Список отмененных маршруток с 15 августа. Маршрутки капут. Что из этого получилось. Новая нумерация маршрутов

Идея упорядочить работу маршруток в столице не нова — городские власти давно предупреждали о нынешних изменениях. Глава дептранса , комментируя появление в Москве новых городских маршруток, работающих по контракту, отмечал, что новые синие маршрутки «будут работать только по городским тарифам.

Все они будут принимать все льготы, все социальные карты. Чиновники говорят, что до последнего дня старались скорректировать маршрутную сеть по запросам горожан, поскольку понимали, что москвичи могут столкнуться со сложностями.

В итоге все же оказалось, что нагрузку на маршрутную сеть спланировали неверно.

Кроме того, накануне запуска финальной стадии реформы наземного городского транспорта, 15 августа, в столице прошел ливень, который привел к многочисленным подтоплениям на улицах. Из-за этого наблюдались задержки движения транспорта, почти на 50 маршрутах наземного транспорта пришлось изменить трассы следования.

В результате все минусы старых маршруток померкли на фоне того, что одномоментно десятки тысяч пассажиров просто лишились возможности быстро перемещаться по городу. По оценкам предпринимателей, опрошенных «Газетой.Ru», введенный запрет может оставить без работы более 10 тыс. человек. Серьезные убытки понесут и автокомпании, которые активно вкладывали средства в расширение бизнеса и теперь вынуждены сворачивать деятельность.

Итог ожидаем: граждане недовольны, тысячи водителей остались без работы, столичные чиновники спешно расширяют перевозки, а приказ, сокративший количество регулярных маршрутов автобусов малой вместимости, проверяет .

Проверка была начата после того, как депутат обратился к прокурору Москвы . Парламентарий просил прокурора проверить приказ дептранса на предмет соответствия федеральному законодательству. Письмо с похожим содержание было направлено тем же депутатом столичному градоначальнику Сергею Собянину.

В пресс-службе прокуратуры Москвы «Газете.Ru» подтвердили, что проверка по изложенным в депутатском запросе фактам начата.

«Мелочи, из которых складывается комфорт пассажира»

Президент Московского транспортного союза , рассказал «Газете.Ru», что с 15 августа, когда вступил в силу указ столичных чиновников, число маршруток в городе снизилось с 4,6 тыс. примерно до 2,1 тыс. «После того как около 370 маршрутов убрали, целые районы остались без транспортной связи, а люди по часу стоят на остановках», — говорит Свешников.

В пресс-службе ГКУ «Организатор перевозок», которое отвечает за реформу, со Свешниковым не согласны. «Из 481 маршрута, которые обслуживались в городе частными компаниям, оригинальными были лишь 142, остальные дублировали друг друга и маршруты ГУП «Мосгортранс» или не действовали», — рассказали «Газете.Ru» в ГКУ. Все 142 оригинальных маршрута остались — их обслуживают перевозчики, заключившие госконтракты. Также были заменены дублирующиеся маршруты, которые обслуживались двумя-тремя перевозчиками одновременно.

Чиновники также указывают, что после устранения дублирования вместо 480 в столице будет действовать около 200 маршрутов.

Наличие недовольных горожан в ГКУ «Организатор перевозок» не отрицают и объясняют это сложной адаптацией к переменам: люди очень консервативны в выборе маршрутов своих поездок — это привычка, которая складывается годами, и изменить ее не так просто. Пока же, подчеркивают в ГКУ, все обращения москвичей оперативно рассматриваются на заседании городского штаба, в который входят городские ведомства и представители компаний-перевозчиков.

«Маломобильные граждане и пассажиры с колясками теперь могут с комфортом заезжать в салон по специальным аппарелям. Все автобусы новые, оборудованы кондиционерами, голосовым оповещением об остановках, «бегущей строкой».

Транспорт строго соблюдает расписание, за этим следят наши специалисты в режиме онлайн.

Кроме того, автобусы отображаются в приложении «Яндекс.Транспорт»: больше не нужно стоять на остановке и ждать, заранее известно время прибытия транспорта. Это мелочи, из которых складывается комфорт пассажира», — подытожили в ГКУ.

Столичные чиновники обещают, что до конца года в Москве появится около 2,5 тыс. новых автобусов, все вопросы снимутся сами собой, а перемены в конечном итоге пойдут жителям города во благо. Так, льготники впервые могут ездить на любом транспорте по социальным картам. А остальные пассажиры могут экономить в среднем 35% от годовой стоимости проезда: ездить по билету ТАТ за 17 руб. или по единому — за 22 руб. Ранее средний тариф в маршрутных такси по городу был гораздо выше — 35 руб.

«Я бы на их месте признал приказ недействительным»

В ГКУ «Газету.Ru» заверили, что все перевозчики были уведомлены о вступающих в силу изменениях за шесть месяцев, как того и требует закон. Однако глава Транспортного союза Юрий Свешников уверен, что законодательство все же было нарушено.

«Ликвидация маршрутов была проведена столичными чиновниками незаконно, а в подписанном приказе есть только ссылка на решение какой-то таинственной комиссии», — говорит Свешников. По его словам, федеральный закон 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом» предписывает, что наряду с маршрутами с регулируемыми тарифами должны быть маршруты и с нерегулируемыми. Дептранс же включил в новый реестр только те маршруты, на которых работают перевозчики по ранее заключенным с городом контрактам, а остальным отказались выдавать свидетельства на право эксплуатации маршрутов.

Город обвинения в нарушении закона не признает.

«Согласно ФЗ №220, уполномоченный орган исполнительной власти имеет право устанавливать, изменять или отменять муниципальные маршруты регулярных перевозок. В Москве реестр маршрутов формирует департамент транспорта Москвы. Право по закрытию маршрутов предусмотрено постановлением №643-ПП и постановлением №32-ПП, приказ принят департаментом транспорта в пределах компетенции и не противоречит положениям федерального закона № 220-ФЗ», — заявляют в ведомстве.

Хотя перевозчики выступают с резкой критикой приказа, им пока не удалось добиться поддержки. «Ранее мы обращались и в , но там не нашли нарушений, хотя они налицо: число перевозчиков в Москве в один день сократилось примерно в восемь раз», — говорит он. Прокуратура, куда Свешников пожаловался еще в марте 2016 года, также не нашла нарушений в действиях.

В результате некоторые перевозчики обратились в Московский арбитражный суд.

Владислав Толстухин, владелец транспортной компании «Трансвей», которую напрямую коснулась реформа, отмечает, что «в Москве не осталось частных перевозчиков, которые сами устанавливают тарифы. Теперь ездят только те, у кого есть контракт с городом и кто получает определенную сумму за выполненные транспортные работы», — поясняет он. Такие контракты с городскими властями, по словам Толстухина, для перевозчиков невыгодны. В результате компании, которые выиграли контракты с городом, не выполняют условия госконтракта по количеству маршруток и другим показателям, что приводит к очередям на остановках.

Толстухин признает в разговоре с «Газетой.Ru», что в ряде районов привычные гражданам старые маршрутки никуда не исчезли и после 15 августа.

«Например, в Переделкино люди после отмены маршрутки ходят до ближайшей остановки по 2 км. Это нормально? Примеров много. Поэтому и мы, и ряд других компаний, которые судятся, нарушили этот запрет, не убрали машины с маршрута и продолжаем работать», — рассказывает бизнесмен.

«Я бы на их месте признал приказ недействительным или как-то отложил бы его внедрение», — резюмирует он, отмечая, что «почти уверен в победе» в суде.

Впрочем, другой перевозчик, согласившийся работать на новых условиях, видит в переменах плюсы, которые касаются в том числе безопасности пассажиров.

«Новая система будет налаживаться»

В частности, был упорядочен режим работы водителей. «Раньше они находились на рейсах с раннего утра до позднего вечера и приезжали в парк в полумертвом состоянии, — заявил «Газете.Ru» гендиректор компании «Гепарт» . — Сейчас наши водители работают с 6.00 до 15.00. Дальше работает другая смена».

«Тот рынок коммерческих перевозок, который существовал в Москве раньше, был хаотичным, неорганизованным, — уверен он. — Маршрутки регулярно попадали в аварии, причем по разным причинам: некомпетентность водителей, которые были охвачены жаждой наживы, желание заработать у самих перевозчиков, которые не следили за техническим состоянием своих транспортных средств, да и самих водителей».

Что же касается ситуации с длительным ожиданием транспорта в периферийных районах города, то, по мнению Султанова, ситуация должна очень скоро выравняться, не исключено, что это произойдет уже к началу сентября.

«На рабочей группе при дептрансе все эти моменты рассматриваются. После возникновения сложностей мы с 19 августа уменьшили интервал движения, выпустили больше машин, и с 26 августа все перевозчики переходят на зимнее расписание. Это значит, что на всех маршрутах будет увеличен подвижной состав еще на 10%, естественно сократится и интервал, особенно в час пик», — отметил Султанов.

«Реформу все равно надо было проводить, потому что вакханалия, которая была до этого, для развитых стран просто неприемлема, — говорит, в свою очередь, председатель Союза пассажиров России . — Сейчас система будет налаживаться дептрансом, мы с ними в постоянном контакте. Уверен, проблема с нехваткой маршруток будет оперативно решена».


С начала мая до середины июня начнется выход частных перевозчиков на новый стандарт работы.

Обслуживать пассажиров на городских маршрутах будут только те перевозчики, которые доказали свое соответствие строгим требованиям государственного контракта. Победителями конкурсов стали 8 компаний, которые разделили между собой 211 городских маршрутов. Три маршрута уже работают по новой модели с прошлого года - это №№199к, 320, 368. До середины июня на новые стандарты в Москве переведут еще 208 маршрутов.

«Маршрутки» будут заменены на автобусы малой, средней и большой вместимости, в зависимости от пассажиропотока на маршруте. Есть маршруты, проходящие по узким улицам – там по всем нормативам не могут ходить любые другие автобусы, кроме автобусов малой вместимости. На самых загруженных маршрутах наиболее актуальны автобусы большой вместимости. По таким маршрутам город планирует обновить подвижной состав с переходом на новые низкопольные модели.




Преимущества новой модели

· Оплата проезда картой «Тройка» и билетами «ТАТ», «Единый», «90 минут»;

· Действие всех городских льгот (оплата проезда социальными картами с транспортным приложением);

· Строгое соблюдение расписания;

· Комфортные условия поездки (чистота в салоне, кондиционер, аппарели для маломобильных граждан);

· На самых загруженных маршрутах появятся автобусы большой вместимости – а значит, больше мест для пассажиров.

Экономическая выгода

Сейчас пассажиры оплачивают проезд в маршрутных такси наличными по тарифам, которые установили перевозчики. В новых коммерческих автобусах установлены валидаторы. Они позволяют оплачивать проезд билетами городского тарифного меню. Это позволит москвичам экономить несколько тысяч рублей в год. Так, проезд на автобусе частного перевозчика при средней цене 35 рублей за поездку в год стоит почти 17 тысяч рублей, при 2-х поездках по рабочим дням. При оплате того же количества поездок проездным ТАТ стоимость сокращается до 8 тысяч рублей, то есть в два раза. На частных автобусах также будут действовать все льготы, которые сегодня существуют на городском транспорте.

Расписание

Коммерческие автобусы будут ходить строго по расписанию. Время начала и окончания движения индивидуально для каждого маршрута. Это определяется интенсивностью пассажиропотока. То же касается и интервалов между рейсами.

Контроль исполнения требований государственного контракта

За исполнением условий контракта будут следить специалисты ГКУ «Организатор перевозок». Специальные комиссии, в составе которых будет и представитель перевозчика, будут проверять исполнение госконтракта. При нарушении госконтракта на перевозчика будут накладываться штрафные баллы. В конце месяца они суммируются, и эта величина влияет на размер вознаграждения компании.

Следите за информацией на остановках наземного транспорта и на Едином транспортном портале http://transport.mos.ru/ в разделе наземный транспорт.






Изменения в маршрутах автобусов:

    26 дней Москва живет без маршруток. Годы дептрансовских и горпроектовских атак на этот удобный транспорт завершились полной победой муниципального транспорта над частным.

    Не буду сегодня снова повторять свои аргументы за маршрутки, т.к. в любом случае эти аргументы могут услышать лишь те, кто сам пользуется общественным транспортом и кто уважает горожан. Лишь зафиксирую сегодняшнюю катастрофу с общественным транспортом.

    Проблема автобуса в том, что для хотя бы минимальной его окупаемости его надо забивать под завязку. Там, где маршрутка отправлялась раз в пятнадцать минут, автобусы будут отправлять раз в полчаса, а то и в час. Просто чтобы банально воздух не перевозить. Количество жалоб в соцсетях на долгое ожидание автобусов (после отмены маршруток) зашкаливает все разумные пределы. Есть районы города, из которых в принципе теперь люди добираются до работы часами.

    И все же пишу я не для того, чтобы в очередной раз поругать дептрансовских «гениев». А для того, чтобы может быть хотя бы в одном они свое бесконечное упрямство отменили.

    Речь о пробках. Есть пробки, возникающие из-за аварий, а есть пробки, которые возникают каждое утро и каждый вечер. Чаще всего такие пробки на не таких уж важных для пассажирских перевозках участках. Например за одну-две станции до метро. Или на каком-нибудь пересечении с МКАД. Т.е. в таких местах, где даже и пассажиры-то редко выходят или садятся. Для маршруток такие пробки не были проблемой. Водитель спрашивает у пассажиров «всем ли до метро». Все утром конечно же отвечают «да» и водитель объезжает пробку. Именно мобильность маршруток и позволяла им за сутки перевозить больше пассажиров, чем автобусы того же маршрута. И, кстати, такой гибкий вид общественного транспорта сам по себе - борьба с пробками. Но случилось что случилось и у нас есть теперь только автобусы, либо редкие пока еще, но также жестко привязанные к маршруту мини-автобусы (заменившие удобные иномарки-маршрутки).

    И вот в чем мое предложение - разрешить автобусам и мини-автобусам объезжать пробки, выходя за рамки маршрута.

    Да-да, в былые годы водители и больших рейсовых автобусов объезжали пробки. Но не теперь. Теперь ведь навесили на автобусы трекеры.
    Посмотрите на эту фотку. Такое раньше можно было представить только в отношении троллейбусов и трамваев.

    Да, впереди авария. И да, автобусы тупо стоят и ждут пока там рассосется. Ни один автобус не решился уйти с маршрута, чтобы объехать аварию впереди. Благодаря гениям урбанистики теперь и автобусы выстраиваются в такие очереди, хотя нам-то казалось, что «не трамвай - объедет».

    Поднимите руки, кто считает, что это удобнее для паcсажиров.

    «При маршрутках такого не было!»
    ©

    Я уже давно спорю с теми, кто заурбанил наш город до полусмерти. Так что знаю их аргумент - «ТРАНСПОРТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ!». Идея мол в том, что ты смотри на транспортное приложение, увидишь, как идет транспорт и выходи из дома ровно к моменту, когда придет твой автобус/троллейбус/трамвай. Оставим на совести урбантин, что делать тем, кто приезжает на остановку автобуса, выходя из метро или электрички (а это добрых три трети пассажиропотока). Представим, что мы действительно хотим воспользоваться приложением, согласно которому автобусы порхают как пчела и жалят остановки чуть ли не каждые десять минут.

    Итак, поздний вечер осеннего дня. Стою на остановке и смотрю прекрасное официальное городское транспортное приложение. Жду автобуса 591. Вот он уже показался на повороте. Вот он уже подъезжает к остановке… но стоп. Автобуса никакого нет. Я в шоке и тут же врубаю запись видео на экране телефона. Далее смотрите внимательно сами, следите за автобусом-призраком номер 591


    https://youtu.be/y_9pM27VDas

    Красиво он исчез не так ли?

    Я не знаю, что это было. Может на маршрутах полно автобусов-призраков, чтобы Собянину показывали, как весело и плотно ходит по дорогам столицы общественный транспорт. Может это не обман чиновников, а просто глюк приложения. Пусть будет так.
    Я только знаю, что в момент, когда я снимал видео, я ждал транспорта не 15 минут, как обычно, когда ходили маршрутки, а полчаса. И совершенно точно в маршрутке я мог сидеть, а теперь приходится в пробках не только стоять, но и стоять буквально. И ладно бы я, но и пожилых людей, и всех пассажиров это касается теперь.

    Резюме.
    Я не верю, что Дептранс вернет маршрутки. Глупо же возвращать на улицы транспорт, который не нужно было закупать городу и который приносил городу налогами прибыль.
    Но надеюсь, что хотя бы дептрансовцы разрешат общественному транспорту объезжать пробки и наведут все же порядок в своем приложении. Равно хотелось бы, раз уж убрали маршрутки, увеличить все же интенсивность движения и количество маршрутов.

    В мае и июне 2016 года 208 автобусных маршрутов Москвы станут обслуживаться частными перевозчиками по единым городским билетам («Тройка», «90 минут», «Единый»). Льготные категории пассажиров смогут воспользоваться правом бесплатного проезда. Но на этом история вида перевозок, известного как «маршрутное такси», в Москве не закончится. TR . ru попытался разобраться в масштабах происходящей «бархатной революции» столичного наземного транспорта.

    Автобусы

    Первое, что будет бросаться пассажирам в глаза ещё до выбора маршрута поездки – это количество синих автобусов разных размеров и моделей, украшенных белым орнаментом в стиле бренда «Московский транспорт» . Таковых стало больше почти на две тысячи. Примерно за 20 лет бело-зелёная окраска столичных автобусов («Икарусы», «ЛиАЗы», «Фиаты», «МАЗы», «ГолАЗы» и другие менее распространённые модели) сильно стала ассоциироваться с «Мосгортрансом». Поэтому для выбора единой окраски всех городских автобусов, работающих по одинаковым правилам, пришлось кардинально сменить цвет.

    Лет 10 назад похожий пример выбора общего компромиссного варианта был в Московской области. Где два практически одинаковых маршрута, один из которых обслуживался частным перевозчиком, а другой – государственным, объединили. И в итоге присвоили маршруту совершенно новый номер, чтобы никому не было обидно. Так вместо маршрутов № 453 и № 557 от Киевского вокзала Москвы в Одинцово стал ходить маршрут № 339 .

    Все автобусы, используемые перевозчиками для исполнения госконтрактов, делятся на три типа по вместимости (малая, средняя и большая). Логотип «Московский транспорт» будет заметен на всех машинах. А в дополнение к нему на автобусе обязательно будет присутствовать название самой компании-перевозчика.

    Размеры S, M, L

    В автобусы малой вместимости должно вмещаться не менее 19 пассажиров, а сами они – длиной не более 7,4 метров и шириной не более 2,1 метра с максимальной массой не более 5 тонн.

    Автобусы средней вместимости должны иметь не менее двух одностворчатых или двустворчатых дверей, вмещать не менее 40 пассажиров из которых минимум 17 могли бы ехать сидя. Кроме того, обязательно одно место для размещения инвалидов в колясках.

    Автобусы большой вместимости должны иметь не менее трёх двустворчатых дверей, их вместимость не должна быть менее 85 массажиров, из них минимум 22 должны ехать сидя. Одно место должно быть для размещения инвалидов в колясках.

    Двигатели автобусов всех вместимостей – дизельные. Экологический класс для большой и средней вместимости – не ниже пятого. А вот для малой вместимости допускается и четвёртый.

    К началу перевозок все автобусы должны быть новыми – не более двух лет от роду. Перевозчики должны заблаговременно приобрести и оборудовать все автобусы в соответствии с параметрами, прописанными в контрактах. «Подъёмными» средствами для этого город их обеспечил.

    ГЛОНАСС, табло и другая начинка

    Большое внимание при организации новых социальных перевозок уделяется внешнему и внутреннему оформлению транспорта, системам информирования пассажиров, оборудованием автоматическими комплекса контроля и мониторинга, климат-контролю. Перед выездом на маршруты всех перевозчиков проверят по более чем 50 параметрам.

    Маршрутные указатели на автобусах должны быть светодиодными, которые будет легко увидеть в темное время суток. А в самом салоне обязательным является наличие электронного табло с бегущей строкой, информирующей о времени, температуре в салоне и на остановках. Кроме того, остановки должен объявлять автоинформатор. Звуковая коммерческая реклама категорически запрещена.

    Все автобусы должны иметь систему навигации ГЛОНАСС, «тревожную кнопку» в отсеке водителя и комплект видеокамер. В салоне автобусов должен быть установлен валидатор, который будет принимать к оплате проезда билеты единого городского тарифного меню (карты «Тройка», билеты «Троллейбус-Автобус-Трамвай», «Единый», «90 минут»). Как и в автобусах «Мосгортранса», у водителя можно будет купить посадочный талон по той же стоимости. А вот наличие турникетов, даже в автобусах большой вместимости – на усмотрение перевозчика.

    Требования к автобусам регламентируют расположение и содержимое всего и вся внутри автобусов, сверху донизу. Пол должен быть с противоскользящим покрытием. В салоне должны быть аварийный люк и современная система пожаротушения. Система климат-контроля должна поддерживать фиксированную комфортную температуру в салоне (осенью и зимой - не менее 12 градусов цельсия, весной и летом – не более 25 градусов).

    Победители аукционов должны будут оформить все маршрутки в единой цветовой гамме, оборудовать автомобили специальными устройствами для людей с ограниченными возможностями, а также установить систему спутниковой навигации ГЛОНАСС.

    Контроль

    За соблюдением условий госконтрактов планируется установить строгий контроль. Нарушение условий грозит множественными штрафными санкциями. Если их размер достигнет определённой критической величины от суммы контракта, либо за ДТП с человеческими жертвами по вине водителя, контракт может быть расторгнут.

    Для обеспечения контроля пригодится весь арсенал технической начинки, которой будут оснащены новые автобусы.

    Автобусы или маршрутки?

    «Новые синие» автобусы пора перестать называть маршрутками. Это понятие уже давно существует только в разговорной речи. Нормативными документами все автомобильные транспортные средства, предназначенные для перевозки восьми и более человек, называются автобусами .

    Согласно «Уставу автомобильного транспорта…» перевозки автобусами можно выполнять двумя способами.

    Первый – с остановками только по утверждённым и специально обозначенным пунктам.

    Второй – по требованию в любом не запрещённом правилами дорожного движения месте по ходу движения.

    Новая городская модель перевозок «перековывает» городские частные автобусы со второго типа на первый. Остановить синие автобусы там, где пожелается – нельзя .

    Для каждого маршрута есть утверждённый список остановок, и за его нарушение – проезд остановок, высадку-посадку в неположенном месте – перевозчику грозят штрафные санкции. При этом за фиксацией нарушений будет следить автоматика.

    Трафареты с номерами, конечными пунктами маршрутов, началом и окончанием движения, а также интервалами или расписанием движения будут в едином городском формате размещаться на каждой остановке.

    Такая информация о маршрутах будет размещена на каждой остановке. Иллюстрация автора

    Новая нумерация маршрутов

    С запуском синих автобусов и одновременным упразднением коммерческих маршрутов должна упорядочиться нумерация городских автобусных маршрутов.

    Коммерческие маршруты с 2007 года, когда вступил в действие утверждённый ранее реестр регулярных городских автобусных маршрутов, имели номера по порядку от единицы до 767, к которым в конце была приписана буква «м». Сейчас их осталось всего 451.

    Из 208 маршрутов, на которые в мае-июне 2016 года выйдут частные перевозчики, обслуживаемых сейчас «Мосгортрансом», продолжат работать под нынешними своими номерами. А 141 дополнительный маршрут получит свободные трёхзначные номера - в основном в 300-500 диапазонах. Другого выбора у города с несколькими сотнями внутренних маршрутов для того чтобы создать единую нумерацию, не было.

    Теперь у этих маршрутов возникли «двойники» в пригородном сообщении. Ранее номера с 300 по 599 присваивались маршрутам, соединяющим Москву и Московскую область (или Зеленоград, но они также проходят через Подмосковье). Однако с 2012 года большинству новых маршрутов между Москвой и областью присваиваются четырёхзначные номера, с единицей в качестве первой цифры, поэтому этот ряд можно продолжить, приписав единицу к трёхзначным номерам пригородных маршрутов.

    Все новые синие маршруты в основном имеют предшественников в виде аналогичных им коммерческих. При переформатировании постарались максимально сохранить старый номер. Так, маршрут № 311м будет заменён маршрутом № 311 , как ранее маршрут № 368м уже преобразовали в маршрут № 368 .

    Но не везде при отбрасывании буквы «м» получился оригинальный номер – много совпадений с существующими маршрутами «Мосгортранса». Поэтому маршрут № 122м преобразуется в № 322 , заменив первую цифру, а маршрут № 433м – зеркально преобразится в № 334 . Некоторым маршрутам проще оказалось прибавить в конце букву «к» от другого существующего маршрута. Например, маршрут № 151м , чья трасса во многом схожа с маршрутом № 51 , трансформируется в маршрут № 51к .

    Пассажирам придётся потратить какое-то время на привыкание новых номеров, но это с лихвой компенсируется тем, что условия проезда на городских маршрутах не будут зависеть от их номера.

    Трассы маршрутов

    Пути следования большинства «новых городских» маршрутов будут сохранены в прежнем виде - относительно своих коммерческих предшественников. Около двух десятков будут продлены, объединены друг с другом или укорочены.

    Некоторые из маршрутов в новом формате будут возрождены из небытия. В «коммерческом» режиме перевозки по их трассам прекращены, и некоторые даже исключены из городского реестра. Это маршруты:

    • № 432 «Метро "Сходненская" – 1-й Тушинский проезд "»;
    • № 676 «Метро "Алма-Атинская" – Метро "Красногвардейская"»;
    • № 845 «23-й квартал Новых Черёмушек – Раменки».

    Также частным перевозчикам поручили обслуживать новый социально-ориентированный маршрут № С7 «Уссурийская улица – Верхняя Первомайская улица» в Восточном округе, который соединит Измайлово и Гольяново. Спустя более чем 20 лет городской транспорт вернётся на Верхнюю Первомайскую улицу.

    Для каждого маршрута вместимость автобусов установлена своя по условиям контрактов. Автобусы большой вместимости будут работать на 48 маршрутах, их обслуживанием будет занято более 400 автобусов. Свыше 650 автобусов средней вместимости выйдут на 71 маршрут. Ещё 89 маршрутов станут обслуживаться более чем 650 автобусами малой вместимости. Также автобусами малой вместимости обслуживаются два маршрута , которые начали работать с 30 сентября, и ими же будет обслуживаться маршрут № 320 , .

    По сравнению с существующим арсеналом перевозчиков, у частников станет заметно больше автобусов большой и средней вместимости. Роль автобусов малой вместимости тоже не стоит недооценивать. Не все сформировавшиеся в городе связи хороши для обслуживания большим автобусом раз в час. Для них принцип «меньше автобусы – меньше интервалы» будет весьма хорош. Кроме того, есть в городе и «медвежьи углы», где более габаритные автобусы проехать и развернуться не смогут.

    Расписание и интервалы

    На большинстве «новых синих» маршрутов начало движения будет в 6.30, а заканчиваться перевозки станут в 23.00. У некоторых маршрутов предусмотрен иной график открытия и закрытия движения. Несколько линий будут работать только по рабочим дням или выходным дням. А маршрут № 390 , обслуживающий Серебряный бор – только в тёплое время года. Все маршруты, принимаемые у «Мосгортранса», будут работать по прежнему графику.

    Интервалы движения весьма строго прописаны в условиях контрактов. Перевозчик обязан разработать расписание самостоятельно, но интервалы и количество рейсов по каждому из получасовых отрезков времени в течении всего дня должны совпадать с заданными в контрактах. Выполнение расписания является одной из важнейших задач контрактов, поэтому количество автобусов, необходимых для выполнения расписания, перевозчик определяет сам. Городом на аукционах устанавливался только тип вместимости автобусов (малая, средняя, большая) и минимальное количество машин. Проекты графиков с указанием числа нужных ему автобусов перевозчик должен представить на согласование не позднее двух месяцев после заключения госконтрактов, то есть уже в январе-феврале 2016 года.

    Максимальная величина интервалов, как на «новых синих» маршрутах, так и на принимаемых от «Мосгортранса», составит 33 минуты. Столь редко ходящих маршрутов не так много. В основном это линии с малым пассажиропотоком и автобусами малого класса, где повышать частоту движения за счёт замены подвижного состава на менее вместительные дальше уже некуда. На большинстве «новых синих» маршрутов интервалы не будут превышать 15-20 минут.

    Для каждого ежедневного маршрута предусматривается четыре вида графиков – на рабочие и выходные дни, отдельно для летнего (с мая по сентябрь включительно) и зимнего (с ноября по апрель включительно) времени. При этом интервалы в летнее время - в связи с сезонным спадом пассажиропотоков - на большинстве маршрутов увеличиваются. Таким образом, предполагается, что все маршруты будут менять расписание два раза в год – с 1 мая и с 1 октября. У «Мосгортранса» ввод и отмена летних графиков сейчас проходит более размыто, в несколько начальных и завершающих этапов.

    Мосгортранс и коллеги

    Не все существующие коммерческие перевозчики изъявили желание участвовать в аукционе для обслуживания маршрутов по новым правилам. Уйдут ли они с рынка, реструктурируют свою работу, или же продолжат работать – пока неизвестно.

    Наибольшее количество маршрутов будет обслуживать группа «Автолайн». На втором месте – компания «20-й таксомоторный парк», приобретённая несколько лет назад группой компаний «Питеравто», успешно работающая на «социальных» перевозках в Санкт-Петербурге.

    Всего приняло участие в торгах около 10 перевозчиков. Победителями из них вышли не все.

    С учётом «Мосгортранса» и перевозчиков, выигравших прошлые конкурсы, количество компаний-операторов «синих автобусов» можно будет пересчитать по пальцам двух рук.

    Когда начало?

    Сроки начала перевозок по всем маршрутам – не позднее полугода после подписания контрактов. Подготовительный период довольно трудоёмок для перевозчиков, поэтому ускорять начало работы им не очень выгодно. Необходимо закупить автобусы, разработать и согласовать графики движения, адаптировать автопарки под новые автобусы, набрать и обучить сотрудников, и многое другое.

    К началу декабря заключено уже более половины контрактов, остальные – в процессе подготовки. Первые «новые синие» автобусы выйдут на маршруты 10 мая 2016 года, остальные добавятся к ним в течение месяца. Полностью предварительный график начала работы частных перевозчиков по новым правилам станет известен уже в середине декабря.

    Когда «посинеют» автобусы Новой Москвы

    Москва уже давно не ограничивается окружностью МКАД, а с июля 2012 года приросла ещё и «Новой Москвой». На этой территории, включающей в себя Троицкий и Новомосковский административные округа столицы, продолжается период адаптации к городским условиям.

    Поэтому московские коммерческие маршруты, обслуживающие Новую Москву, в проводившиеся минувшей осенью аукционы не включили. Одной из проблем является бурный рост жилой, социальной и транспортной инфраструктуры на новых территориях. Поэтому просчитать ситуацию с перевозками на пять лет вперёд здесь проблематично. А именно пятилетний срок работы по маршрутам заложен в городских контрактах. Уменьшать период действия договора нет смысла, так как за это время не отработает своё новый подвижной состав. Кроме того, перевозчикам, имеющим краткосрочные договорные обязательства, труднее получить банковскую поддержку для своей деятельности.

    На начало декабря 2015 года в городском реестре насчитывается 31 коммерческий маршрут, работающий в «Новой Москве». Из них более половины не являются полными или сокращёнными аналогами маршрутов «Мосгортранса». Более того, некоторые уголки Новой Москвы обслуживаются только ими.

    Столичным Департаментом транспорта уже озвучивалась информация , что продолжение развития новой транспортной модели в Новой Москве будет зависеть от того, как модель заработает в рамках старых границ города. Нужно посмотреть, как она реализована на практике – будут разыграны конкурсы, определены победители, когда они выйдут, начнут работать. Картина прояснится не ранее лета 2016 года. Если к этому прибавить время на проведение аукционов и полгода на подготовку перевозчиков к выходу на линию, получаем начало работы в Новой Москве не ранее 2017 года.

    Почему маршрутки не исчезнут из Москвы в 2016 году

    В преддверии перевода на городские стандарты новые пригородные маршруты были согласованы Департаментом даже к тем станциям метро, откуда отродясь ничего за город не ходило – например от станции метро «Чертановская».

    Между тем, Московская область с маршрутами, работающими по регулируемым тарифам в 2016 году, уже определилась. TR . ru сообщил, что их список . Но большую часть автобусных связей между областью и Москвой по-прежнему можно называть по своей сути «маршрутками».

    Кроме того, непонятно, как быть с некоторыми городскими маршрутами, не попавшими в число переформатируемых. Например, совсем недавно, в конце ноября в городском реестре было утверждено продление маршрута № 539м от Курьяновского терминала до станции метро «Марьино» через новую дорогу между Курьяновым и Марьиным вдоль Москвы-реки. Микроавтобусы уже пошли по этой трассе. Других маршрутов общественного транспорта по этой дороге не проходит. Тем не менее, маршрут № 539м пока что не планируется переводить на новую транспортную модель.

    Выпал из планов новой маршрутной сети и маршрут № 580м , соединяющий Внуково, Изварино и Киевское шоссе со станцией метро «Беляево» Калужско-Рижской линии. Аналогов такому маршруту тоже нет.

    Поэтому, скорее всего, во втором полугодии будущего года, после анализа первых месяцев массовой работы частных перевозчиков, будут объявлены новые аукционы. Но перевозчики, определённые по их результатам, выйдут на маршруты уже в 2017 году.

    А это значит, что полного исчезновения «маршруток» в Москве в 2016 году не произойдёт.

    В феврале 2015 года департамент транспорта издал приказ «О внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок...», который сократил количество маршрутов городского наземного транспорта в 2,5 раза. Право эксплуатировать оставшиеся маршруты для частников разыгрывалось на аукционах, которые с апреля по ноябрь 2015 года проводила подведомственная департаменту транспорта структура ГКУ «Организатор перевозок». Победителями стали всего восемь компаний: «Трансавтолиз» (ГК «Автолайн»), «Гепарт», «Таксомоторный парк №20», «ГорТакси», «Авто-Карз», «Транс-Вей», «Альфа-Грант» и ТК «Рико». Они заключили с городом пятилетние государственные контракты, первые автобусы нового типа появились на улицах Москвы в мае 2016 года.

    По условиям нового договора перевозчики должны полностью модернизировать систему своей работы. Оплата наличными ушла в прошлое — теперь каждый автобус оснащен валидатором, который принимает билеты «Тройка», «Единый», ТАТ или «90 минут» и социальные карты, водитель имеет право продавать на месте билеты на одну поездку. Автобусы всех официальных перевозчиков окрашены в синий цвет с логотипом «Московский транспорт». Название компании-перевозчика можно разглядеть только на правом крыле машины. Весь транспорт в автопарке перевозчика должен быть не старше двух лет, соответствовать экологическому классу не ниже Евро-4, быть оснащенным системой ГЛОНАСС, комплексом видеокамер и системой климат-контроля. Изменения пока что не коснулись двух округов Москвы — ЗелАО и ТиНАО — и тех перевозчиков, которые курсируют между Москвой и областью.

    Очередь в маршрутное такси с логотипом «Московский транспорт». Новые автобусы «Мосгортранса» заменили дублирующие автомобили наземного транспорта негосударственных перевозчиков (Фото: Петр Зуев/ТАСС)

    «Маршрутка уходит в прошлое»

    «Маршрутное такси как устаревший и небезопасный вид транспорта уходит в прошлое», — комментирует пресс-служба департамента транспорта.

    «Рынок частных перевозок в Москве был нецивилизованным: тарифы были выше, чем в муниципальном транспорте, в борьбе за пассажиров водители нарушали скоростной режим, останавливались в неположенных местах, машины вовремя не проходили техосмотр», — согласен с позицией департамента генеральный директор транспортной компании «Гепарт» Мурад Султанов, один из победителей конкурса. Главный плюс новой реформы — единство системы, считает генеральный директор УК «Автолайн Транслайт» Олег Савельев: он ожидает, что правила, установленные государством, мотивируют водителей четко следовать маршрутам, а пассажиров — привыкнуть к тому, что выходить на светофорах и пешеходных переходах уже нельзя.

    Обратная сторона реформы — по данным Московского транспортного союза, до реформирования на рынке работало 67 частных перевозчиков, после 15 августа эксплуатировать маршруты на законных основаниях могут только восемь компаний. Таким образом, 59 фирмам и индивидуальным предпринимателям пришлось прекратить свою работу на городских маршрутах.

    Теперь они могут использовать свои машины разве что для корпоративных маршрутов, обслуживания туристов, свадеб и похорон. Например, крупные гипермаркеты, расположенные за МКАД, заключают с перевозчиками коммерческие договоры — платят за то, чтобы компания перевозила покупателей от конечной станции метро до торгового центра, причем бесплатно для пассажиров. Но все это полумеры. «2,5 тыс. высвободившихся автобусов просто некуда девать. Вариантов развития два: либо на рынке этих нерегулярных транспортных перевозок начнется жесткий демпинг, либо частники начнут массово продавать свои автобусы и возвращать их лизинговым компаниям», — считает Свешников. По его словам, часть компаний все-таки вышла на запрещенные маршруты. В департаменте транспорта обещают всех нелегалов поймать и оштрафовать.

    Перевозчики, которые потеряли право работать на маршрутах, с прессой общаются неохотно: две компании отказались давать комментарии РБК, до руководства еще нескольких фирм дозвониться не удалось.

    Активно выступает против нововведений только Московский транспортный союз. «Это решение — плавный подход к монополизации рынка городскими властями, — считает Юрий Свешников. — Долгие годы частные перевозчики фактически выполняли муниципальную функцию, не получая никаких дотаций от государства и пополняя бюджет налогами. Теперь их лишают права работать на рынке, якобы из-за того, что частные маршрутки были в аварийном состоянии и не соответствовали тем или иным требованиям». Это не может быть правдой, заявляет Свешников: чтобы получить и сохранить лицензию, перевозчики обязаны дважды в год проходить техосмотр.

    Игра на понижение

    Почему на рынке осталось так мало игроков? Право использовать 211 частных маршрутов, которые департамент решил сохранить, разыгрывалось с апреля по ноябрь 2015 года в ходе 63 аукционов, объявленных департаментом по конкурентной политике Москвы, общая стоимость всех контрактов составила 47,5 млрд руб. Торги велись на понижение цены: государственный заказчик устанавливал стартовую сумму выплат за оказание транспортных услуг, а аукцион выигрывал тот, кто был готов оказывать услуги по самой низкой цене.

    Для небольших компаний, которые не могли претендовать на обслуживание крупных маршрутов, были специально выделены мелкие лоты, считает Мурад Султанов из «Гепарта». «Главным стоп-фактором была финансовая составляющая: в случае победы компания должна была обновить весь свой подвижной состав. Далеко не все оказались готовы к таким затратам и не вышли на аукционы», — говорит Олег Савельев из «Автолайн Транслайт». Таким образом, по 49 из 63 лотов торги не состоялись, и контракты были заключены с единственным заявителем. «Даже в случаях, когда на конкурс было подано больше одной заявки, торги зачастую не проводились, так как ни один из участников не делал шага на понижение», — знает Юрий Свешников. В таких случаях побеждала компания, которая раньше всех подала заявку.


    Бойкот государственным аукционам предприниматели устроили из-за заведомо убыточных условий госконтракта, уверен Свешников. «Играть на понижение не было никакого смысла — стартовая цена уже включала в себя 30-процентный убыток для перевозчика, так как не могла покрыть расходы на топливо и страховку, а ежегодная инфляция, заложенная в этот пятилетний срок, составляла 4,2% вместо реальных 13%», — рассуждает он. При этом 70% выплат составляет фиксированная плата за километр пробега, 30% — вознаграждение за плановые перевозки пассажиров, за исключением льготников и владельцев «длинных» проездных (а их в числе пассажиров большинство).

    По словам Свешникова, единственная компания из 16 участников Московского транспортного союза, заключившая госконтракт на самый маленький маршрут, сейчас ежемесячно показывает убыток порядка 140 тыс. руб. Крупные игроки также признают, что реформа изменила их экономику: так, первые месяцы работы по госконтракту опустили прибыль «Гепарта» до нуля, сейчас компания работает в небольшой плюс. «Мы ожидали худшего — рассчитывали какое-то время работать в минус», — добавляет Султанов. В «Автолайн Транслайт» озвучить финансовые результаты работы компании с момента запуска новых автобусов не смогли. «Могу сказать одно: наши финансисты очень серьезно подошли к делу и учли все возможные факторы. Если мы приняли решение работать по новым правилам, значит, нам это выгодно», — говорит Савельев.

    В марте нынешнего года десять частных перевозчиков, лишенных права на работу, подали судебный иск о несоблюдении положений федерального закона против департамента транспорта. В Московском транспортном союзе, под эгидой которого составлялся иск, объяснили, что, по мнению перевозчиков, новый приказ Департамента транспорта не имеет силы, так как был составлен вопреки федеральному закону №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров...». Закон, принятый в июле 2015 года, гласил, что всем перевозчикам, официально работающим на момент вступления закона в силу, органами власти должны быть выданы маршрутные карты и свидетельства на право эксплуатации маршрутов минимум на пять лет, то есть до 2020 года. Иск будет рассмотрен судом 16 сентября. Также в марте Московский транспортный союз направил заявление в прокуратуру Москвы о несоблюдении федерального законодательства, но ответа до сих пор не получил.

    «Федеральный закон №220 не утверждает обязательное включение в реестр маршрутов регулярных перевозок всех, кто ранее получал разрешение, — в нем говорится о свободе государства отказать или включить перевозчика в реестр, — считает юрист Севан Авалян. — Другое дело, что нет ни одного положения, которое бы прекращало действие ранее выданных разрешений на перевозку, что логично — по общему правилу закон не имеет обратной силы, если только в нем не сказано иное».

    Мурад Султанов из компании «Гепарт», которая получила право работать на 20 маршрутах Москвы, утверждает, что реформа активно обсуждалась еще с 2013 года. По его словам, департамент транспорта вплоть до старта аукционов собирал рабочие группы, в которых могли принять участие представители всех работающих в Москве частных перевозчиков, то есть перевозчики были осведомлены о предстоящих изменениях еще до появления документа, ограничивающего список маршрутов.

    Цена реформы

    До августовских изменений 70% рынка перевозок занимала государственная компания «Мосгортранс», 30% делили 67 коммерческих компаний. На долю десяти крупнейших приходилось почти 80% пассажиропотока, в том числе 50% на крупнейшего игрока — «Автолайн Транслайт». Доля государства останется прежней, обещают в департаменте транспорта. А вот на коммерческом рынке перевозок произошла перетасовка карт: по оценке Мурада Султанова («Гепарт»), потерявшие право работы 59 компаний занимали около 25% рынка частных перевозок. Эту долю разделили между собой в основном крупные игроки, которые и раньше были лидерами рынка. Так, «Автолайн Транслайт», обслуживающий 40% всего пассажиропотока, получил в пользование 128 маршрутов и увеличил свою долю на частном рынке до 60%, второй по значимости игрок, «Таксомоторный парк №20», эксплуатирует 24 маршрута, а «Гепарт» увеличил количество маршрутов вдвое — с десяти до 20 линий.

    По данным департамента транспорта, частные перевозчики инвестировали около 10 млрд руб. на обновление подвижного состава. На реализацию новой транспортной модели правительство Москвы выделило более 52 млрд руб. Рынок частных перевозок, по оценке властей, составляет 13,6 млрд руб.

    Чем обернется для москвичей передел на рынке городских перевозок? Сам департамент транспорта и связанные с ним государственным контрактом компании, естественно, смотрят на ситуацию позитивно и считают, что первые трудности скоро будут устранены. Чтобы восстановить нормальную работу транспортной системы, понадобится не больше недели, считают в «Гепарте».

    «Странно слышать о повышении качества транспортного обслуживания, если учесть, что количество автобусов сократилось в 2,5 раза, а 12,5 тыс. человек потеряли работу, — не согласен Юрий Свешников. — Ясно, что 1,5 млн пассажиров, которые ежедневно пользовались услугами частных перевозчиков, не хватит оставленных маршрутов. Свято место пусто не бывает: в некоторых районах на прекративших работу маршрутах сразу же появились нелегалы. И они оказываются востребованы: если ехать надо, людям все равно, какого цвета маршрутка».

Поделиться