Морфологический разбор всех частей речи. Служебные части речи

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

351. Выполните письменно разбор 2-3 прилагательных как часть речи.


352. Прочитайте текст. Определите его стиль. Выпишите по 5 слов, которые изменяются: а) по числам и падежам; б) по числам, падежам и родам. Выполните морфологический разбор трёх прилагательных. . Найдите слова, имеющие переносное значение.


353. Спишите. Над прилагательными укажите их разряд по значению. . Какие словосочетания употреблены в переносном значении? Составьте с ними предложения.

Заячий след (пр.), заячий (кач.) характер - трусливый, заячий выводок (пр.).
Гусиное перо (пр.), гусиная (пр.) кормушка, гусиная (кач.) походка - косолапая.
Волчья (пр.) стая, волчий (кач.) аппетит - огромный, волчье (пр.) логово.
Лисья (пр.) нора, лисья (отн.) шуба, лисья (кач.) хитрость - большая.

У меня сегодня просто волчий аппетит. Она всегда обладала лисьей хитростью. У мальчка гусиная походка.


354. Из второго и третьего абзацев сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» выпишите все прилагательные. Разберите как часть речи 2 прилагательных. Образец. Стоял (не)жаркий день. Прилагательное употребляется без не, значит, его можно писать и слитно, и раздельно. В предложении нет противопоставления с союзом а, это прилагательное можно заменить синонимом прохладный, значит, слово нежаркий здесь надо писать слитно.

Морфологический разбор прилагательного позволяет определить непостоянные и постоянные признаки этой части речи, выявить его синтаксическую роль в предложении. Для лучшего понимания темы в статье приведены примеры.

Что такое морфологический разбор прилагательного?

Морфологический разбор прилагательного как части речи – это полная грамматическая и лексико-синтаксическая характеристика слова. При морфологическом разборе определяются постоянные и непостоянные признаки прилагательного, а также его синтаксическая роль в предложении.

Морфологически разбор прилагательных и разбор прилагательных по составу изучаются в 4-5 классах.

Порядок морфологического разбора прилагательных

  1. 1. Часть речи , общее грамматическое значение, на какой вопрос отвечает разбираемое слово.
  2. 2. Начальная форма (форма мужского рода единственного числа в именительном падеже). Морфологические признаки:
    1. 2.1. Постоянные признаки
      • Разряд по значению (качественные, относительные, притяжательные).
      • Полная или краткая форма (для качественных прилагательных, у которых есть только краткая либо только полная форма).
    2. 2.2. Непостоянные признаки
      • Полная или краткая форма (для качественных);
      • Степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная) (для качественных);
      • Число (единственное, множественное);
      • Род (мужской, женский, средний).
      • Падеж – только для полных прилагательных.
  3. 3. Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения является прилагательное).

Примеры морфологического разбора имен прилагательных

В качестве примера проведем полный морфологический разбор прилагательных, используемых в предложении:
«Сосновый лес был тих , только издалека слышались птичьи трели».

Сосновый

  1. 1. Сосновый – прилагательное, означает признак предмета. Какой?
  2. 2. Начальная форма – сосновый.
    1. 2.1. Постоянный признак: относительное;
    2. 2.2. Непостоянные признаки: ед. число, м. род, И. п.
  3. 3. Определение.

Тих

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  1. 1. Тих – прилагательное, означает признак предмета. Каков?
  2. 2. Начальная форма – тихий.
    1. 2.1. Постоянный признак: качественное;
    2. 2.2. Непостоянные признаки: краткая форма, положительная степень сравнения, ед. число, м. род.
  3. 3. Именная часть составного именного сказуемого.

Карточки по теме "Имя прилагательное"

1.1.1. Спишите предложения и расставьте знаки препинания.

Жара понемногу зам…рала и от воды подн…мался лёгкий ветерок.

2. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

3.Выполните морфологический разбор прилагательных.

1.2.1. Спишите предложения.

Вода в пруду давно уже потеряла свою утреннюю синеву и прозрачность и бьёт в глаза своим ослепительным блеском. (П.Романов)

2. Выполните морфологический разбор одного прилагательного. http://russkiy-na-5.ru/articles/177

3. Выполните морфологический разбор слова «прозрачность».

4.Объясните отсутствие запятых в предложении.

1.3.1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

В небе над лесом ст…лились белые обл…ка причудливыми тяж…лыми столбами. (П.Романов)

2.Определите морфологические признаки любого прилагательного.

3. Выполните морфологический разбор слова «причудливыми».

1.4.1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Белеет земля белеет крыша балагана и на фоне сизого неба желтыми призраками вытянулись вверх … лиственницы. (В.Шишков)

2.Объясните графическую постановку знаков препинания.

1.5.1. Спишите предложение, расставляя знаки препинания.

Пришёл март первенец весны Он месяц проталин, звонкой и дружной капели.

2. Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

3.Подчеркните прилагательные как члены предложения.

4.Дайте определение имени прилагательного.

1.6.1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Тает снег на городских улицах на просёлочных дорогах. (С.Ларин)

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Определите синтаксическую роль прилагательных.

4. Выполните морфемный разбор прилагательных.

1.7.1. Спишите предложения, обозначая грамматические основы.

Мы купались в ласковой радуге, как в реке, а она словно взмахивала перед нами цветными крыльями.

(В.Крапивин)

3. Выполните морфологический разбор одного прилагательного.

1 .8.1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные.

1)Невнятный ш…рох ночи доходил из мрака.

2)В тихой с…неве ра…вета открылась передо мной древняя земля. (К.Паустовский)

2. Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

1.9.1. Спишите предложения, вставляя буквы и раскрывая скобки.

1) Сытый голодно… (не)разумеет.

2)У горк… беды нет сладк… еды.

2. Определите синтаксическую роль прилагательных.

2.1.1. Спишите предложени е .

Великолепен был вид зимней природы. (С.Аксаков)

2.Определите синтаксическую роль прилагательных.

3. Дайте определение имени прилагательного.

2.2.1. Выпишите из стихотворения краткие прилагательные, определяя их морфологические признаки.

Дождь капает. Тёмными клоками,

Редея, облака летят.

Вороны на плетне сидят

Так мокры, жалки!

Под ногами

Листы поблёклые шумят.

Сад тих. Деревья почернели;

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты;

Грачей пустые колыбели

Качает ветер, и мертва

К земле припавшая трава. (И.Никитин.)

2.Выполните морфологический разбор любого полного прилагательного.

3.Объясните постановку знаков препинания перед союзом И.

2.3.1. Образуйте от прилагательных, которые есть в тексте, краткое прилагательное мужского и женского рода.

Погода вначале была хорошая тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болоте что-то жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. (А.П.Чехов.)

2. Выполните морфологический разбор любого полного прилагательного.

3. Определите синтаксическую роль прилагательных в первом предложении.

2.4.1. Спишите предложения, в которых есть краткое прилагательное.

Вдали видишь сад. Золотой, подсохший, он по-прежнему могуч. Замечаешь кленовые аллеи, вдыхаешь тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок. Воздух так чист и свеж, словно его нет.

(И.Бунин.)

2.Определите синтаксическую роль кратких прилагательных.

3.От каких прилагательных нельзя образовать краткую форму?

2.5.1.Образуйте краткие прилагательные от полных прилагательных. Почему нельзя образовать краткие прилагательные от всех прилагательных?

Ночной- Загадочный-

Величавый- Сухой-

Резкий- Осенний-

Кожаный- Прекрасный-

Птичий- Лесной-

2.Составьте с двумя краткими прилагательными предложения.

2.6.1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Каждая черта её молод… свеж… лица чиста, благородна и проста.

2.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Расскажите о кратких прилагательных.

2.7.1.Определите, какими членами предложения могут быть прилагательные в данных предложениях.

1) Счастье всегда на стороне отважного.

2) У единственного дуба в парке листва ещё бесцветна и тонка.

3) Добрая пословица по времени молвится.

2. Выполните морфологический разбор прилагательного.

2.8.1. Спишите предложения, определите форму имени прилагательного.

1) Чужим богат не будешь.

2) Дом платежом красен.

3) Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

2.Какие морфологические признаки есть у кратких прилагательных?

2.9.1.Полные прилагательные, данные в скобках, замените краткими. Запишите предложения.

1) (Глупая) та птица, которой гнездо своё не (милое).

2) Не (дорогой) подарок, (дорогая) любовь.

2. Расскажите о кратких прилагательных.

3.1.1. Спишите предложения, подчёркивая прилагательные как члены предложения.

От звонкого, весёлого смеха горе бежит.

2.Образуйте все формы степеней сравнения от прилагательных.

3.Расскажите о сравнительной степени имени прилагательного.

3.2.1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Ядрёные холодные капли вонзались в дорожную пыль сворачивались в комочки грязи.

2. Образуйте все формы степеней сравнения от одного прилагательного.

3.3.1. Образуйте все формы степеней сравнения от прилагательных в данной поговорке.

Длинная нитка-ленивая швея.

2.Дайте определение имени прилагательного.

3. Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

3.4.1.Определите степень сравнения от прилагательных в пословицах и поговорках.

1)Худой мир лучше доброй ссоры.

2)Ключ сильнее замка.

3)Утро вечера мудренее.

4)Быстрее мысли ничего нет.

2.Образуйте другие формы степеней сравнения от любого прилагательного.

3. Дайте определение имени прилагательного.

3.5.1. Прилагательные, данные в скобках, замените указанной формой.

1) Правда (светлый- простая форма сравнительной степени) солнца.

2) Природа постаралась сделать свои создания (незаметный- составная форма сравнительной степени) для человеческого глаза.

2. Определите синтаксическую роль получившихся форм прилагательных.

3.6.1. Прилагательные, данные в скобках, замените указанной формой. Запишите получившиеся предложения.

1)Камень - кит-это жертвенный камень (древний- простая форма превосходной степени) эпохи.

2)Эстонцы гордятся им как один из самых (древний- составная форма превосходной степени) памятников своей родины.

3.7.1. Образуйте от прилагательных, от которых это возможно, все формы степеней сравнения.

Грустный - Добрый-

Вечерний - Птичий-

2.Объясните, почему нельзя образовать степени сравнения от некоторых прилагательных?

3.Составьте предложение с прилагательными в любой степени сравнения.

3.8.1.Спишите, определите формы имён прилагательных в предложениях.

На одном из небольших холмов возле Луговки - самой старой деревушки Светогорья - стоит чудо-юдо камень. (С.Гейченко.)

2.Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

4.1.1. Выпишите прилагательные из текста.

Прощай, зима-чародейка! Она была настоящей красавицей в белоснежном пушистом платье с небольшими складками-сугробами, в чудесных светлых сапожках-скороходах.

3. Объясните постановку запятой в первом предложении.
4. 2. 1. Выпишите прилагательные из текста.

На высокой ветке желтоногая птица с крючковатым носом сидит. Золотисто-желтыми глазами по сторонам водит. Осиное гнездо высматривает.

2. Определите разряды прилагательных.

3. Выполните морфемный разбор прилагательных из первого предложения.

4. Расскажите о разрядах прилагательных.

4.3.1. Спишите предложение.

На уступе скалы под каменистым навесом в огромном гнезде на из козьей шерсти лежат два пестрых яица.

2. Определите разряды прилагательных.

3. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

4.4.1.Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Жара понемногу зам…рала и от воды подн…мался легкий ветерок.

2. Определите разряд прилагательного.

3. Расскажите о разрядах прилагательных.

4.5.1. Определите разряды прилагательных в данных предложениях.

1) В синем сумраке белое платье за реш…ткой мелькает резной.

2) Лишь ветер каменного века в ворота ч…рные стучит.

2. Расскажите о правописании о-е после шипящих в корне слова.

4.6.1. Составьте словосочетания с прилагательными так, чтобы они относились к разным разрядам.

Лисий, каменный, орлиный, свинцовый.

2. Расскажите о разрядах прилагательных. Почему возможен переход прилагательного из одного разряда в другой?

3. Дайте определение имени прилагательному.

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное , т.к. указ. на лицо;
    возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
    относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
  • Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.

Поделиться