Общественно-политическая жизнь древних германцев. «Эволюция общественного строя древних германцев с середины I в. до н.э. до конца I в. н.э (по трудам Цезаря и Тацита)

Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие Тимошина Татьяна Михайловна

§ 1. Хозяйство древних германцев

Наиболее древние народы, населявшие территорию Западной Европы, относились к кельтским племенам, которые поселились здесь во второй половине I тысячелетия до н. э. К их числу относились галлы, бойи, бритты, гельветы, белги, секваны, валлийцы (уэльсцы), пикты, эдуи, скотты и др. Поселения кельтов располагались на территории современных Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Южной Германии, Австрии, Северной Италии, Северной и Западной Испании, Чехии, Венгрии, Болгарии. К середине I века до н. э. почти все эти племена были покорены римлянами.

В этот же период в Западной Европе появились германские племена, которые расселились по побережью Северного и Балтийского морей, по течению Дуная, Рейна, Эльбы, Вислы, Одера, на полуострове Ютландия и в Южной Скандинавии. Постепенно более воинственные германские племена, захватывая все новые и новые территории, вытеснили кельтов из мест их проживания.

Римляне, занимавшие соседние земли, оставили потомкам некоторые материалы по истории древних германцев: «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря (середина I века до н. э.) и трактат римского историка Тацита « О происхождении и местожительстве германцев», а также его «Анналы» и «Историю» (конец I века н. э.).

Судя по перечисленным источникам, в этот период общественное устройство германцев находилось на уровне родовой общины, их материальная культура была достаточно примитивной. Они не знали частной собственности, земля принадлежала всей общине. Земледелие было переложным, и ввиду того, что приходилось часто покидать освоенные участки земли и переходить на новые, германцы вели кочевой образ жизни. Но поскольку земледелию мешали дремучие леса и непроходимые болота, а для расширения и обработки пашни требовались огромные усилия, то большое значение в жизни германцев имели охота и скотоводство. И хотя в конце I века н. э. германцы стали больше заниматься земледелием, освоили плуг с железным лемехом, эта деятельность по-прежнему имела второстепенное по сравнению со скотоводством значение. Некоторое развитие в рассматриваемый период получили ремесла (кузнечное и гончарное дело, ткачество, выделка кожи и т. д.). Германцы почти не знали денег, торговый оборот был очень ограниченным. Их хозяйство долгое время оставалось натуральным.

Первоначально германские племена селились родами («большими семьями») , из которых составлялся родовой (племенной) союз. Постепенно родовая община стала уступать место сельской общине. Несмотря на то что земля оставалась в коллективной собственности, она находилась в пользовании у отдельных семей. Периодически происходил передел общинных земель, но все чаще приусадебная земля закреплялась в собственность за «большими семьями».

В I веке н. э. внутри германских племен началось социальное расслоение. Общинники стали делиться на свободных, вольноотпущенников и рабов. Вольноотпущенники занимали промежуточное положение между сословиями свободных и рабов. Рабы, состоявшие в основном из военнопленных, имели свою семью, дом, скот и пр. Они работали в домашнем хозяйстве господина и помимо этого платили ему оброк. В этот же период среди германцев сформировалось сословие крупных землевладельцев (племенной знати), из которых избирались племенные вожди. Поскольку земельные угодья становились главным мерилом богатства, вожди собирали военные дружины для захвата ближних и дальних земель. Те, у кого были земля и военная сила, пользовались большим влиянием при решении важных дел в народных собраниях, например при выборах короля (конунга), избиравшегося, как правило, на период войны. Постепенно королевская власть из выборной стала превращаться в наследственную.

В IV–VII веках происходило массовое передвижение германских племен, так называемое великое переселение народов. Причинами миграции племен можно считать социальное расслоение, укрепление королевской власти и стремление племенной знати к захвату новых территорий и народов. В определенной степени на «великое переселение» повлияли агрессивные набеги с Востока кочевых племен (гуннов ), которые грабили германцев, что толкало последних на поиски новых земель.

В результате массовой миграции в Европе образовались крупные федерации германских племен: фризов, англосаксов, алеманнов, лангобардов, вандалов, ютов, бургундов, франков, баваров, остготов, вестготов и пр. В IV–V веках германские племена покорили Западную Римскую империю, и на ее развалинах было создано несколько так называемых варварских королевств, в том числе и Франкское королевство, которое позже стало наиболее сильным государством средневековой Европы.

Из книги Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески автора СССР Внутренний Предиктор

4.5. Плановое хозяйство большевиков - хозяйство социалистическое Дав приведённое нами в конце раздела 4.4 определение основного экономического закона социализма, И.В.Сталин далее поясняет его, ясно разграничивая цели и средства их достижения.«Говорят, что основным

Из книги Экономическая география автора Бурханова Наталья

28. Сельское хозяйство Сельское хозяйство – важная отрасль мирового хозяйства, но ее значение в экономике разных стран и районов неодинаково.Сельское хозяйство как сфера хозяйственной деятельности людей возникло около 10 тыс. лет назад. Это был революционный процесс.

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

5.3. Лесное хозяйство В соответствии с п. 5.16 Федерального отраслевого соглашения по лесному хозяйству Российской Федерации на 2007 – 2009 годы на работодателей возлагается обязанность заключать наряду с договорами об обязательном страховании работников от несчастных

Из книги Благосостояние для всех автора Эрхард Людвиг

Глава V. Рыночное хозяйство преодолевает плановое хозяйство «Экономическая политика началась под лозунгом „свободного рыночного хозяйства“ и „либерализации“. Весной она закончилась введением импортных ограничений, олицетворяющих собой провал всей политики

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Сельское хозяйство Сельское хозяйство – это еще одна разновидность производства, которая подразделяется на отрасли: растениеводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д. Конкретное сельскохозяйственное предприятие может быть узкоспециализированным,

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

3. ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО Для присваивающего хозяйства характерно наличие двух отраслей – собирательства и охоты. Это составляло основу их жизни. Охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие человеческих коллективов.Объектами

Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

4. ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО Апогеем развития присваивающего хозяйства было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики – земледелия и скотоводства. Хотя земледелие и

Из книги Сборник рефератов по географии для 10 класса: Экономическая и социальная география мира автора Коллектив авторов

4. Аутистическое хозяйство Ни одна идеальная конструкция не вызвала столько нападок, как изолированный экономический субъект, целиком зависящий только от самого себя. Но экономическая наука не может обойтись без него. Чтобы изучить межличностный обмен, мы должны

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

Реферат КОЛЫБЕЛЬ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (МЕКСИКА) План1. Географическое положение. Природные и климатические условия.2. Население.3. Экономика:а) общие черты;б) промышленность;в) сельское хозяйство;г) транспорт и связь;д) внешние связи, торговля.4. Столица.5. Культура.

Из книги Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. автора Катасонов Валентин Юрьевич

Глава 1 Экономическая эволюция древних цивилизаций

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

Глава 1. Экономическая эволюция древних цивилизаций Экономическое развитие Древнего Египта Экономическое развитие Двуречья (Междуречья) Основные черты экономического развития Древней Греции Развитие экономики Древнего Рима

Из книги В здоровом бизнесе – здоровый дух. Как великие компании вырабатывают иммунитет к кризисам автора Карлгаард Рич

Монастырское хозяйство Наиболее последовательно и строго христианские принципы (особенно принцип нестяжательства) проводились в жизнь в таком «малом социуме», как монастырь. Митрополит Сергий (Страгородский) писал о монастырях как об идеале социальной организации

Из книги Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами автора Деминг Уильям Эдвардс

74. Возникновение банковской деятельности в древних цивилизациях С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию

Из книги Политэкономия войны. Как Америка стала мировым лидером автора Галин Василий Васильевич

Глава 7 Истории Сила историй, древних и новых 12 января 2010 года семибалльное землетрясение обрушилось на самую бедную страну в Западном полушарии – Гаити. Число погибших оказалось столь велико, что его невозможно точно установить, но погибло около 150 тысяч человек. Еще

Из книги автора

Электрическое хозяйство По Джону Френсису ХёрдуНесколько слов о производстве и распределении электроэнергии. Один из ведущих производителей электроэнергии в Новой Англии начал реализацию программы повышения качества и прибылей с использованием известной технологии.

Цезарь первым осознал важность сбора любой информации о германцах, которая могла бы пригодиться римлянам в военном и политическом отношениях. Отсюда в «Записках о галльской войне» появляются сведения об общественном устройстве германцев, условно называемые «свевский» (книга IV) и «германский» (книга VI) экскурсы.

Цезарь отмечает, что частной земельной собственности (в категориях римского права) у германцев нет. Каждый год главы племен (magistratus acprincipes) переводят роды и семьи кровных родственников на другие земли, при этом одна часть населения занимается войной, а другая ведет хозяйство. Частота земельных переделов, описанных Цезарем, свидетельствует о существовании у германцев общин, состоящих из родственников.

Правда, необходимо учесть, что данные археологии говорят о наличии у германцев, живущих стационарно, полей с постоянными границами, которые, как правило, маркировались небольшими (до 1 м) валами из земли или камней, заросших кустарником и предохранявшим землю от выветривания.

Подобное землепользование исключало переделы между членами общины. В свете диаметрально противоположной информации письменных и археологических источников, вопрос о системе землепользования у германцев на рубеже тысячелетий до сих пор остается открытым.

Политическую организацию германцев отличало наличие нескольких уровней, на которых взаимодействовали различные институты власти: существовало народное собрание (concilium), у которого в мирное время не было единого руководящего органа; далее шли округа (pagi) и более мелкие области (regiones); обычное право среди сородичей осуществляли старейшины (principes - «первенствующие»).

Скудность сведений Цезаря не позволяет установить участие в народных собраниях женщин. В отношении племени Цезарь использует латинский термин civitas, что согласно римской публично-правовой традиции означает сообщество мужчин, имеющих право на политическое волеизъявление.

На время войны племя избирает особую (судя по грамматике языка Цезаря - коллегиальную) власть с правом лишения жизни соплеменников. От Цезаря не ускользнула разница между войной от имени всего племени и обычным разбойным рейдом. Из первенствующих на народном собрании военным командиром-вождем (dux) утверждался тот, кто был известен (т. е. знатен) своими удачами в набегах.

Несомненно, власть такого вождя была временной - только на период разбойного нападения. Не желающие участвовать в таких авантюрах признавались дезертирами и изменниками.

Ко времени Тацита (конец I в. н. э.) происходит значительная ломка социальной и политической организации германского племенного мира. Это наиболее заметно на ускоренном отграничении военного нобилитета от основной массы простых соплеменников. Античные источники говорят о знати (primores, proceres) херусков.

Еще Цезарь указывал, что у убиев есть «первенствующие и сенат» (principes ас senatus). В начале III в. н. э. Дион Кассий сообщает, что не все вожди допускаются к совету племени. Общим местом является подчеркивание знатности происхождения наиболее видных германских вождей - Арминия, Маробода, Катуальда и т. д.

Тацит четко резюмирует причины появления знатности «по-германски»: 1) неоднократные личные военные заслуги; 2) публичный перенос знатности отцов на их детей, что выражалось в предоставлении юношам достоинства «первенствующих».

Вокруг военных нобилей концентрируются дружины (comitatus) со своей внутренней командной иерархией. Чем более многочисленна дружина, тем известнее и знатнее становится ее вождь в глазах соседей. Складывается обычай, что все «добровольно и поголовно» приносили вождям в мирное время скот или агропродукты.

Очевидно, приносили, главным образом, те, которые были заняты сельским хозяйством и не являлись членами дружины. Перед нами, таким образом, несомненно, одна из форм редистрибуции - протоналога на содержание вождя и дружины. Дружина ждет от вождя подарков, которые вождь реализует устройством пиров.

Однако основу ресурсов вождя - как материальных, так и моральных - составляли набеги на соседей и военная добыча, поэтому «многие знатные юноши», как указывает Тацит, в мирное время нанимались воинами в соседние племена, ибо занятие сельским хозяйством им претит. Описывая обычаи хаттов, Тацит о таких «юношах» замечает: «Нет у них ни дома, ни поля, ни какой другой заботы. К кому они придут, у того и кормятся, пренебрегая своим, расточая чужое...»

Социальная структура германского общества к концу I в. н. э. включала военную знать разных уровней, рядовых свободных германцев, «рабов». «Рабы» у германцев, по словам Тацита, напоминают римских колонов. Они обязаны были давать господину оброк, но в то же время имели свободу распоряжения в своем доме и хозяйстве. Их редко подвергали побоям или заковывали в цепи, убивали чаще сгоряча, чем в наказание. И только «рабский» статус оставлял такое убийство безнаказанным.

Земля, по свидетельству Тацита, находилась в коллективной собственности. Продолжают существовать земельные переделы, но уже не ежегодные. Способы распределения земель, как их описывает Тацит, несколько иные, чем в «Записках» Цезаря: по числу работников и далее между собой - по достоинству.

При Цезаре все германцы возделывали землю; при Таците определенное число лиц это занятие презирало. Для живущих постоянно на одном месте германцев это создавало возможность перехода к переложной системе земледелия. У части германцев были рабы, которым предоставлялись земли. Вероятно, «по достоинству» следует понимать как предоставление большего количества земель домовладыкам из числа обладавших добычей дружинников или даже мелких родовладык.

У Тацита нет речи о том, кто производит раздел земли, роды не фигурируют в качестве субъектов землепользования. Сама фраза «между собой», возможно, подразумевает, что верховным землеустроителем стал местный тинг, влияние в котором сильных дружинников было велико, а не собрание всего племени, как во времена Цезаря.

Таким образом, притом что на уровне отдельных поселений в землепользовании все еще имели огромное значение родственные связи, вереде знати и дружинников, несомненно, происходила эволюция в сторону персонального пользования землей и медленного формирования частной собственности на землю, что также было связано с возникновением хуторского типа хозяйства германцев.

Тацит определенно говорит о собственных хозяйствах так называемых рабов-колонов. На оформление собственнических отношений на землю указывает и упоминание в источниках о том, что при подавлении батавского восстания Цивилиса 69-70 гг. н. э. римский полководец дал приказ не разорять его «поля и виллы». Подобное развитие аграрных отношений, конечно, не было стабильным вследствие высокой степени миграций. Однако устойчивость однажды обретенной модели хозяйства возобновлялась в мирные периоды жизнедеятельности племени.

Накопление частных движимых имуществ у верхушки дружины и вождей - факт, многократно засвидетельствованный и нарративной традицией, и археологией. Тацит заметил: «Вожди особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер и ожерелий; мы научили их принимать также и деньги». Он же, при описании войны Арминия с Германиком (15-16 гг.), отметил факт: херуски от имени Арминия каждому римскому перебежчику обещали ежедневно платить по 100 сестерциев.

Новые собственнические отношения у германцев 1 в. н. э., таким образом, соседствуют и с новыми, не свойственными им ранее, социальными элементами. Помимо прочего, это отразилось и в обычном праве германцев. Римляне, при их огромном интересе и пиетете к праву, не могли обойти своим вниманием юридические конструкции изучаемого ими противника.

При Таците, как и при Цезаре, соблюдается обычай коллективного гостеприимства (факт поразительного архаизма для римских классиков). В наследственном праве Тацит отметил ограничение наследников только родственниками, что сдерживало полное оформление частной собственности: главными наследниками признавались дети наследодателя; в случае отсутствия детей наследство переходило братьям и дядьям.

При остающемся принципе коллективной ответственности за нарушение субъектных прав сородича кровная месть уходит на задний план и, наоборот, на практике применяется принцип выкупа вины в пользу большой патриархальной семьи.

Изменения в эволюции политической организации выглядят еще более рельефно. Главным властным (законодательным) органом остается народное собрание мужчин-воинов - знаменитый германский тинг. При нем существует совет старейшин, который готовил (редактировал) решения собрания. Заседания тинга ведут жрецы, имеющие право наказывать нарушающих порядок.

В отличие от времени Цезаря, у племени в мирное время имеется постоянная «исполнительная» власть. У Тацита унифицированная для всех германцев картина заседаний тинга выглядит так: первым выступает «тех» (правитель) или кто-либо из старейшин сообразно с возрастом, знатностью, военной славой, красноречием. Никто из них не имеет права приказывать, но только убеждать. Решение остается за основной массой членов тинга, которые голосуют потрясанием оружия.

Тинг обсуждает не только вопросы войны и мира, но и вершит суд по публичным и частным делам. По мелким правонарушениям назначается штраф, часть которого передается правителю или племени. Последнее явно представляет собой раннюю форму судебных издержек. Натинге совершеннолетний юноша получает щит и фрамею: отныне он не только член семьи, но и член общества, и полноценный участник тинга.

ТЕМА 3.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА.

В отличие от римского рабовладельческого общества варвары находились на стадии позднеплеменного строя. Основную их массу составляли свободные общинники. Родоплеменная знать уже сформировалась, но еще не выделилась в особое сословие. Среди многочисленных первобытных этнических массивов, населявших Европу к началу средневековой поры, наибольшую активность проявляли германцы и славяне, из которых первые, благодаря месту и условиям своего обитания, раньше и активнее вступили в соприкосновение с Римом.

РАССЕЛЕНИЕ. Германские племена сыграли ключевую роль в печальной судьбе Позднего Рима. Они же открыли новую страницу западноевропейской истории. Как и завоеванные римлянами в конце I тыс. до н.э. кельты, как и славяне, германцы происходили от индоевропейцев, расселявшихся в Европе еще примерно с середины IV тыс. до н.э. В середине II тыс. до н.э. германцы освоили Южную Скандинавию, к VI в. до н.э. - обитали также в междуречье нижнего течения рек Везер и Одер с границами на Западе - по Рейну, а на Востоке - в междуречье Одера и Вислы. Германцами их прозвали соседи - кельты. Наиболее ранние сведения о германцах добыты археологами и датируются VII в. до н.э.

БЫТ. Жили германцы небольшими деревнями, в домах, разбросанных обычно без особого плана. Поселения располагались скоплениями в безлесых местах, обычно - в речных долинах на холмах среди низин. Эти скопления были разделены огромными массивами первобытных, девственных лесов. Леса являлись естественными границами племен. Деревни были долговременными, что позволяет усомниться в точности римских источников (Цезарь, Тацит, Страбон и др.), сообщавших о кочевом, бродячем образе жизни германцев. Размеры деревень были различными, порой в них насчитывалось более десятка домов. Но преобладали небольшие селения. Особенностью германских поселений была усадебная застройка: каждый жилой дом окружали хозяйственные постройки и огороды. Такие усадьбы обносились оградами и нередко располагались в отдалении друг от друга, порой настолько значительным, что не ясно, составляли ли они единую деревню, или же - комплекс хуторов. Дома располагались без всякого плана, хаотично. В исторической географии такая застройка называется распыленной и нерегулярной. Дома, наземные (чаще) и углубленные, сложенные из дерева и камня, обмазывались цветной глиной, что, по свидетельству римлян, вносило некую эстетику в довольно убогий, по сравнению с античными поселениями, германский пейзаж.

ХОЗЯЙСТВО. Основой хозяйства древних германцев было земледелие и скотоводство. Но, в отличие от живших южнее и западнее кельтов, имевших в последние века до новой эры тяжелый плуг, позволявший осуществлять глубокую вспашку, германцы еще многие столетия пользовались примитивным ралом, которое не переворачивало, а лишь разрезало пласт земли. У прибрежных и приморских племен важную роль играли рыболовство и охота.



Сообщения римских авторов о слабом развитии земледелия у германцев теперь доверия не вызывают. Вокруг некоторых деревень, датированных еще серединой I тыс. до н.э., археологи обнаружили поля, разделенные на участки площадью от 2 до 200 га. Эти поля могли принадлежать как отдельным семьям, так и целым общинам. Возможно, применялся нерегулярный севооборот, хотя не исключалось и более примитивное подсечно-огневое земледелие и лесной перелог. Именно такие агроприемы, возможно, и породили у очевидцев-римлян, привыкших к многократной вспашке и регулярному севообороту, представление о том, что у германцев преобладает скотоводство, а земледелием они "занимаются не особенно усердно"1. К тому же многие пограничные с римлянами племена находились в процессе переселения, что наводило на мысль об их кочевой жизни. Выращивали германцы ячмень, овес, пшеницу, рожь.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Движение германцев из первичных мест обитания в климатически более благоприятные южные и западные области началось еще в I в. до н.э. К началу новой эры они уже дошли до границ римских провинций, а в последующие века все чаще переходили их, пока в IV-V вв. не осели в пределах Западной Римской империи, похоронив ее. Бурная активность и даже агрессивность германцев объясняется достигнутой ими стадией общественного развития.

К концу I тыс. до н.э. германцы жили родовым строем. Верховная власть принадлежала народному собранию, родовые старейшины выполняли судебные функции. На время военных действий выбирался военный вождь. Низовой ячейкой общества была родовая община с одинаковым для всех имущественным положением. На имущественное равенство и отсутствие у германцев собственности обратил внимание Цезарь.

Но уже в I в.н.э. в германском обществе начинаются серьезные социальные изменения. Из единых прежде родовых коллективов выделяются отдельные семьи, которые ведут обособленное хозяйство на выделенных общиной участках земли. Семьи старейшин, вождей, жрецов получают более значительные наделы, "по достоинству", как отмечал Тацит. Постепенно складывается наследственность должностных лиц, которых выбирают из одних и тех же семей. Так формируется знать. Вслед за социальным возникает и имущественное неравенство. В семьях знати концентрируются более крупные земельные наделы. Ведь при выборах на должности из одних и тех же семей, за этими семьями сохраняются более обширные участки, выделенные "по достоинству". Тот же Тацит отмечал и традиции добровольных даров, подношений вождям и старейшинам в благодарность за благополучие. К ним же поступали дани с покоренного населения и военная добыча. У знати появляется потребность в дополнительной рабочей силе, тем более, что самим заниматься рутинными повседневными хозяйственными делами у них уже нет времени - возникает патриархальное рабство. Вокруг знати концентрируются воины, которые и в мирное время уже не возвращаются к повседневному труду, а предпочитают жить за счет своего командира и оказывать ему разные услуги - возникают дружины при военных вождях. В литературе таких вождей называют королями, хотя этот термин закрепляется только в IХ в. Древнегерманское их название - конунги (аналогично лат. рексу ). Конунги с дружинами - прообраз будущей государственной власти.

Указанные процессы происходили у германцев в I-IV вв. н.э. Основная их суть - коренные преобразования в первичной ячейке первобытного общества - родовой (кровнородственной) общине. Ее основной, первоначальный признак - совместный труд всех и совместное же потребление добытых продуктов среди членов одной большой, неразделенной семьи. Нарастание производственного опыта уменьшало потребность в коллективном труде и повышало индивидуальные возможности членов общин. Начинается постепенный процесс сужения круга лиц, с которыми должен был делиться взрослый общинник. Родовая община начинает дробиться на отдельные, более мелкие ячейки - семьи, которые и становятся основными хозяйственными единицами и уже не обязаны делиться результатами своего труда с соседними, пусть и родственными семьями. Так происходил переход от уравнительного распределения в родовой общине к распределению по труду. Общины нового типа, состоявшие из отдельных больших семей - крестьянских дворов - этнографы называют пракрестьянскими . Главное их отличие от родовых - разделение основного общинного имущества - земли на индивидуальные семейные наделы и индивидуальный труд на них. В учебной литературе такие общины называются также земледельческими. Функция таких общин - контроль за землепользованием, наделение семей землей по справедливости (по числу, прежде всего, рабочих рук, а знатных - "по достоинству"). Остальные угодья остаются неподеленными, в совместном пользовании всех. Именно такие общины складываются у германцев в первые века новой эры. Со II-III вв. в общинах выделяются обособленные крестьянские дворы с земельными наделами.

В дальнейшем домохозяйства в таких общинах все более обособляются, родственные узы перестают играть решающую роль. В общинах по соседству могут оказываться и не родственники. Эти общины называются соседскими . У германцев они формируются в IV-V вв., наиболее интенсивно - в процессе расселения на римских землях. Это уже были общины нового типа. Такие социальные изменения подводят к образованию ранних германских государств.

Северные соседи Римской империи — варварские, по оценке греков и римлян, племена германцев, а также кельтов, славян, фракийцев, сарматов — в первые столетия новой эры жили еше родоплеменным строем. Уровень развития этих племен был весь-ма различен, но к моменту массовых вторжений варваров на территорию империи в IV—VI вв. все они в той или иной мере и форме обнаруживали признаки складывания государственности, причем постепенно все более очевидной становилась феодальная направленность происходящих изменений. У германцев эта тенденция прослеживается с особой ясностью.

Хозяйственный строй. Хозяйственный строй древних германцев остается предметом острых историографических дискуссий, что обусловлено прежде всего состоянием источников. Согласно преобладающей точке зрения (учитывающей наряду с письменными источниками достижения археологии, ономастики и исторической лингвистики), германцы уже в I в. вели оседлый образ жизни, хотя эпизодические перемещения отдельных коллективов и племен на значительные расстояния еще имели место. Миграции вызывались по большей части внешнеполитическими осложнениями, иногда нарушениями экологического равновесия в результате колебаний климата, демографического роста и другими причинами, но отнюдь не диктовались природой хозяйственного строя. Наиболее развитыми являлись племена, жившие на границах империи по Рейну и Дунаю, тогда как по мере удаления от римских пределов уровень цивилизованности падал.

Главной отраслью хозяйства у германцев было скотоводство, иг-равшее особо важную роль в Скандинавии, Ютландии и Северной (Нижней) Германии, где много прекрасных лугов, земли же, при-годной для земледелия, мало, а почвы сравнительно бедны. Разво-дили в основном крупный рогатый скот, а также овец и свиней. Земледелие было на втором плане, но по важности уже мало усту-пало скотоводству, особенно к IV в. Местами еще сохранялись подсечно-огневое земледелие и перелог, однако преобладала эксплуа-тация давно расчищенных и притом постоянно используемых участков. Обрабатывались они ралом (сохой) либо плугом, приводимыми в движение упряжкой быков или волов. В отличие от рала плуг не просто бороздит взрыхляемую лемехом землю, но подрезает глыбу земли по диагонали и с помощью специального устройства — отвала — отбрасывает ее в сторону, обеспечивая более глубокую пахоту. Позволив, таким образом, существенно интенсифицировать земледелие, плуг явился поистине революционным изобретением. Однако его применение или неприменение в конкретном районе было обусловлено не столько стадией развития, сколько особенностями почв: плуг незаменим на тяжелых глинистых почвах, отвоеванных у леса; на распаханных лугах с их легкими податливыми почвами он необязателен; в горной местности, где плодородный слой неглубок, использование плуга чревато эрозией.

Правильные севообороты еще только складывались, тем не менее к концу рассматриваемого периода начало распространяться двухполье с обретающим понемногу регулярность чередованием яровых и озимых, реже — зерновых с бобовыми и льном. В Скандинавии сеяли в основном морозоустойчивый неприхотливый овес и быстросозревающий яровой ячмень, на самом юге, в Сконе, также яровые сорта ржи и пшеницы. Зерна здесь хронически не хватало, основой пищевого рациона служили мясомолочные продукты и рыба. В Ютландии и в собственно Германии пшеница занимала значительные и все расширявшиеся площади, но преобладали все же ячмень (из которого помимо хлеба и каши изготовляли также пиво — главный хмельной напиток германцев) и особенно рожь. Германцы возделывали также некоторые огородные культуры, в частности корнеплоды, капусту и салат, прине-сенные ими впоследствии на территорию империи, но садоводст-ва и виноградарства не знали, удовлетворяя потребность в слад-ком за счет дикорастущих плодов, ягод, а также меда. Охота уже не имела большого хозяйственного значения, рыболовство же иг-рало важную роль, прежде всего у приморских племен.

Вопреки сообщению Тацита, германцы не испытывали недо-статка в железе, которое производилось в основном на месте. Ве-лась также добыча золота, серебра, меди, свинца. Достаточно раз-вито было ткачество, обработка дерева (в том числе для нужд кораблестроения), выделка кож, ювелирное дело. Напротив, ка-менное строительство почти не практиковалось, керамика была невысокого качества: гончарный круг получил распространение лишь к эпохе Великого переселения народов — массовому мигра-ционному процессу в Европе в IV—VII вв. Видное место в хозяй-ственной жизни германцев занимал товарообмен. Предметом внут-рирегиональной торговли чаще всего служили металлические из-делия; римлянам германцы поставляли рабов, скот, кожу, меха, янтарь, сами же покупали у них дорогие ткани, керамику, драго-ценности, вино. Преобладал натуральный обмен, лишь в погра-ничных с империей областях имели хождение римские монеты.

Население всего германского мира едва ли превышало тогда 4 млн. человек и в первые столетия нашей эры имело тенденцию к сокращению из-за эпидемий, непрерывных войн, а также не-благоприятных экологических изменений. Соответственно, плот-ность населения была крайне низка, и поселения, как правило, разделялись большими массивами леса и пустоши. Согласно Та-циту, германцы «не выносят, чтобы их жилища соприкасались, селятся они в отдалении друг от друга, где кому приглянулся ручей, или поляна, или роща». Это свидетельство подтверждается раскоп-ками, выявившими во всех германских землях уединенно стояшие усадьбы и небольшие, в несколько домов, хутора. Известны и выросшие из таких хуторов крупные деревни, все более многочис-ленные к середине I тысячелетия, однако и в это время типичным остается все же сравнительно небольшое поселение. Жилища древних германцев представляли собой высокие удлиненны размером до 200 кв. м, рассчитанные на два—три десятка человек; в ненастье здесь содержали и скот. Вокруг или неподалеку лежали кормившие их поля и выгоны.

При близком соседстве нескольких домохозяйств поля или их участки отделялись от соседских не подлежащими распашке межами, возникавшими из камней, удаляемых с поля и постепенно скрепляемых наносами земли и проросшей травой; эти межи были достаточно широки, чтобы пахарь мог по ним проехать с упряжкой к своему участку, не повредив чужие. С увеличением населения такие поля иногда делились на несколько долей, но сами границы поля оставались, по-видимому, неизменными. Такая система полей была наиболее характерна для открытых низменностей Северной Германии и Ютландии. В Средней и Южной Германии, где хлебопашество велось в основном на землях, очищенных от леса положение было, вероятно, несколько иным, поскольку лесные почвы требовали более длительного отдыха, который нельзя было компенсировать, как на богатом скотом Севере, избыточ-ным унавоживанием. Соответственно здесь дольше держался перелог и связанное с ним периодическое перекраивание участков.

Община . Та или иная форма общины характерна для всех родоплеменных, а также более развитых обществ докапиталистичес-кой эпохи. Конкретная форма общины зависела от многих фак-торов: природных условий, типа хозяйства, плотности населения, степени социальной дифференциации, развитости товарообмена и государственных институтов. Община как таковая была необхо-димым и нередко важнейшим элементом всех древних обществ, позволявшим человеческому коллективу заниматься хозяйствен-ной деятельностью, поддерживать освященный обычаем порядок, защищаться от врагов, отправлять культовые обряды и т.д. Самой ранней формой общины считается родовая, или кровнородственная, основанная на совместном ведении хозяйства и совместном пользовании и владении землей кровными родственниками. Эта форма общины была характерна едва ли не для всех народов мира на ранних стадиях их развития. В дальнейшем под влиянием внешних условий община могла приобрести самые разнообразные очертания, причем история общины не сводима к разложению и угасанию ее родовой формы, правильнее говорить о развитии и видоизменении форм и функций общины. Так называемой соседской общине (иначе — община-марка), распространенной в средневековой Германии и в некоторых сопредельных странах, некогда завоеванных германскими племенами, свойственна индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на леса, поля и другие угодья.

Жители древнегерманских хуторов и деревень несомненно также образовывали некую общность. В первые века нашей эры род все еще играл очень важную роль в жизни германцев. Члены его селились если не вместе, то компактно (что особенно ясно проявлялось в ходе миграций), вместе шли в бой, выступали соприсяжниками в суде, в определенных случаях наследовали друг другу. Но в повседневной хозяйственной практике роду уже не было места. Даже такое трудоемкое дело, как корчевание леса, было по силам большой семье, и именно большая семья, занимавшая опи-санное выше просторное жилище и состоявшая из трех поколений или взрослых женатых сыновей с детьми, иногда с несколькими невольниками, и являлась главной производственной ячейкой гер-манского общества. Поэтому независимо от того, происходили ли жители поселения от общего предка или нет, соседские связи между ними преобладали над кровнородственными.

При небольшой плотности населения и обилии свободных, хотя обычно не освоенных еще земель, споры из-за возделываемых пло-щадей, равно как и общие всем проблемы, связанные с их обра-боткой, вряд ли часто возникали между домохозяйствами. Гос-подство примитивных систем земледелия, чуждых строгому, обязательному для всех соседей чередованию культур и неукос-нительному соблюдению ритма сельскохозяйственных работ (что свойственно для развитого двухполья и особенно трехполья), также не способствовало превращению этой общности в слаженный производственный организм, каким была средневековая крестьян-ская община. Функционирование древнегерманской общины еще сравнительно мало зависело от организации хлебопашества и зем-леделия в целом. Большее значение имело регулирование эксплу-атации необрабатываемых, но не менее жизненно важных угодий: лугов, лесов, водоемов и т.д. Ведь главной отраслью хозяйства ос-тавалось скотоводство, а для нормальной его организации безус-ловно требовалось согласие всех соседей. Без этого согласия невоз-можно было наладить удовлетворяющее всех использование и других ресурсов дикой природы: рубку леса, заготовку сена и т.д. Членов общины объединяло также совместное участие во множестве об-щих дел: защите от врагов и хищных зверей, отправлении культа, поддержании элементарного правопорядка, соблюдении простейших норм санитарии, в строительстве укреплений. Однако коллективные работы все же не перевешивали труда общинника в своем домохозяйстве, бывшем поэтому с социально-экономической точки зрения по отношению к общине первичным образованием.

В конечном счете именно поэтому древнегерманская обшина, в отличие от общины античного типа (полиса), а также общин других варварских народов, например кельтов и славян, сложилась как община земельных собственников. Таковыми выступали, однако, не отдельные индивиды, а домохозяйства. Глава семьи имел решающий голос во всех делах, но власть его все же существенно отличалась от римского pater familiae: германский домовладыка гораздо менее свободно мог распоряжаться «своим» имуществом, которое мыслилось и являлось достоянием семьи, отчасти и всего рода.

Для германца начала нашей эры его земля — это не просто объект владения, но прежде всего малая родина, «отчина и дедина», наследие длинной, восходящей к богам, вереницы предков, которое ему в свою очередь надлежало передать детям и их потомкам, иначе жизнь теряла смысл. Это не только и даже не столько источник пропитания, сколько неотъемлемая часть или продолжение его «я»: досконально зная все секреты и капризы своей земли (и мало что зная кроме нее), будучи включен в присущие ей природные ритмы, человек составлял с ней единое целое и вне его мыслил себя с трудом. В отличие от скота, рабов, утвари земля не подлежала отчуждению; продать или обменять ее, во всяком случае за пределы рода, было практически так же невозможно, нелепо, святотатст-венно, как и бросить. Покидая отчий дом в поисках славы и богат-ства, германец не порывал с ним навсегда, да его личная судьба и не имела особого значения — главное было не дать прерваться роду, тысячами уз связанному с занимаемой им землей. Когда же под давлением обстоятельств с места снималось целое племя, вмес-те с экономическими и социальными устоями общества начинала деформироваться и сложившаяся в нем система ценностей. В част-ности, возрастала роль движимого имущества, а земля все яснее обнаруживала свойства вещи, которую можно оценивать и при-обретать. Не случайно архаические воззрения германцев на землю если не изживаются, то претерпевают принципиальные изменения именно в эпоху Великого переселения народов.

Социально-экономическая структура . Имущественное и социальное равенство, известное германскому обществу по крайней мере с I в., еще долго выражалось сравнительно слабо. Наиболее типичной фигурой этого общества был свободный, ни от кого не зависящий человек — домовладыка, занятый сельскохозяйственным трудом, и одновременно воин, член народного собрания, хранитель обычаев и культов своего племени. Это еще не крестьянин в средневековом смысле слова, так как хозяйственная деятельность пока что не стала для него единственной, заслонившей и заменившей ему всякую другую: при очень низкой производительности труда, когда прокормить общество было возможно лишь при условии личного участия почти всех его членов в сельском хозяйстве, общественное разделение труда и разграничение социальных функций (производство, управление, культ и т.д.) еще только намеча-лось. Следует отметить, что сочетание производственной и общественной деятельности, в котором наряду с экономической само-стоятельностью воплощалось полноправие древнего германца, могло осуществляться только благодаря его принадлежности к большесемейному коллективу, достаточно мощному и сплочен-ному, чтобы без особого ущерба для хозяйства переносить периодическое отсутствие домовладыки и его взрослых сыновей. Поэ-тому социальный статус германца определялся в первую очередь статусом его семьи, зависевшим еще не столько от богатства, сколь-ко от численности, родословной и общей репутации семьи и рода в целом. Комбинация этих ревностно оберегаемых признаков оп-ределяла степень знатности человека, т.е. уровень гражданского достоинства, признаваемый за ним обществом.

Большая знатность давала известные привилегии. Если верить Тациту, она обеспечивала наряду с уважением преимущество при дележе земли и доставляла предводительство на войне даже юно-шам; судя по тому, что последние могли позволить себе подолгу пребывать в праздности, чураясь сельскохозяйственного труда, большая знатность, как правило, сочеталась с большим достат-ком. О крепнущей взаимосвязи социального превосходства с бо-гатством свидетельствуют и материалы раскопок, показавших, что наиболее солидная богатая усадьба обычно занимала в поселении центральное место, соседствуя с культовым помещением и как бы группируя остальные жилища вокруг себя. Однако во времена Тацита знатность еще не превратилась у германцев в особый со-циальный статус. Все свободные и свободнорожденные остава-лись полноправными и в целом равноправными членами племе-ни; различия в их среде, по сравнению с их общим отличием от несвободных, были еще относительно несущественными и опре-делялись принадлежностью не к тому или иному социальному разряду, а к конкретному роду.

Несвободные, как и у римлян, формально стояли вне общества, но в остальном рабство играло в жизни германцев принципиально другую роль. Хотя обычаи германцев не запрещали обращать в рабство соплеменников, а беспрестанные войны с соседями обеспечивали стабильный источник пополнения рабов за счет чужаков, рабы образовывали достаточно узкий слой населения. Пленных часто выменивали или продавали римлянам, а иногда и убивали на поле боя или приносили и жертву, рабов же по прошествии некоторого времени нередко отпускали на волю и даже усыновляли. По-видимому, рабы имелись далеко не во всяком домохозяйстве, и даже в самых крупных и зажиточных они вряд ли были столь многочисленными, чтобы господская семья могла переложить на них главные хозяйственные заботы. Рабство оставалось патриархальным, и в том, что касается повседневной производственной деятельности и условий существования, образ жизни рабов мало отличался от образа жизни свободных. Часть рабов трудилась рука об руку с хозяином и делила с ним кров и пищу, внимание Тацита больше привлекло то обстоятельство, что германцы «пользуются рабами иначе, чем мы, распределяющие его бязанности между челядью, — каждый из них распоряжается в своем доме, в своем хозяйстве. Господин только облагает его, словно колона, известным количеством зерна, скота или ткани, и лишь в этом выражаются его повинности как раба». Можно гадать действительно ли то были рабы или какой-то другой, чуж-дый социальному опыту римлянина разряд населения, однако показателен сам факт существования слоя эксплуатируемых част-ным лицом, но самостоятельно хозяйствующих производителей. Отношения этого типа, разумеется, не определяли социально-эко-номический облик германского общества конца I в., еще не знав-шего систематической эксплуатации человека человеком. Тем не менее налицо симптомы разложения древнего общественного строя и формирования качественно нового хозяйственного механизма. В последующие три-четыре столетия германское общество де-лает заметный шаг вперед. Археологический материал недвусмыс-ленно говорит о дальнейшем имущественном и социальном рас-слоении: погребения все больше различаются по инвентарю, наи-более богатые из них сопровождают символические атрибуты власти; в скученных поселениях крупнейшая усадьба понемногу становится не только административным, но и экономическим центром: в частности, в ней концентрируются ремесло и торговля. Углубление социальной дифференциации зафиксировано и позднеантичными авторами. Так, в изображении Аммиана Мар-кина (конец IV в.), аламанская знать (нобилитет) уже вполне определенно противостоит простонародью и держится обособленно в бою. Ретроспективные данные варварских судебников также позволяют сделать вывод, что к эпохе Великого переселения свободные уже не составляли единой массы ни в имущественном, ни в социально-правовом отношении. Как правило, преобладающим было деление соплеменников на знатных, свободных в узком смыс-ла слова и полусвободных, в германских наречиях именуемых обычно литами. С большей или меньшей четкостью эти категории уже различались объемом прав. Например, по обычаям саксов, жизнь знатных защищалась более высоким вергельдом (штрафом за убийство — ср. древнерусское «вира»), его клятва оценивалась выше, чем клятва просто свободного, но в ряде случаев строже карались и совершенные им преступления.

Степень знатности в канун Великого переселения по-прежнему в большой мере определялась происхождением: учитывалось, на-пример, были ли в роду несвободные или представители поко-ренных племен. Однако все более заметную роль при этом играло имущественное положение человека. Типичный знатный, судя по варварским правдам, окружен многочисленной родней, рабами отпущенниками, зависимыми людьми. Рабы и зависимые могли быть и у свободного простолюдина, и даже у лита, но чаще лит, а иногда и свободный на положении лита сам являлся чьим-то че-ловеком, обязанным своему господину послушанием и какими-то повинностями. Его свобода, понимаемая в варварском обще-стве как нерасторжимое единство известных прав и обязаннос-тей, постепенно ущемлялась, а сам он понемногу устранялся от участия в общественных делах, все больше сосредоточиваясь на хозяйственных заботах. Характерно, что даже некоторые древней-шие правды причисляют к литам вольноотпущенников (чей ста-тус, по германским понятиям, непреодолимо ущербен), а подчас прямо противопоставляют литов свободным. Сохраняя хозяйст-венную самостоятельность, неполноправные свободные станови-лись зависимыми эксплуатируемыми людьми, сближаясь таким образом с испомещенными на землю рабами. Однако при всей значимости этого процесса в период, предшествующий Великому переселению народов, он успел создать лишь предпосылки ста-новления феодального общества, причем во многих случаях са-мые ранние, отдаленные предпосылки.

Социально-политическая организация . Первые государства германцев возникли в V—VI вв., и лишь у тех племен, которые, вторг-шись на территорию Западной Римской империи и по частям завоевав ее, уже самим фактом господства над намного более раз-витыми народами были поставлены перед необходимостью при-способить свою систему управления к новым условиям. У других (как правило, более отсталых) племен, не столкнувшихся непо-средственно с общественными и политическими институтами римлян, складывание государства затянулось на несколько столетии и завершилось опять-таки не без внешнего воздействия со стороны франкского, англосаксонского и других обогнавших их в свое развитии обществ. Таким образом, даже накануне Великого переселения германские племена были еще сравнительно далеки от образования органов власти, которые можно было бы квалифицировать как государственные. Социально-политический строй древних германцев — это строй, характерный для высшей ступени варварства, притом, отнюдь еще не исчерпавший своих возможностей.

Каждый полноправный член племени был лично и непосредственно сопричастен управлению, не только в принципе, но и на деле выступая носителем народовластия. Высшим органом власти было народное собрание, или вече племени — тинг , куда имели доступ все совершеннолетние свободные мужчины, за исключением тех, кто обесчестил себя трусостью в сражении. Народное собрание созывалось от случая к случаю (но, видимо, не реже, чем раз в год) для решения наиболее важных дел, каковыми считались вопросы войны и мира, суд по особо тяжким или запутанным преступлениям, посвящение в воины (а значит, в полноправные члены общества), а также выдвижение предводителей племени. Согласно Тациту, последние ведали всеми текущими делами, первую очередь судебными; кроме того, они предварительно обсуждали в своем кругу выносимые на тинг вопросы и предлага-ли рядовым его участникам заранее подготовленные решения, которые те вольны были, однако, шумом и криками отвергнуть либо, потрясая, по обычаю, оружием, принять. Тацит именует этих предводителей principes («начальствующие», «главенствующие»). Специального термина для обозначения совета принцепсов у Та-цита нет, и, похоже, не случайно: судя по всему, это было доста-точно аморфное образование, объединявшее первых лиц племе-ни. Цезарь, однако, усмотрел в нем подобие сената, и, по всей вероятности, речь действительно идет о совете старейшин, состо-явшем, правда, уже не из патриархов всех родов племени, а из представителей родоплеменной знати, оказавшихся к началу на-шей эры на положении «старших» в обществе.

Наряду с коллективной властью народного собрания и совета старейшин у германцев существовала индивидуальная власть племенных вождей. Античные авторы называют их по-разному: одних - принцепсами, дуксами, архонтами, игемонами, т.е. предводителями, других — так же, как своих правителей героической эпохи - рексами или василевсами, иначе говоря, царями. Тацит, например, рассказывает, что когда Арминий - - знаменитый предводитель херусков, нанесший в 9 г. в Тевтобургском лесу сокрушительное поражение легионам Квинтилия Вара, вознамерился стать рексом, свободолюбивые соплеменники убили его. Перед нами племенные вожди или верховные вожди племенных союзов, чью власть лишь условно, с учетом исторической перспективы, можно квалифицировать как монархическую. Могущество и прочность положения этих вождей, естественно, различались, но зависели ли эти различия от уровня развития племени и находили ли отражение в языке самих германцев, неясно.

Переходный характер древнегерманских институтов власти, еще несомненно догосударственных, но уже далеко не первобытных, затрудняет выбор терминов, которые бы правильно передавали их суть. Это касается и титулов. Так, применительно к вождям германцев термины «василевс» и «рекс» чаще всего переводятся на русский язык как «король». Между тем это слово (произведенное славянами от собственного имени Карла Великого, франк-ского монарха, умершего в 814 г.), принадлежит уже эпохе феодализма и может быть отнесено к политическим реалиям родоплеменного строя лишь с оговорками.

Говоря о германских древностях, разумнее, наверное, взять на вооружение общегерманское слово konung. Как и связанное с ним славянское «князь», слово «конунг» восходит к индоевропейско-му keni — «род» (ср. латинское gens). Таким образом, в первич-ном значении термина конунг — это родовитый, благородный, следовательно, знатный и в силу этого достойный уважения и послушания человек, но никак не повелитель и не господин.

По наблюдениям Тацита, конунг располагал весьма ограничен-ной властью и управлял соплеменниками, скорее убеждая и увлекая примером, нежели приказывая. Конунг был военным предводи-телем племени, представлял его в международных делах, имел преимущество при дележе военной добычи и право на более или менее регулярные, хотя и добровольные, подношения со стороны соплеменников, а также на часть штрафов с осужденных, причи-тавшуюся ему именно как главе племени. Однако ни судьей, ни хранителем, тем более творцом племенных обычаев он не был и особой распорядительной властью не обладал. Даже на войне, пишет Тацит, «казнить, заключать в оковы, подвергать телесному наказанию не дозволено никому, кроме жрецов», действующих как бы по повелению божества. Вместе с тем конунг и сам вы-полнял определенные сакральные функции. У ряда племен он и много столетий спустя играл важную роль в совершении публичных гаданий и жертвоприношений, считался лично ответственным за неудачу на войне и неурожай и мог быть на этом основании не только смещен, но и принесен в жертву, дабы умилостивить богов.

Власть конунга была выборной. Избирали его на народном со-брании из числа наиболее знатных мужей, еще не обязательно принадлежащих к одному роду, иногда по жребию, но чаще со-знательным решением присутствовавших, поднимавших тогда своего избранника на щит. На народном собрании же, не без под стрекательства со стороны оппозиционно настроенной части знати, происходило и смещение ставшего почему-либо неугодным конунга.

Особое место в древнегерманском обществе занимали предводители дружин. В отличие от племенного войска-ополчения, включавшего всех боеспособных членов племени, строившегося по родам и семьям и возглавлявшегося конунгом, дружины составлялись из случайных, не связанных родством людей, надумавших сообща попытать ратное счастье и ради этого примкнувших к какому-то бывалому, удачливому, известному своей отвагой воину. В основном это была молодежь, часто знатного происхождения, надолго, если не навсегда, отрывавшаяся от отчего дома и сельскохотвенного труда и всецело посвящавшая себя войне, а точнее, разбойным набегам на соседей. В промежутках между набегами дружинники проводили время в охотах, пирах, состязаниях и азартных иrpax, постепенно проедая и проматывая награбленное. Эту долю, может быть и завидную для германского юношества, избира-ли, однако, немногие: в дружинники шли наиболее знатные и богатые, чьи семьи могли позволить себе потерю работника, либо самые беспокойные, вольные или невольные изгои, порвавшие с родней, а то и с племенем. Нередко они нанимались в солдаты к римлянам; так, например, начинал свою карьеру Арминий.

Внутри дружины существовала своя иерархия, положение в ней определялось не столько знатностью рода, сколько личной доб-лестью. Это порождало соперничество между дружинниками, но все противоречия между ними заслонялись общей безоговороч-ной преданностью предводителю. Считалось, что предводителю принадлежит не только слава, но и добыча, дружинники же кор-мятся, получают оружие и кров от его щедрот.

Будучи чрезвычайно сплоченной, дружина занимала особое место в племенной организации. Она то противопоставляла себя племени, нарушая заключенные им договоры (чего, похоже, не понимали дисциплинированные римляне, принимавшие самовольные вылазки отдельных отрядов за вероломство целого племени), то составляла ядро племенного войска, оказываясь средоточием его мощи и нередко обеспечивая своему предводителю достоинство конунга. По мере того как такие случаи учащались, облик дружины менялся, и постепенно из разбойничьей ватаги, существовавшей как бы на периферии племени, она превращалась в настоящее княжеское войско и в этом качестве становилась основой власти племенного вождя. В дальнейшем, к эпохе Великого переселения, из дружины, во всяком случае «старшей» ее части, вырастала новая, служилая знать, постепенно оттеснявшая старую родоплеменную, хотя корнями многие представители новой знати были связаны со старой.

Древние германцы не составляли этнического целого и, по-видимому, не воспринимали себя как единый народ. Привычный нам этноним Germani возник как название какого-то одного германского племени; кельты распространили его на всех своих северо-восточных соседей и в этом значении передали римлянам, Сами германцы, хотя и осознавали общность своего происхождения, культов и языка, похоже, не испытывали потребности в общем наименовании. Показательно, что слово diutisk (от thiuda - «народ»), к которому восходит современное самоназвание немцев — Deutsch, зарегистрировано в источниках только с конца VIII — начала IX в. При этом и на континенте, и в Англии оно первоначально употреблялось (в смысле «простонародный») лишь в отношении языка германцев, противопоставляемого латыни. Эт-нической характеристикой оно стало не ранее XI в., закрепив-шись, однако, к этому времени за одними немцами. Связанный с тем же корнем этноним «тевтоны», в средние века и в новое вре-мя применявшийся иногда ко всем германцам, в древности обо-значал только одно, правда, знаменитое, племя — первое, наряду с кимврами, с которым столкнулись средиземноморские народы и которое едва не погубило римскую державу.

Реальной политической единицей древнегерманского мира яв-лялось племя. Возникавшие время от времени племенные объ-единения строились не столько по родственному, сколько по тер-риториальному признаку и в условиях непрестанных миграций нередко включали и негерманские (кельтские, славянские, фра-кийские) племена. Таким объединением было, например, недол-говечное «царство» Маробода — предводителя германцев и кель-тов, населявших в начале I в. н.э. территорию современной Чехии.

Племенные объединения рубежа старой и новой эры были еще очень рыхлыми и непрочными. Они вызывались к жизни времен-ными, главным образом внешнеполитическими обстоятельства-ми (переселением в чужую страну и покорением ее или угрозой завоевания, нависшей над собственной страной) и с переменой обстоятельств распадались.

В изображении римских авторов, склонных принимать родоплеменные подразделения германцев за чисто территориальные, гер-манская «цивитас» состоит из довольно обособленных, живущих своей жизнью округов, управляемых собственными принцепсами. Римляне обозначали эти округа словом pagus, германским экви-валентом правильно, видимо, считать слово Gau. Судя поданным топонимики, это были крупные, порядка 1000 кв. км, территории жители которых обычно имели общее название, отличающее их от прочих соплеменников. Примером может служить расположенный в большой излучине Рейна Брейсгау — «округ бризов».

Внутреннюю организацию округов приходится изучать в основном по материалам раннесредневековых источников, рисующих эти институты древнегерманского общества не просто угасающими, но и деформированными. В каждом округе, видимо, имелось свое собрание, где избирался военный вождь, а также лагман - знаток и хранитель местных обычаев. Округ в свою очередь дробился на несколько сотен , обязанных выставлять в племенное ополчение по сотне воинов и потому так называвшихся. В сотне также существовало свое собрание, созывавшееся чаще, чем собрания более высокого уровня, по нескольку раз в год. На сотенном собрании заключались сделки, рассматривались совершен-ные в пределах сотни правонарушения, вообще все значимые для нее вопросы правового характера. Дела, касавшиеся сразу двух и более сотен (например, тяжбы между членами разных сотен), слушались в окружном или даже в племенном собрании.

Круг вопросов, обсуждавшихся на племенном собрании, был шире, а сами вопросы — серьезнее. Так, внешнеполитические дела имело смысл решать всем племенем сообща. Однако полномочия и функции собраний были в принципе одни и те же, принудить округа и сотни к выполнению своих решений племенное собра-ние было не в состоянии: все держалось на добровольном согла-сии соплеменников, объединенных в сотни и округа. Не будучи политически самостоятельными, они являлись все же вполне жизнеспособными образованиями и, если решения племени шли враз-рез с их частными интересами, сравнительно легко и безболез-ненно откалывались от него, чтобы затем примкнуть — в целях самосохранения — к другому племени. Случалось, что раскол со-вершался не в результате разногласий, а под натиском врагов, подчинивших и увлекших за собой жителей отдельных округов и сотен, или даже как вынужденная мера — вследствие перенаселенности, истощения почв и т. д. Тогда бросали жребий, и часть племени отправлялась в путь в поисках новой родины. Так, по всей вероятности, обстояло дело у семнонов, позднее у вандалов, саксов, некоторых других племен.

Эволюция политического строя германцев. К IV-V вв. в политическом строе германцев происходят важные изменения. Племенные объединения перерастают в племенные союзы, более сплоченные, устойчивые и, как правило, более многочисленные. Некоторые из этих союзов (например, аламанский, готский, франкский) насчитывали по нескольку сот тысяч человек и занимали или контролировали огромные территории. Уже по этой причине совместный сбор всех полноправных членов союза был практически невозможен. Нормально продолжали функционировать лишь окружные и сотенные собрания, постепенно утрачивавшие, однако, политический характер. Собрание племенного союза сохранялось лишь как собрание идущего войной или явившегося на смотр войска. Таковы Мартовские поля франков, войсковой тинг лангобардов. На общесоюзном собрании продолжали решать вопросы войны и мира, провозглашать и низвергать конунгов, но сфера его деятельности сузилась, активность и реальное значение как самостоятельной политической силы упали. На первый план выдвинулись другие органы власти.

Совет родоплеменных старейшин окончательно уступил мест совету дружинной, служилой знати, группирующейся вокруг ко-нунга. Среди советников выделялись предводители подразделений племенного союза — «царьки» (reguli), как называет их Аммиан Марцеллин в отличие от остальной знати. Каждый из них располагал собственной дружиной, уже заметно обособившейся от массы соплеменников и проживавшей вместе с ним в специ-ально построенной крепости (бурге), бывшей поначалу чисто воен-ным, впоследствии также торгово-ремесленным, но никак не сельскохозяйственным поселением. Знать оказывала весьма ощу-тимое влияние на действия верховного союзного конунга, непо-средственно или через войсковое собрание заставляя его считать-ся со своими интересами. Тем не менее власть конунга несомненно усилилась. Не будучи еще наследственной, она уже стала преро-гативой какого-то одного рода. Сосредоточение власти в руках одной семьи способствовало накоплению ею все больших богатств, в свою очередь укреплявших политические позиции правящей ди-настии. У вестогов на этой основе уже в V в., если не раньше, возникает казна — важный элемент зарождавшейся государствен-ности. Возросший авторитет королевской власти выразился так-же в изменившемся отношении к личности конунга. Оскорбле-ние и даже убийство конунга еще может быть искуплено уплатой вергельда, но размер его уже заметно (обычно вдвое) выше, чем вергельд других знатных людей. Конунги и их родня начинают выделяться и внешним обликом: платьем, прической, атрибутами власти. У франков, например, признаком принадлежности к ко-ролевскому роду Меровингов были длинные, до плеч, волосы.

Начиная с IV в. предводители отдельных германских племен и племенных подразделений все чаще поступают на службу к римлянам, сражаясь со своими дружинами в составе римской армии там, куда их пошлют (будь то даже Сирия), но в большинстве случаев оставаясь на прежнем месте и обязуясь всем племенем охранять на своем участке границу империи от других германцев. Эта практика еще больше, чем торговля с Римом, содействовал приобщению германцев к римской культуре, в том числе культуре политической. Получая от римского правительства высокие должности в военной, затем гражданской администрации и сопутствующие этим должностям звания, конунги пытались перестроить и свои отношения с соплеменниками.

Важным средством социально-политического возвышения конунгов, как и знати в целом, явилось восприятие германцами (разумеется поверхностное) христианства, которое более подходило меняющейся общественной структуре варварского мира, чем древняя языческая религия германцев. Первыми на эту стезю вступили вестготы. Начало массового распространения христианства в их среде относится к середине IV в. и связано с миссионерской деятельностью вестготского священника Ульфилы, приспособившего латинский алфавит к готскому языку и переведшего на него Библию. Рукоположенный в сан епископа в 341 г., когда в церкви временно возобладали ариане, Ульфила проповедовал соплемен-никам христианство арианского толка, которое в самой империи вскоре было объявлено ересью. Познакомившись с христианским учением в основном через вестготов и не вникая, во всяком слу-чае поначалу, в богословские споры, другие германские народы также восприняли его по большей части в форме арианства. Раз-личия в вероисповедании усугубили и без того непростые взаи-моотношения германцев с империей; арианство нередко служило им знаменем борьбы против Рима. Однако сама по себе христианизация сыграла очень важную роль в социально-политическом развитии германских племен, ускорив и идеологически оформив становление у них государства.

ПГУ им.Ш-А

Курсовая по предмету:
"История"

Название работы:
"«Эволюция общественного строя древних германцев с середины I в. до н.э. до конца I в. н.э (по трудам Цезаря и Тацита). »"

Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Период поздней античности и раннего средневековья отражает главнейшие события, связанные со становлением в Европе раннесредневековых государств и народов. Именно в раннем средневековье экспансия германских племён в Европе обеспечила смену эпох и заложила основу формирования европейской цивилизации.

Специфика германских порядков в сочетании частично усвоенными и своеобразно переработанными античными традициями, стала исходной базой сложения феодализма. Германские племена ярко и последовательно отразили доминирующие тенденции рубежа античности и раннего средневековья: при их активном участии разворачивались грандиозные социальные катаклизмы, разрушались границы, приходили в движение народы. Германское этническое пространство эпохи Переселения являлось наиболее значительным.

Германцы – племена индоевропейской языковой группы, занимавшие до Переселения народов земли между Северным и Балтийскими морями, Рейном, Дунаем, Вислой и Южной Скандинавией. Несмотря на то, что германские племена оказались в поле зрения античного мира довольно поздно (222 г. до н.э.), они приняли активное участи во многих исторических процесса раннесредневекового общества. Римляне в стремлении завоевать и присоединить к своей империи новые земли, прибыли в Европу, где столкнулись с множеством варварских племен, одним из которых, но не маловажным по значению, были племена древних германцев. Плодом столкновения римлян с германцами стали произведения, описывающие не только войны с этими варварскими племенами, но и их быт, общественную организацию, хозяйственное устройство, религию.

Несмотря на некоторую путаницу и ошибочность сведений, данных римскими авторами, эти произведения очень ценны, поскольку позволяют проследить изменение древнегерманского общества. Вследствие этого, изучение хозяйства и общественной жизни древних германцев, активно участвующих в исторических процессах, приведших к разрушению старого рабовладельческого мира и началу зарождения феодализма, является важной темой истории Средних веков. Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ и сопоставление данных о древних германцах, которые особенно полно освещены в произведениях Гая Юлия Цезаря «Записки о галльской войне» (58 – 50 гг.) и Публия Корнелия Тацита «О происхождении германцев и местоположении Германии» (ок. 98 г.).

В ходе изучения источников автором предполагается провести критику данных произведений, поскольку содержащаяся в них информация не всегда соответствует действительности или неверно истолковывается авторами, чуждыми германской культуре. Поэтому очень важно выяснить источник сведений Цезаря и Тацита о германцах, цели, с которыми те писали о них, влияние собственного мировоззрения авторов в оценке жизни древних германцев. Помимо этого, целью работы является изучение хозяйствования германцев, выделение его основных отраслей, принцип, по которому происходило разделение труда, выяснение наличия или отсутствия торговли.

Говоря об историографии данной темы, огромный вклад двух знаменитых людей, внесших исключительные расширенные знания о германцах того времени.

Гай Юлий Цезврь (102 – 44 гг. до н. э.), выдающийся политический и военный деятель Древнего Рима, был замечательным оратором и писателем. Мировую знаменитость получили его «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Оба произведения остались незаконченными.

«Записки о галльской войне» рассказывают о деятельности Цезаря в Галлии, где он был проконсулом почти десять лет, ведя многочисленные войны с галльскими и германскими племенами, сопротивлявшимися римскому вторжению. «Записки о гражданской войне» повествуют о начале войны между Цезарем и Помпеем. В первом произведении Цезарь хочет представить в выгодном свете свою деятельность в Галлии, показать себя непобедимым полководцем и мудрым политиком. В строго обдуманном изложении читателя внушается мысль, что война в Галлии была направлена исключительно на защиту законных интересов Рима и союзных с ним племен. В отношении фактической стороны повествования Цезарь старается избежать прямой лжи, но часто действует методом умолчания.

В «Записках о гражданской войне» он стремится показать, что вина за начало гражданской войны в Риме лежит не на нем, а на его противниках – Помпее и сенатской партии.

Сочинения Цезаря являются ценным историческим источником. Так, в «Записках о галльской войне» он сообщает важные этнографические сведения о жителях Европы того времени – галлах, германцах, британцах.

Цезарь пользовался славой выдающегося стилиста. Его сочинения отличаются простотой и ясностью стиля. Однако эта лаконичность, строгий отбор лексических средств не уменьшают выразительности текста.

"Германия" Тацита - неоценимый источник по истории, быту и нравам германских племен I в. н.э. Тацит подробно характеризует родовой строй, экономику, культуру и нравы, обычаи древних германцев; он не идеализирует их: пишет об их жадности, страсти к пьянству и дракам, ведущим к убийству. Он советует римлянам хорошо изучить врага. Но в то же время Тацит указывает, что эти варвары-германцы не имеют тех губительных пороков - роскоши, продажности, жадности, разврата, рабства, которыми поражен великий императорский Рим.

Изучение истории всегда связано с личными пристрастиями и самой личностью историка (этнос, религиозные взгляды, политические взгляды, моральные ценности, этические нормы, раса, образование, быт и многое другое), по этому изучение разных подходов к проблеме, которая давно уже является хрестоматийной в истории (Эволюция общественного строя древних германцев), является актуальным независимо от того, в какую эпоху, в какой ситуации работает историк.

Объектом исследования является социальный и политический строй варварских обществ, предметом изучения служит эволюция общественного строя древних германцев. Хронологические рамки работы середина I века до н.э до конца I века н.э.

Цель работы – выяснить общее и частное в трудах Тацита и Цезаря, касающихся общественного и политического строя древних германцев, цели, с которыми те писали о них, влияние собственного мировоззрения авторов в оценке жизни древних германцев.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

Определить уровень влияния собственной мировоззрения авторов в оценке жизни древних германцев;

Выделить основные моменты становления древнегерманского общества в целом.

1.1 Система земледелия, скотоводство, ремесло, зачатки обмена.

К I тысячелетию до н. э. относится знакомство племен, населявших территорию современной Германии, с металлургией железа. Обилие болотной железной руды способствовало развитию богатых культур железного века - лужицкой, гальштаттской и латенской.

Таким образом, ко времени, когда с обитателями Германии познакомились римляне, здесь имелись уже вековые навыки земле¬делия и металлургии железа. Происходило взаимодействие куль¬тур; так, по-видимому, кельты передали позднейшим обитателям страны - германцам - плуг и металлургию железа. Происходили многократные передвижения племен.

Древние течение нескольких столетий - VI-I вв. германцы до н. э. - на территории Германии расселялись многочисленные племена, близкие но языку, мате¬риальной и духовной культуре. Они пришли из Южной Скандина¬вии, Ютландии, с побережья Балтийского и Северного морей и постепенно занимали бассейны Везера и Одры, проникая на юг до Дуная. Они дошли до Рейна и частично заняли левый берег этой мощной реки.

Эти племена римляне и назвали германцами. Происхождение и значение этого названия неясны. Германцы составили один из мощных отрядов «варварского» мира и наряду с другими «варварами» сыграли огромную роль в крушении рабовладельческой Римской империи и в развитии феодальных отношений в Европе.

Первые сведения о германцах, известные нам, - это данные греческого путешественника Питеаса из Массалии (греческая колония на месте современного Марселя). Около 325 г. до н. э. он совершил отважное путешествие по морю к северным берегам Европы и сообщил о том, что на побережье Балтийского моря (берег Янтаря) обитают тевтоны, то есть, несомненно, германцы. Речь идет, очевидно, о побережье Северного моря.

В эллинистическую эпоху германские наемники нередко появлялись в войсках восточных монархов. Во II в. до н. э. римляне столкнулись с грозными полчищами германцев . Около 120 г. до н. э. тевтоны и кимвры, обитатели Ютландии, покинули насижен¬ные места, возможно, вследствие стихийной катастрофы - навод¬нения, и двинулись на юг. Они дошли до современной Чехии, откуда, встретив упорное сопротивление кельтов - бойев, повер¬нули в Галлию. В. конце II в. нашествие кимвров и тевтонов повергло в трепет Рим, и лишь в 102 г. до н. э. римский полко¬водец Марий смог разгромить силы германцев в двух битвах при Аквах Секстийских (соврем. Экс в Провансе) и при Верчеллах (позднейший Пьемонт).

Через полвека о германцах сообщает труд Гая Юлия Цезаря о германцах. Покорив в результате ряда кампаний Галлию, Цезарь около 49 г. до н. э. написал «Записки о галльской войне». Здесь мы находим и сравнительно подробные сведения о западных соседях галлов - германцах. Судя по описанию Цезаря, германцы жили в условиях родоплеменного строя; римскому полководцу лучше всего известен могущественный племенной союз свевов. Занятия германцев - земледелие и скотоводство, причем, по характерному замечанию Цезаря, германцы «не особенно усердно занимаются земледе¬лием», их пища состоит не из продуктов земледелия, а из продук¬тов, доставляемых охотой и скотоводством. Однако они, несомненно, земледельцы. Цезарь повествует об общинной собственности на землю; земля занималась лишь на один год, после чего под пашню отводились новые участки. Необходимо подчеркнуть - Цезарь пишет о смене пашни, а не об откочевке на новые места. По-видимому, здесь перед нами подсечно-огневая система земле¬делия, при которой происходит скорое истощение земли и отвод новых участков. Возможно, замечание Цезаря об ежегодном пере¬деле земли требует коррективов, подобный передел, вероятнее всего, производился раз в два или три года .

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…... .3

ГЛАВА 1 Экономическое развитие.

1.1 Система земледелия, скотоводство, ремесло, зачатки обмена….…..5

ГЛАВА 2 Изменение характера землепользования и эволюции общины....14

ГЛАВА 3 Зарождение имущественного и социального неравенства………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…..……….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…..……….33

Поделиться