Юрий Рыбчинский: За что осуждать Лорак и Повалий, когда у нашего президента тоже бизнес в России? — Ukrainian Policymaker. Юрий Рыбчинский: «На памятнике Лобановскому мои строки: «Ты сидишь на скамейке, а рядом бушуют трибуны… — Ну да, вы ведь спортивный

Исчезающий Киев

Юрий Рыбчинский Только тогда, когда народ начнет изучать свою историю, и начнется возрождение нации

В Театре имени И. Франко проходят репетиции мюзикла «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит», либретто к которому написал Юрий Рыбчинский, а 22 мая знаменитый поэт отметит день рождения. С этих двух событий началась наша беседа, но ими не ограничилась.

«Воробышек» по имени Виктория

Юрий Евгеньевич, во всем мире сейчас небывалый всплеск интереса к творчеству Эдит Пиаф. Издаются книги, выходят фильмы. Киев тоже не отстает в двух театрах - «Колесо» и «Сузiр’я» - поставлены спектакли о знаменитой певице, а вскоре и франковцы порадуют премьерой. Почему Пиаф Ведь юбилей певицы уже прошел в 2005 году. Разве что мир отметит в конце этого года 45 лет со дня ее смерти…

Я давно написал эту пьесу. Несколько лет назад закончил ее в виде мюзикла вместе с молодой, очень талантливой певицей и композитором Викторией Васалатий. Пьеса пролежала у меня в столе четыре года. Из всех эстрадных певиц, которых мне когда-либо довелось слышать, моей самой любимой всегда, с детских лет, была именно Эдит Пиаф. А потом случилось так, что среди моих учеников, которых я продюсировал, после Наташи Могилевской, Павла Зиброва, у меня появилась Виктория Васалатий. Я обратил внимание, что тембр голоса Виктории удивительно похож на пиафовский. Мы вместе с Васалатий написали песню о певице, выступающей на улице, но мечтающей стать королевой шансона. Так возник образ юной Эдит Пиаф. Виктория написала музыку на мои стихи и сама исполнила эту песню, которая имела большой успех (она прозвучала на «Песенном вернисаже», в «Песне года», «Человеке года»). Вот тогда у меня и возникла идея - сделать для Васалатий мюзикл, чтобы она могла не только спеть, но и сыграть на сцене Эдит в начале ее звездной карьеры, этого легендарного «Воробышка» (так с французского переводится псевдоним Пиаф). Видно, эта тема во мне жила давно, потому что я очень быстро, буквально за три дня, написал драматургическую основу пьесы. Потом мы стали работать над музыкальными номерами. Сюжет мюзикла охватывает период от рождения певицы до ее первого большого успеха выступления в знаменитом концертном зале «ABC». Знаете, я видел много спектаклей, когда драматические актрисы под фонограмму Эдит Пиаф что-то пытались изобразить, но мне хотелось, чтобы актриса пела сама, не подражая знаменитой француженке. Ведь как бы хорошо ни звучали голоса Тамары Гвердцители или Мирей Матье, копия все же хуже оригинала. Для меня как для драматурга был интересен первый пиафовский период, поскольку никто не знает, какие песни пела Эдит в военных казармах, на парижских улицах и площадях, пока не стала знаменитой. В стиле французского шансона Виктория Васалатий написала музыку. А драматургический ход дал ей простор для творческой фантазии.

Почему выбрали для постановки своего мюзикла Театр им. И. Франко

Это мой любимый театр. К тому же, он имеет опыт музыкальных спектаклей - мюзиклов и рок-опер. На франковской сцене были поставлены «Белая ворона», «Энеида», «Конотопская ведьма», уже вошедшие в историю украинской сцены, а ныне с успехом идет «Наталка Полтавка». К нашему мюзиклу аранжировку сделал прекрасный музыкант и композитор Анатолий Карпенко. Режиссер спектакля - Игорь Афанасьев (экс- киевлянин, а ныне американец).

Какое место Париж и Франция занимают в вашей жизни и творчестве

Значительное. Можно сказать, доминирующее. В моем творчестве уже давно присутствует французская тема. Я написал рок-оперу «Белая ворона», посвященную Жанне Д’Арк, цикл песен для Ольги Крюковой - «Париж - Марсель», «Оревуар», «Последнее танго в Париже», которые легли в основу еще одного мюзикла о Париже. Наверное, это неслучайно. Самый любимый мой певец - Ив Монтан, а певица - Эдит Пиаф. Самая великая женщина всех времен и народов для меня - Жанна Д’Арк. Видимо, каждый из нас еще в юности выбирает для себя тот пласт иностранной литературы, который ему близок. Для кого-то это русская литература, для кого-то латиноамериканская. А я воспитывался на французской музыке, поэзии, литературе, живописи. Это мне близко по природе. Мне понятен французский характер. Вероятно, не случайно я все время обращаюсь в своем творчестве к городу Парижу.

Была ли во французской столице Виктория Васалатий

Была. Ей необходимо было окунуться в атмосферу Франции, чтобы прочувствовать и понять настроение парижан и их удивительной певицы. Я имел возможность, благодаря своей дружбе с тогдашним послом Украины во Франции Юрием Сергеевым, устроить для нее экскурсию по этому удивительному городу. Там произошел один мистический момент. После посещения многочисленных музеев и Мулен- Руж мы отправились на кладбище Пер-Лашез, где похоронена Эдит Пиаф. Был месяц май. Теплый солнечный день. Небо почти безоблачное. Но когда мы заплакали над могилой певицы, вдруг начался ливень. Вместе с нами плакало небо. Я не помню такого сильнейшего дождя в своей жизни, а тогда даже прогремела гроза. Через пять минут вдруг все так же внезапно прекратилось, как и началось. Наверное, это был знак, что нас услышала сама Пиаф. Это было пять лет назад. Наверное это символично, что премьера спектакля тоже состоится в мае.

Дата уже известна

Можно сказать, что премьера - подарок к вашему дню рождения. Раньше вы в этот день делали концерты во Дворце «Украина»…

Это было в советские времена и в первые годы независимости, когда аренда зала «Украины» стоила не так дорого. Сейчас я устраиваю там концерты только на юбилеи. В 2010-м обязательно сделаю творческий вечер в этом дворце. Но в прошлом году в мой день рождения в Москве состоялась премьера рок-оперы «Парфюмер», которую мы создали с композитором Игорем Демариным по мотивам романа Патрика Зюскинда. Кстати, тоже парижская тема, если не считать второй части спектакля.

Как вы выбираете темы

Далеко не всегда я их выбираю. Иногда тема выбирает меня. Париж меня выбрал. Это город-музей. В разные времена он строился так, что понять, какого века строение, неспециалисту невозможно. Такое впечатление, что весь Париж возник единовременно. Чувствуется в этом городе бережное отношение к истории, архитектурный вкус, стиль, отсутствие эклектики. Все новое, что принес ХХ век, вынесено за пределы исторической территории. Такое впечатление, что как родился этот город, так и застыл в веках. Такое единство всех улиц, площадей.

«Я уже давно не верю в сказки»

На ваш взгляд, чего не хватает Киеву по сравнению с Парижем

Вкуса не хватает. Как-то меня спросили какое главное качество должно быть у киевского мэра Я ответил, что главное качество любого мэра - это чувство меры. Мы помним исторические кадры, когда немцы идут по Елисейским полям, через Триумфальную арку, а французы стоят вдоль улиц и плачут. Но никому из них не пришло в голову взорвать вместе с завоевателями исторические здания. Они понимали, что вместе с врагом они уничтожат Париж. А у нас коммунисты стерли с лица земли лучшие церкви, уничтожили центр Киева. Так что разрушение столицы Украины началось давно. А с 1991 года продолжается уничтожение исторического центра Киева. То тут, то там вырастают небоскребы, которые не вписываются в древний облик Киева и искажают лицо города. Боюсь, что скоро внукам-правнукам придется рассказывать о нашей столице по открыткам. Возможно, потому, что у нас давно не было мэра - коренного киевлянина. Чтобы Киев любить всем сердцем, здесь нужно родиться. В юности прочитать «Белую гвардию» Михаила Булгакова. Бродить по Андреевскому спуску, восхищаться величественными храмами и золотыми куполами Софии и Лавры. Ведь Киев был центром православия даже во времена Российской империи. Хотя главная столица государства переходила из Петербурга в Москву. Но получается, что войны и захватчики меньше уничтожили исторический Киев, чем наши инженеры и архитекторы в мирное время.

Нострадамус сказал, что возрождение начнется с Гиперборейской земли - то есть с Киева. А как вы считаете

Я уже давно не верю в сказки. Даже оранжевая революция в Украине не дала никаких результатов. Мы удивительный народ. Нас даже Чернобыль ничему не научил! А ведь после него нужно было обсуждать коллегиально любое решение власти. Планируя атомную электростанцию на Припяти, власть не спросила мнения горожан, и на реке выше города построили Чернобыль. Такое впечатление, что чиновники никогда даже басни о волке и ягненке не читали. И не знают, что вода по реке течет сверху вниз, поэтому любое радиоактивное загрязнение обязательно скажется на качестве воды в огромном городе. О каком возрождении может сейчас идти речь, когда по городу ныне спокойно проехать нельзя! Везде пробки! По Крещатику невозможно пройти - машины стоят на пешеходной части, и никто на это не обращает никакого внимания. Такое впечатление, что в нашей столице техническая революция, и Киев захватили машины, вытеснив из него людей. Это ужасно!

Как-то в одном из своих интервью вы сказали, что поэзия сродни религии…

В любой религии существует схимничество, когда старец уходит от мирской жизни. Но он принимает людей и выдает мудрые советы. Точно так же и в поэзии. Для меня в основе - поэзия вне времени, вне государства. Язык поэзии сродни мертвой латыни или старославянскому языку. Этот язык не похож на журналистский или на язык прозы. Поэзия вроде бы связана с землей, но в то же время - над землей. Поэзия, как и музыка, призвана соединить землю и небо. Поэзия - потребность моей души. Если я в течении месяца не пишу, не нахожу никакой отдачи от творчества, то это уже не я. Мне самому с собой тогда не интересно. Если бы мне сказали, что ты будешь богатым, будешь иметь власть, только не пиши стихов, я бы отказался.

У вас есть любимые строчки

Пожалуй, арабское двустишье «Ты один, ты один у того, у кого никого-никого». Здесь нет сравнений, метафор, нет эпитетов. А какая глубина! Можно целый день ходить и думать это обо мне О любви О Родине О матери

Вы - двуязычный поэт. А каких стихов у вас больше на русском или на украинском языке

Стихов больше на русском языке. Их процентов 70. А вот песен больше на украинском. Там обратная пропорция - только 30% русскоязычных. И созданы они для тех певцов, которые не живут в Украине и не знают языка. Когда пишу по-украински, я и мыслю по-украински. И наоборот. Дело в том, что я вырос в двуязычной семье. Родился в Киеве. Папа до войны имел два высших образования. Он был огромного роста, с войны пришел инвалидом, без ноги. В связи с тем, что ему была нужна сидячая работа, пошел учиться еще и в финансово-экономический институт. Моя мама тоже воевала - была военным врачом. Я из поколения, рожденного от прошедших войну. В детстве, чтобы я не заболел цингой, каждое лето родители отправляли меня в деревню на Черниговщину. Когда я оттуда возвращался, говорил только по-украински. Мама даже не все понимала. Она ведь родом с Донбасса, из Дебальцево. А отец блестяще владел украинским. Он дружил с семьей Рыльских. Любил поэзию Сосюры и знал половину его стихов наизусть, считал его украинским Есениным. Когда возникали вопросы перевода деловодства на украинский язык, к отцу, который тогда работал в Министерстве финансов, обращались с просьбой отредактировать документы Кабмина. Выросши в такой двуязычной семье, я чувствую себя хорошо в любой языковой среде. Заявляю как филолог чем большим количеством языков человек владеет, тем он глубже понимает и знает свой родной язык. Родственные славянские, скажем, польский, украинский добавляют глубину и русскому. Каждый язык - словно некий музыкальный инструмент контрабас, рояль, скрипка, труба, саксофон. Я завидую тем людям, которые могут играть на многих инструментах.

Бытует мнение, что русский подавляет развитие и процветание украинского в нашей стране…

Чтобы понять взаимоотношение украинского и русского языков, нужно разобраться в истории вопроса. Ведь раньше на территории Киевской Руси ни того, ни другого языка не существовало. Был древний праязык - старославянский. И не нужно считать, что русский в Киев был завезен. Он точно так же развивался, как и украинский, на этой территории. Здесь возникали разные языки и исторически длительное время сосуществовали рядом. В Киевской Руси просто не могло быть одноязычия. Ведь через ее землю проходил торговый путь из варяг в греки. И местные жители знали и греческий, и скандинавские языки. Кроме того, здесь были печенеги, скифы, сарматы. И с ними киевляне тоже общались. А это невозможно без знания языков. То есть люди, населявшие эту территорию, давно многоязычны. Неплохо было бы и сейчас, чтобы наши дети изучали украинский, русский, английский, чтобы разговаривать со всем миром. Считаю, что сейчас не нужно создавать из украинского языка ястреба, который будет клевать других.

Опережая время

Многие творческие личности очень суеверны и не желают делиться своими планами на будущее. Вы к таковым не относитесь…

Не отношусь. Планирую скоро издать новый сборник стихов. У меня много не поставленных мюзиклов. Планирую их «вывести в люди». Это «Белая гвардия», «Последнее танго в Париже»…

Юрий Евгеньевич, у вас был замысел в ответ на «Кошек» Ллойда Вебера создать мюзикл «Псы». Он так и остался замыслом

Замысел, можно сказать, наполовину осуществлен. Я написал либретто в стихотворной форме, когда отдыхал в Хорватии. Но музыки на него пока еще нет. И даже нет пока композитора, который взялся бы это воплотить в жизнь.

Как-то вы рассказали, что ваша поэма «Поезд» вначале задумывалась в виде пьесы. Не задумывались ли вы о том, чтобы после выхода книги вернуться к первоначальному замыслу и таки написать пьесу

Вы знаете, вполне может быть. Я уже думал об этом. Так что вскоре может появиться драматургический «Поезд» или даже «Самолет».

Ваши песни поют не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве, в частности, Тамара Гвердцители, Александр Малинин, Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Лолита, Ирина Аллегрова, Анжелика Варум…

Для Малинина я стал катализатором идеи сделать программу, полностью состоящую из украинских песен. Он воплотил ее в жизнь. А Тамара Гвердцители - моя любимая певица, лучшая на всем постсоветском пространстве. Немногие женские голоса заставляют заплакать мужчину. А ее голос именно такой.

Говорят, поэты опережают время. Такое впечатление, что вы когда-то словно зашифровали в своей «Белой вороне» нынешнюю историю Украины.

- «Белую ворону» я написал тогда, когда и государства Украина еще не было, в 1986 году. Я писал о Средневековье. Тот период, в котором мы жили при советской власти, я считал Средневековьем. Ведь тогда руководили страной люди со средними чувствами, средним мышлением. Об этом пьеса. Но она действительно точно совпала с ситуацией в независимой Украине. В последней постановке, сделанной Театральной компанией «Бенюк и Хостикоев», в тексте я ничего не поменял. Воистину, никто не знает, как наше слово отзовется…

Наталья Зинченко

Моя. Любимая. Книга.

Меня читает книга, над которой
Склонился я при лампе и луне,
Как женщина, клейменная позором,
Мужчин читает, лежа на спине.

Как девку с прокаженного бульвара,
Где процветает мелкое жулье,
Ее купил я в лавке антиквара,
Чтоб насладиться прелестью ее.

Я лег в постель с ней. И суперобложку
Без предисловий снял с нее. Она
Казалась мне вульгарною немножко,
Пьянила и сама была пьяна.

Страничек было в ней немноговато,
И мне порой казалось, что я сам
Ее, такую тонкую, когда-то
В минуты вдохновенья написал.

Передо мной, исчадье полумрака,
Она лежала, белизной слепя.
Я думал, что раскрыл ее. Однако
Раскрылся сам, впустил ее в себя.

И это было роковой ошибкой,
Началом, не имеющим конца,
Совокупленьем скрипача со скрипкой,
Преступной связью дочки и отца.

Она была обнажена, как правда,
Она была прекрасна, как вранье,
И мне казалось, что она – мой автор,
И я лежал – как рукопись ее.

Она была во мне. Беды не чуя,
Не ведая в экстазе, что творю,
Я думал: с ней разок переночую
И другу, прочитавши, подарю.

Не тут-то было. Утро вдруг исчезло.
И день пропал. Седьмые сутки тьма
Стояла за окном. Признаюсь честно,
Я потихоньку стал сходить с ума

От чтения, которое не знало
Ни сна, ни отдыха, поскольку, повторюсь,
Не я ее – она меня читала,
Закрыв глаза, безмолвно, наизусть.

Все закоулки, тупики, задворки
Моей судьбы, все дни и все года
Она прочла от корки и до корки
И, усыпив, исчезла навсегда,

Исчезла, испарилась, ни страницы
Своей мне не оставив… Друг-посол
Мне говорил, что кто-то за границей
Ее на итальянский перевел.

Все может быть. Зову ее любимой.
Хочу делить досуг с ней и жилье,
Но, как тавро, в душе ношу я имя
Безумного создателя ее.

Загород. За полночь.
Лунною патокой
Знойно-удушливый август пропах.
Время летучих мышей
И лунатиков.
Время уснуть
И проснуться в слезах,

В странных предчувствиях,
В снах и наитиях,
Спрыгнуть с кровати,
И в душной ночи,
Удостоверившись,
Спят ли родители,
Не зажигая свечи,

Окна открыть
И, со звездами всеми
Чувствуя тайную связь и родство,
Самозабвенно
Вдохнуть в себя время –
Время любить
Неизвестно кого.

И, распахнув
Свою клетку грудную,
Выпустить сердце
На волю,
В окно,
И испугаться,
К свободе ревнуя:
А что, если вдруг
Не вернется оно?

Монолог первой женщины

Когда тебя я вижу,
Бежит мороз по коже,
И, вспомнив, что ты тоже,
Как я, жена и мать,
Тебя я ненавижу
За то, что мы похожи.
Зачем тебе, о Боже,
Я говорю опять:

Мой сын рисует солнце,
Твой сын рисует мины,
Мой сын рисует птицу,
Твой – острую стрелу,
Мой сын рисует город,
Твой – пепел и руины,
Мой – сядет в скорый поезд,
Твой – сядет на иглу.

Мой сын цветы сажает,
Твой – их ногами топчет,
Твой – ищет лабиринты,
Мой – ищет путь прямой,
Мой сын девчонок любит,
А твой – их только хочет,
Твой сын всегда хохочет
Там, где рыдает мой.

Мой сын играет Баха,
Твой – в «дурака» играет,
Мой сын собак всех кормит,
Твой – травит всех собак,
Мой – открывает сердце,
Твой – душу запирает,
Мой – верит в милосердье,
Твой – в деньги и в кулак.

Мой сын костелы строит,
Твой – строит казематы,
Мой – яблони сажает,
Твой – яблоки лишь ест,
Твой – объявляет войны,
А мой – идет в солдаты,
Твой сын получит орден,
А мой – могильный крест.

Так, сидя перед зеркалом,
Я говорю с собою
О сыновьях столь разных,
Как влага и огонь.
К несчастью, я та женщина,
Что родила обоих,
Один зовется Авелем,
И Каином - другой.

Милая собака,
Мудрая мордашка.
Величали Яком.
И дразнили Яшкой.

Мой лохматый кореш,
Мой веселый шкодник,
И на даче – сторож,
И в лесу – охотник.

Не рычал на добрых,
Не скулил от скуки,
И его за доблесть
Обожали суки.

Было бабье лето,
Славная погода.
Для собаки – это
Звонкая охота.

Это – запах следа,
Это – игры в прятки,
Честная победа
В мужественной схватке.

Это – состязанье –
Кто кого догонит,
На поляне – зайцы,
А лиса – на склоне,

Это братья-волки,
Это ветер лютый,
И гремят двустволки
Праздничным салютом.

Был мой пес отважным,
Сердце – нараспашку.
Но в лесу однажды
Кто-то дал промашку.

Может, пуля эта
Мне предназначалась?
На сосновых ветках
Небо закачалось.

Налетели ветры –
И свечу задули.
Ты погиб в тот вечер
От случайной пули.

Говорят, случайность –
Не закономерность.
Выпейте печально
За собачью верность.

Не заглушишь совесть
Даже водкой с перцем.
Закатилось солнце,
Как собачье сердце.

Сколько слов красивых, сладких, очень лестных,
говорят нам часто в праздничные дни!
Лишь одни собаки любят бессловесно,
В дружбе не клянутся лишь они одни.

Те, кто льстит в глаза нам, как и подобает,
За спиною вечно нам хулу поют.
Лишь одни собаки нас не покупают,
Лишь одни собаки нас не продают.

От врагов коварных ты не жди пощады,
От друзей лукавых ты не жди добра,
Лишь одни собаки нам грехи прощают
И сегодня любят так же, как вчера.

Женщины уходят, когда деньги тают,
К сытым и богатым в призрачный уют.
Лишь одни собаки нам не изменяют,
Лишь одни собаки нас не предают.

И снится мне один и тот же сон:
Устав от жизни, как от пьяной драки,
Моя душа в созвездье Гончих Псов
Встречается с душой моей собаки.

Возвращение

Шел домой я, шел с войны, шел с Кавказа я.
Что о ней мне говорить да рассказывать?
Интересная война для истории:
Со своими на своей территории.

На той доблестной войне воевал я,
Трижды раненный, в плену побывал я,
На лице моем чеченцы безжалостно
Расписались боевыми кинжалами,

Так лицо мое они исковеркали,
Что не мог я сам узнать себя в зеркале.
Я из плена убежал, но не ведал,
Что давным-давно забвенью я предан,

Что жена моя в родимой сторонке
Получила на меня похоронку.
Шел с войны я, шел из плена из вражьего,
Шел домой я, похороненный заживо,

Шел я мертвый и живой одновременно.
Вот и дом родимый мой под сиренями.
И, волнуясь, постучался в калитку я,
Вышла женушка моя смуглоликая.

Вышла женушка моя чернобровая,
Не узнав, как с чужаком поздоровалась.
И представился я ей от отчаянья
Сослуживцем, мужа однополчанином.

И меня она в наш дом пригласила,
Стол накрыла и вином угостила,
Показала все мои фотографии,
Рассказала мне мою биографию.

Не заметил я с ней нежной, желанною,
Как настала ночь, такая туманная.
Я хотел уйти – она не пустила.
И мне белую постель постелила.

А потом пришла ко мне, приласкала
И всю ночь со мною мне изменяла.
И клялась, что в первый раз с ней такое
С той поры, как стала мужней вдовою.

И уснула, без вины виноватая,
Вся счастливая, сном крепким объятая.
А я встал, оделся и, не лукавствуя,
Написал на зеркалах: «Благодарствую!»

И ушел я, а куда – сам не ведаю:
В ночь безлунную и в даль беспросветную.
А жена моя проснулась – и ахнула:
Нет нигде меня, и двери распахнуты,

И на зеркале, узнавши мой почерк,
Поняла вдруг, с кем спала этой ночью,
И босая побежала за мною
Проторенною тропинкой лесною,

И до самого речного причала
Все бежала и «прости» мне кричала.
И казалось мне, что это Россия
У меня за все прощенья просила.

ДВОЕ

Нас было двое.
Мы подружились на войне.
И ты был воин.
И я был воином вполне.

И мы сражались,
Как терминаторы в кино.
А с кем сражались,
Нам это было все равно.

Их было много.
Но мы застали их врасплох.
И, слава Богу,
Не с ними был,
А с нами Бог.

Мы победили.
Мы победили войско тьмы.
Мы всех убили,
Нет никого – одни лишь мы.

На всей планете
Среди обугленной травы
Лишь мы да ветер,
А остальные все – мертвы.

Мы победили
Всех, кто мешал на свете нам.
И поделили
С тобой планету пополам.

Тебе – полмира, и мне – полмира,
Так давай
В горах Памира
С тобою выпьем! Наливай!

Ну наливай же!
Тебе – вина, и мне – вина.
Победа – наша.
Победа – на двоих одна.

Но ты по-братски
Делить не хочешь этот мир.
Ты хочешь драться
Со мной, мой друг, мой командир.

Ты хочешь больше?
Ты хочешь, чтобы я тебе
Всю отдал Польшу,
Кавказ, Курилы и Тибет?

Тогда я быстро нажму курок
Средь бела дня.
Прости за выстрел!
Не я тебя, так ты меня.

Прощай, Серега!
Я выпью за тебя до дна!
Фу! Слава Богу,
Теперь закончилась война.

Монолог Иешуа

Игемон,
Я стою, слепя,
Небом ниспослан.
Игемон,
Я был до тебя.
И буду после.

Игемон,
Я не могу не быть.
И ты, безбожник,
Как ни старайся,
Меня убить
Не можешь.

Игемон,
Станет камнем
Твой хлеб,
А вода – ядом.
Игемон,
Ты еще не ослеп
От моего взгляда?

Игемон,
Ты можешь руки умыть,
А я не имею права,
Поскольку обязан
Спасти этот мир,
Иуду, тебя и Варавву.

Игемон,
Я твоя боль
Сердечная и головная.
Не ты, а я
Могу сделать с тобой,
Что пожелаю.

Покуда зависят
Не от людей
Солнца восход и закат,
Не я в твоей власти,
А ты в моей,
Прокуратор Понтий Пилат.

Ты невиновен.
Не ты написал
Сценарий моей судьбы.
Ты просто
Назначен был в небесах
На роль моего судьи.

Игемон,
Мне нету пути назад.
Открою тебе секрет:
Иду я на смерть,
Чтобы всем доказать,
Что смерти на свете нет.

Игемон,
Ты слышишь небесный гром?
Время напрасно не трать.
Чтоб убедиться в бессмертье моем,
Ты должен меня распять.

Я – Осень.
И среди ночных киосков,
Под крик прощальный перелетных птиц
Танцую я на уличных подмостках
Последний танец – пламенный стриптиз.
Я сбрасываю все, что ветхим стало,
Все, с чем расстаться надо, уходя,
И небеса на клавишах кварталов
Мне блюз играют пальцами дождя.

Я – Осень.
Надоели мне наряды.
Пусть говорят, что я сошла с ума,
Пускай кого-то раздевают взглядом –
Я это лучше сделаю сама.
Когда расстанусь я со всем увядшим
До самого последнего листа,
Огнем желанья вспыхнут души ваши,
И пульс вдруг увеличится до ста.

Я – Осень.
Устарели мои платья,
В холодный день и в стужу при луне
Они, как нелюбимого объятья,
Уже давно не греют сердце мне.
Швыряю я на ветер листьев тыщи,
И вам, когда настанут холода,
Я наготу свою дарю, как нищим, –
Глаза не обожгите, господа.

Болею

Чудесно, восхитительно, небесно
Болею на исходе сентября.
В смешной моей истории болезни
Всего три слова: «Я люблю тебя».

Сбываются безумные пророчества
Оракулов и суеверных мам.
Признаюсь, выздоравливать не хочется
Назло всем самым мудрым докторам.

Меня лечить им, право, бесполезно,
Я раны солью по ночам солю.
Не зря в моей истории болезни
Всего три слова: «Я тебя люблю».

Я так температурю, так пылаю
В огне своих желаний до утра,
Что жизнь моя, веселая, шальная,
Сгорает в этом пламени дотла.

Люблю

Живу от ноября до ноября.
Сны маю продаю и февралю.
Вот день прошел. А люблю тебя.
И ночь прошла. А я тебя люблю.

Так и живу, коней не торопя.
И лошадей кнутом не тороплю.
Прошла неделя. Я люблю тебя.
Промчался месяц. Я тебя люблю.

Люблю, как солнце, всех людей слепя.
Себя в твои объятия ловлю.
Прошло полгода. Я люблю тебя.
И год прошел. А я тебя люблю.

Такая, видно, у меня судьба,
Не снившаяся даже королю.
И смерть придет. А я люблю тебя.
Жизнь кончится. А я тебя люблю.

Я бык.
Хотели бы вы, чтобы стал я громадой из шерсти и злобы?
Я был
добрейшим теленком, глядящим на мир звездолобо.
Трава,
прости мне, что стал я другим, что меня от тебя отделили.
Травя,
вонзают в меня то с одной стороны, то с другой бандерильи.
Мазнуть
рогами по алой мулете тореро униженно просит.
Лизнуть
прощающе в щеку? Быть может, он шпагу отбросит...
(Но нет!)
Мой лик,
как лик его смерти, в глазах у бедняги двоится.
Он бык,
такой же, как я, но признать это, дурень, боится...

Когда любовь моя пройдет,
Как грустное кино,
И кто с тобой,
И что с тобой,
Мне будет все равно.
Тогда мне будет наплевать,
Чей пишешь ты портрет,
Кому постелешь ты кровать
И с кем погасишь свет,

Когда пройдет любовь моя
(Если она – пройдет),
Свободным снова стану я
От тысячи забот,
Когда любовь пройдет – я вдруг
Увижу, не любя,
Как много девушек вокруг
Красивее тебя,

Я вдруг пойму, что был слепым,
Что путал с правдой ложь,
Что мне казался золотым
Обычный медный грош,
Исчезнет грусть, исчезнет боль
И лихорадка снов
И, улыбаясь, врач любой
Мне скажет: «Ты здоров!»

Ко мне вернутся в этот миг
Все прежние друзья,
Но станет скучным этот мир,
И стану я не я,
И станет ниже небосвод,
И высохнут моря…
Когда любовь моя пройдет,
Жизнь кончится моя.

Особое мнение

Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Когда наступает последний день, легче уходить тому, кто смог состояться духовно. Представляю, как будет тяжело умирать Абрамовичу...»

К своему 64-му дню рождения известный украинский поэт подготовил подарок — мюзикл «Белая гвардия», для которого Юрий Евгеньевич написал стихи

С Юрием Рыбчинским — поэтом, драматургом, автором десятка мюзиклов, одним из основоположников украинской эстрады, без песен которого «Дикi гуси», «Тече вода», «Зелен клен», «Белая ворона», «Виват, король!» ее невозможно представить, — мы говорили не столько о поэзии, сколько о политике. Начали с премьеры его нового детища «Белая гвардия», герои которого — последние люди долга и чести в истории нашего еще недавно общего Отечества, а закончили «свободой, равенством и братством». Во время «помаранчевой революции» Юрий Рыбчинский стоял на трибуне рядом с будущим Президентом Ющенко, а в 2005 году в интервью Дмитрию Гордону признавался, что такого чувства, как на Майдане, никогда раньше не испытывал — разве что на школьных уроках истории, когда хочется идти на Рим гладиатором Спартаком или брать Бастилию, как в Париже 1789-го. Увы, не только моему собеседнику, но и большинству из нас понадобилось совсем немного времени, чтобы убедиться в истинности утверждения французского философа Пьера Буаста: «В революционные бури люди, едва годные для того, чтобы грести веслом, овладевают рулем».

«ФРАЗУ: «ЦI РУКИ НIЧОГО НЕ КРАЛИ» МОЖНО ТРАКТОВАТЬ ПО-РАЗНОМУ»

— Юрий Евгеньевич, хочу спросить вас не только как «белогвардейца», но и как «парфюмера» — у киевлян есть надежда увидеть эти два ваши мюзикла?

— Вопрос с авторскими правами на «Парфюмера» (по известному роману Патрика Зюскинда) уже решен на территории бывшего СНГ, так что могу привозить этот музыкальный спектакль в Киев, а «Белую гвардию» первыми посмотрят екатеринбуржцы... Несколько лет подряд каждый май я делаю премьеру: в 2007-м в Москве — «Парфюмер», музыку к которому написал композитор Игорь Демарин, а я — либретто и тексты песен. В прошлом году в Киеве в Национальном драматическом театре имени Ивана Франко — «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит» с музыкой Виктории Васалатий. В нынешнем мае в Екатеринбурге — мюзикл «Белая гвардия», где будет звучать музыка Марка Минкова, композитора, написавшего для Пугачевой «Не отрекаются, любя» и «Летние дожди».

— В «Парфюмере» и «Эдит Пиаф» — тема любовных страстей и таланта, в «Белой гвардии» — страстей революционных. Жалеете, что были на Майдане?

— Что сейчас говорить — жалею, не жалею... Это не разочарование в том, что с нами было, — они нас предали, а не мы их.

— Такой эмоциональный всплеск случился — как первая любовь...

— Вы мне не навязывайте ответ (задали вопрос и тут же на него отвечаете) — у каждого это было по-своему. К сожалению, политики, идущие во власть, не отвечают за свои предвыборные обещания. Понимаю, не все можно выполнить, но есть главные, фундаментальные, ради исполнения которых люди за них голосовали.

— Многие считают, что ваша поэма «Поезд» была написана о Викторе Ющенко...

— Ему посвящена только одна глава: «Вiктор збирає жорна».

— А эти строки разве нет?

Ще вчора-позавчора
Ти вiв на барикади,
Ще вчора-позавчора
Ти з нами в пекло лiз.
Але себе ти зрадив
Заради тої влади,
Яку ти з нами разом
Ненавидiв колись.

— Это предупреждение любому, кто идет во власть:

...Тепер ти самовбивця
— в собi убив ти принца,
в собi убив ти принца,
коли став королем...

Кстати, поэма была написана еще в 2002 году, журнальный вариант был опубликован в 2003-м, а в 2005-м появилось книжное издание.

Ющенко я знаю давно. Власть — самое тяжелое испытание, и человек, попадая в это высокогорье, не всегда может дышать разреженным воздухом. Как сказала мама Жанне д’Арк, когда та направлялась к дофину Карлу Валуа: «Я желаю тебе удачи, девочка, но запомни: ветер, дующий на вершинах власти, опасен для простых смертных».

— Сьогоднi ти — на тронi,
ти наш король в законi,
ти наш король в законi,
та ми вже — не твої...

— Власть требует личного примера. Фраза: «Цi руки нiчого не крали» ни в чем не убеждает — ее можно трактовать по-разному. Если уж говорить, то: «Не воровали, не воруют и никогда не будут воровать». Я вам покажу множество людей, которые не крали, но дай им власть — начнут немедленно. К сожалению, так сложилось в нашем политикуме: если у тебя есть власть и ты не воруешь, большинство людей наверху считает тебя дураком или белой вороной...

Народ сейчас обезглавлен. Есть неуправляемый конь, скачущий неизвестно куда, следом бежит безголовый всадник, за которым летит его ветром снесенная голова — это вся украинская история, к сожалению. «Був би вершник з головою, був би завжди на конi».

«ВЫХОДЯ НА МАЙДАН С ЛОЗУНГАМИ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ, МЫ ПОЛУЧИЛИ КОРРУПЦИЮ В 10 РАЗ БОЛЬШУЮ, ЧЕМ ВО ВРЕМЕНА ЛЕОНИДА КУЧМЫ»

— Виктор Андреевич пытается повернуть общество лицом к отечественной истории, говорит о духовности...

— Если Президент страны произносит какие-то слова, он должен что-то делать. Люди тоже не простаки: слышат, что говорят лидеры одной, другой, третьей партии, но благодаря СМИ прекрасно знают, как они на самом деле живут...

Лев Толстой, один из самых богатых людей в Европе, отпустил своих крестьян, не ожидая отмены крепостного права, он строил школы, ходил босой в косоворотке, не ел мяса и старался жить, как простой человек. Даже его дети и жена не понимали, почему он отказался от огромных гонораров за свои книги. Так что если ты — совесть нации, нужно этому соответствовать. Хочешь, чтобы расцвела твоя культура, — действуй, создавай законы, согласно которым она не облагается налогом, деньги вкладываются в украинское кино, книги, меценаты освобождаются от налогов. Не принимает Верховная Рада эти законы — распускай ее. Будь сильным человеком, а то, как в детском саду: «Дурак». — «Сами вы дураки».

— Иногда лидер-идеалист опережает время, и ему не на кого опереться...

— Ющенко вообще не лидер. Да, человек с моральными принципами, по-настоящему любящий Украину (кстати, нам трудно понять, что такое быть молодым, красивым, полным сил и заплатить за президентский пост здоровьем)...

— Честным политиком быть нетрудно — конкуренции почти никакой.

— Президенту, лидеру любой державы нужно быть высококлассным кадровиком (это не каждому дано) — как академик Королев, который не был великим ученым или конструктором, но работал с физиками, математиками, инженерами, будучи гениальным организатором.

— Или Форд с его восьмилеткой и ненавистью к академическому образованию...

— А Лобановский?! Есть люди, которые умеют создать команду. К сожалению, прошло время тех, кто был хорош на стадии «помаранчевой революции» в борьбе с прошлым — стенобитная машина с чугунной бабой отлично крушит старые стены, но бесполезна при возведении новых. Кроме того, во многих странах и президент, приняв присягу, и члены правительства, получив министерские портфели, сразу выходят из своих партий, им ведь нужно представлять весь народ, а не какую-то его часть.

Впереди выборы, и главное нарушение прав человека, по-моему, не в отсутствии прозрачности партийных списков, а в том, что большинство населения не представлено во власти — люди беспартийны, а в Верховную Раду можно пройти только по партийным спискам.

Партия — это идеология. Не может быть партии имени Иваненко или Петрова, не было даже имени Ленина или Гитлера. В мире существуют идеи: анархические, либеральные, конституционно-демократические...

Крестьянская или рабочая партия — дубляж профсоюза, ведь сегодня я рабочий, а завтра получил высшее образование и стал интеллигентом. Не менее странно объединять партийцев по географическому признаку, мы ведь не слышали о Партии регионов Соединенных Штатов или регионов Франции. За что же тогда голосовать? Предположим, я анархист или конституционный демократ, а такой партии в списках нет, значит, мне, как и миллионам других людей, не стоит идти на выборы?

— Простых людей, золотых людей — золотого человека легче продать...

— У нас с самого начала была избрана модель криминально-олигархического государства. Голоса покупаются за большие деньги, и формула Маркса «товар — деньги — товар» превращается в другую — «деньги — власть — деньги». Не секрет, что купленная власть дает возможность приумножить потраченные средства. К сожалению, выходя на Майдан в конце 2004 года с лозунгами борьбы с коррупцией, мы получили коррупцию в 10 раз большую, чем во времена Леонида Кучмы.

Думаю, если бы можно было отмотать пленку назад, Виктор Ющенко, вернувшись в 2005 год, набрал бы команду из совершенно других людей (не глядя, из Партии регионов они или из социалистической, например).

— Еще Вольтер заметил, что короли знают о делах министров не больше, чем рогоносцы о проделках своих жен...

— Увы, для успеха нужно было иметь другой опыт... Ющенко, Тимошенко, Янукович — дети системы, которая начинала создаваться Леонидом Кравчуком и по-настоящему окрепла при Кучме.


Фото PHL

Все революции происходят из зависти. Что такое «оранжевая революция»? Ученики Леонида Даниловича Кучмы очень завидовали ему на подсознательном уровне, хотели иметь то же самое, что и у него. «Борьба с коррупцией», «Бандитам — тюрьмы!» (по мне, так не решетка, а стенка!) — эти лозунги были изначально неосуществимы. Иначе им нужно было бы и самих себя тоже отправить в места не столь отдаленные.

— Генерал Лебедь, царствие ему небесное, как-то посетовал: «Ну, повесим Чубайса, а дальше что?»...

— У одних было больше, у других — меньше, однако наши нынешние правители сформировались в прежней системе ценностей и не могли бы осуществиться без помощи Кучмы. Ситуация, как в Титаномахии — древнегреческих мифах о борьбе богов-олимпийцев с породившими их титанами...

«ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО МЕСТА В ВЕРХОВНУЮ РАДУ ПОКУПАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВСЕ ДОРОЖЕ»

— На выставке самого дорогого художника современности Дэмиена Херста, которая недавно открылась в PinchukArtCentre, есть картина «Революция» — огромное оранжевое полотно густо заклеено настоящими дохлыми мухами...

— Если вернуться к теме разочарований... Когда во время подсчета голосов одна команда обманула другую и это назвали преступлением на государственном уровне, народ ждал: люди, связанные с фальсификацией, будут сидеть в тюрьме, чтобы в дальнейшем подобное не повторилось. Поскольку, кроме разговоров, это кончилось ничем, не было наглядного урока, я не уверен, что на очередных президентских или парламентских выборах опять не будет подтасовок. Почему же не фальсифицировать результаты, если за это тебя...

— ...опять отправят возглавлять юридический вуз Одессы...

— Не о персоналиях речь — можно было бы назвать все фамилии, да время ушло. Огромное количество людей сейчас говорит: а мы вообще ни за кого. Раз ты идешь на выборы, становишься Президентом, премьер-министром и не выполняешь предвыборных обещаний, значит, обманываешь свой народ, а обман собственного народа является преступлением. Где примеры, чтобы кто-либо из власть предержащих понес уголовную ответственность?

О каком доверии к политикуму можно говорить, когда все понимают: украдешь в магазине пальто или у соседа тысячу гривен, посадят в тюрьму, но за счет махинаций с курсом гривны крадутся миллиарды, а никто не наказан...

Модель надо менять — естественно, она уже не может быть коммунистической, но очень многие институты прежней власти, не устраивавшей самую мыслящую часть интеллигенции, в принципе, были честными. Все знают, что места в Верховную Раду покупаются и с каждой новой каденцией становятся все дороже.

— Секрет Полишинеля...

— Разве что во времена Кравчука это было бесплатным или стоило копейки, а теперь даже кандидат в депутаты горсовета тратит до трех миллионов долларов.

— Отличное вложение капитала! Кстати, дешевые политики обходятся стране особенно дорого.

— Если в Раде чуть ли не 300 миллионеров, это уже говорит о многом. Так зачем проводить выборы? Нужно сделать аукцион депутатских мест. Это прозрачно: четыре с половиной сотни мандатов, кто даст больше, тот и нардеп. Пусть люди знают: Ахметов, например, Коломойский или Иванов потратили столько-то. Власть будет покупаться, как сейчас, только открыто — де-факто совпадет с де-юре. Деньги пойдут в госказну — на пенсии, оборудование для больниц, строительство социального жилья...

— Честный политик — тот, кто, будучи купленным однажды, остается купленным, несмотря ни на что?

— Все это похоже на споры о легализации проституции, покончить с которой нигде в мире способа нет: одни отдают деньги за удовольствия, другие принимают и оказывают некие услуги.

— Как говорила Марлен Дитрих: «Страна без борделя — все равно что дом без ванной».

— Продажа души тоже требует легализации.

«У НАС ДО СИХ ПОР ВЕРЯТ, ЧТО ТЕРПЕНИЕ НАРОДА БЕЗГРАНИЧНО»

— Народ заждался твердого властителя?

— Твердого и справедливого, чтобы пришел и навел порядок. В советские времена мы в Киеве или Москве могли возвращаться домой в три часа ночи (посмотрите фильм «Июльский дождь») — никого не боялись. Сейчас дрожим — неугодного могут расстрелять на виду у толпы, развернуться и уехать.

— «Наши улицы совершенно безопасны, опасны только люди на улицах», — сформулировал эту проблему один их бывших мэров Филадельфии...

— Представляю, что начнется в Америке, когда там понизится уровень жизни, — разношерстное общество, где общим знаменателем является только доллар, во многих семьях есть огнестрельное оружие. Боюсь, мы еще доживем до новой гражданской войны в Соединенных Штатах... Сейчас отношение к материальным благам пересматривается во всем мире...

— Из-за системного кризиса?

— Многие называют это кризисом, а я говорю — конец света. Того света, которым была для нас Америка — страна свободы и равных возможностей. Оказалось, американская модель общества потребления ведет в тупик.

— Штаты десятилетиями жили в долг...

— Уровень американской жизни был высок во многом за счет чужих денег. Это пирамида Мавроди, только в государственном масштабе (недаром пирамида изображена на долларовой купюре). Короче, не только нас ждут суровые времена.

— Не то беда, что за рубль дают полрубля, а то, что за рубль станут давать в морду, как писал Салтыков-Щедрин?

— Самое главное для нашей страны — вовремя остановиться, чтобы подумать, куда плыть. Курс, которым должна двигаться Украина, важнее, чем курс гривны.

— В Америке человек, утаивающий средства от налогов, считается государственным преступником. Его могут посадить пожизненно, иногда дают 125 лет, а то и 300...

— Фискальная система, нравится она или нет, существует. А у нас все уверены, что верхний эшелон власти в большинстве случаев либо не платит налоги вообще, либо уменьшает их раз в 10...

— ...оформляя недвижимость, акции и счета на приемных родителей пятой жены или внучатых племянников-инвалидов по отцовской линии троюродной сестры.

— Когда читаешь их декларации, непонятно, откуда у них лимузины, яхты, виллы. Цари не жили в таких домах! Общество, в котором процветает ложь, коррупция, зомбирование населения, жажда обогащения любым способом, долго существовать не может. Все, о чем писали Маркс и Ленин, не выдумки. Создавать критическую массу людей, пользуясь их голосами, можно до определенной степени. Западный мир держится на паритете очень и не очень богатых людей (но не бедных). У нас же до сих пор верят, что терпение народа безгранично, хотя события 2004 года показали — это не так.

— Похоже, во второй раз, точнее, в третий, Майдан останется полупустым...

— Для социальных катаклизмов не нужно, чтобы общество бурлило все время, — в 2003 году было спокойно, и в 1916-м, и в 1904-м. Декабрь 2004-го соответствует 1905 году в России, поэтому думать, что не будет 1917-го, — значит, надеяться: сейчас наворую десятки миллионов, сын окончит вуз в Лондоне, а потом быстренько удерем за кордон. Допустим, десяток-другой олигархических семей успеют улететь, но не все же.

Когда протестная энергия накапливается, она требует выхода, и пока неизвестно, кто лучше ею воспользуется.

История опасна тем, что все циклично, от революций и войн нет лекарств, все может быть. Мы живем в очень хрупком мире, где только возвращение к духовным ценностям способно дать (не говорю — светлое будущее) нормальную жизнь. Ведь что такое библейские заповеди? Подтверждение, что человек склонен воровать, убивать, прелюбодействовать. Поэтому и сказано: «не укради», «не убий», «не возжелай жены ближнего своего»... В школах нужно заниматься воспитанием, а не только образованием. Когда пусть образованные, но духовно невоспитанные люди приходят на самый верх, мы имеем Верховную Раду.

«ПУТИН ПЫТАЕТСЯ ВОССОЗДАТЬ НЕ РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ, А СТРАНУ СССР, КОТОРОЙ МЫ БЫЛИ ПОЧТИ 70 ЛЕТ...»

— Печально, когда жизнь вынуждает лириков стать общественными обвинителями...

— Конечно, обвинять легче. Короля играет свита: умного она может сделать глупым, талантливого — бездарным. Так что если ты коронован, нужно очень осторожно и правильно расставлять возле себя людей, знать их и никогда не опираться на брата, кума, свата...

— Или если опираться, то железной рукой? Пиночет говорил: «Я не диктатор, просто у меня такое выражение лица».

— Пиночет — не наш вариант.

— А Путин?

— Ну не дай Бог! К сожалению, Путин пытается воссоздать не Российскую империю, а страну СССР, которой мы были почти 70 лет, — с ее Мавзолеем, однопартийной системой... Идея, чтобы Россия была таким же государством, как все европейские, похерена. Страна превращена в собственность одного человека и его клана.

— Клан кланом вышибают?

— Такого не было даже при Сталине. Путин мог бы почти воссоздать Союз, причем не силовым методом — за счет газа и нефти сделать средний уровень жизни в Российской Федерации таким, что белорусы и украинцы (а материальный момент очень важен для людей) заявили бы: и мы хотим жить в союзе с Россией.

Страна, где угодный олигарх сидит в Лондоне, а другой (такой же, но неугодный) заточен в тюрьму, — это для большинства нас, украинцев, наглядное пособие, как мы жить не хотим.

— Интеллигенция понимает, что не хотим, а пересiчнi громодяни? Никогда не забуду, как режиссер сатирического фильма «Фонтан» Юрий Мамин с придыханием, снизив голос до восторженного шепота, произносил имя Путина: «Влади-и-имир Влади-и-имирович»...

— Такие же и Михалков, и Бортко...

«ОПАСНО ПАДАТЬ В ПРОПАСТЬ КАК С АМЕРИКОЙ, ТАК И С РОССИЕЙ»

— Некоторые путают понятия «отечество» и «ваше превосходительство». Но простому россиянину, то есть обывателю, что есть свобода совести, что нет, все равно: телевизор им совершенно честно покажет футбол, стрелялки, сериалы, постановочные ток-шоу...

— Сами виноваты. Где так называемая совесть нации, те, кто привели Ельцина к власти? Они же могли создать в Государственной Думе целую фракцию и добиться результатов, только растворились — потому, что была дана возможность уйти в бизнес и вдруг стать богатыми. Советская власть создала даже не ту разночинную интеллигенцию, которая была до 1917 года. Большинство (кроме диссидентов) — лакеи: «Владимир Владимирович, Иосиф Виссарионович, чего изволите?». Эта интеллигенция в свое время с удовольствием травила Пастернака, Даниэля, Синявского, Высоцкого...

— ...Бродского...

— Если бы это была только наша беда, но, увы, так — во всем мире. Сейчас хлынут желтые или черные — не важно, потому что у них там жрать будет нечего. И придется ставить кордон — не пускать или, упаси Боже, отстреливать, чтобы не заполонили европейские страны, как крысы. Вы даже не представляете, что может начаться! Голодомор в Украине, о котором мы столько говорим, грозит обернуться планетарным явлением.

Кстати, Голодомор — только часть преступлений большевистского сталинского режима. А ГУЛАГи, а система двойных стандартов?! Нужно осудить все. Если уж делать это, то устроив свой Нюрнбергский процесс, где решался бы вопрос не только газовых камер или Холокоста.

— Процесс над коммунистами?

— Над идеей, над людьми, которые ее осуществили...

— ...и давно истлели в могилах. Вы же в своем «Поезде» писали:

Так тихо. I таке повiтря чисте,
Немов помер останнiй комунiст...

— Коммунисты были разные: Павка Корчагин или Василий Губанов, сыгранный Евгением Урбанским, тоже правы, как и миллионы порядочных талантливых членов КПСС, этой же социальной машиной уничтоженных. Коммунистическая система не менее антигуманна, чем фашистская. Еще Энгельс предупреждал: для славянских народов идея коммунизма не годится. Все три лозунга французской революции были восприняты нами извращенно. Мы говорим: «Свобода, равенство и братство», не понимая, что французы вкладывали в эти слова свободу предпринимательства, равенство каждого перед законом и братское уравнивание в правах представителей разных народностей, живущих под французским триколором. На нашей же почве свобода переросла в беспредел, равенство — в уравниловку, а братство — в русификацию.

— Теперь кризис уравнял всех в неуверенности в завтрашнем дне. Кстати, недавно покончил с собой человек, с фирмы которого якобы этот кризис начался, — финансовый директор американского ипотечного агентства Freddie Mac 41-летний Дэвид Келлерман.

— Америка-то выйдет из кризиса, у нее есть и стратегические запасы, и вожжи, которыми она правит миром. Поэтому, с моей точки зрения, самая лучшая для Украины позиция — не быть пристегнутой ни к кому, ни с кем не враждовать, как Финляндия, Норвегия, Швейцария...

— ...с ее кантонами — тоже ведь регионы, где говорят по-немецки, по-французски, по-итальянски, но всем хорошо.

— Опасно падать в пропасть как с Америкой, так и с Россией. Все равно мы имеем право...

— ...на собственную пропасть.

— На свой оазис, где нужно не обжираться салом с помидорами, а строить моральную страну. Когда наступает последний день, легче уходить тому, кто, оглядываясь назад, радуется, что смог состояться духовно. Если же покидать виллы, яхты, команду «Челси»... Представляю, как тяжело будет умирать Абрамовичу.

К своему 64-му дню рождения известный украинский поэт подготовил подарок - мюзикл «Белая гвардия», для которого Юрий Евгеньевич написал стихи

С Юрием Рыбчинским - поэтом, драматургом, автором десятка мюзиклов, одним из основоположников украинской эстрады, без песен которого «Дикi гуси», «Тече вода», «Зелен клен», «Белая ворона», «Виват, король!» ее невозможно представить, - мы говорили не столько о поэзии, сколько о политике. Начали с премьеры его нового детища «Белая гвардия», герои которого - последние люди долга и чести в истории нашего еще недавно общего Отечества, а закончили «свободой, равенством и братством».

Во время «помаранчевой революции» Юрий Рыбчинский стоял на трибуне рядом с будущим Президентом Ющенко, а в 2005 году в интервью Дмитрию Гордону признавался, что такого чувства, как на Майдане, никогда раньше не испытывал - разве что на школьных уроках истории, когда хочется идти на Рим гладиатором Спартаком или брать Бастилию, как в Париже 1789-го.

Увы, не только моему собеседнику, но и большинству из нас понадобилось совсем немного времени, чтобы убедиться в истинности утверждения французского философа Пьера Буаста: «В революционные бури люди, едва годные для того, чтобы грести веслом, овладевают рулем».

Татьяна ЧЕБРОВА
«Бульвар Гордона»

«ФРАЗУ: «ЦI РУКИ НIЧОГО НЕ КРАЛИ» МОЖНО ТРАКТОВАТЬ ПО-РАЗНОМУ»

Юрий Евгеньевич, хочу спросить вас не только как «белогвардейца», но и как «парфюмера» - у киевлян есть надежда увидеть эти два ваши мюзикла?

Вопрос с авторскими правами на «Парфюмера» (по известному роману Патрика Зюскинда) уже решен на территории бывшего СНГ, так что могу привозить этот музыкальный спектакль в Киев, а «Белую гвардию» первыми посмотрят екатеринбуржцы... Несколько лет подряд каждый май я делаю премьеру: в 2007-м в Москве - «Парфюмер», музыку к которому написал композитор Игорь Демарин, а я - либретто и тексты песен. В прошлом году в Киеве в Национальном драматическом театре имени Ивана Франко - «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит» с музыкой Виктории Васалатий. В нынешнем мае в Екатеринбурге - мюзикл «Белая гвардия», где будет звучать музыка Марка Минкова, композитора, написавшего для Пугачевой «Не отрекаются, любя» и «Летние дожди».

В «Парфюмере» и «Эдит Пиаф» - тема любовных страстей и таланта, в «Белой гвардии» - страстей революционных. Жалеете, что были на Майдане?

Что сейчас говорить - жалею, не жалею... Это не разочарование в том, что с нами было, - они нас предали, а не мы их.

- Такой эмоциональный всплеск случился - как первая любовь...

Вы мне не навязывайте ответ (задали вопрос и тут же на него отвечаете) - у каждого это было по-своему. К сожалению, политики, идущие во власть, не отвечают за свои предвыборные обещания. Понимаю, не все можно выполнить, но есть главные, фундаментальные, ради исполнения которых люди за них голосовали.

- Многие считают, что ваша поэма «Поезд» была написана о Викторе Ющенко...

Ему посвящена только одна глава: «Вiктор збирає жорна».

- А эти строки разве нет?

Ще вчора-позавчора
Ти вiв на барикади,
Ще вчора-позавчора
Ти з нами в пекло лiз.
Але себе ти зрадив
Заради тої влади,
Яку ти з нами разом
Ненавидiв колись.

Это предупреждение любому, кто идет во власть:

...Тепер ти самовбивця
- в собi убив ти принца,
в собi убив ти принца,
коли став королем...

Кстати, поэма была написана еще в 2002 году, журнальный вариант был опубликован в 2003-м, а в 2005-м появилось книжное издание.

Ющенко я знаю давно. Власть - самое тяжелое испытание, и человек, попадая в это высокогорье, не всегда может дышать разреженным воздухом. Как сказала мама Жанне д’Арк, когда та направлялась к дофину Карлу Валуа: «Я желаю тебе удачи, девочка, но запомни: ветер, дующий на вершинах власти, опасен для простых смертных».

- Сьогоднi ти - на тронi,
ти наш король в законi,
ти наш король в законi,
та ми вже - не твої...

Власть требует личного примера. Фраза: «Цi руки нiчого не крали» ни в чем не убеждает - ее можно трактовать по-разному. Если уж говорить, то: «Не воровали, не воруют и никогда не будут воровать». Я вам покажу множество людей, которые не крали, но дай им власть - начнут немедленно. К сожалению, так сложилось в нашем политикуме: если у тебя есть власть и ты не воруешь, большинство людей наверху считает тебя дураком или белой вороной...

Народ сейчас обезглавлен. Есть неуправляемый конь, скачущий неизвестно куда, следом бежит безголовый всадник, за которым летит его ветром снесенная голова - это вся украинская история, к сожалению. «Був би вершник з головою, був би завжди на конi».

«ВЫХОДЯ НА МАЙДАН С ЛОЗУНГАМИ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ, МЫ ПОЛУЧИЛИ КОРРУПЦИЮ В 10 РАЗ БОЛЬШУЮ, ЧЕМ ВО ВРЕМЕНА ЛЕОНИДА КУЧМЫ»

- Виктор Андреевич пытается повернуть общество лицом к отечественной истории, говорит о духовности...

Если Президент страны произносит какие-то слова, он должен что-то делать. Люди тоже не простаки: слышат, что говорят лидеры одной, другой, третьей партии, но благодаря СМИ прекрасно знают, как они на самом деле живут...

Лев Толстой, один из самых богатых людей в Европе, отпустил своих крестьян, не ожидая отмены крепостного права, он строил школы, ходил босой в косоворотке, не ел мяса и старался жить, как простой человек. Даже его дети и жена не понимали, почему он отказался от огромных гонораров за свои книги. Так что если ты - совесть нации, нужно этому соответствовать. Хочешь, чтобы расцвела твоя культура, - действуй, создавай законы, согласно которым она не облагается налогом, деньги вкладываются в украинское кино, книги, меценаты освобождаются от налогов. Не принимает Верховная Рада эти законы - распускай ее. Будь сильным человеком, а то, как в детском саду: «Дурак». - «Сами вы дураки».

- Иногда лидер-идеалист опережает время, и ему не на кого опереться...

Ющенко вообще не лидер. Да, человек с моральными принципами, по-настоящему любящий Украину (кстати, нам трудно понять, что такое быть молодым, красивым, полным сил и заплатить за президентский пост здоровьем)...

- Честным политиком быть нетрудно - конкуренции почти никакой.

Президенту, лидеру любой державы нужно быть высококлассным кадровиком (это не каждому дано) - как академик Королев, который не был великим ученым или конструктором, но работал с физиками, математиками, инженерами, будучи гениальным организатором.

- Или Форд с его восьмилеткой и ненавистью к академическому образованию...

А Лобановский?! Есть люди, которые умеют создать команду. К сожалению, прошло время тех, кто был хорош на стадии «помаранчевой революции» в борьбе с прошлым - стенобитная машина с чугунной бабой отлично крушит старые стены, но бесполезна при возведении новых. Кроме того, во многих странах и президент, приняв присягу, и члены правительства, получив министерские портфели, сразу выходят из своих партий, им ведь нужно представлять весь народ, а не какую-то его часть.

Впереди выборы, и главное нарушение прав человека, по-моему, не в отсутствии прозрачности партийных списков, а в том, что большинство населения не представлено во власти - люди беспартийны, а в Верховную Раду можно пройти только по партийным спискам.

Партия - это идеология. Не может быть партии имени Иваненко или Петрова, не было даже имени Ленина или Гитлера. В мире существуют идеи: анархические, либеральные, конституционно-демократические...

Крестьянская или рабочая партия - дубляж профсоюза, ведь сегодня я рабочий, а завтра получил высшее образование и стал интеллигентом. Не менее странно объединять партийцев по географическому признаку, мы ведь не слышали о Партии регионов Соединенных Штатов или регионов Франции. За что же тогда голосовать? Предположим, я анархист или конституционный демократ, а такой партии в списках нет, значит, мне, как и миллионам других людей, не стоит идти на выборы?

- Простых людей, золотых людей - золотого человека легче продать...

У нас с самого начала была избрана модель криминально-олигархического государства. Голоса покупаются за большие деньги, и формула Маркса «товар - деньги - товар» превращается в другую - «деньги - власть - деньги». Не секрет, что купленная власть дает возможность приумножить потраченные средства. К сожалению, выходя на Майдан в конце 2004 года с лозунгами борьбы с коррупцией, мы получили коррупцию в 10 раз большую, чем во времена Леонида Кучмы.

Думаю, если бы можно было отмотать пленку назад, Виктор Ющенко, вернувшись в 2005 год, набрал бы команду из совершенно других людей (не глядя, из Партии регионов они или из социалистической, например).

- Еще Вольтер заметил, что короли знают о делах министров не больше, чем рогоносцы о проделках своих жен...

Увы, для успеха нужно было иметь другой опыт... Ющенко, Тимошенко, Янукович - дети системы, которая начинала создаваться Леонидом Кравчуком и по-настоящему окрепла при Кучме.


Фото PHL

Все революции происходят из зависти. Что такое «оранжевая революция»? Ученики Леонида Даниловича Кучмы очень завидовали ему на подсознательном уровне, хотели иметь то же самое, что и у него. «Борьба с коррупцией», «Бандитам - тюрьмы!» (по мне, так не решетка, а стенка!) - эти лозунги были изначально неосуществимы. Иначе им нужно было бы и самих себя тоже отправить в места не столь отдаленные.

- Генерал Лебедь, царствие ему небесное, как-то посетовал: «Ну, повесим Чубайса, а дальше что?»...

У одних было больше, у других - меньше, однако наши нынешние правители сформировались в прежней системе ценностей и не могли бы осуществиться без помощи Кучмы. Ситуация, как в Титаномахии - древнегреческих мифах о борьбе богов-олимпийцев с породившими их титанами...

«ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО МЕСТА В ВЕРХОВНУЮ РАДУ ПОКУПАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВСЕ ДОРОЖЕ»

На выставке самого дорогого художника современности Дэмиена Херста, которая недавно открылась в PinchukArtCentre, есть картина «Революция» - огромное оранжевое полотно густо заклеено настоящими дохлыми мухами...

Если вернуться к теме разочарований... Когда во время подсчета голосов одна команда обманула другую и это назвали преступлением на государственном уровне, народ ждал: люди, связанные с фальсификацией, будут сидеть в тюрьме, чтобы в дальнейшем подобное не повторилось. Поскольку, кроме разговоров, это кончилось ничем, не было наглядного урока, я не уверен, что на очередных президентских или парламентских выборах опять не будет подтасовок. Почему же не фальсифицировать результаты, если за это тебя...

- ...опять отправят возглавлять юридический вуз Одессы...

Не о персоналиях речь - можно было бы назвать все фамилии, да время ушло. Огромное количество людей сейчас говорит: а мы вообще ни за кого. Раз ты идешь на выборы, становишься Президентом, премьер-министром и не выполняешь предвыборных обещаний, значит, обманываешь свой народ, а обман собственного народа является преступлением. Где примеры, чтобы кто-либо из власть предержащих понес уголовную ответственность?

О каком доверии к политикуму можно говорить, когда все понимают: украдешь в магазине пальто или у соседа тысячу гривен, посадят в тюрьму, но за счет махинаций с курсом гривны крадутся миллиарды, а никто не наказан...

Модель надо менять - естественно, она уже не может быть коммунистической, но очень многие институты прежней власти, не устраивавшей самую мыслящую часть интеллигенции, в принципе, были честными. Все знают, что места в Верховную Раду покупаются и с каждой новой каденцией становятся все дороже.

- Секрет Полишинеля...

Разве что во времена Кравчука это было бесплатным или стоило копейки, а теперь даже кандидат в депутаты горсовета тратит до трех миллионов долларов.

- Отличное вложение капитала! Кстати, дешевые политики обходятся стране особенно дорого.

Если в Раде чуть ли не 300 миллионеров, это уже говорит о многом. Так зачем проводить выборы? Нужно сделать аукцион депутатских мест. Это прозрачно: четыре с половиной сотни мандатов, кто даст больше, тот и нардеп. Пусть люди знают: Ахметов, например, Коломойский или Иванов потратили столько-то. Власть будет покупаться, как сейчас, только открыто - де-факто совпадет с де-юре. Деньги пойдут в госказну - на пенсии, оборудование для больниц, строительство социального жилья...

- Честный политик - тот, кто, будучи купленным однажды, остается купленным, несмотря ни на что?

Все это похоже на споры о легализации проституции, покончить с которой нигде в мире способа нет: одни отдают деньги за удовольствия, другие принимают и оказывают некие услуги.

- Как говорила Марлен Дитрих: «Страна без борделя - все равно что дом без ванной».

Продажа души тоже требует легализации.

«У НАС ДО СИХ ПОР ВЕРЯТ, ЧТО ТЕРПЕНИЕ НАРОДА БЕЗГРАНИЧНО»

- Народ заждался твердого властителя?

Твердого и справедливого, чтобы пришел и навел порядок. В советские времена мы в Киеве или Москве могли возвращаться домой в три часа ночи (посмотрите фильм «Июльский дождь») - никого не боялись. Сейчас дрожим - неугодного могут расстрелять на виду у толпы, развернуться и уехать.

- «Наши улицы совершенно безопасны, опасны только люди на улицах», - сформулировал эту проблему один их бывших мэров Филадельфии...

Представляю, что начнется в Америке, когда там понизится уровень жизни, - разношерстное общество, где общим знаменателем является только доллар, во многих семьях есть огнестрельное оружие. Боюсь, мы еще доживем до новой гражданской войны в Соединенных Штатах... Сейчас отношение к материальным благам пересматривается во всем мире...

- Из-за системного кризиса?

Многие называют это кризисом, а я говорю - конец света. Того света, которым была для нас Америка - страна свободы и равных возможностей. Оказалось, американская модель общества потребления ведет в тупик.

- Штаты десятилетиями жили в долг...

Уровень американской жизни был высок во многом за счет чужих денег. Это пирамида Мавроди, только в государственном масштабе (недаром пирамида изображена на долларовой купюре). Короче, не только нас ждут суровые времена.

- Не то беда, что за рубль дают полрубля, а то, что за рубль станут давать в морду, как писал Салтыков-Щедрин?

Самое главное для нашей страны - вовремя остановиться, чтобы подумать, куда плыть. Курс, которым должна двигаться Украина, важнее, чем курс гривны.

В Америке человек, утаивающий средства от налогов, считается государственным преступником. Его могут посадить пожизненно, иногда дают 125 лет, а то и 300...

Фискальная система, нравится она или нет, существует. А у нас все уверены, что верхний эшелон власти в большинстве случаев либо не платит налоги вообще, либо уменьшает их раз в 10...

Оформляя недвижимость, акции и счета на приемных родителей пятой жены или внучатых племянников-инвалидов по отцовской линии троюродной сестры.

Когда читаешь их декларации, непонятно, откуда у них лимузины, яхты, виллы. Цари не жили в таких домах! Общество, в котором процветает ложь, коррупция, зомбирование населения, жажда обогащения любым способом, долго существовать не может. Все, о чем писали Маркс и Ленин, не выдумки. Создавать критическую массу людей, пользуясь их голосами, можно до определенной степени. Западный мир держится на паритете очень и не очень богатых людей (но не бедных). У нас же до сих пор верят, что терпение народа безгранично, хотя события 2004 года показали - это не так.

- Похоже, во второй раз, точнее, в третий, Майдан останется полупустым...

Для социальных катаклизмов не нужно, чтобы общество бурлило все время, - в 2003 году было спокойно, и в 1916-м, и в 1904-м. Декабрь 2004-го соответствует 1905 году в России, поэтому думать, что не будет 1917-го, - значит, надеяться: сейчас наворую десятки миллионов, сын окончит вуз в Лондоне, а потом быстренько удерем за кордон. Допустим, десяток-другой олигархических семей успеют улететь, но не все же.

Когда протестная энергия накапливается, она требует выхода, и пока неизвестно, кто лучше ею воспользуется.

История опасна тем, что все циклично, от революций и войн нет лекарств, все может быть. Мы живем в очень хрупком мире, где только возвращение к духовным ценностям способно дать (не говорю - светлое будущее) нормальную жизнь. Ведь что такое библейские заповеди? Подтверждение, что человек склонен воровать, убивать, прелюбодействовать. Поэтому и сказано: «не укради», «не убий», «не возжелай жены ближнего своего»... В школах нужно заниматься воспитанием, а не только образованием. Когда пусть образованные, но духовно невоспитанные люди приходят на самый верх, мы имеем Верховную Раду.

«ПУТИН ПЫТАЕТСЯ ВОССОЗДАТЬ НЕ РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ, А СТРАНУ СССР, КОТОРОЙ МЫ БЫЛИ ПОЧТИ 70 ЛЕТ...»

- Печально, когда жизнь вынуждает лириков стать общественными обвинителями...

Конечно, обвинять легче. Короля играет свита: умного она может сделать глупым, талантливого - бездарным. Так что если ты коронован, нужно очень осторожно и правильно расставлять возле себя людей, знать их и никогда не опираться на брата, кума, свата...

- Или если опираться, то железной рукой? Пиночет говорил: «Я не диктатор, просто у меня такое выражение лица».

Пиночет - не наш вариант.

- А Путин?

Ну не дай Бог! К сожалению, Путин пытается воссоздать не Российскую империю, а страну СССР, которой мы были почти 70 лет, - с ее Мавзолеем, однопартийной системой... Идея, чтобы Россия была таким же государством, как все европейские, похерена. Страна превращена в собственность одного человека и его клана.

- Клан кланом вышибают?

Такого не было даже при Сталине. Путин мог бы почти воссоздать Союз, причем не силовым методом - за счет газа и нефти сделать средний уровень жизни в Российской Федерации таким, что белорусы и украинцы (а материальный момент очень важен для людей) заявили бы: и мы хотим жить в союзе с Россией.

Страна, где угодный олигарх сидит в Лондоне, а другой (такой же, но неугодный) заточен в тюрьму, - это для большинства нас, украинцев, наглядное пособие, как мы жить не хотим.

Интеллигенция понимает, что не хотим, а пересiчнi громодяни? Никогда не забуду, как режиссер сатирического фильма «Фонтан» Юрий Мамин с придыханием, снизив голос до восторженного шепота, произносил имя Путина: «Влади-и-имир Влади-и-имирович»...

Такие же и Михалков, и Бортко...

«ОПАСНО ПАДАТЬ В ПРОПАСТЬ КАК С АМЕРИКОЙ, ТАК И С РОССИЕЙ»

Некоторые путают понятия «отечество» и «ваше превосходительство». Но простому россиянину, то есть обывателю, что есть свобода совести, что нет, все равно: телевизор им совершенно честно покажет футбол, стрелялки, сериалы, постановочные ток-шоу...

Сами виноваты. Где так называемая совесть нации, те, кто привели Ельцина к власти? Они же могли создать в Государственной Думе целую фракцию и добиться результатов, только растворились - потому, что была дана возможность уйти в бизнес и вдруг стать богатыми. Советская власть создала даже не ту разночинную интеллигенцию, которая была до 1917 года. Большинство (кроме диссидентов) - лакеи: «Владимир Владимирович, Иосиф Виссарионович, чего изволите?». Эта интеллигенция в свое время с удовольствием травила Пастернака, Даниэля, Синявского, Высоцкого...

- ...Бродского...

Если бы это была только наша беда, но, увы, так - во всем мире. Сейчас хлынут желтые или черные - не важно, потому что у них там жрать будет нечего. И придется ставить кордон - не пускать или, упаси Боже, отстреливать, чтобы не заполонили европейские страны, как крысы. Вы даже не представляете, что может начаться! Голодомор в Украине, о котором мы столько говорим, грозит обернуться планетарным явлением.

Кстати, Голодомор - только часть преступлений большевистского сталинского режима. А ГУЛАГи, а система двойных стандартов?! Нужно осудить все. Если уж делать это, то устроив свой Нюрнбергский процесс, где решался бы вопрос не только газовых камер или Холокоста.

- Процесс над коммунистами?

Над идеей, над людьми, которые ее осуществили...

- ...и давно истлели в могилах. Вы же в своем «Поезде» писали:

Так тихо. I таке повiтря чисте,
Немов помер останнiй комунiст...

Коммунисты были разные: Павка Корчагин или Василий Губанов, сыгранный Евгением Урбанским, тоже правы, как и миллионы порядочных талантливых членов КПСС, этой же социальной машиной уничтоженных. Коммунистическая система не менее антигуманна, чем фашистская. Еще Энгельс предупреждал: для славянских народов идея коммунизма не годится. Все три лозунга французской революции были восприняты нами извращенно. Мы говорим: «Свобода, равенство и братство», не понимая, что французы вкладывали в эти слова свободу предпринимательства, равенство каждого перед законом и братское уравнивание в правах представителей разных народностей, живущих под французским триколором. На нашей же почве свобода переросла в беспредел, равенство - в уравниловку, а братство - в русификацию.

Теперь кризис уравнял всех в неуверенности в завтрашнем дне. Кстати, недавно покончил с собой человек, с фирмы которого якобы этот кризис начался, - финансовый директор американского ипотечного агентства Freddie Mac 41-летний Дэвид Келлерман.

Америка-то выйдет из кризиса, у нее есть и стратегические запасы, и вожжи, которыми она правит миром. Поэтому, с моей точки зрения, самая лучшая для Украины позиция - не быть пристегнутой ни к кому, ни с кем не враждовать, как Финляндия, Норвегия, Швейцария...

- ...с ее кантонами - тоже ведь регионы, где говорят по-немецки, по-французски, по-итальянски, но всем хорошо.

Опасно падать в пропасть как с Америкой, так и с Россией. Все равно мы имеем право...

- ...на собственную пропасть.

На свой оазис, где нужно не обжираться салом с помидорами, а строить моральную страну. Когда наступает последний день, легче уходить тому, кто, оглядываясь назад, радуется, что смог состояться духовно. Если же покидать виллы, яхты, команду «Челси»... Представляю, как тяжело будет умирать Абрамовичу.

По материалам сайта www.bulvar.com.ua

Р ыбчинский Юрий Евгеньевич - прозаик, драматург, сценарист, известный поэт. Родился 22 мая 1945 г. в Киеве, в старинном районе города - Подоле. Закончил филологический факультет Киевского университета им.Т.Г.Шевченка.

C 1998 по 2000 годы - Советник Президента Украини по вопросам культуры. Заслуженный деятель искусств Украини (1995 г.), Народный артист Украини (2000 г.), победитель общенациональной программы "Людина року" (Украина, 1997 г.).

C ерьёзной поэзией он увлёкся в 60-тые годы ХХ ст.Это быв период высокого отношение и расцвета литературного жанра. Учась в Киевском университете, Рыбчинский печатает свои стихи в периодических изданнях. Когда Юрию было восемнадцять лет, его произведения появились в популярном журнале "Юность" и газете "Комсомольская правда". С этого времени имя Ю.Рыбчинского стало известно далеко за пределами Украини.

C годами выростали популярность и авторитет Ю.Рыбчинского, расширялся круг композиторов, с которыми он работал. В целом их юолее 150. Поэт сотрудничал с Владимиром Ивасюком, Игорем Покладом, Николаем Мозговым, Игорем Шамо, Геннадием Татарченко. Его песни исполняют: Нина Матвиенко, София Ротару, Таисия Повалий, Наталия Бучинская, Наталия Могилевськая, Руслана Лижичко, Павло Зибров, Тамара Гвердцители, Валерий Леонтьєв, Александр Малинин, Лолита Милявськая и др. Поэта по праву называют одним из основоположников украинской эстрадной песни. Юрий Рыбчинский пишет для "звёзд", но он также наделён талантом открывать новые имена.

Т ворчество прозаика и драматурга Юрия Рыбчиского оценено званием Лауреата престижной Гоголевской премии, которую он получил за свои драматургические произведения, которые с успехом идут на сценах театров: "Белая ворона", "С днём рождения, Пиаф", "Псы". Он автор поэмы "Поезд", сборника поэзии "Театр деревьев", повестей "Марина - Афродита", "Котовасия", "Медвежа шкіра", сборников стихотворений к песням, которых им написано три тысячи. Среди них такие шлягеры, как - "Глаза на песке", "Забудь", "Виват, король", "Хрещатик", "Дикі гуси", "Кленовий вогонь", "Минає день".

М ногие песни, написанные на стихи Рыбчинского, которые проникнуты принесли ему славу и по праву считаются народными: "Дикі гуси", "Чарівна скрипка", "Тиха вода", "Зелен-клен", "Наречена", "Скрипка грає" написаны с композитором Игорем Покладом. С Игорем Шамо написали "Три поради", "Край дороги не рубай тополю", с Эдуардом Ханком - "Верба" и много других.

Источники: http://www.pisni.org.ua/persons/105.html

Поделиться