Брюсов. Русской поэзии. Символизм. Творчество В. Я. Брюсова. Аннотация. Составленная презентация. Скачать презентацию на тему брюсов валерий яковлевич

Cлайд 1

Cлайд 2

Роль Брюсова в истории русского символизма В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он - вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894 - 1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий.

Cлайд 3

Биография поэта Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Первая публикация была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет. Обучался в гимназии, потом учился в Московском университете на историко-филологическом факультете. В студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" состоявший в основном из его собственных стихов. В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма. 1901-1905гг. - под руководством Брюсова создаётся альманах "Северные цветы”; 1904-1909гг. - Брюсов занимается редактированием журнала "Весы", являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909).

Cлайд 4

Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев). В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором. Жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.

Cлайд 5

Основные черты творчества Брюсова В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические. Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга.

Cлайд 6

В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, - Брюсов выработал особую форму классического стиха - отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) - вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя мысли и образы предшествующих литературных поколений - мужественность, стройность, эпичность, величавость. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств.

Cлайд 7

Характеристики, данные творчеству Брюсова Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - «поэт мрамора и бронзы». В то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов - «молотобоец и ювелир». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.

Валерий Яковлевич
Брюсов (1 (13) декабря
1873), Москва - 9 октября
1924, Москва) - русский
поэт, прозаик, драматург,
переводчик,
литературовед,
литературный критик и
историк. Один из
основоположников русского
символизма.

Биография и творческий путь

Биография и творческий
путь
Детство
Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в
Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма
был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина.
Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник
Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859
году он выкупился на волю и переехал из Костромы в
Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом
доме поэт родился и жил до 1910 года.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848-1907),
сочувствовал идеям революционеров-народников; он
публиковал стихотворения в журналах.

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х

Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую
жизнь с поэзией. Самые ранние известные
стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881
году. В пору обучения в гимназии Креймана
Брюсов сочинял стихи, занимался изданием
рукописного журнала. К началу 1890-х
наступила пора увлечённости Брюсова
произведениями французских символистов -
Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах
Брюсов написал несколько статей о французских
поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал
три сборника «Русские символисты».

Позднее творчество

Позднее творчество
После революции Брюсов продолжал и активную
творческую деятельность. В 1920-е годы он
радикально обновляет свою поэтику, используя
перегруженный ударениями ритм, обильные
аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы.
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей
московской квартире от крупозного воспаления
лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее
пристрастие Брюсова к наркотикам - сперва к
морфию, а затем, после революции, и к героину)
. Поэт был похоронен на столичном
Новодевичьем кладбище

В своей поэзии Брюсов то стремится к
новаторству, то вновь уходит к проверенным
временем формам классики. Несмотря на
стремление к классическим формам, творчество
Брюсова - всё же не ампир, а модерн,
вобравший в себя противоречивые качества.
Стихосложение Брюсова
Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие
формы стиха. В 1890-е годы параллельно с
Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал
тонический стих. В 1918 году Брюсов издал
сборник «Опыты…», не ставивший творческих
задач и специально посвящённый самым
разнообразным экспериментам в области стиха.
В 1920-е годы Брюсов преподавал
стихосложение в разных институтах

1 слайд

2 слайд

3 слайд

В.Я.Брюсов – один из ярчайших представителей Серебряного века. Литературный критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, поэт. В.Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве в зажиточной купеческой семье. Рос живым, любознательным ребёнком, читать научился в четыре года. С юных лет слушал разговоры об «умных вещах», читал книги научного содержания. Знания не по годам пробудили в нем мечту «стать великим». Сочинять начал рано. Уже в гимназии осознавал себя поэтом.

4 слайд

Знакомство с поэзией французских символистов Верлена и Рембо стало для Брюсова «целым откровением». Юный Брюсов задумывается о назначении поэта, хочет быть вождём русской поэзии. Уважая Пушкина, понимает, что выразить отношение к концу века может только через символизм. Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, а задачей символизма – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.

5 слайд

Юному поэту. Юноша бледный, со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. 1896

6 слайд

В 1894-1895 г.г. вышли в свет три выпуска «Русские символисты». Составителем и автором большинства стихов был В.Брюсов. Ему 20 лет. Он студент Московского университета. В «Русских символистах» Брюсов предполагал дать читателям все возможные образцы поэзии символизма. Он искал новые стихотворные формы, впечатления.

7 слайд

Творчество. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают словно блестки, При лазоревой луне. Входит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звук ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1895

8 слайд

В 90-е годы у Брюсова выходят первые сборники его стихов, которые обращали на себя внимание названиями («Шедевры», «Это – я») эпатирующего (вызывающим на скандал) характера. В ранних стихах преобладали экзотические образы, мотивы откровенно чувственной любви, творческая фантазия. Поэт большое внимание уделял формальному экспериментированию, совершенствованию технических навыков стихосложения. В 1900 г. выходит новая книга Брюсова «Третья стража». Эта книга стала событием в литературе. «Впервые в рецензиях на эту книгу ко мне отнеслись как к поэту»,- писал Брюсов. «Третья стража» - книга двух планов: поэт освещает прошлое человечества через лики разных героев («Любимцы веков») и говорит о современности («Я люблю большие дома»). В этой же книге остро встает тема Времени. Предчувствия Брюсова мрачны. В стихотворении «В дни запустений» настоящее видится ему огромным зданием в шатких строительных лесах.

9 слайд

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее. Стал для Брюсова образ города. Сборник 1903 года «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, с другой – ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Октябрьскую революцию Брюсов безоговорочно поддержал, с головой окунулся в общественную работу. Он проделал огромную работу по сохранению частных библиотек и усадеб. При всей занятости не переставал писать стихи. Стихотворение «Работа» стало программным в первые годы Советской власти. В 1920 г. выходит новая книга «В такие дни», в которой главными темами были две – Россия и революция. В последние годы В.Брюсов меняет свою позицию на поэзию: «Было бы несправедливо, если бы поэзия навеки должна была ограничиться, с одной стороны, мотивами «о любви и природе», с другой - «гражданскими темами». Всё, что волнует и интересует современного читателя. Имеет право на отражение в поэзии».

Слайд 2

Роль Брюсова в истории русского символизма

В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он - вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894 - 1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий.

Слайд 3

Биография поэта

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Первая публикация была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет. Обучался в гимназии, потом учился в Московском университете на историко-филологическом факультете. В студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" состоявший в основном из его собственных стихов. В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма. 1901-1905гг. - под руководством Брюсова создаётся альманах "Северные цветы”; 1904-1909гг. - Брюсов занимается редактированием журнала "Весы",являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909).

Слайд 4

Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев). В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором. Жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.

Слайд 5

Основные черты творчества Брюсова

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические. Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга.

Слайд 6

В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, - Брюсов выработал особую форму классического стиха - отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) - вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя мысли и образы предшествующих литературных поколений - мужественность, стройность, эпичность, величавость. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств.

Слайд 7

Характеристики, данные творчеству Брюсова

Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - «поэт мрамора и бронзы». В то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов - «молотобоец и ювелир». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.

Слайд 8

Новаторство Брюсова

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, пытаясь разбить канонические формы, ввёл несколько новых стихотворных приёмов, в частности, «свободный стих» (франц. vers libre), новую, «неточную» рифму, «частушечные» рифмы в стихотворениях. Почти все русские поэтические школы и направления использовали новаторства Брюсова.

Слайд 9

Избранные цитаты

Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я! (4 марта 1893, дневник). Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния. (Там же, 1898).

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Роль Брюсова в истории русского символизма В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он - вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894 - 1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий.

Слайд 3

Описание слайда:

Биография поэта Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Первая публикация была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет. Обучался в гимназии, потом учился в Московском университете на историко-филологическом факультете. В студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" состоявший в основном из его собственных стихов. В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма. 1901-1905гг. - под руководством Брюсова создаётся альманах "Северные цветы”; 1904-1909гг. - Брюсов занимается редактированием журнала "Весы", являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909).

Слайд 4

Описание слайда:

Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев). В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором. Жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Избранные цитаты Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я! (4 марта 1893, дневник). Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния. (Там же, 1898).

Поделиться