Нам царское село. Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Юдин павел михайлович

«Отечество нам - Царское Село…»

Будучи выпускником Царскосельского лицея, Александр Пушкин стал самым гениальным певцом Царского Села. «Сады Лицея» многократно воспеты поэтом. Если в Захарове и Больших Вязёмах его лира только начала пробуждаться, то в Царском Селе она звучала с каждым годом всё громче и прекраснее.

Сахарова Елена. 9 лет. Царскосельский Лицей

Символично название стихотворения «Воспоминания о Царском Селе», выслушав которое на переводном лицейском экзамене, известный поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин «в гроб сходя, благословил» юного поэта. Складом речи, её внутренней мелодией стихи напоминают торжественные оды поэтов XVIII века, и это глубоко оправданно. Ведь речь идёт о славных победах русского оружия в эпоху Екатерины II, увековеченных в колоннах и обелисках. Ночной ландшафт «прекрасного Царскосельского сада», воспетый в стихотворении, одновременно лиричен и величав:

С холмов кремнистых водопады

Стекают бисерной рекой,

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной;

А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Минервы росской храм?

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» словно подчёркивает преемственность творчества Пушкина и его лучших предшественников, но в строках юного поэта гораздо больше афористичности, лиризма и искренности чувств, близких русскому сердцу.

Сахарова Елена. 9 лет. Чесменская колонна

В произведениях Пушкина часто звучат царскосельские мотивы, возникают пленительные образы Екатерининского и Александровского парков. В стихотворении «Царское Село», сочинённом в 1823 году, он признается:

И чуждый призраку блистательныя славы

Вам, Царского Села прекрасные дубравы,

Отныне посвятил безвестной музы друг

И песни мирные, и сладостный досуг.

Живущие в воображении поэта картины парков чаруют своей ностальгической красотой. В них всё дышит памятью о лицейской юности:

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчество сливалось,

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой.

К царскосельским воспоминаниям обращался Пушкин в стихах, посвящённых лицейским годовщинам, в лирических отступлениях «Евгения Онегина» и других произведениях. В 1829 году поэт написал стихотворение с таким же названием, как и то, за которое его благословил Державин - «Воспоминания в Царском Селе». Пушкин, воображая себя «вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым», обращается к благословенным лицейским годам и к славной эпохе Екатерины II:

И вновь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.

Ещё, исполнены великою женою,

Её любимые сады

Стоят, населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов,

И славой мраморной, и медными хвалами

Екатерининских орлов.

Пушкин видит «призраки героев у посвящённых им столпов», среди которых прославленный полководец П. А. Румянцев, «Перун кагульских берегов» , выигравший сражение при Кагуле, и двоюродный дед поэта Иван Абрамович - «наваринский Ганнибал» , командовавший всей артиллерией флота в морской битве при Наварине. Неоконченное стихотворение 1829 года перекликается по содержанию с написанным в лицейские годы, но более лаконично и стилем уже не похоже на оды XVIII века.

В 1816 году, когда Пушкин был ещё лицеистом, в Царском Селе близ Большого пруда Екатерининского парка был открыт фонтан «Девушка с кувшином». Прекрасная статуя, созданная скульптором Соколовым, внесла особое очарование в этот уютный уголок парка, привлекая внимание художников и литераторов. Грациозная девичья фигура склонилась в светлой печали над разбитым кувшином, из которого истекает звенящая струя воды. 1 октября 1830 года, в пору Болдинской осени, знаменитый фонтан великий поэт воспел в стихотворении «Царскосельская статуя»:

Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева над вечной струёй вечно печальна сидит.

Печаль царскосельской девы выражает отношение самого поэта к вечной струе бытия, такого нелёгкого, порой нерадостного и грешного, но одновременно такого мудрого и изначально прекрасного.

Из книги Салтыков-Щедрин автора Тюнькин Константин Иванович

Глава вторая ГОДЫ УЧЕНИЯ. - МОСКВА. ЦАРСКОЕ СЕЛО. ПЕТЕРБУРГ На состоявшемся в июне 1837 года торжественном акте в московском Дворянском институте в присутствии «местных начальств, родителей воспитанников и вообще любителей отечественного просвещения» одиннадцатилетний

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

Глава 3 ЦАРСКОЕ СЕЛО И ПАВЛОВСК Продолжая вспоминать об окрестностях Петербурга, я еще должен упомянуть о Павловске и о Царском. С Павловском я познакомился, когда мне было пять лет и когда я уже хорошо знал Петергоф и Ораниенбаум, с Царским же я познакомился гораздо позже,

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

ЦАРСКОЕ СЕЛО 1. «Червонный лист, беспомощно шурша…» Червонный лист, беспомощно шурша, На землю падает и умирает, Осенний ветер в зарослях играет, Надламывая стебли камыша. И на дорожку медленно сквозит Из голубых полуоткрытых окон Печальный силуэт… Упавший локон По

Из книги Ахматова и Гумилев. С любимыми не расставайтесь… автора Алексеева Татьяна Сергеевна

Глава II Россия, Царское Село, 1901 г. Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. А. Ахматова Аню опять разбудил шум на улице. Было не так уж и рано, но в ее комнате стоял густой полумрак - утренний свет с трудом

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Глава III Россия, Царское Село, 1903 г. Божий Ангел, зимним утром Тайно обручивший нас, С нашей жизни беспечальной Глаз не сводит потемневших. А. Ахматова Выходить из жарко натопленного дома Срезневских на мороз было неприятно даже в полушубке и муфте. Аня специально не

Из книги Мои воспоминания. Книга первая автора Бенуа Александр Николаевич

Глава IV Россия, Царское Село, 1905 г. Чем хуже этот век предшествовавших? Разве Тем, что в чаду печалей и тревог Он к самой черной прикоснулся язве, Но исцелить ее не мог? А. Ахматова Аня робко заглянула в комнату матери. Та сидела за столом и пришивала к своему старому платью

Из книги Зазнобы августейшего маньяка. Мемуары Фанни Лир автора Азаров Михаил

Глава VI Россия, Евпатория - Царское Село, 1907 г. Мы не умеем прощаться - Всё бродим плечо к плечу. Уже начинает смеркаться, Ты задумчив, а я молчу. А. Ахматова Солнце уже висело довольно низко над морем, но светило все еще ярко, и цвет у его слепящего глаза диска был не

Из книги Роковая красавица Наталья Гончарова автора

Из книги «Приют задумчивых дриад» [Пушкинские усадьбы и парки] автора Егорова Елена Николаевна

ГЛАВА 3 Царское Село и Павловск Продолжая вспоминать об окрестностях Петербурга, я еще должен упомянуть о Павловске и о Царском. С Павловском я познакомился, когда мне было пять лет и когда я уже хорошо знал Петергоф и Ораниенбаум, с Царским же я познакомился гораздо позже,

Из книги Исповедь автора Стриженов Олег Александрович

Золотая юность. Дорот. Царское село Две недели прошли, как в волшебном сне.Утром я осматривала Петербург, а ночью пировала с «серебряной старостью».На третьей неделе получила письмо от обворожительной царицы полусвета, англичанки Mabel, вывезенной из Лондона одним

Из книги Пушкин и Натали. Покоя сердце просит… автора Ободовская Ирина Михайловна

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

Из книги автора

Царское Село В театральном училище, кроме других дисциплин, нам преподавали акробатику, фехтование, танец, сценодвижение, ритмику. И если по роли предстоит фехтовать, то фехтую сам, перед этим репетируя поединок с профессиональным фехтовальщиком.Но, например, боксировать

Из книги автора

Царское Село. Петербург По приезде в Петербург Пушкины остановились на несколько дней в гостинице Демута, а затем переехали в Царское Село. Небольшая дача с мезонином вблизи парка очень понравилась Александру Сергеевичу и Наталье Николаевне.Те несколько месяцев, что

Из книги автора

1. Царское Село В невнятном свете фонаря, Стекло и воздух серебря, Снежинки вьются. Очень чисто Дорожка убрана. Скамья И бледный профиль гимназиста. Odi profanum… Это я. Не помню первого свиданья, Но помню эту тишину, О, первый холод мирозданья, О, пробуждение в плену! Дух,

Из книги автора

ЦАРСКОЕ СЕЛО (ПУШКИН И ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ) Сарица, русская вотчина Сарчаза, как называли шведы Дудеровский погост Новгородского уезда, только в XVIII веке становится пышной загородной резиденцией императорского дворца - Царским Селом. Сарица, это еще - Саризгоф или

Если Пушкин - наше всё, то самому поэту пусть не всё, но очень многое дала его альма-матер - Царскосельский лицей. И не только ему - для всей России лицей стал маяком просвещения, колыбелью целого поколения образованных и свободомыслящих людей.

Как в Европе

Несмотря на все усилия власти и общества со времён Петра I , в начале XIX века дела с просвещением в России обстояли не слишком хорошо. Читать и писать умело всего 20% населения, и даже среди дворян имелись те, кто с трудом выводил на бумаге собственное имя. Во всей громадной империи насчитывалось 550 школ - меньше, чем в Германии, - и один университет, Московский, к которому в начале века добавилось ещё четыре. Это явилось заслугой императора Александра I и его советника, знаменитого реформатора Михаила Сперанского . Их стараниями было создано Министерство народного просвещения (в 1802 году) и принято положение, по которому в каждом городе и селе создавались школы, а в губернских центрах - гимназии.

Аристократы, по традиции, нанимали своим детям учителей-иностранцев или отправляли их учиться за рубеж. Однако в условиях, когда почти вся Европа под знамёнами Евросоюза, то есть наполеоновской империи, выступила против России, это стало считаться непатриотичным. Возникла нужда в собственном элитном училище для знати, дающем образование не хуже европейского. Пример решили взять с того же Наполеона , создавшего во Франции сеть лицеев - высших школ, где обучали не только гуманитарным, но и естественным наукам, причём за казённый счёт.

Правда, французский император велел принимать в свои лицеи людей «всякого звания», а русский - исключительно дворян. Зато первый лицей он разрешил устроить в собственном дворце; точнее, в дворцовом комплексе Царское Село, где жила его прославленная бабка Екатерина II и где в Александровском дворце прошло его детство. Под лицей отдали четырёхэтажный флигель другого дворца - Екатерининского, в котором прежде жили дочери Павла I . Положение обязывало: лицеисты должны были расти под бдительным надзором власти.

Класс

Слово «лицей» произошло от рощи Аполлона Ликейского (Волчьего) в Афинах, где когда-то основал свою школу Аристотель . Обучение в афинском лицее стоило немалых денег, а вот в Царскосельском было бесплатным, правда, принимались в него лишь те дети от 10 до 12 лет, что показали «примерные успехи и прилежание». Им предстояло учиться шесть лет, получая фактически университетское образование. Первые три года лицеисты проходили программу старших классов гимназии: древние и современные языки, математику, историю, географию, Закон Божий. Далее шла программа университета: та же математика с основами физики, словесность и «нравственно-политические науки». Не были забыты и обязательные для дворян танцы, фехтование, верховая езда. Как и ученики Аристотеля - перипатетики, что значит «гуляющие», лицеисты должны были общаться с природой, прогуливаясь в обширных парках Царского Села. Воплощая античную максиму «в здоровом теле - здоровый дух», их учили гимнастике и плаванию, музыке и рисованию. Стоит сказать, что лицей стал первым в России учебным заведением, свободным от телесных наказаний.

Проект лицея составил тот же Михаил Сперанский. Он хотел вырастить в нём образованных чиновников, способных воплотить в жизнь его реформаторские проекты. Он же рекомендовал на пост директора Василия Малиновского - дипломата, переводчика, поклонника идей Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта . Тот пригласил педагогов, в первую очередь молодых: правоведа Александра Куницына , математика Якова Карцова , латиниста Николая Кошанского . Впрочем, были среди приглашённых и седые ветераны, к примеру, преподаватель французского Давид де Будри - родной брат революционера Марата , сменивший фамилию, чтобы не иметь с ним ничего общего. Он строже всех вёл себя с учениками и единственный мог заставить их заниматься. Другие слишком либеральничали и держались с ними, скорее, по-товарищески, особенно учитель русской словесности Александр Галич (в его честь позже взял псевдоним известный бард-диссидент). Пушкин , больше всех любивший его, в стихах обращался к нему «мой добрый Галич».

Однако главным любимцем лицеистов являлся 27-летний Александр Куницын, которому выпала честь произносить приветственную речь на открытии лицея 19 октября 1811 года. В знаменитом стихотворении, посвящённом этому событию, поэт писал:

Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.

Как можно заметить, всё перечисленное - масонские термины, и это неслучайно: по упорным слухам, Куницын (как и Малиновский ) принадлежал к «вольным каменщикам». В своей речи он прозрачно намекнул, что власть имущие, включая самого царя, должны соблюдать собственные законы и служить народу. Времена стояли либеральные, и эти слова не смутили Александра I и его близких, которые присутствовали на церемонии. Впрочем, недовольные нашлись и тогда: обер-прокурор Синода князь Александр Голицын назвал новорождённый лицей рассадником «французской заразы» - вольнодумства. Позже, став министром народного просвещения, Голицын первым делом разгромил «рассадник», уволив многих преподавателей, в том числе и Куницына. Ещё раньше лицей лишился Малиновского, ненадолго пережившего любимую жену. После него директором стал видный педагог Егор Энгельгардт . Он и проводил первых выпускников, вручив им на память чугунные кольца - знак верной дружбы (после этого они долго называли себя «чугунниками»).

Среди первых 30 лицеистов были очень разные люди, которых объединяло одно: их родители вовремя подали прошения об устройстве их детей на учёбу. К огорчению Сперанского, богачи-аристократы не проявили особого интереса к новому учебному заведению; это уменьшало не только его престиж, но и финансовые возможности. В итоге большинство лицеистов оказалось сыновьями небогатых дворян, в том числе Александр Пушкин, сын псковского помещика средней руки. Почти половину их составляли немцы, поляки, французы: будущий сановник Модест Корф , будущий же секундант Пушкина на роковой дуэли Константин Данзас или Сильверий де Броглио , потомок французских герцогов, «последний в учении, но первый по шалостям». Всего одного человека, племянника министра финансов Константина Гурьева , исключили (будто бы за воровство у товарищей), прочие окончили лицей и в большинстве сделали неплохую карьеру. Хотя как сказать: самые известные сегодня - после Пушкина - лицеисты Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер полжизни провели на каторге. Пропал «во глубине сибирских руд» и Алексей Илличевский , которого в лицее считали поэтом посильнее Пушкина.

Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придётся одному?

Спрашивал Александр Сергеевич. Он не знал ещё, что это будет острослов и модник Александр Горчаков , многолетний министр иностранных дел России (он умер в 1883 году). Большинству лицеистов едва перевалило за пятьдесят, а миловидный лентяй Николай Ржевский умер в 17 лет - от «нервной горячки». Не только Пушкин - многие из них вспоминали лицей как лучшую страницу жизни и пытались воплотить в своей деятельности то, чему их там научили.

Илья Репин. Пушкин на лицейском экзамене

Вскоре после начала учёбы лицею вместе со всей Россией пришлось пережить Отечественную войну 1812 года. Конечно, военных действий в Царском Селе не велось, хотя общее смятение коснулось и его - занятия то и дело срывались, а обещанное финансирование задерживали. Лицеисты жили довольно скромно: в их комнатках размером 2 на 4 метра помещались узкая железная кровать, комод, стул и умывальник. Для стола места уже не хватало, поэтому уроки делали стоя, за конторкой. «Дядька» будил учеников в шесть утра, а в семь начинались занятия. В девять - лёгкий завтрак и прогулка, потом снова занятия. В полдень - новая прогулка и обед из трёх блюд, список которых вывешивался в столовой. Меню одного из дней: суп из перловой крупы с телятиной, жаркое из цыплёнка и яйца всмятку. После обеда занятия продолжались ещё три часа, затем второй раз гуляли, занимались гимнастикой, а в ненастную погоду рисовали или музицировали под надзором педагогов. Учились не больше семи часов ежедневно, за чем следило руководство. Заболевших отправляли в больницу, к доктору Францу Пешелю . Туда стремились многие, в том числе и потому, что врач «для укрепления» наливал юным пациентам полстакана красного вина в день. В остальном алкоголь в лицее строго запрещался: известная попытка Пушкина и его друзей распить самостоятельно сваренный ими «гогель-могель» едва не кончилась исключением.

Учёба не ограничивалась занятиями: педагоги поощряли чтение любой, пусть и идейно сомнительной литературы. Модест Корф вспоминал: «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов». Кроме небольшой поначалу лицейской библиотеки ученики брали книги у педагогов, выписывали их из Петербурга и даже из-за границы. Знакомство с литературой было и личным: в лицей приезжали Гаврила Державин , Василий Жуковский , Константин Батюшков и другие модные писатели, в том числе дядя Пушкина Василий. Все знают про памятный визит Гаврилы Державина на экзамены в 1815 году. Приехав, глуховатый поэт громко спросил у лакея, где здесь нужник, а потом расхвалил читавшему ему стихи Пушкина, объявив его своим «победителем-учеником».

Стихотворство в лицее поощрялось: профессор словесности Кошанский на уроках предлагал всем написать стихи на заданную тему. Собираясь в своих комнатках-кельях, лицеисты рассказывали всякие истории, читали свои и чужие стихи, спорили и шутили. Возник обычай записывать рассказанное, сочинялись рукописные журналы, а с 1814 года произведения учеников стали появляться в печати, правда, под псевдонимами. Первое стихотворение Пушкина «К другу-стихотворцу» было опубликовано в «Вестнике Европы» за этот год с подписью-анаграммой «Н.К.Ш.П». На лицейские стихи его вдохновляло не только прочитанное, но и увиденное - отношения с товарищами и педагогами, не всегда ровные. Пущин в своих записках отмечал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Он иногда неуместными шутками, неловкими колкостями ставил себя в затруднительное положение, не умел потом из него выйти… Исковерканный домашним воспитанием… он был, конечно, тяжёлым человеком и для других, и для себя».

И всё же поэт сохранил о лицее самые светлые воспоминания - ещё и потому, что здесь испытал первую любовь. Это была фрейлина Екатерина Бакунина , часто навещавшая брата-лицеиста. Пушкин посвящал ей стихи, хотя ухаживал и за другими: юной графиней Натальей Кочубей , вдовой-француженкой Марией Смит , крепостной актрисой Натальей… Нередко влюблённый юноша самовольно покидал лицей, что запрещалось правилами, и получал за это взыскания. Впрочем, на результате это не сказалось - в июне 1817 года все лицеисты получили свидетельства об окончании учёбы и отправились в самостоятельное плавание по жизни. А их альма-матер продолжила работу - её окончило ещё немало выдающихся людей, включая писателя Михаила Салтыкова-Щедрина . Однако времена изменились, особенно после восстания декабристов, в котором приняло участие несколько выпускников лицея. Новый царь Николай I , посетив «рассадник вольнодумства», остался недоволен. Для начала он приказал закрыть пансион при лицее, а в 1831 году всё обучение там перевели на военный лад.

После этого слава учебного заведения померкла, а в 1843 году лицей переехал в Петербург, получив имя Александровского. В опустевшем царскосельском здании поселились отставные сановники. После революции Александровский лицей закрыли, зато дворцовый комплекс в Царском Селе (переименованном в Детское Село, а потом в Пушкин) превратили в музей. Возродившись после разрушений времён войны, бывший лицей стал составной частью Государственного музея Пушкина. Здесь восстановлены интерьеры пушкинской поры, и сотни тысяч посещающих музей туристов могут лично оценить правдивость строк поэта:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Вадим Эрлихман

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

В пригороде, в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга, расположился город Пушкин (до 1918 г. – Царское Село), названный в честь великого русского поэта, талант которого в юные годы развился здесь, и жизнь была неразрывно связана с этими местами.

История Царского Села

Изначально, на месте Царского Села, в XVII – начале XVIII века существовала шведская усадьба (поместье) «Сарская мыза». После изгнания шведов и со своим развитием усадьба (мыза) превращается в село, а наименование «Сарское» в русском языке трансформируется в «Царское». В XVIII веке здесь происходит строительство церквей и дворцов, закладка парков и обустройство декоративных прудов. При императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I , Царское Село развивается и становится императорской резиденцией, центром политической и придворной жизни страны.

Пушкин в Царскосельском лицее

В возрасте двенадцати лет, в 1811 году, Пушкина привезли в Царское село для обучения в открывшемся по указанию императора Александра I привилегированном высшем учебном заведении для обучения дворянских детей – Императорском Царскосельском лицее. Именно в годы обучения в лицее открылся и был оценен поэтический талант Пушкина, в этот период Пушкин создал большое количество стихотворных произведений.

В 1817 году Пушкин был выпущен из лицея в чине коллежского секретаря. Воспоминания о проведенных в лицее годах, о лицейских друзьях, навсегда остались в душе поэта.

Пушкин в Доме Китаевой

В 1831 году, после бракосочетания А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой, молодая семья переезжает в Петербург, а затем, на лето, в Царское Село. Здесь, в рабочем кабинете в Доме Китаевой, где остановились Пушкин с молодой женой, была написана «Сказка о царе Салтане» , Письмо Онегина к Татьяне , стихотворение «Чем чаще празднует лицей» и другие произведения.

Царское село на карте

Государственный музей-заповедник «Царское село» расположен по адресу: Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, д.7.

Сопутствующие материалы:

Пушкин и Царское Село . Речь Иннокентия Анненского, произнесенная им на Пушкинском празднике в Императорском Китайском театре в Царском Селе.

Идею создания Лицея по образу и подобию школы Аристотеля подал императору Александру I молодой реформатор Михаил Сперанский, он же разработал учебный план, но потом его заслуги, как часто у нас бывает, были забыты.

Михаил Сперанский

Портрет Императора Александра I
Василий БОРОВИКОВСКИЙ

Это было едва ли не первое серьёзное образовательное учреждение для детей, или точнее отроков. По замыслу Александра I в Лицее должны были воспитываться будущие государственные чиновники, более того, император хотел, чтобы в него приняли его младших братьев Николая и Михаила. Планы Александра сбылись лишь частично, Великие князья в лицее не обучались, зато именно там получил образование величайший русский поэт Александр Пушкин, который государственных постов не занимал. Не занимали их и некоторые другие выпускники. Иван Пущин, друг Пушкина, например, и вовсе стал декабристом, приняв участие в восстании на Сенатской площади.

Речь директора Лицея статского советника Малиновского

Первые директора Императорского Царскосельского Лицея
Василий Фёдорович Малиновский Егор Антонович Энгельгардт

Лицей и Большой (Екатерининский) дворец.
Литография 1822 год

Ужели их забуду, друзей души моей!

Иван Пущин Александр Горчаков
Ф. ВЕРНЕ

Лицейские вольнодумцы
Лицеисты Пушкин и Пущин Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг
Надя Рушева

Александр Бакунин лицеист первого выпуска
Орест КИПРЕНСКИЙ

Пушкин-лицеист Фёдор Матюшкин.
Владимир ФАВОРСКИЙ Неизвестный художник

Пушкин-лицеист в Царскосельском парке
Николай КУЗЬМИН

Александр Пушкин лежащий
Виталий ГОРЯЕВ

Пушкин-лицеист
А.С. АНДРЕЕВ

Я прочел мои Воспоминания в Царском селе, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли... . Юноша-поэт на Державина произвел сильное впечатление. Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей , – говорил он С.Т. Аксакову.


Александр Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском Селе
Илья РЕПИН

А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее
Евгений ДЕМАКОВ

Лицей.
Рисунок А. С. Пушкина на рукописи романа Евгений Онегин

Торжество в Царскосельском лицее в 1836 г. по поводу 25-летия лицея
Неизвестный художник

Кому ж из нас под старость день лицея торжествовать придется одному?

Часто думают, сколько мог бы прожить Пушкин. Рекорд для лицеистов первого выпуска поставил Горчаков – 85 лет. Пошел, как и тезка-поэт, по дипломатическому ведомству, но там и остался. В начале двадцатых он сопровождал Нессельроде по конгрессам Священного Союза. Послужив в главных европейских столицах, Александр Михайлович Горчаков в 1854 году пытался удержать Австрию и Пруссию от союза с англичанами и турками в Крымской войне. После краха в этой войне новый царь поставил Горчакова министром иностранных дел, и князь Александр Михайлович начал свой и российский дипломатический золотой век. Умелая перегруппировка сил в Центральной Европе привела к тому, что Россия денонсировала Парижский договор, восстановила суверенитет на Черном море, получила свободу на Балканах и разгромила Турцию. Но закат был близок: он назывался Берлинский Конгресс 1878 года, на котором страна потеряла почти все преимущества. За год до смерти Горчаков вышел в отставку.

Портрет князя Aлександра Mихайловича Горчакова
Николай БОГАЦКИЙ

Cветлейший князь Александр Михайлович Горчаков, блестящий дипломат, министр иностранных дел в течении 25 лет – Великий канцлер Российской империи, оказался этим последним. Князь был стар и нездоров, на торжества пр случаю открытия памятника Пушкину в 1880 году он не смог приехать, но дал ряд интервью, в которых уверял, что был для Пушкина, как "кухарка для Мольера…".

Роберт Романович Бах

Тогда из выпуска оставались в живых только он и Лисичка Камовский. Лисичка умер вскоре после торжеств. Т.о. волею судьбы именно франт Горчаков получил от поэта в подарок знаменитые десять строк: «Кому ж из нас под старость день лицея торжествовать придётся одному…» Он встретил этот грустный юбилей 19 октября 1882 года, окруженный тенями своих товарищей: молодых, полных надежд, шумных и веселых, громко смеющихся и поющих. Все были молоды, беспричинно счастливы, а главное, они были вместе... Через несколько месяцев князь скончался...

Лицей дал русской литературе Пушкина и еще ряд прекрасных имен – Дельвига, Кюхельбекера, Грота, Мея, Салтыкова-Щедрина. Многие лицеисты прославились на государственной стезе: князь Горчаков, Д.Сольский, Н. Гирс, А. Лобанов-Ростовский, М. Ретерн, Д. Толстой, В. Коковцев, А. Извольский, С. Сазонов и многие другие. Осенью 1918 года Лицей был закрыт, просуществовав 107 лет.

Царскосельский лицей
И.А. ЕВСТИГНЕЕВ

Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий,
выпущенных к 100-летию со дня основания Лицея

Памятник Пушкину в Царскосельском лицее

Опубликовано: Февраль 7, 2016

«Отечество нам Царское Село»

«Лицей утверждался со светлыми надеждами»

Автором проекта школы был Михаил Сперанский, знаменитый реформатор «дней Александровых», настойчиво внушавший обществу идеи миновавшей уже эпохи Просвещения. Особенно вдохновлял законотворца пример античного ликея, основанного некогда в Афинах Аристотелем, недаром новое учебное заведение получило такое же название. А в Царском Селе его разместили потому, что предполагалось обучать в нём великих князей, - правда, эта идея осталась «на бумаге», но лицей находился на территории Царского Села более 30 лет.

Педагогов для школы отбирали с особым тщанием: все они были единомышленниками Сперанского, а некоторые (как, например, юрист Куницын) - его коллегами на юридическом поприще. Во вступительной речи Куницын, обращаясь к будущим воспитанникам, прямо призвал их стать российской элитой: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных… каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет!… Любовь к славе и Отечеетву должны быть вашими руководителями» . Интересно, что особа государя, который с семейством присутствовал на открытии лицея, в речи Куницына не была упомянута ни разу. Это говорит об отсутствии среди педагогов верноподданнических настроений, которые для людей просвещённых считались не особенно важными. Больше того, французский язык лицеистам преподавал родной брат Жан-Поля Марата - то есть даже присутствие в школе людей, близких к революционным кругам, считалось допустимым.

Среди прочих наук в курс обучения входили предметы, Объединённые удивительным для современной школы названием «науки нравственные». К ним относились политическая экономика, этика, логика, основы права и другие дисциплины. Дело в том, что главной задачей лицейского воспитания, формирования личностей учеников считалась именно нравственность.

Занятия строились так, чтобы исключить утомление, притупление внимания лицеистов. Любые уроки, требующие напряжения ума, сменялись отдыхом, физическими упражнениями либо творческой деятельностью, которая весьма поощрялась педагогами.

Клюквенная дуэль и другие проказы

Поскольку воспитанникам лицея полагалось свободное время, они с размахом использовали его как для занятий творчеством (от рисования и стихосложения до выпуска собственных журналов), так и для бесконечных забав и шалостей, и некоторые из них служат бесподобными сюжетами для исторических анекдотов той эпохи.

Самой невинной частью этих постоянных проказ можно считать присвоение каждому из лицеистов шуточных прозвищ, по одному, а то и по несколько штук на брата. Пушкина за живость характера звали Егозой, за неславянскую внешность и вспыльчивость - Обезьяной с тигром, за отменное владение языками - Французом. Неуклюжего рослого Данзаса за равнодушие ко всему происходящему вокруг, внезапно сменяемое вспышками ярости, звали Медведем. Матюшкину за фанатичное желание служить во флоте придумали странное прозвище Плыть хочется. Приставучий хитрый Комовский назывался Лисичкой или Смолой. Но абсолютным фаворитом по количеству придуманных ему прозвищ был длинный, нескладный, поначалу плохо говоривший по-русски Кюхельбекер. Как его только не обзывали: и Кюхлей, и Бехелькюхером, и Глистой, и Тевтоном, и Гезелем. Юноша страдал несказанно и страшно обижался на товарищей, но тем лишь больше их раззадоривал.

Знаете ли вы что…
Учёные Университета Ньюкасла (Англия) выяснили, что вывешенные в столовой плакаты с изображением глаз заставляли студентов убирать после себя посуду в два раза чаще, чем в дни, когда плакатов не было.

Кюхельбекер вообще чаще других становился объектом насмешек и розыгрышей. Одна из историй об этом носит название клюквенной дуэли. Поэт Жуковский, преподававший в лицее, однажды не явился к ужину, куда был приглашён. Его спросили, отчего он пропустил вечеринку, и он ответил, что страдал расстройством желудка, а к тому же к нему пришёл Кюхельбекер, и потому он остался дома. Узнав об этом, Пушкин немедленно наваял эпиграмму:

За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно…

Кюхельбекер, совершенно лишённый чувства юмора, потребовал автора к барьеру. Однако дуэль превратилась в очередной фарс, поскольку товарищи зарядили оба пистолета клюквой.

Чем старше становились лицеисты, тем рискованнее делались их выходки. Однажды в тёмном коридоре Пушкин обнял пожилую фрейлину Волконскую, приняв её за хорошенькую горничную Наташу. Дама в негодовании отправилась жаловаться государю, а тот на следующее утро устроил разнос директору лицея. Александр заметил, что лицеисты и без того воруют яблоки из его сада, бьют в том же саду сторожей, но приставать к фрейлинам - чересчур дерзко. Впрочем, легенда гласит, что император вскоре смягчился и шутя заметил, что старая дева должна быть довольна ошибкой юноши.

«…какое разнообразие в житейских наших судьбах!»

Казалось бы, получивших блестящее образование лицеистов ожидал полный успех на государственном поприще. Но судьбы 29 юношей первого выпуска сложились совершенно по-разному. Некоторые умерли так рано, что просто не успели достичь успеха в каком-либо занятии. В 1820 году погиб Сильверий Броглио и скончался во Флоренции от чахотки Николай Корсаков. В 1831 году лицейское братство лишилось ещё двух товарищей: от тифа умер Антон Дельвиг и застрелился от неизвестных неприятностей по службе Семён Есаков.

В двоих выпускниках вольный дух лицея укоренился настолько, что привёл их на Сенатскую площадь вместе с декабристами. Иван Пущин за участие в мятеже был осуждён на бессрочную каторгу и лишь спустя 30 лет вернулся из Сибири. Вильгельм Кюхельбекер также отбывал 15 лет каторгу, но так и не увидел больше ни Москвы, ни Петербурга - он умер в Тобольске от чахотки.

Большинство лицеистов не стремились сделать карьеру - они просто занимались выбранной профессией или вовсе становились помещиками, отказавшись от военной или штатской службы. Фёдор Матюшкин, как и мечтал, сделался моряком и дослужился до адмирала. Александр Корнилов успел послужить Киевским, Вятским и Тамбовским губернатором, заработал на административной работе чин тайного советника . Иван Малиновский послужил в гвардии, но после мятежа декабристов в 1825 году вышел в отставку и до конца дней своих прожил в собственном поместье Каменка в Харьковской губернии. Пушкин же, что общеизвестно, занимался литературой, а в чинах не поднимался выше титулярного советника.

Крупных успехов в карьере добились лишь два лицеиста. Модест Корф служил под началом Сперанского, весьма ценившего его за способность систематизировать любую информацию, а кроме того, много лет занимал кресло директора Императорской публичной библиотеки. Настоящую политическую славу приобрёл ещё один выпускник лицея - Александр Горчаков. Он служил дипломатом, после смерти Карла Нессельроде сменил его на посту главы министерства иностранных дел, а в 1867 году был назначен канцлером Российской империи - он стал последним сановником, служившим в этой должности.

Лицейская годовщина

Но кем бы ни были лицеисты, день открытия лицея - 19 октября - всегда оставался для них дорогим сердцу праздником. Те, кто мог, собирались в этот день в Петербурге на торжественный обед. Те же, кто по разным причинам не мог присоединиться к веселью, праздновали в одиночестве, вспоминая лицейские дни и своих товарищей. Пушкин посещал собрания однокашников первые три года после выпуска, а следующие шесть лет пробыл в ссылке, и потому отмечал годовщины стихами. Вот что писал поэт в стихотворении «19 октября 1825 года»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Достаточно прочесть эти строки, чтобы понять, как много значили для каждого из соучеников Пушкина годы, проведённые в стенах лицея. Сохранился протокол собрания лицеистов от 1836 года, описывающий совершенно юношеское веселье 11 прибывших на встречу взрослых мужчин. Если верить записи, члены лицейской компании 19 октября 1836 года «обедали вкусно и шумно», «читали старинныя протоколы, песни и проч, бумаги, хранящиеся в архиве Лицейском», «поминали Лицейскую старину», «пели национальныя песни». Лишь когда Пушкин начал читать стихи к четвертьвековому юбилею лицея, он не смог дочитать их до конца: слёзы мешали ему. Он, как и все его товарищи, считал лицейские годы прекрасным временем и тосковал по ним до конца жизни.

Minox1.ru - заказать миноксидил в Москве : для роста волос. Официальный сайт.

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:
Поделиться