Граф шереметев николай петрович. Шереметьев николай петрович. Происхождение и служба

1797 г. Обочины Крестовской дороги, ведущей к Останкино, освещают горящие бочки с просмолённым горохом. Император Павел I едет в новую усадьбу своего друга, графа Николая Шереметева , чтобы насладиться пьесой «Браки Самнитян», где блистала Прасковья Жемчугова . Граф выбрал пьесу неслучайно. Один раз «Браки» уже принесли любимой Пашеньке благосклонность царствующей особы. Тогда спектакль посетила Екатерина Великая . Была поражена сопрано девятнадцатилетней Прасковьи и подарила ей бриллиантовый перстень с собственной руки. Но сейчас, 10 лет спустя, всё намного серьёзнее. Цена вопроса — не побрякушки, а жизнь. И даже две. Граф надеялся, что император проявит монаршую милость и разрешит ему венчаться.

Деревенская Золушка

Впервые они встретились, когда Прасковье было 8 лет. Разумеется, молодой граф не обратил внимания на крепостную девочку, которую взяли в усадьбу Кусково, чтобы позабавить её пением престарелую княгиню Марфу Долгорукую , состоявшую у Шереметевых в благородных приживалках. За какие именно заслуги маленькая Прасковья удостоилась попасть из ярославской избы, из семьи, где пьяный отец-кузнец чуть ли не ежедневно устраивал скандалы, сразу в роскошный дом — неизвестно. Скорее всего, из прихоти — так подбирают на улице щенков. Прасковья к 12 годам уже знала французский и итальянский, музицировала на клавикордах и знала правила тогдашнего этикета. Но по-прежнему оставалась крепостной. И после смерти благодетельницы, Марфы Долгорукой, судьба девочки оказалась бы незавидной, точь-в-точь как у тех щенков, которых, наигравшись, вышвыривают на улицу. Отдали бы замуж в деревню за крепостного мужика, который «учил» бы «барыню» вожжами или кулаками. Но…

В дело вмешался случай, который развернул судьбу Прасковьи в сторону классического варианта Золушки. Правда, появился не принц, а всего лишь граф, Шереметев-младший. Николай Петрович долго путешествовал по Европе, где интересовался театром и музыкой, — по слухам, встречался с Моцартом и даже оказал ему финансовую помощь. Вернувшись домой, решил взяться за театр отца всерьёз и вывести его на европейский уровень. И заменил «мужицкие» фамилии актёров типа Ковалёвой или Шлыковой на Изумрудовых , Яхонтовых и Жемчуговых . А основную ставку сделал на последнюю — большеглазую некрасивую девочку, которая своим голосом вызвала в душе матёрого театрала восторг.

Неизвестно, когда именно граф без памяти влюбился в свою актрису. Скорее всего, когда Прасковье было 15 или 16 лет. Именно тогда Николай признался в одном из писем: «Не женюсь ни на ком, кроме неё». Открыто заявить о таком намерении в «просвещённом галантном веке» — уму непостижимо. Наследник крупнейшего состояния (одних крепостных насчитывалось 200 тыс. душ), самый завидный жених Москвы, по которому сохли аристократические красотки, вдруг собирается жениться на девке-мужичке, лапотнице, деревенской дуре — фу, какой моветон! Родственники пытались объявить его сумасшедшим. Остальные прекратили с ним почти всякое общение. Привыкший блистать в обществе, граф в глазах своей ровни оказался персоной нон-грата. На нервной почве Николай переболел горячкой, но намерения своего не оставил.

Тайное венчание

Жизнь в Кусково стала невыносимой. Граф опасался, что Пашеньку могут отравить, — накал в московском обществе был весьма велик, а аффектированные аристократки могли пойти и на душегубство. Николай решил выстроить новую усадьбу, а в ней — театр, специально для Пашеньки. Император Павел I оценил талант Прасковьи, но разрешения на брак с простолюдинкой не дал. Тогда Николай, заплатив стряпчему баснословные деньги, поручил выправить Прасковье фальшивые документы — якобы она потомок польского шляхтича Якуба Ковалевского, взятого русскими в плен ещё в 1667 г.

От переживаний у Прасковьи открылся туберкулёз. Пашенька теряет голос — то единственное, за что граф некогда её и полюбил. Николаю ещё не поздно одуматься — бросить чахоточную безголосую девку и вернуться в привычный мир. Но Николай не предал свою любовь. Более того — подписал вольную не только Пашеньке, но и всей её семье Ковалёвых, а в придачу подарил 50 тыс. руб. (гигантская сумма: крепостной стоил 200 руб.). Подоспели и «шляхетские» документы. Но напряжённая жизнь подорвала силы графа. Он слёг и, находясь при смерти, молил Бога оставить ему жизнь хотя бы ради любимой. Они ещё не были венчаны, и Николай слишком хорошо представлял себе, что случится с Пашенькой после его смерти. Едва встав на ноги, решился. На царский трон к тому времени взошёл Александр I , и графу надлежало спросить разрешения на брак у нового императора. Но любовь сильнее верноподданических чувств. Николай, не дожидаясь царского вердикта, тайно венчался с Прасковьей в московском храме Симеона Столпника.

Смертельно больная, Прасковья всё-таки подарила любимому сына. Родив младенца, названного Дмитрием , она через три недели умерла. Всё это время женщина находилась в бреду. Ей чудилось, что венчание признано недействительным и сын попадёт в категорию незаконнорождённых. А их, как правило, отнимали у матери и отдавали в глухие деревни, обрекая на смерть. Граф находился у постели своей любимой до самого последнего момента, уверяя, что с сыном не случится ничего плохого. И слово сдержал. Пережив жену на 6 лет, Николай добился у императора признания Дмитрия законным наследником и передал ему фамильный девиз: «Бог сохраняет всё». Но единственную любовь своей жизни Николай Петрович Шереметев сумел сохранить сам.

рождение: 1680, Москва, Русское царство
титул: князь
профессия: 1702, Тобольск, Русское царство, Будучи стольником, определён в помощники к своему отцу Михаилу Яковлевичу, тобольскому воеводе, при котором служил 10 лет
брак : Аграфена Львовна Нарышкина (Черкасская) , Тобольск, Русское царство
профессия: 1712, Санкт-Петербург, Русское царство, После смерти отца вызван к царскому двору, где на первых порах состоял ближним стольником, унаследовал протяжённые землевладения
брак : Мария Юрьевна Трубецкая (Черкасская) , Санкт-Петербург, Русское царство
профессия: 24 январь 1714, Санкт-Петербург, Русское царство, Служит в Канцелярии городовых дел. Пётр I поручил набрать в Москве и других русских городах 458 человек ремесленников, нужных для вновь учреждённой столицы, и доставить 15 юношей не старше 20 лет, из лучших купеческих фамилий, которых Пётр желал послать за границу изучать коммерческие науки
профессия: 24 январь 1715, Санкт-Петербург, Русское царство, обер-комиссар
профессия: 14 сентябрь 1715, Санкт-Петербург, Русское царство, Пётр I именным указом повелел ему наблюдать, «чтобы никто против указу и без чертежа архитекторского нигде не строился». Князь Черкасский очень многое сделал для новой столицы: принимал непосредственное участие в осушении болот, занимался украшением и отделкою дворцов: Петергофского, Монплезира, Екатерининского и Шлиссельбургского, заведовал устроенными в Петербурге кирпичными заводами, построил на Выборгской стороне госпиталь и двор для гардемаринов и, наконец, лично наблюдал за постройкой Петропавловской крепости и больверка
войсковое звание: 28 август 1716, Санкт-Петербург, Русское царство, поручик
профессия: с 1719 по 15 январь 1724, Тобольск, Сибирская губерния, губернатор
профессия: 15 январь 1724, статский советник
профессия: 8 февраль 1726, Санкт-Петербург, Российская империя, действительный статский советник
профессия: 8 март 1727, Санкт-Петербург, Российская империя, Назначен вместе с Остерманом членом организованной Екатериной І комиссии о коммерции
профессия: 12 октябрь 1727, Санкт-Петербург, Российская империя, тайный советник
профессия: 26 февраль 1730, Санкт-Петербург, Российская империя, Во время избрания на престол Анны Иоанновны Черкасский примкнул к партии дворян, восставших против возглавляемых князьями Долгорукими и Голицыными партии верховников, создавших Верховный тайный совет вместо Правительствующего Сената для ограничения власти императрицы. Благодарная Анна Иоанновна осыпала Черкасского знаками благоволения, в знак милости сразу взяла к себе в штат жену его княгиню Марию Юрьевну и сестру её, Прасковью Юрьевну Салтыкову
профессия: 4 март 1730, Санкт-Петербург, Российская империя, При уничтожении Верховного тайного совета и восстановлении Сената, назначен одним из двадцати одного членов его, совместно со всеми бывшими членами Верховного тайного совета
событие 1: 23 март 1730, Санкт-Петербург, Российская империя, Получил орден св. Андрея Первозванного
событие 1: 30 август 1730, Санкт-Петербург, Российская империя, Пожалован кавалером ордена св. Александра Невского
профессия: 18 март 1731, Санкт-Петербург, Российская империя, действительный тайный советник
профессия: 6 ноябрь 1731, Санкт-Петербург, Российская империя, Назначен одним из трёх кабинет-министров.
событие 2: апрель 1738, Санкт-Петербург, Российская империя, В присутствии всего двора случился первый апоплексический удар
профессия: 10 ноябрь 1740, Санкт-Петербург, Российская империя, великий канцлер
профессия: 28 январь 1741, Санкт-Петербург, Российская империя, Именным указом Черкасскому поручены все внутренние дела вместе с вице-канцлером графом М. Г. Головкиным
событие 3: 24 апрель 1741, Санкт-Петербург, Российская империя, Высочайшим манифестом объявлено прощение во всех деяниях Миниху, Черкасскому, Ушакову, Куракину и другим замешанным в деле Бирона лицам
событие 2: 8 август 1741, Санкт-Петербург, Российская империя, Случился второй апоплексический удар.
профессия: 6 декабрь 1741, Санкт-Петербург, Российская империя, После переворота и вступления на престол, Елизавета Петровна сохранила за ним пост канцлера и доверила на первых порах управление всеми делами государства
профессия: 12 декабрь 1741, Санкт-Петербург, Российская империя, После уничтожения Кабинета министров и восстановления Правительствующего Сената Черкасский вновь назначен сенатором, причем ему как канцлеру передано заведование всеми иностранными делами, помощником же ему назначен Бестужев-Рюмин, получивший звание вице-канцлера.
собственность: 14 январь 1742, Санкт-Петербург, Российская империя, Ему подарен каменный дом в Москве, принадлежавший царевне Екатерине Иоанновне. Почувствовав, что ему доверяют, дают некоторую самостоятельность, Черкасский захотел быть, хоть теперь, на склоне лет, настоящим деятелем, и с несвойственною его лени ревностью принялся за выполнение возложенных на него трудных обязанностей
место жительства: октябрь 1742, Москва, Российская империя, Приехал в Москву на торжество коронации Елизаветы Петровны, но заболел ревматизмом
событие 2: 4 ноябрь 1742, Москва, Российская империя, Случился третий апоплексический удар
смерть: 5 декабрь 1742, Москва, Российская империя, Похоронен в высочайшем присутствии под Знаменской церковью московского Новоспасского монастыря

На самом деле в жизни графа женитьба и владение усадьбами – не самое главное. А может, и не самое любопытное.

В тусклый ноябрьский день 1796 года правительственный курьер из Петербурга на взмыленных лошадях промчался от Тверской заставы к Кремлю. И поползли по Москве шепотки да слухи:

– Знаете уже? Матушке-государыне Екатерине Алексеевне апоплексический удар приключился.

– Как! Как! Как! Вы это наверное знаете?

– О, да. Скажу и больше. При новом государе, Павле Петровиче, в большую силу входит граф Николай Шереметев. Наш, московский. Петра Борисовича сын.

Слухи подтверждались.

Императрица Екатерина еще дышала, когда наследник – цесаревич Павел расположился в покоях Зимнего дворца и отдал свое первое распоряжение:

– Обер-гофмаршалу Барятинскому сказать, чтоб он службу оставил, ехал домой, а во дворец отнюдь не являлся.

Лучшие дня

Призвав к себе обер-камергера графа Шереметева, Павел объявил:

– Будешь исправлять должность обер-гофмаршала.

Корни этой "смены караула" уходили в глубь ХVIII столетия. Барятинский в 1762 году участвовал в низложении государя Петра Ш, отца Павла. А с Николкой Шереметевым цесаревич Павел дружил с детства: вместе играли, учились, ухаживали за фрейлинами. Однажды в маскараде юный великий князь был одет шахом, а его приятель Николка – визирем. Странны пути судьбы. Теперь давняя детская игра обретала черты державной реальности. Павел становился императором (как бы шахом), а Николай – обер-гофмаршалом (как бы визирем), первым чином двора, распорядителем всей придворной жизни.

Такой поворот фортуны графа Николая Петровича не обрадовал.

По характеру своему был он добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, конечно. Как же в России без службы? Но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. Изволь вседневно участвовать в церемониальных выходах, дежурствах, празднествах, литургиях. Насчет этого матушка-государыня Екатерина строга была. Чуть проманкируешь, скажешься больным, сейчас изволь платить крупный штраф: доктору на лечение, а священнику за молебен о здравии раба Божия камергера Шереметева.

А при дружочке-то Павле Петровиче придворные правила еще, пожалуй, построже будут. Эх, бросить бы сию холодную Северную столицу, удрать бы в милую Москву, в Кусково, в Останкино. Бродить бы по аллеям парков, вдыхать ароматы оранжерей, разучивать с актрисами роли на домашнем театре. Украшать и пестовать отечественный Версаль за московской заставой.

Нельзя. Служба.

Древний род Шереметевых который уж век стоит у трона царского. Дед, Борис Петрович, первый русский фельдмаршал. Любимец Петра Великого. Герой Полтавской виктории и других многих сражений. Однажды, отбив у шведов Ригу, Борис Петрович полюбил рижскую жительницу, литовскую крестьянку Марту Скавронскую, которую Петр I сделает потом императрицей. Не наследственная ли у нашего графа склонность к крестьянкам? Не тут ли причина его женитьбы на Параше?

Ничто не предвещало этакого мезальянса.

Прошел Николай Петрович все ступени благородного воспитания – хорошие манеры, танцы, знание европейских языков. Само собой – путешествие в чужие края: Голландия, Англия, Франция. В Париже он представлен будущему королю Людовику ХVI и его августейшей супруге Марии Антуанетте. Они веселятся, превращают жизнь в вечный праздник. И не знают, что там впереди великая революция – кровавая плаха ждет обоих.

Пока же молодой Шереметев в восторге от парижских театров, от волшебного царства Корнеля, Расина, Мольера. В багаже московского вельможи бессчетное множество парижских пьес, оперных либретто, нотных записей, эскизов театральных костюмов и рисунков декораций.

В театральных креслах Кускова, Останкина сиживали Екатерина Великая, Павел I, польский король Понятовский, сонм московских и петербургских вельмож, дипломатов, крупных сановников. Николай Петрович "угощал" своими спектаклями. Его крепостные актрисы, набранные по родовым деревням, получали настоящее образование и воспитание. Лучшие европейские наставники учили их не только сценическим искусствам, но и языкам иностранным, наукам, светскому обращению.

Немногие дамы-аристократки, пришедшие на останкинский спектакль, могли бы соперничать в образованности со вчерашними Акульками да Малашками, выступавшими перед ними на сцене.

5 ноября 1780 года двенадцатилетняя Параша Ковалева-Жемчугова впервые исполняет главную партию в комической опере "Колония". Знал ли тридцатилетний Шереметев, что это его судьба? Его счастье? Вряд ли. Параша – дочь горбатого кузнеца. Воспитанница. Актриса. И опять – странны, неисповедимы пути судьбы. Одна из ролей Параши – солдатская дочь Лоретта в одноименной опере композитора Демеро. Там оперный граф влюблялся в незнатную девушку и предлагал ей руку и сердце. Непритязательный, наивный спектакль. Но в жизни все вышло именно так, как на сцене: граф полюбил свою актрису из крестьянок. Тайна этой страсти хранилась долгие годы – в Кускове, в Москве, в Петербурге.

В краткое царствование Павла I прикован Николай Петрович к брегам Невы. Необходимые поездки в Москву и обратно тяжело переносит Параша. Петербургский климат ускоряет и без того скоротечную ее чахотку. В письме к сестрице, Варваре Петровне Разумовской, граф жалуется: "Находясь в беспрерывных заботах по должности, я не имею почти времени подумать о собственных делах. Крайне сожалею, что по известной Вам слабости здоровья, – едва силы имею".

И еще письмо – к управляющему имениями:

"Главное смотрение – над музыкантами, танцовщицами и прочими людьми. Остаются здесь в доме дети, немцы, итальянцы, которым в небытность мою делать удовольствия. Здесь же остаются девушки, актрисы, танцовщицы, за коими также смотрение – чтоб никаких не было неблагоразумностей. Певчим быть так же в послушании, не пьянствовать, по чужим церквам не петь".

Убийство Павла I в 1801 году пережил Николай Петрович тяжело. Сам граф в заговоре, конечно, не участвовал – Боже упаси. Но скорее всего знал о готовящемся злодеянии. О нем чирикали все петербургские воробьи на крышах. Николай Петрович, видимо, остался верен не столько Павлу, сколько своему правилу: быть в стороне, не замешиваться в придворные интриги.

Нового государя пятидесятилетний граф знавал еще мальчиком. Поэтому чувствовал себя при нем свободнее. После коронации Александр I уезжает в Петербург, а Николай Петрович наконец остается дома, в Москве.

Через несколько недель он женится. Без колокольного звона. Тихо, таинственно. Так, что даже московские маменьки и невесты ничего не узнали о свадьбе самого богатого в России жениха.

Свою свадьбу с Парашей Николай Петрович готовил загодя. Все-таки негоже графу идти под венец с простой девушкой из крепостных. Давно уж отпустил он свою возлюбленную на волю. А теперь – деньги-то всевластны – граф в глубокой тайне выправляет ей новые бумаги. Нет больше девки Парашки, нет больше театральной актриски Жемчуговой. Есть благородная польская дворянка Параскева Ковалевская.

6 ноября 1801 года свадебные кареты останавливаются у церкви. Только вот у какой церкви? Семейное предание Шереметевых и московская легенда гласят, будто это церковь Симеона Столпника, что на Поварской улице. И только недавно нашлась запись в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там и совершалось таинство сего брака.

Счастье оказалось недолгим.

Всего через полтора года в Петербурге Параша умрет в родах, оставив Николаю Петровичу сына – Дмитрия. Глубоким трауром оделся шереметевский дворец на Фонтанке. В следующем веке об этом напишет обитательница дворца Анна Ахматова:

Что бормочешь ты, полночь наша?

Все равно умерла Параша,

Молодая хозяйка дворца.

Тянет ладаном из всех окон,

Срезан самый любимый локон,

И темнеет овал лица.

Вдовствовал Николай Петрович трудно, мучительно. Пренебрегал службой. Сторонился увеселений. Не ездил ко двору. Всё напоминало ему годы счастья – такого полного и такого короткого. Чистый голос Параши звучал для него в пустых залах и на оставленных сценах. И все снилась Москва, стены Странноприимного дома в строительных лесах.

Давно, еще в 1792 году, начал Николай Петрович возводить богадельню близ московской Сухаревой башни. Место называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало матери графа. За постройку приюта взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных. А довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев.

Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных.

В нем, в Странноприимном доме, видел теперь граф смысл и оправдание всей своей жизни. Положил он на содержание богадельни огромный капитал – 500 тысяч рублей. Да завещал ей "в вечность" село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из средств тех следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось по 23 февраля, в годовщины смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

9 июля (28 июня по старому стилю) 1751 родился Николай Петрович Шереметев (Шереметьев) - представитель одного из знатнейших российских родов, сын графа Петра Борисовича Шереметева, высокообразованный придворный, фаворит Павла I, обер-гофмаршал высочайшего двора. Женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой, в память о ней построил в Москве Странноприимный дом (ныне – здание НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифософского). Вошёл в историю отечественной культуры как незаурядный театральный деятель, покровитель искусств, коллекционер, музыкант, меценат и благотворитель.

Семья и ранние годы

Отец Николая Шереметева, граф Пётр Борисович Шереметев, также славился своей любовью к искусству, музыке и театральным постановкам. У него была большая коллекция живописи и предметов искусства, свой домашний театр, который в качестве зрителей посещали и монаршие особы. Шереметев-младший с детства воспитывался при дворе Екатерины II, вместе с будущим императором Павлом I. Будучи товарищем по детским играм, он остался дружен с наследником на всю жизнь, и благодаря этому впоследствии имел много привилегий, но также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Николай Шереметев одним из последних видел Павла I живым накануне убийства (разделил с ним его последний ужин в Михайловском замке) и впоследствии искренне горевал о его кончине.

С детства молодой Шереметев выступал в домашнем театре отца. В возрасте 14 лет он исполнил партию бога Гиминея, которую до этого исполнял цесаревич Павел.

В 1769 году молодой граф Шереметев отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он осваивает театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства, вращается в высших кругах европейского общества, знакомится с Моцартом и Генделем. Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов есть и ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано. Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром.

«Жизнь – театр…»

Екатерина II, как известно, не благоволила людям, близким наследнику Павлу Петровичу. Опасаясь нового дворцового переворота, императрица стремилась удалить от двора тех вельмож, которым Павел мог доверять и на поддержку которых мог бы рассчитывать в своём стремлении создать оппозицию державной маменьке. Поэтому, по возвращении в Россию, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка и «осел» подальше от Петербурга - в провинциальной, патриархальной Москве.

Однако графа это ничуть не огорчило. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково. Пристройка к дому Шереметевых на Никольской улице, где ранее располагался крепостной театр Петра Борисовича, оказалась мала для грандиозных планов его наследника. Первоначально представления давались на двух сценах: на Никольской и в Кусково, но вскоре Николай Петрович полностью перебрался в имение. В Кусково он создал театр, конкурировать с которым не мог ни один из известных крепостных театров того времени. Театр Шереметева отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. Он отдаёт своих актёров на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Многие актёры проходят обучение в Москве и Петербурге, получая на деньги барина-мецената самое разностороннее образование: помимо сценического искусства, уроков вокала и музыки, они обучаются иностранным языкам, литературе, стихосложению. Сам Шереметев создаёт собственный театральный оркестр, покупает богатые декорации, заказывает костюмы, приглашает лучших музыкантов.



Усадьба Кусково. Дворец.

Новый Кусковский театр был официально открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью. На его спектакли съезжалась вся знать Москвы, а на некоторые представления специально прибывали высокопоставленные зрители из Петербурга. Содержатели частных театров жаловались городскому голове, что граф Шереметев (и без того богатый человек), ради своей забавы отбивает у них публику. Но для Шереметева театр не был забавой. Театральное дело постепенно превратилось в дело всей его жизни.

Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр, Фонтанный дом в Петербурге и Странноприимный дом в Москве. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Поражает умение графа не гоняться за модными европейскими архитекторами и художниками, а открывать таланты в своих крепостных. Знаменитое здание театрально-дворцового комплекса в Останкино было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова.

Художник Н. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). Кстати, одним из крепостных талантов Шереметевых был и скрипичных дел мастер И. А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари.

Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Премьера состоялась 22 июля. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа Шереметева становится лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже знаменитый театр графа Воронцова. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. На сегодняшний день, Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

В 1796 году в биографии графа Шереметева наступают значительные перемены. На престол восходит его друг детства - Павел I. Николай Петрович в мгновение ока становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. Говорят, что первым приказом новоявленного императора был приказ срочно разыскать и возвратить ко двору его наперсника – графа Николая Шереметьева. И надо сказать, такой поворот фортуны Николая Петровича не обрадовал. По характеру своему он был добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. А тут он вновь превратился в игрушку в руках своенравного и взбалмошного самодержца, оказался буквально прикован к брегам Невы, не имея возможности заниматься любимым делом, приезжать в Останкино и Кусково, ставить новые спектакли, лично контролировать свою труппу. Лишь в 1799 году Шереметева назначили директором императорских театров, а затем директором Пажеского корпуса. Милости и почести сыпались на придворного, как из рога изобилия. За свою многогранную деятельность при дворе граф не раз награждался русскими и иностранными орденами, ему жаловались звания, имения, различные привилегии. Но не почестей и славы жаждал Николай Петрович от своего государя. Как это ни парадоксально, самым горячим желанием императорского фаворита в эти годы было устроить свою личную, семейную жизнь…

Ковалёва-Жемчугова

Граф Николай Петрович Шереметев прославил своё имя также и известной всему миру любовной историей, в которой он выступил в качестве прекрасного, но несчастного принца. Ведь любовь всей его жизни – крепостная актриса Прасковья Ковалёва (по сцене - Жемчугова) - по всем параметрам, числилась в «золушках»…

Фамилию Жемчугова она получила по прихоти самого Николая Петровича. Отыскивая драгоценные таланты среди толп крепостной детворы, граф предпочитал именовать их соответствующе: Гранатова, Алмазов, Бирюзова…

На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца – «коваля», и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалёвой. Голосистую девчушку приметила родственница Шереметева - княгиня Марфа Михайловна Долгорукая, которая взяла её в воспитанницы и дала крепостной недурное образование. Параша знала итальянский и французский языки, брала уроки пения у лучших мастеров, умела играть на арфе и клавесине. Уже в 13 лет она блистала на сцене, исполняя глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена «Беглый солдат». С 16-и лет Ковалёва-Жемчугова заслуженно считалась примой Шереметевского театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано. Жемчугова с лёгкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Граф Шереметев, едва увидев Прасковью на сцене, влюбился в неё до безумия.

Несмотря на протесты родственников, Николай Петрович дал обет: если он не может жениться на возлюбленной, то не женится ни на ком. После смерти отца он открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке. Все знали об их отношениях – в те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных никого не удивляли. Однако после своего неожиданного возвышения при дворе, графу Шереметеву пришлось изменить свой «деревенский» образ жизни. Вместе с Жемчуговой он переехал в столицу, и высшее общество разволновалось. Николаю Петровичу уже исполнилось 45 лет, он был холост, да к тому же баснословно богат и хорош собой. Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной крепостной актрисе. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук! Это в Кускове Прасковью Жемчугову возносили на Олимп – в расчётливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.

Граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Он не раз обращался к Павлу I с просьбой разрешить, в виде исключения, официальный брак с Жемчуговой. Император прямо не отказывал Шереметеву, но смотрел на связь своего фаворита с актриской, как на странное чудачество. Он искренне восхищался игрой Прасковьи на сцене, однако создать прецедент, поставив актёрку, дочь крепостного кузнеца, в один ряд с представительницами родовитых фамилий, так и не позволил.

Северные ветры Петербурга, постоянные переезды из столицы в Москву и обратно вскоре подорвали здоровье актрисы. Прасковья простудилась и потеряла свой великолепный голос. К тому же, у неё обострился наследственный туберкулёз. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова жила в Петербурге простой содержанкой – и горечь этого положения убивала её.

Только после смерти Павла I граф Николай Петрович решился на уловку с подделкой документов. Он сочиняет легенду о происхождении Прасковьи Ивановны Ковалёвой из рода польских шляхтичей Ковалевских, которые якобы когда-то жили в его имении Кусково. В 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получает от молодого императора Александра I воистину царский подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской. Возможно, здесь не обошлось без шантажа: граф Шереметев не мог не знать о готовящемся заговоре против Павла I, а также и об участии в нём самого наследника. Шереметев в заговоре не участвовал, но и Павла о грозящей ему опасности не предупредил, хотя был едва ли не последним, кто говорил с ним накануне убийства. Фактически предав своего государя и благодетеля, обер-гофмаршал, скорее всего, рассчитывал на благодарность Александра I. Вскоре он её получил.

Влюблённые тайно обвенчались 8 ноября 1801 года. По семейному преданию Шереметевых, обряд состоялся в московской церкви Симеона Столпника на Поварской улице. Лишь недавно нашлась запись о венчании в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там, скорее всего, и совершилось таинство сего брака.

Никому, даже своим родным братьям и сёстрам, Николай Петрович не сказал, что женат. Несмотря на императорское одобрение, Прасковью Шереметеву не приняли бы в высшем свете – звание актрисы было ничуть не лучше статуса бывшей крепостной, ведь в то время даже хоронили актёров за кладбищенской оградой.

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. «Отменный штукарь наш старший родственник», – злобно заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметева – одна из претенденток на немалое наследство графа Николая Петровича.

Своим браком Шереметев окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь. Но это его более не волновало. Через двадцать дней после рождения сына умерла и Прасковья Шереметева-Жемчугова.

Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью.

Странноприимный дом

В память о жене Шереметев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Место близ Сухаревой башни называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало его матери. За постройку здания первоначально взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных, ученик Баженова. Но после смерти Прасковьи Жемчуговой довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги – большой поклонник творчества покойной актрисы. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев. Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных. Дом состоял из больницы на 50 "страждущих от недугов", богадельни на 100 "призреваемых"(50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот. Была также организована библиотека с читальным залом. В боковых галереях устроены палаты для немощных, а наверху - особое отделение для бедных, не имевших средств к существованию и живших здесь на иждивении этого дома.

Потратив на постройку здания огромный капитал - более полутора миллиона рублей, Шереметев положил на содержание богадельни ещё 500 тысяч рублей и завещал ей «в вечность» село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из этих средств следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось каждый год - 23 февраля, в день смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

Здание Странноприимного дома Шереметева считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков. Это единственное благотворительное учреждение в России, которое было построено и содержалось на средства одного частного лица.

Память и потомки

Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в своём дворце на Фонтанке (Фонтанный дом). Скончался 1 января 1809 года. Похоронили графа рядом с женой, в Шереметевской усыпальнице Александро-Невской лавры, в простом дощатом гробу – все деньги, положенные на богатые похороны высочайших особ, граф Шереметев завещал раздать бедным.

«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в его завещании сыну.

Сын Николая Петровича Шереметева - Дмитрий Николаевич - не просто продолжил традиции меценатства, заложенные отцом, но и многократно развил их. В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы. За счёт графа Шереметева существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и, отчасти, Петербургский университет. Помощь графа сыграла решающую роль в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. Дмитрий Николаевич в течение всей жизни оказывал материальную поддержку художникам, певцам и музыкантам, часто отдавая залы Фонтанного дома в Петербурге под мастерские как знаменитых, так и безвестных живописцев.

Известными меценатами стали и внуки Николая Петровича - старший сын Дмитрия Николаевича Сергей и младший - Александр. Сергей Дмитриевич Шереметев был видным государственным деятелем, коллекционером и историком, а также состоял во множестве обществ, в том числе в Российском обществе покровительства животным.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. По его инициативе в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, а также проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова, МАЛЕГОТа.

В начале XX столетия род Шереметевых по-прежнему оставался богатейшим в России, но случился 1917 год. Младший внук знаменитого мецената Н.П.Шереметева - Александр Дмитриевич - оказался в Европе, где решил переждать «смутное время», как и многие другие русские аристократы. Ожидание затянулось, в Россию он так и не вернулся. За границей представителю богатейшего рода Шереметевых не на что было жить. Внук человека, чьё богатство одно время превосходило императорское, закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих русских эмигрантов и был похоронен в общей могиле, за неимением средств на более достойное погребение. Увы, так проходит слава мира!

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все». Но сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события двухвековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества, помощи несчастным и обездоленным. Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться соотечественники и потомки.

Меценат, основатель Странноприимного дома в Москве, граф, сенатор, обер-камергер двора.

Происхождение и служба.

Будущий покровитель искусств родился в знатной семье графа Петра Борисовича Шереметева и Варвары Алексеевны, урожденной княгини Черкасской. Он младенцем был записан в Преображенский полк и в чине поручика в 1768 году перешел на придворную службу камер-юнкером. Получил блестящее домашнее образование и продолжил его четырехлетним заграничным путешествием: в 1771- 1772 году путешествовал и посещал театры Англии, Голландии, Швейцарии, учился в Лейденском университете в Голландии, во Франции обучался игре на виолончели. В царствование императрицы Екатерины II десять лет был директором Московского Дворянского банка. А в 1784 году был избран предводителем Московского уездного дворянства. Получил чин сенатора в 1786 году. 28 июня 1794 г. граф Шереметев награжден орденом Св. Александра Невского. Взошедший на престол Павел I делает графа Николая Шереметева командором мальтийского ордена в 1797 г. и обер-камергера в 1798 г. и назначает директором над театральными зрелищами.

Отставка и свадьба.

В 1800 г. граф Николай Петрович Шереметев выходит в отставку и 6 ноября 1801 года венчается в церкви Симеона Столпника на Поварской, на своей бывшей крепостной Прасковье Ивановне Ковалевой (театральный псевдоним Жемчугова), ведущей актрисе его театра. Юная Прасковья Ковалева (20 июня 1768 года, Кусково, Россия - 23 февраля 1803 года, Санкт-Петербург, Россия), дочка деревенского кузнеца, с 8 лет жила в графском доме, где получила музыкальное и актерское образование, выучила французский и итальянский языки. Ее дебют состоялся в опере Гретри «Опыт дружбы» и тогда же для нее граф выбрал театральный псевдоним - Жемчугова. Она получила вольную в 1798 году. Через 3 года все ее родственники были также отпущены на волю, а отец записан в московские купцы третьей гильдии. У супругов родился сын Дмитрий 3 февраля 1803 года - его мать скончалась от туберкулеза через 3 недели после родов.

Благотворительность.

После смерти супруги Николай Петрович Шереметев, выполняя волю умершей, посвятил свою жизнь благотворительности. Согласно завещанию Прасковьи Ивановны он пожертвовал часть капитала на помощь бедным невестам и ремесленникам, а также начал строительство в Москве Странноприимного дома, открытого уже по смерти его основателя, в 1810 году. В 1923 г. Странноприимный дом стал Институтом скорой помощи им. Склифосовского, позднее научно-исследовательским центром «Медицинский музей».

Указом 25 апреля 1803 года император Александр I повелел вручить графу Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: «в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве», и, кроме того, пожаловал его орденом Св. Владимира I степени.

Кроме того, на средства Шереметева были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кусково и Марково, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, Дмитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом и других.

Граф Николай Петрович Шереметев скончался 2 января 1809 года и похоронен в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге.

Поделиться