Решение двузначных чисел. Урок математики "Вычитание двузначных чисел" (3 класс). Пример вычитания четырехзначных чисел столбиком

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Учитель: Антонова Татьяна Геннадьевна

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: Вычитание двузначных чисел без

перехода через десяток.

Цель урока: Создание комфортных условий для

развития умений учащихся, решать

примеры вида: 58- 27.

Задачи:

1. Формирование умений решать

примеры на вычитание двузначных

чисел без перехода через десяток.

2. Коррекция логического мышления

на основе умозаключений и анализа.

3. Развитие у обучающихся навыков

сотрудничества со сверстниками.

4. Продолжить воспитание коммуникативных

способностей и взаимопонимания через

организацию совместной деятельности.

Ход урока

«Здравствуйте», - ты скажешь человеку.

«Здравствуй»,- улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет целый век.

- Я рада видеть вас и очень хочу начать работать с вами!

Пусть сядет тот, кто назовёт двузначное число, в котором 4 единицы.

Этап 2. 3 минуты

Проверка домашнего задания

Проверить правильность выполнения домашнего задания.

Домашние тетради

Не открывая тетради, скажите:

-С какими числами мы сейчас работаем? (двузначные)

- На какое действие были заданы примеры? (+)

Стр. 130 № 1 (1,2)

- Назовите пример, который находится:

в 1 столбике второй…

во 2 столбике последний… и т.д.

- У кого были затруднения в решении этих примеров?

- Давайте посмотрим, как вы научились решать их.

-Сейчас будет возможность ещё потренироваться.

Этап 3. 5 минуты

Устный счёт

Формировать умения складывать двузначные числа.

Развивать пространственные представления.

Воспитывать коммуникативные навыки.

Цифры

На доске примеры

З3 + 22 Кирилл

54 + 24 Маша

52 + 16 Данил

25 + 43 Маша

27 + 31 Виталий

53 + 45 Настя

11 + 67 Данил

64 + 34 Алина

К левой маленькой доске пойдёт и решит первый пример - Кирилл, к правой маленькой доске - Данил Костенко, к большой справа - Виталий, к большой слева – Данил Евсиков.

- Второй пример решают:

На большой доске слева - Маша Таратухина, на маленькой справа - Алина, на большой справа – Настя, на маленькой слева – Маша Бойкова.

- Проверим. 1 пара, 2 пара, 3 пара, 4 пара.

- Что общего в ответах? (единицы - 8)

- Мы должны чётко понимать, где в числе единицы, где десятки, для поиграем.

Игра «Составь число»

- Поиграем теми же парами и проверим друг друга

Задайте по - разному три числа.

1 пара – на парте в игровой

2 пара – на столе учителя

3 пара- на синем столе в игровой

4 пара- на свободном ученическом столе.

«Вася хорошо знает единицы десятки»

«Тане надо поработать над единицами и десятками»

Этап 4. 3 минуты

Минутка чистописания

Воспитание умения аккуратно оформлять работу в тетрадях. Связь с жизнью.

Рабочие тетради

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- С каким числом работаем? (24)

- Что про него знаете? (чётное, двузначное, в нём 2 дес., 4 ед., состоит из цифр 2 и 4, предыдущее 23, последующее 25).

- Назовите с этим числом : меру длины

меру стоимости

меру времени

меру ёмкости

меру массы

- Где нам могут пригодиться различные меры?

Этап 5 . 1 минута

Гимнастика для глаз

Этап 6. 10 минут

Подготовка к основному этапу

Подготовить детей к изучению нового типа примеров.

30 + 7=

78 – 8 =

81 – 80 =

25 + 2 =

67 – 3 =

43 + 20=

56 – 30 =

37 + 42=

58 – 27=

Пока готовилась к уроку, волновалась и рассыпала примеры. Не могу разобраться какие мы уже решали. Поможете?

Игра «Найди изученный пример».

Найти пример и решить его.

Этап 7. 3 минуты

Усвоение новых знаний

Познакомить учащихся со способом решения новых примеров.

58 – 27 =

- Ребята, посмотрите внимательно на пример, чем он отличается от предыдущих?

- Может кто знает, как его решать.

- Давайте решим в цвете.

- С чего работу начинаем? С единиц .

- Единицы каким цветом? Красным.

- Сколько единиц в первом числе? 8

- Сколько единиц во втором числе? 7

- 8 – 7 получим 1.

- Работаю с десятками.

- Десятки каким цветом обозначаем? Синим.

- Сколько десятков в первом числе? 5

- Сколько десятков во втором числе? 2

- 5 – 2 получим 3.

- Ответ 31.

- Какого вида пример получился? (на вычитание двузначных чисел).

- Какой пример появится на ленте?

Этап 8. 2 минуты

Физкультурная минутка

Развивать слуховое внимание в процессе игры.

Игра «Будь внимателен»

Называю однозначное число – хлопаете.

Называю двузначное число – топаете.

Называю круглое число –прыгаете.

Называю 100 – молчите.

Этап 9. 15 минут

Первичное закрепление

Продолжить формировать умение решать примеры и решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

1п. – 37 к.

2п. - ? на 16 к. меньше

- Назовите вид примеров, которые будем решать.

Кто может сам придумать пример. Давайте начну я. В первом числе должно быть десятков и единиц больше, чем во втором. 85 – 63 =

Составляем примеры

Или стр. 130, № 4.

- Где могут встретиться такого вида примеры?

- Давайте решим задачу стр. 130, № 5 (а).

1. Прочитайте.

2. Я прочитаю, а вы подумайте, чтобы решить задачу, что удобнее сделать?

3.Прочитайте условие и найдите главные слова для краткой записи.

4. Какие главные слова?

5. Что мы знаем про 1 полку?

6. Что знаем про 2 полку?

7. Прочитайте главный вопрос.

- Посмотрите на краткую запись, подходит она к задаче? Почему не подходит?

1. Сможем сразу ответить на главный вопрос?

2. Чего не знаем?

3. Сможем узнать сколько на 2 полке?

4. Каким действием? (-) Почему?

5. А потом сможем ответить на главный вопрос? (да)

6. Каким действием? (+) Почему?

- Кто уверен и может решить задачу самостоятельно? Решайте.

- Кто не уверен идут к доске.

Ответы 21к., 58к.

Этап 9. 2 минуты

Контроль и самопроверка знаний

Изучить состояние знаний каждого ученика по теме.

Индивидуальные

карточки

- Хотите проверить себя, получается у вас решать примеры на вычитание двузначных чисел?

- Предлагаю вам задания. (В тетради с обратной стороны карточка, решите примеры)

Этап 10. 2минуты

Итог

Подвести итог урока.

Подведём сейчас итог,

Может зря прошёл урок?

За устную работу на уроке оценки получили….., работу в тетрадях и на карточках надо проверить, тогда сможем выставить оценку в журнал.

Этап 11.

1 минута

Дополнительное задание Распишите:

58 =… дес. … ед.

6 дес. 2 ед. = …

Это нахождение одного из слагаемых по сумме и другому слагаемому.

Исходная сумма называется уменьшаемым , известное слагаемое - вычитаемым , а результат (т.е. искомое слагаемое) называется разностью .

Свойства вычитания чисел

1. a - (b + c) = (a - b) - c = (a - c) - b ;

2. (a + b) - c = (a - c) + b = a + (b - c) ;

3. a - (b - c) = (a - b) + c .


Для наглядного изображения арифметических операций (как сложения так и вычитания) можно использовать числовую прямую - это прямая, которая состоит из точки начала координат (эта точка соответствует нулю) и двух распространяющихся от нее лучей, один из которых соответствует положительным числам, а другой отрицательным.

Пример вычитания на числовой прямой

На этой числовой прямой можно увидеть, что числа находящиеся слева от 0 имеют отрицательное значение. Вычитая из отрицательного числа (в данном случае -1) единицу три раза, мы получим число -1.

Вычитая из положительного числа 4, положительное число 3 (или отрицательное число -1 три раза), получим единицу

Пример

4 - 3 = 1 ; 3 - 4 = - 1 ;
-1 -3 = - 4 ;

Вычитание чисел столбиком

Сначала вычитаются единицы, затем десятки, сотни и т.д. Разность каждого столбца записывается под ним. При необходимости из соседнего левого столбца (т.е. из старшего разряда) занимается 1 .

Рассмотрим несколько примеров вычитания в столбик, приведенных ниже.

Пример вычитания двузначных чисел столбиком

Пример вычитания трехзначных чисел столбиком

Принцип вычитания трехзначных чисел похож на метод вычитания двузначных чисел, в данном случае числа уже не десятки, а сотни.

Пример вычитания четырехзначных чисел столбиком

Принцип вычитания четырехзначных чисел похож на метод вычитания трехзначных чисел, в данном случае числа уже не сотни, а тысячи.

Обучение детей простым арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Сначала изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом через десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом через десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение занятий в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и быстрее.

Подготовительная работа

Знакомство со сложением и вычитанием двузначных чисел происходит постепенно:

  1. Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
  2. Затем решают примеры, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
  3. Наконец, исследуют случаи с переходом через разряд.

Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных единиц состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).

При объяснении состава чисел можно использовать практический метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.

Суть этого метода заключается в следующем:

  • Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
  • 10 палочек – это десяток. Есть числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и считать будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально расположенная палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится ровно 10 вертикальных).
  • Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки положить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
  • Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
  • Закрепляется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок смотрит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.

Палочки можно заменить деталями Лего или другого конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.

Сложение и вычитание круглых чисел

Объясняется несколькими способами:

  • На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
  • С помощью палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.

Аналогично объясняется вычитание. Решив несколько примеров, переходят к следующему этапу.

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Действия объясняют практическим способом. Например, нужно найти результат выражения «25+32» .

Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого считают все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют единицы – получается 7).

Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что единицы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно работать уже без палочек.

Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», которое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто сказать, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться непонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.

После объяснения смысла действия можно ввести сложения в столбик.

Важно при этом объяснить, что единицы пишутся под единицами (чтобы удобнее было складывать), а десятки – под десятками. Если пример будет записан неправильно, то можно прийти к ошибочному результату.

Полезно будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с помощью палочек, а потом уже сделать выводы.

Аналогично вводится вычитание с помощью палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него вопросов не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.

Сначала пример решают с помощью палочек (например, 25+37):

  1. Выкладывают числа палочками, складывают разрядные единицы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
  2. Вспоминают, что 10 единиц – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
  3. Получается 6 десятков и 2 единицы. Значит, 25+37=62.
  4. Делают вывод: при сложении единиц получилось число больше 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Удобнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).

После наглядного примера рассматривают сложение в столбик и другие способы складывания двузначных чисел:

  • Сначала к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
  • Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), потом к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом действии (67-5=62);
  • Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – результаты: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.

Суть вычитания с переходом разряд также желательно сначала показать наглядно (например, 42-15):

  1. Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
  2. Определяют, что из 2 единиц нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «перевести» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
  3. Дальнейшие действия: из 12 единиц вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после преобразования осталось 3).
  4. В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание нужно с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.

После наглядного метода рассматривается вычитание в столбик и несколько других способов:

  • Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
  • Наоборот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.

Для объяснения арифметических действий можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое место, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем производить действия.

Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним достаточно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не поймут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.

И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: нужно регулярно в необходимом объеме .

Поделиться