Характеристика данко из отрывка рассказа старуха изергиль. История персонажа. Сочинение о Данко

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Главный герой третьей главы рассказа Горького «Старуха Изергиль», житель табора в древние времена. У Данко был очень волевой характер. Он обладал душевной стойкостью, внутренним богатством и истинным совершенством, о таких качествах людей мы можем прочитать в библейских сказаниях. Этот человек жил ради людей своего табора, он не хотел, чтобы они вернулись к рабской жизни. Именно поэтому он решил вывести их из непроходимой чащи леса и спасти их от неминуемой гибели. Указав правильный путь к светлому будущему светом своего сердца, он погибает, но цель его достигнута, люди спасены.

По словам автора, Данко - гордый смельчак, который погибает ради людей. После прочтения финального эпизода, в котором герой умирает, читатель задумывается над нравственной стороной его поступка, может напрасной была его смерть, достойны ли были те люди этой жертвы. Юноша жертвует своей собственной жизнью не только лишь ради этого табора, но и потому, что он не мог поступить иначе. Он - лучший из людей, со своей силой воли, бескорыстием и стремлением служить людям беззаветно. Неотъемлемая часть натуры Данко - это его чувство любви к людям.

Многими исследователями творчества Горького, отмечается некая связь образа его героя Данко с образами Моисея, Прометея и Иисуса Христа. Даже его имя имеет один корень с такими словами, как «дающий» и «дам». Самыми важными в жизни словами этого гордого молодого человека были такие: «Что сделаю я для людей!?». Этим много сказано.

Юноша с добрым и храбрым сердцем по имени Данко ценой собственной жизни подарил людям мир, наполненный светом, теплом и радостью. создал романтичный образ, заставляющий задуматься, в чем смысл бытия и ценность поступков человека.

История создания

Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Повесть «Старуха Изергиль» встала в ряд с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых авторское восхищение силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, где он оказался весной 1891 года. «Старуха Изергиль» даже начинается со слов

«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

Скорее всего, рождение литературного труда пришлось на осень 1894 года. Уже через несколько месяцев он был представлен на суд читающей публики в «Самарской газете», растянувшись на три номера.

Композиция рассказа сложная и интересная. Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединены главным персонажем – старухой Изергиль. Максим Горький выбрал для произведения «сказовую» манеру написания. Впрочем, этот прием, позволяющий вызвать у читателя чувство реалистичности происходящего, он уже успел опробовать раньше.

Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчицы, повествующей о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, с которыми довелось повстречаться на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идеологический центр рассказа. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о границах свободы личности.


Персонаж Данко появился благодаря увлечению писателя трудами . В начале творческого пути Алексей Максимович проявлял интерес к героям-индивидуалистам, наделенным мятущимся духом.

Читатели приняли произведение с восторгом. К такому признанию писатель был готов, ведь он и сам с любовью отнесся к «Старухе Изергиль»: в письме, адресованном , автор говорит о красоте и стройности рассказа, признает его лучшим из своих работ.

Сюжет

Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и непокорным нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордыню стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество. Однако в сказке прослеживается мудрая мысль писателя о том, что гордость – прекрасная часть характера. Это качество, если развито в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.


Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели. Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.

Образ и прототип

Составляя характеристику Данко, Максим Горький противопоставил героя эгоистичному персонажу первой сказки. Автор наделил его богатым внутренним миром, отвагой и стойкостью, сделал идеалом чести, мужества и совершенства. Способность к самопожертвованию помогла победить тьму. Прекрасные качества дополнены красивой внешностью. Гордый смельчак, как о персонаже отзывался сам автор, задавал главный вопрос:

«Что я сделаю для людей?».

А умерев, заставил читателя размышлять о нужности добрых дел, о том, достойно ли человечество жертв «идеальных индивидуалистов».


Исследователи уверены, что Алексей Максимович при создании персонажа опирался на библейские мотивы, взяв черты и даже . Кто-то высказывает предположение о символичности имени героя: Данко имеет один корень со словами «дать», «дающий». На самом деле имя позаимствовано из цыганского языка и означает всего лишь «младший сын», «цыганенок».


Что касается прототипов персонажа, то невооруженным взглядом прослеживается связь с греческой мифологией, где Прометей подарил людям огонь. С другой стороны, в рассказе явно видны отсылки к философу , который настаивал на разумности огня. А Максим Горький, между прочим, слыл «огнепоклонником».


Но все эти утверждения считаются предположениями. «Подтвержденным» прообразом является только Август Стриндберг, шведский поэт, захвативший внимание интеллигенции в конце 19 века. Алексей Максимович сам признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа. Персонажа и литератора объединила важная миссия – они «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».


Горький также слыл фанатом поэта Пенчо Славейкова. Болгарин тоже внедрял в массы читателей мысль о том, что будущее – за личностями с сильной волей. В списке поэм литератора значится произведение «Сердце сердец», где погибшего романтика Шелли сжигают в огне. Между этим образом и Данко с горящим сердцем легко провести параллель.

  • В 1967 году по мотивам произведения Горького на студии «Киевнаучфильм» был создан мультфильм «Легенда о пламенном сердце». Режиссер Ирина Гурвич взяла за основу легенду о Данко. Спустя два года работу признали лучшим фильмом для юношества на зональном смотре, который проходил в столице Армении.
  • «Старуха Изергиль» – второе произведение, написанное Алексеем Пешковым под псевдонимом Максим Горький. Первым в списке значится «Челкаш».

  • Мифическому герою Данко посвящен памятник, установленный в Кривом Роге в 1965 году в честь 100-летия со дня рождения Максима Горького. Сначала скульптура украшала площадь Горького, затем, в связи с реконструкцией площади, ее перенесли на проспект . Памятник создал заслуженный художник Украинской ССР, скульптор Александр Васякин.
  • В конце 1990-ых годов на небосклоне российской эстрады зажглась новая звездочка по имени . Под псевдонимом скрывается певец Александр Фадеев, в репертуаре которого такие песни, как «Малыш», «Осень», «Ты моя девочка» и другие.

Цитаты

«Все на свете имеет конец!»
«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».
«Сердце пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать».
«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…»
«Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно».
«Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
«Ничто не изнуряет тело и душу людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум».

Данко - герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.

Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.

Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других. За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»

Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим - жизнью, чтобы освятить путь людям. Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование - это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.

В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко - лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.

Вариант 2

Творческое наследие Максима Горького огромно. В него входит большое количество разноплановых текстов. Особое место занимают ранние романтические рассказы. В частности текст с названием «Старуха Изергиль». Это текст с особой композицией по принципу «Рассказ в рассказе». А именно от лица Изергиль читатель узнает две красивых древних легенды: о Ларре и Данко.

Данко – это самоотверженный человек, которому не жалко отдать самое дорогое – жизнь, в обмен на благополучие и счастье рода людского.

Если рассказать историю Данко вкратце, то она такова: в неком месте обитало людское племя. В один прекрасный момент их выгнали с обжитых земель более сильные. Племя ушло в местность, непригодную для проживания. Стали люди болеть, умирать. Тогда Данко выбрали они своим предводителем, потому что видели в нем мужество и силу духа.

И Данко решился вести племя человеческое через глухой лес. Но, как обычно бывает, Данко старался делать как лучше, а получилось как всегда. Начались волнения в племени людском. Тогда Данко, чтобы спасти племя человеческое вырвал из собственной груди сердце и осветил им путь людям…

Данко Горький одаривает такими эпитетами, как «сильный, веселый, смелый». Поэтому немудрено, что такой человек способен на самопожертвование ради счастья и благополучия других. Получилось так в данной ситуации, что те, кого он вел за собой, спасовали, а именно дорога оказалась для племени слишком сложной. Чтобы не брать ответственность на себя люди обвинили во всех своих неудачах Данко. Они в конце пути своего обнажили звериное начало, а значит, не могли быть преданными своему предводителю, которого сами же и выбрали.

Следующий эпизод лишний раз подчеркивает способность на благое дело ради своего народа. Это когда Данко ощущает в себе силы сделать что-то светлое и радостное для людей. Он жертвует своим сердцем, жизнью ради человечества. Тогда происходит чудо: тьма отходит и это означает, что побеждает доброта, духовная сила над страхами и ничтожеством человека перед стихией.

Да, Данко умер в конце легенды, но голубые искры от его сердца живы. Это говорит о том, что у людей есть надежда на спасение в смутные периоды истории.

Сочинение о Данко

В своем произведении «Старуха Изергиль» Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко.

Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. Но, однажды пришли на их землю те, кто оказался сильнее, и выгнали они их. Племя ушло в лес к болоту. Там стали они болеть и умирать один за другим, так как от болота исходил ужасный отравляющий смрад.

Люди не знали, что им делать. Пойти назад и отвоевать свою землю у врага они не могли, потому что боялись нарушить завет. А идти вперед через страшный лес в поиске новой земли они боялись. И, чем больше думали они о предстоящих тяготах, тем сильнее становился их страх, и все больше иссякали их силы.

И тут-то и появляется среди них Данко. В глазах его светился огонь и был он смел. Люди решили, что он сможет провести их сквозь лес. Он согласился. Но, путь был труден. И народ стал роптать на него, а после и вовсе пожелал убить.

Совсем недавно эти люди боялись предстоящего пути и не находили в себе сил проделать его. А, идя за Данко, словно стадо овец за пастухом, они и ответственность всю сложили на него. Перед читателем предстает толпа людей безвольных. Трудности пути их настолько утомили, что они и рады бы остаться на месте. И, хоть и согласились они идти сами, обвиняют во всем того, кто вел их. Никто и не думал о том, что потерь нельзя было избежать. А страх и безволие все больше поглощали их, порождая в сердцах неверие и бессилие.

Тут бы и бросить Данко их. Но, он был человеком самоотверженным. Поэтому он, вместо того, чтобы оставить тех, ради которых он тщетно старался, приносит себя в жертву ради их спасения. Он вырывает из своей груди сердце.

Этот момент с особенным восторгом описывает автор. Сердце Данко горело, горело силой, отвагой и любовью к людям. А они, зачарованные таким зрелищем, без особого труда завершают свой путь. Теперь они уже не роптали.

А когда вышел народ из леса, он был так рад этому, что и не заметил даже того, что спаситель их лежал мертвым под их ногами.

С одной стороны, образ Данко – это пример самоотверженности и любви к ближним. Но, как печален конец: наградой для героя стала лишь его гибель. А те, ради кого он пожертвовал собой, не оценили подвига. Они видели лишь конец своего пути: новую землю, чистое небо и свежий воздух. Но не помнили они уже того, как не решались они на этот путь, не помнят уже и того, как хотели убить человека, поведшего их и отдавшего за них свою жизнь.

Сочинение Характеристика и образ Данко

В рассказе «Старуха Изергиль» есть две легенды, но они противоположны друг другу. История Ларры – это история жестокого и бесчувственного, очень злого человека. Но, так как его история рассказана в начале, то общее впечатление от «Старухи Изергиль» определяет именно последняя часть, в которой говорится о Данко.

Данко – это один из людей, которых автор описывает, как «весёлых, сильных и смелых». В тексте упомянуто, что они жили не племенами, а таборами, то есть, скорее всего, это цыгане. Цыгане и в кино, и в литературе давно стали символом свободы и храбрости. Поэтому легко представить, что для этих людей заветы предков были очень важны, и вместо того, чтобы погибнуть, сражаясь за возможность жить на старом месте, они решили, что им нужно новое, не среди тех болот, куда их загнали племена врагов.

И в минуту, когда такой прекрасный народ был охвачен тоской, именно Данко является всех спасти. Старуха Изергиль говорит про него: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». После её слов представляется высокий и статный юноша, цыган, с чёрными, как смоль, волосами и тёмными глазами, в которых и горит тот самый живой огонь, которого не хватало сердцам его народа. Поэтому на его призыв все легко откликаются – за таким лидером действительно хочется идти.

Однако дорога оказалась для них слишком тяжёлой – и, как бывает в жизни, тот, кто не спасает быстро, становится в глазах людей лгуном и предателем. От пережитых тягот те, кто был весёлыми и сильными, слабеют и в своей слабости обвиняют сильнейшего из всех – Данко. Он пытается образумить их словами, но они описываются старухой Изергиль уже как звери – значит, в них нет больше той веры, которая вела их вперёд прежде.

Дальнейшие события уже больше напоминают сказку, чем легенду, но они являются кульминацией того, что человек может сделать для своего народа. Окружённый, но преисполненный любовью и жалостью, Данко задаёт себе вопрос – «Что я сделаю для людей?». Старуха Изергиль говорит, что этот голос был «сильнее грома», то есть даже природа отступила перед силой духа Данко. А потом он вырывает из груди сердце – и тьма окончательно оказывается побеждённой, подчёркивая торжество человеческого разума, человеческой доброты и духовного огня над первобытными страхами и ничтожностью.

В этом отрывке рассказа много повторов – они используются для того, чтобы привлечь внимание к тому, как отличалось путешествие с факелом-сердцем от предыдущего, как заворожены поступком Данко люди, как, в конце концов, невероятно значим этот поступок.

Смерть Данко, описанная в конце, потрясает. Приведя свой народ через такие испытания, совершив невозможное и оказавшись на свободе, он не успевает насладиться чувством долгожданного освобождения и умирает. Это великолепный пример самопожертвования, истинный и горячий, и тут будет более точным сказать – от чистого, горячего сердца. Тем трагичнее то, что какой-то человек растоптал то, что осталось от Данко, превратив его искренний огонь в голубые искры, появляющиеся в степи перед грозой. Но даже и то, что они появляются перед грозой – это ещё одна черта подвига Данко – когда природа наступает, в это опасное время отголоски пламени его сердца словно говорят, что надежда есть всегда, и не нужно бояться грома и молний.

Теперь вы знаете Чем интересен образ Данко. 7 класс

Образ и характеристика Данко в рассказе Старуха Изергиль

В животном мире успешное выживание зачастую зависит от физической силы. Но человеческий мир не так прост, потому чрезвычайно важной здесь считается также сила характера

  • Жизнь современной молодежи - сочинение для 9 класса

    С каждым молодым поколением изменяются жизненные ориентиры. Остается неизменяемым – это осуждение старшего поколения и их жизненных ориентиров. Осуждения и поучения родителей и бабушек с дедушками.

  • Характеристика героев пьесы Вишневый сад Чехова

    Любовь Андреевна – главная героиня пьесы Чехова «Вишневый сад». Эта женщина является основным представителем женской половины дворянства того времени со всеми их пороками и положительными чертами.

  • Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.

    «Старуха Изергиль» - настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».

    Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.

    Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям - самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.

    В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Им же владело только одно желание - побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.

    Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня.... Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца...»

    Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые - всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.

    Сам красавец-юноша - подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.

    Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.

    Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.

    Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок - это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение - словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.

    • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
    • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
    Поделиться