Детское дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации , реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Современная система детских дошкольных учреждений в России
В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад . Помимо этого в России существуют и такие виды дошкольных учреждений как:
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
В Российской Федерации в 2007 году насчитывалось более 45 тыс. детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4800 тыс. детей (61,3 % детей в возрасте до 7 лет, что почти приближается к уровню 1991 года - 63,9 %). Вместе с тем в ряде регионов сохраняется очередь на право получения места в дошкольном учреждении, что порой вынуждает родителей подавать заявление о приёме в дошкольное учреждение едва ли не сразу после рождения ребёнка. По данным Росстата, показатели очерёдности в дошкольные образовательные учреждения составляли на начало 2007 года около 1 млн детей.
На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребёнка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.
Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.
Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей. В разновозрастных группах: при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей; при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.
Взаимоотношения родителей и детского дошкольного учреждения
В соответствии с законодательством (Закон об образовании) правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учётом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета. Средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе . Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребёнка: от 7 % в Орловской области до 31,9 % в
Если дошкольное образовательное учреждение называется именно так, то это значит, что речь идет о стандартном детском садике. Здесь в приоритете - развитие ребенка, интеллект которого формируется на занятиях с воспитателем, физические способности - во время зарядки, подвижных игр и прогулок, эстетически малыш развивается, занимаясь рисованием, аппликацией, лепкой и музыкой, а социально - общаясь с другими ребятами. В результате подобной организации деятельности через несколько лет дети становятся гармоничными личностями, готовыми к школе.
Правда, нужно учитывать, что такое дошкольное образовательное учреждение имеет законное право предпочесть какой-нибудь один вид развития ребенка - познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое (но основная общеобразовательная программа должна быть реализована в садике в полном объеме в любом случае). Поэтому лучше выяснить заранее, в развитии каких именно сторон активности ребенка преуспевает такой садик: формировать личность ребенка равномерно, скорее, уполномочен , имеющий в названии формулировку «центр развития» (впрочем, к какому бы виду ни относился тот или иной детский садик, его персонал обязан предоставлять воспитанникам свободу развития в соответствии с их индивидуальными особенностями).
Детский сад компенсирующего вида
Это детское учреждение нацелено в большей степени на коррекцию патологий у ребенка, будь то частые болезни, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нарушение слуха или задержка психического развития. Здесь для работы с детьми привлекают врачей, развивающие занятия строятся с учетом особенностей ребенка, а само здание такого детского сада может быть построено с пандусами и расширенными дверными проемами. В подобном садике выше шанс найти, к примеру, питание по специальной диете или детский массажный кабинет и условия для реабилитации детей-инвалидов; он рассчитан на работу по коррекции одной или нескольких патологий.
Принимают детей в такие сады с согласия родителей ребенка либо их законных представителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При этом в подобных дошкольных образовательных учреждениях реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в сочетании с попутной коррекцией недостатков в физическом либо психическом развитии детей - или собственная программа, разработанная на базе основной.
Детский сад комбинированного вида
Это детский сад смешанной структуры. Он может сочетать в себе группы разного типа - и такие, которые типичны для общеразвивающего садика, и такие, которые встречаются в компенсирующих детских садах, а также группы оздоровительной направленности и даже комбинированные. Пропорция тут может быть любой, а педагоги подобного детского учреждения обучены воспитывать совместно здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Правда, поступление маленьких инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в данный детский сад отличается тем, что оно организовано так же, как и прием ребят в детский сад компенсирующего вида.
***
Если садик негосударственный, признаки какой-либо из вышеупомянутых разновидностей могут определяться в нем примерно, а программу дошкольного образования он разрабатывает сам на основе типовой программы и федеральных требований.
Кроме того, стоит помнить, что необходимые вам опции развития ребенка не только должны быть заложены в типе детского сада как таковом, а могут содержаться еще и в дополнительных образовательных услугах, предоставляемых тем или иным дошкольным учреждением на договорной основе - разумеется, не взамен основной образовательной деятельности этого дошкольного учреждения.
Дошкольное учебное учреждение (ясли) для
детей в возрасте от двух месяцев до трех
лет, где обеспечиваются уход за ними, их
развитие и воспитание в соответствии с
требованиями базового компонента
дошкольного образования;
- дошкольное
учебное учреждение (ясли-сад) для детей в
возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет,
где обеспечиваются уход за ними, их
развитие, воспитание и обучение в
соответствии с требованиями базового
компонента дошкольного образования;
-
дошкольное учебное учреждение (детский сад)
для детей в возрасте от трех до шести (семи)
лет, где обеспечиваются их развитие,
воспитание и обучение в соответствии с
требованиями базового компонента
дошкольного образования;
- дошкольное
учебное учреждение (ясли-сад)
компенсирующего типа для детей в возрасте
от двух до семи (восьми) лет, которые
нуждаются в коррекции физического и (или)
умственного развития, длительном лечении и
реабилитации. Дошкольные учебные
учреждения (ясли-сад) компенсирующего типа
делятся на специальные и санаторные;
-
дом ребенка - дошкольное учебное учреждение
системы здравоохранения для
медико-социальной защиты детей-сирот и
детей, лишенных родительской опеки, а также
для детей с недостатками физического и (или)
умственного развития от рождения до трех
(для здоровых детей) и до четырех (для
больных детей) лет;
- дошкольное учебное
учреждение (детский дом) интернатного типа,
где обеспечиваются развитие, воспитание,
обучение и социальная адаптация
детей-сирот и детей, лишенных родительской
опеки, дошкольного и школьного возраста,
содержащихся за счет государства;
-
дошкольное учебное учреждение (ясли-сад)
семейного типа для детей в возрасте от двух
месяцев до шести (семи) лет, состоящих в
родственных отношениях, где обеспечиваются
уход за ними, их развитие, воспитание и
обучение в соответствии с требованиями
базового компонента дошкольного
образования;
- дошкольное учебное
учреждение (ясли-сад) комбинированного типа
для детей в возрасте от двух месяцев до
шести (семи) лет, в составе которого могут
быть группы общего развития,
компенсирующего типа, семейные,
прогулочные, где обеспечивается дошкольное
образование с учетом состояния здоровья
детей, их психического и физического
развития;
- дошкольное учебное
учреждение (центр развития ребенка), в
котором обеспечиваются физическое и
психическое развитие, коррекция
психического и физического развития,
оздоровление детей, посещающих другие
учебные заведения или воспитывающихся
дома;
- детский дом семейного типа -
дошкольное учебное учреждение, в котором
воспитываются дети-сироты и дети, лишенные
родительской опеки, в возрасте от двух до
восемнадцати лет.
2. Перечень
дошкольных учебных учреждений (яслей-садов)
компенсирующего типа определяется
специально уполномоченным центральным
органом исполнительной власти в области
образования по согласованию со специально
уполномоченным центральным органом
исполнительной власти в области
здравоохранения.
3. Для удовлетворения
образовательных потребностей граждан
дошкольное учебное учреждение может
входить в состав учебно-воспитательного
комплекса "дошкольное учебное учреждение -
общеобразовательное учебное заведение",
"общеобразовательное учебное заведение -
дошкольное учебное учреждение" или в состав
объединения с другими учебными
заведениями.
Для удовлетворения
образовательных, социальных потребностей,
организации ранней коррекционной и
лечебно-восстановительной работы при
специальных общеобразовательных школах
(школах-интернатах), общеобразовательных
санаторных школах (школах-интернатах) могут
создаваться дошкольные группы.
Для
обеспечения реализации прав ребенка на
родственные связи при общеобразовательных
школах-интернатах для детей-сирот и детей,
лишенных родительской опеки, могут
создаваться дошкольные отделения.
Для
удовлетворения образовательных,
социальных потребностей граждан могут
создаваться дошкольные учебные учреждения
с сезонным пребыванием детей.
7.1. Виды ДОУ:
1- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
2- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 мес. до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);
3- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению 24равных стартовых возможностей для обучения детей вобщеобразовательных учреждениях);
4- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);
5- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
6- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
7- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с
приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из направлений:
познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое);
8- центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности воспитанников по нескольким направлениям: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое; в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности развитие воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии).
ДОУ решают основные задачи:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья
воспитанников;
Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного,
художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
Воспитание с учетом возраста детей гражданственности, уважения к правам
и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии воспитанников;
Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного 25
развития детей;
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Задачи ДОО:
1. Охрана жизни и здоровья, физическое развитие детей.
2. Обеспечение индивидуального, социально-личностного, художественно-эстетического развития, приобщение детей к общественным ценностям.
3. Осуществление коррекции в развитии детей.
4. Взаимодействие, сотрудничество с семьей.
1.забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
2.создание в группах атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
3.максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
4.вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
5.координация подходов к воспитанию детей в условиях Учреждения и семьи;
6.соблюдение преемственности в работе детского сада и учреждения начального образования.
Существующие детские сады подразделяются по направлениям и методам образования детей. В данном перечне представлены основные их виды и особенности проводимых в них занятий.
● Виды детских садов, их особенности
Детский сад
Дошкольное образовательное учреждение для пребывания ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Дети занимются общим развитием: изучают окружающий мир, знакомятся с основными навыками в быту, общению с другими детьми, готовятся к поступлению в школу.
Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка
Детские сады делятся по принадлежности на:
- муниципальные,
- ведомственные,
- частные (коммерческие)
- домашние (семейные).
Деление детских садов по специализации:
- общеразвивающего вида;
- центры развития детей;
- сад компенсирующего вида;
- детский сад комбинированного вида;
- детский сад оздоровительного типа
- детский сад присмотра и оздоровления;
- детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «начальная школа - детский сад»;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «общеобразовательная школа»;
- центр развития ребенка - детский сад;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования».
В детских садах дети распределены на группы согласно их возраста и особенностей развития.
Детский сад общеразвивающего вида
Само название говорит о специализации детского сада - всестороннее развитие ребенка.
У таких садов могут быть разные приоритетные направления, такие как:
- физическое,
- интеллектуальное,
- художественно-эстетическое развитие
Детский сад компенсирующего вида
Специализация - коррекция при определённых отклонениях, как психического, так и физического развития ребёнка.
Компенсирующее обучение подразумевает организацию реабилитационных занятий, ведущих к устранению различных нарушений, не включающих умственные отклонения.
Группы в таких детских садах формируются из детей, испытывающих выраженные трудности в освоении обычных общеобразовательных программ согласно возрасту. Главная задача, которую решает детский сад компенсирующего вида - помощь детям в восстановлении и укреплении нормального нервно-психического и физического здоровья.
Показания для посещения детского сада компенсирующего вида:
- заболевания, связанные с ухудшением зрения;
- проблемы слуха;
- заболевания, нарушающие функции опорно-двигательного аппарата;
- проблемы с психологическим равновесием (нервозность, агрессивность, повышенная нервная возбудимость, раздражительность);
- дефекты речи.
Помимо перечисленных показаний, направление в группы могут выдаваться детям часто болеющим острыми респираторно-вирусными заболеваниями (ОРЗ) и ослабленной иммунной системой.
В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.
Детский сад комбинированного вида
В состав такого заведения входят компенсирующие, общеразвивающие и оздоровительные группы, причём в абсолютно разных сочетаниях.
Детский сад оздоровления и присмотра
Приоритет деятельности - выполнением профилактических, санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур, а также других мероприятий, направленных на вышеуказанные цели.
Дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка"
Это специализированный детский сад, в котором осуществляется психологическое, в том числе и физическое развитие, оздоровления и коррекции воспитанников.
Именно в таких центрах чаще всего бывают физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, детский театры и т.д.
Многие детские сады имеют специализированные группы:
- группы подготовки к общеобразовательной школе
;
- группы подготовки к начальной школе
;
- дошкольные группы от центров образования
;
Дошкольная группа "Центра образования"
Центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы:
- дошкольного
- начального общего
- основного общего
- среднего (полного) общего образования
- программы профессиональной подготовки обучающихся
- дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.