Методические рекомендации педагогам по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста в свободное время. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в доу Как обсуждать с ребенком

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

Последовательность работы над связной речью:

1. воспитание понимания связной речи;

2. воспитание диалогической связной речи.

Воспитание монологической связной речи, приемы работы :

Работа над составлением рассказа - описания;

Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

Работа над пересказом;

Работа над самостоятельным рассказом.

Методические приемы работы по формированию связной речи .

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы.

Каких животных ты видишь на этой картинке?

Волка, медведя и лису.

Что ты знаешь о волке?

Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.

А что ты можешь сказать о медведе?

Он большой, коричневый, зимует в берлоге.

А что ты знаешь о лисе?

Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.

Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках.

Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов - учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори». Приведем примеры последовательных картинок.

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

Она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

Сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

На картине должно быть небольшое число действующих лиц;

Она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить. Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы. «Белый медведь и бурый медведь» Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил: - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля - льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый: - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья. Белый медведь сказал: - Верно, мы братья. И делить нам нечего. Лесной медведь сказал: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал: - А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

Полноту пересказа;

Последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;

Характер употребляемых предложений и правильность их построения;

Отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

Рассказ о дне, проведенном в детском саду;

Рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);

Рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка - и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.


Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Корликовская общеобразовательная средняя школа»

для воспитателей дошкольных групп по развитию речи детей раннего возраста

Подготовила: Лисянская Н.В.

Развитие речи у детей раннего возраста

Ранний возраст это период, который особенно благоприятен для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном возрасте связано с предметной деятельностью ребенка.

У детей второго года жизни возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, потрогать. Эти желания превышают возможности маленького ребенка, и тогда он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако тех средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) которыми владеет ребенок уже недостаточно, чтобы быть понятым и чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Тогда возникает противоречие, которое разрешается в результате возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речью. Этот скачок в развитии обычно происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи – это важнейший этап во всем психическом развитии ребенка. И прежде всего, это переход от младенческого возраста к раннему.

Второе полугодие второго года жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием словаря (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов).

Белорусским психологом Р.И.Водейко проведено исследование, которое показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».

В словаре трехлеток, по данным В.В.Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного практически в 1,5 раза.

Словарь ребенка на протяжении раннего возраста постепенно усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью и ярко выражена предметная отнесенность слова.

Второй год жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А. Н. Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.

Первый – это период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде и здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.

По своему значению слова-предложения представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание отличается от слова тем, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Следовательно, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

Появление двухсловного предложения возникают в связи с новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка выразить свои желания более точно.

Второй период в овладении речи – это период усвоения грамматической структуры предложения, который связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Его характеризует быстрый рост разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. Ребенок к трем годам овладевает почти всеми падежами и предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

На первом этапе развития речь ребенка ситуативна, так как она тесно связана с практической деятельностью, которая осуществляется совместно со взрослыми и сверстниками, и чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети устанавливают контакт, привлекают друг друга к общей игре, занятию.

Некоторые дети не способны поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В таких случаях взрослые привлекают ребенка к играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Ее появление связано с расширением круга общения дошкольника, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, например, когда ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, которые произошли в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты и мимика в этом случае не могут существенно помочь ребенку, и тогда возникает противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств. И данное противоречие приводит к возникновению описательной, развернутой речи.

Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы). В дальнейшем возникает развитие понимание речи ребенком.

Важное значение, при понимании речи, имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок уже способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи.

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ и это важное приобретение.

Совершенствуется и звуковая сторона языка, она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а затем строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь взрослого имеет дефекты, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является, прежде всего, работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова.

Приемы развития речи и стимуляции речевой активности для детей раннего возраста

Разговор с самим собой.

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями - доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение.

Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:

Ребенок: «Суп».

Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Приговоры.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее - крест-накрест: с правой рукой - левое полушарие, а с левой - правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

Игры с природным материалом.

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки - те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

Продуктивные виды деятельности.

На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, - жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал - и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, - вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

Замещение.

«Представь, что...» - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик - это пирожок, а коробка из-под обуви - печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т.п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра.

Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию - это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Музыкальные игры.

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать - пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии - так рождается творец!

Игры по развитию речи

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей, и
отводить специальное время на них не стоит.

Отвечаем на вопросы

(Возраст 2-4 года)

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Интересуйтесь его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверюшками, солдатиками или машинками) задавайте от лица своего персонажа массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Что бывает... Какое бывает...

(Возраст от 3 лет)

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть..." и подождите, пока ребенок придумает свой вариант. Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению.

Или наоборот:

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым, желтым, резиновым или пластмассовым. А еще..." и так далее о других предметах.

Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает квадратное? Что бывает синее? и так далее...

Что сначала, что потом

(Возраст 3-4 года)

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом пьют;

сначала человек ложится спать, потом встает;

сначала самолет взлетает, потом...;

сначала птичка откладывает яичко, потом...

Как стимулировать развитие речи ребенка?

1. Все приемы стимуляции проводятся:

При условии хорошего на строения у ребенка и взрослого;

В игровой форме, весело и забавно;

В сопровождении улыбок, поцелуев и различных звуков.

2. Все предлагаемые упражнения следует обязательно оречевлять: разговаривать с ребенком, рассказывать, как меняется его лицо, какой он сейчас смешной, большой, сердитый, надутый. Речь должна быть спокойной и интонированной, как если бы вы рассказывали сказку или увлекательную историю. Ваши слова не только тонизируют, успокаивают и настраивают малыша, но и расширяют его словарь.

3. Поощрите малыша любимым лакомством, питьем, игрушкой и пр.

4. Помните, что для ребенка - это непонятное и трудное занятие. Большинство упражнений он будет выполнять пассивно, т.е. неосознанно, механически, без активного участия.

5. Эффективными все перечисленные приемы станут лишь в том случае, если ребенок начнет вам помогать или повторять их непроизвольно или осознанно в подобной ситуации либо игровых действиях.

Пассивная стимуляция щек

Для проведения такого массажа всегда найдется хороший предлог - процедура умывания и ухода за кожей лица. Привлекательности ему добавят красивые, приятные на ощупь аксессуары (салфетка, полотенце, щеточка, массажные мячики, валики и пр.).

Все массажные движения выполняются при умывании теплой водой. Направления движений - от средней линии лица к ушам.

1. «Пальцевый дождик» - постукивание по поверхности щек кончиками пальцев.

2. Поглаживание разведенными пальцами.

3. Растирание подушечками пальцев.

4. Легкое пощипывание - выполняется большим и указа тельным пальцами.

5. Потряхивание - выполняется большим, указательным и средним пальцами.

6. Растирание мячиками с мягкими массажными шипами.

Примечания

Приемы 1-2 более поверхностные и потому приятны малышу.

Приемы 3-6 более глубокие, поэтому производить их следует осторожно, отслеживая реакцию ребенка.

Все глубокие приемы нужно чередовать с поверхностными.

Время стимуляции гимнастики щек - до 1 мин.

Активная стимуляция щек

1. Надувание обеих щек одновременно: «Надуваем шарик». (Используйте тягу ребенка к подражанию, спровоцируйте его на «дразнилки», рассматривание зеркального отображения. Можно использовать и настоящий надувной шарик, чтобы заразить ребенка действием.)

2. Втягивание щек в ротовую полость: «Шарик сдулся. Нет шарика».

Примечание

Не следует повторять упражнения более 3 раз: у малыша может закружиться голова от избытка кислорода.

Пассивная стимуляция губ

Все упражнения для губ следует проделывать осторожно и обязательно в развлекательном, «клоунском» жанре.

1. «Пальцевый дождик» - по стукивание подушечками пальцев по губам.

2. «Клоунская улыбка» - растяжка губ с фиксацией в уголках рта.

3. «Кривые рожицы» - ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.

4. «Дракоша» - удерживание оскала верхних и нижних зубов.

5. «Птичка» - верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.

Время стимуляции губ - до 3 мин.

Активная стимуляция губ

1. «Поцелуйчик» - вытягивание сомкнутых губ - возвращение в нормальное положение.

2. «Клоун» - вытягивание губ - растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.

4. «Никому не скажу!» - втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.

5. «Кусака» - прикусывание нижней губы верхними зубами.

7. «Слоненок» - вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).

8. Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.

9. Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами). Задача взрослого - в игровой форме делать попытки отобрать трубочку (выдернуть ее из губ ребенка).

Активная стимуляция языка

Эти упражнения хорошо выполняются, когда ребенок ест любимое лакомство. Каждую ложечку можно сопровождать совместными движениями.

1. «Все проглотил?» - высовывание языка.

2. «Достань ложечку» - поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево. Язык удерживает ложку возле уголка губ.

3. Облизывание губ.

Стимуляция различных умений

Ежедневно в подходящей ситуации необходимо развивать другие умения ребенка.

1. Привлечь внимание ребенка к сомкнутым губам, а затем попросить его дуть через губы, раскрывая их. Получается «пыхтение» или «фырчание».

2. Смыкать губы и вытягивать их вперед - похоже на клюв утенка.

3. Ребенок по образцу помещает язык между зубами и удерживает его - очень похоже на «дразнилку» или «мартышку».

4. Попросить ребенка покашлять с закинутой назад головой и пр.

В развитии речи ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой организации педагогического процесса в детском саду является непосредственно образовательная деятельность по развитию речи). В рамках НОД конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но для того, чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в ДОУ сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем содержательнее и богаче впечатления повседневной жизни, тем больше познавательных возможностей имеется для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего, это совместная деятельность взрослого и ребёнка, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы можно было вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности воспитатель не ставит задач прямого обучения речи, как это делается в непосредственно образовательной деятельности. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готов к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

детям раннего возраста свойственны подражательность и лёгкая внушаемость;

преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

И голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных.(например, дать ребёнку музыкальные инструменты-дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь»; корова мычит и т. д.). Для развития силы голоса можно попросить ребёнка громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки).

Развитие словарного запаса.

Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Таким образом, ребёнку необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (отвечая на вопросы: «Что это? Кто это?»), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека

(«Что делает? Что с ним можно делать?»). Такое обучение можно провести в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».


Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например « Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»).

При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та …маленькая, карандаш длинный и короткий, лента узкая и широкая , дерево высокое и низкое , волосы у куклысветлые и тёмные .

У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка –это одежда ; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка – это посуда ), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (поезд - окна, вагоны, колёса).

В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба … плывёт; дом строят – суп …варят; мяч сделан из резины, карандаш …из дерева.

При рассматривании предметов или картинок ребёнка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула-ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки –ручка у зонтика – ручка у чашки; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у ёлки

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

В развитии грамматического строя речи занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребёнком правильной формы слова.

Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья , рубашки ).

Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати) . Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок находя эти места правильно называет слова с предлогами).

Играя с ребёнком в игру «Кто как голос подаёт?»(воробей чик-чирик-чирикает, утка кря-кря-крякает , лягушка ква-ква-квакает) знакомим со способами образования глаголов. А на материале названий игры на музыкальных инструментах ребёнку показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане-барабанят, на дудочке-дудят, на трубе - трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмёт в руки барабан? Дудочку? Трубу?» - такие вопросы подводят малыша к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, имеющее своё название.

Различные способы образования глаголов можно закрепить в играх «Кто что делает», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии ты знаешь? Что делает учитель? Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» можно задавать вопросы в трёх вариантах: «Что ты делаешь в группе, зале, дома?», «Где ты играешь, спишь, умываешься?», «Когда ты здороваешься, прощаешься, раздеваешься?». Такие игры можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребёнку окружении.


В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Саша?». Взрослый начинает: «Саша умеет …пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Также можно предложить малышу картинки, а малыш называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т. е. перечисляет однородные члены, составляя предложение по картине.

Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.

Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных произведений (воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребёнок заканчивает предложение)и, наконец самостоятельно), рассказыванию по картине, игрушке(сначала ребёнок отвечает на вопросы по содержанию картины, а затем составляет короткий рассказ вместе со взрослым, а затем самостоятельно).

Развивая связную речь ребёнка можно просить его рассказывать об интересных событиях в группе, праздниках, любимых игрушках и т. д.

Консультация для родителей по развитию речи

в период адаптации ребенка к детскому саду 2-3 года

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни.

Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:
Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
Познакомиться с меню детского сада и ввести в р

Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок. ацион питания малыша новые для него блюда

· Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

· Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.

· В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.

Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.
В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины , смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.

Физическое воспитание

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка .

    Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д. Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

Физкультура и спорт способствуют формированию здорового образа жизни, включающего:

    освоение и выполнение правил личной гигиены, соблюдение режима дня, организацию рационального питания

Очень важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Начинать занятия физкультурой необходимо как можно раньше, но этого делать никогда не поздно. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его занятиями спортом и научить основным навыкам физической культуры.

Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед , плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.

Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей.

Физическая активность является одним из самых важных средств предупреждения заболеваний, укрепления иммунитета.

В последнее время отмечается приобщение всей семьи к физической культуре. Для того, чтобы малышам было интересно заниматься физкультурой на первых этапах, постарайтесь в каждом упражнении создать образ знакомого предмета или явления окружающей действительности, либо сопровождать упражнения динамичной музыкой. Обязательно старайтесь делать упражнения совместно с ребенком, привлекая как можно больше членов семьи.

Развитие речи

К концу третьего года жизни дети могут:

Ребенок и окружающий мир

К концу третьего года жизни дети могут:

disc">Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать "много" предметов и "один". Различать большие и маленькие предметы. Узнавать шар и куб.

Трудовое воспитание

Продолжаем формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

Ознакомление с художественной литературой

К концу третьего года жизни дети могут:

    Слушать стихи, сказки, небольшие рассказы. При повторном их чтении договаривать отдельные слова, небольшие фразы. Вместе со взрослым рассматривать иллюстрации в знакомых книжках. Рассказывать маленькие стихи с помощью взрослого, например, А. Барто из цикла "Игрушки"

Изобразительная деятельность

К концу третьего года жизни дети могут:

    Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Различать, но не обязательно называть цвета красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный. Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено. Знать, что из глины, пластилина можно лепить. Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать ихладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Лепить несложные предметы (бараночки, шарики).

Конструирование

К концу третьего года жизни дети могут:

    Различать основные формы деталей . С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм. Обыгрывать вместе со взрослым собственную постройку.

Музыкальное воспитание

К концу третьего года жизни дети могут:

Игра

К концу третьего года жизни дети могут:

    Подражать действиям взрослого и сверстника. Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу. Самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект. Использовать в игре замещение недостающего предмета. Вести в игре диалог со взрослым. В самостоятельной игре сопровождать речью свои действия. Следить за действиями героев кукольного театра.

Вишня" href="/text/category/vishnya/" rel="bookmark">вишневые , сливовые или абрикосовые .

◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

Помоги собрать урожай

Игра способствует разбитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую - овощи.

◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

Две дороги

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска - это дорога для маленьких машин, а широкая - для больших.

◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.

◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

◈ Покатайте машины по дорогам.

◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

Выбери дорогу

Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.

◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

Матрёшка

Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Необходимый инвентарь: набор матрешек.

◈ Почти все дети любят матрешки.

◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.

Кто быстрее

Игра помогает освоить понятия «длинное» - «короткое».

Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.

◈ Привяжите к двум машинкам веревочки - короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.

◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.

◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

Горка

Игра способствует развитию логического мышления.

Необходимый инвентарь: картон или дощечки.

◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.

◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.

◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.

Строим башню

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.

◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Геометрические фигуры

Игра учит различать предметы по цвету и форме

Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.

◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.

◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.

Разберемся

Игра способствует развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.

◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.

◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

Один – туда, один - сюда

Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.

◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.

◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один - в эту коробку, вот еще один - в другую».

◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

Много мало

Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями

Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую - 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.

◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).

◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

«Раз ступенька...»

Игра помогает освоить счет

◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.

◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.

Геометрический магазин

Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет

Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары , домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.

◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик - за квадрат и т. д.

◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.

Спрячь в ладошке

Игра развивает умение соотносишь предметы по величине

Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.

◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.

◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.

◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.

◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

Раздай тарелочки

Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»

Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.

◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».

◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка...».

◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

Грибок к грибку

Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»

Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.

◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».

◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.

Подбери крышку

Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов

Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.

◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.

◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.

◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

Бабушкины блины

Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку

Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников

Фонема" href="/text/category/fonema/" rel="bookmark">фонема тического восприятия;

· развитие артикуляционного аппарата;

· развитие речевого дыхания;

· умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи:

· работа над морфологией , т. е. дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);

· словообразование , т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);

· соединение основ (сок выжимает - соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);

· названия детёнышей животных;

· названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);

· названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);

· синтаксис , т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.

Словарная работа:

· правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;

· активизация словаря, т. е. перевод слов из пассивного словаря в активный;

· устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);

Развитие связной речи:

· овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;

· умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;

· пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.

Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.

Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:

1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.

2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал.

2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.

3. Пособия должны быть внешне привлекательными.

4. Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.

Требования к дидактическим играм:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

· игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);

· настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

· словесные игры (без наглядного материала).

  1. Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей.
  3. Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри.
  4. Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком . Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как ел, как спал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Поэтому целесообразно проводить совместные прогулки в парк, на стадион, в лес, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.
  5. Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.
  6. Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.

Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: - спросить, удивляясь

Восхитится радуясь

Огорчится смене погоды

Грустить

Спросить, уточняя

Радостно сообщить об этом

7. Предлагать речевые словесные игры детям.

1) «Положи в кузовок, все что кончается на «ОК»

(грибок, клубок, колобок,…)

2) «Ты начни, а я продолжу»

Я взял мяч,….

Мама пошла в магазин,…

3) «Скажи ласково», «1-2-5», «Чего не стало?»

8.Развивать связную речь.

- «Сочиняем сказку»

Пересказывать небольшие рассказы, сказки

Игры «Я начну, а ты продолжи…»

Находить на картинках начало, середину, конец рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая культура речи·...

Далеко не каждый родитель догадывается, что задержка в формировании речи часто возникает не столько в связи с патологиями или незрелостью органов речи, сколько вод воздействием неблагоприятной речевой среды . Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими по принципу подражания, поэтому необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически правильной.

Любое нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребенка . Он может стать молчаливым, застенчивым, нерешительным, даже агрессивным, расторможенным. Наличие своевременной и правильной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения в речевом развитии .

Но если у вашего ребенка есть проблемы в развитии речи , то очень важно не растеряться в этой ситуации. Реально помочь ребенку может только спокойный, образованный, уверенный в себе родитель. Если вы хотите избежать печальных последствий и научить ребенка правильно говорить , то отнеситесь с вниманием к следующим советам :

Не сравнивайте ребенка с другими детьми .

Смягчайте речевые неудачи малыша , внося в них долю юмора. Хвалите даже за самый маленький успех.

Внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы он чувствовал вашу заинтересованность.

Не критикуйте, а корректно исправляйте неправильную речь.

Не искажайте слова при общении с ребенком , не имитируйте детскую речь.

Задав вопрос, делайте паузу, оставляя место для ответа.

Проговаривайте вслух то, что вы видите и слышите; описывайте действия ребенка , как бы подсказывая ему нужные слова.

Уделяйте детям как можно больше внимания для общения, игр, массажа, упражнений и это окупится с лихвой.

Нередко у детей возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. В этом случае можно предложить несколько упражнений, которые помогут снять это напряжение, научат детей ощущать движение языка, губ, челюсти. При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования;

Занимайтесь ежедневно по 10-15 минут перед зеркалом;

Движения проводите неторопливо, четко, ритмично;

Сравнивайте образец своих действий с действиями ребенка ;

Следите, чтобы ребенок не уставал от гимнастики.

Некоторые несложные и полезные упражнения для губ и языка

«Лопаточка» (положить широкий язык на нижнюю губу)

«Иголочка» (высунуть узкий язык вперед)

«Качели» (широкий язык поднимается на верхнюю губу - опускается на нижнюю, верхнюю - нижнюю; затем так же на зубы; верхние - нижние, потом за зубы : верхние - нижние).

«Вкусное варенье» (облизывать кончиком языка верхнюю губу)

«Лошадка» («поцокать» , пощелкать языком).

«Часы» (язык вправо-влево)

«Трубочка» (несомкнутые губы вытянуть вперед, как для звука «у» )

«Улыбка» (губы растянуть в улыбке, как для звука «и» ).

«Чашечка» (положить широкий язык на нижнюю губу и приподнять края языка) .

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхания. Развитие мелкой моторики очень важно, потому что центры ответственные за движение руки, за артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук , вы готовите почву для правильного выполнения артикуляционных движений, для этого есть множество пальчиковых игр («Ладушки» , «Идет коза рогатая» , «Сорока» и т. д., можно собирать мозаику, перебирать крупу, пуговицы.

Очень хорошо проводить массаж пальчиков, особенно тщательно массируя их кончики. Ребенку будет веселей и интересней, если вы при этом будете рассказывать стихи :

«Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик - я, вот и вся моя семья», начиная с большого пальца. Или : «Этот пальчик - в лес пошел, этот пальчик - гриб нашел, этот пальчик - чистить стал, этот пальчик - жарить стал, этот пальчик -все съел, от того и потолстел», начиная с мизинца.

Как видите - ничего сложного! Желаем вам удачи, успехов в занятиях с вашими детьми. Главное, любите их, знайте, что вы им нужны, и никто не сможет им помочь так, как вы, самые близкие люди.

Таким образом, и логопед и воспитатель должны работать в тесной взаимосвязи, чтобы помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильное произношение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.

Поделиться