Дорога в Японию: Россия предложила соединить Сахалин и Хоккайдо транспортным переходом. Лаперузов пролив. Пролив Лаперуза где находится? От хоккайдо до южной части сахалина

Сахалин - это вытянутый остров, расположенный в Тихом океане. На российском Дальнем Востоке (между 45 ° 50 ‘и 54 ° 24’ северной широты). Вместе с Курильскими островами, образует область Сахалин, столицей которого является Южно-Сахалинск.

Остров имеет протяженность с севера на юг 948 км, со средней шириной в несколько десятков километров. Площадь острова составляет 76400 квадратных километров, что делает его 23 по величине остром в мире.

Остров Сахалин находится в нескольких минутах ходьбы от азиатского континента, от которого он отделен Татарским проливом, в северной части расстояние до континента сужается примерно до 7 км. На юге проливом Лаперуза отделяется от японского Хоккайдо. Северная точка острова - мыс Елизаветы, и мыс Крильон является самой южной точкой.

Территория острова в основном гористая, за исключением северной части, где начинаются северные низменности. Центральные и южные горы главным образом удлинены в меридиональном направлении, крупнейшими из которых являются Западная цепь. В Восточной цепи гора Лопатина (1609 м) является самой высокой точкой острова. На острове нет крупных рек.

Климат

На острове Сахалин достаточно низкие температура, для его широты, это обуславливается холодными морскими течениями, которые несут холод на берега Сахалина, наиболее подверженными холоду являются западные берега Сахалина.

На острове очень холодные зимы, в январе температура колеблется между -18 ° C и -25 ° C на севере и между -6 ° C и -12 ° C на юге. Повышение температуры происходит очень медленно, из-за близости холодных морей, поэтому весна наступает поздно, примерно на три недели позже, чем на материке. Самый жаркий месяц в году, как правило, август, когда средняя температура находится между 11 ° C и 16 ° C на севере и между 16 ° C и 20 ° C на юге.

Население

В начале ХХ века, около 32 000 русских (из которых 22 150 были депортированы) жили на острове вместе с несколькими тысячами туземцами. В настоящее время, Сахалин имеет 673000 жителей, из которых 83% составляют русские. 400000 японцев, которые жили в южной части острова были вынуждены укрыться в Японии после Второй мировой войны. В столице Южно-Сахалинск, который имеет почти 200 000 жителей, живет незначительное количество корейцев, которых привезли сюда во время Второй мировой войны на работу в угольных шахтах.

Научно-популярный фильм о природе о. Сахалин, экологии и жизни коренных народов

Даже после крымского проекта мост на Сахалин удивляет: он будет строиться посреди «ничего», говорит федеральный чиновник. Помимо перехода в районе пролива Невельского, длина которого составляет всего 7 км (самый узкий перешеек в Татарском проливе), необходимо построить подъездные пути к Комсомольску-на-Амуре и станции Ныш на Сахалине, пояснил ТАСС министр транспорта Максим Соколов: всего 500 км железной дороги.

Соколов оценивал строительство моста с подъездными путями в 500 млрд руб. в ценах 2013 г. Это примерно 615 млрд руб. в ценах II квартала 2017 г., подсчитал партнер PwC Дмитрий Ковалев. Изначально сумма была ниже: в июне Путин оценил стоимость строительства «ниже, чем Керченского моста, это около 286 млрд», оговорившись, что оценки предварительные и не включают подъездные пути. Стоимость Керченского моста – 223 млрд, но с расходами на безопасность, выкуп земли и подъезды к мосту – свыше 300 млрд.

Представитель Росавтодора категоричен: Путин ранее (получить комментарий его пресс-секретаря вчера не удалось) имел в виду железнодорожный мост, а не автомобильный. «Мы корректируем ТЭО (технико-экономическое обоснование), оно готово», – сообщил ТАСС первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Корректировка завершится в декабре, говорит человек, близкий к РЖД. Представители Минтранса и РЖД от дополнительных комментариев отказались.

Стоимость строительства моста и 500 км двухколейной железной дороги – до 500 млрд руб., оценивает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Учитывая непростые условия – сложный климат, высокая сейсмическая активность, слабое развитие инфраструктуры или ее отсутствие, – сумма вполне адекватна, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов, возможно, потребуется создать консорциум.

Керченский мост, с которым Путин сравнил мост на Сахалин, структурирован как госзаказ, единственный исполнитель – «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. За мост на Сахалин мог бы взяться и «Стройгазмонтаж» – ему нужно будет занять мощности, которые освободятся по завершении Керченского моста, рассуждал в июне консультант инфраструктурных проектов. Говорить об участии «Стройгазмонтажа» в строительстве моста на Сахалин до появления проекта преждевременно, утверждает его представитель, кроме того, компания сосредоточена на строительстве Керченского моста, это приоритетный проект.

Железная дорога окупится только при условии комплексного проекта до Хоккайдо, отмечает Блинкин. Коридор будет иметь особое значение, только если будет построен переход на Хоккайдо, признает и Соколов, это будет стройка следующего десятилетия.

В Крыму проживает 2,5 млн человек, а на Сахалине – 500 000, и такой потребности в мобильности людей и грузов нет – он дорогой, бессмысленный, в малонаселенном регионе, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов, на эти деньги можно соединить между собой, минуя Москву, многие областные центры, улучшив экономическое взаимодействие регионов. Сумма в 500 млрд руб. существенно больше многих статей расходов федерального бюджета в 2017 г., в том числе на здравоохранение, сопоставима с расходами на образование. Экономического смысла в строительстве моста нет, согласна директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Японский бизнес традиционно использует танкерные перевозки, рассуждает она, тем более не нужен мост просто на Сахалин, куда полезнее развивать паромное сообщение с островом и дороги на севере Сахалина. Это прежде всего политический проект – связать Сахалин с материком, заключает она.

Россия предложила Японии всерьёз рассмотреть возможность строительства автомобильно-железнодорожного перехода, который соединил бы Сахалин и Хоккайдо. С инициативой выступил первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов.

По его мнению, проект будет выгоден обеим странам: Россия получит возможность эффективнее использовать свою железнодорожную инфраструктуру, а Япония «станет континентальной державой».

«Мы серьёзно предлагаем японским партнёрам рассмотреть возможность строительства смешанного перехода — автомобильно-железнодорожного — от Хоккайдо до южной части Сахалина. Мы близки к тому, чтобы начать свою часть работы по доведению до тихоокеанского побережья железной дороги и построения этого сложного перехода от материка до Сахалина. В таком случае это даст дополнительную возможность использовать нашу железнодорожную инфраструктуру, а Япония при этом станет континентальной державой», — заявил Шувалов.

Чиновник также выразил уверенность, что этот проект не потребует вложения значительных средств, если использовать при его реализации новые технологии.

Министры обсудят

Готовность обсудить потенциальный проект с японскими коллегами уже выразил глава Минтраса России Максим Соколов. Он отметил, что переговоры могут пройти уже в нынешнем году.

«Я планирую уже в этом году провести с моим визави, министром земли и инфраструктуры Японии (Коиши Йошидой. — RT ), соответствующие переговоры на эту тему», — цитирует ТАСС Соколова.

При этом министр заявил, что на данный момент нет даже предварительных оценок инвестиций, которые потребуются для реализации проекта. «Для этого необходимо в первую очередь достижение договорённости с японскими партнёрами. Это будет проектом обеих стран», — сказал глава Минтранса.

Реализован же этот проект может быть уже в первой половине 2020-х годов.

С материка на Сахалин

Кроме того, на данный момент в России обсуждается ещё один проект — строительство моста с материковой части России на Сахалин. На его реализацию может потребоваться порядка 500 млрд рублей.

«Общий объём в соответствии с предварительным технико-экономическим обоснованием (а сейчас дополнительно идёт научно-исследовательская работа) будет составлять порядка 500 млрд рублей в ценах базового 2013 года», — заявил Максим Соколов ТАСС.

Он также добавил, что «в рамках следующего бюджетного цикла разработки федеральной целевой программы и госпрограммы развития транспортной системы на следующее десятилетие» закладываться будут как бюджетные, так и внебюджетные источники финансирования.

Дороговизну проекта министр объяснил тем, что планируется не только возвести мост, но также построить подъездные пути от Комсомольска-на-Амуре и до станции на территории Сахалина.

«От самого перехода в районе пролива Невельского — это самый короткий перешеек между материком и островом Сахалин в рамках всего Татарского пролива, длина его всего 7 км — необходимо построить подъездные пути от Комсомольска-на-Амуре и до станции на территории Сахалина. Длина этих подъездных путей — свыше 500 км», — рассказал Соколов.

Соединяя два острова

О возможности появления транспортного перехода между Сахалином и Хоккайдо ранее заявлял первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. В частности, он отмечал, что РЖД и Министерство инфраструктуры и транспорта Японии уже создали рабочую группу для обсуждения этого вопроса.

При этом важным условием реализации проекта Мишарин называл первоначальное строительство перехода между Сахалином и материком.

«Эта тема звучит много лет, но за этот период РЖД совместно с Министерством транспорта провели работу по обоснованию инвестиций и подготовке технических решений для сухопутного перехода с материка на остров Сахалин — это важное и непременное условие реализации этого проекта», — рассказал первый вице-президент РЖД ТАСС.

Перспективным сухопутное сообщение между Россией и Японией ранее называл и замминистра транспорта России Алексей Цыденов. В тот момент прорабатывались два варианта — тоннель и мост.

В настоящий момент российский остров Сахалин и японский Хоккайдо, имеющие железнодорожную сеть, разъединяет пролив Лаперуза. Длина пролива составляет 94 км, ширина в самой узкой части — 43 км.

Эксперты сходятся во мнении, что на реализацию сухопутного перехода может уйти до 1 трлн рублей. В целом же с учётом проектно-изыскательских работ реализация проекта может занять от 3 до 5 лет.

Отметим, что пока самым протяжённым мостом в России считается Крымский мост. Его длина по завершении строительства составит 19 км. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по 5-километровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег.

Лаперузов пролив находится в Тихом океане, разделяет два крупнейших острова. Он всегда имел и политическое значение, так как здесь расположилась граница двух государств: России и Японии. Открыт знаменитым мореплавателем, воспетый в песне «С далекого пролива Лаперуза», он до сих пор представляет большую опасность для кораблей.

Географическое положение

Географическое положение пролива делает его достаточно значимым для политики и экономики. Пролив Лаперуза разделяет два огромных по площади острова: Сахалин и Хоккайдо. Первый из них принадлежит России, а второй - Японии. На севере воды пролива Лаперуза глубоко проникают в залив Анива в южной части Сахалина. А на юге они заполняют бухту Соя.

Пролив Лаперуза относится к Тихому океану, он находится на границе Японского и Охотского морей. Вся длина пролива составляет 94 километра. Ширина в самом узком участке между островами равна 43 километрам. Этот отрезок расположился между мысом Крильон на Сахалине и мысом Соя у Хоккайдо (крайняя точка острова и всей Японии).

Самая большая глубина в проливе - 118 метров. Дно в этом морском участке имеет большую амплитуду колебания глубин, от мелководных рифов до впадин. Берега, которые омывает пролив Лаперуза, где находятся горы, покрыты лесом с произрастающим бамбуком. Только некоторые участки в и бухте Соя плавно спускаются к морю, образуя песчаные пляжи. Самые крупные населенные пункты: Вакканай (Япония), Корсаков (Россия).

Климат

Погодные условия там, где находится пролив Лаперуза, можно назвать суровыми и некомфортными. Здесь часты сильные ветра и туманы, снижающие видимость и очень затрудняющие судоходство. Через пролив Лаперуза проходит около ста циклонов в год. В конце лета здесь могут быть и тайфуны, скорость которых становится более 40 метров в секунду. Льют без перерыва очень сильные дожди.

Климат в проливе умеренный муссонный. Средний показатель температуры в январе -5, в июле +17 градусов. Зимой пролив замерзает и покрывается коркой льда.

Судоходство

В этом участке морского пространства находятся важные пути сообщения. Что соединяет Лаперуза пролив, можно увидеть на карте. Порты, которые расположены на берегах Охотского моря, связываются через него с Японским и Беринговым морем, а также со всем Тихим океаном.

Лаперузов пролив очень опасен для судов из-за природных факторов. Особенно затруднено судоходство с декабря по апрель. Большое количество льда поступает из морское пространство забивается. Здесь часты туманы, дожди и снегопады, хотя они и непродолжительны из-за сильного ветра. Рифы, которые встречаются здесь, тоже представляют большую опасность. Берега пролива имеют очень мало бухт, где суда могут укрыться от шторма. От капитанов кораблей для прохождения этого участка требуется большой опыт и умение.

Происхождение названия и история

Название свое пролив обрел благодаря мореплавателю и офицеру флота Жану Франсуа де Гало Лаперузу. Открыт он был в 1787 году во время кругосветного плавания знаменитого исследователя. Сахалин уже в то время принадлежал России. После прохождения через Лаперузов пролив экспедиция двинулась к берегам Камчатки и там отправила одного участника путешествия, который должен был пройти через Сибирь и донести о результатах кругосветного плавания.

Экспедиция Лаперуза

В 1785 году экспедиция вышла из французского порта Бреста на двух фрегатах с названиями «Астролябия» и «Буссоль». Так началось кругосветное плавание под командованием офицера флота, самому Лаперузу было в это время 44 года.

Первоначальная цель путешествия была исследовать новые земли для возможной их колонизации. Франция стремилась таким образом догнать Британскую империю, которая считалась великой морской державой. В качестве подарков для коренного населения было приготовлено большое количество зеркал, стеклянных бус и металлических игл. Планировалось совершить кругосветное плавание, для этого нужно было пройти через Атлантику, обогнуть мыс Горн и исследовать Великое

Такое название имел раньше Тихий океан, который был открыт еще за 300 лет до этого события испанскими конкистадорами, теперь европейцы намеревались детально его изучить.

Через 2 года после отбытия из Франции Лаперуз и его команда достигли пролива. Но перед этим экспедиция успела исследовать берега Чили, Гавайских островов, Аляски, Калифорнии. Далее они смогли резко пересечь весь Тихий океан и оказаться в устье Жемчужной реки Китая, затем пополнить запасы на Филиппинах.

В августе 1787 года французы подошли к берегу Сахалина. Так и был открыт новый пролив и его окрестности. Далее экспедиция двинулась на север и исследовала берега Камчатки. Затем они опять вернулись в южные широты к берегам Австралии и Новой Каледонии. С самых тех пор экспедиция пропала, хотя Лаперуз планировал вернуться уже в 1789 году на свою родину. Только спустя некоторый промежуток времени выяснилось, что они потерпели крушение на рифах у острова Ваникоро.

Мыс Крильон

Это самая южная точка Сахалина, которую омывает пролив Лаперуза, является оконечностью полуострова Крильон. Он обрывистый и высокий, вокруг него находятся рифы, опасные для прохождения судов. Название свое мыс получил в честь Луи Бальбес де Крильона, который принимал участие в экспедиции Лаперуза. Здесь, на полуострове, находится маяк и российская воинская часть, также сохранилась с давних времен сигнальная пушка.

Долгое время полуостров был под японским влиянием из-за близости к берегам этой страны. И только в 1875 году, когда весь Сахалин стал российским, полуостров Крильон тоже начал принадлежать нашей стране.

Но почти через 30 лет началась русско-японская война, в ходе которой у нашей страны в очередной раз забрали половину Сахалина. Но Япония здесь господствовала приблизительно 40 лет, и потом полуостров был вновь отвоеван и опять стал российским.

Результат и следы всех этих событий можно наблюдать на полуострове Крильон. И русские, и японцы оставили за собой многочисленные окопы, заросшие теперь бамбуком. Батареи танков стоят на возвышенностях, прикрывая удобные бухты, где мог бы высадиться неприятель. Судоходство у побережья и в окрестностях, как уже было сказано, затруднено из-за очень частых туманов и сильных течений. Необходимость маяка была бесспорна, поэтому здесь в 1883 году на самом высоком месте появился первый маяк из дерева.

В 1894 году для строительства нового подобного сооружения использовали красный японский кирпич. В настоящее время этот маяк - одна из главных достопримечательностей на мысе Крильон. В 1893 году здесь была построена метеостанция, с тех пор здесь ведутся наблюдения за погодой.

Камень Опасности

Это скала, которая расположена недалеко (в 14 километрах) от мыса Крильон. Находится она в Охотском море, юго-восточнее крайней точки Сахалина. Это груда камней, на которой нет никакой растительности. Скала имеет в плане вытянутую форму, длина ее 150 метров, ширина - 50. Камень Опасности был открыт еще экспедицией Лаперуза, и этот мореплаватель первым ее охарактеризовал. Скала всегда являлась существенным препятствием для прохождения судов по проливу, так как вокруг него находятся рифы, создающие опасность. Водоросли, которые растут в этих местах, так густы и крепки, что наматываясь на винты кораблей, становились причиной многочисленных аварий. Одно время матросы на кораблях чутко прислушивались к морю. Выделяя из общего шума рев сивучей, определяли, что поблизости находился Камень Опасности. Так называются крупные ушастые тюлени, устраивающие свои лежбища на скалах у берегов Сахалина. Особенно полюбили они и Камень опасности.

Порт Корсаков

Находится в юго-восточной части бухты Лососей. Этот порт является крупнейшим на острове Сахалин. Состоит из внешней и внутренней гавани. Строить его начали японцы в 1907 году. После окончания Великой Отечественной войны, когда часть Сахалина была отвоевана, порт Корсаков стал принадлежать Советскому союзу. Он являлся связующим звеном между материком и Сахалином.

Факты о проливе Лаперуза

При хорошей видимости с можно рассмотреть берег мыса Крильон (Сахалин).

В Японии этот пролив в настоящее время называется Соя.

Когда Лаперузов пролив был открыт французским мореплавателем, в ходе экспедиции был сделан вывод, что Сахалин является полуостровом, частью Евразии.

В экспедицию Лаперуза хотели попасть многие, шла ожесточенная борьба, среди претендентов был Наполеон Бонапарт с Если бы его взяли, судьба у Франции сложилась бы иначе, ведь всего через несколько лет состоится взятие Бастилии и революция. А затем Наполеон провозгласит себя императором и начнет войны, которые потрясут весь мир.

Поделиться