Серии научно познавательной литературы для подростков. Познавательные рассказы для детей. Роль в общем образовании

Именно научно-популярные произведения в формах, определенных спецификой детского восприятия, традиционно способствуют последовательному осуществлению комплексного процесса познания ребенком реальной действительности

Обеспечение процесса познания мира в первоначальном, наиболее полном значении этого понятия, требует от детской литературы как сообщения универсальной, абсолютно достоверной информации о достигнутом обществом уровне знания о мире, так и пробуждения интереса к самому процессу познания, его отдельным этапам, способам получения реальных результатов, конкретным участникам процесса, формирования первичных навыков научной (познавательной) деятельности. На каждом этапе развития ребенка все эти задачи решаются в разном объеме и разными средствами. При этом присущая научно-популярной детской литературе универсальность тематики реализуется в произведениях для различных групп читателей с помощью способа постепенного раскрытия и усложнения темы, перехода от простого к более сложному. Подобный способ определяет не только принципы отбора фактического материала, но и использование художественных и собственно популяризаторских средств в точном соответствии с уровнем детского восприятия, общего развития в каждой конкретной возрастной фазе.

Необходимость обращения к различным типам детского читательского восприятия определяет традиционность существования и в составе современной научно-популярной литературы для детей двух основных направлений: дидактического (или собственно научно-популярного) и художественно-образного (или научно-художественного), отличающихся при единстве предмета, целевого назначения различными литературными методами. Воспитание материалистического мировоззрения, интереса к науке, навыков научного мышления и т.д. осуществляется в произведениях первого направления средствами популярного изложения, доступными детскому восприятию. При этом свойственная подобного рода произведениям занимательность (как необходимое качество любого детского произведения) достигается за счет полноценного раскрытия самого существа науки, ее методов, наиболее ярких и значительных достижений, конкретных результатов и нерешенных проблем, а также выявления героизма и целеустремленности научного поиска, связей между научными открытиями, иногда даже самыми парадоксальными, и явлениями обыденной жизни.



В качестве авторов произведений дидактического направления уже во второй половине ХIХ века часто выступают известные ученые, реже - писатели, подобная традиция получила в советское время дальнейшее развитие. Обращаясь к читателю-ребенку, ученые исходят, как правило, из того, что хотя «беллетристическая форма изложения вызывает интерес, завлекает, но жизнь в значительной мере состоит из труда. Научное исследование требует нередко больших волевых усилий. И представлять все это ребенку только в сугубо занимательной, точно нарочито облегченной форме - значит оказать ему плохую услугу, значит его обмануть. Научно-популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (М.М. Завадовский, известный ученый-биолог).

В силу своей специфики дидактическая детская научно-популярная литература обращается в основном к читателям, у которых определенный интерес к науке уже сформировался, существует конкретное (первичное или более развитое) представление о предмете, потребность в расширении своих знаний. В то время как произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался (или не до конца сформировался). Произведения данного направления как раз и стремятся пробудить у детей интерес к науке и технике, научному поиску.

Если классическая научно-популярная литература дидактического направления обращается, как правило, к уму читателя, к его логическому восприятию, расширяя и углубляя знания, отвечая на конкретно поставленные вопросы полно, точно и увлекательно, вводя непосредственно в суть предмета, выделяя главное, намечая исторические вехи и перспективы развития науки и техники, то художественная популяризация в лучших своих образцах обращается не столько к уму, сколько к чувствам ребенка, стремясь воспитать, развить творческую фантазию детей, дать им почувствовать себя хозяевами Вселенной, творцами мировой истории. Именно поэтому одной из наиболее характерных черт произведений данного направления является публицистичность.

Широкое использование художественно-образных средств, обращение к наиболее ярким событиям в истории науки составляют истоки занимательности данного направления в детской научно-популярной литературе. В частности, этим определяется широкое распространение жанра беллетризированной биографии в этом комплексе произведений. Обращение к жизни талантливого ученого, изобретателя, писателя, художника (любого другого деятеля искусства) дает благодатный материал для рассказа о самой сути творческой деятельности, о перипетиях научной мысли, романтике исследовательской, творческой работы. В русле художественного направления детской научно-популярной литературы параллельно существуют и произведения, условно называемые «информационной беллетристикой», в которых художественные средства лишь обрамляют сугубо научный материал, придают ему стройность, объединяют общим сюжетом и т.д. Большинство этих произведений адресовано младшим и средним возрастным группам детских читателей, особенно восприимчивым к художественно-образному строю произведений. При этом само применение художественного метода не приобретает в научно-популярных произведениях самодовлеющего характера. В противном случае речь будет идти о произведении художественной литературы для детей на соответствующую (научную) тему, однако провести разделительную черту между художественной и научно-художественной литературой для детей очень трудно.

Как прекрасен этот мир! Каким необычайно красивым сделал его Творец!И, как же много мы еще не знаем о нем… Сколько тайн и секретов хранят в себе океаны, джунгли, пустыни и даже крошечные муравейники, которые нам кажутся такими обычными и ничем не примечательными!

Давайте все вместе отправимся в удивительное путешествие по нашей планете, чтобы увидеть ее красоты! И, сейчас мы заглянем в гости к пчелам…

Из этого познавательного рассказа для детей вы узнаете, зачем пчелки заготавливают мед, как устроены их семьи, зачем пчеловодам «доспехи», как в старину люди защищали драгоценное лакомство от медведей и еще много-много чего интересного!

И, конечно, говоря о маленьких полосатых труженицах, невозможно умолчать о меде! Поэтому, мы и о нем расскажем удивительные факты.

Это, поражающий воображение рассказ, об удивительной цивилизации маленьких существ, к которым мы так привыкли, что уже перестали замечать. И, между прочим, зря! Ведь, это одни из самых загадочных насекомых на нашей планете! Мы просто уверены, что прочитав этот познавательный рассказ, вы узнаете много нового!

Хорошая научно-популярная литература в максимально доступной, простой, но интересной форме расскажет юным читателям о фундаментальных и прикладных науках, географических открытиях и путешествиях и т.д. Удовлетворите любопытство маленьких почемучек!

«Занимательная астрономия»
Яков Перельман
Издательство Римис

Книга Я. И. Перельмана познакомит читателей с отдельными вопросами астрономии, в увлекательной форме опишет важнейшие явления звездного неба. Многие из них, кажущиеся привычными, автор покажет с неожиданной стороны и раскроет их действительный смысл. Задача книги - развернуть перед читателем широкую картину мирового пространства и происходящих в нем удивительных явлений и возбудить интерес к одной из самых увлекательных наук, к науке о звездном небе.

«Живая математика»
Яков Перельман
ИД Мещерякова

Математика может быть по-настоящему живой и увлекательной! Для того чтобы убедиться в этом, достаточно открыть эту книгу Я.И. Перельмана, в которой вы найдете два сборника занимательных задач и головоломок на математические темы, которые отлично развивают логическое мышление и память. "Ящик загадок и фокусов" - книга-шкатулка, наполненная шуточными вопросами, загадками, играми и фокусами. "Живая математика" представляет собой сборник логических задач, которые волшебным пером автора превращены в небольшие и увлекательные рассказы. Читателю достаточно обычных знаний по элементарной математике и начальной геометрии, чтобы справиться с заданиями автора.

«Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам»
Даниэль Мизелиньский,Александра Мизелиньская
Издательство Самокат

Четыре тысячи картинок рассказывают о 41 стране: кто в ней живет, какие самые распространенные имена, какие достопримечательности - природные, архитектурные, самые распространенные и самые редкие представители флоры и фауны, обычаи и традиции, исторические персонажи, прославившие свою родину, виды спорта, национальная кухня... И еще очень много всего, что заставит вас всей семьей часами бродить по африканским пустыням, осваивать приветствие новозеландских маори или изучать арктическую фауну. Вперед, к новым открытиям!

«Почему трава зеленая и еще 100 детских "почему"»
Татьяна Яценко
Издательство Питер

Почему мы чихаем? Почему трава зелёная? Почему Луна не падает на Землю? Почему лев - царь зверей? Почему китайцы едят палочками? Сколько ещё вопросов может задать ребёнок за одну минуту? А вы знаете ответы на каждый из них? Вам повезло! Теперь у вас есть исчерпывающий гид по всем детским "почему"! Вам не придется ломать голову над каверзными вопросами - вы станете самым сведущим и мудрым родителем на свете!

«Научные фокусы и загадки»
Яков Перельман
Издательство АСТ

"Научные фокусы и загадки" - это увлекательная коллекция хитрых вопросов, занимательных задач, интересных загадок, головоломок, фокусов и игр. Эта книга для веселых, находчивых и сообразительных читателей!

«Мой объемный атлас мира»
Дарья Дорофеева
Издательство Мозаика-Синтез

Отправьтесь в кругосветное путешествие с удивительным интерактивным атласом мира. Юные читатели узнают много нового и удивительного о Северной и Южной Америке, Евразии, Африке, Австралии и Антарктиде. Самая высокая гора в мире, самая большая и самая маленькая страна, крупнейшие города, знаменитые достопримечательности, животный мир, национальные танцы и спорт, исчезнувшие города и древние цивилизации – все это и многое другое расскажет эта книга.

«Иллюстрированный атлас географических открытий»
Издательство Махаон

Этот Атлас посвящен истории географических открытий с глубокой древности и до сегодняшнего дня. - Подробные карты, на которые нанесены маршруты путешествий - Старинные и современные цветные и черно-белые фотографии - Краткие биографии путешественников и первооткрывателей - Статистические данные о жизни путешественников, их экспедициях - Хронологическая лента - Алфавитный указатель Атлас станет незаменимым справочным пособием и настольной книгой для читателей всех возрастов.

«В мире жуков. Интересные факты о животных»
Стив Дженкинс

О чем эта книга? Жуки - удивительные существа, вызывающие искреннее любопытство у детей. Эти не очень-то приятные, по мнению взрослых, насекомые гораздо интереснее и красивее, чем может показаться на первый взгляд. Надо только присмотреться! В своей необычной книге знаменитый иллюстратор Стив Дженкинс демонстрирует самых разных жуков во всей красе и знакомит маленьких читателей с удивительными фактами из их жизни. Как устроены насекомые, как они растут, чем питаются, где живут, как общаются между собой? Ваш ребенок найдет ответы на эти и многие другие вопросы во время увлекательного путешествия в фантастический мир жуков. Фишка книги В этой книге вы встретите уникальное сочетание - познавательное содержание и изысканные, завораживающие, натуралистичные иллюстрации.

«Самые невероятные факты»
Издательство Эксмо

300 самых удивительных секретов окружающего мира в новой энциклопедии Disney.Энциклопедия - это по-настоящему интересные факты, первоклассные фотографии и юмор диснеевских героев. Книга в подарочном оформлении, на мелованной бумаге.

«Увлекательная физика»
Елена Качур
Издательство Манн, Иванов и Фербер

Почему предметы падают на пол, а не на потолок? Почему мяч не тонет в воде? Откуда берётся эхо? Отчего во время грозы гремит гром и как появляется радуга? Ответить на эти и многие другие вопросы любознательному Чевостику поможет его старший друг дядя Кузя. Для этого они отправятся в увлекательное путешествие, в котором познакомятся с необыкновенно интересной и важной наукой - физикой! Вместе с маленькими читателями они будут наблюдать за интересными явлениями, а дядя Кузя объяснит их физическую природу.

Благодарим портал Read.ru за помощь в составлении рейтинга

Из опыта работы учителя начальных классов

Роль научно-популярной литературы для младших школьников


Описание статьи: статья предназначена учителям начальных классов. В ней представлен опыт работы с научно-популярной литературой для детей младшего школьного возраста.
В современном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно строить любую деятельность. Умение извлекать из научно-популярной литературы необходимую информацию, осмысливать её, формирует познавательный интерес, развивает самостоятельность читателя в процессе общения с текстом, учит работать со справочной литературой. Все это отвечает потребностям современного образования.
Перед школой встаёт важнейшая задача - научить детей читать и понимать тексты научно-популярного содержания.
Научно-популярные тексты существенно отличаются от тех, что привыкли слушать и читать дети. Поэтому учеников нужно готовить к восприятию таких текстов. При знакомстве с книгой необходимо объяснить, что в тексте могут встретиться непонятные слова и их значение нужно узнать, показать, что многие книги устроены особенно (алфавитный порядок, указатели и т.д.).
Вот несколько простых приемов, которые могут быть использованы в работе с научно-популярной книгой, мотивирующих интерес к ней:
поработать с названием книги (произведения), выявить в ней проблемы;
сообщить интересные сведения об авторах;
сознательно оставить без ответа вопрос, а предложить обратиться к поиску ответа к той или иной научно-познавательной книге;
чтение отрывков книг заканчивать на кульминационном моменте, “на самом интересном месте”, вызывая стремление узнать «а что же дальше»;
организовать такую практическую деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к детской книге о природе
Работу с книгами можно проводить
во время уроков;
во внеурочной деятельности;
в семье.
Наиболее эффективно использование научно-популярной и научно-художественной литературы, на уроках окружающего мира. Прежде всего, детей нужно заинтересовать научно-популярной книгой, для этого можно использовать пословицы, поговорки, загадки. Например, один из уроков «Окружающего мира» я начала загадками.
Сообщение классу готовых загадок, пословиц и поговорок было лишь первым этапом. На следующем этапе, после создания проблемной ситуации, я предложила детям самим по теме урока придумать пословицу, поговорку или загадку. Не всем это удалось, и я посоветовала обратиться к книгам.
На уроках «Окружающего мира» дополнительную литературу можно использовать с разными целями: это и чтение, как индивидуальное задание для учащихся (в этом случае текст подбирает учитель), с последующим рассказом классу о прочитанном, проведение познавательных минуток, во время которых происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, истории, современной жизни страны. Подбор и содержания таких познавательных минуток дается в виде домашнего задания, темы согласуются с основным содержанием урока. Дети, использующие при подготовке домашнего задания дополнительную литературу, обязательно поощряются на уроке, что мотивирует на дальнейшую работу с книгой.
Много видов работы с привлечением научно-популярной и научно-художественной литературы можно продумать во внеурочное время. В нашем классе постоянно организуются выставки книг под рубрикой «Я познаю мир», дети приносят книги, и на переменах мы с интересом рассматриваем иллюстрации, репродукции, высказываем предположения, о чем можно узнать из этой книги. Иногда темы книжных выставок оговариваем заранее «О воде», «Растения нашего края» и т.д. Очень интересно прошел классный час об Урале, информацию для которого тоже взяли из книг.
Мир книг научно-художественного и научно-популярного содержания огромен, и не потеряться в нем помогает старший библиотекарь ЦГПБ Новоуральска Михеева Л.А, которая, регулярно знакомит детей с научно-популярной литературой доступной для младшего школьника. Интересно рассказывая о фактах из жизни природы, Людмила Алексеевна обязательно показывает книгу, где можно узнать то, о чем она рассказала, и многое другое. Слушая грамотно рассказанный текст научно-популярной или научно-художественной книги, дети «приучаются» к особенностям таких текстов, подготавливаются к их чтению.
К чтению с детьми научно-популярной или научно-художественной книги, я пытаюсь привлечь и родителей, предлагая для вечернего семейного чтения не только художественную литературу. В нашем классе был проведен цикл бесед для родителей, на которых мамам и папам мы рассказали об особенностях данной литературы и показали приемы работы с ней. Оказалось, что родителей тоже нужно учить работать с такой литературой, во многих семьях она есть, но, к сожалению, порой родители обходятся только покупкой книг.
Надеюсь, что у учеников сформируется интерес к чтению научно-популярной литературы, которую они будут читать, понимать и которая станет для них необходимым источником знаний в течение всей жизни!

Используемая литература.

Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 384 с.
Виноградова Н.Ф., Калинова Е.С. Окружающий мир: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2004. – 160 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.
Программы четырехлетней начальной школы.- М.: Вентана – Граф, 2004. – 144 с.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: ПЦ "Эксперимент", - 2000. -260 с.

Пока родители делают вид, что знают ответы на все вопросы, а сами после того, как не могут ответить на элементарную задачку ребенка – лезут за ответами в Интернет, издательства шагнули навстречу всем сторонам одновременно. Таким образом, вы можете вместе со своим крохой изучать в деталях различные направления науки . При этом получая концентрированные знания, удачно проиллюстрированные и написанные доступным языком. Как говорится, было бы желание!

Градация научно-популярных книг

Прежде чем скупать все серии научно-популярных изданий подряд, посмотрите какое именно направление будет интересно вашему малышу. Ведь книга способна дополнить его знания, но первоначально их должны вы вместе найти, например, в походе в краеведческий музей или музей физики Эйнштейна, дадут пищу для ума крохи, а вас заставят задуматься о том, готовы ли вы отвечать на остальные вопросы, постоянно сыплющиеся от малыша, верно или все же чувствуете пробелы и забытые доказательства теорий?! В общем, прикиньте вначале что вы хотите в итоге получить и приобретите интересующие серии или возьмите их в библиотеке.

  • Разделение идет по возрастным группам. Дошкольникам не будет интересен классический формат энциклопедий в котором есть перечень определений и нескольких фактов к ним, но вот старшим деткам этот формат точно понравится. Для детей книги делают в виде интерактивных игрушек, где можно будет что-то подвигать, пощупать, нажать.
  • Направления научно-популярных книг для детей . Можете выбрать точные науки (физика, химия), а можете уйти в гуманитарные (история, например). Опять же в зависимости от возраста выберете подходящую книгу.
  • Есть отдельные книги, а есть серии. В случае, например, с книгами про отдельных животных от издательства лучше постепенно изучать их все. Тем более, что пока насчитывается порядка 25 книг.

Есть серии книг по различным направлениям. Такие интересно собирать полностью. В них больше будут энциклопедические знания, которые будут всегда под рукой у малыша. Ведь очень важно научить школьника не просто гуглить в поисках полезной информации, но и находить нужные вещи в библиотеках.

Знакомые и не очень названия научно-популярных книг для детей

А.В.Тихонов "Животные России. Красная книга". Удивительный сборник исчезающих видов животных со всех уголков нашей необъятной Родины. Автор подробно описал каждый вид, сделал акцент на причинах, приводящих к исчезновению или сильному уменьшению популяции вида. Такая книга хороша не только для школьников, но и просто для , которые заботятся о братьях наших меньших.

Для тех, кто не только любит животных, но и путешествия – вас может заинтересовать научно-популярная книга "Иллюстрированный атлас географических открытий" в переводе автора Амченкова Юрия . В этой книге вас ждут все самые интересные и значимые истории и карты путешественников, связанные с открытиям от начала времен до наших дней. Фантазия вашего ребенка позволит ему, изучая эту книгу самостоятельно, путешествовать во времени и понимать ход истории.

А вот варианты книги для тех, кто по старше. Книга "Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить" автора Йаэль Адлер разберут по полочкам всю биологию для школьника, а может помогут сохранить красоту кожи вашей подрастающей дочке, которая очень хочет начать пользоваться косметикой. В общем, помните, что у каждого из нас около двух квадратных метров кожи, которая как антенна реагирует на все внешние и внутренние раздражители. Любое воздействие на нее наносит определенный вред или пользу для всего (!) организма. Такая научно-популярная книга будет, на самом деле полезна не только детям, взрослые найдут в ней множество неизвестных для себя фактов. Кстати, в этой серии книг вышли еще не менее очаровательные издания.

Отличная серия научно-популярных книг от автора Елены Качур " Детские энциклопедии с Чевостиком". Книга по возрастным цензам рекомендуется детям дошкольного и младшего школьного возраста. Серия завоевала России невероятную популярность за милейшие иллюстрации, подробное описание фактов в каждой книге. И если вы еще со времен своей школьной скамьи боялись, например, физики, то книга Елены "Увлекательная физика" вас аккуратно введет в курс дела. Позволит школьнику разобраться в сложных понятиях и попробовать их изучить самостоятельно. В серии вышли уже книги про химию, о здоровье и устройстве человека, о Земле.

А научно-популярная книга Перельмана Якова "Научные фокусы и загадки" задаст жару вам каждый день, ведь в ней собраны все самые интересные и занимательные задачки, загадки, серии опытов.

Можно сказать, шедевральная книга среди все серий сборников опытов от авторов Марии Яковлевой, Сергея Болушевского это научно-популярная книга "365 научных опытов на каждый день". Более подробного издания вы пока не встретите. Опыты просты, но дают понятия обо всех науках. Вы сможете не только получить понимание почему так происходит, но с помощью подручных средств провести все эксперименты вместе с детьми. Книга хороша тем, что в ней идет подразделение по временам года, градация по возможности делать этот опыт самостоятельно или только с помощью взрослых. Перед каждым опытом у вас будет список необходимых вещей для его проведения и иллюстрация.

Итоги

Научно-популярные книги для детей, авторами которых стали как российские, так и зарубежные писатели завоевывают рынок книжных магазинов с большой скоростью. Конечно, многое зависит от издания, иллюстраций или фотографий, качества изложенного материала, но в любом случае такими книгами зачитываются и дети и взрослые. Их вечера становятся совместными и появляются дела, которые можно провернуть только сообща! Авторы научно-популярных книг для детей стараются сделать их максимально полезными и интересными для широкого круга пользователей.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Поделиться