Где город гянджа. Гянджа: интересные места, цены, отзывы. предгорья Малого Кавказа, на западе Азербайджана, в трехстах километрах от Баку

«Город Гянджа, который еще в 2006 году отметил 2500-летие, занимает видное место в истории Азербайджана. Родина великого поэта Низами Гянджеви и не менее выдающейся поэтессы Мехсети Гянджеви за все время своего существования не раз подвергалась захвату, разрушению и разграблению, а также уничтожению со стороны природных катаклизмов, но каждый раз ей удавалась подняться с руин.»

Современная Гянджа – это своего рода вторая столица Азербайджанской Республики, довольно крупный город с сохранившимися здесь памятниками архитектуры и которая находится на Гянджинско-Газахской низменности у северо-восточного подножия гор Малого Кавказа . Через территорию Гянджи протекает река Гянджачай. Из-за своего удобного расположения на торговых путях, город не раз становился столицей все новых и новых государств. До сих пор идут споры о точной дате образования Гянджи . Одни утверждают, что ее основы заложены еще до нашей эры, а другие считают периодом формирования раннее средневековье. Еще одна группа ученых предполагает, что Гянджа возникла в античную эпоху как небольшое поселение, а в нашу эру превратилась в крупный город. Происхождение самого слова вызывает не меньше вопросов. Топоним «Гянджа», который у арабов звучал как «Джанза », а у грузин как «Гяндза», по мнению некоторых исследователей, имеет древнеиранское происхождение и переводится как «клад», «сокровище». В пользу этой версии имеется миф об арабском наместнике Мазъяде , которому голос во сне велел построить на месте привала город. Позже у одного из холмов им был обнаружен клад с золотом. А затем были заложены основы Гянджи . Однако данная гипотеза, основанная на легенде, не имеет достоверных фактов для подтверждения своей версии. Более близкой к истине считается утверждение о том, что название города, скорее всего, произошло от проживавшего еще в период Кавказкой Албании племени ганджаков . Их существование подтверждено наукой. Ряд местностей в Азербайджане и Средней Азии имеют связь с названием этого племени, часто менявшего ареал своего обитания.

Первоначальные арабские источники сообщают, что основы Гянджи были заложены во второй половине VII века. Из-за своего расположения на караванных путях город долгое время являлся ареной сражений между арабами и персами, а позже в борьбу вмешались и хазары. В историческом труде «Дербенднаме », не имеющего автора, сообщается, что Гянджу построили в 859 году, уже после продолжительных войн между вышеуказанными народами, которые завершились победой Арабского халифата. После ослабления власти Аббасидов во 2 половине IX века, на территории Азербайджана стали возникать мелкие независимые государства. Гянджа стала центром Шеддадидов. В связи с нашествием славян Барда была разграблена и перестала считаться столицей Арранской зоны. Роль Гянджи, как торгового и культурного центра возрастает. Местный шелк и металлические изделия привлекают сюда купцов со всей Европы и Азии. Во 2 половине XI века начинается нашествие сельджуков . В этот же период, в 1063 году Ибрагимом ибн Османом сооружены знаменитые гянджинские ворота. Азербайджан на некоторое время оказался в составе государства Сельджукидов. В 1139 году в Гяндже произошло мощное землетрясение, в результате которого погибло большая часть местного населения. Огромные каменные глыбы горы Кяпаз обрушились на мелкие речки, образовав несколько горных озер. Самым прекрасным и крупнейшим из них является Гёкгёль (в переводе с азербайджанского языка означает «голубое озеро»). Вода в озере необыкновенно чистая. Неподалеку находится одноименный заповедник, являющийся туристической зоной. Грузины во главе с царем Деметре , воспользовавшись беззащитностью города, разграбили Гянджу. Среди захваченных трофеев были и знаменитые гянджинские ворота, которые и сегодня в неполноценном виде являются частью Гелатского монастыря в Грузии. Однако вскоре город был восстановлен Эльденизидами . Правда, новую Гянджу построили чуть южнее развалин старого города. В 1220 году монголы совершили свой первый поход на Кавказ . Некоторые азербайджанские города были разграблены и сожжены. Однако Гянджа сумела отстоять свою свободу. В 1225 году хорезмшах Джамаледдин вторгся на территорию ослабевшего государства Атабеков . Центральные города, в том числе и Гянджа были захвачены. В 1231 году в городе вспыхнуло восстание под руководством Бандара, которое подавили с особой жестокостью. В этом же году монголы совершили свой второй поход. Несмотря на упорное сопротивление местного населения, Гянджа была разграблена, а большинство ее жителей убиты. Лишь через 4 года выжившие жители приступили к восстановлению города. С середины XIII века Азербайджан вошел в состав пятого монгольского улуса – государства Хулагуидов . В 80-е годы XIV века начинается вторжение очередного завоевателя – эмира Тимура. Захватив Гянджу, он использовал город как стратегическую базу для походов в Грузию. Монгольский хан Тохтамыш также стремился к присоединению Азербайджана. Страна на некоторое время вновь превратилась в арену военных сражений между иноземцами. В начале XVI века шах Исмаил I заложил основы Сефевидского государства , в состав которого помимо Азербайджана вошли Иран, часть Ирака и Средней Азии. В результате административной реформы держава Сефевидов была поделена на ряд беклярбекств. Гянджа становится центром одной из областей. С 20-х годов XVII века Азербайджан в очередной раз становится «яблоком раздора». На этот раз в борьбу за передел земель включились Россия и Османская империя. Номинальным правителем ослабевшего Сефевидского государства был Надир хан. После захвата прикаспийских областей русскими, турки решили организовать поход в центральные регионы Азербайджана. Однако османская армия после продолжительной осады так и не смогла завладеть Гянджой.

Константинопольский мир 1724 года все же закрепил за русскими прикаспийские области, а за турками остальную часть Закавказья. Шахское правительство не устраивало такое развитие событий. Надир хан решил отвоевать обратно весь Азербайджан . В 1735 году в Гяндже между персами и русскими подписан договор, по которому прикаспийские территории возвращались Ирану. Оккупированная турками остальная часть также присоединялась к Сефевидам. Формально существовавшему государству был положен конец в 1736 году, когда Надир хан объявил себя шахом, основав собственную династию. Гянджинские беки из рода Зиядоглу воспротивились данному решению. В качестве наказания новоиспеченный шах отобрал у непокорной семьи Борчалы и Шамшадиль и отдал эти земли грузинскому царю. После убийства Надир шаха в 1747 году в истории Азербайджана начинается эпоха раздробленности, когда вся территория была поделена на множество ханств. Первым гянджинским правителем стал Шахверди хан Зиядоглу . Наивысшего могущества ханство достигло при Джавад хане . В начале XIX века Российская империя решила воспользоваться разобщенностью ханств и полностью захватить Южный Кавказ. После присоединения Грузии следующей целью являлась Гянджа. Именно с захватом этого города решалась судьба остальных ханств. В 1803 году русские войска под руководством Цицианова подошли к крепостным воротам. Переговоры и переписка между командующим царской армией и Джавад ханом не дали положительного результата. 3 января 1804 года начался штурм крепости, завершившийся захватом города и смертью правителя и его сына. Захват Гянджи не только открывал для Российской империи путь к другим ханствам Азербайджана, но и привела к началу первой русско-иранской войны. Город в честь супруги Александра I назвали Елизаветполем. В 1868 году Гянджа становится центром Елизаветпольской губернии. В городе был размещен крупный военный гарнизон, открыты школы. После октябрьского переворота в России и начала гражданской войны между большевиками и белогвардейцами, ситуация на Южном Кавказе также накалилась до предела. 28 мая 1918 года была образована Азербайджанская Демократическая Республика. Первой ее столицей стала Гянджа. После освобождения Баку от большевиков 17 сентября этого же года правительство сосредоточилось в новом центре. Однако республика просуществовала чуть меньше 2-х лет. Победившие в гражданской войне большевики довольно быстро прибрали к рукам все Закавказье. Вплоть до 1935 года Гянджа сохраняла свое историческое название. Затем город переименовали в Кировабад . С 1989 года городу возвращено его историческое имя.

Учитывая, что Гянджа не раз подвергалась разрушениям, практически полному физическому уничтожению местных жителей, многочисленным переселениям арабов, персов, тюрков-сельджуков, русских и других народов на протяжении всей истории города, ученым довольно сложно было определить этнический состав населения. Однако достоверно известно, что нашествие сельджуков оказало наибольшее влияние на формирование современного азербайджанского народа. Проведенные в 40-е годы прошлого века археологические раскопки на территории старой Гянджи позволили исследователям предположить, что первое поселение было основано еще до начала нашей эры. Город не раз переходил из рук в руки, однако в составе каждого нового государства Гянджа занимала видное место как важный торговый, культурный и религиозный центр. Еще одной особенностью местных жителей являлось оказание упорного сопротивления абсолютно всем внешним угрозам.

Что касается сохранившихся до наших дней архитектурных построек, то они дошли до нас в довольно хорошем состоянии. После знаменательного землетрясения 1139 года основы современной Гянджи были заложены в 7-10 километрах к югу от развалин старого города. От старой городской крепости сохранились лишь каменные монолиты. Крепостные стены растягивались по обе стороны берега реки Гянджачай . Венчала крепость 2 боевые башни, которые находились на расстоянии чуть более 500 метров друг о друга. Указанные ранее гянджинские ворота Ибрагима ибн Османа были сделаны из железа, а с наружной стороны расписанные орнаментом и узорами в форме отчеканенной монеты. Еще одной исторической постройкой Гянджи является мавзолей шейха Ибрагима, который построен на месте одного из потомков имама Али. Комплекс, состоящий из мавзолея, высотой в 12 метров, мусульманского кладбища, нескольких некрупных мечетей, караван-сарая и других построек был сооружен в XIV веке. Купол мавзолея голубого цвета. Из-за этого мавзолей часто именуют «Гёй-Имам» или «Имамзаде». В 19 веке после капитального ремонта весь комплекс был обнесен кирпичной стеной. В период правления сефевидского шаха Аббаса I Гяндже наряду с другими азербайджанскими городами уделялось не меньше внимания. В XVII веке на территории архитектором Шейхом Бахауддином был сооружен целый ансамбль сооружений, состоящий из 3 архитектурных построек: Джума-мечети, Чекек-Хамама и сефевидского караван-сарая. Джума-мечеть сооружена в 1606 году из обожженного красного кирпича. Молитвенный зал делился на 2 части(отделявший женщин и мужчин), а окна мечети украшают различные узоры. Венчает сооружение металлический купол диаметром около 17 метров и 2 минарета с вышками. К мечети примыкала медресе, в котором обучались местные дети. Здесь преподавал азербайджанский поэт Мирза Шафи Вазех, оказавший огромное влияние на не менее знаменитого писателя Мирза Фатали Ахундова. В советский период минареты и медресе были разрушены, однако на сегодняшний день они восстановлены. Вторым сооружением удивительного ансамбля является Чекек-Хамам – сефевидская баня, имеющая 2 зала, разные по размеру. Большой зал включает в себя довольно крупный бассейн и фонтан. Малый зал предназначался для купания. Вся баня построена из красного кирпича и имеет довольно сложную вентиляцию и систему подачи пара. Баня функционировала вплоть до 1963 года. На сегодняшний день эта постройка входит в список национального достояния ЮНЕСКО. Третье сооружение данного комплекса – караван-сарай – это двухэтажное сооружение, имеющее 15 комнат и 54 комнаты. Здесь же располагается музей поэтессы Мехсети Гянджеви . В 1991 году сооружен мавзолей великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви, автора знаменитого «Хамсэ»(Пятерицы). Данный музей, наряду с азербайджанскими современными поэтами, посещают поэты из других стран. В 2005 году построена усыпальница в честь последнего гянджинского хана Джавад хана. Его останки из старинного кладбища перенесли в новое сооружение. В Гяндже также в первозданном виде сохранилось здание, в котором заседало первое правительство Азербайджанской Демократической Республики.

Сегодняшняя Гянджа – это не только крупный экономический и туристический центр северо-запада Азербайджана, но и развитый индустриальный город с хорошо сохранившимися архитектурными постройками и богатой на события историей. В местных музеях имеются сотни экспонатов. Несмотря на взлеты и падения на протяжении всего времени, именно стойкость местного населения позволило сохранить до наших дней столь огромное культурное наследие.

Кировабад (Азербайджан) - старое наименование города, в наши дни известного под названием Гянджа. Населенный пункт обладает богатой историей. Существует даже легенда о Кировабаде, но о ней вы узнаете чуть позже. В нашей статье вы найдете основную информацию о городе, узнаете, какие достопримечательности считаются самыми популярными, а также увидите несколько фотографий.

Введение

Начать рассказ о городе Кировабаде в Азербайджане следует с нескольких фактов про него.

  • Расположен он на территории Азербайджанской Республики. Неподалеку протекает река Гянджачай. К северо-востоку от населенного пункта находится подножие Малого Кавказа. Кировабад - центр исторически сложившейся области под названием Арран.
  • Гянджа считается Родиной известных людей, среди них: классик персидской поэзии поэтесса Мехсети Гянджеви, жившая в 12 столетии, историк Киракоса Гандзацеки.
  • У города было много названий. Например, в период с 1804 по 1918 г. он назывался Елизаветполь. С 1918 и вплоть до 1935 года его именовали Гянджей. В 1935-1989 гг. он был известен под названием Кировабад, данным ему в честь С. М. Кирова. В настоящие дни ему было возвращено прежнее, историческое название. По этой причине в СМИ и интернете он упоминается как Гянджа.

Возникновение города

Многие азербайджанские города (Шемаха, Нахичевань, Шехи), в том числе и Гянджа, обязаны своим возникновением благоприятному географическому положению государства. В древности на этих территориях пересекались важные транспортные пути и караванные дороги.

Первые упоминания о городе были найдены в «Истории Дербента», датированной 859 г. Согласно этому документу, основателем Гянджи выступил Можаммад бен Халедом бен азид бен Мазьядом. Он был выходцем богатого рода, который управлял Арменией, Адурбадганом и Арраном. Название свое населенный пункт получил из-за того, что здесь, по легенде, была найдена сокровищница.

Легенда

Как мы уже упоминали ранее, существует легенда, объясняющая появление города. Итак, если обратиться к ней, можно найти интересную информацию. Однажды путник по имени Мазьяд шел по землям современного Азербайджана. Он нашел несколько котлов, доверху наполненных золотом и драгоценными камнями. Город был назван в честь находки, поэтому Гянджу зачастую называют «городом сокровищ».

Исторические памятники

О том, что город Кировабад в Азербайджанской республике появился в давние времена, свидетельствует большое количество сохранившихся исторических памятников. Самыми «вескими» доказательствами почтенного возраста города считаются такие сооружения, как мавзолей Джомард Гассаба, комплекс Имамзаде, Джума-мечеть, а также многочисленные руины крепостных башен, стен, жилых домов и гробниц.

Гянджа до нашествия сельджуков

В 7-8 столетиях на города Восточного Закавказья были совершены многочисленные набеги. Сначала Гянджа подверглась набегам персов, затем в город пришли арабы. В конце 7 века на территории поселения произошла битва между хазарами и арабами.

Несмотря на сложное политическое положение, Гянджа играла важную роль в качестве экономического и торгового центра, так как располагалась на пересечении важных торговых путей. Жители города занимались ремеслом. Сырье они получали из медных, железных и квасцовых рудников, расположенных неподалеку от Кировабада.

Так как Гянджа активно развивалась, возникла потребность в ее защите. Началось строительство крепостных стен, вырывались рвы, укреплялась военная мощь города. В середине 10 столетия Гянджа (Кировабад в Азербайджане) выполняла функцию столицы Шададитов. Это ускорило развитие города. Он был застроен крепостями, дворцами, мостами. На территории Гянджи чеканили монеты. Уже в 1063 году появился знаменитый архитектурный памятник - врата Гянджи.

Нашествие сельджуков

В середине 11 столетия государство подверглось нашествию сельджуков. Несмотря на то что повелитель города вступил в переговоры с вражеским вожаком, набеги не прекратились. В результате в 1086 году сельджуки заняли город и свергли династию Шададитов. Правителем стал сын Малик шаха - Гияс ад-дан Тапара. В 12 столетии в Гянджу вторглись грузины, но их попытка захватить город не увенчалась успехом.

Землетрясение

Старый Кировабад (Азербайджан) был разрушен землетрясением, произошедшим 25 сентября 1139 года. В результате город пришлось выстраивать заново, но уже в другом месте. Руины старой Гянджи расположены всего в 7 км от современного населенного пункта. Воспользовавшись сложной ситуацией в городе, грузинский правитель напал на него и ограбил город.

Расцвет

Настоящим расцветом Кировабада в Азербайджане считается период с начала 12 до конца 13 веков. В это время Гянджа стала второй столицей государства Атабеков. Изделия, производимые здесь, получили широкую известность во многих государствах. «Гянджинский шелк» был по достоинству оценен иностранными купцами.

Гянджа в 18-19 веках

В 18 столетии Гянджа была экономическим центром Гянджинского ханства. В 1803 году в город вторгся отряд русских во главе с П. Д. Цициановым. Правителю населенного пункта было предложено покориться, но тот отказался. Переговоры переросли в вооруженное столкновение, в результате которого победу одержали русские. В начале 1804 года, а именно - 3 января, войска Цицианова пошли на приступ Гянджи. Штурм закончился смертью Джавад-хана и присоединением ханства к России. Город был переименован в Елизаветполь.

Вслед за этими событиями началась русско-иранская война, которая продлилась вплоть до 1813 года. Иранская армия имела численное превосходство над русским войском в Закавказье, но в то же время была недостаточно хороша в военном искусстве и дисциплине. В октябре 1813 года был заключен Гюлистанский мирный договор, согласно которому к России присоединились Северный Азербайджан и Дагестан. В 1868 году город стал центром Елизаветпольской губернии, а уже в 1883 году была проложена железная дорога, которая соединяла Баку, Тбилиси, Батуми и Кировабад (Азербайджан), фото которого представлено в данной статье.

Гянджа в 20 веке

В конце 19 года в городе проживало более 25 тысяч человек, насчитывалось 13 мечетей, 2 русские православные церкви, 6 армянских церквей. В первой половине 20 века Кировабад в Азербайджане являл собой очень красивый город, был известен благодаря многовековой растительности, широким улицам и чинарам. Застройка была двухэтажной, во всех зданиях были арочные ворота с калиткой такой же формы. Кроме того, практически на всех участках можно было увидеть приусадебные дворики. В садах выращивали фруктовые деревья, большой популярностью пользовались гранат и хурма.

Осень 1905 года вошла в историю как время, когда произошла Армяно-татарская резня. В результате этого события население разделилось на две группы: армян и мусульман. В 1918 году у станции Шамхор были убиты русские солдаты, которые возвращались в Россию с Кавказского фронта. В этом же году было восстановлено историческое название города.

Город Кировабад в Азербайджанской ССР выполнял функцию культурного и промышленного центра республики. В ноябре 1988 года на весь город прогремели страшные события: на границах армянского квартала начались настоящие сражения. В результате все армяне были эвакуированы в Армению. Имущество было разграблено.

Во второй половине 20 века была основана 104 ВДД в Кировабаде (Азербайджан). Она участвовала в подавлении Венгерского восстания, а также в операции «Вихрь». В 1993 году она покинула территорию Азербайджана и отныне базировалась в городе Ульяновске. Уже в 1998 году она была расформирована. В настоящее время историю 104-й дивизии продолжает 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада, которая успешно выполняет боевые задачи в Чечне.

Площадь

Основные достопримечательности города Кировабада в Республике Азербайджан сосредоточены в центральной его части. В центре площади расположено здание администрации. Справа от него находится музей Гейдара Алиева, открытый для посещения всем желающим. Перейдя через дорогу, вы увидите Академию наук. Сооружение можно узнать по статуям, находящимся между колоннами на фасаде.

Ансамбль Шейха Бахауддина

Архитектурный памятник датируется 17 веком и включает в себя мечеть, караван-сарай, а также средневековую баню. Последнее сооружение называется Чеяк-Хамам. Состоит баня из двух залов, сообщающихся между собой. Проработавшее до 1963 года здание в настоящее время является памятником культуры и находится под охраной ЮНЕСКО.

Джума-мечеть - это одна из самых популярных достопримечательностей Гянджи. Она известна еще под одним названием: мечеть шах Аббаса. Дело в том, что в его правление она и была сооружена. В здании «спрятан» небольшой секрет. Возведением мечети занимался астроном Шейх Бахауддин. На западной стороне мечети, выстроенной из красного кирпича, есть один-единственный белый кирпич. Говорят, ровно в полдень на него падает солнечный луч. Чтобы попасть внутрь, вы должны быть одеты по «дресс-коду». Короткие шорты, футболки с глубоким декольте не подходят для посещения мечети.

Мавзолей поэта Низами

Гянджа неразрывно связана с именем этого поэта, именно поэтому в городе сохранились десятки изображений Низами. Особое место в сохранении памяти о нем занимает мавзолей. В настоящее время сюда приезжают многие поэты.

Усыпальница Джавад-хана

Это сооружение было воздвигнуто лишь в 2005 году, хотя по внешнему виду этого не скажешь: здание выполнено в лучших традициях средневековой архитектуры. Усыпальница построена в честь правителя и воина, который погиб в начале 19 века при взятии Гянджи.

Бутылочный дом

Кировабад (Азербайджан) - военный городок, и память о погибших в это нелегкое время в нем чтут. Например, хозяин и архитектор так называемого Бутылочного дома Ибрагим Джафаров построил целое здание из 50 тысяч стеклянных бутылок. В верхней части фасада можно увидеть название города, выложенное из разноцветных донышек. Ибрагим Джафаров - участник Великой Отечественной войны, увековечивший память о погибших соратниках необычным способом. Дом находится в частной собственности, поэтому внутрь попасть не удастся. А вот фасадом любоваться можно сколько угодно.

Нафталан

Неподалеку от города располагается получивший всемирную известность. На его базе работает санаторий, где используют целебные свойства нефти. Специализация санатория - лечение болезней опорно-двигательного аппарата и дерматологических заболеваний.

Население

В городе Кировабад в Азербайджане по состоянию на 2008 год насчитывается 397 тысяч граждан. Для сравнения, в 1897 году здесь проживали всего 33,6 тысячи человек. Это свидетельствует о том, что для данного населенного пункта характерен довольно быстрый приток населения. Так, в период с 2004 по 2008 год сюда приехало 77 тысяч человек.

Что касается национального состава, большая часть населения - азербайджанцы. Кроме того, здесь проживают татары, русские и украинцы, но их численность крайне невелика.

Климат и погодные условия

Города бывшей Азербайджанской ССР (Кировабад в том числе) могут похвастаться хорошими погодными условиями. Климат здесь теплый, в летнее время года температура воздуха зачастую поднимается до +30 о С. Гянджа защищена от ветров Кавказским хребтом. Вместе с ветром зимой в город приходит похолодание, а летом поднимается пыль. Осадков выпадает не слишком много - всего 286 мм рт. ст. Выпадают они в весенний и летний период. Для путешествия в Кировабад лучше всего выкроить время в мае, июне, сентябре или октябре, так как именно в эти месяцы здесь стоит самая солнечная и теплая погода.

Природа

В черте города находятся парковые ансамбли, которые можно посетить при поездке в Гянджу. В местных парках можно найти удивительные деревья - чинары. Они считаются символом Гянджи и уже 200 лет украшают город своим присутствием. Возраст некоторых деревьев превышает 1500 лет. Местные жители называют такие растения «дюль-дюль».

Неподалеку от города расположено которое считается одним из самых популярных в своем роде в Закавказье. Оно находится у подножия горы Кяпаз. Сформированное в результате сильного землетрясения, оно является частью знаменитого Гейгельского заповедника, который обязательно стоит посетить каждому туристу. Воздух здесь целительный: он оказывает положительное влияние на состояние людей, страдающих расстройствами нервной системы и заболеваниями дыхательных путей.

Гянджа - второй по величине город в Азербайджане.

Основные сведения

Расположен у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Центр исторической области Арран. В период с 1804 по 1918 год назывался Елизаветполь, в 1918-1935 годах возвращено название Гянджа, но в 1935 году переименован в Кировабад (в честь С. М. Кирова), в 1989 году восстановлено название Гянджа. Железнодорожная станция на линии Баку - Тбилиси; аэропорт.

Гянджа, как административная территория, включает в себя 2 района в городе (Кяпазский - 178 500 жителей, Низаминский - 164 500 жит.,) и посёлок городского типа Аджикент, с соответствующими органами местного самоуправления.

Население

Динамика роста населения:
1897 - 33,6 тыс. жителей
1939 - 99 тыс.
1959 - 136 тыс.
1972 - 195 тыс.
2003 - 302 тыс.
2004 - 320 тыс.


История

Возникновение города

Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на великом шёлковом пути. Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Происхождения названия города связано с пехлевийским словом - гандз («Джанза» - у арабов, «Гяндза» - у грузин), что обозначало - клад, сокровище, место хранения урожая.

Джума-мечеть (мечеть шаха Аббаса), 1606.

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.). В начале VII в и в VIII веков Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине - арабами. В конце VII века город был превращён в арену битв между арабами и хазарами. Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х века Гянджа, находившаяся под властью Саларидов, стала столицей Шаддадитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.

В середине XI века Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 год двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века Фадлун III, правитель шаддадитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, Гянджа стала вассалам Грузии и была ею до вторжение монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием государства Атабеков Азербайджана Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что её изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Гянджинское ханство

Одним из ханств, зародившихся в начале XVIII века в Азербайджане Гянджинское ханство. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Он проводил самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор. В этот период царская Россия старалась захватить новые земли, расширить рынки сбыта, придавая большое значение Азербайджану из-за его стратегического и экономического положения. Учитывая хорошее местоположение Гянджинского ханства, территорию его можно было бы использовать как оплот армии для объединения других ханств Азербайджана. Командование русской армии считало Гянджу "ключом к северным провинциям Персии". Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России было захват этой крепости. Цицианов несколько раз обращался к Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

20 ноября 1803 года Цицианова через Тифлис направился в сторону Гянджи с войском (более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. Поняв, что овладеть крепостью будет трудно, после определенной подготовки, 3 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Её окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). В 1805 году царское правительство официально ввело комендантский метод правления. С этого времени вся военная, имущественная и финансовая власть была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Гяндже был создан окружной суд. С целью усиления контроля над населением города в 1824 году в Гяндже было создано полицейское ведомство. Население было недовольно этим ведомством, его методом правления. Комендантская система была ликвидирована в 1840 году. Гянджа как уезд вошла в состав Грузинско-Имеретийской губернии и там была учреждена должность главы уезда. В 1868 году была создана Елизаветпольская губерния. Город Гянджа стал столицей Елизаветпольской губернии.

В первой русско-персидской войне 1804-1813. Персидская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Гейче на двух направлениях - эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис. В октябре 1813 года Персия был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана. С 1868 года Елизаветполь - центр Елизаветпольской губернии. В 1883 году связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век

По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25 758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524, переселённых туда после Гюллистанского мирного договора во время переселения армян из Персии, под покровительством посла России в Персии Грибоедова). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Гянджа первой половины ХХ века - необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг. В июне 1918 года Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха, 21 ноября 1988 года в городе имели место попытки устроить армянские погромы, которые были предотвращены усилиями советской армии и местной милиции. Однако ввиду напряжённой межэтнической атмосферы, армянское население было вынуждено покинуть город.

Климат

Среднегодовая температура - +13,4 C°
Среднегодовая скорость ветра - 2,5 м/с
Среднегодовая влажность воздуха - 68 %

Гянджа - один из самых интересных и прославленных городов Азербайджана. Расположенная у подножия хребта Малый Кавказ, Гянджа на протяжении многих веков играла важную роль в жизни Азербайджана. Город известен как столица одного из прародителей государства Азербайджан - Гянджинского ханства. По площади 2-ой город Азербайджана, 3-й по населению.

Расположен на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Центр исторической области Арран. Железнодорожная станция на линии Баку - Тбилиси; аэропорт.

Гянджа, как административная территория, включает в себя 2 района в городе (Кяпазский - 178 500 жителей, Низаминский - 164 500 жит.), и посёлок городского типа Аджикент, с соответствующими органами местного самоуправления.

Первые века существования города

Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 39/659-60 гг. (то есть, во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей. Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, повторно основал город) подтверждена армянским историком Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра Патгоса построил Ганджак (арм. Գանձակ) в округе Аршакашен в 295 (846-847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению. Происхождения исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» - у арабов, «гяндза» - у грузин, «гандз» - у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганза» указывает на существование там когда-то более древнего, доисламского города.

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.). Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине X века Гянджа, находившаяся под властью Саларидов, стала столицей курдской династии Шеддадидов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шеддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.

От сельджукского завоевания до татарского нашестия

В середине XI века Карабах подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 году двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века Фадлун III, правитель из рода Шеддадидов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, Гянджа стала вассалам Грузии и была ею до вторжение монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием государства Ильдегизидов (Атабеков Азербайджана) Гянджа стала резиденцией ильдегизидского правителя Аррана. В 1225 году Гянджу захватывает у Ильдегизидов хорезмшах Джелал ад-Дин и правит ею до своей гибели в 1231 году. Люди Джелаледдина творили всевозможный произвол и насилие, что же до христиан, то был отдан приказ о насильственном переводе их в ислам. Результатом этих насилий стало восстание 1231 г. под предводительством ремесленника Бендера. Восставшие перебили гарнизон Джелаладдина, но в конце концов восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, сам Бендер четвертован.

XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков. Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока. Гянджа в это время сохраняла свое прежнее преимущественно иранское население и являлась одним из центров персидской культуры: здесь творили такие выдающиеся классики персидской поэзии как Низами Гянджеви и Мехсети Гянджеви. Одновременно Гянджа (по-армянски Гандзак) являлась и центром армянской культуры, в эту эпоху в ней жили такие крупные армянские историки, богословы и правоведы, как Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци (Вардан Великий) и Мхитар Гош.

По словам Киракоса Гандзакеци, „этот многолюдный город был полон персов, а христиан там было мало. [Персы] крайне враждебно относились к Христу и его поклонникам, презирали и хулили крест и церковь, унижали и поносили священников и церковнослужителей“. Именно этим армянский историк объясняет постигшую город катастрофу - татарское нашествие.

В составе Сефевидского Ирана. Гянджинское ханство

В XVI-XVIII вв., Гянджа входила в состав Сефевидского Ирана, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Исмаил I Сефеви назначил Шахверди-султана из племени каджаров, и представители этого рода - династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом, но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах. В конце XVII в. Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ - по русскому) Количество армян было столь велико, что в планах восстановления Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат.

В 1723 г. к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах. Гянджа опустела: в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне - в Согнаги (то есть в Карабах)».

Впоследствии Гянджа вновь вернула свое население, и после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.
Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией и войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России было захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

В составе России

20 ноября 1803 года Цицианов через Тифлис направился в сторону Гянджи с относительно небольшим отрядом (немногим более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. После соответствующей подготовки, 3 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджу окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Со временем город начали произносить, как Елисаветполь. В октябре 1813 года Персия был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признала присоединение к России Гянджинского ханства.

После завоевания ханства в нём было введено комендантское управление: вся власть, как военная, так и гражданская, была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Елизаветполе был создан окружной суд, в 1824 году - полицейское ведомство. Последнее вызвало недовольство населения, из-за произвола и вымогательств полиции. В 1840 году комендантская система была ликвидирована, Елизаветполь стал центром уезда и в этом качестве вошёл в состав Грузинско-Имеретийской губернии; была введена должность главы уезда. В 1868 Елизаветполь стал центром вновь образованной Елисаветпольской губернии. В 1883 году связан железной дорогой с Баку, Тифлисом и Батумом.

По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман.

XX век
Гянджа первой половины XX века - город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг. В июне 1918 года в Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й К""расной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе имели место попытки устроить армянские погромы, которые были предотвращены усилиями советской армии и местной милиции. Однако ввиду напряжённой межэтнической атмосферы армянское население было вынуждено покинуть город.
Наука и образование

Гянджа является одним из основных центров науки и образования в Азербайджане. В городе действуют 4 государственных высших учебных заведения - Азербайджанская государственная сельскохозяйственная академия, Гянджинский государственный университет (бывший Педагогический институт), Азербайджанский Государственный Технологический Университет и Гянджинское отделение Азербайджанского института учителей.









Гянджа - это второй по величине город в Азербайджанкой Республике. Расположен он на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Город является центром исторической области Арран. Несколько раз название этого региона Азербайджана менялось. Так, в период с 1804 по 1918 годы он назывался Елизаветполь, с 1918 по 1935 - снова носил название Гянджа, в 1935 был переименован в Кировабад (в честь С. Кирова), а в 1989 ему было вновь возвращено историческое имя. По последним данным, возраст Гянджи насчитывает более 2500 лет.

В городе имеется железнодорожная станция на ветке Баку - Тбилиси, а также аэропорт. По данным на 2007 год численность населения Гянджи составило 350 тысяч человек.

На протяжении многих и многих веков Гянджа играл немаловажную роль в истории и жизни страны. Всегда он был очень развитым городом, здесь жили и работали лучшие мастера- ремесленники, производившие замечательные изделия из глины, керамическую посуду, ковры, ювелирные украшения. В настоящее время все это хранится в государственных музеях Азербайджана. Кроме того, Гянджа является родиной всемирно известного восточного поэта Низами Гянджеви, автора поэмы «Семь красавиц», человека ставшего частью национального наследия Азербайджан. В городе имеется немало памятников Низами, также стоит мавзолей, где он похоронен.

Не раз город являлся столицей различных ханств и княжеств, в составе которых оказывался. Немало испытаний пришлось пройти городу, прежде чем он дожил до наших дней: много раз он оказывался разрушенным в результате набегов захватчиков, междоусобных войн, сражений. А однажды случилось так, что еще не погубленное людьми погубило сильнейшее землетрясение, разрушившее город до основания. Но не привык город сдаваться. Оставшиеся в живых после губительной катастрофы люди общими усилиями восстановили былую мощь Гянджи, в результате чего он еще потом долгое время оставался весьма значимым торговым центром на караванных дорогах Великого Шелкового пути.

Сегодня древний город Гянджа - весьма привлекательный туристический объект, посмотреть на достопримечательности которого съезжаются путешественники со всего мира. Кроме того, город знаменит еще и тем, что участвует в проекте по восстановлению торгового маршрута Великого Шелкового пути.

Происхождение названия

Этимология слова «Гянджа» еще до конца не изучена, а относительно правильного истолкования этого топонима имеются различные мнения. «Гянджа» (у арабов - «Джанза», а у грузин - «Гяндза») раньше воспринималась как пехлевийское слово, обозначавшее «клад», «сокровище», «место хранения урожая». Однако ни одно из этих толкований не имеет научно обоснованных доказательств. Согласно Реслеру, термин этот имеет азербайджанское происхождение. Но есть и такие исследователи, которые соотносят слово «Гянджа» с названием племени Ганджаков. Кстати, существование данного племени и их обитание на территории современного Азербайджана в науке давно было доказано. Ряд мест как в Азербайджане, так в Средней Азии связан с именем этого племени. Итак, следовательно, последний вариант происхождения термина имеет более достоверную основу.

Легенда о рождении города

Как и у всякого другого древнего загадочного города Востока, у Гянджи есть своя легенда. Она гласит о том, что некогда арабский наместник Мазъяд совершал переход через Арран. И вот, когда наступила ночь, он развернул шатер поблизости от трех холмов. В шатре он, как и полагается после трудного дня путешествия, заснул и увидел весьма интересный сон. Так, ему приснилось, будто он стоит посреди открытой местности и с ним кто-то разговаривает, только был это не человек, а просто голос. Во сне голос рассказал ему тайну, о которой никто прежде не знал. Оказалось, что в одном из трех холмов, рядом с которыми в шатре спал наместник, зарыт клад с сокровищами. Голос приказал арабу: «Оседлай коня и веди его к холмам. У холма, возле которого он остановится и забьет копытом, начни копать, и обнаружишь клад. Заложи на этом месте новый город и назови его Гянджа (то есть «клад»)». С этими словами наместник проснулся. Он сразу же взял коня и повел его к холмам. К великому удивлению Мазъяда конь остановился возле одного из них и стал бить копытом. Мазъяд спешился. Под холмом он действительно обнаружил бесценный клад - огромные котлы, доверху наполненные золотом и драгоценными камнями. Затем наместник исполнил все, что ему повелел голос во сне. Так собственно и появился город Гянджа. Однако все это лишь легенда. А хотя кто знает…

Достопримечательности Гянджи

Старая крепость. Руины некогда величественной крепости можно увидеть на подступах к городу. Сейчас от ее былого величия остались лишь бесформенные каменные глыбы. Крепостная стена тянулась вдоль всего берега реки Гянджачай. Но со временем вода, служившая верным охранником крепости, подобралась ближе и подточила и без того ветхие ее стены.

Когда-то здесь располагались две мощные башни на расстоянии около 600 метров друг от друга. Знаменитые ворота древней Гянджи служили воротами крепости.

Ворота древней Гянджи. Знаменитые врата Гянджи появились на свет благодаря стараниям кузнеца Ибрагима ибн Османа в 1063 году. Изготовил он их по приказанию правителя из династии Шеддадидов. Ворота представляют собой шедевр ремесленного искусства того времени, они были изготовлены из литого железа и с внешней стороны украшены орнаментами и узорами методом чеканки. Среди орнамента на «куфи» были выбиты имя мастера и дата изготовления ворот. В 1139 году с воротами произошло интересное событие. Воспользовавшись недавним землетрясением, практически разрушившим город и уничтожившим его жителей, грузинский царь Деметр I совершил нападение на Гянджу и в качестве трофея захватил городские ворота. А уцелевшие после катастрофы немногочисленные гянджинцы потом на собственных спинах несли ворота весом в несколько тонн. До настоящего момента сохранилась лишь одна створка ворот. Она вмонтирована в стену Келатинского монастыря, расположенного напротив могилы грузинского царя Давида IV.

Древнее городище Гянджа. Городище расположено в 7 - 10 километрах к северо-востоку от современной Гянджи. В общей сложности, с учетом всех предместий, территория городища составляет 810 гектар, в пределах же крепостных стен - около 250 гектар.

Во внутренней части крепости здания были очень плотно пристроены друг к другу и отделены узкими кривыми улочками. С 1930-х годов на территории городища проводились раскопки, благодаря которым было обнаружено сразу несколько культурных слоев и миру были открыты такие сенсационные находки, отражающие быт и хозяйственную жизнь города, как керамический водопровод, монеты 10 - 11 веков, изделия из стекла, фаянса, керамики, меди и железа.

Результаты раскопок позволили даже выдвинуть предположение о том, что возможно город был основан не в 9 веке, а гораздо раньше. В городище были обнаружены остатки целых жилых кварталов с руинами кирпичных домов, глинобитными очагами, тандырами, древними светильниками наподобие керосинок, керамические изделия с изображениями животных и орнаментом из арабских надписей. Кроме того, были найдены глиняные статуи животных, что встречается весьма редко в культуре мусульманских стран.

В настоящее время многие из этих находок хранятся в музеях Азербайджана.

Мавзолей Имам-задэ. Мавзолей шейха Ибрагима, возведенный на месте погребения сына Имама Мухаммеда Багира, скончавшегося в 6 веке, является одной из главных достопримечательностей города. Мавзолей также известен под названиями «Гей-Имам», которое произошло от голубого цвета его купола, и «Имам-задэ», являющееся традиционным названием мавзолеев, где погребены потомки пророка Али (дословно «Имам-задэ» можно перевести как «Сын пророка»).

Мавзолей Имам-задэ является мусульманской святыней, куда ежегодно совершают паломничество сотни верующих. В комплекс мавзолея входят кладбище, маленькие мечети, караван-сарай и другие сооружения. Все они впоследствии были обнесены кирпичной стеной. Старинное кладбище в Гяндже - единственное место в стране, где встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.

Самым красивым во всем ансамбле является купол мавзолея, облицованный ярко-голубыми изразцовыми плитками. На голубой облицовке четко выделяется темно-синий штампованный рисунок. Высота купола - 2,7 метра, диаметр - 4,4 метра. Высота самого мавзолея составляет 12 метров. В 19 веке мавзолей был отреставрирован, но, несмотря на это, вид он имеет весьма ветхий. Мечеть при мавзолее функционирует до сих пор.

Ансамбль Шейха Бахауддина. Историко-архитектурный комплекс 17 века, созданный Шейхом Бахауддином, включает в себя Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

Джума-мечеть была построена во времена правления шаха Аббаса, поэтому иногда именно так ее и называют. Она - несомненная гордость Гянджи. Здание было построено по проекту зодчего, астронома и визиря шаха Аббаса - Шейха Бахауддина, прямого потомка Низами.

Мечеть из красного кирпича, представляет собой приземистое, широкое здание. Оно состоит из молельного зала, разделенного на две половины (для мужчин и женщин) большой ширмой и маленьких смежных комнат. Окна мечети украшают узорные решетки-шебеке. Перед массивными воротами мечети когда-то расстилалась базарная площадь, окруженная лавками и вековыми платанами. Крышей мечети является огромный металлический купол диаметром 17 метров.

При мечети имеются два высоких минарета, увенчанных вышками для осмотра окрестностей. Минареты были отреставрированы и слегка видоизменены в 19 веке.

Во дворе мечети находится медресе, построенное в то же время, которое, к сожалению, было разрушено во время советской власти. Однако в настоящее время оба объекта восстановлены и прекрасно функционируют.

Джума-мечеть имеет одну интересную особенность. Так как Шейх Бахауддин был отличным астрономом, он применил свои знания и в строительстве. Так, ровно в полдень исчезает тень, падающая на западную стену строения. Это указывало правоверным, что пришло время полуденного намаза. По сей день гянджинцы проверяют по исчезающей тени время - точность абсолютная.

Чеяк-Хамам - это баня, состоящая из двух сообщающихся залов. В центре большого зала расположены бассейн и фонтан (он предназначен для отдыха), малый предназначен для купания. Возведенная из красного кирпича, баня имеет два больших и пять малых куполов. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом - прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Пар равномерно циркулировал и отапливал все помещение. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. И все эти столетия баня была очень популярна среди горожан.

С 2002 года Чекяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

Караван-сарай является третьей по времени постройкой в ансамбле Шейха Бахауддина. Сегодня здание средневекового караван-сарая играет роль Храма знаний. В конце 20 века здесь удобно расположился Гянджинский гуманитарный колледж. Караван-сарай представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя 15 залов и 54 комнаты. В здании также размещается музей поэтессы Месхети Гянджеви.

Усыпальница Джавадхана. Не так давно на территории исторического ансамбля, во дворе мечети, на месте могилы бесстрашного правителя Гянджи - Джавадхана, погибшего 3 января 1804 года при защите Гянджи от иноземных захватчиков, была построена гробница. В 1990-е годы прошлого столетия останки Джавадхана были перенесены сюда со старинного городского кладбища. Начавшееся в 2004 году строительство продолжалось несколько месяцев. При его возведении строители придерживались требований средневековой архитектурной школы. Памятник открылся в 2005 году и занял достойное место среди других памятников 17 века.

Мавзолей Низами Гянджеви. Низами Гянджеви, родившийся в 1141 году был одним из образованнейших людей своего времени. Всемирную известность он получил как автор «Хамсе» (Пятерицы), в которой были объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Большая часть лирики Низами посвящена любви. Другие всемирно известные произведения Низами - поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искендер-намэ».

По сей день мавзолей остается местом паломничества и поклонения поэтов. Он расположен при подъезде к городу с юго-западной стороны. Усыпальница представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.

Фотографии:

Поделиться