Мадригал - это что такое? Примеры. Энциклопедия культурологии Что такое Мадригал, что означает и как правильно пишется Старинные жанры пастораль идиллия мадригал

МАДРИГАЛ:

1) В светской музыке Италии позднего Средневековья и Возрождения обозначение двух разных музыкально-поэтических жанров, один из которых был распространён в XIV веке, другой - в XVI веке.

Согласно Антонио да Темпо (1332 год), слово «мадригал» происходит от позднелатинско-го mandrialis - «пастушеский»; современная наука (Ф.А. Галло) производит его из средневекового латинского matricalis - «материнский» (то есть предназначенный для пе-ния на родном языке, а не по-латыни).

2-3-голосный мадригал XIV века - наиболее специфический жанр итальянского арс нова, не имевший аналогов в других европейских странах. Первые мадригалы (анонимные и Магистра Пьеро) - в ватиканском кодексе Росси (около 1340 года). Сильно орнаментиро-ванный солирующий верхний голос (кантус) требует от певца высокой исполнительской техники; контрапунктирующие голоса (контратенор, тенор), выдержанные в более крупных длительностях, выполняют функцию аккомпанемента. Характерная черта музыкальной ритмики мадригала - деление перфектной (трёхдольной) мензуры на 12 миним (смотри в статье Мензуральная нотация) в «итальянском духе» (aer italicus). В тексто-музыкальной форме выделяются 2-3 терцета из силлабических 11-сложников (иногда перемежающихся 7-сложниками), исполняемые на один напев, и 1-2 двухстрочных ритурнеля (ritornello) - на другой.

Крупные композиторы-мадригалисты: Якопо Болонский (мадригал - основной жанр его творчества), Джованни Флорентийский (да Каша), Герарделло, Лоренцо, Донато, Андреа, Паоло (все - флорентийцы) и Бартолино Падуанский. Среди поэтов: Ф. Саккетти, Н. Сольданьери, Дж. Донди; возможно, Ф. Ландини; изредка мадригал сочиняли Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо; авторы большинства мадригальных стихов неизвестны.

Тематика мадригала - любовная, обычно окрашенная в пасторальные тона; встречаются тексты морализующие и церемониальные (приуроченные к историческим и политическим событиям; например, у Паоло и Бартолино Падуанского). По образцу прованской поэзии мадригал эпохи треченто нередко содержит явное или зашифрованное посвящение прекрасной даме, реже светскому патрону композитора [например, мадригал «Lo lume vostro» («Ваша светлость») Якопо Болонского содержит акростих LUCHINUS, воспроизводящий имя Лукино (Висконти), и игру слов, фонически имитирующую имя Изабелла]. Смелым экспериментатором выступил Ф. Ландини; среди его 12 мадригалов - редчайший для этого жанра пример изоритмии [«Sì dolce non son ̀o» («Cладостно не звучала…»)], политекстовый мадригал («Я - Музыка»; все 3 одновременно пропеваемых текста - о падении нравов, всеобщем бескультурье и торжестве бездарности), а также образец смешанного жанра мадригала-каччи [«Deh, dimmi tu» («Ах, скажи мне…»)]. Последний по времени автор мадригала данного типа - Й. Чикониа (начало XV века).

Мадригал XVI века - один из центральных музыкальных жанров эпохи Возрождения. Основные черты: 4-5-голосие (реже встречаются 3, 6-10 голосов), опирающееся на нормы так называемого строгого стиля полифонии (А. Вилларт, Ф. Вердело, К. Феста, Я. Арка-дельт, Дж.П. да Палестрина, О. Лассо, Ж. де Верт и другие), строфическая форма (строфы состоят преимущественно из 11-сложников различной рифмовки); каждая новая строфа текста имела новый напев.

Среди поэтов: Петрарка, Т. Тассо, Дж. Б. Гварини, Я. Саннадзаро; многие мадригальные стихи анонимны (в роли поэта мог выступать композитор).
Мадригалы печатались в виде сборников - «книг», составленных по тематическому или формальному принципу [так, сборник мадригалов для сопрано Л. Луццаски (1601 год) содержит виртуозный репертуар «Дамского ансамбля», выступавшего при дворе герцогов д’Эсте в Ферраре].

В текстах мадригала преобладает любовная тематика. Особая разновидность - «духовный мадригал» (madrigale spirituale) лирико-созерцательного характера, часто парафраз библейских сюжетов и образов («Слёзы Св. Петра» О. Лассо).

Циклы мадригалов (особенно характерны секстины) связывались единством образно-тематического замысла, иногда с элементами драматизации; таковы циклы Л. Маренцио - «Сладкие и милые поцелуи» («Baci soavi e cari», на стихи Гварини - скрупулёзная классификация поцелуев в 5 частях), Ж. де Верта - «О, какая мука» («Si quel dolor», на стихи Л. Танзилло - 10-частное размышление о смерти и приготовление к ней), Ч. де Роре - «Дева прекрасная» («Vergine bella», на текст последней канцоны из «Книги песен» Петрарки - гимн Богородице в 11 частях).

Во 2-й половине XVI века в мадригале активно использовались приёмы риторики музыкальной (в том числе использующие звукоизобразительность, в западной музыкальной науке получили название «мадригализмы»), чему способствовали обильные лексико-стилистические клише мадригальной поэзии. Некоторые композиторы (Вилларт, де Роре, Маренцио, Луццаски, Сиджизмондо д’Индиа и другие) экспериментировали в области гармонии, ритма (в том числе эффектно использовали смену мензуры - 2-дольной и 3-дольной), склада и фактуры (чередование хорального склада с силлабическим распевом текста и имитационно-полифонического с мелизматическим распевом). Последовательны и оригинальны эксперименты со звуковысотностью: энармоника у Н. Вичентино (его мадригалы сохранились в виде нотных примеров к теоретическому трактату, 1555 год), хроматика у К. Джезуальдо, особенно в 5-й и 6-й книгах мадригала [хрестоматийный образец - «Moro lasso» («Умираю, несчастный»)].

В конце эпохи мадригал испытал общую для итальянской музыки того времени тенденцию к театрализации, которая проявилась в мадригальных комедиях, составленных из контрастных пьес (у О. Векки, А. Банкьери и других под названием «commedia harmonica», «commedia musicale»). Выдающимся разнообразием отличаются мадригалы К. Монтеверди (8 книг, 1587-1638 годы; 9-я книга издана посмертно, 1651 год). Его ранние мадригалы написаны для ансамбля а капелла, в традиционной имитационно-полифо-нической технике; поздние (особенно в 7 - 9-й книгах) принадлежат эстетике барокко и могут быть причислены к мадригалу лишь условно; среди них - масштабные театрализо-ванные вокально-инструментальные композиции («Битва Танкреда и Клоринды», «Бал неблагодарных женщин»), дуэты, терцеты и сольные арии с басcо континуо (например, знаменитая «Жалоба нимфы» для сопрано и мужского терцета, близкая 3-частной оперной сцене).
На основе итальянской модели XVI века мадригал получил распространение в Англии (Т. Морли, Т. Томкинс, Дж. Уилби, Т. Уилкс), Германии (И. Г. Шейн, Г. Шютц), Испании (Дж. Брудьё) и других странах Европы. В XX веке появились сочинения с тем же названием, в которых композиторы стилизовали (с использованием современных техник композиции) итальянский мадригал XVI века или использовали только слово «мадригал» как знак изысканного и высокого лирического жанра (П. Хиндемит, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, А.Г. Шнитке, Д. Лигети, Л. Ноно).

2) В европейской салонной поэзии XVII-XVIII веков небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлечённо-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим мадригал с эпиграммой).

В России к жанру мадригала обращались Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин и другие.

- (фр. madrigal, от греч. mandra стадо, потому что прежде мадригал был пастушечья песня). Небольшое любовно шуточное стихотворение, состоит обыкновенно из трех рифмованных куплетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от итальянского mandra стадо, или прованс. mandre пастух) первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо … Литературная энциклопедия

мадригал - а, м. madrigal m. 1. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов. БАС 1. Впервые отм. в переводе пьесы Ж. Б. Мольера Смешные жеманницы (Les précieuses ridicules ? Драгыя смеяныя, 1703 г. ЭС.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

См. хвала слагать мадригал... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мадригал хвала Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

МАДРИГАЛ, мадригала, муж. (франц. madrigal). 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (ист. лит.). «Бывало нежные поэты… точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты.» Пушкин. 2. Любезность, комплимент… … Толковый словарь Ушакова

- (madrigal или mandrial) музыка на стихотворенияпасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних,произошло от провансальских слов mandre пастух и gal жалоба, помнению других от materialia, обозначающего светское пение и данного М.в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- «МАДРИГАЛ», раннее четверостишие Л. (1829) альбомного характера, выдержанное в традициях «легкой поэзии». Несомненно, обращено к конкретному, но неустановленному адресату. Стих. строится на типичном каламбурном сдвиге: филос. вопрос о… … Лермонтовская энциклопедия

- (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 начале 17 вв. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в… … Современная энциклопедия

- (франц. madrigal) 1) в 14 и 16 нач. 17 в. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в Италии.2) С… … Большой Энциклопедический словарь

Что такое "Мадригал"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Мадригал [франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М. - 2-3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4-5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 - начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.

Мадригал - МАДРИГАЛ м. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.... Толковый словарь Даля

Мадригал - МАДРИГАЛ, Ца, м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющ... Толковый словарь Ожегова

Мадригал - (madrigal или mandrial) - музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., ... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мадригал - МАДРИГАЛ, мадригала, м. (фр. madrigal). 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно да... Толковый словарь Ушакова

Мадригал - м. 1. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифм... Толковый словарь Ефремовой

Мадригал - МАДРИГАЛ (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 - начале 17 вв. небольшое музыкально-поэтическое пр... Современная энциклопедия

Мадригал - МАДРИГАЛ (франц. madrigal) -1) в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение... Большой энциклопедический словарь

Мадригал - Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где madrigal < итал. madrigale, восходящего к лат. matricalis,... Этимологический словарь русского языка

Мадригал - маленькое стихотворение, хвалебное, любовное, острое Ср. В кругу Лаис благочестивых... ...генерал К... Толково-фразеологический словарь Михельсона

Мадригал - МАДРИГАЛ - форма старинная. Ни числом стихов, ни характером метра, ни числом стоп в нем - не отл...


МАДРИГАЛ (от итальянского mandra - стадо, или прованс. mandre - пастух) - первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо, Саккети, представляя собой у них своеобразный вид идиллии (см.). Позднее содержание М. несколько изменилось, и М. приблизился к эпиграмме, отличаясь от нее тем, что эпиграмма (в позднейшей формации) «бывает колка и язвительна или, лучше сказать, употребляется к осмеянию какой-либо странности, а М. обращается наиболее к похвале» (Остолопов). Это различие проведено у Дмитриева: «Поэт Оргон, хваля жену свою не в меру, / В стихах своих ее с Венерою сравнял - / Без умысла жене он сделал мадригал / И эпиграмму на Венеру». Так. обр. М. можно считать небольшое стихотворение, не имеющее каких-либо строгих формальных правил и содержащее игру слов, комплимент и т. п., например: «Когда б всесильным быть природа мне судила, / Я б одарил тебя любезностью, умом, / Душ нежных свойствами, пленительным лицом /, Но, мудрая, она меня предупредила» (Милонов). Мадригал является одним из видов «интимного» жанра, который характерен для русской дворянской поэзии XVIII и начала XIX в. (послание, эпиграмма, эпитафия и т. п.) и был в это время очень развит (см. например стихи Пушкина к Гончаровой). На Западе М. был, помимо Италии, распространен во Франции и Германии. См. Strumpel, «Das franz. Madrigal» (1873). Библиография:
Гроссман Л., Борьба за стиль, Москва, 1927 (ст. «Мадригалы Пушкина», «Онегинская строфа»); Oliphant Th., La musa madrigalesca, 1837; Vossler K., Das deutsche Madrigal, Geschichte seiner Entwicklung bis in die Mitte des 18 Jahrhunderts, 1898.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Мадрига́л

первоначально – жанр идиллической лирики в итальянской поэзии 14–15 вв., затем – небольшое интимно-шуточное стихотворение, содержащее комплиментарную характеристику женщины. Например, «Мадригал М…ой» (между 1817 и 1820) А. С. Пушкина :

О вы, которые любовью не горели,


Взгляните на неё – узнаете любовь.


О вы, которые уж сердцем охладели,


Взгляните на неё: полюбите вы вновь.


В русской поэзии 18–20 вв. мадригал встречается редко.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн .Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Мадригал

МАДРИГАЛ - форма старинная. Ни числом стихов, ни характером метра, ни числом стоп в нем - не отличался от требований, предъявлявшихся к эпиграмме. По характеру же темы имел элементы нежности и благородства.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель ,1925

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

мадригал

м. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мадригал

мадригала, м. (фр. madrigal).

    Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.). Бывало нежные поэты... точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты. Пушкин.

    Любезность, комплимент (устар.). Наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

мадригал

А,м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания посвященное даме и восхваляющее ее.

прил. мадригальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мадригал

    Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов.

    Особый вид старинного вокального сочинения (для трех и более голосов) на стихотворение пасторального любовного содержания (в музыке).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мадригал

МАДРИГАЛ (франц. madrigal)

    в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовнолирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии.

    С 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.

Мадригал

[франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater ≈ мать) ≈ песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М. ≈ 2≈3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4≈5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 ≈ начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.

М. более позднего времени не связан с музыкой; это небольшое стихотворение-комплимент (посвященное обычно женщине). М. 18 ≈ начало 19 веков ≈ жанр салонной и альбомной поэзии; в России встречается у К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Классический образец М. принадлежит М. Ю. Лермонтову:

«Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;

Я соглашусь, любовию дыша:

Твоё прекраснейшее тело

Не что иное, как душа!

Г. Н. Дубравская.

Википедия

Мадригал

Мадрига́л (, лат. madrigale, mandrigale; от - на родном - небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. В истории западноевропейской музыки принято выделять мадригалы XIV века (написаны в твёрдой форме) и мадригалы XVI века (написаны в строфической форме).

Мадригал (значения)

Мадригал:

  • Мадригал - музыкальный жанр, получивший распространение в эпоху Возрождения
  • Мадригал - поэтический жанр
  • «Мадригал» - российский ансамбль старинной музыки.

Мадригал (литература)

Мадрига́л - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. В XIV - XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, позднее - К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Он Ольгу прочил за меня,

Он говорил: дождусь ли дня?..»

И, полный искренней печалью,

Владимир тут же начертал

Ему надгробный мадригал. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 2. XXXVII.

Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина , Лаиса , Селина , Лила и тому подобными. Пример мадригала В. И. Туманского:

Вы все имеете, чем нежный пол гордится

Приятности, красу и свежесть юных лет

Кто знает разум ваш - дивится,

Кто знает сердце - тот своё вам отдает.

Нередко форма мадригала пародийно переосмыслялась и таким жанровым определением обозначалась эпиграмма . Пример такого «мадригала» - «Мадригал полковой даме» Н. С. Гумилёва:

Как гурия в магометанском

Эдеме, в розах и шелку

Так Вы в лейб-гвардии уланском

Её величества полку.

Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов - архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов.

Мадригал (ансамбль старинной музыки)

Ансамбль солистов «Мадригал» - один из старейших и наиболее авторитетных российских ансамблей старинной музыки. Основан в 1965 году Андреем Волконским, после эмиграции Волконского в 1972 году ансамбль возглавляла Лидия Давыдова (с перерывом в 1983 - 1992 годов, когда ансамблем руководил Олег Янченко).

С творчеством «Мадригала» связано открытие для широкого российского слушателя западноевропейской музыки добаховского периода. Монографические концерты и звукозаписи «Мадригал» посвящал музыке Франции, Англии, Италии, Испании, Германии, Нидерландов. В дальнейшем и хронологические, и культурные рамки деятельности ансамбля были расширены: «Мадригал» начал исполнять византийскую, южнославянскую и русскую музыку (вплоть до духовных концертов XVIII века), а в западноевропейской музыке дошёл до произведений IX-XII веков, хотя основой репертуара остаются сочинения XIV-XVIII столетий.

Ранний период истории «Мадригала» отмечен работой в составе коллектива ряда выдающихся музыкантов, в дальнейшем избравших сольную или иную карьеру: Марка Пекарского, Алексея Любимова, сестёр Лисициан. С 1972 по 1992 в «Мадригале» пел первый русский контратенор Е.В. Аргышев.

В 2008 году Московская государственная филармония реорганизовала ансамбль, сохранив прежнее название; новый коллектив возглавил лютнист Александр Суетин. Другие музыканты прежнего состава во главе с прежней руководительницей ансамбля Лидией Давыдовой также продолжили выступления под названием «Мадригал» и зарегистрировали в 2010 г. Автономную некоммерческую организацию «Мадригал». В 2011 году Лидия Давыдова скончалась.

За сравнительно небольшой срок «Мадригал» под руководством Суетина подготовил более пятнадцати оригинальных программ, стал участником фестиваля «Декабрьский ангажемент» в Калуге, «Дягилевские дни» в Перми, I Открытого фестиваля профессиональных оркестров в г. Чайковский, фестиваля «Классическая гитара в XXI веке» , культурных программ международного сотрудничества в Дании, на Мальте и в Швеции; а Александр Суетин и Анна Тончева приняли участие в постановке оперы К.Монтеверди «Орфей» в Пермском театре оперы и балета, ставшей обладательницей двух Национальных театральных премий «Золотая маска».

Примеры употребления слова мадригал в литературе.

Элегии, элегии без конца, мадригалы какие-то, рондо, чтоб их дьявол побрал, игрушки, безделки -- и все это тогда, когда деспотизм крепчает, крестьяне рабы, а Аракчеев и Меттерних шпицрутенами Европу хлещут.

ТРИ МАДРИГАЛА для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина.

Уже ранние мадригалы Джезуальдо отличаются экспрессией, эмоциональностью и остротой музыкального языка.

Каждый голос, каждый звук должны найти для себя такую форму выражения, которая отвечала бы сути мадригала , а не была бы одним из механических воспроизведений, великое множество которых они слушали на пластинках, сравнивая, изучая, чтобы самим стать немного Джезуальдо, князем-убийцей, повелителем музыки.

Сандро подходит к Марио и Роберто, который безучастно молчит, что происходит, ты должен знать, а Марио: говорю тебе, не знаю, он бледен, смотрит в пространство, распорядитель что-то говорит Сандро и Лючо, беготня за кулисами, ее нет, сеньор, никто не видел, чтобы она приходила, Паола сжимает голову руками, ее корежит, будто сейчас вырвет, Карен поддерживает ее, и Лючо: ну пожалуйста, Паола, возьми себя в руки -- две минуты, Роберто смотрит на Марио, безмолвного и бледного, может быть, такой же безмолвный и бледный был Карло Джезуальдо, когда вышел из спальни, в программе пять его мадригалов , нетерпеливые аплодисменты, но занавес не поднимается, ее нет, сеньор, мы везде посмотрели, она не приходила в театр, Роберто вплотную подходит к Сандро и Марио: ты это сделал, где Франка?

Однажды нашел он на столе у него мадригалы Вольтера и поэмы Пирона, сперва удивился, зачитался, а там взял мадригалы себе и позабыл сделать Александру внушение.

Сегодня была тревога: у одного из воспитанников, Пушкина, Пилецкий нашел мадригалы Вольтера, поэта Пирона и прочие, как он выразился, пакостные книжки.

Роза вручила подарки прекрасной рыбнице, без запинки продекламировав мадригал кабатчика: - Господин Лебигр просит вас выпить это за его здоровье, которое очень пошатнулось по известной вам причине.

Дамбис пользуется здесь приемом стилизации старинных жанров - сарабанды, паваны, фроттолы, мадригала , - которые соединяются с современными звучаниями.

Солоновича Избранные канцоны, секстины, баллады и мадригалы Перевод Е.

Однако она в Этом не признавалась и в течение четверти столетия разыгрывала комедию помолвки с большим удовольствием, потому что ей нравилось волокитство, сопровождавшееся сочинением мадригалов и поднесением подарков.

К кому обращен этот любовный мадригал с петрарковскими реминисценциями - неизвестно.

Этот мадригал еще последовательнее, чем сонет 60, проводит параллель между работой скульптора над камнем и донны над любящим человеком.



Поделиться