Структура: Министерство обороны Российской Федерации. Генерал С.Канчуков о военной полиции Минобороны России Рота военной полиции


В отличие от привычного для многих армейского спецназа, предназначенного преимущественно для ведения разведки и специальных операций в тылу противника, формирования специального назначения ВП уже в мирное время должны быть готовы к выполнению различных силовых задач правоохранительного характера. К ним эксперты относят участие в проведении антитеррористических операций на военных объектах, силовое прекращение преступлений и других правонарушений, обеспечение безопасности представителей высшего военного руководства и т.д.

Скажем, подразделения спецназа широко представлены в украинском аналоге военной полиции - военной службе правопорядка (ВСП) . Они предназначены для выполнения вышеперечисленных задач, а в случае введения правового режима военного положения - для борьбы в своем тылу с диверсионно-разведывательными формированиями противника. Территориально они представлены во всех регионах Украины, что позволяет оперативно реагировать на различные кризисные ситуации. Спецназ ВСП полностью укомплектован контрактниками, его подготовка проводится совместно с другими украинскими элитными подразделениями, такими, как «Альфа», «Сокол» и др.

В данном контексте из армий стран-членов НАТО можно упомянуть Чехию, где в составе ВП есть свое спецподразделение - SOG (Special Operations Group) . Оно было основано в 2002 г. на базе одной из частей специального назначения. SOG предназначено для выполнения контртеррористических задач, освобождения заложников, захваченных преступниками, обеспечения безопасности VIP-персон и т.д. Подразделение подчинено непосредственно начальнику ВП и через него - министру обороны. Организационно SOG включает командование, группу управления и логистики, три боевых подразделения (по 12 человек каждое) и группу обеспечения безопасности руководства военного ведомства. Личный состав подразделения набирается из числа уоррент-офицеров в возрасте не старше 31 года из подразделений армейского спецназа, разведки и аэромобильных войск, а также спецподразделений полиции. Руководству удалось создать настолько привлекательные условия для службы в SOG, что сюда с удовольствием переводятся военнослужащие из других элитных структур.

Членство Чехии в НАТО во многом способствовало оснащению подразделения современными образцами вооружения и техники: карабинами M4, пистолетами-пулеметами MP5SD6, пистолетами Glock 17, снайперскими винтовками 7,62x51 Sako, приборами ночного видения и связи, бронированными автомобилями Toyota Land Cruiser с турельной установкой 7,62-мм пулемета, внедоржниками Land Rover Defender и Land Rover Discovery. Спецназ ВП отвечал за безопасность визита чешского руководства в Афганистан зимой 2002-2003 гг., обеспечивал охрану посольства Чехии в Кувейте летом 2003 г., выполнял боевые задачи в Ираке. Летом 2005 г. подразделение из SOG убыло в Косово для выполнения задач по поддержке действий чешского миротворческого контингента.

В настоящий момент на ВП Вооруженных сил РФ (ВС РФ) задачи, указанные в т.ч. выше, не возлагаются.

В настоящий момент в составе ВП ВС РФ отсутствуют подразделения спецназа.

Согласно Уставу ВП ВС РФ (утвержден указом президента РФ от 25 марта 2015 г. №161), на ВП ВС РФ возлагаются следующие задачи:

Реализация отдельных полномочий Министерства обороны по обеспечению укрепления правопорядка и воинской дисциплины в вооруженных силах;
разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны и иных служебных документов по вопросам деятельности военной полиции с учетом основных направлений и этапов ее развития;
обеспечение безопасности дорожного движения в вооруженных силах, реализация полномочий Министерства обороны по организации и осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в данной области;
обеспечение передвижения войск (сил) по дорогам и сопровождение транспортных средств вооруженных сил, а также координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
обеспечение охраны особо важных объектов Министерства обороны, особорежимных объектов Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства обороны, а также находящихся на территории закрытых административно-территориальных образований и территории с регламентированным посещением иностранных граждан, объектов гарнизонов и базовых военных городков вооруженных сил;
разработка и реализация планов строительства и развития военной полиции, совершенствование ее состава и структуры;
руководство региональными и территориальными подразделениями военной полиции и контроль за их деятельностью;
координация действий военной полиции при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного или чрезвычайного положения, а также в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Таким образом, создав в составе ВП ВС РФ специальные подразделения с особыми функциями и задачами, ВП ВС РФ может расширить перечень выполняемых задач до следующего списка:

Обеспечение миротворческой деятельности войск;
участие в проведении антитеррористических мероприятий;
разведка и охрана тыловых районов, а также мест проведения учений и зон стихийных бедствий и условий действия ЧП в определенной местности;
контроль за перемещением беженцев, выявление и задержание дезертиров, интернирование гражданских лиц;
допрос и конвоирование военнопленных.

Кроме того, в угрожаемый период и в военное время на подразделения специального назначения ВП могут быть возложены дополнительные функции , такие, как поиск и уничтожение разведывательно-диверсионных групп (РДГ) противника, борьба с воздушными и морскими десантами совместно прежде всего с ВС РФ, Внутренними войсками МВД РФ, Пограничными войсками ФСБ РФ.

Проводимые РФ в Сирийской Арабской Республике (САР) военные операции, в т.ч. с применением сил ВП ВС РФ, показывают, что задачи, возлагаемые на ВП ВС РФ и указанные в Уставе ВП ВС РФ, выходят за рамки их деятельности (напр., проведение миротворческих операций на территории САР) и требуют корректировки в части расширения их задач и регулирования деятельности ВП ВС РФ на уровне федерального закона.

Понятно, что создание в составе ВП ВС РФ частей и подразделений специального назначения потребует увеличения финансирования и численности (незначительной) ВП и ее переоснащения новыми и дополнительными видами вооружения и военной техники (ВиВТ), однако дополнительные функции ВП позволят высвободить часть сил и средств ВС РФ от несвойственных им задач, а в других случаях, наоборот, станут дополнением к усилиям других частей и подразделений ВС РФ, а также Росгвардии и ФСБ РФ в выполнении им своих задач и функций, связанных с обеспечением безопасности РФ.

С теми же задачами.

История

В Российской империи функции военной полиции выполняли Отдельный корпус жандармов (полевые жандармские эскадроны и крепостные жандармские команды) и формируемые на время войн, манёвров и расположения части вне казарм в самих частях команды - в части назначается один обер-офицер , один унтер-офицер и как минимум по нижнему чину от каждой роты , эскадрона, сотни, батареи и команды, после Февральской революции 1917 года , 4 марта 1917 года Временное правительство приняло решение об упразднении Отдельного корпуса жандармов и охранных отделений , включая жандармские полицейские управления железных дорог.

Реден Н., Сквозь ад русской революции: Воспоминания гардемарина. 1914 - 1919 гг. - М.: Центрполиграф, 2006. - С. 64.

31 января 2006 года идею о создании военной полиции в Российской Федерации выдвинул президент России В. В. Путин - на пресс-конференции в Кремле он заявил, что «контроль соблюдения законности в ВС России может быть возложен на военную полицию».

В декабре 2009 года Министр обороны России Анатолий Сердюков подписал приказ о создании военной полиции на базе структур военных комендатур и военной автоинспекции , но весной 2010 года это решение было отменено .

В конце 2010 года пресс-служба Минобороны России сообщило, что «работа по созданию военного полицейского корпуса находится на завершающем этапе, в ходе которого особое внимание будет уделено формированию нормативной правовой базы…», «В связи с тем, что проводимая работа объемная и предусматривает необходимую процедуру обсуждения и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, завершить её планируется в течение 2011 года».

Летом 2011 года Анатолий Сердюков проанонсировал создание до конца года военной полиции, которая займется наведением порядка в ВС РФ. 1 декабря 2011 года создано Главное управление военной полиции Минобороны России. .

25 марта 2015 года Владимир Путин утвердил Устав военной полиции ВС РФ . Одной из главных функций военных полицейских станет обеспечение воинской дисциплины в гарнизонах.

С начала 2016 года охрану российских военных объектов в Сирии и безопасность дорожного движения обеспечивает отряд военной полиции . В декабре 2016 года, после освобождения в ходе Военной операции России в Сирии города Алеппо , туда переброшен батальон военной полиции для поддержания порядка на освобожденных территориях и оказания помощи городским властям Алеппо в обеспечении правопорядка .

Устав военной полиции ВС России

Устав военной полиции ВС России, утверждённый указом российского президента Владимира Путина 25 марта 2015 года , определяет направления деятельности данной структуры, функции, полномочия, общий состав, а также порядок действий армейских полицейских в различных ситуациях. Устав прошел независимую антикоррупционную экспертизу.

В документе сказано, что военная полиция - это орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для поддержания в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

Военная полиция наделяется широкими полномочиями - от противодействия преступности до обеспечения дисциплины в военных гарнизонах. Кроме того, армейские полицейские имеют право задерживать, досматривать военнослужащих и в случае необходимости применять к ним физическую силу. Устав содержит перечень ситуаций, при которых военным правоохранителям разрешено пользоваться специальными средствами (дубинка, наручники).

Одной из важнейших функций, прописанных в документе, станет обеспечение воинской дисциплины в гарнизонах силами военнослужащих военных комендатур. Согласно уставу, военные полицейские формально с разрешения командующих округов смогут проводить в гарнизонах внезапные проверки с целью обеспечения законности и правопорядка.

Руководить военной полицией уполномочивается глава Минобороны страны. Он же определяет их организационную структуру и численность, составляющая в настоящее время 6,5 тыс. человек, которые служат в профильном главке Минобороны, четырех региональных управлениях военной полиции, 142 армейских и флотских военных комендатурах, на 39 гауптвахтах, в 2 дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.

Обучать на военных полицейских будут на курсах военных полицейских. А в дальнейшем в армии могут учредить Институт военной полиции. Пока же в её штат набирают в основном офицеров с высшим юридическим образованием.

Институт военной полиции

Подготовка офицеров военной полиции ведется только в рамках повышения квалификации и переподготовки офицеров, которые закончили общевойсковые, инженерные, командные училища.

В будущем планируется создать Институт военной полиции.

Подготовкой офицеров для военной полиции также займется недавно созданные военные кафедры при Московской академии Следственного комитета Российской Федерации и Всероссийского государственного университета юстиции .

Основные задачи

Военная полиция создана для защиты военнослужащих и гражданских лиц, которые находятся на военных сборах. По сути, это одно из подразделений Вооруженных Сил РФ, защищающее правоотношения в области обороны государства (правопорядок, охрана объектов ВС, воинская дисциплина и законность).

Основные задачи в соответствии с Положением о Главном управлении военной полиции , утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля г. № 350 :

  • реализация отдельных полномочий Министерства обороны по обеспечению укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооружённых Силах ;
  • разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации , правовых актов Министерства обороны и иных служебных документов по вопросам деятельности военной полиции с учётом основных направлений и этапов её развития;
  • обеспечение безопасности дорожного движения в Вооружённых Силах , реализация полномочий Министерства обороны по организации и осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в данной области;
  • обеспечение передвижения войск по дорогам и сопровождение транспортных средств Вооружённых Сил, а также координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
  • обеспечение охраны особо важных объектов Министерства обороны, особорежимных объектов Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства обороны, а также находящихся на территории закрытых административно-территориальных образований и территории с регламентированным посещением иностранных граждан, объектов гарнизонов и базовых военных городков Вооружённых Сил, с 2013 года обеспечение охраны особо важных объектов Министерства обороны было закрыто для военной полиции в связи с малочисленностью штата военных комендатур гарнизонов;
  • разработка и реализация планов строительства и развития военной полиции, совершенствование её состава и структуры;
  • руководство региональными и территориальными подразделениями военной полиции и контроль за их деятельностью;
  • координация действий военной полиции при введении на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях режима военного или чрезвычайного положения, а также в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Вооружение

20 июня 2013 года Министерство обороны России разместило заказ на поставку 919 пистолетов ПБ-4СП «Оса», 3684 противоударных комплектов «Щит», 1400 ручных гранат раздражающего действия РГК-60РД, 420 телескопических раскладных дубинок ПУС-3Т и 3684 дубинки ПУС-2М. Общая сумма заказа составляет около 48 миллионов рублей . Бронетехника представляет собой автомобиль « » и минозащищённый автомобиль «Тайфун ».

  • Структура

    Систему органов военной полиции составляют центральный орган (Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации), региональные управления в военных округах и в Северном флоте, территориальные органы военной полиции и дисциплинарные воинские части .

    Региональные органы

    • Региональное управление военной полиции по Западному военному округу (г. Санкт-Петербург , набережная Обводного канала, д. 32).
    • Региональное управление военной полиции по Южному военному округу (г. Ростов-на-Дону , пр. Будённовский, д. 66).
    • Региональное управление военной полиции по Центральному военному округу (г. Екатеринбург , ул. Восточная, д. 60).
    • Региональное управление военной полиции по Восточному военному округу (г. Хабаровск , ул. Павловича д. 30).
    • Региональное управление военной полиции по Северному флоту (г. Североморск , ул. Восточная, д. 3)

    Центральный аппарат

    Набор в военную полицию

    Основные квалификационные требования к кандидатам

    Годность к военной службе;

    Возраст от 19 до 35 лет;

    Образование не ниже среднего;

    Умение работать в многозадачном режиме;

    Стрессоустойчивость;

    Обучаемость;

    Сдача нормативов в соответствии с требованиями Наставления по физической подготовке - НФП-2009;

    Ограничения при отборе кандидатов для прохождения военной службы по контракту.

    Гражданин РФ не может быть назначен на должность в военную полицию, если он

    Является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

    Осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно имеет наличие неснятой или непогашенной судимости;

    Представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу;

    Главным условием работы в военной полиции является состояние здоровья. И если у кандидата есть военный билет с отметкой о негодности из-за проблем со здоровьем – в этом случае отказ очевиден. Но можно настоять на прохождении военно-врачебной комиссии, которая очень серьезная (наравне с отбором в военном училище).

    При равных условиях между двумя кандидатами предпочтение отдадут мужчине, который уже прошел срочную службу. Военным полицейским вполне может стать человек с отличной физической подготовкой, навыками, хорошим здоровьем и юридическим образованием, который ещё не был на срочной службе. Именно поэтому отбор на должности в военной полиции чаще всего проводят среди уже отслуживших кандидатов. В настоящее время из за оттока военнослужащих военной полиции набор на службу по контракту в военные комендатуры упрощен и ни чем не отличается от набора службы по контракту в обычные воинские части.

    Начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации

    Военную полицию возглавляет начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации , который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

    # Фото Имя Примечания Полномочия
    Начало Окончание
    1

    С.В. Суровикин руководил рабочей группой МО РФ по созданию военной полиции
    2 А.В. Нечаев
    3 И.М. Сидоркевич Начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.
    4

    В.С. Ивановский с 25.07.2016

Весной широкую огласку получил скандальный случай в Омске, где офицер военной полиции оскорблял подчинённых, используя матерные слова. Только благодаря видеозаписи этого происшествия, опубликованной на YouTube, многие узнали, что в Российской армии, оказывается, существует такая структура, как военная полиция. Хотя несколько лет назад, когда она только формировалась, о ней говорили как о панацее от всех проблем в армии, призванной стать главным инструментом для борьбы с дедовщиной.

Увы, военная полиция до сих пор себя ничем не проявила. «Наша Версия» разбиралась, почему система, которая эффективно работает в 40 армиях мира, оказалась неэффективной в России.

Устав военной полиции Вооружённых сил России был утверждён в конце марта 2015 года. Таким образом де-юре было завершено создание новой правоохранительной и контрольной структуры Минобороны. Чем она занимается? Изредка появляются сообщения, что военные полицейские приняли участие в охране различных мероприятий боевой подготовки либо торжественных церемоний. На сегодня это практически исчерпывающий перечень достижений военных полицейских. Очевидно, что российская военная полиция фактически не приступила к полноценной деятельности и выполняет исключительно представительские функции.

О создании военной полиции мечтали ещё в Советском Союзе

При этом вся обширная международная практика доказывает: военная полиция является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка в армейских рядах. В настоящее время подразделения военной полиции действуют более чем в 40 армиях мира. Недаром, анализируя зарубежный опыт, о создании военной полиции в Советской армии впервые задумались ещё в 1989 году. Сначала в качестве эксперимента планировалось создать полицейские подразделения в двух военных округах и на Северном флоте. Однако вскоре страны не стало и затея забылась. Вновь к идее создания военной полиции вернулись в 2006 году. Поводом для этого послужил прогремевший на всю страну случай в Челябинском танковом училище, где сослуживцы жестоко искалечили рядового Андрея Сычёва. Но по различным причинам эти планы долго не были реализованы. Сначала задержка произошла из-за отсутствия правовой базы, принятие которой откладывалось на протяжении пяти лет. Предполагалось, что положение о военной полиции будет включено в закон «О полиции» в 2011 году, однако этого не случилось. В марте 2012 года было торжественно объявлено о создании в Москве 130-й бригады военной полиции. На её вооружение должна была поступить самая современная техника: бронеавтомобили «Тигр» и итальянский Iveco LMV и БТР-80. Подобные бригады планировали создать в каждом военном округе.

Такой кадровый потенциал закладывался не случайно – с самого начала военная полиция рассматривалась как мощная структура, задачи которой не ограничивались бы только поддержанием порядка в казармах. Военным полицейским собирались предоставить монопольное право на проведение дознания в частях и возможность вести оперативно-разыскную работу, что означало создание собственного агентурного аппарата, а также право рассматривать жалобы и заявления военнослужащих. Также планировалось, что во время войны полицейские смогут самостоятельно проводить контртеррористические и антидиверсионные операции. То есть военная полиция сама по себе становилась отдельным силовым ведомством, соединяющим в себе одновременно функции армии и тайной полиции. Естественно, такое могло насторожить многих.

Военные полицейские стали жертвой межведомственной борьбы

В Главной военной прокуратуре и Главном военном следственном управлении Следственного комитета вдруг появились опасения, что новая структура, аффилированная с Минобороны, начнёт работать исключительно в интересах военного командования. Другие силовики посчитали, что наделённая большими полномочиями военная полиция в подчинении Минобороны даст министру обороны и начальнику Генштаба серьёзные рычаги воздействия. В результате прочие силовики различными способами затягивали согласование проекта, отчего практически на четыре года военная полиция зависла в положении полной неопределённости. Свою роль сыграли и правозащитники, которые заявили, что в создании ещё одной силовой структуры нет никакой необходимости. В итоге 130-я бригада была расформирована, а решения о создании других полицейских частей были аннулированы.

В конце концов сменивший Анатолия Сердюкова Сергей Шойгу отозвал на доработку направленный его предшественником на согласование в правительство и администрацию президента проект закона о военной полиции. Вскоре документ был кардинально отредактирован, отчего военная полиция получила весьма ограниченные полномочия. Задачи военных полицейских свелись к двум крайне скромным пунктам – организации патрулей в городах и гарнизонах, а также проведению предварительного дознания по преступлениям средней и малой тяжести.

Сейчас военной полицией напрямую руководит министр обороны. Курирует военных полицейских профильный главк Минобороны, у которого в подчинении 4 региональных управления военной полиции, по одному в каждом военном округе, 142 армейские и флотские военные комендатуры, 39 гауптвахт, 2 дисциплинарных батальона, а также подразделения военной автоинспекции. Численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек, и увеличение штата не планируется. Хотя во многих армиях мира военные полицейские составляют от 2 до 5% от общей численности вооружённых сил, то есть в российскую военную полицию для успешного выполнения ею своих задач должны набирать от 20 до 50 тыс. военнослужащих. Очевидно, что при такой малой численности военная полиция превращается в фикцию, а гарнизоны, особенно отдалённые, невозможно обеспечить даже обычными патрулями. Вести же речь о том, чтобы с такими штатами военная полиция могла бороться с дедовщиной или поддерживать правопорядок в гарнизоне, просто смешно.

Сейчас в Главном управлении военной полиции заявляют, что армейские правоохранители взяли на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах частей. В частности, проводят дознание по совершённому солдатом или офицером преступлению. Однако, как отмечают эксперты, военную полицию как участника военного дознания никто всерьёз не воспринимает. Если преступление не слишком серьёзное, то им по-прежнему занимаются сами командиры частей. Если же случается что-то действительно важное, то приезжает военная прокуратура.

В связи с этим аналитики говорят, что военная полиция в российском варианте оказалась больше похожа на имитацию, получив бюрократическую форму развития. То есть вместо создания полноценного военно-полицейского корпуса произошёл лишь процесс лёгкой модернизации военной комендатуры и не более того. Придумали новую структуру, дали ей звучное название, чуть-чуть приукрасили военные комендатуры и провели их преобразования на бумаге. При этом ничего существенно не изменилось, зато все отчитались о проделанной работе и освоили бюджет.

Анатолий Цыганок, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

– Главный положительный момент от создания военной полиции – возвращение гауптвахт, благодаря чему у командиров появился инструмент для укрепления воинской дисциплины. Сама же полиция выполняет практически те же функции, что раньше военная комендатура, кардинальных отличий у двух структур нет. Возможно, нужно передать военную полицию от Минобороны Минюсту, поскольку функции данной структуры к нему ближе. Допускаю, что сейчас идёт своеобразная апробация системы военной полиции. После того как недостатки будут выявлены, возможно, тогда будут приняты новые решения, через два-три года наверняка военную полицию ждут новые изменения.

- Игорь Михайлович, прошло два года с момента принятия федерального закона по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же сделано за это время?

Военная полиция - действительно новая структура в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Напомню, она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности.

Формирование военной полиции проведено на основе подразделений комендантской службы и военной автомобильной инспекции. За прошедшее время разработана нормативная база, регламентирующая деятельность военной полиции.

В первую очередь были внесены изменения в Федеральный закон «Об обороне», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других законов.

- Какие новые задачи возлагаются на военную полицию?

25 марта 2015 года Президентом Российской Федерации подписан указ №161, утвердивший устав военной полиции, в котором определены новые задачи, возлагаемые на органы военной полиции. К ним относятся: осуществление полномочий органа дознания в Вооруженных Силах; охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований; обеспечение охраны объектов Вооруженных Сил, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов; обеспечение в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих.

Одной из задач, которые решает военная полиция, является противодействие распространению наркотиков. С кем организовано взаимодействие в этом вопросе?

Противодействие распространению наркотиков и профилактика их незаконного потребления в Вооруженных Силах в соответствии с уставом военной полиции является одной из основных функций военной полиции.

Мы должны поставить надежный заслон на пути проникновения наркотических средств в воинские части. Для решения этой задачи у нас подписан протокол о взаимодействии ФСКН и Минобороны России по вопросам проведения совместных мероприятий в районах дислокации воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

А в июне прошлого года принято решение о формировании структуры органов военной полиции, отвечающих за противодействие незаконному обороту наркотиков на центральном, региональном и территориальном уровнях.

Военной полицией во взаимодействии с ФСКН России отрабатываются практические мероприятия по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотиков в рамках общевойсковых учений, таких как СКШУ «Центр-2015». Совместно с ФСКН России проводятся оперативно-профилактические операции.

Также в воинских частях и организациях проводятся профилактические мероприятия, направленные на формирование негативного отношения у военнослужащих к потреблению наркотиков.

На военную полицию возложен ряд новых задач, требующих квалифицированной подготовки. Как проходит подготовка специалистов для выполнения этих задач?

Во-первых, на военную службу по контракту в военную полицию отбираются преимущественно лица, имеющие специальное или высшее образование. Многие военнослужащие проходят обучение в высших учебных заведениях по юридической специальности без отрыва от военной службы.

Во-вторых, с 1 июня 2015 года на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации организованы курсы переподготовки и повышения квалификации кандидатов для назначения на должности дознавателей военной полиции.

В-третьих, с 1 октября 2015 года в трех окружных учебных центрах организованна переподготовка специалистов военной полиции: старших инспекторов и инспекторов военной полиции.

Переподготовка осуществляется на основе специальной программы, рассчитанной на один месяц, которая предусматривает обучение по следующим направлениям: применение специальных средств военнослужащими военной полиции; организация патрулирования в гарнизонах; порядок проведения профилактических проверок в воинских частях; работа по обеспечению правопорядка в воинских частях; порядок исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

Планируется, что в течение ближайшего года все военнослужащие военной полиции пройдут эту подготовку.

- Какова сегодня структура военной полиции, будут ли в ней изменения в связи с новыми задачами?

В настоящее время структура военной полиции состоит из центрального органа военной полиции - Главного управления военной полиции, региональных органов военной полиции - в каждом военном округе и на Северном флоте, а также территориальных органов военной полиции - комендатур и военных автомобильных инспекций.

Генеральным штабом ВС РФ разрабатывается перспективная структура военной полиции до 2020 года.

- Оснащение военных полицейских отличается от оснащения остальных военнослужащих?

Скажем так, военные полицейские помимо личного боевого оружия, как у остальных военнослужащих, имеют на вооружении специальные средства. К ним относятся наручники, резиновые дубинки, травматическое оружие, электрошоковые устройства, а также в комплект штатной экипировки включены индивидуальные средства фотовидеофиксации.

Отличительными элементами формы одежды военного полицейского являются красный берет, нарукавная повязка и нагрудный знак военного полицейского. Каждый военный полицейский также имеет служебное удостоверение установленной формы.

Кроме того, в настоящее время проходит согласование проект постановления Правительства РФ о нанесении специальной цветографической окраски оперативной автомобильной техники военной полиции и установки на нее специальных свето-звуковых устройств.

- Несмотря на небольшой период деятельности военной полиции, есть ли уже результаты ее работы?

Конечно, есть. За последние два года подразделения военной полиции обеспечивали правопорядок, безопасность дорожного движения и охрану мест проведения специальных мероприятий с участием войск, таких как: Международный военно-технический форум, парады Победы на Красной площади и в других городах России, танковый биатлон 2014 и 2015 годов, Международные армейские игры-2015.

Военная полиция участвует в военных учениях всех уровней, проводимых в рамках подготовки Вооруженных Сил, а начиная с 2013 года в планы проведения стратегических учений включается отдельный элемент выполнения задач военной полицией совместно с ФСКН России по перекрытию каналов проникновения наркотических средств на территории воинских частей.

Кроме того, несмотря на то что военная полиция в первую очередь предназначена для защиты жизни и здоровья военнослужащих, военные полицейские приходят на помощь и гражданскому населению нашей страны.

Неоднократно военнослужащие военной полиции, рискуя жизнью и здоровьем, оказывали помощь гражданским лицам.

Так, 25 августа 2015 года в поселке Урман Республики Башкортостан при несении службы к патрулю военной полиции обратилась жительница этого поселка за помощью в спасении трех работников местного ЖЭУ, которые при работе в канализационном люке получили сильное отравление и находились в нем в бессознательном состоянии.

Прибывшие на место военнослужащие патруля военной полиции, несмотря на риск, немедленно приступили к извлечению пострадавших из канализационного люка и оказанию им первой медицинской помощи. Благодаря правильным и решительным действиям военных полицейских жизнь двоих человек удалось спасти.

В Екатеринбурге 4 сентября 2015 года военнослужащий военной полиции с поличным задержал грабителя, похитившего у пожилой женщины всю ее пенсию. Военный полицейский, проходя мимо одного из домов, услышал из подъезда женский крик о помощи и увидел через открытую дверь лежащую на полу пенсионерку и убегающего мужчину. Он немедленно бросился за грабителем и сбил его с ног, после чего передал в руки полиции. Похищенную пенсию женщине вернули.

Этот список можно продолжить, но хочу еще раз отметить, что военный полицейский всегда готов прийти на помощь как к военнослужащим, так и к гражданским.

В этом году подразделениям военной полиции также предстоит принимать активное участие в мероприятиях, проводимых Минобороны России: многочисленные учения, в том числе командно-стратегическое учение «Кавказ-2016», военный парад Победы, Международный военно-технический форум и еще более масштабные, чем в прошлом году, Международные армейские игры-2016.

Кроме того, не секрет, что отряд военной полиции сегодня успешно решает задачи обеспечения охраны объектов и безопасности дорожного движения на территории военной авиабазы Хмеймим в Сирийской Арабской Республике.


Хотя истоки военно-полицейской службы в виде должности маршала-проректора восходят ещё к XIII веку, собственно служба родилась в XIX веке. В 1809 во время войны в Испании герцог Веллингтон создал первые постоянные подразделения для поддержания порядка в рядах собственных сил. После завершения Наполеоновских войн эти части прекратили своё существование.

В 1854 году, с началом Крымской войны, армия завербовала около сотни известных своей крутизной констеблей Королевской ирландской полиции, которые отправились в британскую армию в Крыму для поддержания порядка. Именно они стали носить в качестве отличительного знака красную повязку на плече.
После завершения войны часть этого подразделения было размещено для выполнения полицейских функций в главном английском гарнизоне в Олдершоте. В 1877 году они стали постоянным подразделением – военной конной полицией. В 1885 году была создана военная пешая полиция.
Два этих подразделения были соединены в Корпус военной полиции только в 1926 году, а почётное звание "Королевской" она получила в 1946 году, в признание её заслуг в ходе Второй Мировой войны.
В мирное время военная полиция имела численность в 5 тысяч военнослужащих, отвечавших за поддержание порядка в воинских частях, охрану военных объектов.

В годы Второй Мировой войны численность военной полиции выросла до 50 тысяч, она охраняла стратегические объекты и лагеря военнопленных. На следственную службу военной полиции была возложена задача борьбы с организованной преступностью и особо тяжкими преступлениями на всей территории Соединённого Королевства.
Роты военной полиции придавались каждой дивизии и отдельной бригаде, нередко участвовали в боях – как рота военной полиции 1-й воздушно-десантной дивизии в ходе операции "Маркет-Гарден" сражалась с панцергренадёрами СС за полицейский участок в Арнеме.
За годы войны погибло 950 военных полицейских, военные полицейские заслужили 6 Медалей за выдающуюся службу, 7 Военных Крестов и 61 Военную медаль. Хотя, конечно же, для английских ветеранов Второй мировой военный полицейский в красной фуражке – это прежде всего регулировщик на мосту или перекрёстке.
После войны роты военной полиции продолжали придаваться дивизиям и отдельным бригадам в ходе "малых войн" на закате Британской Империи.
В Малайе, Палестине и на Кипре они участвовали в контрпартизанских операциях и несли потери.

Именно в Ольстере подполковник Брайан Гейт заработал единственный послевоенный Орден "За выдающиеся заслуги" для военной полиции.
Во время Вьетнамской войны рота военной полиции охраняла британское посольство в Сайгоне.
В 1982 году 160-я рота военной полиции отправилась на Фолкленды, где выполняла функции полиции после отвоевания островов, до того как была восстановлена местная полиция.
Во время североирландской Смуты в провинции было развёрнуто 2 полка военной полиции.
Особую роль военная полиция играла в годы Холодной войны в Германии, именно военные полицейские несли службу на блокпостах в разделённом Берлине и сопровождали машины советской миссии.

Конные части военной полиции были окончательно расформированы в 1995 году.
В ходе последней реформы "Армия-2020" военная полиция была сокращена в 2 раза и ныне насчитывает 2 с половиной тысячи человек.

1-я бригада военной полиции состоит из трёх полков (1-го, 3-го и 4-го), эквивалентных пехотным батальонам. Каждый полк включает по три роты. Также у Королевской военной полиции есть следственный отдел, состоящий из 4-х следственных рот.

Штаб и учебный центр Королевской военной полиции расположены в Саутвик-Парке недалеко от Портсмута. Офицеры военной полиции учатся, как все остальные британские офицеры, в Сандхёрсте, а затем проходят 12-недельную специальную подготовку в Саутвик-Парке. Также и рядовые сначала получают базовую солдатскую подготовку.
Носят военные полицейские обычную армейскую форму, отличаясь только красными фуражками и алыми беретами, а также красными повязками военных полицейских. Собственно, "красные фуражки" и есть официальное прозвище военных полицейских. Хотя в армейской среде их чаще зовут менее почтительно "обезьянами" – это прозвище, как говорят, пошло ещё от солдат Веллингтона.
Надо отметить, что как и всё в Британии, полицейское дело в армии довольно децентрализовано. За поддержанием дисциплины в армейских батальонах следит полицейская секция под командованием полкового провост-сержанта – обычные солдаты с повязками "полковой полиции". Но они не обладают правом ареста.

Военные объекты охраняет и обеспечивает контрольно-пропускной режим полиция министерства обороны – гражданское полицейское ведомство, чьи члены выглядят как самые обычные британские констебли.
Так что ныне роты военной полиции размещены только на крупных военных базах и обычно занимаются патрулированием городков, где эти базы находятся. Также военные полицейские занимаются расследованием уголовных правонарушений со стороны военнослужащих.
По британским законам, военные полицейские не являются констеблями, но имеют право "арестовать любое лицо на территории Соединённого Королевства, которое может рассматриваться как служащий вооружённых сил, и которое подозревается в совершении какого-либо нарушения гражданского или военного права", при этом военные полицейские "не обязаны находиться на территории объекта министерства обороны".
Полные полицейские полномочия военная полиция имеет только на военных базах за границами Великобритании.
Шефом Королевской военной полиции является царствующий монарх, которого представляет полковник-коммандант в ранге генерал-лейтенанта.

Поделиться