Сословно-иерархическая структура средневекового общества. Социальная структура средневекового общества. Трехчастная модель и ее происхождение. Общая характеристика социальных связей Слои населения в средние века

Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В «темные» века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли - духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7-9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5-2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15-20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов - наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой - практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которойможно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

Средневековый быт

Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде. С другой стороны, как наследники Римской империи они приняли для торжественных случаев римско-византийскую одежду поздней Античности. Позднеантичные элементы в одежде мужчин - это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями, у женщин - полудлинная или свободно падающая туника, а под нею - длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, - далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные «крестьянскиебашмаки» без каблуков, затянутые ремнями.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой.

Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы - вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов у нормандцев были чешуйчатые панцири и панцири из колец. В XII в. появилась кольчуга: тонкие железные кольца не пришивались друг к другу, а вплетались одно в другое и скреплялись так, чтобы образовать плотную, эластичную сетку, более удобную и надежную. Костюм дополняли шлемы различных форм и камзолы с гербами.

В середине XIV в. происходят коренные изменения в одежде, наступает подлинное «господство ножниц». Новая тенденция заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать одежду. Поскольку одежда, которую раньше надевали через голову, стала очень узкой, пришлось ее разрезать спереди и снабдить застежкой. Появился жакет - плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер. Обувь стала длинна сверх всякой меры, поэтому для облегчения ходьбы, носили деревянные башмаки - сабо.

Едва только новая мода получила повсеместное распространение, как уже появились первые законы об одежде, направленные на сдерживание страсти к моде и роскоши и, в особенности, на сохранение различий между сословиями.

Архитектура отличалась суровым, «крепостным» характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров, Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа «шгпендер-бау» из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4-5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества - этого «средневекового прообраза туризма» (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в городских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы.

Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3-5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

Дамы и господа иногда по 36 часов не вставали из-за праздничного стола. За ним (и под ним) спали, справляли нужду, занимались сексом. Запахи в замке стояли весьма сильные - смесь ароматов кухни, пота, мочи, кожи, собак, свободно разгуливавших по залам и покоям, а также духов, специально изобретенных, чтобы как-то заглушить этот букет. Впрочем люди средневековья не были брезгливы. Мылись они редко - от двух раз в месяц до двух раз в год. Чистоплотность вообще была под подозрением - ведь часто и тщательно мылись мусульмане и евреи - иноверцы. В позднее средневековье, правда, в моду вошли общественные бани, в которых мылись как раздельно, так и совместно мужчины, женщины и дети. В последнем случае мы имеем дело с прообразом дома свиданий.

Нравственность в средние века была невысокой, в сегодняшнем ее понимании. Мужчины, конечно, стремились ограничить сексуальную свободу своих жен, для обеспечения «законного» потомства, но сами пользовались изрядной свободой. Дамы же из высшего слоя могли иметь официальных любовников, особенно после «изобретения» куртуазной любви.

Кризис XIV века

Четырнадцатый век опять оказался весьма неудачным. Практически все столетие в центре Европы шли кровопролитные войны, как обычно сопровождавшиеся уничтожением стад и посевов, а также миграцией вирусов. Наиболее известная из них - Столетняя война между Англией и Францией.

В конце второй четверти века серые крысы, мигрировавшие из Центральной Азии, принесли эпидемию бубонной чумы, от которой погибло около трети населения Европы - порядка 25 миллионов человек. Городское население сократилось в 4 раза, а население отдельных городов сократилось даже в 10 раз!

Кроме того, случилось очередное локальное похолодание, ухудшились условия вызревания зерновых, что опять-таки привело к голоду.

В результате население Европы сократилось с 73 млн. человек в 1300 г. до 42 млн. в 1400 г. Точных данных нет, но есть основание полагать, что в 1350 году население Европы не превышало 33 млн. человек.

Во второй половине столетия наступает период «феодальной реакции». Землевладельцы пытаются вернуться к натуральным формам взимания ренты, повысить оброк, пересмотреть условия аренды земли. В связи с резким сокращением численности рабочего населения неожиданно возросла оплата наемного труда. Попытки сократить ее, наряду с возросшим налоговым бременем, приводят к серии мощных выступлений: восстание Уота Тайлера в Англии, Жакерия во Франции.

1. Раннее средневековье, Всемирная история. Т. 7. - Минск, 1996.

2. Средневековая культура и город в новой исторической науке. - М., 1995.

3. Брун В., Тильке М. История костюма. - М, 1996.

4. Можейко II. В. 1185 год.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992,

6. Тейс Лоран. Наследие Каролингов. - М.. 1993,

7. Лебек Стефан. Происхождение франков. - М., 1993.

8. Эко Умберто. Имя розы.

9. Фоллет Кен. Столпы земли.

10. Дрюон Морис. Проклятые короли.


Глава 4. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ

краткое содержание других презентаций

«Средневековье в Европе» - Романский стиль. Готический стиль. Словарь. Периодизация Средневековой истории. Христианская цивилизация. Страсбургский собор. Человек. Изобретения европейцев. Фантастическое Средневековье. Французский историк. Амьен. Раздел Римской империи. Университеты. Шартрский собор. Три варварских государства. Бове. Культурные достижения. Нотр-Дам. Мрачное Средневековье. Нашествия варваров. Варварство. Католическая церковь.

«Ремесло в средневековом городе» - Цеха. Изделия. Участники ремесленного производства. Дайте правильный ответ. Мастерская ремесленника. Роль цехов в жизни города. Особенности. Ремесло в средневековом городе. Ремесло. Надомный ткач за работой.

«Одежда в стиле Средневековья» - Разнообразие причесок. Период позднего средневековья. Покрывало. Период раннего средневековья. Женские платья. Прилегающий силуэт. Вытачка. Мужской западноевропейский костюм Средневековья. Пропорции женского прилегающего костюма. Мужской костюм. Облегающие короткие куртки. Журнал Средневековой моды. Использование в одежде ярких, контрастных сочетаний цветов. Динамичные треугольные формы. Скульптура средневековых соборов.

«Европа в Средние века» - Европа и Россия в Средние века. Отношения между феодалами. Вассалы. Средневековое государство. Сеньоры. Абсолютная монархия. Роль церкви в Средние века. Термин «Средневековье». Раннефеодальная монархия. Короли. Феод. Отношения между феодалами и крестьянами. Корпорация. Натуральное хозяйство. Барщина. Сословно-представительная монархия. Структура средневекового общества. Оброк. Борьба пап и королей.

«Образование средневековых городов» - Деньги. Представление у учащихся о средневековом городе. Формирование средневековых городов. Важнейшие изменения в жизни. Причины возникновения и роста городов. Ремесленники одной профессии. Феодалы и горожане. Возникновение городов. Причины роста средневековых городов. Торговцы и ремесленники. Европейские города. Выделение ремесла из сельского хозяйства. Развитие хозяйства.

«Викторина «Средние века»» - Крестовые походы. Дай определение. Церковь стремилась не допустить расхищения своих богатств. Событие. Открытия, изобретения. Развитие феодального строя. Как менялы превращались в ростовщиков. Участники крестовых походов. Ян Гус. У Жака-Простока широкая спина. Коммуна. Средневековый город. Борьба чешского народа. Трёхпольная система земледелия. Крестьянское восстание во Франции. Связь населения городов с сельским хозяйством.

Структура феодального общества.

Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в Средние века, историки называют феодальным.

Феод, от которого образовались слова «феодализм», «феодал», «феодальный», – это наименование земельного владения, пожалованного господином – сеньором (лат. «старшим») своему вассалу – подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т. е. в полном вооружении и верхом на боевом коне.

Средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий.

На каждое сословие средневекового общества возлагались не только общественные функции, но и священные обязанности.

1. 2. 3.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и собственное представление о христианских идеалах.

Первое сословие – Духовенство.

Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "подвигам" во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) - общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим (IV в., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом. Согласно «Правилам» Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического христианского милосердия. В условиях раннего средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

Священник и монах XI-XII вв. – это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

Но христианский образ человека не был реализован у монахов. Главная причина этого - сама жизнь, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Второе сословие – Рыцарство.

Рыцарство зародилось еще в раннем средневековье, достигло рас-цвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в.


Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей:

верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, древнее происхождение

мужество, большая физическая сила

благородное поведение в бою

бережное отношение к своему коню и оружию

забота о славе

щедрость,

учтивость, внешняя привлекательность

преданность и влюбленность в прекрасную даму.

· Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении женщин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года оставались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя:

· обучение религии

· придворному этикету

· верховой езде

· фехтованию

· владению копьем

· плаванию

· игре в шашки

· сочинению стихов и пению в честь дамы сердца

· рыцарский турнир - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей.

При внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

Третье сословие – крестьянство. Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне. Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли, зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в одной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда – под видом католических святых. Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В “темные” века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли - духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7-9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5-2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15-20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов - наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой - практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которой можно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

Средневековый быт

Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде. С другой стороны, как наследники Римской империи они приняли для торжественных случаев римско-византийскую одежду поздней Античности. Позднеантичные элементы в одежде мужчин - это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями, у женщин - полудлинная или свободно падающая туника, а под нею - длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, - далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные “крестьянские башмаки” без каблуков, затянутые ремнями.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой.

Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы - вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов у нормандцев были чешуйчатые панцири и панцири из колец. В XII в. появилась кольчуга: тонкие железные кольца не пришивались друг к другу, а вплетались одно в другое и скреплялись так, чтобы образовать плотную, эластичную сетку, более удобную и надежную. Костюм дополняли шлемы различных форм и камзолы с гербами.

В середине XIV в. происходят коренные изменения в одежде, наступает подлинное “господство ножниц”. Новая тенденция заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать одежду. Поскольку одежда, которую раньше надевали через голову, стала очень узкой, пришлось ее разрезать спереди и снабдить застежкой. Появился жакет - плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер. Обувь стала длинна сверх всякой меры, поэтому для облегчения ходьбы, носили деревянные башмаки - сабо.

Едва только новая мода получила повсеместное распространение, как уже появились первые законы об одежде, направленные на сдерживание страсти к моде и роскоши и, в особенности, на сохранение различий между сословиями.

Архитектура отличалась суровым, “крепостным” характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся “семью свободными искусствами”: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров. Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа “штендербау” из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4-5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества - этого “средневекового прообраза туризма” (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в городских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы.

Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3-5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

Дамы и господа иногда по 36 часов не вставали из-за праздничного стола. За ним (и под ним) спали, справляли нужду, занимались сексом. Запахи в замке стояли весьма сильные - смесь ароматов кухни, пота, мочи, кожи, собак, свободно разгуливавших по залам и покоям, а также духов, специально изобретенных, чтобы как-то заглушить этот букет. Впрочем люди средневековья не были брезгливы. Мылись они редко - от двух раз в месяц до двух раз в год. Чистоплотность вообще была под подозрением - ведь часто и тщательно мылись мусульмане и евреи - иноверцы. В позднее средневековье, правда, в моду вошли общественные бани, в которых мылись как раздельно, так и совместно мужчины, женщины и дети. В последнем случае мы имеем дело с прообразом дома свиданий.

Нравственность в средние века была невысокой, в сегодняшнем ее понимании. Мужчины, конечно, стремились ограничить сексуальную свободу своих жен, для обеспечения “законного” потомства, но сами пользовались изрядной свободой. Дамы же из высшего слоя могли иметь официальных любовников, особенно после “изобретения” куртуазной любви.


Средневековье - эпоха классификации. В эпоху Высокого Средневековья страсть определять всякому явлению его место в Божьем мире достигла вершины, но и до того, уже в каролингскую эпоху, когда феодальное общество только формировалось, люди стремились упорядочить окружавший их мир. Теологи составляли описания небесной иерархии, во главе которой стоял Бог, а ниже располагались различные категории ангелов (каждая категория получала при этом точное описание). Разумеется, подобной участи не избежали и сами люди. Всевозможные учебники, наставления, грамматики средневековых учителей донесли до наших дней самые разнообразные описания современного им общества. Роднит эти описания в первую очередь страсть разложить все и вся по полочкам. Рассмотрим в общих чертах, по каким именно признакам средневековый человек определял свое место в мире.
Во-первых, человечество делилось на христиан и язычников. Это основная разграничительная линия, которую западноевропейская цивилизация неукоснительно проводила с тех пор, как христианство стало единственной религией. Это разделение человек Средневековья ощущал особенно остро. С одной стороны, язычники, не чтящие закона Христова, были обречены на муки ада. Так что к язычникам можно было относиться как к животным, и убийство их не только не считалось грехом, но иногда и открыто поощрялось. С другой стороны, всякий христианин обязан был следовать заветам Господа и нести язычникам свет истинной веры. Одни становились миссионерами и проповедовали
христианство словом. Другие - их было большинство - уповали на меч и огонь. В Скандинавии ревнители новой веры нередко прибегали к страшным пыткам, заставляя язычников принимать христианство. Грех, который они совершали, пытая человека, был в глазах этих миссионеров ничтожен: во-первых, язычник не человек, во-вторых, крещение есть величайшее благо, позволяющее язычнику стать членом христианского мира и обрести надежду на спасение.
Христиане также делились на католиков («правильных» христиан) и на «греков», чья вера в глазах западноевропейской цивилизации недалеко ушла от язычества. Страшный разгром, учиненный крестоносцами в Константинополе в 1204 году, - наглядное тому подтверждение.
Но и внутри себя мир христианского Запада не переставал делиться. Первая граница отделяла светских лиц от духовных. К духовенству относилось все священство, монашество и церковная знать - от епископов, правящих паствой в городах, до римской курии, верхушки церковной организации.
В светском обществе средневековой Европы выделялось три основных сословия: дворянство, свободные и сервы. Принадлежность к тому или иному сословию определялась в первую очередь происхождением человека, причем наследование сословия шло в разных случаях по-разному. Если дворянином мог считаться тот, чей отец принадлежал к дворянству, то в двух других сословиях положение человека определялось по сословной принадлежности его матери. Переход в благородное сословие был возможен, как видим, почти исключительно для женщин - если они выходили замуж за дворян (впрочем, это случалось нечасто).

Рис. 233 [Илл. - Три сословия. Книжная миниатюра. (История Европы, стр. 126 рис. 2)]
Дошедшие до нашего времени тексты средневековых законов определяют меру ответственности человека за те или иные проступки, также основываясь на его происхождении. И было бы по меньшей мере неверно утверждать, будто к дворянам законы были во всем снисходительны. Во Франции, например, дворянин, присужденный к выплате штрафа, платил в двадцать раз больше, чем заставили бы заплатить за такое же преступление простолюдина. Дворянин мог лично наказать обидчика из неблагородного сословия - но если во время военного похода его подчиненный из неблагородного сословия совершал какой-либо проступок, ответственность за этот проступок нес сам дворянин. Разумеется, дворяне в средневековом обществе пользовались огромным количеством привилегий. Например, только они (да еще церковь) в эпоху Раннего Средневековья имели право покупать земельные наделы. Выплачивать долг дворянин мог в два-три раза дольше, чем неблагородный, на суд он мог прислать вместо себя представителя. Но короли, еще со времен Меровингов понимавшие необходимость держать дворян в узде и обеспечивать себе поддержку и среди неблагородных, стремились по возможности ограничивать юридические свободы дворянства.

Поделиться