Рассуждение
Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img2.jpg)
Композиция монолога-рассуждения
- Тезис (мысль, требующая доказательства (подтверждения или опровержения).
- Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).
- Вывод.
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img3.jpg)
Речеведческие понятия
Рассуждение - это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли.
Экспозиция -часть текста, подводящая к вопросу (или введение в тему рассуждения).
Тезис -главное утверждение или несколько утверждений текста-рассуждения.
Антитезис - утверждение, противоположное тезису.
Аргумент - доказательство.
Аргументация – система доказательств
справедливости тезиса.
Типы рассуждений
Рассуждение- доказательство
Строится по следующей схеме:
Рассуждение- объяснение
- экспозиция (подведение к вопросу)
- вопрос
- ответ на вопрос (тезис)
- доказательство тезиса
- выводы.
Рассуждение- объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача высказывания заключается в раскрытии содержания тезиса. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось..., дело в том..., что..., вот…, почему.., вот..., например..., об этом свидетельствует такие факты, как выяснилось...
При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила: 1. Доказательство и объяснение могут строиться по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство – тезис – выводы. 2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему? 3. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов, так как все они подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.
Типы рассуждений
Рассуждение- размышление
Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и
строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении
вопросы могут получать, а могут и не получать отражение в тексте.
Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в
котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить,
Выстраивая размышление, надо начать осмысление темы и отбор материала для её раскрытия. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в монологе, более того, они вообще могут быть опущены. При создании рассуждения -размышления следует акцентрировать внимание на решении проблемных вопросов и ответах на них.
указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или
обобщить и т.д.
Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения
схеме, но, в отличие от доказательства и объяснения, содержит в себе не
один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, следовательно,
дополняющих и обусловливающих друг друга:
- экспозиция (подведение к проблемному вопросу);
- система проблемных вопросов и ответы на них;
- выводы.
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img6.jpg)
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1 Аргумент2
Что следует из вышесказанного?
В ы в о д
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img7.jpg)
Специфика текста-рассуждения
Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.
- Рассуждение начинается с утверждения тезиса : Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой.
- В качестве аргументов выступают
- сумма проигрыша,
- «глупое» поведение,
- чувство вины перед старым слугой.
- В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img8.jpg)
Языковые средства, характерные для рассуждения
Вводные слова
Ситуация, при которой употребляется данная конструкция
Во-первых, во-вторых…, наконец
При введении нескольких аргументов
С одной стороны…, с другой стороны…
При рассмотрении тезиса с разных сторон
Наоборот, напротив, однако
При опровержении
На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-либо, по сведениям, по данным кого-либо, как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника
Предположим, представим, допустим
При противопоставлении своего мнения чужому
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img9.jpg)
Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Доказывает её автор или объясняет? Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые средства, присущие этому виду рассуждения. Наука – вообще очень увлекательное занятие. Кто не мечтает или не мечтает сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? Так вот, наука вся состоит из открытий и изобретений. Пусть эти открытия касаются, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. Такие открытия совсем не обязательно сделают вас знаменитым, если не считать узкого круга ученых, которые занимаются теми же проблемами. Но все равно – это открытия. И как же счастлив человек, который всю жизнь, можно сказать, каждый день делает открытия!
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img10.jpg)
Тема 3. Интернет – это благо или зло? ( рассуждение по поставленному вопросу)
В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
- Каковы функции Интернета?
- Как Вы понимаете выражение «Интернет – Всемирная Паутина»?
- Что, на Ваш взгляд, делает интернет благом? Когда он превращается в зло?
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img11.jpg)
Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
- Для каких целей Вы используете Интернет?
- Сколько времени Вы проводите в Интернете?
- Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img12.jpg)
Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Сеть, Всемирная сеть , Глобальная сеть или Всемирная Паутина.
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img13.jpg)
Плюсы Интернета
Интернет – бесценное хранилище информации и
человеческого опыта.
Интернет – самый быстрый источник
получения информации.
Интернет даёт возможность общения с друзьями и
близкими по всему миру.
Интернет - современный практичный инструмент самообразования и обучения.
Интернет даёт возможность личностного развития.
В Интернете можно зарабатывать.
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img14.jpg)
Плюсы Интернета
Интернет – возможность путешествовать по всему
миру.
Интернет позволяет знакомиться, находить друзей
по увлечениям.
Интернет даёт возможность приобрести необходимый
товар, не выходя из дома.
Интернет расширяет кругозор (виртуальные музеи, спектакли, кинофильмы и т.п.)
Интернет – возможность провести свой досуг (игры, музыка, чтение книг и т.д.)
Интернет позволяет стать участником любых массовых мировых мероприятий и соревнований
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img15.jpg)
Минусы Интернета
Переизбыток негативной информации, влияющей на
психику человека.
Опасные люди существуют не только в реальном мире,
но и в виртуальном пространстве. Например, различные
группы, такие как «Синий кит», которые унесли уже много
жизней подростков.
Интернет забирает львиную долю времени, если
пользоваться им бездумно.
Интернет порой негативно влияет на здоровье (портится зрение, возникают проблемы из-за малоподвижного образа жизни и т.д.)
Интернет лишает человека возможности живого, реального общения, делает его одиноким.
Поведение в Интернете порождает подобное поведение в жизни (потребительство, а не созидание)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img16.jpg)
Минусы Интернета
Во Всемирной паутине размещено множество вирусов.
Они негативно сказываются на работе устройства, иногда
даже приводят к его поломке.
Быстрое возникновение Интернет-зависимости (от игр,
бесцельного блуждания по Сети и т.д.)
Интернет-игры порой формируют у человека ложное
представление о собственном превосходстве, величии,
воспитывают ничем не подтверждённые амбиции.
Человек становится подвержен депрессиям и стрессам.
Чрезмерное увлечение Интернетом может оказать пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы жизни.
В сети можно нарваться на мошенников, неадекватных людей либо людей с заболеваниями нервной системы.
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img17.jpg)
1. Формулировка тезиса
Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова ; утверждение , доказываемое в рассуждении).
Интернет - это …
…
…
- Интернет - это … На мой взгляд (я думаю, мне кажется), Интернет - это … … Интернет становится благом (злом) в том случае, если… … Интернет – благо (зло), потому что… Как мне кажется, Интернет - …
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img18.jpg)
2. Основная часть. Аргументация
Примеры – аргументы
- Примеры – аргументы
- Во-первых,… Во-вторых, … В третьих, … Кроме этого,
- Во-первых,…
- Во-вторых, …
- В третьих, …
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к таким фактам:...
- Данный факт подтверждает мысль о том, что Интернет - …
- Эту мысль легко доказать, обратившись к примерам из… (жизни, собственного опыта, телепередач, фильмов и т.п.)
- Например, анализируя поведение (речь, поступки) (кого?) можно увидеть, что для него Интернет - ….…
- Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример:…
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img19.jpg)
Заключение к монологу
III . Вывод ( заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом).
Речевые сигналы:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно,…
Подводя итог сказанному, отмечу …
Думаю, что…
Очень хотелось бы, чтобы …
Хочется верить, что…
Обобщая сказанное, хочется отметить, что…
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img20.jpg)
Пособие предназначено для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.
Работая с пособием, учащиеся научатся
выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;
излагать материал на основе личного жизненного опыта;
представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img21.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/02/s_5a22afc5beb1d/img22.jpg)
ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку. М., 2017
Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. - Улан-Удэ, 1974. К.К.Ахмедьяров, Ш.К.Жаркынбекова. Русский язык. – Алматы: Казак университет,2008
Невозможно не согласиться с точкой зрения автора.
Умение дружить всегда было показателем нравственных качеств человека, его зрелости.
Аргумент 1
Во все времена дружбу ценили очень высоко, ведь именно в отношении к другому человек проявляет свою сущность, то, что часто скрыто от окружающих.
Иллюстрации к аргументу 1
Например, можно вспомнить, как дружили первые лицеисты. Верность своему братству они хранили всю жизнь, поддерживали друзей в самые тяжкие дни, проявляя смелость, благородство, верность. Думаю, что таким отношениям можно только позавидовать!
Иллюстрации к аргументу 2
Вспомним хотя бы Онегина – героя романа А.С.Пушкина. Воспитанный по законам светского общества, Евгений относится к Владимиру Ленскому свысока, считает его неопытным, пылким, наивным. У Онегина не хватает смелости отказаться от дуэли с другом. Следование светским правилам и условностям оказалось для него важнее жизни другого человека. Именно через отношение к Ленскому выражается духовная незрелость, эгоизм Онегина. Пожалуй, это одна из самых ярких характеристик, проявившаяся через дружбу.
Таким образом, ничто не раскрывает человека лучше, чем отношение к другу.
Слайд 2
Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года
Слайд 3
Методы и приёмы обучения написания комментария к проблеме.
Образцы текстов и фрагментов комментариев к проблемам, рассматриваемым в них.
Методы и приёмы обучения аргументации.
Анализ типичных ошибок по критериям 2 (комментарий к сформулированной проблеме) и 4 (аргументация собственного мнения).
«Банк» аргументов по самым различным проблемам.
Слайд 4
Прокомментировать
проблему – значит
показать
степень понимания текста;
умение видеть его важнейшие аспекты;
Слайд 5
Требования к комментарию
Комментарий к проблеме может включать
характеристику проблемы;
анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;
анализ аспектов (микротем);
синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:
Слайд 6
Роль типов речи в комментарии
Слайд 7
Варианты обучения написанию комментария
Слайд 8
Работаем с текстом
СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА
(1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна н смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.
(4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...»
(12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
(13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?"
(17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.
(18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."
Слайд 9
(27) - Что вам, Семен Иваныч?
(28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.
(30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..."
(39) - Что там еще?
(40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?
(42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."
(47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался…
(Ал.П.Чехов)
Слайд 10
Вариант 1.Обратимся к заданию А28.
Какое высказывание противоречит содержанию текста?
Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.
Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение.
Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю.
Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.
Безусловно, это вариант 2. Убираем его.
Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, которые и следует прокомментировать.
Слайд 11
Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира. Ал.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.
Слайд 12
Вариант 2.Анализируем композиционные и художественные приёмы
З а г л а в и е рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно Ал.П.Чехов видоизменил его на слёзы крокодила?)
«Говорящая» фамилия героя.
Резкоепротивопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий.
Слайд 13
Вариант 3. Говорим обактуальности проблемы
Слайд 14
Образцы работы над комментариемВариант 4: анализируем аспекты проблемы
Слайд 15
Слайд 16
Вариант 5: анализ типов речи (повествование)
Слайд 17
Тип речи – рассуждение.
В художественных текстахрассуждение
показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки;
доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.
Слайд 18
Учимся на готовых примерах
Безусловно, это актуальная нравственная проблема, которую можно отнести к разряду «вечных». Пожалуй, нет ни одного человека, никогда не проявлявшего эту черту характера хотя бы в мелочах, примеряя на себя разные маски, личности, личины. Но к некоторым эти маски прирастают намертво, и с такими людьми нельзя духовно сближаться: кто знает, что скрывают они за притворной добродетелью? И разве мало мы знаем примеров, когда люди предпочитают «казаться», а не «быть»? Особенно отвратителен этот порок, когда человек много и правильно говорит, кажется почти что святым в глазах окружающих, а на деле совершает поступки, отвратительные по своей сути.
(Проблема двуличия, лицемерия)
Слайд 19
Размышляяо разговоре с подростками, автор заставляет читателя задуматься о том, почему современные школьники так мало знают о Великой Отечественной войне. Он с тревогой пишет о том, что это событие для некоторых учеников кажется таким же далёким, как Бородинское сражение. Публицист утверждает: многие ученики не могут даже назвать имён героев этой войны, хотя бы самых известных. Это, по мнению автора, происходит потому, что, чем дальше от нас Великая Отечественная, чем меньше в живых остается её свидетелей и участников, тем реже школьникам говорят о значении нашей великой победы.
(Проблема исторической памяти)
Слайд 20
Обратите внимание!
Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.
Слайд 21
Типичные ошибки в комментарии
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Работа над аргументацией
Слайд 25
Вариант «банка» аргументов
Слайд 26
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1Аргумент2
Что следует из вышесказанного?
Слайд 27
Варианты заданий
Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзовтак как, потому что.
Лицемерная любовь хужененависти.
а) Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь.
б) Любить - это значит находить в счастье другого свое собственное счастье.
в) Действия и поступки ненавидящего предсказуемы.
Ответ – в)
Слайд 28
Определите, какой из вариантов
НЕ является аргументом к тезису.
Лучше явный враг, нежели подлый лицемер. (Петр I)
а) Ненавидящий человек не прикрывает своё открытое чувство вражды высокими словами.
б) Явный враг не скрывает своих намерений
в) Человек - самый страшный враг сам себе.
Ответ - в)
Слайд 29
Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.
Если притворяться перед другими, то под конец начинаешь притворяться перед собой.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/1/682/389/img16.jpg)