Морской свод сигналов рф. Что означают флажки на кораблях? Флаги в МСС – международный свод сигналов

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

Находясь на разного рода судах и дабы не обидеть членов команды корабля, принято общаться, используя морские слова и выражения. А для дайвера знание и использование морской терминологии это как признак хорошего тона.

Баркас – грузовой катер на корабле, предназначенный для перевозки личного состава и грузов.

Бак – нос корабля.

Бакборт – левый борт судна. Бакборт принято подсвечивать красным светом.

Банка – скамейка в катере. Еще банками называют табуретки в кубрике. А еще банкой может быть мель или отмель в какой-нибудь акватории или фарватере.

Бербаза – береговая база, комплекс снабжения для кораблей, находящихся на стоянке у берега.

БЗЖ – борьба за живучесть.

Буруны – волна с пенистым гребнем над подводными камнями, у скал. По этому признаку моряки узнают о имеющихся рифах и отмелях.

Бухта – кроме энциклопедического понятия, так называют еще и моток веревки, каната, стального троса или кабеля.

Выбрать слабину – если буквально, то натянуть трос или канат.

Водоизмещение – характеристика размеров судна.

Гальюн – туалет.
Галс – направление движения корабля.
Гюйс – носовой флаг судна.

Дрейф – отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения, снос судна в сторону при стоянке на якоре.

Завернуть ласты – умереть.

Кабельтов – единица длины, равная185,2 метра 1/10 часть морской мили.

Кают-компания – столовая и место отдыха командного состава корабля.

Кессонка – кессонная болезнь, которая может возникнуть у водолазов вследствие неправильного всплытия с глубины.

Кильватер – след оставленный кораблем (идти в кильватере – идти следом) (идти в кильватерной струе – следовать по пятам, дышать в затылок).

Килевание – наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды (для ремонта, очистки или покраски подводной части судна). Наказание в эпоху парусного флота, заключавшееся в протаскивании человека с борта на борт под днищем корабля. Данное наказание часто приводило к смерти.

Кингстон – отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.

Клизьмоставы – корабельные медики.

Клюз – отверстие в борту для якорной цепи.

Коробка – ласковое название корабля моряками.

Корма – задняя оконечность судна.

Кранец – приспособление, которое служит для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. Сейчас моряками часто вместо кранцев используются негодные автомобильные покрышки.

Креньгование – килевание с меньшим углом наклонения (без выхода киля из воды). Применяется на малых рыболовных судах для очистки подводной части от обрастаний и для мелкого ремонта обшивки корпуса. Чаще всего делается в тропических широтах.

КЭП – командир корабля.

Камбуз – кухня.

Кок – повар.

Конец – неметаллический трос, канат.

Кнехт – тяжелая чугунная тумба на причале, пирсе, к которой крепится корабельный конец. Шутливо еще кнехтом называют голову боцмана. Потому и говорится, что на кнехте сидеть нельзя.

Кубрик (кубарь) – жилое помещение для команды.

Лаг – прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Леер – по сути это туго натянутый трос, его используют для привязки парусов, стягивания тентов, но чаще он служит как ограждение по борту корабля (штормовые леера). Трос, закреплённый на бортах спасательной шлюпки, называют Спасательным леером.

Линь – длинная тонкая веревка.

Лот – груз, служащий для измерения глубины.

Машина – машинное отделение.

Миля – единица длины на море, равная1,852 км.

МСС – международный свод сигналов.

Найтовы – (это понятие осталось еще из парусного флота) корабельные веревки, которыми крепили груз, привязывая его к чему-либо.

Принайтовить – привязать, закрепить.

Нактоуз – ящик или шкалик, на котором укреплён компас.

Обшивка – внешняя оболочка корпуса судна, обеспечивающая водонепроницаемость.

Отсеки – внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками.

ППС – подручные плавсредства.

Рейд – часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн, внутренний рейд защищён естественными или искусственными преградами от ветра и волн.

Рында – корабельный колокол.

Склянки – отбитие сигналов в рынду. На флоте склянкой называют получасовой промежуток времени. Количество склянок показывает время. Счет их начинается с полудня. Восемь склянок обозначают четыре часа. Через каждые четыре часа счет начинается снова. Например, в 2 часа 30 минут били 4 склянки (2 двойных удара – в оба края колокола и 1 простой – в один край). А еще склянку били , когда якорная цепь разматывалась каждые25 метров.

Скула – часть борта в непосредственной близости к носу корабля.

С бака плюнул – за ютом упало! ” – (смешливо) так говорят о корабле малого водоизмещения и скромных размеров.

Салага – молодой матрос.

Самовар – теплообменник или более распространенное корабельная водоопреснительная установка.

Самотоп – корабль или судно с сомнительными морскими качествами и непредсказуемым состоянием технических средств.

Селедка – уставной форменный галстук на резинке.

Сняться – уйти с прежнего места, начать движение.

Сопливчик – матросский форменный галстук.

Срубить – убрать, снять, уничтожить.

Стасик – корабельный таракан.

Стенка – стационарный причал, оборудованный швартовыми палами и битенгами, резиновыми кранцами и т.д., бетонный причальный фронт гавани.

Степени опьянения (издревле) – Под триселями – слегка выпивши. Под зарифленными марселями – серьезнее, слегка покачиваясь. Отдал якорь – все свалился.

Стаколизм – обмывание в тесной компании чего-либо.

Сухая стирка – вынужденный выбор из несвежих рубашек наименее грязной при отсутствии условий стирки или в затянувшейся командировке.

Сухарь – название гражданского судна-сухогруза.

Сход – уход с корабля на отдых или домой.

Тетка – женщина, жена, подруга.

Травить – врать, болтать, рассказывать истории. Также так говорят, когда происходит проявление рвотного рефлекса (рвет). Третье значение – это ослаблять (натяжение).

Палуба – горизонтальный ярус корабля.

Пластырь – устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой.

Потравить – дать слабину, дать возможность отдыха.

Полубак – носовая надстройка на баке корабля.

Табанить – грести веслами против обычного хода, чтобы шлюпка двигалась кормой вперед.

Траверз , ”Стоять на траверзе ” – быть напротив какого-то места или постоянного ориентира.

Трап – лестница на корабле.

Три сестры – это три последовательные, самые большие волны во время шторма, урагана. Первая волна вскидывает, вторая подбрасывает и резко швыряет под третью, третья накрывает.

Трюм – внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.

Трюмвейн – ”не вино, а полное г-но”.

Тюлькин флот – маломерные корабли и суда, также малые рыболовецкие суда.

Узкость – вход в залив, пролив, закрытая акватория.

Узел – скорость корабля, равная одной морской миле в час.

Уйти под горизонт ” – утонуть.

Утюг – большой тяжелый корабль.

Ус – береговой узел связи.

Фальшборт — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку со специальными вырезами для стока воды, швартовки и прочего.

Фланка – форменная рубаха из фланели.

Флот – правильно надо говорить служить на флоте, а не во флоте.

Флотский еврей – штурман, боцман, танкерман, докмейстер. Так называют эти специальности за схожесть звучания с соответствующими фамилиями.

Хвастаться ужином, обедом, завтраком – проявление рвотного рефлекса вследствие качки.

Ходить – правильно сказать ходить, а не плавать в море.

Циркулировать – поворачивать, менять курс или ходить кругами, ходить вокруг чего-либо.

Чалки – швартовы, швартовые концы. Бросить чалки – ошвартоваться.

Чемергес – напиток из спирта, настоянный на фруктах и ягодах, травах, корешках и др.

Чепа или Чапа – аварийный генератор, дизель малой мощности.

Чумичка – половник из набора посуды на матросском столе.

Шило – спирт.

Шир-Дыр – широта-долгота, географические координаты места корабля или искомого места.

Шильдик – номерок на двери с названием помещения на судне.

Шпигат – отверстие в палубе для слива скопившейся воды за борт.

Шланговать – бездельничать, уклоняться от работы.

Штормтрап – веревочная лестница, которую сбрасывают с борта корабля при необходимости.

Штирборт – правый борт корабля. Его принято подсвечивать зеленым цветом.

Яшка – якорь. Например, встать на яшку, бросить яшку, отдать яшку.

Флаги в МСС международный свод сигналов .

А - буквенное значение флага «Альфа». Сигнал этого флага сообщает: «У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом».

Б - буквенное значение флага «Браво» (в латинском алфавите буква В). Значение сигнала: «Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз».

В - буквенное значение флага «Уиски» (в латинском алфавите буква W). Означает: «Мне требуется медицинская помощь».

Русское буквенное обозначение флага «Викта» (латинская буква этого флага V). Сигнал флага «Викта» говорит о какой-то неприятности: «Мне требуется помощь».

Г - буквенное значение флага «Голф» (латинское обозначение - буква G). Сигнал флага: «Мне нужен лоцман». Но если этот флаг поднят рыболовным судном в районе лова, то он означает, что судно выбирает сети.

Д - буквенное значение флага «Дэлта» (латинское обозначение - буква D). Сигнал означает: «Держитесь в стороне от меня, я управляюсь с трудом».

Буквенное обозначение флага «Джулиэт» (латинская буква J). Сигнал тревожный: «У меня пожар, и я имею на борту опасный груз, держитесь в стороне от меня».

Е (Э) - буквенное значение флага «Эко» (латинское обозначение - буква Е). Сигнал означает: «Я меняю свой курс вправо». Особо полезен в гаванях, где суда должны знать друг про друга: какое куда собирается пойти.

З - обозначение флага «Зулу» (латинская буква Z). Сигнал повествует: «Мне нужно буксирное судно». А рыболовные суда в районе промысла поднимают этот флаг, когда выметывают сети.

И - буквенное обозначение флага «Индиа» (латинская буква I). Поднятый флаг означает: «Я меняю свой курс влево».

К - буквенное обозначение флага «Кило» (латинская буква К). Сигнал говорит: «Я хочу установить с вами связь».

Буквенное обозначение флага «Кэбэк» (латинская буква Q). Сигнал флага сообщает: «Мое судно незараженное, прошу предоставить мне свободную практику».

Л - буквеннное обозначение флага «Лима» (латинская буква L). Сигнал этого флага требует: «Остановите немедленно свое судно».

М - буквенное обозначение флага «Майк» (латинская буква М). Сигнал означает: «Мое судно остановлено и не имеет хода относительно воды». Это значит, что судно обездвижено, но оно может быть снесено течением или волнами в сторону.

Н - буквенное обозначение флага «Новэмбэр» (латинская буква N). Сигнал этого флага носит отрицательный характер: «Нет». Или он может быть отрицанием предыдущего сигнала.

О - буквенное обозначение флага «Оска» (латинская буква О). Сигнал очень тревожный: «Человек за бортом».

П - буквенное обозначение флага «Папа» (латинская буква Р). Сигнал: «Все должны быть на борту, так как судно скоро снимается».

Р - буквенное обозначение «Роумио» (латинская буква R). Своего сигнала у этого флага нет. Иногда его воспринимают как «Принято».

С - буквенное обозначение флага «Сиэра» (латинская буква S). Сигнал: «Мои машины работают на задний ход».

Т - буквенное обозначение флага «Тангоу» (латинская буква Т). Сигнал: «Держитесь в стороне от меня; я произвожу парное траление». Речь идет о вылавливании или обезвреживании мин также о рыболовном промысле, когда трал тянут за собой два судна.

У - буквенное обозначение флага «Юниформ» («Унифром») (латинская буква U). Сигнал: «Вы идете к опасности».

Ф - буквенное обозначение флага «Фокстрот» (латинская буква F). Сигнал означает: «Я не управляюсь, держите связь со мной».

Х - буквенное обозначение флага «Хотэл» (латинская буква Н). Сигнал: «У меня на борту есть лоцман».

Ц - буквенное значение флага «Чарли» (латинская буква С). Сигнал этого флага означает просто: «Да». А вместе с «отрицательным» флагом «Новэмбэр» «Чарли» составляет самый серьезный сигнал - сигнал бедствия.

Ы - буквенное обозначение флага «Янки» (латинская буква Y) Сигнал этого флага «Меня дрейфует на якоре». То есть вы отдали якорь, но он держится за грунт плохо, вас сносит ветром или течением.

Ь - буквенное значение флага «Эксрэй» (латинская буква Х (экс)). Означает флаг «Приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами».

Международный свод сигналов (The International Code of Signals; INTERCO) предназначен для связи различными способами и средствами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в тех случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении Свода было принято во внимание, что широкое применение радиотелефона и радиотелеграфа позволяет всегда, когда отсутствуют языковые трудности, осуществлять простую и эффективную связь открытым текстом.

Сигналы, используемые в Своде, состоят из:

  • однобуквенных сигналов, предназначенных для очень срочных, важных или часто употребляемых сообщений;
  • двухбуквенных сигналов, составляющих Общий раздел;
  • трехбуквенных сигналов, составляющих Медицинский раздел и начинающихся с буквы М.

Каждый сигнал Свода имеет завершенное смысловое значение. Этот принцип проходит через весь Свод; в отдельных случаях с целью расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения.

К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Первоначально смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая рыцарские штандарты.

Первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку. В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов.
Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.
В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1800 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот.
Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями Фредерика Марриата был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота".
Система состояла из 15 флагов и вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Система использовалась только британцами./p>

Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов.
Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов для торгового флота" была переименована в "Международный свод сигналов". Все морские государства приняли этот cвод.
Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году межданародная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 буквенных флагов, 10 цифровых и 3 заменяющих. Для передачи сообщения находят соответствующий текст в своде сигналов, записывают стоящие напротив ного сигнальные сечетания флагов (бывают одно-, двух-, трехфлажные сигналы, а также четырехвлажные сигналы, инфорирующие о государственной принадлежности судна), набирают их из сигнальных флагов и поднимают на фалах. Сигнальщик на принимающем судне, записав эти сочетания, находит их значения в сводах пигналов. Дальность флажной сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 миль. Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.

Дополнительные и специальные сигналы

Дополнительные и специальные сигналы

Первый заменяющий

Второй заменяющий

Третий заменяющий

Четвёртый заменяющий

Заменяющие вымпелы

Если на судне имеется единственный комплект флагов, то заменяющие вымпелы позволяют повторить буквенный флаг или цифровой вымпел один или несколько раз:

  • первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг первого сигнального сочетания;
  • второй заменяющий вымпел всегда повторяет второй;
  • третий заменяющий - третий сверху сигнальный флаг.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Буквенные сигналы

Буквенные сигналы

A, Alfa, Алфа
У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом..

B, Bravo, Браво
Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз.

C, Charlie, Чарли
Положитеьный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме.

D, Delta, Дэлта
Держитесь в стороне от меня, я управляюсь с трудом.

E, Echo, Эко
Поворачиваю вправо.

F, Foxtrot, Фокстрот
Я не управляюсь, держите связь со мной.

G, Golf, Голф
Мне нужен лоцман.

H, Hotel, Хотэл
У меня есть на борту лоцман.

I, India, Индиа
Поворачиваю влево.

J, Juliett, Джулиэт
У меня пожар и я имею на борту опасный груз, держитесь в стороне от меня

K, Kilo, Кило
Я хочу установить связь с вами.

Сигнал Kilo с цифрой означает, я хочу установить связь:
K2 знаками Морзе с помощью флажков или руками;
K3 усилительным устройством (мегафоном);
K4 светосигнальным устройством;
K5 звукосигнальным устройством;
K6 флагами Международного свода сигналов;
K7 радиотелефоном на частоте 500 кГц;
K8 радиотелефоном на частоте 2182 кГц;
K9 УКВ радиотелефоном по каналу 16.

L, Lima, Лима
Остановите немедленно свое судно.

M, Mike, Майк
Мое судно остановлено и не имеет хода относительно воды.

N, November, Новэмбэр
Отрицательный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в отрицательной форме.

O, Oscar, Оска
Человек за бортом.

P, Papa, Папа
В гавани: Всем следует быть на борту, так как судно скоро cнимается.
В море: Мне нужен лоцман.

Сигнал Papa для рыболовных судов, работающих в непосредственной близости друг от друга означает, мои сети зацепились за препятствие.

Q, Quebec, Кэбэк
Мое судно незараженное, прошу предоставить мне свободную практику.

R, Romeo, Роумио
Принято.

S, Sierra, Сиэра
Мои движители работают на задний ход.

T, Tango, Тангоу
Держитесь в стороне от меня, я произвожу парное траление.

U, Uniform, Юниформ
Курс ведет к опасности.

V, Victor, Викта
Мне необходима помощь.

    Военно морской свод сигналов набор сигнальных флагов, применявшийся наряду с семафорной азбукой в военно морском флоте СССР для передачи информации (сигналов, приказов) между кораблями и береговыми службами. Свод сигналов военно морского… … Википедия

    Сигнальные флаги, поднимаемые на судах в дни праздников; поднимаются на специально основанных фалах, идущих обычно от форштевня к клотику фок мачты, затем к клотику грот мачты и дальше к ахтерштевню. От форштевня до клотика фок мачты набираются… … Морской словарь

    Флаги расцвечивания, - флаги Военно морского свода сигналов СССР, поднимаемые на кораблях и судах ВМФ в торжественных случаях. На судах морского флота СССР в качестве Ф. р. используются флаги Международного свода сигналов … Словарь военных терминов

    Сигнальные флаги: На море: Флаги международного свода сигналов У водолазов: Водолазный флаг В автогонках: Гоночные флаги … Википедия

    - (The International Code of Signals; INTERCO) предназначен для связи различными способами и средствами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в тех случаях, когда возникают языковые трудности… … Википедия

    Андреевский флаг Морской флаг отличительный знак в виде полотнища правильной геометрической формы cо специальной расцветкой, который может определят … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Не следует путать с международным фонетическим алфавитом. Фонетический алфавит стандартизированный (для данного языка и/или организации) способ прочтения букв алфавита. Применяется в радиосвязи при передаче написания сложных для воспринятия … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

Картинка-памятка для быстрого запоминания действующих флагов МСС


Нижеприведенны материал о флагах полностью стащен с http://www.vexillographia.ru/signal.html

В тексте использованы материалы книги Д.Фоли "Энциклопедия знаков и символов"
(John Foley, Guinness Encyclopedia of Signs and Symbols)


К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку

В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.

В 1780 году в сигнальной системе лорда Ричарда Хоу (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Дабы было понятно, что на мачте поднят сигнал "по Попхэму", ряд флагов предварял т.н. "телеграфный флаг" - дигонально разделенный на красный и белый треугольники.

Сигнальные флажные системы XVII-XVIII-нач.XIX веков оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота" (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. При этом учитывалось поднят ли при четырехфлажном сигнале дополнительный флаг (Rendezvous, Telegraph) или вымпел (1-й, 2-й, 3-й заменяющие, номерной), от этого зависело значение сигнала. В таблице 1847 года в составе сигнальных флагов показан Юнион Джек с белой каймой (его подъём на мачте показывал, что флажный сигнал представляет собой название британского военного корабля). Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось "Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций" (The Universal Code of Signals for the Mercantile Marine of All Nations).

Существовало несколько различных флажных сигнальных книг: Адмиралтейский кодекс (1808), сингальная книга Томаса Линна (Ост-Индск. комп., 1814), книга сигналов Элфорда (1818), сигнальная книга Натаниэла Сквайра (Англия, 1816, 1820), сигнальная книга Джозефа Конолли (Англия, 1821), Ричарда Берри (1823), лейтенанта Филиппса (Англия, 1836), капитана Л.Рёде (Дания, 1836), книга адмирала Генри Рэпера (1828), книга Бернарда Уотсона (Англия, 1832), лейтенанта Б. Уолкера (Англия, 1841), лейтенанта Вильяма Лорда (Англия, 1845), сигнальная книга А. Ирдли-Вильмота (Англия, 1850), Паркера (1832), Генри Роджерса (США, 1847, 1854).

Некоторое время во флотах разных стран использовалась система сигналов Рейнольда. Она разработана французским офицером Шарлем Рейнольдом де Шованси (Charles REYNOLD de CHAUVANCY) в 1845 году поначалу для использования в пределах острова Реюньон, между портами Сен-Дени и Сен-Поль. Существовавшую до него систему передачи информации между портами (использовались цветные шары и флаги разных цветов) критиковали за то, что было сложно иногда с большой дистанции определить цвет флага или шара. Поэтому Рейнольд стал использовать сигналы из трех предметов: один шар, один флаг и один вымпел одного и того же цвета. Когда все три предмета были одноцветными, снижалась вероятность ошибки в дешифровке сигнала. Успех системы привел к тому, что в 1855 г Рейнольдс расширил ее и для флота. Система Рейнольда была принята 15 нациями: Великобритания, Нидерланды, Сардиния, Швеция, Греция, Неаполь, Бельгия, Пруссия, Норвегия, Уругвай, Гамбург, Ольденбург, Чили, Дания, Австрия. Позже, видимо, и другие нации присоединялись к этому коду. Румыния, Россия и др. В каждой из стран использовались различные флаги. Но была общей система, т.е. использовались цифровой флаг, цифровой вымпел в разных сочетаниях. Общим был только специальный флаг свода - желтый с синей диагональю, на которой помещались три звездочки. Этот флаг означал, что поднятый на мачту сигнал нужно расшифровывать с помощью кода Рейнольда. Во французском флоте для кода Рейнольда использовались цветные флаги существовавшей с начала 19 века системы Фредерика Марриата. В других флотах - свои собственные цифровые флаги. Однако Британия позже занялась разработкой нового свода сигналов. В результате и во Франции код Рейнольда был отменен в 1863 году.


Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1855 году британским министерством торговли была начата разработка сигнальной системы для торгового флота, а в 1857 году она была опубликована под названием "Система кодовых сигналов для торгового флота" (The Commercual Code of Signals). В системе было 18 "буквенных" флагов, а также вымпел свода. Основой "Системы..." стал свод сигналов Марриата. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции.

Для связи с коммерческими судами по международному коду могли использоваться различные наборы флагов. Например, были определены флаги из систем Роджерса, Марриата, набора британского адмиралтейства, которые использовались для общения по международному коду.

В 1887 году "Система кодовых сигналов..." была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO. international code of signals). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1902-м году к системе сигналов добавились новые флаги для букв A, E, I, O, U, X, Y, Z. Т.е. "буквенных" флагов стало 26 вместо прежних 18-ти. Также в таблицах флагов Медждународного свода в начале века помещались и британский лоцманский флаг (Юнион Джек с белой каймой по 4 сторонам полотнища), а также бело-красный горизонтальный биколор "лоцман на борту". В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. В 1934 году были добавлены 13 новых флагов (треугольные флаги букв C,D,E,F,G стали цифровыми флагами 1-5, а для этих букв разработаны новые прямоугольные флаги, новые флаги сочинены также для цифр 6, 7, 8,9, 0, добавлены заменяющие флаги. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов - МСС-65 или ICOS-69.

Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов.

Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой "YV1".

Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.

А, А Alfa, Альфа

Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости.

Использование флага "А" на судах, спустивших водолаза оговорено также и в "Конвенция о международных правилах предупреждения столкновении судов в море 1972 года" (МППСС-72) Там же говорится о том, что на малых судах этот флаг изготавливается в виде жёсткого щита высотой не менее 1 м, должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага (щита).

B, Б Bravo, Браво

Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз

C, Ц Charlie, Чарли

Интересно, что в «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «С» обозначает белый вымпел с красным кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «1». Собственно изменение флага для литеры "С" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

D, Д Delta, Дельта

Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «D» обозначает синий вымпел с белым кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «2». Собственно изменение флага для литеры "D" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

E, Е Echo, Эхо

Я поворачиваю направо

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «E» обозначает треугольный вымпел из вертикальных красной, белой, синей полос – тот что позже стал обозначать цифру «3». Собственно изменение флага для литеры "E" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

F, Ф Foxtrot, Фокстрот

Я потерял управление и возможность связи

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «F» обозначает треугольный красный вымпел с белым крестом – тот что позже стал в МСС обозначать цифру «4». Собственно изменение флага для литеры "F" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

G, Г Golf, Гольф

Мне нужен лоцман. Рыболовные суда этим флагом сигнализируют "Я выбираю сети".

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «G» обозначает треугольный вымпел из жёлтой (у шкаторины) и синей половин – тот что позже стал обозначать в МСС цифру «5». Собственно изменение флага для литеры "G" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

H, Х Hotel, Хотэл

У меня на борту лоцман

I, И India, Индия

"Я меняю курс. Поворачиваю влево"

J, Й Juliett, Джулиэт

"У меня пожар и имею опасный груз на борту"

K, К Kilo, Кило

«Я хочу связяться с вами». Если после сигнала «Кило» идет цифра, то она обозначает тип связи: сигнальными флагами языком Морзе, мегафоном, сигнальными фонарями, звуковыми сигналами и т.п.

L, Л Lima, Лима

В порту – «Судно под карантином». В море - «Немедленно остановитесь»

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «L» обозначает такой же флаг, но расположение цветных прямоугольников иное.

Именно этим флагом пограничные корабли останавливают невоенные суда в территориальных и внутренних водах!

M, М Mike, Майк

"Я прекратил движение"

N, Н November, Новэмбэр

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «N» такой же флаг, но белые и синие поля поменены местами.

O, О Oscar, Оска

Человек за бортом

P, П Papa, Папа

В гавани: "Судно собирается в море, всем доложить о прибытии". В море может обозначать - "Мне нужен лоцман". Рыболовные суда этим флагом сообщают «Мои сети зацепились за препятствие".

С древности известно другое имя этого флага - "Синий Питер". В XVIII веке этим флагом пользовались, если нужно было попросить повторить плохо понятый сигнал. Blue Repeater - "Синий повторитель" со временем превратился в "Синего Питера"

Q, Щ Quebec, Кэбэк

На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина

R, Р Romeo, Роумио

Флаг не имеет определенного значения. Иногда обозначает - «Принято»

S, С Sierra, Сиэрра

«За кормой моего судна сейчас заработают винты», т.е. судно дает задний ход. Может дополняться цифровыми флагами, обозначающими скорость в узлах.

T, Т Tango, Тангоу

U, У Uniform, Юниформ

Вы идёте навстречу опасности

V, Ж Victor, Викта

Прошу помощи.

W, В Whiskey, Уиски

Требуется медицинская помощь

X, Ь X-ray, Эксрей

"Прекратите выполнение того, что делаете. Наблюдайте за моими сигналами"

Y, Ы Yankee, Янки

Я поднимаю якорь

Z, З Zulu, Зулу

Мне нужен буксир

Для обозначения цифр существуют специальные вымпела.

1 (unaone, унауан) - белый вымпел с красным кругом [до 1934 года он обозначал литеру "С"];
2 (bissotwo, биссоту) - синий вымпел с белым кругом [до 1934 года он обозначал литеру "D"];
3 (terrathree, тэратри) - вымпел из красной, белой и синей вертикальных полос [до 1934 года он обозначал литеру "E"];

4 (kartefour, картэфоур) - красный вымпел с белым крестом [до 1934 года он обозначал литеру "F"];
5 (pantafive, пантафайв) - вымпел из вертикальных жёлтой и синей полос [до 1934 года он обозначал литеру "G"];
6 (soxisix, соксисикс) - вымпел из горизонтальных чёрной и белой полос;

7 (setteseven, сэтэсэвн) - вымпел из горизонтальных жёлтой и красной полос;
8 (oktoeight, октоэйт) - белый вымпел с красным крестом;
9 (novenine, ноувэнайн) - четверочастный вымпел: белый, чёрный, красный, жёлтый;

0 (nadazero, надазэро) - жёлтый вымпел с красной вертикальной полосой.

Есть также три "заменяющих" вымпела.
1-й заменяющий (1st substitute) - жёлтый с синей каёмкой;
2-й заменяющий (2nd substitute) - сине-белый;
3-й заменяющий (3rd substitute) - белый с чёрной горизонтальной полосой.

В Международном Своде сигналов всего три заменяющих флага. Но суда НАТО (в дополнение к этим трём) обычно используют и четвертый заменяющий флаг – красный вымпел с жёлтым квадратом у шкаторины.

Заменяющие флаги требуются в ситуациях, когда необходимо одновременно поднять несколько одинаковых сигнальных флагов, а в комплекте их нет. Тогда используются заменяющие флаги. При том первый заменяющий флаг обозначает верхний в сигнале флаг, второй заменяющий - второй сверху флаг и т.д.

Вымпел свода – красное полотнище с 2 вертикальными полосами. Он же используется как «ответный вымпел». В передаче цифр он обозначает десятичную точку. Когда вымпел свода поднимается в начале сигнала, это означает, что дальнейшая передача сигнала будет идти по правилам свода, а не по неким другим, например, военным кодам. Этот вымпел остается поднятым все время, пока корабль передает сообщения по МСС.

Размеры сигнальных флагов могут быть различными. Основные типоразмеры:
№1: 30х40 (буквенные), 30х45 (репитерные треугольные), 25х75 см, ширина у свободного конца 6 см (цифровые и ответные флаги в форме вымпелов);
№2: соответственно 50х60, 50х65, 25х75 (6) см
№3: соответственно 70х90, 70х90, 50х150 (15) см
№4 соответственно 120х140, 120х150, 90х270 (25) см.
№5 соответственно 150х180, 150х190, 130х390 (35) см

Сигнальные флаги в РФ изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51131-98.


Флажный этикет и ритуалы

Считается, что флаг не должен реять на флагштоке круглые сутки. Утром с восходом солнца флаг должен подниматься, а вечером спускаться. В США, например, круглосуточное вывешивание национального флага разрешено лишь в трёх местах (мемориалах). Во многих странах за соблюдением этого ритуала ревностно следят в государственных учреждениях и даже университетах и школах (в России, к сожалению, таких обычаев нет, а флажный протокол исполняется разве что в военном флоте...)

Флаг или знамя ни в коем случае не должны касаться земли, даже краем. Нельзя помещать флаг в могилу. Например, если в похоронной церемонии флаг используется как покрывало гроба; то перед опуском в могилу флаг должен быть снят и передан на хранение родственникам погибшего.

Также запрещается вывешивать флаг перевёрнутым (за исключением специально оговоренных случаев). Это считается оскорблением государству и нации.

Правила совместного вывешивания флагов нескольких государств, флагов государства и мунициапального образования или предприятия описываются в соответствующих Положениях. Общее правило таково: флаги двух равноправных субъектов должны быть одного размера, флаг части страны (города, предприятия) не может быть больше флага государства. Если несколько равноправных флагов располагаются на флагштоках в ряд, то значение имеет их порядок. Наиболее привилегированными местами в ряду флагов считается центр и левый от зрителя фланг. В этих местах обычно помещают флаги международных организаций, форумов и т.п. Остальные флаги целесообразнее всего расположить по алфавиту.

В США и ряде других стран флаг принято поднимать на флагшток быстро (полотнище должно как бы "взлетать" вверх). Спуск флага наоборот производится медленно и торжественно. В российском флоте в ритуале подъема флага предусмотрено, что флаг и поднимается медленно. Если поднимаются несколько флагов, то первым следует поднять флаг с более высоким статусом (государственный), при спуске флагов он спускается последним.

Места подъема флагов на кораблях и судах


На невоенных кораблях и судах главным является Государственный флаг. На стоянке и на ходу он поднимается на наиболее почетном месте - на кормовом флагштоке. На некоторых яхтах не ходу флагшток может мешать парусам, на таких яхтах флагшток на ходу убирается, и флаг поднимается:
либо к ноку гафеля;
либо к ноку бизань-мачты;
либо на ахтерштаге (примерно на 2/3 его высоты).

На моторных катерах флаг может быть поднят на гафеле сигнальной мачты.

Государственный флаг можно не поднимать на стоянке своего клуба в гавани. При плавании по внутренним водам спортивные яхты могут вместо Государственного флага нести флаг своего спортивного общества или яхт-клуба.

Флаг или брейд-вымпел яхт-клуба или спортивного общества (т.н. Burgee) поднимается над клотиком мачты. Если это невозможно из-за конструктивных особенностей корабля, то флаг яхт-клуба поднимается под краспицей правого борта. Место под краспицей правого борта на яхтах вообще "забронировано" под флаг страны захода или т.н. "флаг вежливости", т.е. государства в территориальных водах которого находится яхта, под флагом страны захода может также размещаться карантинный флаг. Возможно также под флагом страны захода поднимать региональные флаги страны захода. Когда правая краспица занята, то флаг яхт-клуба может быть перемещен на левую краспицу.

Флаг вежливости поднимается после поднятия кормового флага, а спускается непосредственно перед спуском кормового флага.

Под левой же краспицей поднимается и флаг судоходной компании или порта приписки (т.н. House Flag), а также национальные флаги отдельных членов экипажа или гостей яхты.

На моторных лодках флаг вежливости поднимается справа от сигнальной мачты. Слева от сигнальной мачты может быть поднят флаг страны почетного гостя.

Подъём флагов расцвечивания


В торжественных случаях (Государственные и национальные праздники) судно украшается флагами расцвечивания. Расцвечивание производят только на стоянке на бочке или у причала, на ходу расцвечивание не производится. Флаги расцечивания находятся на фалах, натянутых между штевнями корабля и клотиками мачт. Торговые суда и яхты используют для расцвечивания флаги Международного Свода Сигналов (сам вымпел Свода для этого не используется). Корабли ВМФ используются флаги Военно-морского свода сигналов. В общем случае для расцвечивания могут использоваться все флаги, имеющиеся в корабельном комплекте. Запрещается использовать для расцвечивания лишь государственный флаг, флаг ВМФ, гюйс, флаги вспомогательных судов и судов пограничной охраны должностные флаги и брейд-вымпелы, а также иностранные государственные или военные флаги. Необходимо также следить, чтобы сочетание сигнальных флагов, поднятых в качестве флагов расцвечивания, не образовывало никаких фраз.

Поделиться