Здание адмиралтейства автор. Здание главного адмиралтейства. Кораблик на шпиле

Скульптура Адмиралтейства

Идете ли вы берегом Невы, огибаете ли Дворцовую площадь, остановились ли зачарованные перед бессмертным "Медным всадником", ваш взгляд невольно задержится на здании Адмиралтейства. Своеобразное здание-ансамбль раскинулось на обширном участке между Невой и Адмиралтейским проспектом, площадями Дворцовой и Декабристов. Его башня с золоченым шпилем замыкает перспективы трех расходящихся лучами улиц - Невского проспекта, улицы Дзержинского и проспекта Майорова.

Трижды перестраивалось Адмиралтейство, и, словно эстафету, на протяжении XVIII -начала XIX века передавали архитекторы лучшие замыслы планировки и композиции здания. Петровское Адмиралтейство, задуманное как судостроительная верфь и крепость, было заложено 5 ноября 1704 года; это были небольшие мазанковые здания, деревянные постройки, расположенные на участке буквой "П". Первоначальный замысел композиции здания был использован И. Коробовым при строительстве каменного Адмиралтейства в 30-х годах XVIII века. Коробовым была возведена и каменная башня на месте деревянной; изображение легкого парусного кораблика завершило шпиль. Третье Адмиралтейство, созданное силами и талантом мастеров под руководством автора проекта А. Д. Захарова, превратилось в непревзойденный памятник русского искусства и славы отечественного флота.

25 мая 1805 года Захаров, уже тогда академик архитектуры и преподаватель Академии художеств, был назначен "Главных Адмиралтейств Архитектором". Он сочетал в себе качества превосходного художника и способного практика-строителя.

Адмиралтейство. Главный фасад

Строительство намечалось провести в три года, однако работы затянулись: прерванные в годы Отечественной войны с Наполеоном, они продолжались в общей сложности 17 лет, до 1823 года. Преждевременная смерть в августе 1811 года не дала возможности Захарову увидеть свои замыслы осуществленными.

Незадолго до смерти Захаровым были выполнены рисунки статуй и барельефов, предназначавшихся для украшения здания, и составлен подробный тематический план скульптурных групп. По поводу исполнения их в натуре Захаров писал: "Украшения на фасаде должны быть сделаны изящнейшие и самыми опытными мастерами".

Исполнить скульптуру для здания Адмиралтейства стремились многие мастера, в том числе и иностранные. Однако выбор пал на питомцев Академии художеств - Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова и А. А. Анисимова. К работе был привлечен и молодой скульптор И. И. Теребенев, который писал о своем большом желании участвовать в оформлении здания Адмиралтейства: "Привилегии Академические и звание Россиянин дает мне право преимущественное перед иностранцами..." Так после смерти Захарова сложился творческий союз русских скульпторов, призванных претворить в жизнь замыслы автора замечательного проекта.

Россия, в борьбе завоевавшая честь называться крупнейшей морской державой, - эта идея раскрывается в разнообразной скульптуре Адмиралтейства.

Центральный куб здания, завершенный шпилем, оформляет широкая полоса барельефа "Заведение флота в России". Он выполнен Теребеневым. В центре - Петр I, которому бог морей Нептун вручает свой трезубец в знак власти над морем. Справа женщина под лавровым деревом с короной на голове. Это - Россия; в правой ее руке палица Геркулеса - символ могущества, в левой - рог изобилия, к которому бог торговли и навигации Меркурий прикасается своим жезлом.

Вулкан повергает к ее ногам оружие, богиня мудрости Минерва обратила к ней свой взор. Здесь же, слева и справа морские божества, трубящие славу; на фоне крепости идет строительство кораблей. Триумф России, получившей власть над морем, - вот содержание этого барельефа.

Над аркой главного входа парят гении Победы со знаменами в руках. Они также созданы Теребеневым.

Адмиралтейство. Основание башни

Многие скульптурные работы исполнены Щедриным, старейшим мастером, с 1818 года ставшим ректором Академии художеств. Его резцу принадлежат две скульптурные группы "Морских нимф, несущих земную сферу". Они стоят на высоких пьедесталах по сторонам арки, словно напоминая о древнем предании, по которому земля якобы покоится на трех точках опоры. Легко и свободно несут они огромные сферы. Их спокойные, величавые фигуры в одеждах, ниспадающих мягкими складками, контрастно выделяются на гладком фоне стены. Четыре полководца и героя древности, помещенные по углам нижнего куба башни, - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский - в глубокой задумчивости устремили свой взгляд на раскрывающийся перед ними город. Их силуэты, отчетливо вырисовываясь издали, придают плавность переходу от нижнего куба здания к его второму ярусу.

Адмиралтейство. Деталь башни

Над колоннадой верхнего куба башни двадцать восемь парных статуй, олицетворяющих четыре стихии- Огонь, Воду, Воздух, Землю; четыре времени года - Весну, Лето, Осень, Зиму; четыре ветра - Южный, Северный, Восточный, Западный. Здесь же - богиня астрономии Урания и Изида Египетская, которая, по древнему преданию, положила начало строительству кораблей и отправилась на них в плавание на поиски своего мужа. Скульптуры, посвященные Огню, Лету и Воздуху, были исполнены Пименовым, остальные выполнил Щедрин.

Уже через пятьдесят лет после создания статуи над колоннадой потребовали реставрации и их заменили новыми - медными, выполненными по старым эскизам.

Барельеф "Заведение флота в России". Деталь

Стройный силуэт башни Адмиралтейства виден издалека; приближаясь к зданию, вы замечаете, как все более рельефно выделяется на его фоне многочисленная скульптура, разнообразная по характеру и тематике. И, наконец, подлинная скульптурная симфония, торжественная и величественная, начинает звучать у входа в здание.

Двести сорок замковых камней над окнами первого и второго этажей оформлены масками, олицетворяющими владык моря Нептуна и Амфитриту, морских божеств - Тритона и Нереиду. Эти маски приписывают Щедрину, но различный характер выполнения наводит на мысль о двух мастерах, трудившихся над ними.

Фронтоны четырех портиков, обращенные к саду имени М. Горького, к площадям Декабристов и Дворцовой, также оформлены барельефами. Сюжеты их еще раз подчеркивают значение здания как памятника морской славы и могущества России.

"Нимфы, несущие земную сферу"

"Фемида, награждающая за воинские и морские подвиги" - барельеф на фронтоне портика, слева от башни. Богиня в присутствии бога морей Нептуна венчает лаврами победителей. На втором барельефе, справа от башни, "Венчание трудов художника", где с венком из лавра в руках на троне восседает богиня мудрости Минерва, а к ней за наградой подходят мастера различных ремесел. Два других барельефа - "Слава, венчающая науки" и "Слава, венчающая подвиги" - расположены на фронтонах портиков, обращенных в сторону площадей - Дворцовой и Декабристов. Все барельефы здания были выполнены Теребеневым.

"Вода" и "Земля". Статуи на башне Адмиралтейства

Скульптура двух павильонов, выходящих на набережную Невы, дополняет декоративное убранство Адмиралтейства. Фигуры со скрещенными знаменами над проездами, выполненные Теребеневым, перекликаются с подобными барельефами над главной аркой. Завершены павильоны изображениями трех перевившихся дельфинов, поддерживающих флагштоки. Они были созданы скульптором П. Соколовым сначала из луженого железа, а при реставрации здания в 1935 году восстановлены в оцинкованном железе.

"Фемида, награждающая за воинские и морские подвиги". Адмиралтейство. Деталь левого южного портика

О первоначальном скульптурном убранстве Адмиралтейства (за исключением скульптуры, оформляющей башню) ныне судить довольно трудно, ибо большая часть не сохранилась. Выполненные Пименовым, Демутом-Малиновским и Анисимовым аллегорические изображения рек - Невы, Днепра, Енисея, Лены, Волги, Дона, помещенные на постаментах у портиков, фигуры стран света - Азии, Африки, Америки, Европы - у невских павильонов, изображения двенадцати месяцев года, размещенные на четырех фронтонах, были уничтожены в 1860 году. Поводом для этого послужило расположение в Адмиралтействе Собора и настойчивые требования духовенства, поддержанные царем, о снятии статуй, принадлежащих "к языческой мифологии".

Однако та скульптура, которая сохранилась, обладает удивительным композиционным и тематическим единством и при этом мастерски исполнена. Она великолепно дополняет замечательный памятник русского зодчества.

Адмиралтейство наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами является доминантой Северной столицы и центром трехлучевой планировки, сложившейся еще в Петровскую эпоху. "Адмиралтейская игла", которая "века истории прошила", является одним из символов Санкт-Петербурга, без которого невозможно представить панораму невских берегов.

Первое здание Адмиралтейства было заложено по замыслу Петра Первого в 1704 г. Он возводил Санкт-Петербург как главный центр российского кораблестроения и мореплавания, а потому Адмиралтейство строили и как судостроительную верфь, и как крепость - шла Северная война. Здания, расположенные "покоем", т.е. в виде буквы "П", открывались к Неве; в обширном дворе на стапелях собирали корабли и по доскам, смазанным салом, спускали на воду. В центральном корпусе - в башне под шпилем - работала Адмиралтейская коллегия, управлявшая российским флотом.

Все строения первого Адмиралтейства были деревянными и уже к 1720-м гг. изрядно обветшали. Возведение новых, каменных корпусов в 1730-х гг. возглавил архитектор И.К. Коробов, один из "птенцов гнезда Петрова". Он заново создал весь производственный комплекс, сохранив общий абрис прежнего здания. Для своего времени оно было выдающимся, но к началу 19 в. выглядело уже старомодным и слишком утилитарным на фоне новых парадных строений Петербурга.

Ныне существующее здание Адмиралтейства - третье по счету - в 1806-1823 гг. возводил Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.), главный архитектор Адмиралтейского ведомства. Он был выпускником петербургской Академии художеств, учился в Париже и всю жизнь посвятил служению архитектуре. Зодчий проявил уважение к трудам своих предшественников, частично сохранив стены старых построек, оконные проемы и коробовский шпиль. К началу 19 в. Адмиралтейство утратило значение верфи и крепости, и потому новые сооружения должны были приобрести совсем другой художественный образ. Обращенное к городу и его основным магистралям, Адмиралтейство стало восприниматься как символ моря. Другой своей стороной оно "смотрит" на Неву - это символ власти Петербурга над водной стихией, часть морского фасада города.

Адмиралтейство - выдающийся памятник классицизма, в облике которого некоторые исследователи усматривают и черты французского ампира. Архитектор Захаров мастерски избежал монотонности динного фасада, растянувшегося на 407 м, украсив его портиками, создающими игру света и тени. Центральная многоярусная башня с триумфальной аркой напоминает надвратные башни древнерусских монастырей. Ее шпиль высотой более 70 м завершен знаменитым трехмачтовым корабликом-флюгером с распущенными парусами - символом Петербурга (он весит 65 кг и покрыт 2 кг чистого золота). Гигантское здание не подавляет; оно во всем соразмерно человеку и каким-то непостижимым образом соединяет в себе монументальность и мягкость.

Скульптура, по замыслу Захарова, не украшает здание, а составляет с ним единое целое, превращая Адмиралтейство в памятник русской морской славы. Соавторами зодчего были лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский. Они изваяли полководцев и героев древности, установленных на углах основания башни, аллегорические статуи природных стихий, увенчавшие ее колонны, группы морских нимф по сторонам триумфальной арки, маски морских божеств на замковых камнях первого этажа. Сюжет 22-метрового горельефа на аттике башни "Заведение флота в России" делает здание Адмиралтейства своеобразной энциклопедией отечественного флота.

Адмиралтейство входит в ансамбль центральных петербургских площадей: его стены удачно гармонируют с фасадами Зимнего дворца на Дворцовой площади, а также со зданиями, расположенными на площадях Декабристов и Исаакиевской.

Публикации раздела Архитектура

Адмиралтейство

П редлагаем вспомнить историю главной работы архитектора Андреяна Захарова вместе с Натальей Летниковой .

Шести лет от роду отец - адмиралтейский чиновник отправил Андреяна Захарова в училище при Академии художеств. Уже спустя два года мальчик получил свою первую награду за успехи - книгу, а за годы обучения собрал полный комплект медалей Академии и был отправлен в Париж. Во французской стороне молодой архитектор учился у автора знаменитой Триумфальной арки Жана Франсуа Шальгрена.

Вернувшись в Россию, Захаров взялся за недострой Академии художеств и преподавал в альма-матер. В 1799 году сам Павел I назначил Захарова главным архитектором Гатчины. Зодчий построил лютеранскую кирху Святого Петра , Горбатый и Львиный мосты. Андреяна Дмитриевича приглашали экспертом как архитектора и строителя-практика во все крупные проекты Петербурга.

Захаров разработал проект главного торжища России - Нижегородской ярмарки и Литейной мастерской для Академии художеств, проектировал для Кронштадта, Херсона, Ревеля, Архангельска. Знаменитые работы зодчего - Андреевский собор в Кронштадте, Екатерининский собор в Екатеринославле - нынешнем Днепропетровске, собор Александра Невского в Ижевске, Черноморский госпиталь в Херсоне, Кадетский корпус в Николаеве.

Вошел в историю Андрей Захаров как создатель одного из самых красивых архитектурных комплексов Санкт-Петербурга - Адмиралтейства . Перестройка началась в 1805 году. Захаров сохранил конфигурацию плана архитектора Ивана Коробова и представил Александру I два варианта реконструкции: эконом и масштабный.

В итоге старые корпуса были разобраны и построены новые. Величественные и парадные фасады длиной в 400 метров, богато украшенные скульптурами, гармонично сочетались с находящимся поблизости Зимним дворцом. Верфь, которая берет свое начало со времен Петра Первого, превратилась в ансамблевое здание, одно из главных украшений Санкт-Петербурга.

Вспомним 10 фактов из истории символа России - морской державы

1. Гонимые бурей . Первые суда Балтийского флота строили на верфи у рек Свирь и Сясь. Спускали на воду полсотни кораблей под присмотром Петра Первого, дошли по Ладожскому озеру лишь пять из них - помешал ураган. Царь решил основать верфь ближе к Балтийскому морю - у деревни Гавгуево. Стратегически удобное место: дорога для подвоза материала, широкая Нева для спуска кораблей, Петропавловская крепость на расстоянии пушечного выстрела.

2. Царь - архитектор и плотник . Авторство первого проекта верфи приписывают Петру Первому. Изначально здание было одноэтажной мазанкой в форме буквы «П» с внутренним каналом. «Заложили Адмиралтейский дом в Остерии и веселились…» - записал царь в своем дневнике в 1704 году. Сменил веселье тяжкий труд - строительство. Работали с пяти утра и до девяти часов вечера. Трудился на строительстве и сам Петр. Военная угроза со стороны шведов добавила Адмиралтейству земляной вал и функции крепости.

3. Адмиралтейство в камне . Проект Ивана Коробова возник за ветхостью старого здания. В 1732 году Анна Иоанновна приказала заменить мазанковую башню на каменную. Коробов для пущей устойчивости намеревался шпиль понизить, но старые адмиралтейцы воспротивились, и новый проект символа морской державы предусматривал, что шпиль по-прежнему будет возвышаться над городом, но будет спускаться внутрь строения на 12 метров.

4. Придать Адмиралтейству величие . Над решением этой задачи трудился Андреян Захаров. Александр I решил создать Морское министерство и разместить ведомство в Адмиралтействе. Архитектор оставил от прежнего здания изящную башню со шпилем, придал строению Коробова более мощное звучание. В итоге Адмиралтейство лишилось бастионов, наружного канала. Зато щедрой рукой зодчего добавилась фигурная лепнина и скульптуры. Декор разрабатывал сам Захаров. А лестницу Адмиралтейства Карл Росси выбрал прототипом парадной лестницы Михайловского дворца.

5. Что скрывает шар? Во время реконструкции 1928 года в яблоке на вершине шпиля обнаружили газеты 1886 года. Добавили к находке свежую прессу - несколько номеров ленинградских газет. А в 1977 году - новую подборку газет и Конституцию СССР. Хранится в шаре и ларец со сведениями обо всех мастерах, проводивших ремонтные работы. Молва, как водится, заменила отчеты на золотые монеты и добавила драматизма - якобы открыть шкатулку невозможно: секрет механизма утерян.

6. Золото шпиля. 72 метра ввысь. «Адмиралтейская игла» - так стали именовать шпиль с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина. Это второй шпиль Петербурга - после Петропавловского собора. По легенде, на позолоту шпиля пошли дукаты, полученные Петром Первым от Соединенных провинций - 17,8 килограмма золота. Под шпилем Адмиралтейства располагались царские покои и трон с балдахином. В блокаду Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен, и вновь он засиял над городом лишь 30 апреля 1945 года.

7. Парящий корабль. Один из символов Санкт-Петербурга. Автор флюгера - Ван Болос, обрусевший голландский мастер. Доподлинно неизвестно, какое именно из российских судов «воспарило» над городом. По легенде, три флага на первом кораблике были из чистого золота, а в носовой части хранилась личная буссоль, или компас, - Петра I. Менялся флюгер дважды - в 1815 и в 1886 году. Первый корабль был утерян, а второй, двухметровый и 65 килограммов веса, занял место в экспозиции Морского музея.

8. Адмиралтейский «трезубец». Три большие улицы встречаются в единой точке. Комиссия о санкт-петербургском строении 1738 года отвела Адмиралтейству градоообразующую роль. На шпиль был ориентирован не только Невский и Вознесенский проспекты. Средней «першпективой» стала нынешняя Гороховская улица. Так появилась трехлучевая система улиц, получившая морское название - «адмиралтейский трезубец».

9. Утерянные скульптуры. Европа и Азия, Африка и Америка у павильонов. Волга, Дон, Днепр, Нева у боковых входов. И еще двенадцать скульптур - месяцев года на фронтонах. При перестройке Исаакиевского собора в Адмиралтействе размещался временный храм, который так и остался в морском ведомстве. Нагие скульптуры античных богов не соответствовали такому соседству, и священнослужители вели против изваяний 40-летнюю борьбу. Фигуры «одели» и заменили на благопристойные. К примеру, вместо марта, апреля и мая - Вера, Надежда, Любовь.

10. Традиции Адмиралтейства. Адмиралтейская башня служила пожарной каланчой, а после наводнения 1777 года стала еще и сигнальной. На углах при подъеме воды вывешивали днем флаги, ночью - фонари и стреляли из пушки. При Екатерине II на башне в полдень ежедневно играл адмиралтейский оркестр. В качестве верфи Адмиралтейство перестало существовать в 1844 году, но спустя почти сто лет, во время блокады, здесь ремонтировали боевые корабли. Как в петровские времена, работали по 16 часов в день.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Верфь была построена буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.

Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик , Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы , несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни - две парящие Славы со склоненными знаменами . Над ними - барельеф «Заведение флота в России» , на углах первого яруса, на парапете башни, - фигуры древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и другие. Наверху центральной башни - позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997-1998 гг.

Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского

Во время Отечественной войны шпиль или купола были зачехлены, но здание Адмиралтейства все равно пострадало от обстрелов и бомб. Ленинградцы восстановили комплекс.

С Адмиралтейства, являющегося памятником раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

Петербургское здание Адмиралтейства является одним из самых узнаваемых символов города. Оно было построено при Петре I и с тех пор использовалось в качестве места расположения коллегий, министерств и других государственных учреждений.

Детище Петра I

Важность, которую здание Адмиралтейства представляет для города, подчеркивает тот факт, что оно было возведено сразу после основания новой столицы. Петр I лично занимался разработкой плана и чертежа верфи, необходимой для постройки и стоянки кораблей. Вся необходимая подготовительная работа была проделана всего за несколько месяцев, и в 1705 году появилось самое первое здание Адмиралтейства.

Из-за того что в это время Россия вела войну со Швецией (в том числе и на море), все хозяйственные корпуса были огорожены крепостной стеной и защитными бастионами. Они были необходимы в случае осады Петербурга, хотя их так и не использовали. Первый корабль, полностью сделанный в Адмиралтействе, был спущен на воду в 1706 году.

Тогда же здесь появился приказ (аналог министерства), отвечавший за весь российский флот. Так Петр I наконец смог воплотить в жизнь свою мечту о новой столице страны, которая, кроме того, была сердцем ее кораблестроения.

В то время, помимо административных корпусов, здесь располагались кузницы, мастерские и эллинги, где создавали новые суда. Вдоль здания был проведен канал Адмиралтейства, ставший частью единой системы городских каналов. Таким образом, данное место было еще и важным транспортным узлом.

Кораблик на шпиле

В первый раз здание Адмиралтейства перестроили в 1711 году, а еще через восемь лет оно получило свой знаменитый шпиль. На самом его верху расположили фигурку корабля, изготовленную голландскими мастерами, знаменитыми своей любовью к флоту. Именно их европейский опыт Петр старался привить городу своей мечты.

О кораблике на шпиле до сих пор идут острые споры исследователей и краеведов. Единой теории о его прообразе нет. Есть две популярных точки зрения. Одна гласит о том, что стало первое судно, которое принял в своем порту г. Санкт-Петербург. С самого начала здесь кипела жизнь, и удобная верфь стала домом для многих экипажей. Согласно другой теории, фигура корабля была срисована с силуэта фрегата «Орел». Это было первое военное судно российского флота, построенное по приказу отца Петра, Алексея Михайловича, в 60-е годы XVII века.

Шпиль Адмиралтейства несколько раз ремонтировали. В ходе этих процедур кораблик меняли. При этом оригинальная фигурка, изготовленная голландцами в годы Петра I, была утеряна. Шпиль сразу же приглянулся жителям города. Для них он стал неофициальным символом Петербурга. Кораблик Адмиралтейства в этом звании может успешно поспорить с Медным всадником, разводными мостами и Петропавловским собором.

В XVIII веке

За долгие годы своего существования здание Адмиралтейства в Петербурге несколько раз перестраивалось. В 1730-е гг. архитектор Иван Коробов возвел новое каменное здание, заменившее устаревшие корпуса. При этом автор проекта сохранил старую петровскую планировку, но изменил внешний вид, придав ему монументальность.

Важность презентабельности фасада была крайне высока, ведь Главное адмиралтейство находилось на пересечении центральных и самых оживленных улиц столицы - Невского проспекта, Вознесенского проспекта и Гороховской улицы. Тогда же появилась так называемая «игла» - позолоченный шпиль.

На протяжении следующих десятилетий городские власти систематически занимались облагораживанием и перестройкой площадей, примыкающих к комплексу. В дни праздников они становились излюбленным местом народных гуляний. В конце правления Елизаветы Петровны был полностью замощен луг, окружавший здание. Этот пешеходный маршрут сразу стал популярным среди жителей и гостей города.

Водное пространство вокруг Адмиралтейства служило центральной площадкой для морских учений флота. Канал, бывший транспортной артерией внутри города, периодически засорялся. При Елизавете Петровне стали проводить регулярные работы по его очистке.

Проект Захарова

В середине XVIII века был построен Зимний дворец. Он соответствовал стилю, который позже был назван Дворец находился совсем недалеко от Адмиралтейства. Их разительная несхожесть и принадлежность к разным эпохам легко бросались в глаза. Поэтому в начале XIX столетия городские власти рассмотрели несколько проектов по обновлению и перестройке здания Адмиралтейства.

На роль ведущего архитектора был выбран Андреян Захаров. Он начал работу в 1806 году и скончался, так и не успев увидеть свое детище. Его проект продолжили ученики. Они не изменили основных посылов и замыслов Захарова.

Новый фасад Адмиралтейства

Согласно предложению архитектора, было перестроено почти все Главное адмиралтейство. От старого здания осталась лишь былая башня, на которой покоился позолоченный шпиль с корабликом. Были снесены прежние фортификации, оставшиеся в городе со времен Северной войны. Теперь столица наслаждалась мирной жизнью, и необходимость в бастионах отпала. На освобожденном месте появился популярный среди жителей Петербурга бульвар. Сейчас здесь находится не менее востребованный Александровский сад.

Продолжительность нового фасада достигла 400 метров. Все архитектурные решения Захарова реализовывались только с одной целью - подчеркнуть ключевое значение здания Адмиралтейства в облике столицы. Г. Санкт-Петербург и тогда, и сейчас сложно представить без знаменитого фасада этого административного комплекса.

Убранство здания

Реставрационные работы XIX века добавили ансамблю Главного адмиралтейства множество новых скульптур, которые дополнили богатый образ здания. Декоративные рельефы, созданные российскими мастерами, изображали античные сюжеты и аллегории, а также историю создания флота в России. Все это подчеркивало имперский статус великой морской державы, чьи корабли бороздили все моря мира.

В год (1823) по проекту Захарова комплекс обзавелся собственным уникальным интерьером. Большая его часть сохранилась до наших дней и сегодня представляет собой огромную культурную ценность. Важными чертами залов Адмиралтейства являются их самобытная строгость в сочетании с богатым и ярким освещением, создающим удивительную атмосферу.

Цитадель флота

Интересная история Адмиралтейства включает в себя разные периоды его использования. Первоначально, по заветам Петра, в здании находилась флотская коллегия, а позже - Морское министерство.

Также здесь располагался штаб, членами которого были самые титулованные адмиралы империи. Именно в этих стенах принимались решения накануне ключевых военных кампаний в истории правления Романовых. Стратегия, рожденная и согласованная в Адмиралтействе, применялась во время морских операций в Крымской и Первой мировой войне.

Военно-морской музей

Гражданские лица имели доступ лишь к некоторым корпусам огромного комплекса. В частности, с самого появления Адмиралтейства в нем открыли Военно-морской музей. Здесь хранились важнейшие памятники Петровской эпохи. Например, это были модели кораблей, чертежи и личная переписка первого императора, касавшаяся создания Балтийского флота.

До 1939 года этот богатый музей принимало у себя здание Адмиралтейства. Архитектор Захаров расширил площадь для экспозиций, которые с каждым поколением все увеличивались и увеличивались. В Сталинскую эпоху музей переехал в здание бывшей петербургской биржи на стрелке Васильевского острова.

При последних Романовых

На территории Адмиралтейства закончилось в 1844 году. Все оборудование было перенесено на Новоадмиралтейскую верфь. Из-за этого отпала необходимость в каналах, окружавших комплекс. Их засыпали. Так на этом месте возник Конногвардейский бульвар.

В 1863 году по указу императора Александра II небольшая церковь внутри адмиралтейского комплекса получила статус собора Святого Спиридона Тримифунтского. Тогда же была возведена колокольня. Эти изменения не могли не отразиться на внешнем облике огромного здания. Православной церкви не нравились рельефы, изображавшие языческих богов - персонажей древних мифологических сюжетов.

Некоторое время между духовенством и Морским министерством шла упорная борьба. В конце концов Александр II согласился пойти на уступки церкви. Здание было лишено нескольких скульптур и других предметов искусства. Уничтожение памятников произошло, несмотря на активный протест архитекторов и художников Петербурга.

В 1869 году башня Адмиралтейства обзавелась собственным циферблатом, выписанным из Европы. Он провисел сорок лет, после чего был заменен на новейший электрический аналог во время правления Николая II. Адмиралтейство часто становилось местом работы членов династии Романовых, так как некоторые родственники царей получали высшие чины на флоте. Например, Николаевич ведал всем Морским министерством в период с 1855 по 1881 гг.

Современность

После Октябрьской революции большевистское правительство разместило в здании военно-морское училище. Вскоре оно получило имя Феликса Дзержинского. Заведение также подготавливало инженеров. В связи с этим в 30-е годы в Адмиралтействе находилась стратегически важная лаборатория по производству двигателей для ракет.

По счастью, здание почти не пострадало от налетов немецкой авиации во время блокады Ленинграда. Знаменитый шпиль с корабликом был зачехлен. Последняя крупная реставрация здания произошла в Брежневскую эпоху в 1977 году.

В постсоветское время среди жителей Петербурга идет острая дискуссия о дальнейшей судьбе Адмиралтейства. В 2013 году в башне со шпилем появился православный храм, на открытии которого присутствовал высший генералитет российского флота.

Поделиться