Игровые и шоу технологии аннотация. Современные педагогические технологии. Сообщение темы мероприятия

Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:

  • диагностирование;
  • целеполагание;
  • проектирование;
  • конструирование;
  • организационно-деятельностный компонент;
  • контрольно-управленческий компонент.

Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.

Существует множество классификаций технологий воспитания.

1. По научной концепции :

Деятельностные;

Поведенческие;

Интериоризаторские,

Нейролингвистического программирования.

2. По философской основе:

Гуманистические,

Материалистические;

Прагматические;

Антропософские.

Коллективные;

Индивидуальные;

Групповые;

Массовые.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе:

  • шоу-технологии;
  • технология обучения;
  • технология “Коллаж”;
  • диалоговые технологии;
  • технология педагогического общения;
  • технология педагогики сотрудничества;
  • модель трудового воспитания А.А. Католикова;
  • технология “Экология и диалектика” Л.В.Тарасова;
  • технология педагогического разрешения конфликта;
  • информационно-коммуникационная технология (ИКТ);
  • технология предъявления педагогического требования;
  • технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
  • технология педагогической оценки поведения и поступков детей;
  • авторская модель “Русская школа” (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина);
  • технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
  • технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко);
  • технологии воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова);
  • технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, Н.П.Капустин);
  • технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
  • технологии личностно-ориентированного обучения: гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;
  • многочисленные здоровьесберегающие технологии (по классификации, предложенной Н.К.Смирновым): медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.

Подробнее остановимся на воспитательных технологиях, которые я чаще всего использую в своей практике.

Диалоговые технологии

Дебаты - интерактивная педагогическая технология; форма проведения воспитательного мероприятия или учебного занятия; или форма интеллектуальной игры; обмен мнениями, прения; общественное движение. Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Цель использования:

Развитие умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии; творческих способностей школьников; общей культуры и интеллекта;

Развитие воли, памяти, мышления,

Развитие и совершенствование умения вести полемику, сопоставлять и анализировать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, подвергать сомнению бесспорные истины, отстаивать и применять полученные знания в жизни;

Формирование готовности противостоять “информационному зомбированию” и;

Развитие умения осознанно вырабатывать жизненную позицию.

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает); обязательно наличие “спикера” в каждой команде; суть – убедить нейтральную сторону, судей, что ваши аргументы лучше.

Структура дебатов:

Определение темы (в виде утверждения), целей;

Формирование команд;

Работа с информацией по теме (“мозговой штурм”, поиск информации, составление вопросов);

Подготовка команд;

Критерии оценки;

Форма анализа и оценки;

Рефлексия.

Отличительные признаки: жесткий временной регламент; четкое распределение ролей; игра по строгим правилам; возможность рассмотреть одно и то же явление (факт) с прямо противоположных позиций; большая подготовительная работа; разнообразие и объективность критериев оценки.

Примерные темы для дебатов: Жизнь - это игра. Служба в армии- за и против. Смертная казнь - за и против. Проблема “отцов и детей” разрешима. Введение школьной формы оправдано. Легко ли быть молодым (современным)? Атомные электростанции: польза или вред? Выбор профессии: для души или для денег. Обучение в старших классах должно быть профильным. Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным. Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне. Употребление нецензурных выражений в речи: за и против. Родители должны нести ответственность за преступления своих детей. Кто виноват, что подростки становятся преступниками: дети или взрослые? “Засорение” русского языка иноязычными словами – закономерный и непоправимый процесс. В современном обществе модно быть здоровым (воспитанным, образованным, “крутым”) человеком.

“Мозговой штурм” или “Мозговая атака”

Мозговой штурм (от англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Обязательные условия: закрепление эксперта (пишет); назначение “кукушки” (засекает время); ограничение времени 10 – 15 минут).

Общие правила: отсутствие шаблонного мышления; свобода воображения; необходимо уточнение мыслей посредством вопросов; мысли озвучиваются коротко; приветствуется большое количество идей; запрет критики.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех мозгового штурма. Особенности: Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Примерные темы для проведения мозгового штурма:

“Ассоциации” (твой взгляд на слово: ночь, красота, дружба).

Распределение ролей (изобрази зайчика, утюг, дерево).

Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.

“Коммуникативное письмо”

Незаконченное предложение. “У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я...”

Контраргументы. “Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность”

Ранжирование (что такое хорошо, а что такое плохо)

Шоу-технологии

Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

Деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);

Соревновательность на сцене;

Подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Этапы: подготовка (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление); реализация : запуск (разогрев); сценическое действо; финал; диагностика результата.

Схема реализации технологии

1. Подготовка шоу-программы. Решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т.п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т.д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются: разработка или поиск сценария шоу; распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.; подготовка “сцены”, “зала”, ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: “сцена”, ведущий, “зал”, оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

“Сцена”: решение о главном принципе отбора участников “сцены”; сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, “домашних заданий”; помощь в подготовке “сцены” к участию в шоу.

Ведущий: решение о ведущем; разработка программы ведения шоу и образа ведущего; репетиция ведения шоу.

“Зал”: решения о способе формирования “зала” (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса); определение структуры “зала” (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, “групп поддержки”, учителей, гостей, для жюри); создание настроя “зала” (через слово, действия, оформление, введение правил); обращения к “залу”, поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к “залу”, рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для “зала”, обращение к “залу” за помощью и т. д.).

Оценивание: предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается); кто и когда оценивает; техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы); способы предъявления оценок.

Оформление: определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.); определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу; выбор техники исполнения элементов оформления.

2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть (“задание-оценивание” + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет “эмоциональное заражение” (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизицию.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: создать определённый эмоциональный настрой участников; выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

В финале, кроме итогового оценивания, по мнению С.Д.Полякова, необходимо “смягчение соревновательности” между участниками соревнования и между “сценой” и “залом”. Это может достигаться словом и действием, объединяющим участников конкурсов (“сцену”): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т. п.; “сцену” и “зал”: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т. п.

3. Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен. Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать отношение участников (“сцены” и “зала”) к происходящему. Так, по ходу шоу-программы педагог может отмечать заинтересованность и активность зрителей-болельщиков при проведении разных конкурсов. В конце попросить участников оценить привлекательность шоу для себя, например: выполняя 1-3 несложных действия типа “Поднимите руки только те, для кого участие в сегодняшнем празднике оказалось интересным, привлекательным”; голосованием с помощью цветных жетонов или закрашивания клеток разными цветами (каждый цвет означает определённое настроение, степень удовлетворённости, заинтересованности).

Игры-шоу: “Звездный час”, “Зов джунглей”, “Поле чудес”, КВН, и т. д.

Игры тренинги. Например: Посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых, Отелло, Джульетта, разведчик в тылу врага. Импровизируйте.

Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем (возвращается предварительно удалённый из класса ученик) проверьте.

Хорошо развивает наблюдательность, зрительную память, тренирует оперативность такой тренинг: за 30 секунд- 1 минуту найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву “С”, “М” и т.п.: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: “А давай поговорим о...”, “А я хочу сказать о...”. Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Технология “Коллаж”

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В педагогике “Коллаж” предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Реализуется в группах. Предусматривает создание презентации.

Например: “Моя заветная мечта”, “Кем стать?”, “Добрый означает щедрый?”, “Я есть часть глобального”.

Список литературы и интернет-источников

  1. Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982 г.
  2. Воспитательная шоу-технология [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/organizacija_vospitatelnoj_raboty/uchebnye_materialy/vospitatelnaja_shou_tekhnologija/4-1-0-65
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.- М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  5. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся /Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  6. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем.
  8. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
  9. Поляков С.Д. Воспитательные технологии. – М., 2003.
  10. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: учебное пособие для педагогов и учащихся / http://ru.idebate.org/sites/live/files/Svetenko_book.pdf
  11. Светенко Т.В.Путеводитель по дебатам для школьников и студентов: [Учебное пособие] / Т.В. Светенко, И.В. Галковская. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПГПИ, 2001.
  12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  13. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  14. Турнир дебатов "Школа толерантности": [Учебно-метод. пособие] / Т.Б. Пасман, Т.А. Полковникова, В.М.Сапогов, Н.А. Болотникова, Т.В. Светенко; Отв. ред. Т.В.Светенко. - Псков: ПОИПКРО, 2003.
  15. Устинов Д. “Дебаты”: учитесь убеждать! http://www.syntone.ru/library/article_syntone/content/1264.html
  16. Щукина Г.И. “Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе”. М., Просвещение.



Особенности: Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»). Соревнование на сцене. Заготовленный организаторами сценарий. -Технология. Предметы проектирования: Задания «сцене». Работа с «залом». Способ оценивания. Сценарий для ведущего. Оформление помещения. Наличие группы организаторов. Их задачи: Разработка или поиск сценария шоу. Подготовка шоу по позициям («сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление). - Распределение ответственности (режиссерская и организация технической базы). 3 части действа: Запуск. Задания-конкурсы. Финал. 3 основных психологических механизма шоу: Эмоциональное заражение. Соревновательность. Импровизации. Подготовка шоу.


Игры – шоу «Счастливый случай», «Идём по следу», «Крестики- нолики», КВН по мифам древней Греции и т. д. Игры - тренинги Посидите на стуле так, как сидит президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте. Шоу - технологии


«Волшебный стул» «Наблюдатель» Наблюдательность, зрительная память, оперативность развивается благодаря следующей игре-тренингу: за 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше. Шоу - технологии

Дудина Татьяна Николаевна,

Курмангалиева Светлана Мухамбетьяровна

Россия, Волгоградская область,

МКОУ «Приморская СОШ»

Dudina Tatyana Nikolaevna,

Kurmanqalieva Svetlana Muhambetyarovna,

Russia, Volqoqradreqion

MKOU «PrimorskayaSOSch»

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

SHOW – TECHNOLOGY, is one of methods in the development of the creative potential of younger schoolchildren

В 2011 – 2012 учебном году мы начали работать по стандартам второго поколения.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образованиятребуетусиленного внимания к развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Мы живем в динамично изменяющемся мире и каждый человек для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов к изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста активизировать творческий потенциал каждого ребенка, развивать его творческие способности в художественной деятельности. Наиболее эффективной современной технологией развития творческих способностей детей в художественной деятельности мы считаем шоу - технологию.

У шоу – технологии три особенности:

Деление участников на выступающих («сцена») и зрителей(«зал»);

Соревновательность на сцене;

Заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности - обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), КТД –коллективная творческая деятельность (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.) они не могут относиться к игровым действиям типа шоу.

Приподготовки каждого мероприятия мы ставим перед собой цели:

для «зала» - опыт эмоционального реагирования в культурных формах;

для активных участников («сцена») - опыт индивидуальной исовместной публичной соревновательности.

Структура каждого разработанного нами мероприятия состоит из трех блоков:подготовка - реализация - анализ итогов.

Во время подготовкирешение принимается педагогом (на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, страны);

планирование, проектирование осуществляется педагогом, активом ребят. «Массы» (будущие участники) к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданиям организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.

Реализуяпроект, план, проведение праздника мы используем элементы соревновательности, импровизации или игры, приемы создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводим на уровне организаторов и актива ребят.

Подготовка к мероприятию включает в себя:

- сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, настрой на участие; формирование команд, групп; домашнее задание.

- разработка программы ведения и образа ведущего,репетиция ведения.

- расположение мест; места для гостей, участников, жюри.

- критерии оценивания, варианты оценивания (жюри или зал).

- оформлениесцены, зала, место жюри, вход в зал.

Во время мероприятия происходит эмоциональное заражение - передача,

изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимовосприятии. Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.

В своей работе на уроках, классных часах, утренниках, праздниках, викторинах, конкурсах чтецов и инсценированной песни, соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья», « Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам», родительских собраниях мы часто применяем шоу - технологию или элементы шоу технологии.

КВН « Мой мир» Кл.час «Мы за спорт» Конкурс чтецов

Защита проекта Конкурс песен Кл.час «Моя звездочка»

Шоу – технология эффективна для развитиятворческого потенциала младших школьников в художественной деятельности. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием.Ведьобразование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация.


Данная статья рассказывает о личном опыте применения шоу-технологий в воспитательной работе. Современные школьные шоу-технологии – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение шоу-технологий в образовательном и воспитательном процессах

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.

Василий Александрович

Сухомлинский

Современные школьные шоу-технологии – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому педагогическому коллективу школы следует создать для этого необходимую обстановку.

1. Основные принципы и направления досуговой деятельности учащихся

Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Школьные мероприятия должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

Т в орчество – важнейший вид культурно-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Для того чтобы в период посещения школы у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития школьника. Такими условиями являются:

  • личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых
  • эмоционально- положительное отношение между сверстниками
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, раскрытие и развитие творческих способностей
  • добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку творить
  • быть рядом с ним в этом процессе
  • принять и понять его позицию
  • довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно
  • самому быть творцом
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, педагог направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д. Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

2. Технологии организации школьных мероприятий

Практически все школьные мероприятия это яркие и радостные события в жизни детей школьного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Все массовые мероприятия, проводимые в школе, можно условно поделить на четыре группы:

  • Тематические (календарные): театрализованные, познавательные: КВН, викторины и т.д.; музыкально-литературные: вечера, концерты.
  • Спортивные : соревнования по различным видам спорта, аттракционы, подвижные игры, эстафеты;

Эффективному проведению мероприятия способствуют:

  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели
  • отбор художественного материала
  • выбор эмоционально-выразительных средств
  • подбор исполнителей
  • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Подготовка и проведение общешкольных мероприятий служат нравственному воспитанию детей:

Они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;

Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства;

Участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения.

Разучивая песни, стихи, танцы , дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях, о правилах поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни школ.

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания. Спортивные соревнования – это всегда яркое, эмоциональное зрелище. Школьные соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности учащихся, которая предусмотрена в школьной программе. Особенно велико значение школьных спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством учителя ФК укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д. Действенным фактором школьные соревнования являются и для зрителя (не участвующих учащихся), которых привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

3. Сущность и структура школьных мероприятий

В основе каждого мероприятия лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей начальных классов утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших школьников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 1 часа. Иначе наступит потеря интереса и внимания. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Любое школьное мероприятие несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок смог принять в нем посильное участие.

Работа над сценарием. Сценарий детского праздника (торжества, мероприятия) – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

  • экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
  • завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
  • развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
  • кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
  • развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию

  • строгая логичность построения и развития темы;
  • законченность каждого эпизода;
  • органическая связь эпизодов;
  • нарастание действия в его движении к кульминации.

При организации мероприятия спортивно-массового характера в первую очередь составляется положение о проведении . В нем указывается:

1. Название соревнований.

2. Сроки.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)


Е.С Воронова
СОШ №7 «Русская классическая школа» г. Рязани

Педагогическое ток-шоу

как инновационная образовательная технология

Бурное развитие современных медийных технологий может быть плодотворно использовано в образовательной деятельности как в аспекте содержания, так и формы проведения учебных занятий.

Интеграция медийных и образовательных технологий - перспективная проблема современной педагогической теории и практики. В данной статье представлен опыт своеобразной «медиапедагогики», который может служить эффективным механизмом подготовки студентов-педагогов к профессиональной деятельности, активизации их познавательных интересов в сфере освоения ценностей педагогической профессии.
Как известно, дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Однако сейчас, в век развития информационных технологий, педагог имеет возможность усовершенствовать этот метод и сделать его более интересным и значимым для учеников. Для этого мы предлагаем превратить дискуссию в увлекательное педагогическое ток-шоу с использованием медийных, образовательных и игровых технологий. При этом важно, чтобы будущие педагоги сумели освоить такую интерактивную форму проведения занятий еще в период обучения в вузе.

Технология ток-шоу имеет, на наш взгляд, ряд достоинств и недостатков. Достоинства заключаются в том, что во время ток-шоу обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и хорошо знакомой им форме, а сама аудитория делится на группы, придерживающиеся различных точек зрения. В ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. Основной недостаток ток-шоу заключается в технологической сложности осуществления проекта (необходимо наличие компьютера и проектора, создание презентации и раздаточных материалов).

Ток-шоу, как своеобразный «жанр» медиапедагогики, отличается необычайной тематической и функциональной широтой. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т. д.). Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные и уточняющие, заостряющие проблему вопросы, что помогает активизировать всех участников, он же комментирует некоторые ответы, а в конце занятия обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро сориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место «разгоряченного» участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Задача ток-шоу - активизировать восприятие содержания с помощью формы диспута, острых вопросов, “столкновения” позиций. Для этого весь коллектив (например, школьный класс или студенческая группа) необходимо разделить на несколько групп: гости («герои») ток-шоу, эксперты и зрители (критерии для распределения могут варьироваться). Ведущий (учитель, преподаватель) заблаговременно объявляет правила ток-шоу, его тему и задания для каждой группы. Тематика может быть разной: от обсуждения общественно значимых, нравственно-этических социально-политических тем, до более узких, внутришкольных.

Сам ведущий также должен подготовить необходимое оборудование и антураж для проведения ток-шоу: раздаточные материалы, презентацию, фотографии, отрывки из кинофильмов и т. д.

Основная задача ведущего во время проведения ток-шоу - соблюдение дисциплины и поддержание этических норм ведущейся полемики и конструктивного диалога, поскольку ситуация может обостриться и дойти до открытой конфронтации оппонентов. Поэтому перед началом ток-шоу полезно еще раз напомнить о правилах поведения на его участников.

Ученики могут выполнять разные роли. Кто-то может рассказывать вымышленную историю по проблеме и обсуждать ее с экспертами и зрителями, кто-то может подготовить небольшое выступление с сообщением «зрителям»и презентацией. Обязательно нужно давать возможность задавать вопросы, чтобы дискуссия не затухала.

Гости обсуждают какую-либо проблему, высказывая согласие или несогласие друг с другом. Эксперты оценивают их ответы и дополняют их. А зрители и ведущий могут задавать и тем, и другим дополнительные вопросы, чтобы глубже понять суть проблемы и прийти в итоге к общезначимым выводам.

По окончании ток-шоу необходимо провести рефлексию и дать возможность каждому из участников ответить на вопрос о том, что конкретно понравилось им в такой форме проведения урока (занятия), какие они увидели минусы и хотели ли бы они повторять этот опыт в дальнейшем.

Рассмотрим более подробно применение этой инновационной образовательной технологии на примере педагогического ток-шоу «Своя позиция», которое было проведено нами как форма подведения итогов по модулю «Педагогические технологии».

В импровизированном зале присутствовали четыре команды, с которыми мы и вели дискуссию. Ведущий поприветствовал команды и вкратце напомнил им о правилах данного ток-шоу:

1) Ведущий напомнил, что нарушать цивилизованные нормы ведения дискуссии запрещено. Главное - уважать мнение каждого.
2) Ведущий покажет несколько отрывков из кинофильмов, которые участники ранее просмотрели, а команде, которая выбирала этот фильм в качестве своего основного объекта обсуждения - было предложено выступить первой. Ред выступающими была поставлена задача - рассмотреть суть проблемной педагогической ситуации, наметить возможные пути и способы ее решения и мотивировать выбор собственной позиции. Остальные команды-участники ток-шоу получили возможность по очереди высказываться о том, согласны ли они с позицией выступившей команды (и почему) или нет (и почему). Свою позицию необходимо было обосновать.

3) После окончания обсуждения фильма будет проведена рефлексия. Ведущий попросил участников поднять карточки, лежащие на столах каждой группы. Красная - конфликт не разрешен, синяя - финал остался открытым, зеленая - конфликт эффективно разрешен.

Потом были показаны отрывки из фильмов «Доживем до понедельника», «Вам и не снилось!», «Республика ШКиД» и «Спартак и Калашников». После каждого из них разгоралась оживленная дискуссия, участники ток-шоу жарко доказывали свою позицию и голосовали.
Когда ток-шоу подошло к концу, студенты признали, что такая форма проведения занятий им очень понравилась и они хотели бы практиковать ее и в дальнейшем, так как им, как будущим педагогам, она может послужить незаменимым инструментом реализации интерактивных технологий в педагогической практике.
Таким образом, можно сказать, что ток-шоу - это инновационная образовательная технология, которая формирует общекультурные и профессиональные компетенции, помогает как начинающим, так и опытным педагогам разнообразить учебный процесс, овладеть новыми активными методами обучения, игровыми, проблемно-дискуссионными и информационно-коммуникативными технологиями.

Список использованной литературы

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

    Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии., 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 336 с.

    Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. - М., 2003.

    Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. - М.: 1998.
    № 11.

Поделиться