Средневековый город

ОБЛИК ГОРОДСКИХ УЛИЦ

Мостовые в Париже появились в XII веке - каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. Эта мера была распространена затем к XIV в по королевскому приказу и на другие французские города. Но, например, в Аугсбурге мостовых не было почти до XV в., так же как и тротуаров. Водосточные канавы появились только в XIV-XV вв., и то лишь в крупных городах.

Мусор и нечистоты в городах обычно сбрасывали в реки или в близлежащие рвы. Только в XIV в. в Париже появились городские мусорщики.

Ф еодальный город мало похож на современный. Он, как правило, окружен стенами, которые ему были необходимы, чтобы защищаться от нападений врагов, чтобы давать убежище и сельскому населению в случае нашествий.

Жители города, как уже было сказано, имели свои огороды, свои поля, свои пастбища. Каждое утро по звуку рожка открывались все ворота города, через которые скот выгонялся на общинные пастбища, а вечером этот скот опять загонялся в город. В городах держали, главным образом, мелкий скот - коз, овец, свиней. Свиней из города не выгоняли, они в самом городе находили себе обильную пищу, так как весь мусор, все остатки пищи выбрасывались тут же, на улицу. В городе поэтому была невозможная грязь и вонь, - пройти по улицам средневекового города, не выпачкавшись в грязи, было невозможно. Во время дождей улицы города представляли собой болото, в котором застревали телеги и мог потонуть иногда всадник с конем. В бездождье же в городе невозможно было дышать из-за едкой и зловонной пыли. При подобных условиях повальные болезни в городах не переводились, и во время больших эпидемий, которые время от времени вспыхивали в средние века, больше всего страдали города. Смертность в городах была необычайно велика. Население городов убывало бы непрерывно, если бы оно не пополнялось новыми выходцами из деревень. ествия неприятеля. Население города несло сторожевую и гарнизонную службу. Все жители города - купцы и ремесленники-умели владеть оружием. Городские ополчения наносили нередко поражения рыцарям. Кольцо стен, за которым располагался город, не давало ему возможности разрастаться вширь.

Постепенно вокруг этих стен возникали предместья, которые в свою очередь тоже укреплялись. Город, таким образом, развивался в виде концентрических кругов. Средневековый город был мал и тесен. В средние века в городах жила лишь незначительная часть населения страны. В 1086 г. в Англии была произведена общая земельная перепись. Судя по этой переписи, во второй половине XI в. в Англии не более 5% всего населения жило в городах. Но и эти горожане еще не были вполне тем, что ми понимаем под городским населением. Часть их еще занималась сельским хозяйством и имела землю за городом. В конце XIV в. в Англии была произведена новая перепись для податных целей. Из нее видно, что уже примерно 12% населения в это время жило в городах. Если от этих относительных цифр перейти к вопросу об абсолютной численности городского населения, то мы увидим, что даже в XIV в. города с 20 тыс. населения считались большими. В среднем же в городах насчитывалось 4-5 тыс. жителей. Лондон, в котором в XIV в. насчитывалось 40 тыс. населения, считался очень большим городом. При этом, как мы уже сказали, большинству городов свойствен полуаграрный характер. Было много "городов" и чисто аграрного типа. В них имелись и ремесла, но преобладали сельские промыслы. Такие города отличались от деревень в основном лишь тем, что они были обнесены стенами и представляли некоторые особенности в управлении.

Так как стены мешали городам разрастаться вширь, то улицы суживались до последней степени, чтобы поместить возможно боль ше строе ний, дома нависали друг над другом, верхние этажи выдавались над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть не соприкасались друг с другом. У каждого дома имелось множество пристроек, галерей, балкончиков. Город был тесен и переполнен жителями, несмотря на незначительность городского населения. В городе обычно имелась площадь - единственное более или менее просторное место в городе. В базарные дни она заставлялась ларьками и крестьянскими возами со всякого рода товарами, привозимыми из окружающих деревень.
Иногда в городе было несколько площадей, из которых каждая имела свое специальное назначение: была площадь, на которой происходила хлебная торговля, на другой торговали сеном и т. д.


КУЛЬТУРА(ПРАЗДНИКИ И КАРНАВАЛЫ)

В числе определений, которые дают человеку ученые, - "человек разумный", "общественное существо", "человек трудящийся" - есть и такое: "человек играющий". "действительно, игра - неотъемлемый признак человека, и не одного лишь ребенка. люди средневековой эпохи так же любили игры и развлечения, как и люди во все времена.
Суровые условия жизни, тяжкий груд, систематическое недоедание сочетались с праздниками - народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.
С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, - народ упорно за них держался.
Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что "Христос никогда не смеялся", осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.
И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия. К концу средневековья в городах складывается карнавал - праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.
В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.
Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников и городских низов, с другой.
Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправиться с теми, кого они давно ненавидели.

БЫТ(САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА)

По причине скученности городского населения, множества нищих и прочего бесприютного и беспризорного люда, отсутствия больниц и какого-либо регулярного санитарного надзора средневековые города были постоянно рассадниками всяких эпидемий.
Для средневекового города характерно было весьма антисанитарное состояние. На узких улицах было достаточно душно. Они чаще всего были немощеными. Поэтому в жаркую и сухую погоду в городе было очень пыльно, в ненастную, наоборот, грязно, и по улицам тогда с трудом проезжали повозки и пробирались прохожие.
В населенных пунктах нет водостока для сбрасывания нечистот. Воду добывают из колодцев и непроточных источников, в которые часто попадает зараза. Дезинфицирующие средства пока неизвестны.
Из-за отсутствия санитарии роженицы часто не выживают после сложных родов, а многие младенцы умирают в первый же год жизни.
Для лечения простых заболеваний, пользуются бабушкиными рецептами, основанными обычно на лекарственных травах.
В тяжелых случаях заболевшие решаются на кровопускание, которое делает цирюльник, или покупают снадобья у аптекаря. Бедняки идут за помощью в больницу, но теснота, неудобства, грязь почти не оставляют тяжелобольным шансов выжить.

НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДОВ

Основное население средневековых городов составляли ремесленники. Ими становились крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались отличной зависимости феодалу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным». Лишь в дальнейшем в городах появились купцы. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу.

Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В Италии цехи возникли уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Кроме того, цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны.

Почти во всех городах средневековой Европы в XIII-XV веках происходила борьба между ремесленными цехами и узкой, замкнутой группой городских богачей (патрициатом). Результаты этой борьбы были различными. В одних городах, в первую очередь таких, где ремесло преобладало над торговлей, победили цеха (Кёльн,Аугсбург, Флоренция). В других городах, где ведущую роль играли купцы, ремесленные цехи потерпели поражение (Гамбург, Любек, Росток).

Во многих старых городах Западной Европы еще с римской эпохи существовали еврейские общины. Евреи жили в специальных кварталах (гетто), более или менее четко отделенных от остального города. На них обычно распространялся ряд ограничений.

БОРЬБА ГОРОДОВ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Средневековые города возникали всегда на земле феодала, который был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Но стремление феодалов получить как можно больше доходов от города неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной денежной суммы. В Италии города добились большой самостоятельности уже в XI-XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные окрестные области и стали городами-государствами (Венеция, Генуя, Пиза,Флоренция, Милан и др.)

В Священной Римской империи существовали так называемые имперские города, которые фактически являлись независимыми городскими республиками начиная с XII века. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие. Символом свободы городов Священной Римской империи была статуя Роланда.

Иногда большие города, особенно расположенные на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления. Однако такие органы действовали совместно с представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лоррис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии - Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но некоторые города, особенно мелкие, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, и право взимать налоги. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Обязанности городов-коммун по отношению к своему феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной суммы и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

Муниципальное управление городских коммун Италии состояло из трёх основных элементов: власти народного собрания, власти совета и власти консулов (позже – подеста).

Гражданскими правами в городах Северной Италии пользовались взрослые мужчины-домовладельцы, обладающие собственностью, подлежащей налогообложению. По данным историка Лауро Мартинеса, лишь от 2% до 12% жителей североитальянских коммун обладало избирательным правом. По другим оценкам, например, приведённым в книге Роберта Патнэма «Демократия в действии», во Флоренции гражданскими правами располагала 20% населения города.

Народное собрание (“concio publica”, “parlamentum”) собиралось в наиболее важных случаях, например, для избрания консулов. Консулы избирались на год и были подотчетны собранию. Все граждане делились на избирательные округа (“contrada”). Они с помощью жребия избирали членов Большого Совета (до нескольких сотен человек) . Обычно срок полномочий членов Совета ограничивался также одним годом. Совет называли “credentia”, потому что его члены (“sapientes” или “prudentes” – мудрые) первоначально давали присягу доверять консулам. Во многих городах консулы не могли принимать важных решений без согласия Совета.

После попытки подчинения своей власти Милана (1158 г.) и некоторых других городов Ломбардии, император Фридрих Барбаросса ввел в городах новую должность подеста-градоначальника. Будучи представителем императорской власти (независимо от того назначался он или утверждался монархом), подеста получил власть, ранее принадлежавшую консулам. Обычно он был из другого города, чтобы местные интересы не оказывали на него влияние. В марте 1167 г. возник союз ломбардских городов против императора, известный под названием Ломбардской лиги. В результате политический контроль императора над итальянскими городами был фактически ликвидирован и подеста стали теперь избираться горожанами.

Обычно для избрания подеста создавалась специальная электоральная коллегией, сформированная из членов Большого Совета. Она должна была предложить кандидатуры трёх человек, которые достойны управлять Советом и городом. Окончательное решение по этому вопросу принималось членами Совета, которые выбирали подеста сроком на один год. После завершения срока полномочий подеста он не мог в течение трёх лет претендовать на место в Совете.

Поделиться