Предмет: Математика
Класс: 3 класс
Учитель: Антонова Татьяна Геннадьевна
Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока: Вычитание двузначных чисел без
перехода через десяток.
Цель урока: Создание комфортных условий для
развития умений учащихся, решать
примеры вида: 58- 27.
Задачи:
1. Формирование умений решать
примеры на вычитание двузначных
чисел без перехода через десяток.
2. Коррекция логического мышления
на основе умозаключений и анализа.
3. Развитие у обучающихся навыков
сотрудничества со сверстниками.
4. Продолжить воспитание коммуникативных
способностей и взаимопонимания через
организацию совместной деятельности.
Ход урока
«Здравствуйте», - ты скажешь человеку.«Здравствуй»,- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет целый век.
- Я рада видеть вас и очень хочу начать работать с вами!
Пусть сядет тот, кто назовёт двузначное число, в котором 4 единицы.
Этап 2. 3 минуты
Проверка домашнего задания
Проверить правильность выполнения домашнего задания.
Домашние тетради
Не открывая тетради, скажите:
-С какими числами мы сейчас работаем? (двузначные)
- На какое действие были заданы примеры? (+)
Стр. 130 № 1 (1,2)
- Назовите пример, который находится:
…в 1 столбике второй…
… во 2 столбике последний… и т.д.
- У кого были затруднения в решении этих примеров?
- Давайте посмотрим, как вы научились решать их.
-Сейчас будет возможность ещё потренироваться.
Этап 3. 5 минуты
Устный счёт
Формировать умения складывать двузначные числа.
Развивать пространственные представления.
Воспитывать коммуникативные навыки.
Цифры
На доске примеры
З3 + 22 Кирилл
54 + 24 Маша
52 + 16 Данил
25 + 43 Маша
27 + 31 Виталий
53 + 45 Настя
11 + 67 Данил
64 + 34 Алина
К левой маленькой доске пойдёт и решит первый пример - Кирилл, к правой маленькой доске - Данил Костенко, к большой справа - Виталий, к большой слева – Данил Евсиков.
- Второй пример решают:
На большой доске слева - Маша Таратухина, на маленькой справа - Алина, на большой справа – Настя, на маленькой слева – Маша Бойкова.
- Проверим. 1 пара, 2 пара, 3 пара, 4 пара.
- Что общего в ответах? (единицы - 8)
- Мы должны чётко понимать, где в числе единицы, где десятки, для поиграем.
Игра «Составь число»
- Поиграем теми же парами и проверим друг друга
Задайте по - разному три числа.
1 пара – на парте в игровой
2 пара – на столе учителя
3 пара- на синем столе в игровой
4 пара- на свободном ученическом столе.
«Вася хорошо знает единицы десятки»
«Тане надо поработать над единицами и десятками»
Этап 4. 3 минуты
Минутка чистописания
Воспитание умения аккуратно оформлять работу в тетрадях. Связь с жизнью.
Рабочие тетради
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- С каким числом работаем? (24)
- Что про него знаете? (чётное, двузначное, в нём 2 дес., 4 ед., состоит из цифр 2 и 4, предыдущее 23, последующее 25).
- Назовите с этим числом : меру длины
меру стоимости
меру времени
меру ёмкости
меру массы
- Где нам могут пригодиться различные меры?
Этап 5 . 1 минута
Гимнастика для глаз
Этап 6. 10 минут
Подготовка к основному этапу
Подготовить детей к изучению нового типа примеров.
30 + 7=
78 – 8 =
81 – 80 =
25 + 2 =
67 – 3 =
43 + 20=
56 – 30 =
37 + 42=
58 – 27=
Пока готовилась к уроку, волновалась и рассыпала примеры. Не могу разобраться какие мы уже решали. Поможете?
Игра «Найди изученный пример».
Найти пример и решить его.
Этап 7. 3 минуты
Усвоение новых знаний
Познакомить учащихся со способом решения новых примеров.
58 – 27 =
- Ребята, посмотрите внимательно на пример, чем он отличается от предыдущих?
- Может кто знает, как его решать.
- Давайте решим в цвете.
- С чего работу начинаем? С единиц .
- Единицы каким цветом? Красным.
- Сколько единиц в первом числе? 8
- Сколько единиц во втором числе? 7
- 8 – 7 получим 1.
- Работаю с десятками.
- Десятки каким цветом обозначаем? Синим.
- Сколько десятков в первом числе? 5
- Сколько десятков во втором числе? 2
- 5 – 2 получим 3.
- Ответ 31.
- Какого вида пример получился? (на вычитание двузначных чисел).
- Какой пример появится на ленте?
Этап 8. 2 минуты
Физкультурная минутка
Развивать слуховое внимание в процессе игры.
Игра «Будь внимателен»
Называю однозначное число – хлопаете.
Называю двузначное число – топаете.
Называю круглое число –прыгаете.
Называю 100 – молчите.
Этап 9. 15 минут
Первичное закрепление
Продолжить формировать умение решать примеры и решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
1п. – 37 к.
2п. - ? на 16 к. меньше
- Назовите вид примеров, которые будем решать.
Кто может сам придумать пример. Давайте начну я. В первом числе должно быть десятков и единиц больше, чем во втором. 85 – 63 =
Составляем примеры
Или стр. 130, № 4.
- Где могут встретиться такого вида примеры?
- Давайте решим задачу стр. 130, № 5 (а).
1. Прочитайте.
2. Я прочитаю, а вы подумайте, чтобы решить задачу, что удобнее сделать?
3.Прочитайте условие и найдите главные слова для краткой записи.
4. Какие главные слова?
5. Что мы знаем про 1 полку?
6. Что знаем про 2 полку?
7. Прочитайте главный вопрос.
- Посмотрите на краткую запись, подходит она к задаче? Почему не подходит?
1. Сможем сразу ответить на главный вопрос?
2. Чего не знаем?
3. Сможем узнать сколько на 2 полке?
4. Каким действием? (-) Почему?
5. А потом сможем ответить на главный вопрос? (да)
6. Каким действием? (+) Почему?
- Кто уверен и может решить задачу самостоятельно? Решайте.
- Кто не уверен идут к доске.
Ответы 21к., 58к.
Этап 9. 2 минуты
Контроль и самопроверка знаний
Изучить состояние знаний каждого ученика по теме.
Индивидуальные
карточки
- Хотите проверить себя, получается у вас решать примеры на вычитание двузначных чисел?
- Предлагаю вам задания. (В тетради с обратной стороны карточка, решите примеры)
Этап 10. 2минуты
Итог
Подвести итог урока.
Подведём сейчас итог,
Может зря прошёл урок?
За устную работу на уроке оценки получили….., работу в тетрадях и на карточках надо проверить, тогда сможем выставить оценку в журнал.
Этап 11.
1 минута
Дополнительное задание Распишите:
58 =… дес. … ед.
6 дес. 2 ед. = …
Это нахождение одного из слагаемых по сумме и другому слагаемому.
Исходная сумма называется уменьшаемым , известное слагаемое - вычитаемым , а результат (т.е. искомое слагаемое) называется разностью .
Свойства вычитания чисел
1. a - (b + c) = (a - b) - c = (a - c) - b ;
2. (a + b) - c = (a - c) + b = a + (b - c) ;
3. a - (b - c) = (a - b) + c .
Для наглядного изображения арифметических операций (как сложения так и вычитания) можно использовать числовую прямую - это прямая, которая состоит из точки начала координат (эта точка соответствует нулю) и двух распространяющихся от нее лучей, один из которых соответствует положительным числам, а другой отрицательным.
Пример вычитания на числовой прямой
На этой числовой прямой можно увидеть, что числа находящиеся слева от 0 имеют отрицательное значение. Вычитая из отрицательного числа (в данном случае -1) единицу три раза, мы получим число -1.
Вычитая из положительного числа 4, положительное число 3 (или отрицательное число -1 три раза), получим единицу
Пример
4 - 3 = 1 ; | 3 - 4 = - 1 ; |
-1 -3 = - 4 ; |
Вычитание чисел столбиком
Сначала вычитаются единицы, затем десятки, сотни и т.д. Разность каждого столбца записывается под ним. При необходимости из соседнего левого столбца (т.е. из старшего разряда) занимается 1 .
Рассмотрим несколько примеров вычитания в столбик, приведенных ниже.
Пример вычитания двузначных чисел столбиком
Пример вычитания трехзначных чисел столбиком
Принцип вычитания трехзначных чисел похож на метод вычитания двузначных чисел, в данном случае числа уже не десятки, а сотни.
Пример вычитания четырехзначных чисел столбиком
Принцип вычитания четырехзначных чисел похож на метод вычитания трехзначных чисел, в данном случае числа уже не сотни, а тысячи.
Обучение детей простым арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Сначала изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом через десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом через десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение занятий в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и быстрее.
Подготовительная работа
Знакомство со сложением и вычитанием двузначных чисел происходит постепенно:
- Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
- Затем решают примеры, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
- Наконец, исследуют случаи с переходом через разряд.
Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных единиц состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).
При объяснении состава чисел можно использовать практический метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.
Суть этого метода заключается в следующем:
- Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
- 10 палочек – это десяток. Есть числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и считать будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально расположенная палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится ровно 10 вертикальных).
- Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки положить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
- Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
- Закрепляется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок смотрит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.
Палочки можно заменить деталями Лего или другого конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.
Сложение и вычитание круглых чисел
Объясняется несколькими способами:
- На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
- С помощью палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.
Аналогично объясняется вычитание. Решив несколько примеров, переходят к следующему этапу.
Сложение и вычитание без перехода через разряд
Действия объясняют практическим способом. Например, нужно найти результат выражения «25+32» .
Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого считают все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют единицы – получается 7).
Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что единицы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно работать уже без палочек.
Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», которое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто сказать, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться непонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.
После объяснения смысла действия можно ввести сложения в столбик.
Важно при этом объяснить, что единицы пишутся под единицами (чтобы удобнее было складывать), а десятки – под десятками. Если пример будет записан неправильно, то можно прийти к ошибочному результату.
Полезно будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с помощью палочек, а потом уже сделать выводы.
Аналогично вводится вычитание с помощью палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него вопросов не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд
Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.
Сначала пример решают с помощью палочек (например, 25+37):
- Выкладывают числа палочками, складывают разрядные единицы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
- Вспоминают, что 10 единиц – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
- Получается 6 десятков и 2 единицы. Значит, 25+37=62.
- Делают вывод: при сложении единиц получилось число больше 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Удобнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).
После наглядного примера рассматривают сложение в столбик и другие способы складывания двузначных чисел:
- Сначала к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
- Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), потом к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом действии (67-5=62);
- Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – результаты: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.
Суть вычитания с переходом разряд также желательно сначала показать наглядно (например, 42-15):
- Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
- Определяют, что из 2 единиц нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «перевести» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
- Дальнейшие действия: из 12 единиц вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после преобразования осталось 3).
- В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание нужно с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.
После наглядного метода рассматривается вычитание в столбик и несколько других способов:
- Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
- Наоборот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.
Для объяснения арифметических действий можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое место, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем производить действия.
Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним достаточно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не поймут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.
И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: нужно регулярно в необходимом объеме .