Утиная охота краткое содержание анализ. Анализ пьессы "Утиная охота" Вампилова А.В. Основные персонажи пьесы

Утиная охота

Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встает, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идет дождь. Зилов пьет пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание. Теперь Зилов звонит сам. Он разговаривает с официантом Димой, с которым они вместе собирались на охоту, и чрезвычайно удивлен, что Дима его спрашивает, поедет ли он. Зилова интересуют подробности вчерашнего скандала, который он учинил в кафе, но о котором сам помнит весьма смутно. Особенно его волнует, кто же вчера съездил ему по физиономии.

Едва он кладет трубку, как в дверь раздается стук. Входит мальчик с большим траурным венком, на котором написано: "Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей". Зилов раздосадован столь мрачной шуткой. Он садится на тахту и начинает представлять себе, как бы все могло быть, если бы он действительно умер. Потом перед его глазами проходит жизнь последних дней.

Воспоминание первое. В кафе "Незабудка", излюбленном месте времяпрепровождения Зилова, он с приятелем Саяпиным встречается во время обеденного перерыва с начальником по работе Кушаком, чтобы отметить большое событие - он получил новую квартиру. Неожиданно появляется его любовница Вера. Зилов просит Веру не афишировать их отношения, усаживает всех за стол, и официант Дима приносит заказанное вино и шашлыки. Зилов напоминает Кушаку, что на вечер назначено празднование новоселья, и тот, несколько кокетничая, соглашается. Вынужден Зилов пригласить и Веру, которой этого очень хочется. Начальнику, только что проводившему законную супругу на юг, он представляет её как одноклассницу, и Вера своим весьма раскованным поведением внушает Кушаку определенные надежды.

Вечером друзья Зилова собираются к нему на новоселье. В ожидании гостей Галина, жена Зилова, мечтает, чтобы между ней и мужем все стало как в самом начале, когда они любили друг друга. Среди принесенных подарков - предметы охотничьего снаряжения: нож, патронташ и несколько деревянных птиц, используемых на утиной охоте для подсадки. Утиная охота - самая большая страсть Зилова (кроме женщин), хотя пока ему не удалось до сих пор убить ни одной утки. Как говорит Галина, главное для него - сборы да разговоры. Но Зилов не обращает внимания на насмешки.

Воспоминание второе. На работе Зилов с Саяпиным должны срочно подготовить информацию о модернизации производства, поточном методе и т. п. Зилов предлагает представить как уже осуществленный проект модернизации на фарфоровом заводе. Они долго бросают монету, делать - не делать. И хотя Саяпин опасается разоблачения, тем не менее они готовят эту "липу". Здесь же Зилов читает письмо от старика отца, живущего в другом городе, с которым он не виделся четыре года. Тот пишет, что болен, и зовет повидаться, но Зилов относится к этому равнодушно. Он не верит отцу, да и времени у него все равно нет, так как в отпуск он собирается на утиную охоту. Пропустить её он не может и не хочет. Неожиданно в их комнате появляется незнакомая девушка Ирина, спутавшая их контору с редакцией газеты. Зилов разыгрывает её, представляясь сотрудником газеты, пока его шутку не разоблачает вошедший начальник. У Зилова завязывается с Ириной роман.

Воспоминание третье. Зилов возвращается под утро домой. Галина не спит. Он сетует на обилие работы, на то, что его так неожиданно послали в командировку. Но жена прямо говорит, что не верит ему, потому что вчера вечером соседка видела его в городе. Зилов пытается протестовать, обвиняя жену в чрезмерной подозрительности, однако на нее это не действует. Она долго терпела и больше не хочет выносить зиловского вранья. Она сообщает ему, что была у врача и сделала аборт. Зилов изображает возмущение: почему она не посоветовалась с ним?! Он пытается как-то смягчить её, вспоминая один из вечеров шесть лет назад, когда они впервые стали близки. Галина сначала протестует, но затем постепенно поддается очарованию воспоминания - до момента, когда Зилов не может припомнить каких-то очень важных для нее слов. В конце концов она опускается на стул и плачет. Воспоминание следующее. Под конец рабочего дня в комнате Зилова и Саяпина появляется разгневанный Кушак и требует от них объяснения по поводу брошюры с информацией о реконструкции на фарфоровом заводе. Выгораживая Саяпина, который должен вот-вот получить квартиру, Зилов берет на себя всю ответственность. Только внезапно появившейся жене Саяпина удается погасить бурю, уведя простодушного Кушака на футбол. В этот момент Зилову приходит телеграмма о смерти отца. Он решает срочно лететь, чтобы успеть на похороны. Галина хочет ехать вместе с ним, но он отказывается. Перед отъездом он заходит в "Незабудку", чтобы выпить. Кроме того, здесь у него назначено свидание с Ириной. Свидетельницей их встречи случайно становится Галина, которая принесла Зилову плащ и портфель для поездки. Зилов вынужден признаться Ирине, что он женат. Он заказывает ужин, откладывая отлет на завтра.

Воспоминание следующее. Галина собирается к родственникам в другой город. Как только она уходит, он звонит Ирине и зовет её к себе. Неожиданно возвращается Галина и сообщает, что уезжает навсегда. Зилов обескуражен, он пытается задержать её, но Галина запирает его на ключ. Оказавшись в западне, Зилов пускает в ход все свое красноречие, пытаясь убедить жену, что она по-прежнему дорога ему, и даже обещая взять на охоту. Но слышит его объяснение вовсе не Галина, а появившаяся Ирина, которая воспринимает все сказанное Зиловым как относящееся именно к ней.

Воспоминание последнее. В ожидании друзей, приглашенных по случаю предстоящего отпуска и утиной охоты, Зилов выпивает в "Незабудке". К моменту, когда друзья собираются, он уже довольно сильно пьян и начинает говорить им гадости. С каждой минутой он расходится все больше, его несет, и в конце концов все, включая Ирину, которую он также незаслуженно оскорбляет, уходят. Оставшись в одиночестве, Зилов называет официанта Диму лакеем, и тот бьет его по лицу. Зилов падает под стол и "отключается". Через некоторое время возвращаются Кузаков и Саяпин, поднимают Зилова и отводят его домой.

Припомнив все, Зилов и в самом деле вдруг загорается мыслью покончить жизнь самоубийством. Он уже не играет. Он пишет записку, заряжает ружье, разувается и большим пальцем ноги нащупывает курок. В этот момент раздается телефонный звонок. Затем незаметно появляются Саяпин и Кузаков, которые видят приготовления Зилова, набрасываются на него и отнимают ружье. Зилов гонит их. Он кричит, что никому не верит, но они отказываются оставить его одного. В конце концов Зилову удается их выдворить, он ходит с ружьем по комнате, потом бросается на постель и то ли смеется, то ли рыдает. Через две минуты он встает и набирает номер телефона Димы. Он готов ехать на охоту.

Виктора Александровича Зилова разбудил зазвонивший телефон. Еле как поднимаясь, он отвечает на звонок, но там тишина. Затем Зилов звонит официанту Диме, с которым они собирались на охоту, и весьма удивлен, тем что Дима интересуется, готов ли ехать сам Виктор. Зилов спрашивает про вчерашний конфликт, о котором он практически ничего не помнит. В особенности интересно, кто же заехал ему по лицу. Немного погодя, он пытается вспомнить события крайних дней.

Первое воспоминание. В кафе «Незабудка» Зилов вместе с Саяпиным видятся с Кушаком. Внезапно в кафе приходит Вера - любовница Зилова. Он просит ее не рассказывать про их связь, познакомив ее с начальником, как со своей одноклассницей. Он напоминает, что вечером все собираются у него. Придя на новоселье, друзья дарят ему охотничье снаряжение, поскольку всем известно, что утиная охота – огромная любовь Виктора, не считая, конечно же, женщин.

Второе воспоминание. На рабочем месте Виктор получает известие от отца, которого не видел четыре года. Он сообщает, что болен, и хочет видеть сына, но Зилов не верит ему, тем более что на свой отпуск у него запланирована утиная охота, пропустить которую Виктор не желает. Внезапно приходит Ирина, она спутала их отдел с редакцией газеты. У Зилова начинается с ней роман.

Третье воспоминание. Виктор не ночует дома. Возвратившись, сообщает жене Галине о большом количестве работы и вынужденной командировке. Но супруга не доверяет ему, поскольку вчера соседка видела Виктора. Чтобы хоть как-то сгладить вину он начинает вспоминать об одном из вечеров, когда они с Галиной познакомились. Поддавшись воспоминаниям, она потихоньку остывает, но ровно до тех пор, пока муж не забывает значимые для Галины слова.

Четвертое воспоминание. Виктор узнает о смерти отца. Он принимает решение вылетать. Перед отъездом он посещает свое любимое кафе, чтобы выпить. К тому же, здесь должно состояться свидание с Ириной. Это наблюдает Галина и Зилов вынужден сознаться любовнице, что женат.

Воспоминание пятое. Галина, застав у себя дома любовницу Зилова, говорит, что бросает его. Выходя из квартиры, она запирает дверь. Не имея возможности выбраться, Виктор пытается убедить супругу в том, что он любит ее, как раньше и клянется поехать вместе на охоту. Это слышит Ирина, принимая его слова на свой счет.

Заключительное воспоминание. Ожидая товарищей в кафе, Зилов напивается. Он начинает их оскорблять. Оставшись один, Виктор обзывает официанта лакеем, тот не выдержав, ударяет его по лицу.

Вспомнив все, Зилов решает совершить самоубийство, пытаясь выстрелить в себя из ружья. Внезапно появляются Саяпин с Кузаковым и забирают ружье. В истерике он бросается на кровать. Спустя пару минут, встает и как ни в чем не бывало, звонит официанту Диме и говорит, что готов ехать на охоту.

Написанную в 1968 году, опишем ее краткое содержание. "Утиная охота" - произведение, действие которого происходит в одном из провинциальных городов.

Зилов Виктор Александрович просыпается от телефонного звонка. Он с трудом берет трубку. Однако там лишь молчание. Зилов медленно встает, затем открывает окно. Погода на улице дождливая. Виктор Александрович пьет пиво и начинает физзарядку с бутылкой в руках. Вновь раздается телефонный звонок и опять молчание. Так начинается пьеса Вампилова "Утиная охота". Фото ее автора представлено ниже.

Разговор с официантом Димой

Зилов решает позвонить сам. Он набирает номер официанта Димы, с которым он договаривался отправиться на охоту, и очень удивлен, когда тот спрашивает его, поедет ли он. Виктора Александровича интересуют подробности скандала, разразившегося вчера. Его Дима учинил в кафе. Зилов весьма смутно помнит подробности. Его в особенности волнует то, кто же его ударил вчера по лицу.

Траурный венок

Едва он заканчивает телефонный разговор, раздается стук в дверь. Входит мальчик, который держит большой траурный венок. На нем надпись, в которой значится, что венок этот от друзей и предназначается Зилову, сгоревшему безвременно на работе. Зилов такой мрачной шуткой раздосадован. Он садится на тахту и принимается представлять в воображении, как все могло случиться, если бы он умер в действительности. Затем последние дни жизни проходят перед его глазами.

Воспоминание о праздновании новоселья

Первое воспоминание. В излюбленном месте Зилова, в кафе "Незабудка", он вместе с Саяпиным, своим приятелем, встречается с Кушаком, начальником по работе, для того, чтобы отметить крупное событие - получение новой квартиры. Неожиданно заходит Вера, его любовница. Зилов ее просит их отношения не афишировать, всех усаживает за стол, и Дима приносит шашлыки и вино. Зилов напоминает Кушаку о том, что празднование новоселья назначено на вечер. Тот соглашается, несколько кокетничая. Зилов вынужден пригласить и Веру, которая очень хочет прийти. Начальнику, проводившему недавно свою жену на юг, он ее представляет как одноклассницу. Своим раскованным поведением Вера внушает некоторые надежды Кушаку.

Продолжаем описывать краткое содержание. "Утиная охота" - пьеса, дальнейшие события которой следующие. Друзья Зилова вечером собираются на новоселье к нему. Его жена, Галина, в ожидании гостей мечтает о том, чтобы между ними все вновь стало так, как в начале, когда супруги любили друг друга. В числе принесенных подарков охотничье снаряжение: патронташ, нож и несколько деревянных птиц, которые используются для подсадки на утиной охоте. Это занятие - самая большая страсть Виктора Александровича, если не считать женщин. Однако ему не удалось еще убить ни одной утки. Главное для него, как говорит Галина, - разговоры и сборы. Зилов на насмешки внимания не обращает.

"Липа" о модернизации производства, знакомство с Ириной

Второе воспоминание. Зилов с Саяпиным на работе срочно должны подготовить информацию, касающуюся модернизации производства. Зилов предлагает ему представить проект, сделанный для фарфорового завода, как уже осуществленный. Они долго решают, делать это или нет. И хотя Саяпин боится возможного разоблачения, "липу" все же готовят. Зилов здесь же читает письмо от своего старого отца, который живет в другом городе. Он 4 года не виделся с ним. Тот пишет о том, что болен и хочет увидеться. Однако к этому равнодушно относится Зилов, герой пьесы "Утиная охота". Анализируя его реакцию, можно сказать, что своему отцу он не верит. К тому же у него все равно нет на это времени, поскольку он собирается в отпуск на утиную охоту. Он не хочет и не может ее пропустить. В комнате неожиданно появляется Ирина, незнакомая девушка, спутавшая с редакцией газеты их контору. Зилов ее разыгрывает, выдавая себя за сотрудника газеты. Эту шутку разоблачает, наконец, вошедший начальник. У Зилова с Ириной завязывается роман, что отмечает Вампилов.

"Утиная охота": содержание супружеской сцены

Третье воспоминание. Зилов под утро возвращается домой. Его жена не спит. Зилов ("Утиная охота") сетует на то, что много работы, говорит, что его неожиданно отправили в командировку. Однако Галина говорит прямо, что не верит в это, так как вчера вечером его видела в городе соседка. Зилов пытается обвинить жену в излишней подозрительности, но это не действует на нее. Она терпела слишком долго и не может больше выносить вранья своего мужа. Галина говорит о том, что была у врача, что делала аборт. Супруг изображает возмущение. Он упрекает ее за то, что жена не посоветовалась с ним. Зилов пытается смягчить свою супругу, вспомнив вечер, когда они стали впервые близки. Произошло это шесть лет назад. Сначала Галина протестует, но потом поддается очарованию этого воспоминания - до тех пор, пока супруг не может вспомнить каких-то слов, очень важных для нее. Она плачет, опустившись на стул.

Смерть отца Зилова, встреча в "Незабудке" с женой

Следующее воспоминание главного героя. В комнате Саяпина и Зилова в конце рабочего дня появляется Кушак. Он в гневе и требует объясниться насчет брошюры, содержащей информацию о якобы произошедшей на фарфоровом заводе реконструкции. Выгораживая Саяпина, так как тот должен скоро получить квартиру, всю ответственность берет на себя Зилов. Лишь жене Саяпина, внезапно появившейся, удается погасить бурю. Она уводит на футбол простодушного Кушака. Зилову в этот момент приходит телеграмма, в которой говорится о смерти отца. Он решает немедленно лететь для того, чтобы успеть попасть на похороны. Жена Зилова хочет отправиться вместе с ним, однако он отказывается. Зилов перед отъездом заходит выпить в "Незабудку". Кроме того, он назначил здесь свидание Ирине. Галина случайно становится свидетельницей их встречи. Жена Зилова пришла сюда для того, чтобы принести своему супругу портфель и плащ для поездки. Зилов вынужден сообщить своей любовнице о том, что он женат. Он откладывает на завтра свой отлет и заказывает ужин.

Галина отправляется к родственникам

Представляем вашему вниманию следующее воспоминание, которое видит главный герой произведения "Утиная охота". Содержание его следующее.

Галина хочет поехать в другой город к родственникам. Как только жена уходит, Зилов звонит Ирине и приглашает ее к себе. Вдруг Галина возвращается и говорит, что уезжает от него навсегда. Ее муж обескуражен, пытается остановить ее, однако Галина запирает дверь на ключ. Зилов, оказавшись в западне, применяет свое красноречие для того, чтобы убедить жену в том, что она ему по-прежнему дорога. Он даже говорит о том, что возьмет ее на охоту. Однако его объяснение слышит не Галина, а подошедшая Ирина, которая все сказанное воспринимает на свой счет.

Пьяные речи Зилова в "Незабудке"

Последнее воспоминание. В ожидании приглашенных по случаю утиной охоты и отпуска друзей Зилов пьет в "Незабудке". Когда его товарищи собираются, он уже пьян довольно сильно, начинает им говорить разные гадости. Зилов распаляется все больше с каждой минутой. Это приводит к тому, что все уходят, включая и Ирину, которую он тоже оскорбляет незаслуженно. Зилов, оставшись один, называет лакеем официанта Диму. Тот его бьет по лицу. "Отключается", упав на пол, Зилов, герой произведения "Утиная охота". Герои пьесы, Саяпин и Кузаков, возвращаются через некоторое время. Они поднимают Зилова и приводят его домой.

Решение совершить самоубийство

Расскажем о страшном поступке, который решил совершить Зилов. Описать следующий эпизод можно лишь вкратце, поскольку мы составляем краткое содержание. "Утиная охота" - пьеса, в которой страшное решение Зилова является кульминацией. Дело в том, что он, припомнив вдруг все, решает покончить свою жизнь самоубийством. Теперь уже не играет этот герой произведения "Утиная охота". Анализ данного эпизода показывает, что он настроен вполне серьезно. Зилов пишет предсмертную записку, после чего заряжает ружье, снимает обувь и нащупывает курок большим пальцем ноги.

Произведение "Утиная охота" продолжается тем, что внезапно раздается телефонный звонок. После этого незаметно появляются Кузаков и Саяпин, которые замечают приготовления своего товарища и отнимают ружье, набросившись на него. Зилов гонит их прочь, крича, что не верит никому. Однако они все-таки не решаются оставить его одного. Зилову в конце концов удается выдворить Кузакова и Саяпина.

Зилов решает отправиться на утиную охоту

Он ходит по комнате с ружьем. После этого Зилов бросается на постель и непонятно, то ли он рыдает, то ли смеется. Он встает через две минуты и набирает номер Димы. Он сообщает ему о том, что готов отправиться на охоту.

На этом заканчивается краткое содержание. "Утиная охота", как и все пьесы, - произведение, небольшое по объему. Прочесть его в оригинале можно примерно за 2 часа. Всех подробностей описанной истории не раскрывает краткое содержание. "Утиная охота" станет вам понятнее и ближе, если вы решитесь прочесть текст произведения.

Ранняя смерть автора, пусть и трагическая, заставляет читателей, можно даже уже сказать, не одно поколение любителей литературы, как-то по-особенному относится к произведениям, чьи создатели ушли слишком рано. Как ни прискорбно, но входит в их число и А.В. Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание) - тема настоящей статьи.

Похоронный венок. Действие первое. Картина первая

У людей обычно все заканчивается венком, а у Зилова с него все началось. Главный герой пьесы просыпается от телефонного звонка с жуткой головной болью. Зилов берет трубку, но в ней молчание, на том конце обрывают связь.

Он с трудом поднимается с кровати, трогает челюсть (она у него болит), идет на кухню, достает пиво из холодильника, возвращается обратно в зал и начинает делать зарядку, не выпуская из рук бутылку. Раздается еще один звонок, но история повторяется в точности: на том конце провода снова не желают говорить.

Зилов допивает пиво и набирает номер уже сам. Оказывается, что он звонит своему однокласснику Диме, который сейчас работает официантом в кафе «Незабудка». В последнем обычно очень любит бывать Зилов. Дмитрий удивлен, что ему звонит Витя (так зовут главного героя), так как из их разговора становится ясно: по слухам, Зилов умер. Герой смеется и говорит, что жив и здоров. А также он сообщает однокласснику о твердом намерении сходить на утиную охоту с ним. Также из этого же разговора Зилов узнает: вчера был страшнейший скандал в кафе. Он, не упуская момента, спрашивает: «А по лицу меня никто не бил? Очень челюсть болит». На что получает отрицательный ответ. На этом разговор заканчивается, его прерывает стук во входную дверь.

Прибыл мальчик с похоронным венком, который он передает непосредственно Зилову. Но что интереснее, именно главному герою пьесы он и посвящен. В процессе, с одной стороны, достаточно потешного, с другой стороны, немного странного и страшного диалога с мальчиком молодому человеку (а Зилову около 30 лет) выяснить ничего не удается толком.

Вот так захватывающе начинает произведение А. В. Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание представлено в статье) - очень интригующая пьеса.

Он прощается с мальчиком и сначала представляет (фантазирует), как убивались бы по нему жена (Галина), «новая невеста» (Ирина), друзья, если бы смерть была подлинной, а затем он припоминает события последних дней.

Кафе «Незабудка»

Во время обеденного перерыва Зилов и Саяпин решили подзаправиться вином, нельзя сказать, что у них это было привычкой - пьянствовать во время паузы в работе, просто в этот раз был повод - Зилов получил квартиру. Друзья решили «размяться красненьким» в преддверии основного действа - вечернего праздника по случаю новоселья.

На «разминку» они пригласили и своего шефа - Вадима Андреевича Кушака. Но раньше него пришла Вера - любовница Зилова. Виктор сказал, что их шеф - человек высоких моральных устоев и никаких таких неуставных отношений не приемлет, поэтому лучше ей прикинуться одноклассницей. Девушка, словесно играя и дразня Зилова, соглашается.

Вера не меняет фривольной манеры поведения, чем привлекает Кушака и одаривает его невольно определенными надеждами. А Кушак недавно (очень кстати) проводил жену на юг и теперь временно свободен.

Даже опираясь лишь на краткое содержание пьесы Вампилова «Утиная охота», можно сказать, что чрезвычайно приятное для чтения.

Зилов не хотел бы сталкивать в одном помещении (пусть и новой квартире) жену и любовницу, но ничего не поделаешь, приходится ему пригласить на новоселье и Веру тоже, дабы в определенном смысле оправдать надежды шефа.

Новоселье

Сцена новоселья запоминается прежде всего тем, что там все пьют, как в романах Ремарка, т.е. много и со вкусом. Также в ней появляются новые персонажи: жена Саяпина - Валерия, еще один товарищ Зилова - Кузаков. Он дарит молодым супругам на праздник Все смеются, всем весело. Вера принесла с собой мягкого плюшевого кота. А Саяпин и его жена подарили Зилову снаряжение для охоты: деревянных уток, патронташ, нож, чем очень уважили хозяина дома, ибо он очень любит такой вид досуга.

Также первая картина первого действия запоминается неумелыми и в то же время развязными попытками шефа - Вадима Андреевича - соблазнить любовницу Зилова Веру.

Первая картина заканчивается разговором между Зиловым и его женой, предмет которого - ребенок. Она хочет, а он не хочет. В конце разговора прибегает расстроенный Вадим Андреич и говорит, что упустил Веру в самом прямом, физическом смысле: она скрылась из поля его зрения.

Начинается свое повествование довольно благостно Вампилов. «Утиная охота», краткое содержание которой здесь представлено, хранит в себе какую-то тайну и интригу, которые смутно угадываются читателем.

Венок продолжает будить воспоминания. Действие первое, картина вторая

Здесь важно то, что Зилов и Саяпин сидят на работе. Им нужно сдавать отчет, но у них нет ничего. Работают они в каком-то центральном бюро технической информации. Зилов предлагает Саяпину «втереть очки» начальству и написать отчет "от балды", но тот долго мнется и не решается. Зилов предлагает кинуть монетку, товарищи бросают, она как-то падает, но они пока не знают решения судьбы, потому что в тот самый момент, когда монета приземляется, к ним в кабинет входит девушка Ирина 18-ти лет. Она хочет напечатать объявление. Девушка полагает, что попала в редакцию газеты или журнала. Зилов сразу делает стойку, как охотничий пес, и пытается расположить девушку к себе. Потом к ним входит Кушак и все портит. Он спрашивает про отчет и говорит девушке, что здесь ей не редакция, она, обиженная, уходит. Зилов выскакивает за ней и, судя по всему, успевает условиться о встрече. Этому герою придал черты настоящего бабника Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание не может вместить всех деталей) от этого только выигрывает.

Картина же завершается звонком Галины на работу мужу и новостью о том, что она беременна. Зилов не очень-то рад этому известию, поэтому жена бросает трубку. Воспоминание заканчивается. Зилов снова в своем комнате. Их двое - он и венок.

Ранний приход Зилова домой. Воспоминания о «молодости» Виктора и Галины. Действие второе. Картина вторая

Слово «молодость» взято в кавычки, потому что героям на момент истории 29 и 26 лет соответственно. Ни о какой старости речи быть не может.

Зилов все там же - в своей новой квартире. Сначала он звонит в метеоцентр, пытается что-то выяснить насчет погоды (идет дождь, а должно быть малооблачно), потом решает просто поговорить с голосом на том конце провода. Ему отказывают. Он кладет трубку и начинает вспоминать.

Зилов приходит домой утром рано и обнаруживает, что жена уснула за столом над тетрадями (она школьный учитель). Приход супруга ее будит. Зилов начинает врать, что был в командировке, но жена пресекает поток лжи и говорит, что вчера его видели в гастрономе, а значит, он никуда не ездил.

Тут он пускается в стандартные объяснения всех неверных мужей, которых поймали: мол, надо верить мне, а не другим людям, у нас же даже будет ребенок. Галина говорит, что никакого ребенка уже не будет. Она была в больнице и сделала аборт. Зилов притворно возмущается, грозится, что в следующий раз она и шага без его слова не сделает. Галина говорит: «Не надо спектакля, все кончено между нами».

Зилов, дабы спасти положение, пытается воссоздать самое начало их отношений. Галя и Витя должны снова «сыграть в любовь». Сначала все идет хорошо, потом выясняется, что Зилов плохо помнит то, что было 6 лет назад. Плюнув на все, он старается принудить жену к близости, но та вырывается и плачет.

Воспоминание заканчивается. Зилов лежит на тахте.

Малопривлекательным персонажем создал Зилова Вампилов («Утиная охота»). Краткое содержание по главам истории оставляет именно такое ощущение. Хотя, разумеется, в пьесе-то нет глав, здесь только действия и картины, но у самого повествования есть опорные точки. Их условно и можно назвать главами. Тем не менее, все равно кажется, что Зилов скрывает в себе какую-то личную трагедию и грусть, что и выражается в его хаотичном поведении.

Очевидность одиночества героя

Когда Зилов вновь оказывается в унылом и дождливом настоящем (хотя нельзя сказать, что прошлое его искрит радостью), он звонит Диме в «Незабудку» и говорит ему, что остался совершенно один и что официант для него единственный друг. Зилов вдруг понял, что он покинут всеми.

Разговор ненадолго отвлекает обладателя новой квартиры, но потом он снова плывет по волнам своей памяти.

Смерть отца героя и очевидность неверности Зилова

Следующее воспоминание касается всего и сразу: и работы, и семьи Виктора. Сидят они с Саяпиным. К ним заявляется Кузак и трясет у них перед лицами тем, чем работники решили шефу «втереть очки» (отчетом о липовом фарфоровом заводе). Вадим Андреич все больше разоряется. Зилов берет всю вину на себя, а Саяпин открещивается от этого отчета, мол, подписал не глядя и баста. Кузак грозит Зилову увольнением, а тому все равно.

Потом появляется жена Саяпина, она пытается смягчить ситуацию и уводит шефа на футбол. Зилов и Саяпин остаются в конторе. Друг и сослуживец Вити оправдывается за то, что свалил всю вину на него. Зилов не слушает. В это время приходит телеграмма и герой узнает о смерти отца. Он быстро собирается и покидает контору. Предварительно Зилов, конечно, позвонил Галине и рассказал ей грустную новость. Они договорились встретиться в «Незабудке», ибо Виктору надо выпить, прежде чем ехать на похороны.

В кафе между супругами снова случается сцена: Галина говорит, что между ними все кончено и рассказывает о письмах давнего своего поклонника. Виктор свирепеет, хотя уже назначил свидание Ирине сегодня в этом заведении чуть позже. Потом они мирятся, затем Галина уходит. В кафе входит Ирина. Зилов сознается, что он женат и у него умер отец, поэтому ближайшую неделю они не увидятся. За этим объяснением молодых людей застает жена Зилова (она принесла мужу плащ и портфель в дорогу). Ни говоря не слова, супруга героя выходит из заведения.

Зилов решает ехать завтра. Воспоминание заканчивается. Зилов снова в своей квартире.

Разговор с женой. Картина третья того же действия

Зилов звонит Ирине в общежитие - она выехала, потом звонит в институт, и ему говорят, что она уехала. Но главное происходит не в квартире героя, а в его голове. Следующее воспоминание на подходе.

Галина уезжает к родственникам и укладывает вещи. Зилов в другой комнате собирает приспособления для охоты. Потом говорит, что вернется через месяц. Зилов звонит тут же Ирине и приглашает ее в гости.

Неожиданно Галина возвращается и признается, что уезжает она не к родственникам и не на месяц, а к «былой любви» и навсегда. Тут Зилов приходит в ярость, обзывает ее последними словами. Гонится за ней, но она успевает запереть его в комнате. Он падает в пучину сладостного для русского человека саморазоблачения, говорит, что никого кроме Гали у него нет и что кроме нее ему никто не нужен. Он обещает ей «златые горы и реки полные вина», но, оказывается, представление было не для Гали, которая давно покинула квартиру и даже отперла дверь комнаты Зилова, а для Иры. Она-то и освободила его.

Моральный распад Зилова достигает апогея. Действие последнее

В пьесе между делом сказано, что главный герой - плохой стрелок, но зато обличитель и бузотер он первоклассный! В начале действия читатель видит, что Зилов собрался на охоту, и в полном обмундировании он вспоминает своего последнее хамское поведение.

Оказывается, вчера был праздник, на котором он собрал всех своих друзей и «новую невесту» - Ирину. На нем Зилов стал выпаливать правду во все стороны без разбора. Закончилось тем, что он напился до бесчувствия, официант «засветил» ему по челюсти, а друзья ушли. Правда, через некоторое время они вернулись (их мужская часть) и вынесли его на руках. Тогда и зародилась идея послать ему венок и телеграммы, ибо он - все равно что покойник (мертвецки пьян).

Вот такая вот получилась летопись жизни Зилова до его пробуждения в начале первого действия. Блестящий мастер диалога - «Утиная охота» (краткое содержание, надеемся, дает это почувствовать хотя бы немного) - шедевр мировой драматургии.

Вспомнив все это, Виктор решает довести дело до конца и совершить самоубийство. Предварительно он звонит друзьям и приглашает их на поминки прямо сейчас и сообщает, что на охоту он не едет.

Он сам подготавливает все для самоубийства и даже пишет предсмертную записку. Все как положено. Друзья успевают его спасти. Затем, после долгих пререканий, оставляют его одного. Зилов падает на тахту и некоторое время сотрясается всем телом. Плачет он или смеется - понять нельзя. В это время периодически звонит телефон. Герой засыпает в этом же положении, потом просыпается. Подходит к телефону, звонит Дмитрию и говорит, что он все-таки составит ему компанию на охоте.

О чем эта пьеса, если смотреть поверх или вглубь строк?

Мы рассмотрели пьесу, которую написал Вампилов, «Утиная охота» (краткое содержание). Анализ ее сводится к констатации того факта, что это сочинение о трагедии человеческого одиночества. Для Зилова было важно только одно: чтобы его понимали. Он не хотел ни любви, ни дружбы, он искал только глубинного, духовного соединения с другим человеком, а так как не находил его, то пытался заместить эту свою потребность грубостью и распутством.

Таким получился обзор пьесы, которую миру подарил А.В. Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание по действиям и явлениям) была нами разобрана подробно, может быть, даже слишком детально для краткого пересказа.

«Утиная охота»


Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения.

Довольно молодой и физически здоровый человек (по сюжету ему около тридцати лет) чувствует глубокую усталость от жизни. Для него не существует никаких ценностей. Из первого же разговора Зилова с приятелем выясняется, что вчера он устроил какой-то скандал, суть которого он уже и не помнит. Оказывается, он обидел кого-то. Но его это не очень волнует. «Переживут, верно?» - говорит он приятелю Диме.

Неожиданно Зилову приносят похоронный венок с ленточкой, на которой написаны трогательные поминальные слова: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей».

Первоначально это событие кажется неудачной шуткой, но в процессе дальнейшего развития событий читатель понимает, что Зилов действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы вызвать к себе отвращение людей, которым еще недавно был близок и дорог.

В интерьере комнаты Зилова есть одна важная художественная деталь - большой плюшевый кот с бантом на шее, подарок Веры. Это своеобразный символ нереализованных надежд. Ведь у Зилова с Галиной могла бы быть счастливая семья с детьми и уютным налаженным бытом. Не случайно после новоселья Галина предлагает Зилову завести ребенка, хотя понимает, что он ему не нужен.

Основной принцип отношений с людьми для Зилова --безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить других. Так, например, приглашая на новоселье своего начальника Кушака, который вообще сначала не хочет идти в гости без жены, Зилов сообщает Галине, что для него приглашена Вера, в которую тот якобы влюблен. На самом деле Вера - любовница самого Зилова. В свою очередь, Виктор подталкивает Кушака к ухаживаниям за Верой: «Ерунда. Действуйте смело, не церемоньтесь. Это все делается с ходу. Хватайте быка за рога».

Выразителен в пьесе образ жены Саяпина Валерии, идеал которой - мещанское счастье. Семейные узы она отождествляет с материальными благами. «Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь» -- заявляет она мужу на новоселье у Зиловых.

Метко обрисован А.В. Вампиловым и другой выразительный женский образ пьесы - образ Веры, которая тоже, в сущности, несчастна. Она давно разуверилась в возможности найти себе надежного спутника жизни и всех мужчин называет одинаково (Аликами). На новоселье Верочка постоянно шокирует всех своей бестактностью и попыткой сплясать у Зилова на столе. Женщина старается казаться грубее и развязнее, чем есть на самом деле. Очевидно, это помогает ей заглушить тоску по настоящему человеческому счастью. Лучше всех это понимает Кузаков, который говорит Зилову: «Да, Витя, мне кажется, она совсем не та, за кого себя выдает».

В сцене новоселья используется важный композиционный ход. Все гости дарят Зиловым подарки. Валерия долго мучает хозяина дома, прежде чем сделать подарок, и спрашивает, что тот любит больше всего. Эта сцена играет большую роль для раскрытия образа Зилова. Галина в ней сознается в том, что давно уже не чувствует любви мужа. У него к ней потребительское отношение.

Вера, с усмешкой спрашивая про любовницу, тоже понимает, что Виктор к ней равнодушен и ее визит не доставляет ему особого удовольствия. В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень...». Саяпины дарят Зилову снаряжение для охоты, о котором так мечтает герой. Образ утиной охоты в произведении, несомненно, носит символический характер. Его можно рассматривать как мечту о стоящем деле, на которое Зилов как раз оказывается неспособным. Неслучайно Галина, которая знает его характер глубже остальных, замечает, что для него главное - сборы и разговоры.

Своеобразным испытанием для Зилова оказывается письмо от отца, который просит его приехать к нему, чтобы повидаться. Выясняется, что Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом, глядишь, поднялся, - жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят). У Зилова есть выбор: поехать в сентябре в отпуск к отцу или реализовать давнюю мечту об утиной охоте. Он выбирает второе. В результате несчастный старик так и умрет, не увидев сына.

На наших глазах Зилов разрушает последние надежды Галины на личное счастье. Он безучастно относится к ее беременности, и женщина, видя это, избавляется от ребенка. Устав от бесконечной лжи, она уходит от мужа к другу детства, который до сих пор любит ее.

Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал начальнику статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать. Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом.

В кафе с сентиментальным названием «Незабудка» Зилов частенько появляется с новыми женщинами. Именно туда он приглашает молоденькую Ирину, которая искренне влюбляется в него. В кафе его с девушкой застает жена.

Узнав о желании Галины уйти от него, Зилов пытается ее удержать и даже обещает взять с собой на охоту, но, увидев, что к нему пришла Ирина, быстро переключается. Однако и другие женщины, которых он когда-то привлек к себе лживыми обещаниями, в итоге покидают его. Вера собирается замуж за Кузакова, который относится к ней серьезно. Неслучайно она начинает называть его по имени, а не Аликом, как остальных мужчин.

Только в конце пьесы зритель узнает, что за скандал устроил Зилов в «Незабудке»: он собрал там своих друзей, пригласил Ирину и начал оскорблять всех по очереди, грубо нарушая правила приличия.

В конце концов он обижает и ни в чем неповинную Ирину. А когда официант Дима, с которым герой и собирается на долгожданную утиную охоту, вступается за девушку, он оскорбляет и его, называя лакеем.

После всей этой отвратительной истории Зилов в действительности пытается покончить с собой. Его спасают Кузаков и Саяпин. Хозяйственный Саяпин, мечтающий о своей квартире, пытается хоть чем-то отвлечь Зилова. Он говорит, что пора ремонтировать полы. Виктор в ответ отдает ему ключи от квартиры. Официант Дима, несмотря на обиду, приглашает его ехать на утиную охоту. Тот разрешает ему взять лодку. Потом он прогоняет людей, которые хоть как-то пытаются бороться за его жизнь. В финале пьесы Зилов бросается на кровать и то ли плачет, то ли смеется. А скорее всего и плачет, и смеется над собой. Потом он все-таки успокаивается и звонит Диме, соглашаясь поехать с ним на охоту.

Какова же дальнейшая судьба героя? Совершенно очевидно, что ему нужно переосмыслить свое отношение к жизни в целом, к людям, с которыми он связан общением. Возможно, Зилов еще сможет преодолеть душевный кризис и вернуться к нормальной жизни. Но скорее всего герой обречен в скорости найти свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели, ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор - типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного устройства. В годы Великой Отечественной войны основной задачей была защита родной земли от захватчиков, потом - послевоенное строительство. В шестидесятые - семидесятые годы общественно-политических проблем такого масштаба не стояло. Возможно, поэтому сформировалось поколение людей, для которых характерна утрата родственных связей и смысла дружеских отношений. Влияние церкви на духовную жизнь человека к этому времени было утрачено. Нормы религиозной морали не соблюдались. А в идею построения светлого будущего уже мало кто верил. Причиной духовного кризиса Зилова является осознание никчемности своей жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охота, о которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегства от жизненных проблем, ’чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем остальным.

Поделиться