Презентация к родительскому собранию "проблемы адаптации пятиклассников". Презентация "особенности адаптации пятиклассников" Презентация к родительскому собранию проблемы адаптации пятиклассников

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Трудности адаптации пятиклассников к школе

1. Первые впечатления. 2.Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе. 3.Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления. 4. Рекомендации для родителей.

Первые впечатления.

Причины плохой адаптации в 5-м классе: - Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять - Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. - Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. - Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе.

Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки; - быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме; - изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей - смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий. - наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима. - предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. - введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, - активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка. - воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления.

Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе; - повышение уровня тревожности самого ребенка; - зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение; - зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты; - состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе; - влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

№ п / п Фамилия Имя Количество баллов Примечание 1 Алешков Иван 21 2 Бедарева Настя 13 3 Безруков Илья 7 4 Белов Андрей 7 5 Бережнев Данил 26 6 Булаш Саша 18 7 Гульковская Дарья 7 8 Дерюго Александр 24 9 Еременко Даниил 31 4 10 Казанцев Данил 9 11 Казанцева Марина 16 12 Китаев Сергей 17 13 Кокорина Настя 28 14 Комарова Ирина 33 4, 6, 8 15 Куксин Роман 6 16 Лариков Дмитрий 19 17 Меркульев Данил 9 18 Поварницына Катя 14 19 Рудакова Влада 33 3, 4, 5, 7, 8 20 Семизарова Настя 33 3, 4, 6 21 Скуткевич Дима 13 22 Толстов Влад 23 23 Фадеев Данил 21 24 Фаистова Софья 13 25 Флях Иван 33 4, 5 26 Худяшов Алексей 26 27 Шипицин Антон 23 5 « Б » класс Расшифровка баллов: 1-29 – низкий уровень тревожности; 30-45 – повышенный уровень тревожности; 46-58 – высокий уровень тревожности. Примечание: 1 – общая тревожность в школе; 2 – переживание социального стресса; 3 – Фрустрация потребности в достижении успеха; 4 – страх самовыражения; 5 – страх ситуации проверки знаний; 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Рекомендации для родителей Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. - Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). - Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. - Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. - Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. - Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. - Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Ориентировочное распределение видов деятельности пятиклассника в сутки: 1.Учебные и факультативные занятия 4-4,5 часа 2.Учебные занятия дома (с учетом перерывов) 2-2,5 часа 3.Подвижные игры и спортивные развлечения 2-3 часа 4.Внеклассные и внешкольные занятия, творческая деятельность, общественно-полезный труд, помощь семье, чтение художественной литературы 1-2 часа 5.Утренняя гимнастика, закаливание. Прием пищи, туалет 2-2,5 часа 6. Сон ночной 9-10 часов

Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе: Я испытываю в школе Да Я испытываю в школе Да 1.Спокойствие 20 9.Сомнение 16 2.Усталость 19 10.Обиду 3 3.Скуку 8 11.Чувство унижения 4 4.Радость 21 12.Страх 4 5.Уверенность в себе 21 13.Тревогу за будущее 7 6.Беспокойство 13 14.Благодарность 15 7.Неудовлетворенность собой 5 15.Симпатию к учителям 11 8.Раздражение 4 16.Желание приходить сюда 20

Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью Учащимся предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале: вопросы да нет Не всегда Я иду в школу с радостью 7 1 18 В школе у меня обычно хорошее настроение 12 3 11 У нас хороший классный руководитель 26 У меня есть любимые школьные предметы 22 2 2 Я привык к новым учителям 20 5 1 В начальной школе было лучше 3 19 4 На летних каникулах я скучал по школе 5 2 19 Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)

Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми Уайльд Оскар

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в 5 классе уже три месяца. Какие – то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?_____________________

_________________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?____________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?_____________________________________

___________________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?______________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети в классе; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; требования к обучению отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;


Какими должны быть пятиклассники? уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;


Вопросы родителям: Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе? Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?


Сравнительная таблица 4 класс5 класс 18 – 9 предметов 12 – 14 предметов 220 – 22 часа 25 – 27 часов 31 – 3 учителя 8 – 10 учителей часа 2 -2,5 часа


Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.


Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.


Чем можно помочь? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.


Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя: Слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования: Зная тебя и твои способности я думаю ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована тобой. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.


Способы преодоления тревожности: Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Помогите ему найти дело по душе.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Родительское собрание на тему: «Особенности адаптации пятиклассников». Зинкина Марина Александровна Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №39» г. Брянска

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем. Задачи: ознакомить с психологическими периодами адаптации; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Адапта́ция (adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В период школьной жизни существуют три этапа которые связаны с адаптацией: 1. адаптация первоклассников 2. адаптация пятиклассников 3. адаптация десятиклассников

Основные виды деятельности человека в период «детство - юность » Дошкольник – игра Младший школьник – учение Подросток – отношение со сверстниками, самоутверждение

В большинстве случаев сами пятикласники указывают,что в школе стало сложнее. Потому что: Очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); Непривычное расписание (новый режим); Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; Новые дети в классе; Новый классный руководитель; В средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими; Проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или туалетной комнате).

Проблемы школьной адаптации 1. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей Начальная школа: ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя

2. ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где « многотребовательность » в порядке вещей. Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей – совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.

3. ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает за классным руководителем. А у других наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Чем можно помочь? -Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы – вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает ребенка к миру взрослых. -Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте по началу выполнение домашних заданий. - Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причины появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

4. ПРОБЕЛЫ В ЗНАНИЯХ За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Признаки успешной адаптации: -у довлетворенность ребенка процессом обучения; -ребенок легко справляется с программой; -степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; -удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации: - усталый, утомленный внешний вид ребенка; -нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне; -стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; -нежелания выполнять домашние задания; -негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; -жалобы на те или иные события связанные со школой; -беспокойный сон; -трудности утреннего пробуждения, вялость; -постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Какими должны быть пятиклассники: Уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; Уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно решать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их, помогать родителям; Уметь общаться с продавцом, врачом и т.д. Уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ В 5 КЛАССЕ (22) 1.ТЕБЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ? НРАВИТСЯ 20 НЕНРАВИТСЯ 2 2. УТРОМ КОГДА ТЫ ПРОСЫПАЕШЬСЯ, ТЫ ВСЕГДА С РАДОСТЬЮ ИДЕШЬ В ШКОЛУ? ИДУ С РАДОСТЬЮ 6 БЫВАЕТ РАЗНОЕ 16 3. ЕСЛИ БЫ УЧИТЕЛЬ СКАЗАЛ, ЧТО ЗАВТРА В ШКОЛУ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИХОДИТЬ ВСЕМ, ЖЕЛАЮЩИЕ МОГУТ ОСТАТЬСЯ ДОМА, ТЫ ПОШЕЛ БЫ В ШКОЛУ ИЛИ ОСТАЛСЯ ДОМА? ПОШЕЛ БЫ В ШКОЛУ 6 НЕ ЗНАЮ 8 ОСТАЛСЯ БЫ ДОМА 8 4.ТЕБЕ НРАВИТСЯ, КОГДА У ВАС ОТМЕНЯЮТ КАКИЕ-НИБУДЬ УРОКИ? НРАВИТСЯ 11 НЕ НРАВИТСЯ 0 БЫВАЕТ ПО РАЗНОМУ 11 5. ХОТЕЛ БЫ ТЫ, ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ ЗАДАВАЛИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ? НЕ ХОТЕЛ БЫ 5 ХОТЕЛ БЫ 11 НЕ ЗНАЮ 5 6.ТЫ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ В ШКОЛЕ ОСТАЛИСЬ ОДНИ ПЕРЕМЕНЫ? ХОТЕЛ БЫ 2 НЕ ХОТЕЛ БЫ 9 НЕ ЗНАЮ 11 7.ТЫ ЧАСТО РАССКАЗЫВАЕШЬ О ШКОЛЕ РОДИТЕЛЯМ? ЧАСТО 18 РЕДКО 4 8.ТЫ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ УЧИТЕЛЯ БЫЛИ МЕНЕЕ СТРОГИМИ? ХОТЕЛ БЫ 11 НЕ ХОТЕЛ БЫ 8 ТОЧНО НЕ ЗНАЮ 4 9.У ТЕБЯ В КЛАССЕ МНОГО ДРУЗЕЙ? МНОГО 17 МАЛО 5 10.ТЕБЕ НРАВЯТСЯ ТВОИ ОДНОКЛАССНИКИ? НРАВЯТСЯ 7 НРАВЯТСЯ НО НЕ ВСЕ 15

Рекомендации родителям: Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах; Регулярно беседуйте с учителями Вашего ребенка; Помогайте ребенку выполнять домашнее задание; Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе; Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.

Спасибо за внимание!


Родительское собрание в 5 классе

Тема: « Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» .

Классный руководитель 5б класса МБОУ СОШ №32

Комарова Наталья Алексеевна

Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.

Презентация для родительского собрания в 5 классе « Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы »

слайда

Название слайда

Слайд

Титульный слайд

Сравнение с начальной школой

Сравнительная таблица

Возникающие проблемы

Возникающие проблемы

Возрастные особенности младшего подростка

Признаки успешной адаптации

Признаки дезадаптации

Опросник «Чувства в школе»

Изучение удовлетворенностью обучающихся, школьной жизнью

Итог

Ход собрания:

Вступительное слово. СЛАЙД 1 - СЛАЙД 5

Уважаемые родители!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

В 5-м классе ко всем проблемам начала подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Сейчас нашим детям необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних - кабинетная система и заканчивая внутренними - установление контактов с разными учителями и усвоение новых предметов.

Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе». СЛАЙД 6

Медицинская сестра и психолог школы знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменениями статуса ребёнка. Обращают внимание на следующие моменты:

Изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

Изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.

Учитывать индивидуальные особенности своих детей, знать сильные стороны усвоения материала и слабые стороны. Развивать монологическую речь, учащихся, умении оперировать словесным материалом - развивать самостоятельный анализ текста, отвечать на вопросы после изучаемых параграфов, умение обобщать прочитанный изученный материал.

Обратить внимание родителей на усвоение программного материала по сложным в усвоении для ребенка предметам. Поддерживать постоянный контакт с учителем - предметником, выявлять характер трудностей. Систематически выполнять домашние задания по данным предметам совместно.

Установлено, что особенности психорегуляции и оказывает существенное влияние на процесс адаптации и реализацию учащимися своих возможностей. В связи с этим одной из задач в 5 классе со стороны взрослых становится повышение учебной мотивации, развитие познавательных интересов, самоконтроля (волевых процессов) и выработка у каждого ученика индивидуального стиля учебной деятельности - систематическое выполнение домашних заданий, контроль со стороны взрослых .

Обсуждение вопроса «Проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления». СЛАЙД 7 - СЛАЙД 8

Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребёнка в пятом классе;

Повышение уровня тревожности самого ребёнка, зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

Степень учебной и социальной мотивации пятиклассников, их желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

Состояние физического здоровья учащихся, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

Влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).

Результаты опроса пятиклассников СЛАЙД 9 - СЛАЙД 12

Подведение итогов. СЛАЙД 13

ПАМЯТКА.

Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

ребенка хвалят, он учится быть благородным;

ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

ребенок живет в безопасности, он учится верить людям;

ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

ребенок живет в понимание и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Презентация :

1 слайд

2 слайд

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем. Задачи: - ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; - выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

3 слайд

Основные виды деятельности человека в период «детство – юность» дошкольник – игра младший школьник – учение подросток – отношения со сверстниками, самоутверждение

4 слайд

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.

5 слайд

1. изменение условий обучения Начальная школа ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей

6 слайд

2. изменение требований Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

7 слайд

3. отсутствие контроля Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Чем можно помочь? Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хо-чет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. - Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причи- ну появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

8 слайд

4. пробелы в знаниях За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

9 слайд

Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

10 слайд

Создание благоприятной семейной атмосферы (памятка для родителей) Помните: От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?» Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

11 слайд

В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям. Здоровье Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

12 слайд

Результаты анкетирования в 5 классе 1.Тебе нравится в школе? Нравится- 100% (8 уч) 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу? Иду с радостью- 37%(3 уч.) Бывает разное – 63%(5 уч.) 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу ли остался дома? Пошёл бы в школу – 76% (6 уч.) Не знаю -12%(1 уч.) Остался бы дома- 12%(1 уч.) 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Не нравится – 88% (7 уч) Бывает разное – 12%(1 уч.) 5. Хотел бы ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Не хотел бы – 64% (5 уч) Хотел бы – 12 % (1 уч.) Не знаю – 24 % (2 уч.) 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? Не хотел бы – 88% (7 уч.) Не знаю- 12% (1 уч.)

13 слайд

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? Часто- 88% (7 уч) Редко – 12% (1 уч.) 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? Хотел бы -12% (1 уч.) Не хотел бы – 76% (6 уч) Точно не знаю – 12% (1 уч.) 9.У тебя в классе много друзей? Много – 88%(7 уч.) Мало- 12 % (1 уч.) 10. Тебе нравятся твои одноклассники? Нравятся – 100% (8 уч.)

Поделиться