Что такое анапест в литературе? Пример анапеста. Значение слова анапест в словаре литературоведческих терминов Что такое анапест



Анапест

Анапест

АНАПЕСТ - в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU-» В силлабо-тоническом стихосложении - стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Ана́пест

(греч. anapaistos – отражённый назад), 1) тип стопы в силлабометрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний – долгий, остальные – короткие.
2) Тип силлаботонического метра . В стопах этого метра – по три слога, последний из которых – ударный. Русские образы анапеста – «На заре ты её не буди…» А. А. Фета и «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова.

На заре ты её не буди,


На заре она сладко так спит;


Утро дышит у ней на груди,


Ярко пышет на ямках ланит.


(А. А. Фет, «На заре…»)

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Анапест

АНАПЕСТ - трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является первый слог. В связи с положением удара, дающим анапесту напряжение и стремительность, анапест является стопой восходящей (так вообще именуются стопы, в которых неударные слоги предшествуют ударным). Несмотря на резкое отличие свое от дактиля, анапест, правда, в очень редких случаях, может заменять последний, как, например, в лермонтовском стихе, отмеченном Валерием Брюсовым: «Окружи счастием счастья достойную». В первой стопе этой Лермонтовской четырехстопной дактилической строчки дактиль заменен анапестом («окружи», т. е. ударение на последнем слоге, а не на первом, так, например, в последующем слове «счастием»).

Я. З. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Анапест" в других словарях:

    - (греч. anapaistos, от ana опять, и paiein бить). Трехсложный размер стиха, состоящий из двух кратких и последнего долгого слога, напр.: Не ропщи, | человек, Что не до|лог твой век. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Анапест - АНАПЕСТ трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является… … Словарь литературных терминов

    анапест - и устарелое анапест … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от греч. anapaistos обратный дактилю букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами, с сильным местом на 3 м слоге (схема И И); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (ТАм, в ночнОй завывАющей стУже,… … Большой Энциклопедический словарь

    АНАПЕСТ, анапеста, муж. (греч. anapaistos) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: «Бедняки | ему пес|ню поют.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АНАПЕСТ, а, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. | прил. анапестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: анапестанапест матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля

В прошлом, во времена Серебряного века литературы, соблюдение размера было исключительной необходимостью. Сейчас в среде есть тенденция пренебрегать размером ради уникальности образа, многие намеренно заменяют в своих произведениях гармонию на диссонанс звуков для обличения негативных моментов реальности. Однако есть и современные любители стихов с чистым метром.

Остановимся на таком размере, как анапест. Пример анапеста найдем у таких поэтов, как Александр Блок, Афанасий Фет, Александр Твардовский, Александр Пушкин, Иван Бунин и другие.

Этимология слова "анапест"

Попытаемся узнать, что такое анапест в литературе. И примеры знаменитых поэтов будут в этом деле учебным материалом. Значение слова близко удастся рассмотреть, когда приходит понимание его истоков. Само слова "анапест" произошло от греческого и означает "обратный". То есть в этом случае имеется в виду противоположность анапеста дактилю. Трехсложный дактиль отличается ударением на 1 слог соответственно, его ритмика имеет интонацию «падения». Эта интонация прекрасно слышится в стихах, и даже для людей, не занимающихся анализом стихотворных строф, различение дактиля и анапеста не станет сложным заданием. Между ритмикой падающего и растущего слога есть середина — третий размер трехсложного «мира» в поэзии — амфибрахий, в котором ударение падает, как уже понятно многим, на 2 слог.

Трехсложный стихотворный размер анапест. В чем особенность?

Ударением пользуются, чтобы усилить логическое построение, указать основные понятия стихотворного сообщения. А также сохранить «мелодию» сказанного. Значение его в литературе неизмеримо. Анапест как размер обладает незабываемым ритмом. Трехсложный стихотворный размер может иметь до 5 слогов в строфе, как писал А. Фет. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии. Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам. Анапест — это трехсложный красивый размер, с нарастающей ритмикой слога. Чтобы его увидеть и ощутить слог, обязательно приведем пример анапеста.

Как определить размер?

Для определения размера стихотворение нужно обязательно написать на черновике, соблюдая строфы. Затем прочитать вслух, определяя ударные слоги голосом. Если ударение повторяется через 2 слога — это двухсложный размер, а когда через 3, то трехсложный.

Если не удается сперва понять размер точно, постарайтесь понять: это двухсложный или трехсложный стихотворный размер. Не отчаивайтесь сразу. Стоит сказать, что не все современные поэты знают абсолютно все стихотворные размеры, которых насчитывается, конечно, больше 5.

Примеры в стихах знаменитых поэтов

В моду анапест среди поэтов вошел в XX веке. Очень интересно узнать, как же использовали анапест в своих стихах признанные гении бесконечно молодых, хоть и старых исторических эпох. Для этого приведем пример анапеста в стихотворении мастера своего времени — Александра Блока.


Принимаю тебя, неудача,
И, удача, тебе мой привет. (А.Блок)

Ударения располагаются вот как: --/--/---/--/-

Александр Блок часто пользовался этим размером. Его стих захватывает душу и читается мелодично, хоть и напомним, что анапестом писать сложно. Вот еще один маленький пример анапеста в знаменитом стихотворении:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

Стихотворение написал Иван Бунин, и здесь также использован анапест.

Размеры в стихах А.С. Пушкина

Лучезарный поэт — А.С. Пушкин - не слишком жаловал анапест. Примеры стихов Пушкина, конечно, есть, и мы их приведем. Но в основном он использовал и экспериментировал с хореем. В то время анапест был в новинку, и только когда поэт в более позднем возрасте уже пытался разнообразить метрику и звучность стиха, стал иногда использовать трехсложный стихотворный размер.

Мы можем найти анапест в поэме «Цыгане». В этом произведении с помощью анапеста написан монолог героини Земфиры:

Ненавижу тебя,

Презираю тебя;

Я другого люблю,

Умираю любя.

Еще позже он написал в анапесте произведение «Будрыс и его сыновья», которое изучают в школах.

Только в зрелом возрасте поэт свободно писал всеми классическими размерами, и все его произведения отражают личный стиль. Причем это уже была отшлифованная долгим трудом стилистика, где свободно уживались все стихотворные размеры. Именно поэтому Пушкин и стал гением всех времен.

Как найти свой стихотворный размер?

Каждый в душе поэт, кто имеет чувства. Необязательно равняться на великих, когда пишешь для себя, лишь с целью выразить эмоции. Литературные произведения не пишутся под линейку, так как это живой и многоликий организм. Если у человека достаточно воображения и он знает почему не попробовать найти свой стиль в поэзии? Пример анапеста вы уже видели, а помня, что иные отличаются только ударением, то легко проанализировать и иные размеры.

Сначала будет полезно прочитать пару сборников приятных вам поэтов и попытаться проанализировать, каким они пишут стихотворным размером. Это только для развития техники, никого не нужно копировать. Важно сохранять свою индивидуальность, как вот этот юноша:

Можно экспериментировать с различными размерами, пробовать выражать свою мысль нестандартно. Но всё-таки основы стихосложения нужно знать. Когда соблюдена ритмика, тогда стихотворение будет приятно читать. Оно не «режет уши» окружающим, а, наоборот, лелеет нежный слух.

Любое стихотворное произведение можно отличить по размеру, которым оно написано. Дактиль, примеры которого приведены в этой статье, - это только один из них. Также существуют амфибрахий, анапест, хорей и ямб. Стоит отметить, что это только основные стихотворные размеры, в действительности их еще больше, некоторые из них на данный момент уже устарели. Отдельные поэты в своих произведениях придерживаются только одного заранее выбранного стихотворного размера, это может быть дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры вы найдете в этой статье. Другие пользуются различными техниками и стилями при написании своих стихов.

Стихотворные размеры

Примеры дактиля позволят вам наглядно представить себе, что это за стихотворный размер. В русском стихосложении чаще всего варьируется длина строчки поэтического произведения. Таким образом, каждый стихотворный размер подразделяется на несколько составляющих. Так, ямб может быть, к примеру, одностопным, двустопным или трехстопным.

Отличительной характеристикой практически любого стихотворного размера является присутствие или отсутствие цезуры (это ритмическая пауза) и каталектики (урезание и сокращение стопы).

Какими бывают стихотворные размеры?

Все стихотворные размеры, которые широко используются в русском стихосложении, можно условно разделить всего на три группы.

К первой относятся односложные размеры. Классический пример такого размера - брахиколон. Это однодольный размер, когда в каждой стопе содержится слово, состоящее строго из одного слога. При этом в одной строке произведения может быть несколько стоп, это вполне допускается правилами стихосложения.

Ко второй группе относятся двусложные размеры. Это, пожалуй, самые распространенные размеры в русской поэзии, к которым относятся ямб и хорей. О них мы еще поговорим более подробно.

В стихотворениях, написанных хореем, ударение всегда падает на первый слог в стопе. В произведениях, созданных при помощи ямба, ударение в обязательном порядке падает на последний слог в стопе.

И наконец третья группа называется логаэд. Его принципиальное отличие состоит в том, что если все приведенные ранее примеры стихотворных размеров основывались на последовательности любого количества стоп одного типа, то логаэд - это размер, при котором в одной строке могут чередоваться сразу несколько стоп.

Ямб

Примеры ямба, хорея, дактиля помогут вам без труда отличать один стихотворный размер от другого. В русском стихосложении ямбом называют стихотворный размер, при котором безударный слог постоянно чередуется с ударным.

Установить точную этимологию этого термина не представляется возможным до сих пор. Известно только, что так называемые ямбические песнопения были хорошо известны еще во время древних праздников в честь богини плодородия Деметры. Именно поэтому многие сейчас связывают рождение этого термина с именем служанки царя Келея, которую звали Ямба. Если вспомнить миф, только ей удалось развеселить Деметру, которая оставалась безутешной на протяжении длительного времени из-за того, что не могла найти свою дочь Персефону. Примечательно, что сделать это Ямбе удалось при помощи непристойных стихов.

По другой версии, имя Ямба является отголоском древнего слова, имеющего жаргонное значение. Получается, что так или иначе термин уходит своими корнями в ненормативную лексику. Правда, существует еще одна версия, по которой слово произошло от созвучного музыкального инструмента, который сопровождал исполнение ямбических песен.

Примеры использования ямба

Ямб хорошо известен еще со времен античной поэзии. Основное отличие ямба от других стихотворных размеров - его легкость, похожесть на обычную речь. Поэтому его чаще всего использовали поэты, которые писали драматические или лирические произведения. Например, трагикомедии или басни. А вот для эпических жанров ямб не подходил.

Ямб активно использовался и используется в русской поэзии. Например, его часто применял Александр Пушкин. Ямбом написано начало его знаменитого "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил..."). Это, кстати, пример четырехстопного ямба.

В русской поэзии четырехстопный ямб использовался в эпосе и лирике, пятистопный применялся в лирике и драмах XIX-XX веков, а шестистопный - в драмах и поэмах XVIII века. Выделяют также вольноразностопный ямб, который любили автора басен XVIII-XIX веков и комедий XIX века.

Хорей

Примеры дактиля и хорея помогут вам отличать один стихотворный размер от другого. Так, хорей - это двусложный стихотворный размер. В этом случае стопа содержит сначала долгий, а затем краткий слог, ударный слог, за которым следует безударный. Как и ямб, широко применяется в русском стихосложении.

Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.

Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение "Зимний вечер", которое начинается строчкой "Буря мглою небо кроет...".

Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...". Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.

Дактиль

Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.

Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.

Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова - "Тучки небесные, вечные странники...". Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза "Вырыта дактилем яма глубокая".

В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный - в XIX столетии.

Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.

Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.

Амфибрахий

Пять основных стихотворных размеров российской поэзии - это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.

Амфибрахий - это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог - ударный слог - безударный слог.

В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.

Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении "Мороз-воевода" есть такие строки: "Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои".

Анапест

Анапест - это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.

В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.

В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.

Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока - "О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта".

Гекзаметр

Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.

Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.

Гекзаметр использовал Гомер при написании "Иллиады" и "Одиссеи". Есть понятие и "современный гекзаметр", которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.

В прошлом, во времена Серебряного века литературы, соблюдение размера было исключительной необходимостью. Сейчас в среде современных поэтов есть тенденция пренебрегать размером ради уникальности образа, многие намеренно заменяют в своих произведениях гармонию на диссонанс звуков для обличения негативных моментов реальности. Однако есть и современные любители стихов с чистым метром.

Остановимся на таком размере, как анапест. Пример анапеста найдем у таких поэтов, как Александр Блок, Афанасий Фет, Александр Твардовский, Александр Пушкин, Иван Бунин и другие.

Этимология слова "анапест"

Попытаемся узнать, что такое анапест в литературе. И примеры знаменитых поэтов будут в этом деле учебным материалом. Значение слова близко удастся рассмотреть, когда приходит понимание его истоков. Само слова "анапест" произошло от греческого и означает "обратный". То есть в этом случае имеется в виду противоположность анапеста дактилю. Трехсложный дактиль отличается ударением на 1 слог соответственно, его ритмика имеет интонацию «падения». Эта интонация прекрасно слышится в стихах, и даже для людей, не занимающихся анализом стихотворных строф, различение дактиля и анапеста не станет сложным заданием. Между ритмикой падающего и растущего слога есть середина - третий размер трехсложного «мира» в поэзии - амфибрахий, в котором ударение падает, как уже понятно многим, на 2 слог.

Трехсложный стихотворный размер анапест. В чем особенность?

Ударением пользуются, чтобы усилить логическое построение, указать основные понятия стихотворного сообщения. А также сохранить «мелодию» сказанного. Значение его в литературе неизмеримо. Анапест как размер обладает незабываемым ритмом. Трехсложный стихотворный размер может иметь до 5 слогов в строфе, как писал А. Фет. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии. Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам. Анапест - это трехсложный красивый размер, с нарастающей ритмикой слога. Чтобы его увидеть и ощутить слог, обязательно приведем пример анапеста.

Как определить размер?

Для определения размера стихотворение нужно обязательно написать на черновике, соблюдая строфы. Затем прочитать вслух, определяя ударные слоги голосом. Если ударение повторяется через 2 слога - это двухсложный размер, а когда через 3, то трехсложный.

Если не удается сперва понять размер точно, постарайтесь понять: это двухсложный или трехсложный стихотворный размер. Не отчаивайтесь сразу. Стоит сказать, что не все современные поэты знают абсолютно все стихотворные размеры, которых насчитывается, конечно, больше 5.

Примеры в стихах знаменитых поэтов

В моду анапест среди поэтов вошел в XX веке. Очень интересно узнать, как же использовали анапест в своих стихах признанные гении бесконечно молодых, хоть и старых исторических эпох. Для этого приведем пример анапеста в стихотворении мастера своего времени - Александра Блока.

Принимаю тебя, неудача,
И, удача, тебе мой привет. (А.Блок)

Ударения располагаются вот как: --/--/---/--/-

Александр Блок часто пользовался этим размером. Его стих захватывает душу и читается мелодично, хоть и напомним, что анапестом писать сложно. Вот еще один маленький пример анапеста в знаменитом стихотворении:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

Стихотворение написал Иван Бунин, и здесь также использован анапест.

Размеры в стихах А.С. Пушкина

Лучезарный поэт - А.С. Пушкин - не слишком жаловал анапест. Примеры стихов Пушкина, конечно, есть, и мы их приведем. Но в основном он использовал шестистопный ямб и экспериментировал с хореем. В то время анапест был в новинку, и только когда поэт в более позднем возрасте уже пытался разнообразить метрику и звучность стиха, стал иногда использовать трехсложный стихотворный размер.

Мы можем найти анапест в поэме «Цыгане». В этом произведении с помощью анапеста написан монолог героини Земфиры:

Ненавижу тебя,

Презираю тебя;

Я другого люблю,

Умираю любя.

Еще позже он написал в анапесте произведение «Будрыс и его сыновья», которое изучают в школах.

Только в зрелом возрасте поэт свободно писал всеми классическими размерами, и все его произведения отражают личный стиль. Причем это уже была отшлифованная долгим трудом стилистика, где свободно уживались все стихотворные размеры. Именно поэтому Пушкин и стал гением всех времен.

Как найти свой стихотворный размер?

Каждый в душе поэт, кто имеет чувства. Необязательно равняться на великих, когда пишешь для себя, лишь с целью выразить эмоции. Литературные произведения не пишутся под линейку, так как это живой и многоликий организм. Если у человека достаточно воображения и он знает литературные приемы, почему не попробовать найти свой стиль в поэзии? Пример анапеста вы уже видели, а помня, что иные отличаются только ударением, то легко проанализировать и иные размеры.

Сначала будет полезно прочитать пару сборников приятных вам поэтов и попытаться проанализировать, каким они пишут стихотворным размером. Это только для развития техники, никого не нужно копировать. Важно сохранять свою индивидуальность, как вот этот юноша:

Можно экспериментировать с различными размерами, пробовать выражать свою мысль нестандартно. Но всё-таки основы стихосложения нужно знать. Когда соблюдена ритмика, тогда стихотворение будет приятно читать. Оно не «режет уши» окружающим, а, наоборот, лелеет нежный слух.

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы , но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мча тся ту чи, вью тся ту чи/ Невиди мкою луна /Освеща ет сне г лету чий/Му тно не бо, но чь му тна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мча тся ту чи, вью тся ту чи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невиди мкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«О свеща ет сне г лету чий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Му тно не бо, но чь му тна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U , так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1) Пронумеровать все слоги в строке.

2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3) Выписать подряд номера ударных слогов.

4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9 - хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. - ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. - дактиль
  • 2-5-8-11 - амфибрахий
  • 3-6-9-12 - анапест


Таблица «​ Двухсложные стихотворные размеры »

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Названия

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ |

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры »

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

Амфибрахий

Анапест

Определение

Первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге,
а первый и второй слоги – безударные.

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11 и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

В ра бстве спасё нное
Се рдце свобо дное -
Зо лото, зо лото
Се рдце наро дное!
(Н.А. Некрасов)

На се вере ди ком стои т одино ко
На го лой верши не сосна
И дре млет, кача ясь, и сне гом сыпу чим
Оде та, как ри зой, она .
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напе вах твои х сокрове нных
Рокова я о ги бели ве сть.
Есть прокля тье заве тов свяще нных,
Поруга ние сча стия е сть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:
Шве д, ру сский - колет, рубит, режет – здесь ударный «Шве д» соседствует с «ру сским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гро м пу шек, топот, ржанье, стон, -
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)
Классический пример - начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мо й дя дя са мых че стных пра вил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мо й» и «дя дя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

Поделиться