Какие отношения могут выражать сложносочиненные предложения примеры. Предложения со значением одновременности. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

§ 2989. Значение одновременности принадлежит предложениям с союзом в то время как: Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время как он находился в отъезжем поле (Пушк.); В то время как я познакомился с ним, ему было уже лет тридцать (С.­Щ.); В то время, как я вздремнул, взошла луна и бросала сквозь неплотные тучи и падающий снег свой холодный и яркий свет (Л.

Толст.); В то время как я потрошил и чистил ярких морских рыб, около меня остановилась женщина лет шестидесяти или даже шестидесяти пяти, худая, седая, смуглая (Солоух.). Временное значение в таких предложениях не осложнено значением сопоставления: здесь отсутствует характерное для сопоставительных предложений с союзом в то время как значение несоответствия (см. § 3099–3101). Такие предложения равнозначны предложениям с союзами когда и пока, выражающими одновременность (см. § 2954, 2955, 2966).

Формальным признаком, на основании которого временные конструкции с союзом в то время как отграничиваются от собственно сопоставительных (см. § 3101), является потенциальная расчленяемость союза в то время как. Эта расчленяемость выражается в возможности актуализации временного значения, во­первых, посредством интонационного выделения компонента в то время, во­вторых, введением лексических актуализаторов самое, еще, как раз, именно: В то самое время, как князь подходил к дому, туча вдруг развернулась и пролилась (Дост.); Я спросил об этом деда как раз в то время, как он замахнулся было вторым валенком (Пришв.); Словно почувствовав опасность, он резко обернулся как раз в то время, как она открыла дверь (Герман).

Такие предложения функционально близки предложениям с союзом когда и сочетанием в то время в составе главной части (см. § 2914); В то время, когда Онегин переодевается, Пушкин превращает в поэтические предметы те гребенки, пилочки, ножницы и щетки, которые украшают кабинет «философа в осьмнадцать лет» (Д. Писарев); Он познакомился с Леночкой в то время, когда им не исполнилось еще и по одиннадцати лет (Купр.); Грибы по­настоящему начинают расти в то время, когда рожь выметывает колос (Тендр.).

Примечание. При интонационной нерасчлененности, способствующей семантическому слиянию компонентов, сочетание в то время когда может выступать как аналог союза в то время как в сопоставительном значении (см. § 3101).

Предложения со значением одновременности могут быть построены при участии сочетаний, образованных по образцу союзов в то время как, в то время когда: в тот миг как (когда), в тот момент как (когда), в ту секунду как (когда), в ту минуту как (когда), в тот час как (когда), в тот день как (когда), в тот год как (когда): И в ту минуту, как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, о чем говорила (Л. Толст.). Среди слов, лексически называющих время, в составе таких сочетаний наиболее абстрагировано слово момент; сочетание в тот момент как (когда) сближается с союзами со значением одновременности.

Еще по теме ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОДНОВРЕМЕННОСТИ:

  1. 337.2. Сложные предложения с отношением разновременности

Что такое Сложносочиненное предложение?


Сложносочиненное предложение – это сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую мину ту (Л.. Толсто а). Старик явно возмущался, а Григорий морщился (Шолохов). Связь между частями сложносочиненного предложения осуществляется и другими грамматическими, а также лексическими средствами (См. сложное предложение). Немцы уйдут, и вся занимаемая ими территория перейдет в руки Красной Армии (Н. Островский) (незаконченность интонации первой части)

соотношение форм глаголов совершенного вида, передающее отношение следования; порядок частей, соответствующий порядку следования действий, о которых говорится). Лизу напугал странно постаревший взгляд Веры Никандровны, и она не решилась возражать (Федин) (взаимосвязь частей и смысловая несамостоятельность второй части подчеркиваются употреблением в ней местоимения она). В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой) (части сложного предложения объединены общим второстепенным членом е сенях). Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (обе части объединены общим придаточным предложением). Старшего мальчика звали Петя, а младшего - Павлик (Катаев) (неполнота второй части). Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят (Тютчев) (взаимообусловленность частей выражается при помощи слов еще... а уж). Между частями сложносочиненного предложения могут быть отношения:

1) соединительные (со значением одновременности, последовательности, причины и следствия и др.). С востока надвигались темные дождливые тучи, и оттуда потягивало влагой (Ч е х о в). Пьер вошел к детям, и хохот и крики еще более усилились (Л. Т о л с т о и). В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лег спать (А р с е н ь е в);

2) разделительные (со значением несовместимости, чередования, взаимоисключения). То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Н е-красов). Или вы сейчас одевайтесь, или я уеду один (Писемский);

3) противительные (со значением противопоставления, несоответствия). Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся (Т у р г е н е в). Он человек нескладный, растрепанный, оборванный, а лицо у него почти красивое (Горький);

4) сопоставительные. В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль (Чехов). Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера (Симонов);

5) присоединительны е. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Толстой). Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира (Федин).

Служащая для передачи какой-либо информации, сообщения и т.д. Строится предложение по своим определённым законам и правилам; не всякий набор слов можно назвать предложением. Для него характерны грамматическое и смысловое единство его частей, а также особая интонация законченности высказывания. Потому многие исследователи-филологи так и называют предложение: «законченное высказывание», «законченная мысль».

Главным отличительным признаком предложения является наличие в нём грамматической основы - без неё предложения не бывает. По количеству грамматических основ в русском языке выделяются простые и сложные предложения. В простом - одна такая основа, в сложном - две и более: Солнце красное вновь засияло на небе. Тучи, наконец, рассеялись, и солнце победно и радостно засверкало над чисто вымытой землёй.

Простого предложения может быть полной, состоять из подлежащего и сказуемого (тогда это будет а может - неполной, содержать только один из главных членов.

В все его части связываются в содержательно-смысловом отношении, а также посредством интонации. Структура их такова, как и у простых предложений.

Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными - в зависимости от того, каким способом выражены грамматические отношения между частями, какие средства связи использовались. их части связаны через интонацию. У этих синтаксических конструкций наблюдается грамматическая самостоятельность, но довольно тесная смысловая соотнесённость. Союзы или в таких предложениях не употребляются: Старый лес шумел и глухо стонал, ночь всё плотнее окутывала его непроглядной тьмой, небо, казалось, навсегда забыло о сверкании звёзд и лунном сиянии.

Союзные предложения подразделяются на сложносочиненные и сложноподчинённые. Сложносочиненное предложение характеризуется тем, что все его части равноправны по смыслу. Между ними нет смысловой зависимости, смыслового неравноправия. Простые предложения в его составе соединяются благодаря одиночным и сложным сочинительным союзам: Брат уже заждался, а Наташа никак не могла собраться и выйти из дома. Днём в отцовской куртке мне было жарковато, зато к вечеру потянуло сыростью и холодом, а я нисколько не продрог! Меня с утра то знобило, то бросало в жар, то опять трясло в ознобе.

По типу и значению союзов сложносочиненные предложения подразделяются на несколько видов:

  • Сложносочиненное предложение с союзами соединительного значения (И, ДА=И, НИ...НИ, КАК... ТАК И - повторяющиеся и т.д.). Эти союзы указывают, что те явления, события, о которых в предложении говорится, происходят либо сразу, в одно время, либо чередой, одно за другим: Стрелке надоело ждать свою порцию еды, и она решительно залаяла. Ванька из шестого подъезда был беспечным лодырем и хроническим двоечником, так и его дружок Игорёша из соседнего дома никогда не блистал на уроках, а при вызове к доске начинал что-то оправдательное мямлить и громко шмыгать носом.
  • Сложносочиненное предложение с разделительными значениями и союзами ЛИБО, ТО ЛИ... ТО ЛИ, ИЛИ, др. Для предложений этого типа характерны отношения исключения или чередования: Мама слушала меня, слушала и вдруг громко заявила: «Или ты возьмёшься за ум и начнёшь учиться как следует, или отец сегодня же тебя выпорет!».
  • Сложносочиненное предложение со значениями противопоставления (противительными) и союзами ЗАТО, ДА (=НО), МЕЖДУ ТЕМ КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК и т.д. Содержание простых предложений в таком сложном может противопоставляться или сопоставляться: Большую часть заработанных денег Маричка тратила на наряды, кино и мороженое, тогда как Наталка каждую копеечку старательно откладывала, каждый месяц увеличивая свои сбережения.
  • К сложносочиненным относятся и предложения с присоединительными союзами ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ДА И, др. Смысловые отношения в них указывают либо на добавочную информацию, содержащуюся в одном из простых предложений в составе сложного, либо на соотнесённость содержания между всеми частями предложения: В отпуск я планировал съездить на Кавказ: уж больно хороша там природа, да и закадычный друг вот уже который год предлагал свидеться, навестить его в горном ауле.
  • Сложносочиненными являются и предложения с союзами А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ, выражающими значение пояснения и носящими книжный характер: В училище мальчикам не только преподавали обычные школьные дисциплины, но привлекали к занятиям спортом, прививали усиленный интерес к физкультуре, а именно это важно для будущих гимнастов.

В сложноподчинительных конструкциях смысловое равноправие между частями предложения отсутствует. Союзы сложноподчиненных предложений выражают различные оттенки значения и всегда находятся в придаточной части.

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;

б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ]. (М. Булгаков) - , и .

в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена ] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - , и ; [Становилось жарко ], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было ], и [им пришлось стоять ] (В. Распутин) - , и .

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит ] (Н. Языков [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит ], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)

То , то ; Не то [светало ], не то [темнело ] (Ю. Герман) - Не то , не то (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются ], а [люди могут обмануться ] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они , конечно, не знают меня], да \я-то их знаю ] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал ], зато [находило на него временами дикое упрямство ] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась ], только [чуть-чуть шевелились брови ] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март ], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)

4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [ Cm не то что жесток , но [он слишком де ятельного характера ] (Л. Толстой) - не то что , но ; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели , заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только , но и .

5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком ], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось , правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Схема разбора сложносочинённого предложения

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Образец разбора сложносочинённого предложения

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, крупный дождь ] (Л. Толстой).

То , то .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).

И , и .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.

Поделиться