Рабочее время студента вечерника. Заочная и вечерняя формы обучения. Льготы для студентов, обучающихся в государственных вузах на вечерних и заочных отделениях

Прием на работу студентов для многих предприятий является оптимальным решением кадровой политики. Грамотно используя возможности такого персонала, можно существенно сэкономить производственные ресурсы и улучшить производительность труда. Но для этого необходимо правильно установить график работы для студентов с учетом трудового законодательства и производственных потребностей предприятия.

Из материалов этой статьи вы узнаете:

Рассматривая кадры на , многие работодатели обходят вниманием резюме студентов, часто не считая такие предложения серьезными. Однако в некоторых случаях прием на работу будущих специалистов, обучающихся на дневном или вечернем отделении вуза, может быть полезен для бизнеса и развития предприятия.

Почему компании выгодно брать на работу студента

Предприятия, работающие в технологической сфере, зачастую вынуждены огромную часть бюджета тратить на специалистов весьма редкой квалификации. Особенно начинающим компаниям довольно сложно найти работника нужного уровня специализации за имеющиеся у стартапа деньги. Да и уже состоявшиеся производства в периоды экономического кризиса часто вынуждены пересматривать кадровую политику в сторону сокращения бюджета.

Поэтому многие компании принимают решение о сотрудничестве со студентами последних курсов профильных ВУЗов, так как работа такого сотрудника оплачивается в разы меньше, а отдача в работе сравнима с эффективностью труда полноценного специалиста. Дело в том, что студенты максимально заинтересованы в положительном результате своих усилий.

Молодые люди работают с повышенным энтузиазмом, с огромным желанием впитывать все новое, их привлекает не столько заработок, сколько получение нового опыта, практических навыков по специальности и перспективы закрепления на предприятии после получения диплома. Поэтому студенты являются самыми мотивированными сотрудниками, способными быстро обучаться в реальном времени.

Студенты легки на подъем, не так сильно озадачены комфортными условиями на рабочем месте, им в меньшей степени присущи консервативные взгляды, они с энтузиазмом принимают инновации и быстро разбираются в новых технологиях.

Экономия для предприятия достигается не только за счет меньшей оплаты труда студентам. Многие молодые сотрудники имеют гибкий график работы или вообще работают на компанию удаленно, что позволяет экономить на оборудовании рабочих мест, аренде помещения, оплате коммунальных и прочих расходов. В случае с удаленным оформлением работодатель оплачивает лишь результат выполненной работы, а не часы, проведенные сотрудником в офисе.

Сегодняшние студенты – основа будущего кадрового резерва

Многие крупные корпорации предпочитают готовить свои будущие кадры именно из сегодняшних студентов. Это намного легче, чем переучивать уже состоявшегося специалиста с опытом работы в чужой компании, с сформировавшимися профессиональными привычками и взглядами.

Все это делает обучающихся сотрудников весьма эффективной и перспективной составляющей кадрового ресурса предприятия. В зависимости от вида занятости для студентов может быть выбран один из нескольких вариантов режима работы.

Как лучше оформить студента: свободный график работы или полная «удаленка»

При оформлении на работу студента дневной формы обучения следует учитывать, что он может присутствовать на рабочем месте в лучшем случае 4 часа в день, то есть будет претендовать на половину ставки. Если вы берете на работу студента вечерней формы обучения или заочника, его можно оформлять на полный 8-часовой рабочий день. Однако в любом случае сессии, лекции и другие занятия в вузе потребуют установить для такого сотрудника особый режим работы.

Трудовым законодательством предусмотрена возможность определения для студентов так называемого гибкого графика работы, или свободного рабочего времени. Данный режим труда может быть установлен локальными документами по предприятию, например коллективным договором или иными положениями, зафиксированными в письменном виде.

Какие существуют формы свободного графика работы

На сегодняшний момент могут использоваться следующие виды графиков работы:

1.Скользящий. Рабочий день при данном режиме состоит из переменного времени, когда начало и конец рабочей смены могут сдвигаться на 1,5-2 часа в ту или иную сторону, обязательного времени, когда сотрудник присутствует на рабочем месте, и обеденного перерыва, определяемого на усмотрение сотрудника. При таком графике студент может приступить к выполнению задания на протяжении заранее оговоренного временного промежутка. Он сам выбирает в пределах одной смены или дня время прихода на работу и ухода домой. При этом установленная для данного сотрудника норма рабочего времени должна быть отработана за определенный учетный период – неделя, месяц, квартал или иной заранее оговоренный срок.

2.Посменный. При этом варианте для сотрудника строго оговариваются часы нахождения в офисе. Обычно используют такой вид занятости для работников торговых центров, больниц скорой помощи, различных диспетчерских служб и иных организаций, работающих круглосуточно. Обычно для труда определяется первая или вторая половина дня.

3.Свободный. Этот режим предоставляет студенту максимальную свободу при наличии рабочего места в офисе работодателя. Сотрудник сам определяет начало, конец и продолжительность своей трудовой деятельности каждый день. По сути почти вся работа проводится дома, а офис посещается, когда появляется необходимость сдать уже готовый материал или уточнить некоторые детали задания с руководством. Однако работодатель все же устанавливает в учетном периоде определенное количество часов, которое сотрудник должен проводить в офисе. Данная форма графика подходит для сотрудников творческих профессий или тех, кто желает совмещать несколько видов трудовой деятельности.

4.Мобильный офис или удаленная работа – самая свободная форма трудоустройства, при которой работодатель не обеспечивает сотрудника ни рабочим местом, ни технической базой. Осуществляется только координация и общий контроль деятельности. Студенту выдается задание и устанавливается время выполнения. По результатам сделанного производится оплата труда. Риски срыва сроков сдачи готовой работы при «удаленке» высоки, но и экономия предприятия значительна. Основная задача при данной форме сотрудничества – найти ответственных студентов.

Как регулируется законодательством работа по свободному графику для студента

Работа в режиме гибкого рабочего времени устанавливается согласно ст. 102 ТК РФ . Условия труда при данном режиме (начало, окончание или общая продолжительность смены) определяется по соглашению между работодателем и студентом. Скользящий график работы может быть определен как бессрочный или с указанием срока, о котором заранее договорились стороны.

Гибкий график работы согласно трудовому законодательству РФ устанавливается через подписание дополнительного соглашения, на основании чего руководством предприятия издается приказ, утверждающий график для конкретного сотрудника.

Законодательство устанавливает обязанность работодателя обеспечить отработку сотрудником количества рабочих часов в заданном учетном периоде. Причем учет (суммирование) отработанного времени производится на основании ст. 104 ТК РФ . В общем случае учетный период не может превышать один год. Максимальная недельная занятость студента, согласно ст. 91 ТК РФ , не должна быть свыше 40 часов.

Согласно законодательству работа в режиме гибкого графика не влияет на оплату труда сотрудника, не отражается на предоставлении льгот и исчислении трудового стажа студента.

При разработке скользящего графика необходимо учитывать обязательные перерывы для питания и отдыха, которые, как правило, разделяют фиксированное время труда на 2 равные части. Согласно ТК, обеденный перерыв должен занимать не менее 30 минут, но и не более 2 часов.

Читайте дополнительные материалы

26.07.2006 0 1269

Вы уже определились с вузом? Пришло время решать, когда вы будете учиться - днем или вечером. И не важно, "жаворонок" вы или "сова", важно, на что вы собираетесь жить ближайшие пять лет. Впрочем, многие "дневники" умудряются неплохо подрабатывать, а "вечерники" продолжают сидеть на шее у родителей. Так кто и почему идет на вечерние отделения вузов?

Круг специальностей дневной формы обучения ничем не ограничен - абитуриент может выбрать любой понравившийся вуз и факультет. Для вечерних отделений существуют определенные рамки.

Вечерняя форма обучения есть далеко не во всех вузах. Например, в Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н.Э. Баумана практикуется исключительно дневное обучение.

Во многих вузах вечерние отделения есть не на всех факультетах и специальностях. Так, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ) лишь отдельные факультеты имеют "вечерку", например, психологии, журналистики, социологический, экономический. Большинство факультетов предусматривают только дневное обучение - биологический, химический, философский, юридический и т.д. В Московском государственном институте стали и сплавов (МИСиС) из более чем 30 специальностей только восемь имеют вечернюю форму обучения. Противоположная ситуация в Московском авиационном институте (МАИ): из 12 факультетов нет вечерних отделений на четырех - прикладной математике и физики, прикладной механике, иностранных языков и военного обучения.

Есть вечернее или нет - зависит от специальности. Чаще всего отсутствие вечерки связано со спецификой обучения: естественно-научные и медицинские специальности преподаются в основном на дневных отделениях - в процессе обучения особая роль отводится лабораторным работам, непосредственному контакту с преподавателями, практике на старших курсах. Качество образования на специальностях гуманитарного направления в меньшей степени зависит от этих факторов, поэтому вузы часто открывают вечерние отделения.

На вечернем, как и на дневном отделении, есть бюджетные и платные места. При этом стоимость обучения на вечерке гораздо ниже. Например, в прошлом году обучение на факультете журналистики МГУ студентам дневной формы обходилось в 120 тыс. руб., вечерникам - в 52 тыс. руб.

Второго шанса не будет?

Экзамены на дневную форму обучения проходят раньше. Во многих вузах у абитуриентов есть возможность попробовать свои силы еще раз - подать документы на вечернее отделение можно даже в сентябре. Да и поступить на вечерку несколько проще: проходной порог, как правило, ниже на один-три балла, хотя и он тоже может оказаться высоким, особенно на бюджетные места. Например, в прошлом году в Государственном университете управления (ГУУ) на специальность "Государственное и муниципальное управление" конкурс на дневное отделение составил 11,7 человека на место, на вечернее - 8,2. В некоторых вузах, например в МИСиС, абитуриента, недобравшего один-два балла на дневное отделение, могут автоматически зачислить на вечернюю форму обучения. Снова сдавать экзамены не придется - достаточно переписать заявление и перевести документы.

Студенты-вечерники, успешно справляющиеся с учебным планом, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы и на сокращенную рабочую неделю.

В ГУУ, МАИ и других вузах абитуриенты могут заявить результаты экзаменов дневного отделения, сдать недостающие предметы и участвовать в конкурсе на вечернее. Если абитуриент улучшит свои результаты, его зачислят на первый курс.

Однако многие учебные заведения от этой практики отказались. Например, на факультете психологии МГУ - отдельный конкурс на дневную и вечернюю форму обучения. Те, кто не прошел на дневное отделение, уже не могут поступать на вечернее. В некоторых вузах прием документов и вступительные испытания на дневное и вечернее отделение проходит одновременно, поэтому абитуриенты фактически лишены возможности использовать второй шанс. Им нужно заранее выбрать, на какое отделение они будут поступать.

Начинаем учиться

Студенты дневного отделения посещают вуз ежедневно, пять раз в неделю. Зачастую и вечерники учатся в таком же режиме. Иногда они занимаются в определенные дни недели, как, например, старшекурсники факультета журналистики МГУ: по понедельникам, вторникам и средам.

Главное отличие вечерней формы от дневной - количество аудиторных часов: лекций, семинаров и практикумов. Несмотря на увеличенный срок обучения (пять с половиной - шесть лет), в целом на вечернем отделении их может быть меньше, чем на дневном. Кроме того, во многих вузах программа подготовки на вечерних отделениях дается в сокращенном варианте: акцент сделан на профилирующие дисциплины, некоторые предметы преподаются в меньшем объеме или отсутствуют совсем, обязательно отводится время на самостоятельную работу. Практика, обязательная для студентов-дневников, в ее обычном понимании у них не проводится.

Иногда обучение построено таким образом, что преподаватели, которые занимаются с дневниками, не работают с вечерниками, и наоборот. У некоторых вузов другая позиция.

Татьяна Акритова , заведующей вечерним и заочным отделениями факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова : - Программы подготовки студентов дневного и вечернего отделения мало отличаются друг от друга: у студентов всех форм обучения в основном одни и те же преподаватели, единый учебный план, учебники, пособия и списки литературы.

Есть еще один нюанс: студенты-дневники имеют больше времени на подготовку к семинарам, коллоквиумам и экзаменам по сравнению с работающими вечерниками, у которых для самостоятельной работы остаются только выходные. Совмещать работу с учебой действительно непросто, поэтому вечерние занятия подойдут людям, способным в конце дня сконцентрироваться на материале, отвлечься от рабочих проблем.

При обучении на вечернем отделении отсрочка от службы в армии не предоставляется. Поэтому молодые люди, не поступив на бюджетные места, предпочитают учиться на контрактной основе, но на дневном отделении.

Однако все больше неработающих студентов поступают на вечерку, у них для выполнения домашних заданий достаточно времени в первой половине дня. Именно поэтому разница между дневным и вечерним обучением становится менее существенной. Этот момент стоит учесть ярко выраженным "совам" и "жаворонкам", чтобы учеба не превратилась в пытку.

Welcome!

Студенты дневных отделений в основном ровесники, поэтому среди плюсов этой формы обучения называют студенческую атмосферу и общение, нередко университетские знакомые становятся лучшими друзьями. На вечернем отделении до недавнего времени занимались взрослые люди, среди них можно было завести полезные знакомства. Во многом это связано с тем, что на вечерке могли обучаться лица, имеющие опыт работы по специальности не меньше двух лет. Теперь таких строгих ограничений нет. Поскольку вечернее отделение стало доступно для всех, независимо от возраста и стажа работы, то и вечерники "помолодели". Сейчас в основном встречаются смешанные группы. Средний возраст обучающихся - 18-28 лет.

Александр Абрамович , преподаватель юридических дисциплин с 11-летним стажем : - Однажды мне пришлось преподавать у студентов значительно старше меня, им было за 30-40 лет. Эти люди приходят на занятия действительно ради знаний, а не под давлением родителей, диплом им нужен для карьеры, чтобы занять более высокую должность. С такими студентами не бывает проблем с дисциплиной, они живо интересуются предметом, особенно если он профилирующий, задают вопросы. В молодежных группах, особенно в негосударственных вузах, часто крайне легкомысленное отношение к учебе, их приходится уговаривать, буквально как детей.

Где лучше учат

Бытует мнение, что дневное отделение дает более глубокие и фундаментальные знания, а к студентам-вечерникам у преподавателей несерьезный подход, мягче требования и спрос, от того и знания поверхностные.

У вечерников не больше двух-трех пар в день, занятия начинаются в 18-19 часов - после рабочего дня, заканчиваются после 22.00.

Однако, по мнению преподавателей, уровень полученных знаний во многом зависит не столько от формы обучения, сколько от самого вуза. Престижные учебные заведения, которые дорожат своей репутацией, как правило, имеют единую учебную программу для всех отделений, у них высокие требования ко всем студентам. В таких вузах преподаватели не делают разницы между вечерними и дневными отделениями. Поэтому и на вечерке можно стать квалифицированным специалистом, получив образование, не уступающее дневному.

Александр Абрамович: - Я всегда говорю студентам, что независимо от обстоятельств, в том числе формы обучения, они не должны стать "специалистами второго сорта". Кроме того, большое значение имеет мотивация студентов, личные качества: если не хватает способностей, берут старательностью. Иногда я веду в одном вузе одновременно и дневные занятия, и вечерние. Могу сказать, что отношение к учебе меньше всего зависит от формы обучения. Студенты-вечерники часто более ответственны, у них выше успеваемость и заинтересованность, они редко бросают вуз или отчисляются за "хвосты". Но много среди них и тех, кто пришел только ради диплома и рассчитывает на поблажки: отпрашиваются пораньше, приходят неподготовленными на экзамен, пытаются свести лекции к обсуждению посторонних тем. Хромает и посещаемость, некоторых студентов видишь только на экзамене. И даже не от преподавателей, а от руководства вуза зависит, отчислять таких студентов или проявлять лояльность к семейным и уставшим после рабочего дня людям.

Трудности перевода

Около 50% вечерников - студенты, не прошедшие по конкурсу на дневное отделение. Чтобы не терять год, они поступают на вечерку, но через один-два курса стараются перейти на дневное отделение.

Инга Смарыгина , заместитель ответственного секретаря приемной комиссии МИСиС : - Если появляются свободные места, то уже через семестр или год вечерник может перевестись на дневное. Но для этого он должен показать хорошую успеваемость. Может, придется какие-то предметы досдавать, программа вечернего обучения построена несколько по-иному.

В других вузах процесс перехода не столь простой. Так, на дневное обучение факультета журналистики МГУ переводят только студентов-отличников вечернего отделения. При этом ровно столько человек, сколько было отчислено. А таких немного, например, в прошлом году всего два студента смогли поменять форму обучения. Кроме того, если бюджетники могут претендовать на бюджетные места, то контрактники - только на платные.

На вечерних отделениях план приема абитуриентов меньше в 2-3 раза. Так, на дневную форму обучения факультета психологии МГУ набирают 105 студентов, на вечернюю - только 50.

Впрочем, в некоторых вузах студенты, числясь на вечернем отделении, фактически учатся на дневном.

Ирина Кислова , выпускница дневного отделения факультета информатизации социальных систем : - Я поступила на вечерку, но нам разрешали посещать лекции с дневным отделением, так как и предметы, и преподаватели были практически одни и те же. Но все-таки учебные планы немного отличались, на вечерке я проходила те предметы, которых в этот момент не было на дневной форме. Экзамены тоже сдавала с вечерней группой. На пятом курсе перевелась на дневное и защитила диплом, но перед этим в деканате проверяли, все ли предметы я прошла, сравнивали, что было на вечернем и все ли сдала на дневном".

С прицелом на будущее

Анна Тушева , руководитель отдела по работе с клиентами кадрового агентства "Goodwin Staff" : - Выпускники дневной формы обучения имеют некоторый приоритет в глазах работодателей, но если у человека внушительный стаж работы по специальности, предпочтение отдадут ему, а не вчерашнему студенту-дневнику. Ведь молодых специалистов без опыта работы придется обучать. Определенный процент людей, которых ценят за практические навыки, не имеют высшего образования. Они поступают на вечернее отделение ради получения диплома. Многие работодатели об этом знают.

Борис Артюшин , старший партнер компании Go-Getter Group (подбор руководящих кадров): - Работодатели обращают внимание на форму обучения у сотрудников на начальных позициях. Это в первую очередь относится к тем специалистам, которые хотят работать в юриспруденции и финансовой сфере. Образование - важный фактор при трудоустройстве, особенно в крупные серьезные компании. Многие работодатели сомневаются в качестве знаний "вечерников", полагая, что одновременно хорошо учиться и работать нельзя. Поэтому часто отдают предпочтение выпускникам дневных отделений. Но при этом учитывается, как человек учился на очном отделении и какой вуз он закончил: вечернее образование МГУ больше котируется, чем подготовка на дневном отделении многих негосударственных вузов. Однако у кандидатов на руководящие должности с солидным опытом работы и давно подтвердивших свою репутацию этот момент не столь значим - работодателей больше интересует их стаж и практические результаты.

(Анна Казакова, журнал "Куда пойти учиться")



Не всем выпадает счастье поступить на дневное отделение института. Но ведь есть еще вечернее и заочное. У студентов этих отделение свои радости и грусти... Вечернее

Кто здесь учится? Работающие юноши и девушки, взрослые люди, получающие второе образование, те, кто недобрал баллов при поступлении на дневное. Сидеть на семинарах и лекциях вечерникам надо три-четыре раза в неделю, в день бывает не больше трех пар. Один только минус - посещать институт придется на год дольше дневников (6 лет).

Работа

Занятия на вечернем начинаются не раньше шести часов, так что каждый студент может смело устроиться на работу на полный день.

Работающим вечерникам в течение 10 месяцев до начала госэкзаменов и защиты диплома организация обязана предоставить при шестидневной рабочей неделе один дополнительный выходной.

Платят, правда, в течение этих 10 месяцев на 50 процентов меньше.

При пятидневной рабочей неделе организация сама решает, сколько выходных назначить студенту. Учитывают продолжительность рабочей смены.

Отпуск

Работающим студентам-вечерникам полагается дополнительный оплачиваемый отпуск. Для сдачи сессий на первом и втором курсах - по 20 календарных дней в году, на последующих курсах - по 50 календарных дней. Для написания и защиты диплома и сдачи госэкзаменов - четыре месяца.

15 дней за свой счет должны предоставить на работе тем, кто только поступает в институт.

Льготы

Кроме оплачиваемого отпуска, никаких льгот нет. От армии отсрочки не будет, да и на проездной билет скидки не дают.

Деньги

Вечерние отделения, как и дневные, бывают бюджетными и контрактными (платными). Стоит обучение на вечернем, как правило, на 50 процентов меньше, чем на дневном.

Я учусь на вечернем отделении. Раньше работал, а теперь уволился и очень хочу перейти на дневное. Это возможно? Или придется поступать заново на 1-й курс?
Владимир.

Если вам вдруг надоест учиться по вечерам или на заочном и захочется перейти на дневное - читайте устав своего вуза. Некоторые институты разрешают своим студентам-заочникам просто досдать пробелы в программе, чтобы стать дневниками. Другие же дают возможность перевестись на очное, только заново поступив на первый курс.

Учеба по вечерам
Плюсы
проще поступить,
если не работаешь, по утрам можно высыпаться,
в институте надо появляться всего три раза в неделю,
целый день свободный - можно даже в кино на утренние сеансы ходить,
за прогулы ругают не так жестоко, преподы относятся с пониманием: люди взрослые, на работе устают, зачем их мучить на зачете?

не надо жертвовать учебой ради работы - и так будет куча времени на зарабатывание карманных денег,
если устроишься на работу по специальности, она будет зачтена тебе как трудовой стаж,
смело можешь забыть о физкультуре - никаких кроссов, отжиманий и лыж,
диплом вечерника ничем не отличается от диплома дневника.

Минусы
больше никаких вечерних концертов, театров и кино - ночные развлечения только в выходные,
с друзьями с дневного отделения ты вряд ли будешь видеться, да и тусовок на вечернем отделении не бывает - все бегут с работы, а после занятий уже нет сил развлекаться,
никаких студенческих скидок тебе не полагается,
занятия у вечерников заканчиваются после десяти вечера, так что привыкай возвращаться домой очень поздно,
экзамены и зачеты автоматом здесь редкость,
многое тебе придется изучать самостоятельно по учебникам,
все капустники и студенческие тусовки будут проходить мимо тебя,
учиться придется на год больше,
отсрочки от армии нет.

Заочное отделение

Здесь учатся люди работающие, семейные, иногородние и просто те, кому лень ходить в институт каждый день. Если ты думаешь, что единственный раз появишься в институте на вручении диплома, - ошибаешься!

У заочников тоже есть важные семинары по самым серьезным предметам. Так что иногда забегать в аудитории все-таки придется. Да и сессии будешь сдавать, как рядовой студент.

Свободного времени у заочников гораздо больше, чем у вечерников, зато сессия - это целое испытание. Во-первых, все темы надо учить самостоятельно, во-вторых, преподы - чужие люди и поддержки ждать не стоит. никаких тебе автоматов и конспектов. Зато каждый профессор наизусть знает вечную песнь заочника: "Работаю три года по специальности, семья, дети, мне бы только диплом получить… и вообще на поезд опаздываю… может, поставите зачетик?"
От армии заочное отделение тоже не освобождает, а трубить в институте придется на пару лет больше.

Сколько часов совершеннолетний студент-очник может работать?

Ответ

Совершеннолетнего студента очного отделения можно принять на работу, на полную ставку. Если студент не является инвалидом 1 или 2 группы, работа е относится к категории вредной, то работать он может 40 часов в неделю.

Студента можно принять на работу по трудовому договору или по гражданско-правовому договору (подряда, возмездного оказания услуг и др.).

Законодательство не устанавливает ограничений на возможность работы студента во время часов учебы.

По просьбе совершеннолетнего студента и при согласии на это работодателя сотруднику может быть установлено неполное рабочее время или гибкий режим рабочего времени (ст. 93, ч. 1 ст. 102 ТК РФ).

Чтобы студент успевал и учиться, и работать, ему можно установить неполное рабочее время или гибкий режим работы (можно и то, и другое одновременно). Это определяется соглашением сторон, права требовать после заключения трудового договора установления неполного рабочего времени студент не имеет (за исключением последних 10 месяцев обучения, когда по просьбе студента вечерника или заочника рабочая неделя может быть сокращена на 7 часов, но за указанные 7 часов работодатель должен выплачивать работника 50% среднего заработка. Студенты -очной формы обучения такой льготы не имеют.)

Со студентом очной формы обучения можно заключить срочный трудовой договор.

У студента нет специальных гарантий при установлении испытательного срока, если к нему нельзя применить специальные положения ст. 70 Трудового Кодекса (несовершеннолетний, беременность и тп.) .

Оформление трудовых или гражданско-правовых отношений производится как со всеми иными работниками.

Подробнее в материалах Системы:

1. Ответ: Можно ли принять на работу на полную ставку студента, который учится на дневном отделении. Время работы и учебы днем совпадает

Законодательство не устанавливает ограничений на возможность работы студента во время часов учебы.*

По просьбе совершеннолетнего студента и при согласии на это работодателя сотруднику или ( , ТК РФ).

При приеме на работу несовершеннолетнего студента работодатель обязан - не более половины нормы, установленной для сотрудников соответствующего возраста ().

Таким образом, работодатель может принять на полную ставку студента, совмещающего работу с обучением.

2. Ответ: Можно ли установить испытательный срок студенту

Условие об испытании сотрудника устанавливается при заключении трудового договора и только по соглашению сторон. В отношении отдельных категорий сотрудников законодательство содержит . Сами по себе студенты к указанным категориям не относятся. Вместе с тем, запрет действует, в частности, в отношении несовершеннолетних лиц. Поэтому, если студент моложе 18 лет, установить ему испытательный срок при приеме на работу работодатель не вправе. Это следует из положений статьи 70 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, работодатель может установить испытательный срок студенту, если в отношении него не действуют общеустановленные ограничения на назначение испытательного срока.

3. Ответ: В каких случаях организация обязана оплатить сотруднику учебный отпуск

Оплачиваемый учебный отпуск нужно предоставить:

Сотрудникам, которые учатся в вузах по заочной, очно-заочной (вечерней) форме обучения ();

Сотрудникам, которые учатся в учреждениях среднего профессионального образования (техникум, колледж и т. д.) по заочной, очно-заочной (вечерней) форме обучения ();

Сотрудникам, которые учатся в образовательных учреждениях начального профессионального образования (училище, учебно-курсовой комбинат и т. д.) ();

Сотрудникам, которые учатся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях (школы, гимназии и т. д.) ().

Предоставить учебный отпуск указанным сотрудникам работодатель обязан независимо от того, сколько времени сотрудник проработал в организации. Ограничения по стажу, дающему право на учебный отпуск, в законодательстве не установлены.

Учебный отпуск подлежит оплате только при одновременном выполнении следующих условий:

Образование данного уровня сотрудник получает впервые (или организация направила сотрудника, уже имеющего образование данного уровня, на обучение на основании договора, заключенного ею с сотрудником) ();

Отпуск связан со сдачей экзаменов или защитой диплома ();

Образовательное учреждение имеет госаккредитацию ( , ТК РФ).

Организация может предоставить учебные отпуска и сотрудникам, которые учатся в учреждениях, не имеющих госаккредитации. Для этого такое условие нужно прописать в трудовом (коллективном) договоре ( , ТК РФ).

Успешность обучения определяет учебное заведение, в котором обучается сотрудник, в соответствии с внутренними документами, в частности, уставом. Подтверждением успешного обучения сотрудника для работодателя является справка-вызов, выдаваемая сотруднику, совмещающему работу с обучением, и свидетельствующая о его допуске к очередной аттестации: промежуточной или итоговой ( , приказы Минобразования России и ). Требовать какие-либо иные документы для подтверждения успешности обучения (например, справку об отсутствии задолженности) работодателю не нужно, как и ждать окончания текущей сессии, чтобы оплатить учебный отпуск.

Совместителям организация не обязана предоставлять учебный отпуск. Право на учебный отпуск возникает у сотрудников только по основному месту работы. Об этом сказано в статьи 287 Трудового кодекса РФ.

Если сотрудник учится одновременно в двух образовательных учреждениях, оплачиваемый отпуск предоставляется только в связи с обучением в одном из них по выбору сотрудника ().

Продолжительность учебного отпуска должна быть указана в справке-вызове из образовательного учреждения (). Типовые формы справок установлены приказами Минобразования России и . Первая из указанных форм установлена для сотрудников, получающих высшее образование, вторая - для получающих среднее профессиональное образование.

Вместе с тем, существуют ограничения по продолжительности оплачиваемых учебных отпусков. Максимальная продолжительность оплачиваемых учебных отпусков, которые организация обязана предоставить сотрудникам, приведена в .

Учебные отпуска оплачиваются так же, как и ежегодные, исходя из среднего заработка (). Средний заработок определяется исходя из зарплаты сотрудника за последние 12 месяцев (). При этом оплате подлежат все календарные дни учебных отпусков, включая праздничные ( Положения, утвержденного , ).

Отпускные сотруднику, уходящему в учебный отпуск, нужно выплатить за три дня до его начала. При этом на срок выплаты отпускных не влияет. Такой вывод следует из статьи 136 Трудового кодекса РФ.

Нина Ковязина

4. Ответ: Как установить режим неполного рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов (). В течение недели рабочее время нужно распределять так, чтобы его общая продолжительность не превышала этого ограничения. Наиболее распространенный вариант - восьмичасовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе (выходные -суббота, воскресенье).

Действующий в организации режим рабочего времени должен быть закреплен в и () договорах ().

Помимо нормальной продолжительности рабочего времени, трудовое законодательство предусматривает режим . Неполное рабочее время означает частичную занятость сотрудника либо в течение недели, либо в течение рабочего дня (смены). Например, не пять рабочих дней, а четыре или не восемь часов в день (за смену), а шесть.

Режим неполного рабочего времени следует отличать от . Последний устанавливается для отдельных категорий сотрудников и засчитывается как полная норма труда (). Если же речь идет о режиме неполной рабочей недели, все нерабочие дни в таком случае отражаются как выходные дни ().

На работу с неполным графиком организация может перевести любого сотрудника по его просьбе (заявлению) или по соглашению сторон трудового договора.

При этом в некоторых случаях установить сотруднику такой режим администрация обязана. Это нужно сделать по просьбе:

Беременной женщины;

Одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);

Сотрудника, который ухаживает за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Такой порядок предусмотрен Трудового кодекса РФ.

Кроме того, организация может вводить неполное рабочее время и .

Установление режима неполного рабочего времени по инициативе работодателя допускается ( - при его наличии в организации) в период проведения организационно-технических мероприятий, которые влекут за собой существенные изменения условий труда. Если подобные изменения могут привести к массовым увольнениям, администрация вправе установить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев. Такое ограничение предусмотрено статьи 74 Трудового кодекса РФ.

При этом сотрудников необходимо письменно уведомить о предстоящих изменениях за два месяца до их проведения (с обязательным ознакомлением под подпись) (). Согласие или несогласие сотрудника на работу в режиме неполного рабочего времени можно, например, прописать в самом .

Если сотрудник в указанных обстоятельствах откажется работать в режиме неполного рабочего времени, его можно уволить лишь в порядке, предусмотренном части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ () (). В таком случае ему нужно выплатить выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства ().

Режим неполного рабочего времени может быть предусмотрен в трудовом договоре либо установлен приказом руководителя. В последнем случае, если для сотрудника этот режим отличается от общего, действующего в организации, этот факт необходимо отразить в трудовом договоре (). Для этого заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении режима рабочего времени (). Кроме того, может потребоваться внести изменения во внутренние документы организации (например, в приложение к коллективному договору), если в них установлен список сотрудников, для которых действует режим неполного рабочего времени.

Сотрудник, которому установлено неполное рабочее время, трудится меньше, чем остальные. Его работу оплачивают пропорционально установленному времени (или в зависимости от выработки). При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не сокращается, порядок исчисления трудового стажа не меняется, другие права сотрудника не ограничиваются. Такой порядок установлен Трудового кодекса РФ.

Уведомление службы занятости

О введении в организации режима неполного рабочего времени нужно уведомить службу занятости. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней после принятия решения об этом. Такие требования установлены в пункта 2 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 и разъяснены в .

Унифицированной формы уведомления нет, поэтому составьте его в .

Отмену режима неполного рабочего времени ранее срока, на который он был установлен, нужно производить - при его наличии в организации ().

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

5. Ответ: Как организовать работу в режиме гибкого рабочего времени

Применение режима гибкого рабочего времени

Порядок применения режима гибкого рабочего времени приведен в , утвержденных . Нормы указанного постановления подлежат применению в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ ().

Режим гибкого рабочего времени вводится для достижения определенных целей, например, для:

Повышения дисциплины труда;

Эффективности работы сотрудника;

Обеспечения сочетания интересов сотрудника с интересами организации.

В непрерывных производствах;

В условиях трехсменной работы в прерывных производствах;

При двухсменной работе, если нет свободных рабочих мест на стыках смен;

При наличии другой специфики производства.

Установление режима гибкого рабочего времени в подразделении

Чтобы ввести такой режим для отдельных категорий сотрудников, например целому подразделению организации, пропишите применение режима гибкого рабочего времени в ( , ТК РФ).

Установите суммированный учет рабочего времени сотрудникам, работающим в режиме гибкого рабочего времени, если не может быть соблюдена предусмотренная для данной категории сотрудников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (). Порядок применения суммированного учета укажите в Правилах трудового распорядка ().

Установление режима гибкого рабочего времени отдельным сотрудникам

Вносить информацию о применении режима гибкого рабочего времени в Правила трудового распорядка не требуется, если режим устанавливают по соглашению с отдельным сотрудником, например:

Новому сотруднику при приеме его на работу;

Уже работающему сотруднику.

Так как применяемый к сотруднику режим гибкого рабочего времени будет отличаться от общеустановленного режима работы в организации, то:

Для нового сотрудника включите в трудовой договор условие о режиме гибкого рабочего времени;

Для уже работающего сотрудника составьте к его трудовому договору.

Такие правила установлены в и статьи 100 Трудового кодекса РФ.

Поделиться