Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…. Анализ стихотворения "вхожу я в темные храмы" по плану Вхожу я в черные храмы блок

Читать стих «Вхожу я в темные храмы» Блока Александра Александровича надо с полным пониманием того, что это глубоко личное произведение. Оно было написано в 1902 году, когда поэту исполнилось 22 года. Он был молод и влюблен, занимался поиском собственной духовной истины, активно писал. Текст стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы» – это своеобразный гимн любви, содержащий в себе то нежное чувство, которое поэт испытывал в то время к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой. Это одиннадцатое по счету стихотворение, посвященное ей, самое красивое и загадочное. Оно вобрало в себя все лучшие мотивы цикла «Стихи о прекрасной даме». Учить его легко, оно льется, как песня.

На уроках литературы в 11 классе педагоги говорят о том, что в этот период поэт активно искал идеал Вечной Женственности, материальное, и в то же время божественное дитя свободы и света. Он стремился найти то, что возвышается над обыденным миром, а отыскав – сделать служение этому идеалу частью своей жизни, словом и делом воспевать неземную красоту и чистоту. Все стихотворение пронизано тоской и грустью от того, что поиски тщетны, что милый сердцу образ постоянно скрыт за тенями, что он далек и нереален, что мечта недостижима. Лирический герой старается, но не может отыскать ту единственную, свою вторую половинку, без которой он не может обрести цельность. Она постоянно ускользает от него, хотя он готов служить ей как Божеству, как Богородице, как Пречистой Деве, как «Вечно юной Владычице Вселенной». Даже от созерцания её герой испытывает чувство глубокого эстетического удовольствия, и ему плохо там, где не ощущается ее присутствие. Блок - символист, и поэтому образ храма здесь не случаен. Только здесь можно отыскать неземную красоту и совершенство.

Познакомиться с этим лирическим произведением, считающимся одним из самых красивых стихотворений о любви, в режиме онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — любовная и философская).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Церковная лексика: храм, риза, лампада.
Эпитеты: тёмные храмы, бедный обряд ласковы свечи.
Метафоры: бегут по карнизам улыбки, сказки и сны; глядит, озарённый, только образ.

Главный мотив стихотворения — ожидание встречи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Всё произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь всё неуловимо, всё только намек. Какие — то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо — на явление Прекрасной Дамы, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Слова лирического героя обретают характер торжественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству.

Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит. Есть только ожидание: лирический герой видит себя в образе преданного рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.

Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои. Ритуальность и святость происходящего подчёркнута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва.

Лексика торжественная: использовано много высоких, красивых и устаревших слов, подчеркивающих исключительность события (совершаю обряд; мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Любовь к Прекрасной Даме — это своеобразное таинство. Героиня предстаёт и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет её Милой.

Лирический герой ожидает чуда — появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встревоженная душа стремится к возвышенному, ждёт откровения, перерождения. Это ожидание — томительное, напряженное, тревожное.

Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвящённых Прекрасной Даме, красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
⦁ Центральный мотив — ожидание, надежда на встречу с Прекрасной Дамой.
⦁ Автор возвышает любимую до уровня божества: «О, Святая!»
⦁ Лирическому герою важно знать, что она
просто где-то рядом.а

В этом стихотворении лирический герой ждёт её появления при свете красных лампад. Эпитет озарённый тоже отражает этот цвет:

Прекрасная Дама — это мечта, идеал, но счастье с ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах. В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, надежда на встречу. Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира.

Лирический герой — не просто влюблённый, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира — к достижению абсолютной гармонии. В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как философская лирика.

Мечта о встрече с Прекрасной Дамой — это желание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и символы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро. Для усиления впечатления Блок использует эпитеты (тёмные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты).

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: возвышение идеала возлюбленной.
⦁ Идея: Прекрасная Дама не только реальная
возлюбленная, но и Душа Мира, а лирический герой не просто влюблённый, а человек вообще, который стремится достичь
гармонии с миром.

Эмоциональность усиливают олицетворения (бегут … улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены]; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!).

Использованы ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы / в мерцаньи красных лампад). Стихотворение написано трёхударным дольником. Стопа разносложная с ударением на разных слогах, рифма — перекрёстная.

Имя Александра Блока известно многим, а его творчество популярно даже среди современной молодежи. Пожалуй, это связано с особенным «блоковским» стилем. Начинал автор писать стихи в лучших традициях символизма, его лирические произведения считают близкими с музыкой по «стихийности распространения». Автор глубоко погружался в осмысление социальных реалий, религиозного течения. Перед ним возникал страшный и свирепый мир, в котором приходилось выживать человеку. В этом и заключалась трагедия его современников.

Блок на удивление ярко умел сочетать простой быт с мистикой. Повседневность и отрешенность в одном стихотворении - это так характерно для автора и его символизма. И, анализируя стихотворение «Вхожу я в темные храмы», все это можно увидеть.

План анализа

Для произведения анализа стихотворения «Вхожу я в темные храмы» можно воспользоваться обычным планом. Это поможет акцентировать внимание на нужных моментах:

  1. Автор, история и время создания, название стихотворения.
  2. Жанр произведения, тема, идея и о чем в нем идет речь.
  3. Композиция и лирический герой.
  4. С помощью каких художественно-литературных средств автор раскрывает главную мысль в произведении.
  5. Размер стиха и мнение читателя.

В некоторых случаях при анализе стихотворения «Вхожу я в темные храмы» вместо мнения читателя описывают значение произведения в творчестве автора. Но при необходимости это можно указать и в первом пункте. А теперь за дело.

О создании произведения

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» было создано 25.10.1902. Неизменным автором является Александр Блок. Это произведение поэт сочинил в период, когда ожидал встречи с Л. Менделеевой, своей будущей женой. К тому же в это время Блок начинает увлекаться философскими мыслями Владимира Соловьева. Соловьев говорил о том, что избавиться от эгоизма и познать красоту мира можно, лишь влюбившись в женщину и отыскав в ней божественное начало. Эта мысль очень импонировала Блоку.

Идея Бессменной Женственности стала ключевой в его работе. Эти идеи и ожидание долгожданной встречи были положены в основу создания стихотворения.

О чем идет речь в стихотворении

Проводя анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы», сложно что это лирическое произведение, где любовная лирика сочетается с духовной. Основная его тема - ожидание той единственной, Изумительной Дамы. Лирический герой томится в муках: он не уверен действительно ли та, которую он так отчаянно ждет, его идеал. Действительно ли она будет для него всем: Миром, Музой, Светом?! Но, тем не менее, продолжает ждать, потому что по-настоящему любит. Именно поэтому он ходит в храмы, так как чувство любви для него нечто святое, бесценное и вечное, но в то же время нечто таинственное и загадочное.

Основная композиция

При анализе стихотворения «Вхожу я в темные храмы» внимательно нужно посмотреть на композиционную структуру. Вначале герой описывается место, в котором находится лирический герой, - храм. Он является местом гармонии, света и любви, соответственно, образ героини приравнен к чему-то божественному.

Вторую строфу можно считать кульминацией свидания. Используя своеобразные краски и символы, автор указывает на готовность лирического героя пожертвовать всем ради Прекрасной Дамы. Но он никак не заявляет о себе, а лишь издали готов присматривать за ней, о чем говориться в третьей строфе. Здесь Дама называется «Величавой, Вечной Женой», что говорит о более высоком происхождении, нежели у самого героя. Но ему не нужно слышать ее голос и совсем не обязательно ее видеть. Достаточно просто знать, что она присутствует где-то рядом.

Средства художественного выражения

Произведение «Вхожу в темные храмы» Блока пропитано мистикой и символизмом. Чего только стоит эпитет «темный храм». Ведь храм - это символ чего-то светлого, но, назвав его темным, автор погружает читателя в мир таинственной загадочности. Помимо этого, стоит обратить внимание на другие не менее значимые эпитеты: «бедный обряд», «отрадны черты», «ласковы свечи».

Общую концепцию стихотворения автор дополнил удачными метафорами: «бегут улыбки, сказки и сны», «глядит образ». В строках произведения также отмечается инверсия, к примеру, «вхожу я», что придает всему стихотворению своеобразной торжественности. В свою очередь восклицательные предложения ярко подчеркивают, насколько сильно герой ждет свою Бессменную, Прекрасную Даму.

Размер стихотворения и общее впечатление

Стихотворный размер «Вхожу я в темные храмы» способствует торжественному звучанию произведения, придавая ему мятежности и беспокойства. Здесь чередуются напевные и прерывистые интонации, к тому же практически невозможно определить один стихотворный размер. Первая строка по ритму напоминает ямб, вторая очень близка к анапесту, а размер третьей похож на амфибрахий. Только при анализе «Вхожу в темные храмы» можно понять, что это тонический стих - дольник.

Весь талант поэта можно отчетливо увидеть в одном произведении. Ощутить его философию и мировоззрение. Сила повествования, беззаветность чувств рисуют в воображении некоего рыцаря, что готов вечно ждать свою Даму. И его осчастливит лишь возможность знать, что она рядом, ведь ее образ, такой недостижимый и возвышенный, нельзя очернять грубыми чувствами. Трепетное отношение к возлюбленной, торжественность момента, который позволит ее увидеть, и отчаянное ожидание, видимо, поэт показал намного больше, даже не подозревая об этом. И невозможно понять это произведение по-другому, ведь здесь нет никаких скрытых мотивов: только символы и беззаветная искренность.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, мир, погрязший в грехах, будет спасен и возрожден к жизни неким Божественным началом, воплотив­шим в себе Вечную Женственность. Блок наделял этот образ иде­альными чертами, давал ему различные имена: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Купина. Себя же он представлял рыца­рем, давшим обет служения Прекрасной Даме. В рамках этих творческих поисков и было создано данное произведение.

Композиционно в стихотворении развивается одна и та же тема – чудесная мечта героя, описывается его свидание с Пре­красной Дамой. В начале стихотворения даны некоторые при­меты реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти об­разы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. И неда­ром оно происходит в храме. Это мир, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким обра­зом, образ героини в сознании лирического героя приравнен к Божественному началу. И постепенно образ героя также прояс­няется для читателя. Своеобразной кульминацией темы свида­ния становится вторая строфа:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Читатель здесь понимает, что Прекрасная Дама – это лишь мечта героя. Однако в душе его нет ни горечи, ни сожаления. Он полностью погружен в свою мечту, бесконечно предан ей. Реаль­ность не тяготит его, потому что ее словно бы не существует в его душе. Мир героя – это мир «улыбок, сказок и снов». Главное – это вера в мечту: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты».

Поэт использует здесь характерные образы и краски: мы ви­дим мерцанье «красных лампад», золотой блеск икон, матовость желтых свечей. Цветовая палитра здесь символична: красный цвет говорит о жертвенности, намекает на готовность лиричес­кого героя отдать жизнь ради Прекрасной Дамы (красный цвет ассоциируется с кровью). Желтый же и золотой, напротив, – краски, символизирующие жизнь, солнце, тепло. Очевидно, лирический герой настолько слился со своей мечтой, что она стала неизменной частью его жизни.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («темные храмы»), метафору («Высоко бегут по карнизам Улыб­ки, сказки и сны»), аллитерацию («дрожу от скрипа дверей»).

Таким образом, произведение является «программным» для ранней лирики Блока. Молодой поэт воплощал свой миф о Мировой Душе путем иносказаний, мистических предчувствий, таинственных намеков и знамений.

Здесь искали:

  • вхожу я в темные храмы анализ
  • анализ стихотворения вхожу я в темные храмы
  • вхожу я в темные храмы блок анализ
Поделиться