Лирическое произведение. Лирика как род литературы: лирические жанры. «вечные темы» лирики Примеры произведений жанра лирика

«Лирика» - это издавна установившееся обозначение одного из трёх родов в художественной литературе, в его отличии от двух других родов - эпоса и драматургии. Это слово произошло от древнегреческого названия одного из струнных щипковых музыкальных инструментов - лиры, подобной нашим древнерусским гуслям.

В настоящее время термин « лирика» имеет достаточно много определений, которые можно найти, в частности, у таких авторов как Р.М. Вернер, Г.Л. Абрамович, Ф.М. Головенченко, Т.И. Сильман и др. Эти определения в очень многих работах получают скорее описательно - психологический, нежели методологический характер.

Г. Л. Абрамович в «Введении в литературоведение» даёт такое определение лирики: « Эпический способ был основан на воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира. Лирический - на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни»

В работе Ф.М. Головенченко « Введение в литературоведение » мы встречаем такое определение: « Лирика - поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроение человека… Лирический способ в отличие от эпического способа литературного изображения предполагает не изображение внешнего по отношению к писателю мира, непосредственное выражение мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями этого внешнего мира»

Т.И. Сильман дает определение произведениями лирического жанра, лирике: « лирика моделирует отношения между личностью и окружающим миром через парадигму субъективного переживания и с установкой на обнаружение подлинной сути этого переживаемого отношения .

Возьмём сначала в качестве примера одного из специальных и очень обстоятельных исследований по интересующему нас вопросу, - книгу немецкого теоретика литература Рихарда Вернера « Лирика и лирики », изданную ещё в 1890 году. Вот данное в ней суждение о лирике: «Чувства, ощущения или созерцания в каком-то определённом случае, в возвышающейся через него или над ним восприимчивости назовём мы чем-то лирическим; выражение таких чувств, ощущений или созерцаний в поэтической форме - лирической поэзией»

Данные определения наводят на мысль о тождественности поэтических чувств с обычными переживаниями.

По традиции предметное содержание лирики ограничивается выражением лишь внутреннего мира художника, его авторской субъективности. По мнению М.А. Палкина, «…представление о лирике как о литературном роде, в произведениях которого все или почти все сводится к выражению внутреннего мира самого поэта, стойко держится и в современной теории литературы»

Если для некоторых лирических произведений наличие объективно - изобразительных компонентов, действительно, не обязательно, то в целом она как искусство без познания и воспроизведения «внешних» явлений обойтись никак не может.

Продолжая далее разговор о содержании и предмете лирики, нужно затронуть вопрос и об особенностях формы. Лирическое стихотворение - как тематически, так и в своем построении - отражает особое, предельно напряженное состояние лирического героя, которое уже в силу своей природы не может быть длительным.

Лирическое стихотворение, отражая самый миг познания истины, момент её «схватывания», обязательно должно быть кратким. В этом отношении оно несколько напоминает другие жанры, также отличающиеся своей краткостью, как например, пословицы, поговорки. Стремясь к предельной краткости, лирическое стихотворение все же редко умещается в одной фразе, как пословица, так как «оно как бы волей - неволей стремиться к расширению, оно изнутри « распираемо» своим значительным многосторонним содержанием, и это есть одно из существеннейших движущих противоречий лирического жанра, делающих его столь загадочным и трудно осуществимым в художественной практике, если подходить к лирике с самыми высокими эстетическими требованиями » .

Говоря о лирике необходимо помнить, что она не однородна. Об этом необходимо помнить, так как жанр определяет методику работы над лирическим стихотворением. Однако анализ литературы позволяет сделать вывод об отсутствии деления по жанрам. Лишь в работе М.А. Палкина мы встречаем разграничение лирики по жанрам.

Он считает, что особое значение для разграничения имеет «характер и направленность чувства, которое является преобладающим для того или иного лирического жанра» . Автор выделил три эмоциональных

состояния, характеризующие отношение лирического субъекта к окружающему миру - одобрение, сожаление и отвращение. На основе этих трех переживание возникли и развились лирические жанры, получившие наиболее широкое распространение в европейских литературах со времён античности - гимн (и его разновидность ода), элегия, сатира.

К ведущим лирическим жанрам относится элегия - «песня грустного содержания» . Определяющим признаком элегии является идейно - эмоциональная направленность стиха.

Заметное место в лирике занимает жанр лирической сатиры - «особый способ художественного порицания общественных язв и пороков» . Наиболее классическим типом лирической сатиры является басня.

Другой разновидностью сатиры является стихотворный фельетон - сатирическое стихотворение, насыщенное злободневным публицистическим содержанием, такой фельетон, как правило, печатается в газете.

Эпиграмма - также разновидность сатиры. Её М.А. Палкин определяет как «остроумно - сатирический выпад против какого-либо конкретного лица или группы лиц… Как правило, эпиграмма строится в виде единичной строфы - катрена; реже используются шести - или восьмистишия. Особую остроту эпиграмме придает контраст между её основной частью, в которой даётся общепринятая, хотя и шаржированная характеристика высмеиваемого лица, и неожиданной концовкой, выносящей окончательный приговор обличаемому «герою» .

Другой жанровый признак - форма организации стихотворной структуры произведения. Таковы жанры с постоянными формами стиха: сонет, стансы, рондо и пр. Сонеты пишутся одним стихотворным размером. Строгой форме сонета соответствует высокое лирически напряженное и идейно насыщенное содержание. Стансы - сравнительно небольшое стихотворение, состоящее из четверостиший, оделяемых друг от друга при чтении небольшой паузой. Каждое четверостишие заключает в себе законченную мысль.

Соотношение мысли и чувства, умопостигаемого и интуитивно чувствуемого в лирических произведениях разных жанров может быть самым различным. В жанрах гражданской лирики рационалистическое начало, как правило, выражено более отчетливо, чем в лирике интимной. Особая насыщенность мыслью свойственна философской лирике - «…поэзии, опирающейся на единое и целостное философско-эстетическое мировоззрение и активно пропагандирующей это мировоззрение» .

Таким образом, мы можем сделать вывод о многообразии жанров в лирике. И, следовательно, школьники, обращаясь к лирической поэзии, также имеют дело со многими жанрами.

Следующий важный вопрос - виды лирики. Г.Е.Поспелов в его работе «Лирика: Среди литературных родов» выделяет следующие виды лирики: медитативная, медитативно - изобразительная и собственно изобразительная. В первых двух из этих своих разновидностей лирика может быть по преимуществу «обращена к самоанализу, заключать в себе эмоциональную или мыслительную рефлексию. Или же лирическая медитация может быть направлена вовне, на отношения и события объективного мира и на постижение идеала» .

Произведения медитативной лирики представляют собой воспроизведения тех или иных состояний и процессов внутреннего мира, которые имеют совершенно самостоятельное и самодовлеющее обобщающее значение. Это эмоциональные монологи, отрешенные в тексте произведений от какой-либо индивидуализированной конкретности бытия. Переживания, воспроизведенные в лирической медитации, представляют собой не эмпирическую реальность духовной жизни отдельной личности, но существенные свойства внутреннего мира какой-то социальной среды и эпохи, осознанные в свете идеологических интересов поэта и раскрытые им с особенной отчетливостью и силой в некоторой вымышленной своей индивидуализации.

В произведениях отвлеченно - медитативной лирики идейные интересы лирического субъекта направлены на внешний мир и, прежде всего на отношения и обстоятельства социального бытия. Это расширяет познавательные возможности лирики.

Эмоциональные раздумья лирического субъекта о его собственном внутреннем мире, если они остаются всецело медитативными, в большинстве случаев довольно быстро исчерпывают себя, их стихотворное выражение оказывается обычно очень кратким. Так возникает медитативно - изобразительная лирика, которая в истории мировой поэзии занимает, несомненно, количественно гораздо большее место, нежели собственно медитативная лирика.

В произведениях медитативно - изобразительной лирики раздумья лирического субъекта не только раскрывают его эмоциональное состояние и развитие его мысли, но и вместе с тем воспроизводят явления внешнего, объективного мира. Тем самым «лирическая медитация» развивает в себе свой собственный мир предметной изобразительности, иногда очень богатый и разнообразный.

Существует также лирика собственно изобразительная, она может быть описательной или же повествовательной, чаще всего описательно - изобразительная. В большинстве случаев предметом познания и изображение в ней бывают виды природы или, иначе, «пейзажи». Пейзажная лирика, по определению Г.Н. Поспелова, - «это словесное искусство, и в ней находят свое особенное выражение все основные свойства искусства. Это относится, прежде всего, к её тематике. Поэты изображают виды природы, делают их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за их характерности» .

Заканчивая разговор о видах лирики, хотелось бы повторить, что эти знания необходимы для организации правильной методической работы при работе с лирическими произведениями.

Который, в первую очередь, обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроению. Лирика отражает чувствительные переживания, эмоции, часто произведения этого рода литературы характеризуются задушевностью и взволнованностью.

Стихотворение

Стихотворение - основной жанр лирики, который знаком всем без исключения. Это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами.

В широком смысле под стихотворением понимают произведения разных жанров и даже типов, к ним нередко относят элегии, сонеты и баллады, но в XIX-XX веках существовало более четкое определение. В этот период под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом.

С развитием классического стихотворения более ясным стало его предназначение для лирического освоения мира. Отдельно подчеркивалось, что в стихотворении автор всегда стремится соединить жизнь в одном мгновении, сосредоточившись на состоянии окружающего мира. В этой основополагающей функции жанр лирики стихотворение противопоставляется новеллам и рассказам, написанным в стихах, а также лирическим поэмам, в которых описывается большое количество взаимосвязанных между собой переживаний.

Можно встретить много примеров стихотворений в творчестве Пушкина. Жанр лирики, которому посвящен этот раздел нашей статьи, был для него одним из основных в работе. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение "Зимняя дорога".

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

Скучно, грустно... Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Сонет

Изучив основные жанры эпоса, лирики и драмы, вы сможете легко ориентироваться в мировой и отечественной литературе. Еще один популярный жанр, о котором обязательно необходимо рассказать в этой статье, это сонет.

В отличие от большинства других жанров лирики, у сонета строго определенная структура. Он обязательно состоит из 14 строк, которые образуют два катрена и два терцета. Так выглядит классический сонет, но в литературе также популярен так называемый шекспировский сонет, который состоит из трех катренов и одного финального заключительного двустишия. Особую популярность сонет именно в таком виде получил благодаря английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру.

Считается, что в сонете обязательно должен присутствовать эмоциональный и сюжетный перелом. Часто их тема посвящена любви.

В России сонеты также имели определенную популярность. Как правило, их писали 5-стопным ямбом с незначительными отклонениями. Наиболее известны отечественные сонеты Генриха Сапгира, Тимура Кибирова, Сергей Калугина.

В качестве примера можно привести сонеты Уильяма Шекспира, которые на русском языке хорошо известны в переводах Бориса Пастернака.

Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк,

И как шутя живется богачу,

И доверять, и попадать впросак,

И наблюдать, как наглость лезет в свет,

И честь девичья катится ко дну,

И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену,

И вспоминать, что мысли замкнут рот,

И разум сносит глупости хулу,

И прямодушье простотой слывет,

И доброта прислуживает злу.

Измучась всем, не стал бы жить и дня,

Да другу трудно будет без меня.

Ода

Среди жанров эпоса, лирики, драмы присутствуют схожие, которые направлены дна реализацию той или иной цели. Например, оды обязаны восхвалять конкретного человека, событие или государство. Подобные аналоги есть и в других родах литературы.

В России ода одно время была чрезвычайно популярна. При этом зародилась ода в Древней Греции, в римской литературе этот жанр лирики был распространен благодаря Горацию. В России его использовали в XVIII веке. Самые яркие представители - Гавриил Державин и Михаил Ломоносов. В пример и приведем произведение Державина.

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах Божества,

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы нарицаем — Бог!

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет,

Хотя и мог бы ум высокий,

Тебе числа и меры нет!

Не могут Духи просвещенны,

От света Твоего рожденны,

Исследовать судеб Твоих:

Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,

В Твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

Хао́са бытность довременну

Из бездн Ты вечности воззвал;

А вечность, прежде век рожденну,

В Себе Самом Ты основал.

Себя Собою составляя,

Собою из Себя сияя,

Ты свет, откуда свет исте́к.

Создавый все единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.

Ты цепь существ в Себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь.

Как искры сыплются, стремятся,

Так солнцы от Тебя родятся.

Как в мразный, ясный день зимой

Пылинки инея сверкают,

Вратятся, зыблются, сияют,

Так звезды в безднах под Тобой.

Светил возженных миллионы

В неизмеримости текут;

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют;

Но огненны сии лампады,

Иль рдяных кристалей громады,

Иль волн златых кипящий сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящи миры,

Перед Тобой — как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна,

Вся твердь перед Тобой сия;

Но что мной зримая вселенна,

И что перед Тобою я? —

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров, и то,

Когда дерзну сравнить с Тобою,

Лишь будет точкою одною;

А я перед Тобой — ничто.

Ничто! — но Ты во мне сияешь

Величеством Твоих доброт;

Во мне Себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Ничто! — но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты.

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь — конечно, есь и Ты.

Ты есь! — Природы чин вещает,

Гласит мое мне сердце то,

Меня мой разум уверяет;

Ты есь — и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты Духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества,

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю;

Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!—

Но будучи я столь чудесен,

Отколь я происшел? — Безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, Создатель,

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ Податель,

Душа души моей и Царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие́;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! в бессмертие Твое́.

Неизъяснимый, непостижный!

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать Твоей.

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к Тебе лишь возвышаться,

В безмерной разности теряться

И благодарны слезы лить.

Романс

В жанре лирики произведения, написанные в виде романсов, занимают особое место. Ведь это особый жанр, который находится на пересечении литературы и музыки. Как правило, это небольшое поэтическое произведение, положенное на музыку.

Отечественный романс в основном сформировался в начале XIX века. Большое влияние на него оказал популярный в ту пору романтизм. Самыми известными представителями этого жанра стали Варламов, Алябьев, Гурилев. Во многих русских романсах можно встретить цыганские мотивы, так сформировались даже несколько поджанров. Например, жестокий или салонный романс.

На начало XX столетия пришелся так называемый золотой век русского романса, когда тон задавали Вертинский, Вяльцев, Плевицкая, во времена советской власти этот жанр не утратил своей популярности.

В качестве примера можно привести классический роман Вертинского.

У меня завелись ангелята,

Завелись среди белого дня.

Все, над чем я смеялся когда-то,

Все теперь восхищает меня!

Жил я шумно и весело - каюсь,

Но жена все к рукам прибрала,

Совершенно со мной не считаясь,

Мне двух дочек она родила.

Я был против. Начнутся пеленки...

Для чего свою жизнь осложнять?

Но залезли мне в сердце девчонки,

Как котята в чужую кровать!

И теперь с новым смыслом и целью

Я, как птица, гнездо свое вью

И порою над их колыбелью

Сам себе удивленно пою:

Доченьки, доченьки,

Доченьки мои!

Где ж вы, мои ноченьки,

Где вы соловьи?..

Много русского солнца и света

Будет в жизни дочурок моих,

И что самое главное - это

То, что Родина будет у них!

Будет дом. Будет много игрушек.

Мы на елку повесим звезду.

Я каких-нибудь добрых старушек

Специально для них заведу.

Чтобы песни им русские пели

Чтобы сказки ночами плели,

Чтобы тихо года шелестели,

Чтобы детства - забыть не могли!

Правда, я постарею немного,

Но душой буду юн, как они!

И просить буду доброго Бога,

Чтоб продлил мои грешные дни.

Вырастут доченьки,

Доченьки мои...

Будут у них ноченьки, будут соловьи!

А закроют доченьки оченьки мои,

Мне споют на кладбище те же соловьи!

Поэма

В жанре лирики роман нам встретить не удастся, зато его полноценным аналогом можно считать поэму. Это достаточно крупное по объему произведение, которое носит лиро-эпический характер, что и позволяет ему выделяться среди других подобных произведений.

Как правило, оно принадлежит определенному автору, имеет не только стихотворную, но и повествовательную форму. Литературные критики выделяют романтическую, героическую, сатирическую, критическую поэмы.

На протяжении истории литературы этот жанр перенес немало изменений. Например, если много веков назад поэма была исключительно эпическим произведением, в качестве примера можно привести "Илиаду" Гомера, то уже в XX веке появились образцы исключительно лирических образцов этого жанра, к которым можно отнести "Поэму без героя" Анны Ахматовой.

Интересно, что так иногда называют и прозаические произведения. Например, "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева, "Мертвые души" Николая Гоголя, "Педагогическая поэма" Антона Макаренко.

Примером послужит отрывок из "Поэмы без героя" Анны Ахматовой.

Я зажгла заветные свечи

И вдвоем с ко мне не пришедшим

Сорок первый встречаю год,

Но Господняя сила с нами,

В хрустале утонуло пламя

И вино, как отрава жжет...

Это всплески жуткой беседы,

Когда все воскресают бреды,

А часы все еще не бьют...

Нету меры моей тревоги,

Я, как тень, стою на пороге

Стерегу последний уют.

И я слышу звонок протяжный,

И я чувствую холод влажный.

Холодею, стыну, горю

И, как будто припомнив что-то,

Вы ошиблись: Венеция дожей

Это рядом. Но маски в прихожей

И плащи, и жезлы, и венцы

Вам сегодня придется оставить.

Вас я вздумала нынче прославить,

Новогодние сорванцы.

Этот Фаустом, тот Дон Жуаном...

Элегия

Описывая, какие жанры в лирике заслуживают наибольшего внимания, нужно обязательно рассказать про элегию. Это своеобразный эмоциональный результат глубокого философского раздумья, который заключен в поэтическую форму. Как правило, в элегии автор пытается разобраться в сложных жизненных проблемах.

Элегия зародилась в древнегреческой поэзии. В то время так называли стихотворение, написанного строфой определенного размера, не вкладывая в это понятие больше никакого смысла.

У греческих поэтов элегия могла быть и обличительной, и философской, и печальной, и политической, и воинственной. У римлян элегии в основном посвящали любви, при этом произведения стали более свободной формы.

Первые успешные попытки писать элегии в русской литературе предпринял Жуковский. До этого были пробы пера в этом жанре Фонвизина, Аблесимова, Богдановича, Нарышкина.

Новую эпоху в русской поэзии положил перевод Жуковского элегии Грея под названием "Сельской кладбище". После этого жанр окончательно вышел за риторические рамки, обозначив, что главным является обращение к интимности, искренности и глубине. Такая перемена хорошо заметна в новых приемах стихосложения, которые использует Жуковский и поэты следующих поколений.

К XIX веку стало модно называть свои произведения элегиями, так часто делают Баратынский, Батюшков, Языков. Со временем эта традиция сошла на нет, но элегический тон остался в работах многих поэтов не только XIX, но и XX веков.

В качестве классического примера правильным будет рассмотреть как раз отрывок из "Сельского кладбища" в переводе Жуковского.

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,

В туманном сумраке окрестность исчезает...

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Лишь дикая сова, таясь под древним сводом

Той башни, сетует, внимаема луной,

На возмутившего полуночным приходом

Ее безмолвного владычества покой.

Баллада

Баллада - известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках. В Россию он пришел параллельно с популярностью романтизма в литературе.

Первой русской балладой, которая к тому же была оригинальной и по содержанию, и по форме, стало произведение Гавриила Каменева под названием "Громвал". Но самым известным представителем этого жанра по праву считается который даже получил прозвище от современников "балладник".

В 1808 году Жуковский пишет "Людмилу", которая производит сильное впечатление на окружающих, затем переводит лучшие баллады европейских поэтов-романтиков, под чьим влиянием жанр и проникает в России. Это, в первую очередь, Гете, Шиллер, Скотт. В 1813 году выходит знаменитая баллада Жуковского "Светлана", которую многие литературные критики до сих пор считают его лучшим произведением.

Писал баллады и Пушкин, в частности, к этому жанру многие исследователи относят его "Песнь о вещем Олеге". Чтобы получить полноценное представление об этом оригинальном жанре, в качестве примера приведем отрывок из "Светланы" Жуковского.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Роман в стихах

Роман в стихах - это жанр, который застыл на стыке поэзии и прозы. В нем органично сочетаются композиция, система персонажей, хронотопы, в авторских вариациях возможны аналогии между стихотворным эпосом и непосредственно романом в стихах.

Становление этого жанра происходит, когда уже окончательно оформился жанр поэмы. Роман в стихах, как правило, более объемное произведение, которое ставит перед собой более глобальные задачи. При этом границы между этими жанрами остаются в известной степени условными.

В России самым известным романом в стихах является произведение Пушкина "Евгений Онегин", отрывок из него и приведем в качестве примера. Многие критики считают, что именно на примере этой "энциклопедии русской жизни" можно наглядно увидеть, чем отличается роман в стихах от поэмы. В частности, в первом можно наблюдать развитие характеров персонажей и аналитическую установку, чего не встретить в большинстве поэм.

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Эпиграмма

Эпиграмма - лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой. Ведь это совсем небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек.

В русской поэзии известные эпиграммы начал писать еще Антиох Кантемир. Этот жанр был популярен среди поэтов XVIII века (Ломоносова, Тредиаковского). Во времена Пушкина и Жуковского сам жанр несколько трансформировался, превратившись больше в сатиру салонного характера, схожую с альбомными стихами.

Примером эпиграммы будет одно из произведений Жуковского.

НОВОПОЖАЛОВАННЫЙ

"Приятель, отчего присел?"-

"Злодей корону на меня надел!" -

"Что ж! я не вижу в этом зла!"-

"Ох, тяжела!"

Лимерик

Закончим наш обзор основных лирических жанров несколько легкомысленным лимериком. Он появился в Англии, имеет четкую форму и определенное содержание.

Это сатирическое пятистишие, которое носит абсурдистский характер. Главное, что его композиция подчинена строгим правилам. В первой строке называется персонаж, а также упоминается, откуда он родом. Во второй рассказывается, что он совершил, либо какая-то его особенность. Оставшиеся строчки посвящены последствиям этих действий или свойств героя.

Жил-был старичок из Гонконга,

Танцевавший под музыку гонга.

Но ему заявили:

«Прекрати это — или

Убирайся совсем из Гонконга!»

Эдвард Лир

Главное в лирике -- эмоционально окрашенные описания и размышления. Воспроизведение же отношений между людьми и их поступков здесь не играет большой роли, чаще всего оно отсутствует вовсе. Лирические высказывания не сопровождаются изображением каких-либо событий. Где, когда, при каких обстоятельствах высказался поэт, к кому он обращался, -- все это либо проясняется из самих его слов, либо вообще оказывается несущественным.

И ненавижу ее и люблю.

«Почему же?» -- ты спросишь.

Сам я не знаю,

но так чувствую я -- и томлюсь.

(Пер. Ф. Петровского)

Приведенное двустишие древнеримского поэта Катулла является завершенным художественным произведением. Из катулловского стихотворения читатель ничего не узнает о тех событиях и фактах, которые вызвали выраженное здесь чувство. Ему ничего не известно ни о той женщине, которой посвящено двустишие, ни о судьбе человека, который высказывается. В стихотворении проникновенно передано само по себе чувство человека, в душе которого слились ненависть и любовь, чувство, перед которым он сам как бы останавливается в недоумении.

Главный объект художественного познания в лирике -- это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроение и эмоции. В отличие от романов и эпопей, повестей и новелл, трагедий и комедий лирика, осваивая внутренний мир человека, не изображает события, действия, поступки, взаимоотношения. В этом смысле она обретает черты экспрессивных искусств.

Вместе с тем существует и принципиальное различие между лирикой, с одной стороны, и танцем, музыкой, архитектурой -- с другой. В последних настроения и переживания воссездаются вне конкретных связей их с внешним, предметным миром. Лирика же, будучи родом литературы, неизменно сохраняет присущее словесному искусству изобразительное начало. В лирическом произведении всегда присутствуют впечатления о каких-то фактах, раздумья о чем-то и переживание чего-то.

Чистой экспрессии звуков речи (фонем) не существует. Это доказали (способом «от противного») крайне левые футуристы, в частности Крученых, предлагавший в качестве образцов поэтических высказываний бессмысленные звукосочетания. Лирическая речь (в противоположность музыкальным звукам) неизменно опирается на значения слов, на познавательные и изобразительные возможности языка. В отличие от экспрессивных искусств лирика воссоздает не только сами по себе настроения (грусть и печаль, оживленность и веселье, задумчивость и созерцательность, решительность и действенность), но также мысли и чувства, вызванные предметным миром и на него направленные.

Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Умение «чужое вмиг почувствовать своим» -- таково, по словам Фета, одно из свойств поэтического дарования. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой. Таковы стихотворения «Нет имени тебе, мой дальний...» Блока -- душевное излияние девушки, живущей смутным ожиданием любви, или «Я убит подо Ржевом» Твардовского, или «Гойя» Вознесенского, где лирически претворено «видение мира», присущее великому испанскому художнику. Бывает даже (правда, это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором. Таков «нравственный человек» в стихотворении Некрасова того же названия, причинивший окружающим множество горестей и бед, но упорно повторявший фразу: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Нечто подобное нетрудно увидеть в некоторых стихотворениях Г. Гейне, исполненных скорбной и язвительной иронии. Приведенное ранее определение лирики Аристотелем (поэт «остается самим собою, не изменяя своего лица»), таким образом, неточно: лирический поэт вполне может изменить свое лицо и воспроизвести переживание, принадлежащее кому-то другому.

Но в большинстве случаев лирика запечатлевает умонастроения самого автора. Стихотворения, лирический субъект которых тождествен или, по крайней мере, близок поэту, называют автопсихологическими. Лирическое творчество в основном автопсихологично. Так, по стихотворениям Пушкина и Лермонтова, Блока и Есенина, Маяковского и Цветаевой можно составить яркое и полное представление об интеллектуальном и эмоциональном мире самих авторов.

Непосредственность и прямота «самовыражения» -- одно из важнейших свойств лирики. «Он (лирический поэт), -- писал Гегель, -- может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояниях, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него самого герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия». Подобные мысли неоднократно высказывались и впоследствии. Лирик, утверждал немецкий поэт И. Бехер, это «человек, выражающий самого себя. Он сам -- «герой» своей лирики».

В лирическом творчестве «объект» и «субъект» художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в такой прямой и тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.

Лирическое самовыражение может быть разным. Чаще всего автор воплощает мысли и чувства, присущие ему как индивидуальности, и в его произведениях присутствует некое лирическое «я». Но порой поэт-лирик выступает как прямой выразитель взглядов, настроений и стремлений группы людей, иногда целого класса, всего народа и даже человечества. Здесь на смену лирическому «я» приходит лирическое «мы» («К Чаадаеву» Пушкина, «Скифы» Блока, «Интернационал» Потье, «Левый марш» Маяковского).

Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей, чувств и намерений в повседневности. Лирически воплощенные умонастроения не являются буквальной копией пережитого поэтом. Лирика - это ни в коей мере не стенограмма тех чувств, которые довелось испытать автору в реальной жизни.

Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают обычно наиболее значительные эмоции. Порой поэтические переживания резко отличаются от житейских, обыденных чувств поэта.

Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Поэт как бы «одержим» той эмоцией, которую он поэтически выражает.

При этом автор в процессе творчества нередко создает силой воображения те психологические ситуации, которых в реальной действительности не было вовсе. Литературоведы неоднократно убеждались в том, что многие лирические стихотворения невозможно соотнести с конкретными фактами биографии писателя. В частности, содержание любовных стихотворений Пушкина не всегда согласуется с фактами его личной жизни. Знаменательна подпись, которую сделал Блок на полях рукописи одного своего стихотворения: «Ничего такого не было». Поэт запечатлевал себя то в лирическом образе юноши-монаха, поклонника мистически таинственной Прекрасной Дамы, то в «маске» шекспировского Гамлета, то в роли завсегдатая петербургских ресторанов.

Автопсихологические и ролевые начала лирического творчества, таким образом, нерасторжимо связаны между собой. Поэт-лирик, по выражению Е. Винокурова, един в двух лицах. Это, во-первых, человек с определенной судьбой, жизненным опытом, умонастроениями и взглядами, во-вторых, герой собственных стихотворений. Претворение черт личности поэта в образ лирического героя -- важнейшее свойство лирики.

Нетождественность субъекта лирического высказывания индивидуальности самого поэта вполне закономерна. Поэтически воплощаемое переживание -- это результат художественного обобщения. Выражаемые в лирике чувства обладают социально-исторической характерностью. Печать национально-культурных традиций и общественных отношений, так или иначе, лежит на субъекте лирической речи. При этом лирическое произведение, как и любое другое, всегда содержит осмысление поэтом жизни -- пусть это будет его собственный внутренний мир. Поэтому к лирике, при всем ее своеобразии, вполне применимы те понятия (тема, проблема, эмоциональная оценка), с помощью которых уясняется содержание иных литературных произведений.

Вместе с тем содержание лирических произведений обладает особым качеством, весьма существенным для читателей. Знакомясь с новеллой, романом или драмой, мы воспринимаем изображенное с определенной психологической дистанции, в известной мере отстраненно. По воле автора (а иногда и по своей собственной) мы принимаем или не принимаем позиции персонажей, разделяем или не разделяем их умонастроения, одобряем или не одобряем их поступки, иронизируем над ними или же им сочувствуем. Другое дело лирика. Полно воспринять лирическое произведение -- это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное, личное, задушевное. Лирическое высказывание имеет силу внушения.

Переживание, запечатленное в лирике, обладает необычной емкостью. Оно оказывается близким и созвучным безгранично широкому кругу людей. Читатель легко отождествляет себя с лирическим героем и воспринимает выраженные поэтом мысли и чувства как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заражают» читателя, становясь его душевным достоянием

Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса или драмы, которые повествуют о человеке и проявлениях его характера при самых различных обстоятельствах, произведение показывает единое и конкретное состояние человеческой души в определенной ситуации.

Лирические произведения подразделяются на следующие : ода – торжественное стихотворение, прославляющее великого человека или событие (ода зародилась и достигла вершины популярности в 18 веке, в настоящее время она перешла в архаических жанров); гимн – стихотворение хвалебного содержания; элегия – лирическое произведение, раздумьям; эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение; эпистола – лирическое послание, или письмо в ; сонет – стихотворение, состоящее из четырнадцати строк с особой рифмой и стилем; сатира – стихотворное обличение и осмеяние пороков или отдельных людей; баллада – лиро-эпическое стихотворение с развернутым сюжетом. Часто литературное произведение сочетает в себе признаки нескольких лирических жанров.

Центральным персонажем такого произведения является лирический герой, именно через его внутренний мир автор доносит до читателя определенные переживания и чувства. Внешний мир отходит при этом на второй план и изображается в разрезе впечатлений, которые тот производит на героя. Создавая неповторимый образ литературного героя, поэт может его очень близким себе. К примеру, Сергей Есенин, который отождествляет в своей лирике себя с простым крестьянским парнем. Однако при правильном анализе лирического произведения необходимо говорить не о чувствах и переживаниях самого автора, а о внутреннем состоянии его лирического героя.

Для лирики в целом характерен разговор о прекрасном, возвышенном и волнующем, в лирическом произведении провозглашаются идеалы человеческой жизни. Основной принцип лирического рода литературы: как можно короче, но как можно ярче и полнее.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение

(отзывы о нем).

II. Структура образов и развития конфликта.

    Тема и идея стихотворения

    Эмоциональная окраска чувств.

    Композиция, сюжет (если есть).

    Образный ряд стихотворения.

    Черты лирического героя.

III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).

IV. Основные особенности поэтического языка.

    Тропы и фигуры.

    Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

    Ритм, стихотворный размер, рифма.

VI. Личное восприятия стихотворения.

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения...) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.

Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.

И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.

КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ АНАЛИЗА

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.

I. «Выходные данные».

Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.

II. Структура образов и развитие конфликта.

1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный...», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).

Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил...» - благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» – прославление образа возлюбленной, «Элегия» - призыв к изменению существующего положения.

2. Эмоциональная окраска чувств.

Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.

Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)

3. Композиция, сюжет (если есть).

Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии»:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа:

Событийно-эмоциональные

Эмоционально-изобразительные

Собственно изобразительные или повествовательные

События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;

М.Ю.Лермонтов

«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)

Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.

(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).

Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //

Саваном покрыта

наша сторона //

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь?

Умер? Уж не я ли сам?

(С.Есенин)

В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается

(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»

Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

Поделиться