Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куединская средняя общеобразовательная школа №1 - БШ»
п. Куеда
Куединский район
Пермский край
Тема урока: Чистые вещества и смеси
Урок разработала учитель химии и биологии I квалификационной категории Суханова Наталья Леонидовна
20 14 г
Тема: Чистые вещества и смесиКласс : 8
Технология: Адаптивная технология развивающего обучения Е.А. Ямбурга Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала Деятельность учащихся : индивидуальная, парная, групповая, Методы обучения:
поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Цель урока:
1.Познакомиться с чистыми веществами и смесями.
2. Сформировать учебно-исследовательскую компетентность обучающихся;
Задачи
Образовательные
Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ.
Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
Познакомить на практике со способами разделения смесей.
Развивающие
Развивать умение наблюдать и делать выводы.
Развивать мышление, внимание, интеллект у ребят.
Прививать простейшие навыки химических исследований.
III. Воспитательные
Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке.
Формировать мысли о том, что мир познаваем и един.
Оборудование и реактивы:
Рабочая карта урока каждому ученику, на каждую парту (3 химических стакана, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, вода, сахарный песок, речной песок.)
Ход урока:
Знакомство с рабочей картой урока (в ней отражены этапы урока, деятельность учащихся, каждый этап оценивается: ученик оценивает сам себя с/о…, или его сосед по парте в/о…, или общая оценка группы о/г…).Изучение нового материала (проблема) Удивляй! Загадка про воду.
Однажды, - говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Вопрос классу – Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду?
Ответ : Нельзя, ибо она представляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, в первую очередь солей (главный из них NaCl), который предает ей своеобразный горько-соленый вкус.
Целеполагание классу
Критерии оценивания проговариваются.
А ) Рассказ о чистых веществах и смесях.
Каждое вещество, выделенное из морской воды, имеет определенные свойства (плотность, твердость, температура кипения, температура плавления и др.). Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит различные примеси, которые захватывают из воздуха. В жизни, как правило мы встречаемся не с чистыми веществами, а со смесями веществ. (выставление оценки себе, как поняли эту часть материала).
Б ) Терминология
Вопрос : Дайте свое определение чистым веществам и смесям (работа в парах ребята проговаривают друг другу свои определения).
Ответ : Заслушиваются у двух человек каждое определение: в тетради записывают правильные определения. (В рабочей карте друг другу выставляют оценки по тем определениям, которые они проговаривали друг другу соотнося к правильным)
Чистое вещество – вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства.
Смесь – система, состоящая из равномерно распределенных друг в друге двух или более простых веществ, соединений или материалов.
Например: Древесный уголь (простое вещество углерод С), сера (элемент) и KNO 3 – нитрат калия (соединение) образуют смесь, которая называется порох.
На доске схема 1.
Смеси
Однородные Неоднородные
??? ???
(стакан №1) (стакан № 2)
(Называются их различия)
В ) Наблюдение за экспериментом (инструкция по технике безопасности) Приложение № 2
Работа с карточкой. Проводят сами опыт (растворение в воде сахарного песка и речного песка ). Результат записывают под схемой 1. (№ 1 стакан, № 2 стакан)
Проверяют правильность записей, ставят оценки себе в рабочую карту.
Г ) Работа с учебником с. 82 (3-4 абзац)
Самостоятельная работа . Дописать начатую схему.
Проверяют правильность записи и ставят себе оценку (дается правильная схема)
Смеси
Однородные Неоднородные
Нельзя заметить границу раздела Можно заметить
между веществами границу раздела между
веществами
(стакан №1) (стакан № 2)
(Называются их различия)
Работа со схемой № 1.
Прикладная направленность проговаривается.
Показ небольшой коллекции различных смесей.
Д ) Способы очистки смесей.
Многие чистые вещества играют важную роль в атомной энергетике, полупроводниковой промышленности, волокнистой оптике и т.д. поэтому очистка веществ – важнейшая проблема химии.
Простейшие способы очистки веществ вам известны из курсов ботаники и природоведения.
Вопрос : Назовите их.
Ответ: Фильтрование, отстаивание, деконтация (сливание).
Вопрос : А какие народные способы очистки веществ вы знаете? (табл. Активированный уголь, Смекта).
Ответ : Называют
А) фильтрование через березовые угли и несколько слоев марли, через обожженную глину.
Б) Отстаивание (примеси оседают на дно).
В) Современные фильтры для очистки воды.
Раньше спирта не было, и люди в медицинских целях использовали самогон, а чтобы он был очищенный, использовали разные способы. Например, фильтрование.
И раньше и теперь из поколения в поколение очищают творог от сыворотки, масло сливочное от пахты – а это продукты питания издревле известные на Руси.
Работа со схемой № 2.
Основные способы разделения смесей (очистки веществ).
Неоднородных
Отстаивание Фильтрование Действие магнитом
Межпредметная связь с 83. абзац 2 (рассказ учителя про Шерлока Холмса)
Закрепление (решение творческого задания)
На столе стоит сосуд (для подсказки).
Работа во временных группах по 4 человека.
Читается задание .
Древние египтяне – жрецы умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом – в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует (впитывает) свинец, - и готово чистое золото. Конечно, жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое – либо вещество но, тем не менее, они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?
Контрольный ответ : из вещества, впитывающего свинец (это была костяная зола) изготавливали сами сосуды – в этом и заключался великий секрет египетских жрецов.
В группе идет обсуждение. Каждая группа дает свой вариант ответа. (кратко 2-3 слова или одно предложение)
Учитель называет правильный ответ, группа ставит себе оценку, которая записывается в рабочую карту каждого.
Самостоятельная работа.
(эксперимент)
Работа с инструктивной карточкой. Берем стакан № 2 из первого опыта, перемешиваем содержимое, т.е. речной песок с водой и выливаем в чистый стакан, заранее приготовленный учителем с воронкой и фильтровальной бумагой.
Вопрос : Как называется этот метод?
Ответ: Фильтрование.
Вопрос : Что осталось на фильтровальной бумаге?
Ответ : Чистое вещество – речной песок.
Вопрос : А что фильтровали?
Ответ: Смесь речного песка с водой.
Выставляют себе оценку, если на все вопросы ответили правильно.
Дополнительный материал, если останется время. Разделение смеси железа с серой с помощью магнита. Работает один человек у доски.
IV . Выставляют себе итоговую оценку, среднеарифметическую из всех набранных.
V . Рефлексия. Записывают в рабочую карту.
VI . Домашнее задание.
Спросить у родителей, а какие они знают способы очистки веществ от примесей. Просветите их теми, которые вы узнали на уроке, и где это применимо в домашнем быту.
Литература
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2010. – 270 с.:ил.
Приложение № 1
План урока.
(Рабочая карта).
Этапы урока
1.Самоконтроль - с/к 2.Взаимоконтроль - в/к 3.Исследовательская деятельность - и/д 4.Творческая работа - т/ р 5.Самооценка - с/о 6.Оценка в группе - о/г 7.Взаимооценка - в/оРефлексия.
1.Самое интересное – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чему практически научились – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что узнали нового - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2
Инструктивная карточка. Тема: « Чистые вещества и смеси».
Сахарный песок Речной песок
Н 2 О