был как у тебя? – огрызалась на мать буква Ц, и ц елеустремленно продолжала настаивать на своем.

На общем собрании букв Азбуки пришлось всем обсуждать этот вопрос и, в конце концов, решили немного уступить букве Ц. Пришлось принять новое правило:


В начале слова после буквы Ц всегда писать букву И, кроме нескольких слов, которые нужно запомнить, а в конце слова после буквы Ц всегда пишется буква Ы.


Значит, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком, нужно писать ЦИ РК, ЦИ ЛИНДР и ЦИ ФРА, но ЩИПЦЫ и КУРИЦЫ.


А из слов, которые нужно запомнить, составили забавную фразу:

«ЦЫ ган вошел на ЦЫ почках, сказал ЦЫ пленку: ЦЫ ц!»

Про букву Ч

Жила-была в азбуке буква Ч, которая была очень ч увствительной, и ей н равились сразу два к авалера: к расивый и к ультурный к авалер буква К и н ежный и н емного н еземной – Н. Стоя рядом с ними в каком – нибудь слове, буква Ч ч увствовала в себе такую н ежность, к ротость и мягкость, что к атегорически отказывалась от смягчающего их союз мягкого знака.

Н ам так хорошо вдвоем, – говорила она, – ч то любой, увидев нас, почувствует н ашу мягкость, н ежность и любовь.

К считал ее ч удной, называл «ч аровницей» и был полностью согласен со своей подругой, что в их тесном сотрудничестве – сочетании ЧК, когда они стояли, тесно прижавшись друг к другу спинками, – в эти минуты им не нужны никакие посредники, даже и очень мягкие.

Н тоже н е возражал, когда рядом с н им с любой стороны становилась такая ч увствительная буква. Он всегда считал букву Ч ч естной и н адеялся, что ее ч увства сохранятся н авсегда. Он также н е хотел, ч тобы в их отношения – сочетания НЧ или ЧН н астырно встревал мягкий знак.

Бедная буква Щ всегда с завистью поглядывала на свою близкую соседку и с щ емящей болью в сердце думала, что у кого-то два кавалера, а кто-то всю жизнь становится со случайными буквами. Она даже как-то раз попросила букву Ч сделать ей щ едрый подарок: отдать любого из двух кавалеров. Ч ч истосердечно призналась, ч то она никак не может огорч ить любого из ч удесных друзей.

Ч то за ч удовищное предложение! – ч асто хлопая ресницами, восклицала она. – Ч то ты мне предлагаешь?!

Буква Щ понимала всю щ екотливость этой ситуации, но ей так хотелось тоже прижаться спинкой к н адежной спине друга, не оставляя ни щ елочки для других букв.

– Ну, пожалуйста! – ласково щ урилась буква Щ. – А то я начну тебя щ ипать!

– Ну, не знаю… – колебалась буква Ч. К я к репко люблю, н о и Н такой н астойчивый, н емного даже н ахальный… Ну, если хочешь, вставай с ним рядом.

Щ сразу же радостно защ ебетала и счастливо прижалась к н емного н едоумевающему Н. Она тут же объявила всем буквам, что у нее с Н – любовь, и просит посторонних букв, в том числе и мягкий знак, н е мешать им.

И теперь всем пишущим пришлось запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, ЩН и НЩ в таких словах, например, как «дочк а», «личн ый», «блинч ик» «каменщ ик», «помощн ик» хоть и слышится мягкий знак, но писать его не нужно !

Буква А, Занимательное азбуковедение.

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)

А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(А. Шибаев)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

АЗБУКА
Пусть начинается
с АИСТА -
Он,
Как и азбука,
С А начинается!
(В. Заход ер)

Буква А, буква А -
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.
(В. Степанов)

А как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
(Г. Виеру)

Буква на дороге
А - автобус.
Четко,
Кратко.
Здесь - и выход,
И посадка.
(А. Шибаев)

Всем известно, буква А -
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)

УЧИМСЯ, ИГРАЯ
(Материал для игровых упражнений)

Звук

Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

Кто внимательный?

1. Назовите, что изображено на рисунках. Найдите одинаковый звук в словах: арбуз, барабан, аист, аквариум, астра.

2. Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.

Почему А первая?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А! - кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

Все правильно,- молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!

А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

Это какое же такое слово? - не унималась Я.

Агу,- сказала А. - И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

Так! - сказал твердый знак. (Г. Юдин)

Кто больше?

1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).

3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима? горка, сосулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).

4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т. д.).

5. Подберите слова: с одним звуком (а) (арбуз, сад, кошка); с двумя (а) (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя (а) (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя [а] (балалайка).

Любопытный.

На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука (а), например:

Как тебя зовут?

Андрей (или Аня).

А фамилия?

Азбукин.

Откуда ты приехал?

Из Астрахани.

А что там растет?

А еще что?

Абрикосы.

Какие птицы там водятся?

Л на чем ты поедешь обратно?

На автобусе.

Какой подарок привезешь маме и папе?

Астры и альбом.

Доскажите словечко.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист).

Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … (альбатрос).

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? … (Апрель.)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (арбуз).

Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор … (Айболит).

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином.
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль.
Побежит … (автомобиль).

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все … (алфавит).

Сочиним сказку.

Зайка

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчатки были рады!

Буква

Буква потерялась, […]кула, […]кв[…]риум, […]стр[…], […]ист,

б[…]р[…]б[…]н, ст[…]к[…]н, н[…]гр[…]д[…]. ст[…]рт.

Слово рассыпалось. АРСТА (астра); АЗУБР (арбуз); ААРМ (рама); ААММ (мама).

Два колодца.

На доске - изображения двух колодцев и ведер с буквами. Надо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук, лук, сук, жук.

Превращение слов - волшебная цепочка.

1. Первое слово должно начинаться с буквы а, а последнее нею заканчиваться. (Астра - амбар - рак - кует - трава.)

2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего. (Арба - барабан - банка - катер - термос - мостик - тик-так - такса - сажа - жаба.)

Веселые буквы

Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла…
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А дружить опасно.
(Ответ: рыбки - рыбаки.)

Шторм .

Помогите поставить слова на свое место. Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Все перепуталось, книги рассыпались.

Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

… выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони.
… вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
… уплетает!

Телеграмма.

Составьте текст телеграммы из букв заданного слова, например АДРЕС (Алик Дима решили ехать Саратов).

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Кроссворды

Подберите слова, начинающиеся с буквы а, но сначала разгадайте несколько загадок. (Помните - все они начинаются с а.)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)

Берега зеленые, вода красная,
рыбки черные. (Арбуз)

Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нету номера на нем…

И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы. (Аквариум)

Отгадки записываются на доске: аист, арбуз, автобус, аквариум. Какие из этих слов можно вписать в клеточки первого, второго и следующих рядов?

Для среднего ряда слова не хватило. Оно зашифровано. Назовите, что изображено на рисунках (аист, волк, голубь, утка, слон, теленок).

Если по букве, ребята, возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовете…
Какой это месяц? Скажите скорей.
(Ответ: август.)

Если разгадаете кроссворд, то сможете узнать, какую книгу читают Веселые человечки.

1. Карандаш.
2. Незнайка.
3. Буратино.
4. Петрушка.
5. Дюймовочка.
6. Самоделкин.
(Веселые человечки читают «Азбуку».)

1. Крупная птица.
2. Исполнитель ролей в театре, кино.
3. Приятный запах. (Ответ: аист, актер, аромат.)

1. Садовый цветок.
2. Загадка: «Весь я кудрявый, даже завитком рога».
3. Зеленое огородное растение. (Ответ: астра, баран, салат.)

Придумайте четыре слова, оканчивающиеся на а, в которых а было бы и в середине. Поможет вам кроссворд.

Синоним слова сырость. (Влага.)

Зеленый покров земли. (Трава.)

Синоним слова известность. (Слава.)

Стремительное нападение на врага. (Атака.)

Анаграммы

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, ио в другом порядке: атлас (салат); акт (так); адрес (среда); армия (Мария); автор (товар, отвар).

Ребусы

Перевертыши

Прочитайте предложения наоборот (справа налево):

АННА, БАРАБАН НА!

АСЯ, МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.

АВОСЬ СОВА ТУТ.

АЛЛА РВАЛА ЛАВР.

АРБУЗ У ЗУБРА.

А ЛИЗА МАЗИЛА.

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.

Шарады

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили -

В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер - терка)

Я - сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь - превращусь в название.
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлас)

Загадки

Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи! (Август)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомашина, автобус)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)

День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Скороговорки

Актер театра.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Алеша Ульяне
Сигнал подает,
Ульяна услышит
Алешу найдет.

Пословицы и поговорки

Азбука - к мудрости ступенька.

Аккуратность человека красит.

Без букв и грамматики
Не учатся и математике.

Не надобен клад,
Коли в семье лад.

Не та дружба сильна,
Что в словах заключена.

Под лежачий камень
И вода не течет.

Без труда нет и плода.

Мал да удал.

Сам погибай,
А товарища выручай.

Веселые стихи

Буква А

За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля -
Реки, горы и поля.

И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?

А если в город выйдет,
Всю улицу пройдет,-
Все вывески осмотрит
И букву А найдет.
Аэрофлот,
Аптека,
Гастроли,
Гастроном.
Забралась наша буква
Почти на каждый дом!
(С. Козлов)

Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге - буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев очки на нос,
Он читает: - АБ-РИ-КОС.
(Г. Сатир)

Аист ест большой арбуз -
С виду алый,
А на вкус?
Он и сам не разберет:
То ли сахар,
то ли мед.
(Г. Сатир)

Детский фольклор, потешки

Алена - плакса -
В тетрадке клякса.
Возьми резинку -
Сотри слезинку.

Кукле шарф вязала Алла,
До конца не довязала.
Убирала Алла стал,
Подмести собралась пол…
Подмести не подмела,
Только время провела.

Путаница

На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать - опять невпопад.
Держись, дорогой леопад!
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард!
(И. Токмакова)

Считалки

Аист-птица, аист-птица.
Что тебе ночами снится?
- Мне? Болотные опушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить - не изловить…
Вот и все!
Тебе водить!

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и вон пойдет.

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда.

СЛОВАРЬ

(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)

С азов. Начинать с азов, то есть с самого начала, с простого. (Аз - так называлась раньше первая буква русского алфавита.)

Альфа и омега. Начало и конец. Сущность, основа, самое главное. (Альфа и омега - это первая и последняя буква греческого алфавита.)

Америку открывать (ирон.). Говорить, объявлять о том, что всем давно известно.

Аршин проглотить. Держаться неестественно прямо. (Аршин - старинная мера длины, равная 71 см, обычно в виде прямой палки.)

На свой аршин мерить. Судить о ком-то или о чем-то только по своим представлениям, подходя к оценке людей, явлений, обстоятельств одинаково, без учета индивидуальных особенностей.

На авось. Действовать в расчете на счастливую случайность, на счастливый исход.

Ахиллесова пята. Наиболее уязвимое место у кого-либо. (Из греческого мифа об Ахиллесе, тело которого было неуязвимо, за исключением пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружая в чудодейственную священную реку Стикс. Именно в эту пятку и был смертельно ранен Ахиллес стрелой Париса.)

Арабские сказки. Употребляется в значении: что-нибудь удивительное, неожиданное, невероятное.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Декламируя одно из стихотворений про букву а (например:

А - начало алфавита,
А узнать ее легко:
Тем она и знаменита.
Ноги ставит широко),

дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка,
на плечи, на пояс, вниз - два хлопка.

Темп постепенно убыстряется.

Аист

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

Книги Георгий Юдина, писателя и художника, хорошо известны нам с детства. И как хорошо, что его книги снова выпустили в мир.
У нас был такой период в прошлом году, мы читали книги Г. Юдина. У него не так и много чудесных книжек. Мы увлеклись его Букваренками и Заниматиками. Есть еще сказка про Зеленого поросенка. Вот об этих чудесных книгах я сегодня и расскажу. А про Зеленого поросенка тоже расскажу, но как-нибудь в другой раз).

Вот они наши книжечки. Смотрю на них, и вспоминаю, как замечательно мы проводили время, читая и занимаясь по ним. Не прошло и года, но у меня уже ностальгия. Странно)
Но ничего, еще через год, я буду читать их доченьке.

Заниматика для малышей.

Одна из лучших книг для малышей. Отлично подходит для обучению счету, простейшим арифметическим действиям.
“Заниматика для малышей” – первая книга, с которой ребёнок должен начинать знакомиться с новым для него миром цифр. Конечно же, не без помощи родителей, ребёнок весело и легко получит первые знания об арифметике.
Всего 60 странчик, да еще в подарок кукольный пальчиковый театр. И мой сын начал считать в пределах 10. Очень быстро. И обратно).
Но это еще не все. Заниматика познакомит вашего ребенка с такими понятиями. как круглый, квадратный, треугольный. Высокий и низкий. Медленный и быстрый.
А заодно ваш малыш будет осваивать названия дней недели, месяцев года. Получит представление о часах и циферблате.
В каждом уроке есть вопросы. Например, сколько лет исполнилось кукле Мане? Или, сколько гостей сидят вокруг торта. И нужно их посчитать.
А на последних страницах хитрые задачки и сложные вопросики.
Чем измеряют время, длину, вес, температуру и скорость?
Заниматика для первоклашек.


“Заниматика для первоклашек”. Это продолжение «Заниматики для малышей». Просто необходимо продолжить занятия.
В книге интересные задачи и задания, и она дает первые представления о пространстве, времени, объеме, массе и даже о теории относительности.
Я была поражена, как Г. Юдин объяснил понятия Право и Лево. Картинки очень четко и наглядно помогают понять, где лево, если малыш нарисован лицом к нам, и где лево, если малыш стоит к нам другой стороной).
А как объяснено, что ввверху и что внизу. Посмотрите сами:

Далеко и близко. Мелкий и глубокий. Узкий и широкий. Плоский и объемный.
Зрительная память и объединения в группы.
Чудесные иллюстрации, знакомые картины. Еща раз о часах.
Карты и планы. И сказочное метро.
Самое главное это то, что «Заниматика для первоклашек” научит творчески мыслить и находить правильные решения как в математике, так и в жизни. Это невероятная книга. Я очень рада, что наткнулась на нее, совершенно случайно, купила только потому, что мне понравился „Букваренок“.
Вот так вот хапаю сначала, а потом понимаю, что это или зря потраченные деньги, или шедевр).
Законы математики похожи на законы жизни, и наоборот. Например, в математике нельзя к 0, то есть ни к чему, прибавить 5 и получить 10. Так и в жизни: нельзя положить в пустую коробку 5 конфет, а утром вынуть оттуда 10. Не пробуй, не получится.
Это просто и гениально.

Известно, что красный цвет – цвет запрета в дорожных знаках, а зеленый, как у светофора, – разрешающий. Возьми два карандаша, красный и зеленый, и закрась рядом с каждой картинкой тем цветом, который покажется тебе правильным: красный – делать нельзя, зеленый – можно.
Букваренок
Книга из детства! Из моего детства. Смешные и поучительные истории про медвежонка Мишу и мышонка Мышу. На каждую букву свои истории и сказки. Хорошие и добрые рисунки. Хорошее сочетание познавательных фактов и рассказов о буквах. Очень наглядных. До сих пор, когда мой сын забывает какую-то букву, точнее ее написание, он вспоминает что Н, это носилки).
Ведь это не обычный букварь, по которому дети учатся читать, а “Букваренок”. Это красочная и веселая книжка-игрушка для дошкольников, подтверждающая истину, что воспитание юмором должно начинаться с младенческих лет. А юмора в книге много. Много полезных знаний в “Букваренке”, и они все в шутливой и понятной форме, доступной пониманию малыша. Ваш ребенок узнает о том, как появились электрическая лампочка и телефон, про автомобили, про усы и уши, что такое Земля, компас и воздушный шар, и как добыть огонь, куда улетают осенью птицы, откуда появились буквы и цифры и другое…
Узнавая эти крохи энциклопедических знаний, карапуз, с вашей помощью, может посмеяться над проказами мышонка Мыши. И над размышлениями толстячка и тугодума Мишы. Книга рассчитана на активное участие самого ребёнка в освоении букв. Есть домашние задания. Нужно писать буквы.
А еще, и это отличный показатель, „Букваренок“ переиздавали более 20 раз!
Здравствуй!
Меня зовут мышонок Мыша. А тебя как? Я сам научился читать по “Букваренку”. Хочешь, я и тебя за две недели научу? Я буду твоим первым в жизни учителем, но не строгим, а веселым. Мы будем не только учиться и узнавать разные удивительные вещи о Земле и про все, что на ней есть, но и читать веселые сказки, и даже шалить на переменках. если ты хочешь хорошенько все запомнить и быстро научиться читать и писать.
А вы знаете, почему А первая буква? Потому что самые вкусные вещи начинаются с буквы А. Арбуз, Апельсин, Абрикос, Ананас. Но Я была недовольно. И последний аргумент просто сразил и меня и букву А. А первая, потому что первое слово малыша „Агу“, и еще, потому что букава А похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адимирал должен быть всегда впереди.
Вот такие сказочки пропитывают всю книгу. Каждую страничку.
А буква П похожа на перекладину, на которой Мыша не может подтянуться даже пару раз)
Я могу писать об этой книге очень долго. Читали мы ее три раза подряд. Поэтому я много хороших моментов запомнила.

Букваренкина школа
“Букваренкина школа” – необычное по методике дополнение к знаменитому “Букваренку”. За десять уроков, читая о приключениях Мыши и Мишы, ребята легко и быстро выучат все буквы и научатся писать.
Урок 1, на котором Мыша и Миша узнают первые в своей жини буквы М, А и У.
Однажды медвежонок Миша и мышонок Мыша лежали на полянке и ели малину.
- А давай стихи придумывать, – сказал мышонок. – Вот слушай, что я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
- Малины! – обрадовался медвежонок.
- Да при чем здесь малина?! Я хотел сказать: “Лучше нашей МАМЫ!”
- Это же здорово! А теперь я сочиню. А про что?
- Ну… хотя бы про этот мухомор, – сказал Миша, закрыл глаза и громко, как это делаю настоящие поэты, прочел:
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
- Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь! Слушай лучше стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
- Айболит! – что есть мочи рявкнул Миша. – Ой, уморил! Ты разве не наешь, что Айболит лечит зверей, а бойкий рыжий муравей – лес?
- А ты откуда все знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! – важно сказал мышонок.
- А ты что, читать умеешь? – Вытаращил глаза медвежонок.
- Ну, как тебе сказать… Вообще-то меня дядя Егор по “Букваренку” научить собирается.

А как пыхтит тесто. Мне казалось невозможным вот так нарисовать и объяснить букву Ы. Это и тесто, которое пыхтит, и вылезает из кастрюли, и два смешных человечка, толстый и тонкий. Ну как тут не запомнить эти буквы?).

Буква Ф, это и филин, и фыркающая кошка.

С каждым новым уроком ребенок будет узнавать все новые и новые буквы, научится их писать. И, конечно же, научится читать. Вроде так незаметно, просто слушая истории про мышку и мишку. Но это так.

Обязательно расскажу и о Зеленом поросенке. Но, в другой раз.

Приятного вам чтения и узнавания нового.

Цели : познакомить с литературными сказками Г. Юдина «Почему "А" первая», Т. Коти «Катя и буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты : учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.

Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Солнце, дождик, приходите,

Детям сказку приводите!

А из тучи — гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

В. Берестов

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте его с ускорением.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Проверка домашнего задания

— Названия каких сказок вы определили?

— Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв магнитной азбуки).

ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (Жили-были буквы.)

— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)

(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, рассуждать.

V. Работа по теме урока

— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р.)

Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну а в мае на березе

Жук ее узнать поможет. (Ж.)

С этой буквой — добрым другом —

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам

Даже под дождем идем. (Д.)

Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву... (У).

Буква эта знаменита —

Стоит в начале алфавита. (А)

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан,

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б.)

— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.

(Все буквы написаны на карточках.)

— Какое получилось слово? (Дружба.)

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

— Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?

Всем известно: буква Я

В азбуке — последняя.

А известно ли кому —

Отчего и почему?

— Неизвестно?

— Неизвестно.

— Интересно?

— Интересно!

(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)

Рассказчик.

Ну так слушайте рассказ:

Жили в азбуке у нас

Буквы, жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится —

Там и дело спорится.

Только раз все дело стало

Из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала.

Взбунтовалась буква Я .

Буква Я.

Я — сказала буква Я , —

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф.

Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,

От обиды покраснев.

Буква С . Срам! — сердито Эс сказало.

Буква В.

В кричит:

— Воображала!

Буква П.

Проворчало П :

— Попробуй потолкуй

С такой особой!

Буква Я.

Я затопала ногами:

— Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

— Хорошо!

Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку —

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я.

Да не сумела,

Я ж не кто-нибудь, а Я !

Рассказчик.

Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела —

Написать она сумела

Только: «Я-я-я-я-я!».

Буква Х

Как зальётся буква Х :

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Буква О

О от смеха покатилось!

Буква А

А за голову схватилось!

Буква Б.

Б схватилось за живот …

Рассказчик.

Буква Я

Сперва крепилась,

А потом как заревет.

Буква Я.

Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю .

Буквы (хором).

Что ж, — решил весь алфавит,

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.

Буква Я всегда была

Помнить место

Буквы Я !

Б. Заходер

— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения: «Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!»?

— Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.

— Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?

(Ученики прогнозируют содержание сказки.)

— Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.

— Объясните значение слов «самозванка», «адмирал».

— Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?

— Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?

— Прочитайте стихотворение Т. Коти «Катя и буквы».

— Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.

— Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?

VI. Физкультминутка

— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.

— Встаньте, пожалуйста!

— Поднимите руки!

— Будьте добры, похлопайте!

— Потопайте!

— Пожалуйста, попрыгайте!

— Тихонько сядьте!

— Тихо сядьте, пожалуйста!

— Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.

VII. Продолжение работы по теме урока

Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.

— Вспомните русскую народную сказку «Курочка Ряба». Расскажите ее по рисункам в учебнике на с. 62.

(Ученики вспоминают содержание сказки.)

— Прочитаем сказку «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршака.

— Сравните начало обеих сказок.

— Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)

— Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?

— Какие бывают сказки? (Ответы детей.)

— К каким сказкам относится наша сказка «Курочка Ряба и десять утят»? (К литературным.)

(Учитель на доске заполняет таблицу.)

Сказка

Конкретное лицо (например, С. Маршак)

Форма

Первоначально создается в устной форме

Создается в письменной форме

Варианты

Существует в нескольких вариантах

Внесение изменений в содержание не допускается

Время создания

Определить невозможно

Известно

Жанры

Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных

Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической

Материал для учителя

Курочка Ряба и десять утят

(продолжение)

На цыплят они не похожи:

На ногах — перепонки из кожи,

А носы у них плоские, длинные,

Не куриные,

А утиные.

Вышла с детками курочка-мать

Из ворот погулять, поклевать.

Разгребает землю проворно,

Ищет лапкою крошки и зерна.

Отыскала и кличет утят,

А утята идти не хотят —

Убежали куда-то в канавку,

Щиплют клювами свежую травку.

А у курицы

Короток нос,

До утиного не дорос.

Хорошо ей клевать зерно,

А траву щипать мудрено.

Ковыляют утята за курицей,

По зеленой спускаются улице.

Увидали широкий пруд,

Побежали к воде — и плывут,

Воду пьют, обгоняют друг друга...

А наседка кричит с перепугу:

— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?

Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,

Что воды, как огня, боится.

А утята, почуяв свободу,

Так и режут студеную воду.

Выходить из воды не хотят.

Смотрит курица-мать на утят,

Беспокойно по берегу ходит,

Глаз с детей непослушных не сводит.

— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!

Вы утонете! Там глубоко!

И сама она в воду пошла бы,

Да не плавает Курочка Ряба!

Возвращаются девять утят,

Вперевалку выходят, спешат.

Только младший вернуться не хочет,

Машет крыльями, голову мочит.

Увидал плавунца — и нырнул.

А наседка кричит:

— Караул!

Самый младший сынок утонул!

Вот и вышел утенок десятый,

Да ушли остальные утята —

Друг за дружкой цепочкой идут

И в другой направляются пруд.

Добежать им осталось немножко.

Вдруг навстречу — усатая кошка.

Притаилась она за травой,

Только водит слегка головой,

На утят ковыляющих щурится.

Да ее заприметила курица.

Поглядела сердитым глазом,

Пух и перья взъерошила разом

И, хоть прежде летать не умела.

Над землею стрелой полетела.

Налетела и ринулась в бой,

Всех утят прикрывая собой.

Плохо кошке пришлось в этой схватке.

Удирает она без оглядки

По траве между кочек и пней.

А наседка —

Вдогонку

Через ямы, бугры и ухабы...

Ну и храбрая Курочка Ряба!

С. Маршак

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Чему мы учились на уроке?

— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?

Поделиться