Для чего нужны конкурсы воспитателям. «Участие в конкурсах педагогического мастерства: проблема мотивации» методическая разработка на тему. Что дают такие конкурсы детям

Работа с детьми - это один из тех видов деятельности, результаты которого проявляются постепенно. Как будто воспитателю в руки попал кусок пластилина, из которого поэтапно, шаг за шагом появляются детали единой композиции. Но, как и в любой профессии, педагогическому работнику детского сада хочется видеть более «концентрированный» результат, чтобы и дети, и коллеги - а в более широком смысле и общество в целом - признали его труд ненапрасным. И для этого проводятся профессиональные конкурсы на муниципальном, федеральном, а также Всероссийском уровнях.

Участвовать или не участвовать?

Это интересно. Великий русский писатель Лев Толстой говорил: «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог».

Работая в детском саду, нельзя не любить детей. Но также нельзя и обойтись без теоретических знаний методики работы с ними. Именно совокупность этих двух сторон одной медали и определяет педагогическое мастерство. Но почти гамлетовский вопрос терзает тех воспитателей детских садов, которым предложили или настоятельно порекомендовали участие в муниципальном конкурсе педагогического мастерства. К слову, этот выбор встаёт именно перед первым этапом - муниципальным, так как в случае победы, решение об участии в конкурсе на федеральном уровне уже не встаёт: от такой перспективы педагог, у которого есть хоть минимум профессиональных амбиций, не откажется. И что же потом? Дальше, в случае успеха, – всероссийский этап. И даже если призового места не будет, уже пройденные уровни обеспечат

  • опыт приятного и полезного общения с коллегами (согласитесь, прекрасный бонус для тех, кто призван обучать малышей быть актуальными и востребованными членами сегодняшнего общества);
  • преимущества при прохождении аттестации (эти моменты устанавливаются на уровне муниципалитета);
  • прибавка к заработной плате (единоразовая или на определённый период, что также определяется муниципальными и/или федеральными органами образования);
  • карьерный рост (для получения должности методиста или заведующего детским образовательным учреждением участие, а тем более победа, являются не обязательным, но желательным пунктом).

Виды и формы конкурсов для воспитателей

Чтобы не потеряться в разнообразии конкурсов педагогического мастерства, попробуем их немного систематизировать. Итак, существует 2 вида соревнований:

  • традиционные;
  • нетрадиционные, которые проводятся с нерегулярной периодичностью, зависящей от инициативы спонсора или группы организаторов.

Остановимся на первом виде. Итак, традиционные конкурсы по форме могут быть

  • очными (участник соревнуется в реальном времени, здесь и сейчас);
  • заочными (воспитатель в назначенное время - обычно на это даётся несколько дней - отправляет отчёт о проделанной работе, разработку занятия или программы и т.д);
  • дистанционными (соискатель отправляет по интернету требуемые материалы и так же через сеть оповещается о результатах).

Что касается первых двух, то на конкурсах высокого уровня, например, «Воспитатель года России», используются очная и заочная формы. Это связано, во-первых, с тем, что обычно это мероприятие довольно длительное - от момента заявки до объявления результатов проходит до 9 месяцев. Ведь не забываем, что всероссийский конкурс предваряется муниципальным и федеральным этапами. Во-вторых, участники могут быть из разных концов страны. А вот с дистанционными (онлайн) состязаниями всё значительно проще: вы отправляете требуемую заявку, работу, через некоторое время организаторы публикуют результаты, победители (как правило, их несколько) получают дипломы, а участники сертификаты (обычно и то, и другое за небольшую плату). Таким образом, участие в дистанционных конкурсах даёт вам широкую известность в узких кругах и отличный опыт систематизации плодов своего методического труда. К тому же они проводятся достаточно часто, предоставляя информации об условиях на сайтах http://pedrazvitie.ru , http://edu-time.ru . Всероссийский конкурс обеспечивает более громкую славу, так как победитель один (на всех уровнях), а также позволяет всесторонне проявить себя. Потому как в программу обычно включаются не только методические вопросы, но и конкурсы, позволяющие проявить свои таланты.

Обзор соревнований федерального уровня для профессионалов

Крупных конкурсов всероссийского масштаба не так уж много.

«Воспитатель года России»

Это профессиональное состязание по праву считается самым престижным профессиональным конкурсом для работников детских дошкольных учреждений. Соревнование берёт своё начало с 2010 года. С этих пор произошли некоторые изменения, касающиеся положения о конкурсе, порядке выбора победителей (теперь есть один абсолютный призёр и победители в нескольких номинациях), а также условиях участия. Что касается последнего, то, например, победители и участники не могут подавать заявки на конкурс в течение следующих 5 лет. Конкурс проводится в 2 этапа, условия участия идентичны, с той лишь разницей, что в заключительном этапе имеют право участвовать лишь победители на региональном уровне.

Условие Детали
Оргвзнос
Форма проведения Заочная, очная
Официальный сайт http://vospitatel-goda.ru/
Организаторы Общероссийский профсоюз образования, Министерство образования и науки Российской Федерации
Даты Осень (сентябрь-октябрь - региональный тур, январь - заключительный)
Периодичность Ежегодно
Темы/номинации «Воспитатель года», «Победитель смс-голосования», а также номинации, определяемые спонсорами
Количество этапов 2 (региональный этап, заключительный)
Какие работы нужны

· методические разработки, отображающие собственный подход образованию дошколят;
· анкета;
· практические мастер-классы с детьми (один из дней заключительного этапа конкурса посвящён занятиям с ребятами местных садиков);
· рекомендации руководителя, представителя органа государственного управления.

Сроки подачи заявок
Сроки регистрации
Сроки приёма работ
Когда объявляются результаты В последний день проведения заключительного этапа
Сколько призовых мест 2 + специальные призы от партнёров
Кто считается победителем Номинанты, которые получили высшие баллы от жюри и по итогам смс-голосования, а также победители в специальных номинациях, определённых партнёрами конкурса
Награды Ценные подарки для лауреатов, дипломы для участников, главный приз для победителя. Материальное вознаграждение может вручаться на усмотрение партнёров Конкурса.

Видео: Фильм-презентация победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2015»

Видео: Методическая разработка занятия «Просто о сложном» в рамках конкурса «Воспитатель года России-2017»

«Доутесса»

Негосударственный дистанционный конкурс «Доутесса» – это 15 онлайн вопросов, ответив на которые, участник получает диплом. Пройти тест можно в любое удобное время, достаточно зарегистрироваться на сайте doutessa.ru, указав свои личные данные и данные руководителя детского сада. Более того, если участник неудовлетворён результатом, то он может, оплатив оргвзнос, поучаствовать ещё раз.

Условие Детали
Оргвзнос 100 рублей через платёжную систему (через банковскую карту, электронные деньги, интернет-банк, терминал)
Форма проведения Дистанционная
Официальный сайт https://doutessa.ru
Организаторы Учебный центр Натальи Хаустовой (г. Куган)
Сроки подачи заявок Не ограничены
Сроки регистрации Не ограничены
Когда объявляются результаты Сразу после окончания теста
Сколько призовых мест Не ограничено
Кто считается победителем Ответивший правильно на максимальное количество вопросов (15).
Награды Диплом победителя (1,2,3 места), лауреата, дипломанта и участника, который можно скачать из личного кабинета участника конкурса

«Воспитатели России»

На сегодняшний день было проведено всего 2 состязания педагогических работников в рамках конкурса «Воспитатели России». Это мероприятие инициировано Общероссийской общественной организацией «Воспитатели России».

Условие Детали
Оргвзнос Отсутствует, конкурс финансируется учредителями
Форма проведения Заочная, очная
Официальный сайт http://vospitateli.org
Организаторы Общероссийская общественная организация «Воспитатели России» при поддержке партии «Единая Россия»
Даты Региональный этап - июнь- середина августа;
Федеральный этап - середина августа-сентябрь
Периодичность Ежегодно
Темы/номинации

· «Лучший воспитатель образовательной организации» – для выявления лучших методик воспитания;
· «Лучший молодой воспитатель образовательной организации», стаж - не более 5 лет;
· «Лучший воспитатель образовательной организации «Верность профессии» – стаж не менее 20 лет;
· «Лучший профессионал образовательной организации» – номинация для руководителей, медработников и других педагогических кадров детского сада;
· «Лучший воспитатель-профессионал образовательной организации «Инклюзивное образование» – категория для работников, имеющих дело с детьми с ограниченными возможностями;
· «Лучший воспитатель-профессионал, работающий со здоровьесберегающей методикой» –
+ 3 номинации на усмотрение организаторов

Количество этапов 2 (региональный этап и заключительный)
Какие работы нужны · методические разработки, отображающие собственный подход к образованию (в свободной форме);
· анкета;
· рекомендации руководителя, представителя органа государственного управления.
Сроки подачи заявок середина сентября (в письменной форме или электронным письмом)
Сроки регистрации За 2 недели до начала заключительного этапа
Сроки приёма работ Середина сентября (вместе с заявкой это представляет собой заочный тур)
Когда объявляются результаты В последний день проведения заключительного этапа, конец сентября
Сколько призовых мест 9
Кто считается победителем Номинанты, получившие высшие баллы от Экспертного совета (жюри)
Награды Диплом I степени - 100 000 рублей, Диплом II степени - 50 000 рублей, Диплом III степени - 30 000 рублей

«Призвание - воспитатель»

Дистанционному Всероссийскому конкурсу «Призвание - воспитатель», инициированному Всероссийским клубом «Наука и творчество», всего 2 года.

Условие Детали
Оргвзнос 250 рублей (электронный диплом), 370 рублей (бумажный диплом)
Форма проведения Заочная
Официальный сайт https://sites.google.com/site/klybnayka
Даты подачи заявок, приёма работ и регистрации Ноябрь-март
Периодичность Ежегодно
Темы/номинации

· Конспект занятия в дошкольном образовательном учреждении.
· Дидактический материал для занятий в ДОУ.
· Предметно-развивающая среда в ДОУ.
· Сценарий воспитательного мероприятия.
· Декоративно-прикладное творчество.
· Коллективная творческая работа.
· Литературное произведение, написанное педагогом (воспитателем) для детей.
· Эссе «Моё призвание - воспитатель»
· Наш праздник.
· Педагогический проект (или программа).
· Работа с родителями
· Здоровьесберегающая деятельность в системе образования.
· Гражданское и патриотическое воспитание.

Количество этапов 1
Какие работы нужны Методические разработки по номинации (в текстовом формате, в виде поделки, рисунка и т.д.), оформление и содержание - на усмотрение конкурсанта
Когда объявляются результаты Февраль-март
Сколько призовых мест Неограниченное количество
Кто считается победителем Тот, чьи работы выделить экспертный совет в составе организаторов конкурса
Награды Диплом 1,2 3 степени, а также, в случае участия в 3 номинациях и при этом отсутствии призовых мест, участнику оформляется бесплатное благодарственное письмо

«Я - воспитатель»

Состязание проводится впервые.

Условие Детали
Оргвзнос 150 рублей
Форма проведения Дистанционная
Официальный сайт http://konkursidei.ru/ya-vospitatel/
Организаторы Центр педагогического мастерства «Новые идеи»
Сроки подачи заявки, регистрации и приёма работ Ноябрь 2016 –январь 2017
Периодичность Ежегодно
Количество этапов 1
Какие работы нужны Авторские разработки учебных занятий для дошкольников
Когда объявляются результаты 25 января 2017
Сколько призовых мест Неограниченное количество
Награды Дипломы победителям (за 1,2 и 3 места), сертификаты участникам отправляются по почте в течение 10 дней после объявления результатов

Текущие дистанционные конкурсы на профессиональных сайтах

В наш век информационных технологий воспитатель детского сада, как и любой другой работник образования, должен знать ряд сайтов, на которых можно найти массу полезной информации по методике, а также перечень актуальных профессиональных конкурсов. Вот некоторые из них.

Сайт http://pedrazvitie.ru/Konkursy_dlja_vospitatelej

Ресурс «Педразвитие» представляет несколько актуальных конкурсов.

«Мамино счастье»

«Чудеса в моих руках»

Сайт http://edu-time.ru

Перечень конкурсов на сайте «Время знаний» довольно обширный:

  • Осенняя пора
  • Путешествия и поездки
  • Новогодняя игрушка
  • Новогоднее украшение группы
  • Новогодние конкурсы / развлечения
  • Зимняя сказка
  • Народные умельцы
  • День Знаний
  • Рисунок
  • Мой любимый детский сад
  • Мир глазами детей
  • Декоративно-прикладное творчество
  • Литературное творчество
  • Лето-лето, ты какого цвета?
  • Времена года
  • Зимние фантазии
  • Зелёный огонёк
  • Любимая игрушка
  • Детский сад
  • Толерантность др.

При этом условия участия в состязаниях одинаковы.

Сайт http://gramoteino.ru

На ресурсе «Грамотеино» также много профессиональных конкурсов как текущих, так и проводимых постоянно. Все они сгруппированы по сезонам, то есть датам. Перечень самых популярных номинаций

  • Всероссийский творческий конкурс «Наши руки не для скуки!»
  • Всероссийский творческий конкурс «Уголок безопасности»
  • Всероссийский творческий конкурс «Лучше нет родного края…»
  • Всероссийский творческий конкурс «Образовательная деятельность в ДОУ»
  • Всероссийский творческий конкурс «Мы - спортсмены!»
  • Всероссийский творческий конкурс «Лучший сценарий праздника»
  • Всероссийский творческий конкурс «Наш любимый детский сад»
  • Всероссийский творческий конкурс «Жизнь в ДОУ»
  • Всероссийский творческий конкурс «Открытое занятие» др.

Сайт http://talantoha.ru

На ресурсе «Талантоха» представлены конкурсы для детей, взрослых и взрослых совместно с детьми. Все они проходят в сессии, называются одинаково – «Талантоха», а затем указан порядковый номер состязания. В настоящий момент проходит конкурс «Талантоха-33»

Условие Детали
Оргвзнос 100 рублей за электронный диплом, 200 рублей за печатный.
Сроки сдачи До 30 ноября 2016
Сроки объявления результатов До 21 декабря 2016
Темы/номинации (для воспитателей)

· Творческие работы и методические разработки.
· Педагогические проекты
· Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье и т.д.
· Оформление помещений, территории, участка.

Необходимые материалы Рисунки, презентации, текстовые материалы, видео, аудио материалы и т.д.
Сроки подведения итогов Через 3 суток после получения работы
Награды Дипломы за 1,2,3 места, сертификаты участникам

Сайт http://www.o-gonek.com

На сайте «Огонёк» много полезной информации для работников дошкольных образовательных учреждений, а также перечень конкурсов, которые актуальны на данный момент времени:

  • с 5 ноября по 25 декабря II Всероссийский конкурс для педагогов «Яркая жизнь»;
  • с 21 ноября по 3 января III Всероссийский конкурс для педагогов «Лучший конспект занятия»;
  • с 27 октября по 1 декабря III Всероссийский творческий конкурс для детей «Ожившая сказка»;
  • с 4 ноября по 15 декабря III Всероссийский творческий конкурс для детей «Первый снег»;
  • с 20 ноября по 15 декабря IV Всероссийская викторина «В мире Животных».

Сайт https://solncesvet.ru

Международный педагогический портал «Солнечный свет» предлагает участие не только во всероссийских конкурсах, но и в международных.

Сайт http://www.i-shag.ru

На портале «Шаг вперёд» проходит 3 сезон осенних состязаний среди воспитателей, заведующих и других работников детских садов.

«Пусть всегда будет мама!»

Условие Детали
Оргвзнос · 50 рублей (за электронный диплом);
· 150 рублей (за электронный диплом и публикацию на сайте), если авторов более 3 человек, то начиная с 4-го оплачивают взнос полностью;
· 200 рублей за печатный диплом
Сроки подачи заявки и предоставления работы 1–30 ноября 2016
Необходимые материалы Методические разработки, рисунки, презентации, текстовые материалы и т.д., выполненные воспитателем - можно совместно с детьми - и соответствующие теме конкурса, работа может быть на русском или английском языке
Номинации

· лучшая авторская методическая разработка (принимаются сценарии праздников, сценарии игровых программ, конспекты занятий, учебные программы, дидактические материалы, авторские игры и др.);
· фотоистория (принимаются фотографии и фотоколлажи);
· видеоролик;
· творчество педагога;
· эссе;
· детское творчество;
· информационный стенд;· текстовые файлы - pdf, doc, docx, xls, xlsx, pptx, txt;
· графические файлы - jpeg, jpg, png, bmp;
· аудиофайлы - waw, mp3.

Номинации

Текущие номинации представлены на сайте, среди них:
· «Мой помощник - кабинет»;
· «Портфолио дошкольника»;
· «Что за прелесть эти сказки» и т.д.

Сроки подведения итогов В зависимости от выбранного вида получения диплома
Награды Диплом за 1,2,3 место, сертификат за участие

Всероссийские конкурсы для воспитателей - это отличный способ продемонстрировать свою компетентность в профессии. В настоящее время есть много способов заявить о себе, пополнить методическую копилку дипломами за победу или участие в очных, заочных или дистанционных конкурсах. Таким образом, можно не только расширить свой педагогический кругозор, но и ознакомиться с опытом коллег по цеху. А постоянное стремление к совершенствованию - это залог успешной работы с подрастающим поколением.

«Участие в конкурсах и олимпиадах – залог успеха учеников».

Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах, олимпиадах, НПК, фестивалях исследовательских и проектных работ.

Опыт моей работы показал, что применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету.

Я хочу рассказать о достижениях моих учеников, принимающих активное участие в конкурсах, олимпиадах и НПК.

Я не ограничиваю их в выборе конкурса, поэтому дети с различными интеллектуальными способностями участвуют и в творческих конкурсах, интеллектуальных, и предметных олимпиадах, и НПК.

Уже с первого класса я выделяю группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с детьми. Провожу беседу среди учащихся о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, республике. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность

Я создала модель самореализации успешного ученика. Работаю по этой модели третий год.




Таблица подсчёта индивидуальных достижений за 3 года

Результативность участия в олимпиадах

этап / результат

участник

призер

школьный

муниципальный

республиканский

всероссийский

Результативность участия в творческих конкурсах

этап / результат

участник

призер

победитель

школьный

муниципальный

республиканский

российский

У частие в конкурсах дает отличный толчок для дальнейшего развития в той или иной области знаний.

Результативность участия в НПК

этап / результат

участник

призер

победитель

школьный

муниципальный

республиканский

всероссийский

международный

Что даёт участие в олимпиадах и конкурсах, НПК?

Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей.

Участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.

Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, свою причастность к интеллектуальному сообществу. Важно сравнивать свои достижения с успехами других. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.

С 1 класса мои ученики участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 60 школьников являются победителями, призёрами, конкурсов и награждены дипломами, грамотами. Это всероссийский конкурс-игра по математике «Слон», всероссийские конкурсы «КИТ», «Ребус», «Родное слово», «Зимние интеллектуальные игры», «Инфознайка», «Молодёжное движение», «Муравей» «Познание и творчество», «Растим патриотов России», всероссийский заочный проект «Интеллект-экспресс», «Арт-талант», «Остров – талантикус», «Интеллект-будущего», «Креативность, интеллект, творчество», дистанционные олимпиады проектов «Инфоурок», «МетаШкола», «Новый урок», детский экологический конкурс «Моя планета-2014». У нас есть достижения в международных литературных конкурсах «Лохматый друг» (2 место), «Волшебное слово», «Союз поколений», «Урок письма», «Отечества достойные сыны», международный конкурс эссе и дебатов среди школьников, международный литературный конкурс «Искусство против наркотиков», «Алые паруса» (3 степень) и другие.

Наиболее мои ученики любят заниматься исследовательской деятельностью. Участвуют в различных конкурсах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности, развивать коммуникативные компетентности, в том числе и культуру публичной дискуссии, активировать творческий и интеллектуальный потенциал личности.

Мерсияпов Тимур - участник заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке», Нижнекамск; лауреат II степени муниципальной научно – практической конференции младших школьников «Юный исследователь»; лауреат II степени I республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся 1-4 классов «Я познаю мир», диплом, г. Набережные Челны, 2012 г. Хабибуллина Илина лауреат в номинации «Юный исследователь» конкурса «Ученик года 2011», лауреат III Всероссийского конкурса детских исследовательских работ «Мои первые открытия» 2012 г. Исследовательские работы Мерсияпова Тимура по теме « Горные породы Сокольской горы» (3 место) 2011 г., Османова Сеймура по теме « Природоохранные зоны » (2 место) 2011 г., Негуляевой Виктории по теме «Сансевьера» (3 место) 2012 г. были представлены на школьной научно – практической конференции «Юный исследователь» школы №1 г. Бугульмы и отмечены грамотами и дипломами жюри .

С Мерсияповым Тимуром исследовательской деятельностью начали заниматься со 2 класса. Первой работой по теме «Горные породы Сокольской горы» участвовал в муниципальной научно-практической конференции младших школьников «Юный исследователь» (лауреат), участник заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке» г. Нижнекамске. Со второй работой «Памятники и заказники Бугульминского района» участвовал в I республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся 1-4 классов в г. Набережные Челны (лауреат 2 степени), участник X Всероссийского юниорского лесного конкурса « Подрост ». В 2013 – 2014 учебном году стал лауреатом I степени во Всероссийском конкурсе проектно - исследовательских работ «Мой город – лучший город Земли», четвёртой работой стал лауреатом I степени Всероссийского заочного конкурса исследовательских работ «Шаги в науку». В прошлом году ездил на очный тур XIII Всероссийского детского конкурса научно – исследовательских работ «Первые шаги в науке» ДО «Непецино» Московская область. В 2014 – 2015 учебном году следующую работу отправили на Международный конкурс «Живи, человек, на зелёной планете!». Был удостоен Победителем, награжден дипломом и поощрительным призом. В декабре ездил второй раз на XIV Всероссийский детский конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в ДО «Непецино». В этом году стал лауреатом I степени. Готовим следующую работу на муниципальный конкурс исследовательских работ старшеклассников. Нами сделано 8 исследовательских работ.

В заключение хочу добавить, что творческие и исследовательские конкурсы бесспорно формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя: « Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно».

Я убеждена, что творческие и исследовательские конкурсы нужны не только для того, чтобы найти и зажечь звезду, но и создать ей условия, предоставить возможность светить долго – долго. Пусть даже она окажется размером с маленькую детскую ладошку.

Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае.

Доклад: «Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах»

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.
Для учителя участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом.
Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, прежде всего на районном уровне (мастер-классы, презентации опыта работы, открытые уроки и мероприятия, общественные слушания, круглые столы и др.), а впоследствии на городском и других уровнях, таким образом повышая свою квалификацию и совершенствуя мастерство.

Заявление на участие в конкурсе требует от педагога определенной смелости и профессиональных умений. И большое влияние на это оказывает предыдущий накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях, наличие методической поддержки как в образовательном учреждении, так и в районных методических центрах.

Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
  • Инновационная деятельность педагога.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы - важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат - интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса - это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

  1. развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
  2. развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
  3. создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
  4. внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
  5. повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

  1. проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;
  2. стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу

Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.

Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Ежегодно такой опыт я получаю, выступая на школьных и городских педагогических чтениях, участвуя в заочных конкурсах и конференциях, школьных конкурсах.

Особо хочется сказать о Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», где каждый из нас, учителей, может разместить свои работы на сайте издательства «Первое сентября» и осуществить обмен опытом в сети творческих учителей. Все это способствует профессиональному развитию, достижению более высокого уровня значимости в педагогическом сообществе.

Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.

Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, - он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.

КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

1. Федеральный конкурс «Поощрение лучших учителей»

в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

http://минобрнауки.рф/проекты/пнпо/учителя

Учредитель конкурса: Правительство Российской Федерации.

Целью конкурса является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала.

В конкурсе также могут участвовать и преподаватели (по записи в трудовой книжке) при условии, что они выполняют учительские обязанности. Это касается и преподавателей, работающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования, если они ведут общеобразовательные предметы.

2. Всероссийский профессиональный конкурс «Учитель года»

Учредителями конкурса являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский профсоюз работников образования, «Учительская газета».

Организационно-техническое сопровождение финала конкурса обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.

Цель конкурса: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение; повышение социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации.

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

5. Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений

«Воспитать человека» (только всероссийский уровень)

Конкурс проводится в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25 июля 2013 г.

Цель конкурса: выявление и популяризация перспективных воспитательных идей и практик, способных возвратить образовательным учреждениям институциональное лидерство в сфере воспитания.

Обращаем внимание, что указанные выше конкурсы профессионального мастерства проводятся на федеральном, региональном (областном), муниципальном уровнях, а также на уровне образовательной организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ (все платные)

Всероссийские и международные дистанционные конкурсы

(в конкурсе РФ)

Темы конкурсов:

1. Развитие способностей у учеников "Детская одарённость"

2. Дидактические игры, кроссворды, инновационные способы подачи материала.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии XXI века

4. Лучший методический проект "Весна 2016"

5. Профессиональный открытый урок

6. Лучший сценарий мероприятия и праздника 2016

7. Лучший урок с использованием современных компьютерных технологий

8. Нравственное и патриотическое воспитание

9. Педагогические инновации в образовании 2016

10. Портфолио педагога, оценка профессиональной деятельности

11. Лучший творческий или исследовательский проект учащихся

12. Творческие разработки педагога 2016

13. ФОТО-КОНКУРС: Лучшее оформление кабинета

14. Электронное пространство - Лучший профессиональный сайт/страничка/блог

15. Эссе на тему «Почему я учитель/педагог/воспитатель

  • АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

Конкурсы на сайте «Продленка»

Конкурсы на сайте «Педсовет.ру»

Конкурсы «Дистанционная волна»

Конкурсы «Учительский портал»

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональные конкурсы - это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег.

Ну, а главный постулат остается неоспоримым: где успешен Учитель, успешен и Ученик. В добрый путь, коллеги!

  • желание приобретения определенного профессионального статуса;
  • желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим;
  • желание познакомиться с опытом работы преподавателей.

Конкурс собрал преподавателей, организаторов, преданных педагогическому делу, способных к профессиональному росту и самоотдаче, участников, которые не испугались публичной оценке своей деятельности и смогли заявить о себе.

Конкурс «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» проводился в несколько этапов, на каждом из которых участники демонстрировали свое профессиональное кредо: и в защите творческого проекта, его публичном представлении, и в проведении открытого урока на базе другого учебного заведения с незнакомой ученической аудиторией, и в самоанализе проведенного открытого урока. Многообразие форм представления профессиональной деятельности на конкурсе дает возможность широкого спектра применения данных форм в дальнейшем развитии и совершенствовании профессионального мастерства. Мною приобретен опыт, который я могу применять в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства. Так в апреле 2010 года принимал участие в Фестивале педагогических идей среди преподавателей общеобразовательных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, на котором выступил с докладом, передавая опыт, приобретенный в конкурсе «Лучший учитель ОБЖ»

В Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года я не стал ни победителем, ни лауреатом конкурса. Был награжден дипломом в номинации «Педагогический поиск». И действительно на данном этапе своей профессиональной деятельности я повышал профессионально-педагогическое мастерство, обучаясь на третьем курсе в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга.

Участие в конкурсе повлияло на развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

Противоречия между надеждами на победу и затруднениями в представлении своего опыта (которого на тот период не хватило для победы), недостаточность профессионально-педагогического мастерства, привели к необходимости использования возможностей конкурса для стимулирования мотивации саморазвития, самообразования и профессионального роста. Конкурс послужил средством повышения квалификации, развития творческих способностей.

Благодаря конкурсу я получил блестящую возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей ОБЖ.

В феврале 2010 года мною было повторно принято решение на участие в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года.

Для этого я проанализировал и учел ошибки, недочеты, которые были допущены во время подготовки и участия в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года.

При подготовке к конкурсу 2010 года провёл открытые уроки, направленные на развитие творческих способностей учащихся с применением инновационных технологий, мультимедийных средств обучения, в тесном взаимодействии учащихся и педагогов, учитывая опыт, приобретенный во время участия в конкурсе 2009 года.

Приобретенный опыт участия в конкурсе 2009 года, сыгравший значительную роль в повышении педагогического мастерства, стремление реализовать и достичь поставленную цель, активная подготовка к конкурсу, а также организационно-методическая помощь, поддержка преподавателей, администрации учебного заведения, - все это в комплексе послужило тому, что я стал победителем Камчатского краевого конкурса «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года и награжден дипломом в номинации «Патриотическое воспитание».

Считаю, что самый важный результат конкурса педагогического мастерства - это повышение качества образования, передача тех знаний, умений и навыков учащимся, которые помогут им в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, помогут стать достойными людьми, воспитать человека, гражданина, способного самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться.

Практическое применение умений и навыков, приобретенных в конкурсах, знания, полученные за период обучения в университете, повлияли на положительную динамику качества образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Качество образования в 2009-2010 учебном году по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в Профессиональном училище № 3 по сравнению с предыдущим учебным годом повысилось на 2,1 процента.

Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования.

Следующим этапом повышения профессионального мастерства стал конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений в Камчатском крае в 2011 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», в котором я принял участие. В данном конкурсе я не стал победителем, оценена моя профессиональная деятельность, которая на данном этапе недостаточна для победы. Конкурс создал благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста.

В заключении можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества учителей. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта.

А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» .

Конкурсы профессионального мастерства

как средство творческой самореализации

педагогических работников.

Конкурс - это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессиональные конкурсы - это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

Конкуры бывают очными и заочными. Но, как правило, все дистанционные конкурсы, проводимые в Интернете, носят коммерческий характер и особой значимости не имеют. Одним из главных и весомых педагогических конкурсов является «Учитель года» или «Воспитатель года, которые могут дополнить и даже заменить руководителям школы и муниципальной системы образования многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя. И чем выше статус конкурса по этапу (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский), тем престижнее в нём участие.

Анализ опыта работы в школе позволяет выделить следующие виды конкурсов, наиболее часто используемых в работе с педагогами ОУ:

смотры-конкурсы предметно-развивающей среды,

конкурсы методических, учебно-методических материалов,

конкурсы профессионального мастерства,

конкурсы с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ОУ.

Вид конкурса

Актуальные задачи, реализуемые в ходе конкурса

Смотры-

конкурсы

предметно-

развивающей среды

Создание условий для познавательной активности детей и т.п.

Побуждение педагогов к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

Выявление положительного опыта работы педагогов.

Конкурсы

методических,

учебно-методических

материалов

Стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности.

Содействие реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Выявление творческих педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью.

Выявление и поддержка инновационных проектов, методик.

Формирование потребности в изучении и внедрении в работе с детьми программ нового поколения.

Обобщение опыта работы.

Ориентирование педагогов на инновацию, эксперимент, прогнозирование.

Определение наиболее эффективных путей реализации Концепции модернизации системы образования.

Конкурсы

профессионального мастерства

Повышение престижа профессий «педагог», «воспитатель».

Выявление талантливых педагогов.

Пропаганда и распространение передового педагогического опыта, создание банка данных.

Стимулирование труда педагога.

Расширение диапазона общения творчески работающих педагогов.

Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми.

Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

Активизация инновационной работы, выявление и поддержка педагогов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения детей.

Конкурсы с участием детей

Выявление положительного опыта работы по обучению и воспитанию детей.

Выявление одарённых детей.

Создание условий для развития способностей детей и творческого потенциала педагогов.

Активизация деятельности педагогов по внедрению в работу с детьми разных техник творчества.

Развитие у детей умений выразительного чтения стихов, обновление и разнообразие песенного репертуара.

Развитие у педагогов режиссёрских умений и навыков.

Стимулирование творческого поиска педагогов по отбору методик, технологий для обучения детей составлению творческих рассказов.

Есть несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом - всем педагогическим коллективом или группами учителей, а также сочетание всех трех вариантов. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, категорию, возможность получения ведомственных наград и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

В то же время, намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьном, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи. Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие учителя так не любят конкурсы?

Конкурс - это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность - стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким учителям следует помнить - если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внут-ренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:

Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей.

Желание приобрести определенный профессиональный статус.

Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

У каждого конкурса есть свои плюсы и минусы.

Положительные стороны:

развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства;

развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей.

пропаганда педагогических идей и достижений, расширение пространства активного педагогического общения.
стимулирование педагогического творчества учителей.

Итак, конкурсы педагогического мастерства - это не только соревнование, но и возможность общения с другими учителями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе - это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), повышает квалификацию и проходит профессиональную переподготовку. Конкурс является механизмом профессионального развития педагогов. Ни для кого не секрет, что результативное участие в конкурсах - важный критерий результативности работы учителя при аттестации.

Отрицательные стороны:

проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

усиление неравенства между сильными, успешными школами и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

Таким образом, существует угроза «потери» потенциально способных, но недостаточно компетентных на момент конкурса участников. А это свидетельствует о необходимости предусмотреть для такой группы педагогов иные формы поддержки и развития, в том числе и за счет изменения привычных конкурсов. Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие - за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство учителя, если он работает "за закрытыми дверями"? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания учителя участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы учителя в школе. Как же решить эту проблему?

Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают учительские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся. Можно снять фильм о мастерстве учителя, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Исходя из опыта работы, можно выделить несколько этапов подготовки и проведения конкурсов.

Первый этап «Организационно - подготовительный».

Он включает в себя:

Разработку «Положения о конкурсе». В Положении прописываются

Тема конкурса,

Цель и задачи,

Условия,

Содержание и порядок проведения,

Требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов,

Критерии оценки,

Сроки проведения,

Состав жюри,

Процедура подведения итогов конкурса.

К положению о конкурсе могут быть приложения, где указываются форма заявки на участие в конкурсе либо формы каких - других документов (характеристика - представление на образовательное учреждение и т.п.).

Знакомство педагогов с Положением о конкурсе с комментариями и рекомендациями.

Написание сценария или порядка проведения конкурса, выбор ведущего.

Подбор реквизита для проведения конкурса, оформление помещения, приобретение грамот, подарков и т.п.

Оказание консультативной и практической помощи педагогам при подготовке к конкурсу.

Второй этап «Основной» или «Практический».

Он включает в себя:

Проведение самого конкурса по заранее написанному сценарию или плану.

Подведение итогов конкурса и награждение участников и победителей.

Третий этап «Заключительный» или «Аналитический».

Он включает в себя:

Написание аналитической справки по итогам конкурса.

Знакомство с аналитической справкой на педсовете.

Презентацию методических материалов конкурса.

Оформление по итогам конкурса выставки методических материалов, фотоматериалов и т.п.

Школьное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Поделиться