Кладовая земли. Заглянем в кладовые Земли. й этап. Мероприятия и события с детьми

Тема «Кладовая Земли» (подготовительная к школе группа)

Программные задачи: дать представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать о почвенной фауне. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности.

Материал: разные виды баночки с почвой (плотной и рыхлой), таз с водой, спиртовка, стекла для опытов, схема «Почва в разрезе», иллюстрации дождевого червя, крота, фабрики и заводы сливают грязную воду в реки; баночки с чистой и грязной водой, коробочки с почвой: плодородной, песчаной, глинистой, семена овса, лейки.

Ход занятия.

Воспитатель показывает баночку с почвой.

Ребята, что это у меня в баночке? (земля, почва)

Сначала я вам расскажу о различии слов «земля» и «почва». Земля-земной шар, родина, название нашей планеты. Почва-то, из чего состоит земля, верхний слой земной коры. Вот сегодня мы с вами заглянем в кладовую Земли.

Вот банки с почвой. Что такое почва? (верхний слой нашей планеты Земля).

А кто живет в подземном царстве? (показывает иллюстрации дождевых червей, крота и др.)

Как вы думаете, чем они дышат? (воздухом)

А в почве есть воздух? Давайте проверим: бросаем в тазик с водой комок почвы. Что увидели? (пузырьки воздуха).

Воспитатель показывает две баночки с плотной и рыхлой почвой. Дети рассматривают содержимое, сравнивают.

Ребята, как вы думаете, в какой почве лучше растениям? (в рыхлой)

В плотной почве не хватает воздуха и воды, чтобы в ней хорошо росли растения. А есть ли вода в почве? (предположения детей)

Давайте проведем еще один опыт: нагреваем рыхлую почву на огне, образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что значит? (в почве есть вода)

Если будем и дальше нагревать почву, почувствуем неприятный запах-это в почве будут гореть остатки отмерших растений и животных. Их называют перегноем. Именно благодаря перегною в почве и могут расти растения, и именно перегной придает почве черный цвет.

Итак, мы с вами выяснили, что в почве есть…(воздух, вода, перегной).

А что еще есть почве, давайте с вами посмотрим схему «Почва в разрезе». В почве есть немного песка и глины, а под плодородным ее слоем находится слой песка, а потом глина, потом-камни. В почве еще есть и соли.

Чтобы доказать, что в почве имеются соли, проведем опыт. Насыплем в стакан с водой почву и дадим ей постоять. Возьмем несколько капелек воды из этого стакана и поместим на стекло. Стекло с капельками воды нагреем. При нагревании вода испаряется, а на стекле остается белый налет. Это слои, которые были в почве. Какой вывод мы можем сделать? (в почве есть соли, растворяющиеся в воде).

Значит, почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, растворимых солей, и эти все вещества делают ее плодородной.

Физкультминутка.

Дождя давно не было, и растения давно завяли. Сначала опустили головки-раз-(опустить голову), потом листики-два-(быстро опускают руки вдоль туловища), а потом и весь стебелек согнулся до самой земли-три-(садятся на корточки).

Вдруг пошел дождь, и растения начали оживать (встают, поднимают руки, голову).

А после дождя подул ветер, стебельки закачались (поднимают руки над головой), зашумели (покачивая руками, надо делать спокойный вдох без поднятия плеч и длительный выдох с произнесением звука «ш»).

Итак, подул ветер, зашумели. Ветер, затих, стебельки успокоились. (не торопясь, опускают руки).

Воспитатель приглашает детей рассмотреть воду в двух баночках-чистую и грязную.

Ребята, как вы думаете, что будет с почвой, если ее полить чистой водой? (рассуждения детей)

А если-грязной? (рассуждения детей)

Правильно, в природе, как в сказке, есть «живая» и «мертвая» вода. И человек, который ест овощи, выращенные на грязной почве, может заболеть.

А откуда берется «мертвая» вода? (предположения детей)

Правильно, ее сливают заводы и фабрики… (воспитатель показывает иллюстрации) Во многих местах нашей планеты почва «болеет»: в ней не могут жить растения и животные. А почва образуется очень медленно: сантиметр за 100 лет, а разрушается очень быстро: из-за сильных ветров, ливней, неправильной обработки.

Как нужно относиться к почве? (люди должны заботиться о почве, вспахивать ее, удобрять, поливать, можно было выращивать овощи, фрукты.)

Правильно. Сейчас мы с вами посадим овес в разные почвы: плодородную, песчаную, глинистую. И будем наблюдать, как станут расти растения.

Дети делятся на три подгруппы и сажают овес в разную почву, проводят наблюдения за их ростом.

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов.

Рассмотрите образцы полевого шпата, кварца и слюды. Это минералы , соединяясь вместе, образуют горную породу гранит

Рассмотрите кусочек гранита. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал слюда.

Заполните схему. Состав гранита.
Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов - жёлтым карандашом.


Выпишите из текста учебника примеры горных пород.

Гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор, кремень

Найди в атласе-определителе "От земли до неба" дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1 - 2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.

Гранит
Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Гранит - горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц, слюда. Цветные зерна - это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие - кварц, чёрные слюда. "Зерно" по-латыни "гранум". От этого слова и появилось название "гранит".

Полевой шпат
Полевой шпат - самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много разновидностей полевых шпатов. Среди них есть белые, серые, желтоватые, розоватые, красные, зелёные камни. Чаще всего они непрозрачны. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Кварц
Кварц - минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Попадаются кристаллы кварца размером от нескольких миллиметров до нескольких метров! Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталём, непрозрачный белый - молочным кварцем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц - аметист. Есть кварц розовый, кварц голубой и другие разновидности. Все эти камни с давних пор используются для изготовления различных украшений.

Слюда
Слюда - минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они тёмные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Если у тебя есть своя коллекция камней (например, разноцветная морская галька или другие камни), выбери самые красивые и интересные. Сделай фотографии и помести их здесь. В подписи постарайся передать своё отношение к миру камней.


Рассматривать камни очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где живёшь. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Рассматривая камни, думаешь о том, что в каждом из них есть какая-то тайна и множество загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Хочется узнать, какие же секреты они таят в себе, чем отличаются друг от друга, какова история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям .

1 Практическая работа «Исследуем состав гранита».

Цель работы: научиться различать составные части гранита.
Оборудование: образцы гранита, полевого шпата, кварца, слюды; лупа.
Ход работы (по заданиям учебника).

1) Заполните схему.

2) Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов - жёлтым карандашом.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

2. Выпиши из текста учебника примеры горных пород.

Песок, глина, мрамор, известняк, кремень

3. Найди в атласе-определителе «От земли до неба» дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1-2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.

Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Из гранита строят на бережные рек, делают памятники, облицовывают стены, зданий метро.
Гранит состоит из нескольких минералов. Цветные зёрна в составе гранита - это полевой шпат. Чаще всего он прозрачен; бывает белого, серого, красного, зелёного цветов.
Сверкающие зёрна в составе гранита - это кварц. Прозрачный: бесцветный кварц называют горным хрусталём. Есть розовый и голубой кварц. Эти камни используются для изготовления различных украшений.
Чёрные зёрна в составе гранита - это слюда. Этот минерал состоит из тонких пластин. Они темные, но прозрачные и блестят.

4. Если у тебя есть своя коллекция камней (например, разноцветная морская галька или другие камни), выбери самые красивые и интересные. Сделай фотографии и помести их здесь. В подписи постарайся передать своё отношение к миру камней.

Я сильно люблю камни.Они красивые и твёрдые.Бывают камни морские речные, самоцветные и обычные. Когда я бываю на море, то собираю морские камни, а в музеях и планетарии мама мне покупает самоцветные камни. У меня уже собралась большая коллекция и я просто обожаю ее рассматривать.

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся различать объекты живой и неживой природы.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

Классифицировать объекты природы по существенным признакам;

Различать объекты неживой и живой природы;

Устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

неживой и живой природы, сезонных явлений;

приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

Основные понятия

Горные породы. Минералы. Гранит. Полевой шпат. Кварц. Слюда. Полезные ископаемые Каменный уголь. Торф.

Задание для самостоятельной работы

1.Заполните схему.

Состав гранита

2.Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольни-ки с названиями минералов — жёлтым карандашом.

По-лез-ные ис-ко-па-е-мые - это бо-гат-ства, ко-то-рые до-бы-ва-ют-ся из недр Земли или ее по-верх-но-сти. Жизнь в со-вре-мен-ном мире невоз-мож-на без по-лез-ных ис-ко-па-е-мых. Неко-то-рые по-лез-ные ис-ко-па-е-мые ис-поль-зу-ют-ся в стро-и-тель-стве:

Гео-ло-ги - изу-ча-ют по-лез-ные ис-ко-па-е-мые и разыс-ки-ва-ют их ме-сто-рож-де-ния.

Ме-сто-рож-де-ния - это места, где в глу-би-нах Земли и на ее по-верх-но-сти за-ле-га-ют по-лез-ные ис-ко-па-е-мые.
Добыча полезных ископаемых

По-лез-ные ис-ко-па-е-мые до-бы-ва-ют по-раз-но-му: одни в от-кры-тых кот-ло-ва-нах - ка-рье-рах, дру-гие - в шах-тах, глу-бо-ких ко-лод-цах, а для того чтобы из-влечь из Земли нефть или газ, люди стро-ят бу-ро-вые уста-нов-ки и бурят глу-бо-кие сква-жи-ны.

Чтобы из-го-то-вить стек-ло и сде-лать ста-кан, нужен спе-ци-аль-ный песок. Песок - по-лез-ное ис-ко-па-е-мое. Чтобы суп был со-ле-ным, нужна соль, соль - тоже по-лез-ное ис-ко-па-е-мое. Чтобы сде-лать та-рел-ку для супа, нужна осо-бая белая глина - ка-о-лин, и она тоже по-лез-ное ис-ко-па-е-мое.

Очень ин-те-рес-ные, хотя и ма-ло-за-мет-ные для нас объ-ек-ты при-ро-ды - камни. Когда мы го-во-рим «камни», мы имеем в виду гор-ные по-ро-ды и ми-не-ра-лы. Ми-не-ра-лы - это при-род-ные ве-ще-ства, а гор-ные по-ро-ды - это при-род-ные со-еди-не-ния ми-не-ра-лов. Одни из них ис-поль-зу-ют в стро-и-тель-стве, из дру-гих де-ла-ют укра-ше-ния.

Гра-нит - очень креп-кий и кра-си-вый ка-мень. За-ле-га-ет гра-нит глу-бо-ко в земле и на по-верх-но-сти, где он встре-ча-ет-ся в виде целых гор. Он бы-ва-ет се-ро-го, ро-зо-во-го и крас-но-го цвета. Гра-нит - это гор-ная по-ро-да, со-сто-я-щая из зерен несколь-ких ми-не-ра-лов, в ос-нов-ном это по-ле-вой шпат, кварц и слюда. Цвет-ные зерна - это по-ле-вой шпат, по-лу-про-зрач-ные свер-ка-ю-щие - кварц, чер-ные - слюда. Зерно по ла-ты-ни - грано, от-сю-да и на-зва-ние - гра-нит.

Рис. 2. Гра-нит

Слюда - ми-не-рал, со-сто-я-щий из пла-стин, ко-то-рые легко от-де-ля-ют-ся друг от друга, они тем-ные, но про-зрач-ные и бле-стят. Слюда вхо-дит в со-став гра-ни-та и неко-то-рых дру-гих гор-ных пород.

Рис.3. Слюда

Гра-нит - очень проч-ный ка-мень, по-это-му его ис-поль-зу-ют в стро-и-тель-стве. Из него стро-ят фун-да-мен-ты домов, на-бе-реж-ные, по-ста-мен-ты па-мят-ни-ков. Гра-нит хо-ро-шо шли-фу-ет-ся и по-ли-ру-ет-ся. Его ис-поль-зу-ют для об-ли-цов-ки стен зда-ний и стан-ций метро.

Если вни-ма-тель-но рас-смот-реть най-ден-ный у моря или в горах ка-му-шек, мы можем за-ме-тить, что часто он бы-ва-ет раз-но-цвет-ным, в по-ло-соч-ку, пят-ни-стым или с раз-во-да-ми. Это про-ис-хо-дит по-то-му, что най-ден-ный ка-му-шек со-сто-ит из ми-не-ра-лов, на ко-то-рых оста-ви-ли следы есте-ствен-ные при-род-ные про-цес-сы.

Поделиться