Тесты на скорость чтения распечатать. Проверяем технику чтения самостоятельно: подбираем текст и считаем слова. Нормы техники чтения в начальных классах

Пора узнать, как быстро вы читаете. Вам нужно 10 минут, листочек и ручка. Что делать: читаете текст и отвечаете на вопросы, загоняете цифры в формулу — вуаля, все готово. Поехали.

Начать чтение

Глава 1. Никаких моделей

Гены и мемы

Как человечество пришло к своему нынешнему положению? Мы выжили, в частности, благодаря двум непрерывным процессам: биологической эволюции и развитию культуры. Эволюция заключается в накоплении таких генетических мутаций, которые делают их носителей лучше приспособленными к среде обитания. Это накопление происходит в результате естественного отбора, неосознанного и не поддающегося контролю. В культуре, напротив, главную роль играют творческие силы человечества, кардинальным образом меняющие культурную парадигму. И это полностью осознанный процесс.

Можно провести параллель между творчеством и мутациями генов в ходе эволюции

Нервная система устроена так, что открытие нового, столь важное в творчестве, стимулирует центры удовольствия. Впрочем, страсть к учебе и исследованиям зависит не только от генетики, но и от детского опыта. Если это действительно так, то наши предки признавали значимость изобретений, защищали новаторов и учились у них: от творческих возможностей таких людей зависело выживание общества в условиях непредвиденных обстоятельств и угроз.

Кроме того, в нашем выживании сыграла важную роль другая намного более примитивная и действенная сила — покой. По большей части энергия сохраняется, когда не производится активных действий, когда тело и сознание находятся в покое. Потребность в сохранении энергии настолько сильна, что свободное время мы ассоциируем с отдыхом. Погулять в парке, посмотреть фильм, почитать книгу или просто уставиться в потолок. Включить автопилот. Не тратить энергию. Таким образом, мы, люди, стремимся выполнить два взаимоисключающих приказа мозга: с одной стороны, прикладывать как можно меньше усилий (покой), а с другой — искать и исследовать новое (творчество).

Для большинства из нас, похоже, покой сильнее удовольствия от новых вызовов и идей. К счастью, некоторые гораздо охотнее поддаются радости открытий. Но, даже если это не вы, творчество доставит невероятное удовольствие независимо от того, где и когда вы найдете ему применение. Творя, мы чувствуем себя прекрасно.

Подытожим. От рождения мы получаем две противоречивые команды. С одной стороны, мы запрограммированы беречь энергию — в этом проявляется инстинкт самосохранения. С другой — нам свойственно стремление расширять границы, исследовать, наслаждаться открытиями, даже подвергаться опасности. Так, любопытство присуще всем детям. Второй импульс ведет к творчеству. Нам необходимы обе «программы», но первая не требует больших усилий, поддержания и мотивации. Творческие способности трудно развивать самостоятельно. Во взрослой жизни, на работе и в быту не так много возможностей для любознательности и новых открытий, зато много препятствий, мешающих рисковать и исследовать. Поэтому мотивация, необходимая для более творческого подхода, быстро угасает, и в результате большинство не считает и не чувствует себя творческими личностями.

В то время как гены передаются от поколения к поколению автоматически, с изобретениями и идеями дело обстоит иначе. Каждый ребенок должен с самого начала учиться, как использовать огонь, колесо или атомную энергию. Единицы информации, которые приходится узнавать для продолжения культуры, называются «мемами» — это термин из книги Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» *. Все мемы — от языка и цифр до теорий, песен и законов — должны быть переданы детям или будут утрачены. Поэтому мемы можно считать культурными эквивалентами генов.

Необыкновенно творческий человек может изменить мем. И если общество примет это, то мем войдет в культуру. Новые песни, идеи, технологии — вот что такое творчество. Впрочем, мемы не появляются спонтанно, как при биологической эволюции с мутировавшими генами. Для изменения традиции нужно приложить усилия, а также обучить последующие поколения. Все новое требует внимания, а это весьма ограниченный ресурс. Мы не в состоянии обрабатывать слишком много данных сразу, и постоянная занятость мешает придумывать что-то из ряда вон выходящее. Бóльшая часть времени тратится на повседневные дела на работе и дома.

Иными словами, чтобы стать более изобретательными в любой области, нужно «освободить» львиную долю внимания.

Если мы все время заняты, вряд ли нас посетят идеи, способные изменить или улучшить товар, песню или образ жизни

Дадим определение: творчество — это умственная активность, посредством которой в определенный момент в мозге происходит озарение, влекущее за собой новую ценную идею или действие. Это разрушение привычных, устоявшихся моделей мышления, что случается со всеми, с одними чаще, с другими реже. Новизну и ценность идей, направленных на изменение парадигм и мемов в рамках определенной традиции, культуры или науки, определяют эксперты в этой области или дисциплине. Таким образом нововведение получает социальную оценку: «Это действительно необычно». Творчество не ограничивается мыслями в голове, оно проявляется через взаимодействие идей с социокультурным контекстом. Это скорее социальный феномен, чем личный.

Есть другие определения творчества. Творческий человек — это заинтересованный и воодушевленный человек с нестандартным мышлением; человек с оригинальным взглядом на мир; разносторонний человек без предрассудков, благодаря озарениям способный изобретать товары и генерировать идеи или приемы, приводящие к важным открытиям.

Новые пути

Представим на мгновение: мы на верхнем этаже небоскреба, перед нами раскинулся ночной город. Кое-где в окнах горит свет. По улицам снуют машины, освещая путь фарами, и мерцают фонари. Наш мозг похож на город в темноте, в котором всегда освещены отдельные проспекты, улицы и дома.

Продолжим эту метафору: мозг «освещается» самыми разными способами. Мы можем «зажечь» огромное количество «фонарей» — создать нейронные связи, но лишь некоторые «улицы» (нервные проводящие пути) будут освещены на всем их протяжении. Поэтому мы стремимся использовать одни и те же данные для решения разных проблем, как будто идем по освещенным улицам в поисках знакомой информации или ощущений. Тем не менее остаются и другие, непроторенные пути, на которых поджидают необычные идеи и решения.

Мы живем как будто в полуавтоматическом режиме, решаем большинство задач исходя из опыта, достоверных данных и культуры. Это три больших, всегда освещенных проспекта.

Помните, я говорил: в силу энтропии мозг старается сохранять энергию? Он бережет силы, чтобы выжить в случае непредвиденного бегства или сражения. Именно поэтому при решении интеллектуальной задачи мы в первую очередь обращаемся к имеющимся знаниям.

Наш опыт — постоянный источник информации. Но если нам нужны неизбитые формы или идеи, если мы жаждем вдохновения или откровения, придется приложить усилия и зажечь новые «фонари» (другими словами, образовать новые нейронные микросети). Усилие требует расхода энергии. В случае удачи мы находим разные ответы на один вопрос, раз ные решения одной проблемы. Назовем это творческой задачей.

Чем точнее формулировка творческой задачи, тем легче найдется ее решение. Представим: творческая задача — это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл

Какой путь на работу, в школу, университет или куда-то еще, куда приходится ходить каждый день, мы выбираем? Всегда или почти всегда — неизменный. Тот же проспект, те же улицы, то же метро или автобус. Рискну предположить, что мы можем изменить свой утренний маршрут максимум два, три, четыре раза. Зачем идти по другой улице или ехать на другом автобусе, если мы уверены (знание ), что наш обычный путь приведет нас к цели (культура и опыт )? Мозг не хочет прилагать лишние усилия и тратить энергию на то, что уже устоялось. Проходит время, накапливается опыт, и в нейронных сетях образуются модели и структуры мышления — освещенные проспекты большого города. Как мы увидим далее, процесс творчества разрушит эти модели и структуры, открыв дорогу тому, что в них не укладывается.

Прочитал

Ответьте на 10 вопросов

Как вспомнилось, так и записывайте. Лучше ответить более подробно.

1. Что такое нейропластичность?

2. С помощью чего можно изменить структуру и анатомию мозга?

3. Благодаря чему выжило человечество?

4. В чем заключается эволюция?

5. Какие центры в мозге стимулирует открытие нового?

6. В чем заключается парадокс импульсов мозга?

7. Почему мотивация к творчеству быстро угасает?

8. Кто может изменить мем?

9. Почему мы стремимся использовать одни и те же данные для решения разных проблем?

10. По какой причине нас могут не посетить идеи?

Показать ответы

Сверьтесь с ответами

Если ответили как надо, ставьте себе один балл, нет — ноль. Если ответили скорее правильно, можно поставить 0,5 балла. Но советуем не приписывать себе лишнее, чтобы результат был правдивым. Суммируйте баллы и запишите на листочек.

Правильные ответы:

1. Нейропластичность — способность мозга обучаться и меняться вплоть до самой смерти.

2. Изменить структуру и анатомию мозга можно с помощью сознания, мышления

3. Мы выжили, в частности, благодаря двум непрерывным процессам: биологической эволюции и развитию культуры.

4. Эволюция заключается в накоплении таких генетических мутаций, которые делают их носителей лучше приспособленными к среде обитания.

5. Центры удовольствия в мозге стимулирует открытие нового .

6. Мозг посылает два взаимоисключающих приказа: с одной стороны, прикладывать как можно меньше усилий (покой), а с другой — искать и исследовать новое (творчество).

7. Во взрослой жизни, на работе и в быту мало возможностей для любознательности и новых открытий, зато много препятствий, мешающих рисковать и исследовать.

8. Изменить мем может необыкновенно творческий человек.

9. Мы стремимся использовать одни и те же данные для решения разных проблем, потому что проще использовать устоявшиеся нейронный связи, чем формировать новые.

10. Нас могут не посетить идеи по причине постоянной занятости.

Посчитайте вашу скорость

Введите в поле количество правильных ответов.

Простые проверки на быстроту чтения, проводимые в школах, не позволяют определить точность навыков. Специалисты в области изучения способов скорочтения разработали формулу, по которой вычисляется правильный показатель.

Она представлена в виде V = (Q/T) x K, где:

скорость чтения – V;
количество символов в тексте (общий объем, может измеряться в количестве слов или знаках) – Q;
время, потраченное на чтение (чаще всего в минутах) – T;
коэффициент понимания содержания – K.

Последний пункт обозначается в процентах и вычисляется на основе количества правильных ответов, заданных по содержанию текста.

Исходя из этого, для самостоятельно проверки скорости чтения вам потребуется человек, который задаст вопросы по тексту. Однако в современных условиях, на различных сайтах имеются бесплатные онлайн-тесты на скорость чтения. С их помощью вы можете узнать показатель через специальные программы и алгоритмы, которые выполнят расчеты за вас и предоставят готовый результат.

Нормы скорости чтения

В различных языках средние показатели отличаются. Это обусловлено сложностью произношения и длиной слов. В русском языке нормы значительно ниже, чем в английском, но выше чем в немецком. Твердость произношения отнимает доли секунд, которые влияют на общий результат. Для нашей страны нормы скорости чтения (про себя, не вслух) следующие:

очень медленная скорость чтения – до 150 слов в минуту (750 знаков);
медленная – 150-250 (750-1250 знаков);
быстрая – 250-500 (1250-2500 знаков);
сверхбыстрая – 500-1000 (2500-5000 знаков);
панорамное чтение (фоточтение) – 1000-1500 (5000-75000 знаков).

Последняя норма предназначена для быстрого изучения книг, однако не позволяет полностью понять ее смысл. Техникой панорамного чтения обладают единицы. Правда способ ее освоения довольно прост, но дается нелегко для восприятия.

Историческая справка
В современном мире нормы чтения значительно ниже, чем 15-20 лет назад. Глобальное внедрение новых технологий стало причиной снижения интереса к книгам, что повлияло на навыки чтения. С ранних лет дети предпочитают просмотр телевизора чтению. За последние годы средний показатель снизился примерно на 200 знаков в минуту. Учитывая, что данные берутся от людей разных возрастов, различие норм среди детей и подростков определенного поколения будет значительно больше.

Рекорды и пределы

Сегодня наивысшим результатом для среднестатистического человека считается скорость чтения до 6000 знаков в минуту при полном понимании содержимого текста. Однако в книге рекордов Гиннеса рекордсменом является студентка из Москвы, чей результат достиг 60 000 знаков в минуту.

Стараясь превзойти низкие результаты, многие прибегают к методу так называемого «беглого взгляда». Он помогает в 3-4 раза увеличить скорость, однако понимание снижает до 20-30%. В итоге при расчете результат практически не меняется, а количество воспринимаемой информации сводится к минимуму. Лучше тренировать навыки в течение долгого времени для собственного саморазвития, ведь в дальнейшем это станет полезным умением.

Источник: Википедия

Алекса́ндр Се́лькирк - шотландский моряк, проведший 4 года и 4 месяца (в 1704-1709 годах) на необитаемом острове Мас-а-Тьерра (ныне - Робинзон-Крузо в состав архипелага Хуан-Фернандеса) в Тихом океане в 640 километрах от побережья Чили. Послужил прототипом Робинзона Крузо - литературного героя романа Даниеля Дефо.

27-летний боцман судна «Сэнк пор», которое входило в состав флотилии под командованием Уильяма Дампира, в 1704 году отправился к берегам Южной Америки. Вспыльчивый и своенравный, он постоянно вступал в конфликты с капитаном судна Страдлингом. После очередной ссоры, которая произошла возле острова Мас-а-Тьерра, Селькирк потребовал, чтобы его высадили; капитан немедленно удовлетворил его требование. Правда, позже моряк просил капитана отменить свое распоряжение, но тот был неумолим, и Селькирк смог покинуть остров только более чем через четыре года.

У Александра Селькирка были некоторые вещи, необходимые для выживания: топор, ружьё, запас пороха и др. Страдая от одиночества, Селькирк привыкал к острову и приобретал постепенно необходимые навыки выживания. Поначалу его рацион был скудным - он питался моллюсками, но со временем освоился и обнаружил на острове одичавших домашних коз. Когда-то здесь жили люди, привёзшие с собой этих животных, но после того, как они покинули остров - козы одичали. Он охотился на них, тем самым добавив в свой рацион столь необходимое для него мясо. Вскоре Селькирк приручил их и получал от них молоко. Из растительных культур он обнаружил дикие репу, капусту и черный перец, а также некоторые ягоды.

Опасность для него представляли крысы, но на его счастье на острове жили и дикие кошки, ранее привезённые людьми. В их компании он мог спать спокойно, не боясь грызунов.

Селькирк построил себе две хижины из пименты лекарственной. Его запасы пороха подошли к концу, и он был вынужден охотиться на коз без ружья. Преследуя их, он как-то раз так увлёкся своей погоней, что не заметил обрыв, с которого упал и провалялся так какое-то время, чудом выжив.

Чтобы не забыть английскую речь, он постоянно читал вслух Библию. Не сказать, чтобы он был набожным человеком - так он слышал человеческой голос. Когда его одежда стала изнашиваться, он стал использовать для неё козьи шкуры. Будучи сыном кожевника, Селькирк хорошо знал, как нужно выделывать шкуры. После того как его ботинки износились, он не стал делать себе новые, потому что его ноги, загрубевшие от мозолей, позволяли ходить без обуви. Также он нашёл старые обручи от бочек и смог изготовить из них подобие ножа.

Однажды на остров прибыли два судна, оказавшиеся испанскими, а Англия и Испания в те времена были врагами. Селькирка могли арестовать или вовсе убить, так как он был капером, и он принял нелёгкое для себя решение спрятаться от них.

Спасение пришло к нему 1 февраля 1709 года. Это было английское судно «Герцог», с капитаном Вудсом Роджерсом, который назвал Селькирка губернатором острова.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами снова я, Юрий Окунев.

Сегодня мы разберем подробно, как считать слова при проверке техники чтения. Это важно для тех, кто хочет проверить технику чтения ребенка или развить собственную способность к чтению. Зная скорость чтения, мы можем судить о степени эффективности тренировок.

При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.

Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.

Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.

Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:

  • В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
  • Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
  • Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
  • Отсутствие диалогов;
  • Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
  • Без рисунков;
  • Содержание должно быть понятно ребенку.

Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой , которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.

Подготовьте секундомер или песочные часы.

Сеанс проверки техники чтения

Ну, вот. Школьника мы усадили, текст в руки дали. Кратко поясняем, что читать нужно быстро.

Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.

Считаем слова

Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:

  • Предлоги и союзы также подсчитываем;
  • Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
  • Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.

Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.

Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.

Нормы техники чтения в начальных классах

В первую очередь, родителей интересует, а соответствует ли техника чтения их малыша общепринятым стандартам. Для ответа на вопрос привожу таблицу.

Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.

Пожалуй, это все. В заключение добавлю, что обучать ребенка грамоте лучше с помощью Букваря Надежды Жуковой , а также методики Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать» . Ребенок будет изучать все с удовольствием, а вы сэкономите время.

Ставьте лайки, приглашайте друзей, подписывайтесь на новости блога.

А я прощаюсь. До скорого. Ваш Юрий Окунев.

Посреди длинной гряды Аппалачей, на юго-востоке штата Кентукки, раскинулся маленький городок под названием Харлан.

Он расположен на плато Камберленд, в диком краю, где горные хребты перемежаются узкими полосками долин. Ширина некоторых из них такова, что там умещается лишь небольшая речушка да однополосная дорога. Когда на плато Камберленд пришли первые поселенцы, склоны гор и долины были покрыты непроходимыми девственными лесами. Гигантские тюльпановые деревья достигали 50 метров в высоту и около двух метров в обхвате. Их окружали массивные белые дубы, буки, клены, орешник, сикоморы, березы, ивы, кедры, сосны и тсуги, опутанные лозами дикого винограда. В лесах водились медведи, кугуары и гремучие змеи, в кронах деревьев резвились белки, а под верхним слоем почвы пласт за пластом залегал каменный уголь. Харлан был основан в 1819 году переселенцами из северных районов Британских островов. В XVIII в. они поселились в Вирджинии, а затем в поисках новых земель двинулись на запад, в сторону Аппалачей.

Округ никогда не был богат. На протяжении первых ста лет его существования численность населения редко превышала 10 000 человек. Первые поселенцы держали на своих маленьких фермах свиней, пасли овец на склонах холмов и с трудом сводили концы с концами. Гнали виски на заднем дворе. Валили деревья и весной, когда поднималась вода, сплавляли их по реке Камберленд. Вплоть до XX в. ближайшая железнодорожная станция находилась в двух днях езды на повозке. А дорога к соседнему городку Пайн-Маунтин, что в девяти милях к северу от Харлана, то и дело становилась непроезжей.

Шерлок Холмс в одном из своих рассказов дал следующую характеристику памяти: «Я считаю, что человеческий мозг - это маленький пустой чердак, и вы должны его обставить выбранной мебелью. Ошибочно думают, что у комнаты эластичные стены. От нее зависит, как скоро наступит время забывания того, что вы знали раньше, при каждом новом поступлении информации». Индивидуальный опыт человека можно назвать его памятью. Ваши друзья помнят одно, а вы - совсем другое. Любые воспоминания отличаются друг от друга. Ведь не зря говорят, что память - это искажение действительности, а не ее отражение.

С помощью памяти мы воспринимаем и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Потеря человеком памяти всегда была равносильна безумию.

Наиболее высокого уровня своего развития память достигает именно у человека. Такими мнемоническими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. С помощью генетической памяти из поколения в поколение передаются жизненно необходимые качества, а механическая способствует приобретению опыта, практических навыков. Если организм уходит из жизни, вместе с ним исчезает и жизненный опыт. Общественный прогресс позволяет совершенствовать процесс запоминания у всех цивилизованных людей, улучшать его в ходе приобщения к достижениям человечества. Ученый П. П. Блонский доказал, что двигательный, аффективный, образный, логический виды памяти появились один за другим - по мере развития человечества. Память лежит в основе психической деятельности человека, в основе развития и обучения. Она играет роль связующего звена между прошлым человечества, его настоящим и будущим. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Ричард Фейнман - играющий на сдвоенном барабане лауреат Нобелевской премии по физике - был жизнерадостным человеком. Но однажды, в период одновременно тяжелый и счастливый, его оптимизм подвергся серьезным испытаниям.

В начале 1940-х гг. любимая жена Фейнмана - Арлин - лежала в больнице, будучи смертельно больной туберкулезом. Клиника находилась далеко, и Фейнман мог навещать жену лишь изредка, поскольку работал в закрытом городе Лос-Аламос (штат Нью-Мексико) над одной из важнейших программ Второй мировой войны - секретным Манхэттенским проектом. Тогда Фейнман еще не был знаменит, никакие особые привилегии ему не полагались. Чтобы чем-то занять ум после рабочего дня и отвлечься от беспокойства и скуки, Фейнман начал сосредоточенно заниматься проникновением в глубинные и самые темные тайны: он начал выяснять, как открывать сейфы.

Стать успешным открывателем сейфов не так просто. Фейнман развивал интуицию, постигал внутреннее строение замков, тренировал руки, как пианист, так что пальцы сами совершали нужное на последних стадиях, когда уже выяснены первые цифры комбинации.

Позже Фейнман узнал о том, что в Лос-Аламосе взяли на работу профессионального мастера по замкам - настоящего эксперта, который открывал любой сейф за секунды. Мастер прямо в Лос-Аламосе! Фейнман понял, что если ему удастся подружиться с этим человеком, то все секреты сейфовых замков немедленно станут ему известны. Пока Фейнман совершенствовал свои навыки вскрытия сейфов, он успел подружиться с профессиональным мастером по замкам. Проходило время, одни беседы сменялись другими, мало-помалу Фейнман переходил от дежурных вежливых фраз к обсуждению профессиональных вопросов, пытаясь все глубже проникнуть в тайны мастерства, казавшегося ему совершенным. Наконец, однажды поздно ночью ему стала ясна самая ценная деталь тайного знания. Секрет состоял в том, что мастер знал коды замков, по умолчанию установленные производителями.

Поделиться