Методика обогащения словарного запаса и грамматического строя ре­чи учащихся. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников Краткая аннотация проекта

Развитие речи - это процесс обучения детей речи; область методики преподавания русского языка. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д.

Работа по обогащению речи учащихся. Смысл работы по обогащ словарн запаса и грамматич строя речи уч-ся не только в том, чтобы сделать речь уч-ся более точной, выразительной, но и воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого случая языковые ср-ва. Формирование хорошей речи - особая сторона работы по культуре речи учащихся. Это направление отражено в действующих программах. обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысление является той основой, на которой строится обучение выбору (из имеющегося в речевой памяти) оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Реализуя задачи обогащения речи школьников, словесник формирует у них оценочное отношение к отбору (выбору) языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания и т.д. В отечественной методике в плане обогащения речи школьников выделяются: словарная работа; работа по обогащению грамматического (в том числе интонационного) строя речи учащихся.

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в спец р-те по обогащению словарного запаса учащихся определяется: 1. важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей). 2. потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме). Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разнымипричинами . Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей.

Цели обогащения словарного запаса шк-ов: 1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. В психологии и в методике преподавания языка (родного и неродного) в словарном запасе носителя языка выделяются две части:активная и пассивная . Есть ряд причин, в силу которых личный словарный запас учащегося делится на активный и пассивный: социальные, психологические и методические. Социальными являются табу, запрет на употребление отдельных слов. Он касается вульгаризмов, жаргонных слов, хотя в ситуациях общения друг с другом школьники довольно активно ими пользуются. К психологическим причинам относятся стеснительность детей употреблять те или иные хорошо знакомые слова и подсознательное стремление к экономии языковых усилий. Методическими причинами являются необученность школьников сочетаемости слов, выбору слов в зависимости от сферы коммуникации.

Источники обогащения словарного запаса. Источники расширения запаса слов у учащихся были выявлены в методике русского языка уже в XIX в.: учебная речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и со взрослыми, экскурсии. В XX в. к ним прибавились радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок.

Перечисленные источники (или пути) пополнения словаря детей в зависимости от того, как они воспринимаются детьми - зрительно или на слух, - составляют следующие группы: воспринимаемые зрительно (чтение книг, учебников, газет и журналов);

воспринимаемые на слух (речь учителя, сверстников, взрослых, слушание радио, просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений);

воспринимаемые одновременно зрительно и на слух (просмотр диафильмов, специальных кинофрагментов с титрами, посещение музеев, выставок).

При зрительном восприятии ученик имеет возможность остановиться, задуматься, вновь вернуться к ранее прочитанному, запомнить прочитанное, выписать новые слова в собственный словарик. Недостатками источников этой группы являются отсутствие слуховых восприятий, применения новых слов в собственной речи (в говорении).

Преимущество источников второй группы - живое восприятие на слух. К недостаткам источников данной группы относится отсутствие зрительных восприятий новых слов, невозможность повторных воспроизведений, если нет специальных записей на кассетах.

Источники третьей группы могут одновременно восприниматься и зрительно, и на слух. В наибольшей степени обогащению запаса слов способствуют следующие советы учителя, организующие деятельность учащихся: 1) в процессе чтения книг для внеклассного чтения, слушания радио- и телепередач, просмотра кинофильмов, спектаклей, посещения музеев, выставок записывать в словарики встретившиеся новые незнакомые слова; 2) в дальнейшем узнавать в словарях, у учителя значения и употребление этих слов; 3) использовать их на уроках русского языка в своей учебно-научной речи. Учитель периодически знакомится с записями учащихся, составляя на этой основе тематические словники для работы над ними как на классных, так и на внеклассных занятиях.

Содержание р-ты по обогащению словарного запаса уч-ся на уроках РЯ. Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся специфично. Оно представляет собой определенный список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению которых они должны быть обучены. Словники для словарной работы создавались исходя из разных целей. В одних случаях методисты за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, в других - их смысловую ценность для обогащения словарного запаса учащихся. Первый подход к отбору слов составляет грамматико-орфографическое направление в словарной работе, второй - семантическое направление. В школьной практике необходимы оба направления в словарной работе, так как каждое из них решает свои специфические задачи. Грамматико-орфографическое направление объединяет следующие виды работы над словом: словарно-морфологическую, словарно-орфоэпическую, словарно-морфемную и словарно-орфографическую. Семантическое направление объединяет такие виды работы над словом: словарно-семантическую и словарно-стилистическую. Последние составляют основу обогащения словарного запаса учащихся, т.е. собственно словарную работу в школе. Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлятьсловарь-минимум . Для русской школы он представляет собою энную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Для учащихся - носителей русского языка - эта энная часть словаря родного языка в качестве содержания обучения детей в методике не определена. Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума. В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарь текстов учебников по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.

Обучение детей пользованию толковым словарем . Умение пользоваться толковым словарем имеет большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при слушании радио- и телепередач. Формирование умения пользоваться толковым словарем опирается на следующие знания о нем: толковый словарь, назначение толкового словаря, словарная статья, грамматические и лексические пометки в ней. Понятие толковый словарь включено в программу, остальные понятия вводятся в учебный процесс через учебник.

Для ознакомления с лексикографическими понятиями используется либо сообщение учителя, либо самостоятельный анализ соответствующего материала в учебнике.

Для закрепления полученных знаний выполняются следующие упражнения:

Анализ словарной статьи, направленный на поиск соответствующей пометы;

Нахождение в толковом словаре слов, имеющих указываемые пометы;

Объяснение назначения той или иной пометы в словарной статье.

Одновременно формируется умение пользоваться толковым словарем. Прежде всего развивается потребность обратиться к нему за справками. С этой целью учитель либо специально создает ситуацию поиска лексического значения слова, либо использует естественную ситуацию анализа незнакомых слов в тексте упражнения учебника.

Формируется умение обращаться к толковому словарю с помощью следующих упражнений:

Нахождение слова в толковом словаре;

Чтение в словарной статье толкования лексического значения слова;

Нахождение в толковом словаре слов определенной группы по соответствующим пометам.

Словарно-семантическая работа на уроках РЯ. Введение новых слов в личные словарные запасы учащихся после семантизации - вторая важнейшая область словарной работы.Принципы словарно-семантической работы . Анализируя слово как единицу языка, необходимо иметь в виду следующие его особенности: непосредственную связь слова с предметным миром, смысловые (семантические) связи слова с другими словами, проявляемость лексического значения слова в зависимости от других слов, связь употребления слова с задачами его выбора в разных стилях речи.

Думаю, что большинство педагогов считают, что умение говорить четко, правильно, ясно излагать свои мысли, использовать в речи яркие образные выражения, это необходимое умение, которым дети должны овладеть в школе. Именно на формирование и совершенствование навыка правильной речи направлена работа учителей на уроках риторики, русского языка, литературного чтения. Одно из главных мест в этой работе занимает работа по обогащению словаря школьников.

Что же подразумевается под развитием речи младших школьников? Это систематическая работа над уточнением представлений ребят о словах, их происхождении, знакомство с новыми словами и активному включению этих слов в лексикон учащихся, совершенствованию словообразовательных навыков. Нужно учить ребят вдумчиво использовать слова и их формы, формировать умение грамотно оформлять свои мысли в предложениях.

В этой статье и презентации описываются приемы работы по обогащению и активизации словаря младших школьников , используемые мной на логопедических занятиях. Условно ее можно представить несколькими блоками.

1. Уточнение смысла слова, его семантики;

2. Использование нового слова в собственной речи;

3. Осознанному выбору подходящей формы слова.

Приемы обогащения и активизации словаря

Работая над увеличением словарного запаса у учащихся, учитель одновременно решает две задачи: количественное и качественное его обогащение. Рост словарного запаса в количественном объеме немыслим без его качественного улучшения. Увеличить словарь школьников в количественном отношении можно при чтении текстов, привлекая внимание учеников к тем словам, которые им неизвестны. Например: читая стихотворение Е. Стюарт «Весна пришла», нужно обратить внимание учеников на слова карнизы, недужится. Объяснить этимологию этих слов.

Стоит привлечь внимание ребят к словам, имеющие несколько значений, особенно с переносными значениями слов. Эта работа направлена на обогащение количественного состава словарного запаса и помогает детям глубже понять значение слова и механизм возникновения его переносного значения.

Пользуясь приемом привлечения внимания учеников к малоупотребимым словам, учитель меняет словарный запас детей не только в количественном, но и в качественном объеме. Однако знание детьми определенных слов не всегда выражается в использовании их в самостоятельной речи младшего школьника. И учителя понимают, что если ребенок не может употребить слово, с которым он познакомился недавно, то это говорит о том, что он его не усвоил. Усвоение слова приходит с опытом составления предложений, с развитием умения употребить слово в зависимости от соседства с другими словами, от цели высказывания. Избавить ребенка от большого количества ошибок в речи помогут упражнения направленные на употребление новых слов в различных контекстах.

Таким образом, конечной целью работы по обогащению словаря младших школьников является использование детьми слов в собственных высказываниях. Активную и пассивную часть словаря выделяют в речи каждого носителя языка с точки зрения употребления слов в речи. Основное отличие активного словаря от пассивного проявляется, прежде всего, в уровне владения словом. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. Если ученик осознаёт значение слова, умеет правильно сочетать его с другими словами и уместно употреблять в своей речи, значит, данное слово входит в его активный словарный запас. Если же слово в сознании ученика соотносится с реалией или понятием, и он понимает его хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику реалии или понятия), но не умеет правильно употребить или не употребляет в речи, то такое слово входит в пассивный словарный запас учащегося.

В детском возрасте границы между активным и пассивным словарём в словарном запасе довольно подвижны: активный словарь увеличивается не только за счёт новых слов, но и за счёт перехода пассивных слов в активный словарный запас.

Задача учителя помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, тем самым переводя их в активный словарный запас.

Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что способствует повышению интереса к уроку, занимательности самих уроков.

Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе.docx

Картинками

Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что способствует повышению интереса к уроку, занимательности самих уроков. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для развития лексического запаса детей. Игры: 1 . Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико­фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло­различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой ­ отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки) Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: 1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок) 2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка) 3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег) Игровые приемы. 1. Найди «лишнее слово» Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК КОШКА БЕРЕЗА КОРОВА РОМАШКА СОБАКА ДУБ ЛИСА РОЗА ВОРОБЕЙ МАЛИНА ВОЛК ЛУК КОРОВА ОСИНА МЕДВЕДЬ Задания. Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? 2. Детям очень нравятся такие задания, как: ∙ Заменить словосочетания одним словом: o ­ промежуток времени в 60 минут, o ­ военнослужащий, стоящий на посту, o ­ ребенок, любящий сладкое, o ­ очень смешной фильм. ∙ Распредели слова на две группы. o Найди родственные слова. Выдели корень. ∙ Закончи предложения: У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как…….. ∙ Составь рассказ по опорным словам: o зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своего высказывания. Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активного словарного запаса». Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но это «знание» ­ пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить. Помогают развивать активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры­задания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов. Игры­задания со словами для младших школьников: ∙ любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово «зебра». Слова к нему - зубр, енот, барсук, рысь, антилопа. ∙ Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из слова «коса» первый звук» (оса), из слова «столб» и последний звук (стол)». ∙ Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад). ∙ Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет - цвет, норка - корка, песок - лесок. ∙ Ребусы - очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное» слово. Анаграммы ­ это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова - это результат перестановки в другом порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров: колба­бокал - блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ­каприз - блок из двух шестибуквенных анаграмм; карта­карат­катар - блок из трех пятибуквенных анаграмм. Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования. Приведем еще примеры игр со словами: «Наборщик». Это одна из самых известных игр со словами. Задается слово (обычно длинное), например «остановка». За определенное время играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок», «скат», «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное слово. «Каркас». Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие «натягивают на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных («ткань», «кант», «канат»). Побеждает тот, кто придумал последнее слово. «Угадай фразу». Ведущий берет какую­нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть. Можно построить урок знакомства с новыми словами в форме путешествия. Например, вот так: Новая тема «Город» Совершим экскурсию по городу вместе с Машей. Она приехала из другого города и оказалась на вокзале. Вокзал – слово по происхождению английское. Когда­то госпожа Вокс устроила в усадьбе зал, где проводили танцы. Сначала этот зал и назвали вокзалом, в слове мы слышим «вок» + «зал». А теперь – это помещение на станции для пассажиров. Маша вышла на площадь. Ей интересно будет узнать, что слово это по происхождению русское, обозначало «плоский». На площади – рынок. Сейчас это крытое помещение, но когда слово родилось, в немецком языке оно означало «круг, площадь», потому что рынок чаще всего устраивали на торговой площади. Рядом с рынком – аптека – учреждение, где изготавливают и продают лекарства. Когда­то давно это было греческое слово и означало «склад». Маша подходит к огромному торговому комплексу. Это Гипермаркет. Сложное слово. «Гипер» в переводе с латинского означает «сверх», «маркет» – покупка­продажа. Так комплекс назвали за огромное количество отделов, где продают вещи совершенно разного назначения.

Рядом станция метро. Метро – сокращённое слово «метрополитен» – городской подземный транспорт. Посмотрим, как слово образовалось. В греческом языке было 2 слова: «метер» (мать) и «полис» (город), а если сложить вместе, получится «мать городов», т. е. столица. А от них образовалось – метрополитен – столичный транспорт. Потому что метро сначала строили только в самых крупных городах. На метро Маша доехала до окраины. На берегу залива – порт. Это слово из латинского языка: место стоянки, погрузки судов. На другой площади – собор. Слово из старославянского языка, означало «собрание». По­другому это здание называется – церковь. Слово во время крещения пришло из Греции. Означает – «господний (дом)». Это сооружение нам уже знакомо – стадион. Напомним Маше: слово греческое. В древних олимпийских играх бегун пробегал дистанцию примерно в 192 метра – это «стадий». Маша пришла в парк и пошла по аллее. Аллея – это дорога в саду или в парке, по обеим сторонам которой посажены деревья или кусты. Слово пришло из французского языка, где означало «проход, дорога». Вдалеке журчит фонтан. Это сооружение, в котором вода под напором бьёт струёй. Фонтан – слово по происхождению латинское, значение его было – «источник». А вот дорога, похожая на аллею, также растут по бокам деревья. Но эта аллея в городе, идёт вдоль улицы. Здесь её правильное название – бульвар. Это слово заимствовано из голландского языка. Означало раньше совсем другое: крепостной вал. Урок в такой нетрадиционной форме вызывает очень большой интерес у учащихся и способствует более легкому и прочному запоминанию слов, а также применению их в собственной речи. Также можно использовать метод составления словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений, который очень хорошо зарекомендовал себя и уже довольно долгое время применяется многими учителями в своей работе. После чтения некоторых произведений (в основном небольших по объёму) детям предлагается составить списки наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Интересными слова могут быть и с точки зрения их лексического значения, и с точки зрения их грамматической формы, и с точки зрения их написания. Работа ограничивается одним непременным условием: слова должны быть написаны грамотно и красиво. (Словарь не допускает ошибок и исправлений; не можешь написать слово правильно сразу в словарик – потренируйся в черновике). Даже если школьники не ставят перед собой задачу выписывать трудные по своей орфографии слова, тренировка в правописании всё равно осуществляется, но непроизвольно для детей. Эти словарики дети могут использовать как списки опорных слов при пересказе, рабочие материалы при написании изложений по данным художественным произведениям, сочинений. Упражнения по составлению словариков развивают у учащихся память на орфографическую норму, расширяют лексический запас. Вариантами такой работы могут быть составление словариков слов иноязычного происхождения, словарики исконно русских слов, устаревших слов (материалом для таких словариков служат тексты русских народных сказок, с помощью собранных материалов дети выполняют творческие работы по составлению своих сказок, работы оформляют в виде книжек­малышек). При работе по запоминанию новых слов следует учитывать ряд условий: ∙ установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить; ∙ заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; ∙ яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; ∙ образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Для запоминания слов используются различные мнемонические приемы: стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Облегчают запоминание небольшие произведения детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь», рассказ – быль Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». В работе над словарными словами часто используются стихи, например: Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали «Петя»– Петь он любит на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед. Лиса – лисица, посмотри, Очень любит букву И. С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно­ образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям. На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И ­ это ножи, которыми можно его разрезать. Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Также в работе над закреплением значения слов можно использовать различные лексические упражнения: 1. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево­красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу. 2. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер. 3. Объясните значение выделенных слов. Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. Третий месяц у ворот ­ это к солнцу поворот. 4. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова. Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно ­ гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою. 5. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо ­ песнь заводит, Налево ­ сказку говорит. 6. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово. Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста… 7. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова. Сапоги, ботинки ­ это обувь, а … ­ это одежда. Заяц, … ­ это звери, а … , … ­ это птицы. Пенал, … ­ это учебные принадлежности, а … , … ­ это инструменты. Морковь, … , … ­ это овощи. В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно­ орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока и др. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно­орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Здесь может использоваться такой прием как орфографическое чтение. Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5­10 слов) и изучать один блок в течение недели. Первый день 1. Самостоятельное чтение слов учащимися. 2. Прочтение слов учителем «орфографически». 3. Повторение детьми 2­3 раза. 4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски). 5. Проверка слов. Второй день 1. Карточка на мгновение показывается классу. 2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии. 3. Дети три раза произносят «орфографически». 4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски). 5. Проверка слов. Третий день 1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически». Четвертый день 1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания. 2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто­то из учащихся комментирует слово), графическое оформление. 3. Проверка всего блока слов. Пятый день 1. Диктант. «Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках. Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым

материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений. 2.2 Усвоение детьми различных групп слов В рамках нашей темы существует еще одна проблема, которая связана с трудностями усвоения учащимися отдельных групп слов. Наблюдения за работой учителей начальных классов показывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения уделяется недостаточное внимание работе с отвлеченными понятиями. А ведь это очень важно, так такие слова наиболее трудно усваиваются детьми. Это нам помог выяснить обучающий эксперимент. Для начала мы определили для себя проблему: исследовать особенности усвоения детьми различных групп слов с конкретным и отвлеченно­абстрактным значением. Для этого на уроках русского языка в 1, 2 и 3 классах начальной школы мы проводили работу над словами: запомнить слово и его значение, выделить данное слово из текста, составить словосочетание с данным словом, распределить заученные слова по различным признакам. Затем, для изучения результатом эксперимента, проводился словарный диктант с различными заданиями для учащихся разных классов. По результатам исследования удалось установить, что слова, соотносимые с конкретными предметами и людьми, окружающими ребенка (парта, тетрадь, скамейка, двор, трактор, машина и т.д.) усваиваются детьми без особого труда, правда такие же слова с конкретным значением, но труднопроизносимые усваиваются сложнее. Слова же с отвлеченным и абстрактным значением усваиваются очень тяжело. Такие слова как дружба, доброта, вежливость запоминаются детьми легче, потому что почти ежедневно звучат в их речи и соотнесены с культивируемыми в них самих морально­этическими качествами, т.е. дети знают, что они должны быть дружными, добрыми, вежливыми, им напоминают об этом каждый день. Но такие слова как, например, трудность, сказочность, везение усваиваются детьми далеко не сразу и очень быстро забываются. Следовательно, в ходе эксперимента мы выявили необходимость исследования значений абстрактных слов как компонента возрастного языкового сознания важно и в плане выявления процессов становления как речи, так и мышления. На формирование значений абстрактной лексики оказывают влияние различные, часто противоречивые тенденции в общественной жизни современной России; неверно или недостаточно правильно понятые младшими школьниками факты, книги, кинокартины; самостоятельный анализ поведения взрослых; те изменения, которые происходят с самими испытуемыми. Значения многих из исследуемых слов сформировались в сознании детей под влиянием речевой практики. Отвлеченная лексика недостаточно привлекается учителями начальных классов в качестве изучаемого материала, усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без специального руководства со стороны педагога, она фактически перестала использоваться в средствах массовой информации, практически не используется в семье, в результате чего у младшего школьника формируется не только искаженная языковая картина, но и ложно ориентированная картина мира в целом. Младший школьный возраст особенно сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений между людьми, моделей этих отношений, усвоения норм поведения. Усвоение слов нравственных отношений будет влиять и на воспитание правильных норм поведения. Применительно к начальной школе работа подобного рода не проводилась, хотя, на наш взгляд, необходимо (и возможно) знакомить детей с данной лексикой в доступном возрасту объеме. Выделение этой лексики в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение, которое позволит в рамках лексически ограниченной группы слов познакомить учащихся с языковыми средствами, существенно обогатит речь школьников. Кроме того, эксперимент показал и другие интересные результаты. Например, для первоклассников оказалось наиболее трудно выделить отдельные предложения из текста и записать прослушанный текст по памяти. Это говорит о недостаточном развитии памяти детей. Учащиеся 2 класса, выполняя задание на распределение в два столбика названий животных и растений, в большинстве своем правильно выполнили задание. Затруднения вызвали слова «ива» и «зубр», многие ученики просто не знали, что это такое. Также им было предложено задание из набора слов составить предложения. Из данных слов правильно записали все 4 предложения меньше половины учеников. Трудность вызвали наборы слов: ­ Девочка, альбом, рисунок; ­ Ребенок, чашка, молоко. Следовательно, наименьшую трудность для второклассников вызвало упражнение классификационного характера. Наиболее трудным оказалось задание по составлению предложений из набора слов. Для учащихся 3 класса трудным оказалось задание по записи к каждому слову общего слова­понятия. Правильно выполнили задание только 10 % учащихся. Наибольшее затруднение вызвали слова «стол» и «карандаш». В следующем задании нужно было из слов каждой строчки выбрать два слова, близких по смыслу (синонимы). Правильно выполнили задание больше половины учащихся. Подбор слова, противоположного по смыслу, также вызвал затруднение у многих учащихся. Правильно выполнили задание четверть учащихся. Из данных слов составили все 3 предложения больше половины учащихся. Типичные ошибки: нарушение последовательности слов в предложении. На основании этих наблюдений можно сделать некоторые выводы. Школа управляет процессом развития речи младших школьников. Однако у школьников возникают трудности при овладении речью на всех уровнях.

Развитие словаря учащихся происходит вместе с обогащением и уточнением представлений о предметах и явлениях. Уже с 1 класса учащиеся выполняют логические упражнения по группировке и классификации предметов по их существенным признакам. Упражнения классификационного характера вызывают трудность в том случае, если ребенок не понимает значение слова. Школьники в основном понимают различие между синонимами, могут подобрать антонимы. Усваивают они и сочетаемость слов с другими словами. При выполнении практических упражнений затруднения возникают, если теоретические сведения сообщались давно или учащиеся не понимают оттенков значений слов. Учащиеся, как правило, верно определяют границы предложений. Работа над предложением, как и словарная, составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно. Такая работа начинается уже в период обучения грамоте. ЗАКЛЮЧЕНИЕ За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. И это очень печально, потому что учащиеся таким образом обедняют свою речь, а вместе с тем и свой язык и свою общую культура. Школьные уроки русского языка призваны пробудить интерес, тягу к постоянному получению знаний. На уроках русского языка учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой. А это в свою очередь ведет к ухудшению запоминания новых слов, к обеднению словарного запаса детей и с эти учитель должен бороться всеми способами. Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений ­ отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно. Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки. Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи. Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету. В 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями. Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом». (Шанский) Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения. Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.

Из опыта работы по обогащению словарного
запаса учащихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Обогащение словарного запаса учащихся и активизация словаря - одно из важней ших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом.

Суть словарной работы состоит в том, чтобы слово школьником было правиль но воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло в активный словарь и было употреблено само стоятельно в нужной ситуации.

В школьной практике мною используются раз личные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями:

1) выяснение значе ния путем показа картинки или макета;

2) уточнение значения по толковому словарю;

3) подбор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять; правда - ложь) ;

4) сло вообразовательный анализ (бесстраш ный -- страшный -- страх) ;

5) этимологиче ский анализ (лукавый - от лука - «изгиб», «кривизна», лукавый - «криводушный»);

6) включение нового слова в словосочетание или предложение;

7) перевод (интернациональный - международный).

Нужна последовательная, гиб кая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспек тиву.

Обучение грамоте - первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обога тить речь учащихся не только количествен но, но и качественно. В ходе работы а нализируются тексты и иллюстрации, составляются тематические словарики, продумывается система упражнений по уточнению и обогащению сло варя, выбираются из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать.

Вот примеры некото рых заданий, которые я использую на уроках для уточнения и расширения словаря учащихся .

Задание 1. Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответ ствии с их значением; знакомство с омонимами в игре.

Омонимы-загадки

1. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос.)

    В тетради я бываю косая и прямая.
    В другом своём значении я планка для черче ния. И, наконец, порою в шеренгу вас по строю. (Линейка.)

    Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу и могу, если хочу, телеграмму передать и загадку разгадать. (Ключ.)

Задание 2. Цель: уточнение значения слов, формирование элементарных понятий и усвоение соответствующих им словесных обозначений; знакомство с антонимами.

Загадки в стихах

Я антоним к слову лето,
в шубу снежную одета,
хоть люблю мороз сама,
потому что я …(зима).

Задания:

1) назови одним словом лопатка, ведёрко, совок (игрушки);

2) подбери близкое по значению слово к слову ребята (дети);

3) к словам подбери близкие по значению слова (родник - ключ, источник; студёный - холодный).

4) подбери слова, противоположные по смыслу холодный – горячий, чистый - грязный .

Работа с иллюстрациями .

Цель: обогащение словаря синонимами - разными частями речи. Например:

Лукошко, корзинка.
Ребёнок, дитя, малыш.
Забавы, развлечения.

Р абота по обогащению словарного запаса учащихся чаще всего про водится в следующей последовательности:

1) выяснение понимания детьми слов;

2) подбор близких (противоположных) по значению слов;

3) составление предложения со словом;

4) использование слов и предло жений в устной речи при составлении рас сказа.

Такая работа способствует обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыка чтения и развитию речи и создает прочную основу для последующей язы ковой практики.

Словарная работа на уроках русского языка
на основе применения синонимов и антонимов

Данная работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значе ния слов, формирование умения избиратель но относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ.

Большие возможности для ознакомления с синонимами имеются при работе над частя ми речи. Упражнения для введения синони мов в активный словарь учащихся разно образны. Вот некоторые из них.

1. Подбери слова, близкие по значению. Используй данные слова при составлении предложений.

Имя
существительное

Имя прилагательное

Глагол

груз - багаж
гнев - ярость
враг - противник

застенчивый -робкий страшный - жуткий подвижный - гибкий

Работать-трудиться мыслить-думать
грустить -горевать

2. Выпиши слова, отвечающие на вопрос что делать? Подбери близкие по значению слова.

Одеяло убежало,
улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.

    Допиши имя прилагательное.
    Подул ветер... (холодный, студёный).
    Полетели листья... (жёлтые, золотые).

    Подбери слова, близкие по значению.
    Кудрявый (курчавый) мальчик; липкие (клейкие) листочки; просторный (свобод ный) класс.

5. Выбери одно из близких по смыслу слов.
Настоящее счастье для народа в... . Я помог товарищу в этом трудном... . Хорошо тому, кто любит свою... .

Слова: работа, дело, труд.

6. Составь словосочетания:

Весёлый (смех, танец), радостное (собы тие, настроение)> печальная (мелодия, исто рия).

Уп ражнения со словом на уроках русского языка формируют навыки правописания, особенно безударных гласных. Приведу примеры таких упражнений.

    Подчеркни корень в словах, вставь пропущенные буквы.

Подбери синонимы.

поб...дить (сл...митъ)
пр...щатъ (изв...нять)
т...нуть (т...щитъ)
см...треть (гл...деть)

2 . Измени слово так, чтобы ударные глас ные стали безударными. Подбери синонимы.

дождь - дожди (ливень) глаз - глаза (очи)

3. Подбери родственное слово, которое от вечало бы на вопросы кто? что?. Подбери близкие по значению слова.

война - воин (боец) гневить - гнев (ярость) горестный - горе (грусть, тоска)

4. Выпиши родственные слова. Подбери близкие по значению слова.

Родник родит речку, а речка течёт че рез всю Родину, кормит народ.

5. Спиши, добавляя близкие по значению слова. Проверь безударную гласную в слове.

Ребёнок - м...лыш, утёс - ск...ла, молчание - т...шина, горе - б...да.

Работа с антонимами

Основным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить «Школьный словарь антонимов рус ского языка» М. Р. Львова.

В «Словаре» учитель найдет богатый материал для работы: антонимические пары, цитаты из произведений русской художественной литературы, пословицы, поговорки.

Пословицы и поговорки обладают боль шой выразительной силой. Работа с ними приобретает глубокий характер, если учащие ся размышляют, почему в данных послови цах использованы антонимы. Приведу неко торые упражнения.

1. Прочитай пословицы, найди слова, про тивоположные по смыслу. Объясни смысл пословицы.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Корень учения горек, да плод его сладок.

2. Составь словосочетания, подбери к словам, обозначающим признаки предмета, антонимы.

старый (кузнец, дом)
мелкий (дождь, пруд)
чёрствый (хлеб, человек)

3. Допиши предложения словами с противоположным значением.

Грач черный, а лебедь... .
Малина слад
кая, а редька... .

4. К данным словам припиши слова, противоположные по смыслу.

Укажи, какими частями речи они явля ются.

друг - … молодость - ...
дружеский - ... молодой - ...
дружить - ... молодеть - ...

5. Закончи предложение.

Погода испортилась: ясные, жаркие дни сменились... (пасмурными, холодными) дня ми.

6. Что общего и что различного в данных словах?

Грубый, грубость, грубить, грубиян.

Подбери слово с противоположным значением (вежливый).

Словарно-орфографическая работа

В процессе данной работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написа ниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря уча щегося. Чем богаче словарь, тем выше уро вень орфографической грамотности.

Все трудные слова, изучаемые в началь ной школе, можно разделить по тематиче ским группам: «Животные», «Растения», «Школа», «Люди» и т. д. Слова печатаются крупным шрифтом на карточках, безударные гласные выделяются красным цветом.

Работа над художественным произведением

Следующий этап развития речи - это ра бота над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение. Большие возможности для развития речи учащихся имеются на уроках чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.

При подготовке к уроку следует проана лизировать текст с точки зрения лексиче ских возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой прием для объяснения значения слова будет использован. Необходимо также выделить слова, над которыми сле дует поработать основательно для того, что бы они вошли в активный словарный запас.

Словарь к литературному произведению – это учебный материал, который требует внимательной и глубокой работы на уроке. Главное, чтобы это слово вошло в речь учащихся. Цель словарной работы на уроках литературного чтения – показать, что художественное слово незаменимо. Автор выбирает именно то слово, при помощи которого создает определенный художественный образ. Заменить авторское слово сложно – это означает разрушение образа. Работа над уяснением художественного смысла слов ведется в процессе вчитывания в произведение, его анализа. Большое значение имеет работа с синонимами, но при этом внимание учеников направляется на то, что слова – синонимы не заменяют друг друга.

Учитель: - Подумайте, писатель говорит: «Ручей роптал, протекая по лесу ». Почему нельзя сказать другое слово – ворчал, жаловался ?

Уточняем, что слово роптал более насыщенное по смыслу, чем слово жаловался . В одном этом слове передается, как тек ручей: он журчал, глухо, тихо, и его журчание лес понимал как жалобу, недовольство. Ручей сравнивается с человеком, который свою жалобу выражает в словах очень негромко, но настойчиво. Вот какой большой смысл в одном слове.

Лютый мороз – это не просто сильный, а невыносимо тяжкий, причиняющий мучение.

В процессе работы с произведением со ставляется тематический словарик (как ра бочий материал), включающий в себя слова, без которых трудно глубоко и полно понять текст.

Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навы ки самостоятельного использования в речи. Учащиеся обращаются к данным словари кам, когда готовят пересказ текста, выде ляют главную мысль прочитанного, дают ха рактеристику героям.

Наиболее рациональными приемами сло варной работы на уроках чтения явля ются:

1) замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом;
2) включение слова в словосочетание, предложение;
3) словообразовательный анализ;
4) использование толкового словаря.

В I и II классах дети обучаются приемам словарной работы, в III и IV классах словарная работа частично выполняется уча щимися самостоятельно.

Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Она обеспечивает не только единство урока, но и глу бокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттен ки отчетливо выявляются в контексте. Особенность словарной работы состоит еще и в том, что учитель управляет этим процессом, делает его эффективнее, обеспе чивает правильность и полноту усвоения ее детьми.

Все приведенные приемы словарной рабо ты способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

Нужно, чтобы это была продуманная система работы, направленная на всесто роннее развитие детей. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматиче ских форм и есть предпосылка для разви тия мышления. Психолог Н. И. Жикин писал: «Речь - это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Методы и приемы обогащения словаря младших школьников.

(из опыта работы)

Шовкань Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
Аккольской средней школы №2
Акмолинской области

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова»; подчеркивал его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения.

Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку по данным М. Р. Львова до 4 класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематически, хорошо организованная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»,- писал известный ученый методист А.В. Текучев.

Этапы словарной работы можно представить так:

    семантизация слова

    актуализация слова

    использование слова в речи.

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.

В.А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова»; правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования. М.Р. Львов выделил следующие способы толкования слова: наглядный, контекстуальный, способ перестановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.

Объяснение слова – это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика своим; то есть вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая работа над словами, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Эта тема не случайно выбрана мной как образец работы по обогащению речи младших школьников. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему; доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткость, отзывчивость, преданный и т.д. Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лексика в них разнообразна по тематике: в книгах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприимство, верность, милосердие, тактичный и т. д. А ведь работа с данной лексикой необходима практически на любом уроке грамматики и правописания, и учебник открывает для этого большие возможности.

С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.

    Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями) Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.

    Работа над семантическими связями слова.

Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами. В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря младших школьников необходимой лексикой: во первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.

Приведу примеру некоторых заданий.

    В каждой строке найди однокоренные слова.

добрый, чуткий, доброта;

нежный, ласковый, нежность;

отзывчивый, душевный, сердечный;

равнодушие, равнодушный, безразличный

Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.

    Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый.

В толковом словаре найди значения этих слов и запомни.

    За что можно уважать человека?

    Каждый ли человек достоин уважения?

    Определи, какой частью речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

    Напиши слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный.

    Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.

Добрый человек – злой; честный поступок…/гуманное отношение - …; тактичный ученик; свирепый взгляд - … Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.

Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу?

Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный.

    Словарный диктант.

Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова – какими не должны быть люди.

Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими. С любым словом составь предложение.

    Сравни значения слова верный в предложениях.

Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.

Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный, преданный, точный, правильный.

    С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жесткий.

Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.

    Напиши слова с противоположным значением и объясни их.

Жестокий - ….;

Ласковый - …;

Равнодушный - ….;

Внимательный - …;

Вежливый - ….;

Послушайте рассказ.

Милосердие.

Что не увидишь в школьных коридорах?

Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут еще две девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»

Вот сжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: "Косой чучмек! Чурка! Косой!»

Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? К печальному первокласснику? Какое желание по отношению к обиженным ребятам у вас возникло? Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить их от беды?

Это значит, что вы способны проявить милосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ никакой благодарности.

Запиши в словарик.

Милосердный - проявляющий милосердие, готовность помочь, простить кому-нибудь из сострадания; человеколюбие.

    Выпиши слова, которые характеризуют человеческие отношения. Как ты понимаешь их значение?

Понимание слова зависит от многих причин, и прежде всего – от степени «нужности» этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал дает возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Игры могут служить и средством повторения изученного.

Игра «Кто больше напишет слов?»

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграл.

Например: Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный (в значении не подведет), испытанный;

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.

Игра «Наоборотки»

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот и победитель.

Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь».

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.

    С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Примерять - примирять)

    С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а - нежным и добрым. (Полоскать – поласкать)

    С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел – посидел)

Игра «Магнит»

На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей - небо с черными тучами, та же поляна, но идет дождь.

Левая часть магнита «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением. Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами.

Добрый – злой,

Деликатный – грубый

Дружба – вражда

Жестокий – добрый, гуманный

Отзывчивый – равнодушный

Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.

Поделиться