Островский, "Бесприданница": анализ и характеристика героев. Характеристики главных героев произведения Бесприданница, Островский. Их образы и описание Пьеса бесприданница краткое

Своими бессмертными пьесами нам известен А. Н. Островский. «Бесприданница» - это одно из самых значимых произведений великого мастера. В этой статье приведено краткое содержание пьесы. Действие разворачивается в большом приволжском городе Бряхимове. Это вымышленный населенный пункт, которого вы не найдете на карте.

А. Н. Островский, «Безприданница»: краткое содержание. Действие первое

Место действия: летняя открытая площадка возле кофейни. Пожилой богатый коммерсант Кнуров и молодой начинающий торговец Вожеватов сидят за столиком и обсуждают новость: местная красавица выходит замуж за бедного и глупого чиновника Карандышева. А случилось это так. В доме ее семьи всегда собиралось много народу, приезжали именитые женихи, которые пытались посвататься к девушке. Лариса бедна, и ее брак должен поправить семьи. Ее мать мечтает найти для дочери выгодную партию. Но на последнем таком приеме в доме Огудаловых случился скандал, когда очередного жениха арестовали прямо на глазах несостоявшейся невесты. После этого Лариса дала обещание выйти замуж за первого же, кто к ней посватается. И это при том, что сердце красавицы не свободно. Она влюблена в «блестящего барина» Паратова, который вскружил девушке голову и сразу же уехал. Бедный, но имеющий нескромные претензии, Карандышев вовремя подвернулся под руку Ларисе и сделал ей предложение, на которое она ответила согласием. Все это и обсуждали Вожеватов и Кнуров в кофейне. Первый из них ждал приезда Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточку». Отправились встречать «блестящего барина» с цыганами и песнями. А в это время Огудаловы и Карандышев появляются в кофейне. Новоявленный жених Ларисы важничает и, желая произвести на публику впечатление, приглашает на обед Кнурова.

А. Н. Островский, «Безприданница»: краткое содержание. Действие второе

Основное место действия: дом Огудаловых. Вскоре в кофейне появляется Паратов в сопровождении некоего Робинзона - провинциального актера, и сообщает о том, что женится на богатой невесте «с золотыми приисками». В честь этого события он организовывает мужской пикник за Волгой и приглашает на него Кнурова и Вожеватова. Но те отказываются, мотивируя тем, что их уже позвали на обед в дом Огудаловых. Вскоре Кнуров прибывает в дом красавицы Ларисы. Там у него происходит разговор с ее матерью, в котором он упрекает женщину в том, что она выдает дочь замуж за нищего человека. Кнуров предлагает себя в качестве покровителя Ларисы. Он уверен, что она вскоре разочаруется в своем никчемном муже, и «влиятельный друг» ей будет очень нужен.

После этого разговора он уходит. Лариса появляется в гостиной. Она берет гитару, желая исполнить свой коронный романс «Не искушай меня…». Но инструмент расстроен, и красавица зовет с улицы цыгана, чтобы он его наладил. Последний сообщает девушке о том, что в город приехал барин, которого «весь год ждали». Это Паратов. Вскоре сам виновник городского переполоха появляется в доме Огудаловых. Мать Ларисы принимает его очень ласково и расспрашивает, куда же он так срочно уехал. Паратов рассказывает женщине о том, что вынужден был покинуть город, чтобы спасти остатки своего имения. Выход он нашел в женитьбе на богатой невесте. В комнате появляется Лариса. У молодых людей происходит объяснение наедине. Красавица признается Паратову, что до сих пор продолжает его любить. Вскоре она знакомит его со своим женихом Карандышевым, который зовет барина к себе на обед. Паратов принимает приглашение только для того, чтобы посмеяться над незадачливым женихом.

Островский. «Безприданница». (Краткое содержание). Действие третье

Место действия: кабинет Карандышева. В комнате появляются все приглашенные гости. Кабинет убран бедно и безвкусно. То же самое можно сказать и о его хозяине. Посетители обсуждают дешевое вино, дрянной обед и непонимание Карандышевым своего унизительного положения. Лариса замечает, что приглашенные подливают вина в бокал ее жениху, смеясь над ним. Тот, в свою очередь, важничает и не замечает глумления. Хозяина отправляют за коньяком, а Ларису в это время уговаривают присоединиться к мужской компании во главе с Паратовым, которая готовится отправиться на пикник за Волгу. Вернувшийся жених не находит невесту. Теперь он понимает, что над ним посмеялись. Схватив свой пистолет, он убегает ее искать.

А. Н. Островский, «Безприданница»: краткое содержание. Действие четвертое

Место действия: вновь кофейня. На сцене появляется Робинзон, которого не взяли на пикник. Карандышев пытается узнать у того, куда уехали его гости с Ларисой. Не добившись ничего от Робинзона, несостоявшийся жених бежит дальше на поиски своей невесты. Вскоре в кофейню приходят Кнуров и Вожеватов, которые обсуждают нынешнее положение Ларисы Огудаловой. Они понимают, что Паратов скомпрометировал девушку, но жениться на ней он не будет. Поэтому у них есть шанс сделать красавицу своей любовницей. Для того чтобы решить, кто из них имеет на это право, дельцы бросают монетку. Жребий выпадает господину Кнурову. Вожеватов обещает ему устраниться.

А в это время между Паратовым и Ларисой происходит разговор, где барин благодарит девушку за ее любовь. Красавица жаждет услышать, что теперь любимый женится на ней. Но тот говорит, что это невозможно, так как у него уже есть невеста. Понимая, что положение ее безвыходно, Лариса подходит к ограде палубы парохода в намерении броситься в воду. В это время появляется Карандышев и говорит о том, что все простит невесте. Но она оскорбляет его и прогоняет прочь. Взбешенный жених стреляет в Ларису и убивает ее. Она с благодарностью принимает эту смерть.

Драма Островского «Бесприданница» была экранизирована в 1984 году режиссером Э. Рязановым. Это самая популярная художественная интерпретация пьесы. Называется фильм «Жестокий романс». Этой ленте скоро уже тридцать лет, а мы по-прежнему смотрим ее с трепетом и интересом.

Главная героиня пьесы, дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с великолепными личностными качествами. Она скромна, начитана, открыта, честна, не льстива, обладает целым набором талантов, способна на глубокие чувства. Однако в обществе, которое ее окружает, ее искренность и добродетели считаются чуть ли не пороком. Один из новоиспеченных молодых дельцов, Вожеватов, отмечает, что бесприданницам вроде нее, не следует быть такой прямодушной.

Один из главных персонажей пьесы, молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны. Это скромный молодой человек с претензией на большее. Основные его черты – это болезненное чувство собственного достоинства и уязвимое самолюбие. Собираясь жениться на Ларисе, он считает себя благодетелем, спасающим бесприданницу. На самом деле, он хочет обладать «вещью», чтобы утереть нос ее предыдущим поклонникам.

Один из главных героев пьесы, блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым. В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и­ красивая бесприданница, которой он вскружил голову, чтобы лишь потешить свое самолюбие.

Один из персонажей драмы, пожилой и состоятельный человек, крупный делец с завидным состоянием. Это истинный представитель «чистой публики» города Бряхимова, как отмечает буфетчик Гаврило. В начале пьесы становится ясно, что у него есть определенные привычки. Например, он любит заботиться о своем здоровье, подолгу гуляя по бульвару, чтобы нагулять аппетит.

Один из персонажей пьесы, молодой человек, представитель богатой торговой фирмы, любит одеваться по-европейски, типичный пример купеческой знати XIX века. Этот герой полагается только на холодный расчет и деньги для него самоцель. К людям он относится в зависимости от их материального благосостояния и социального положения.

Хитрая и проворная вдова, мать Ларисы Дмитриевны. Благодаря ее ловкости, их дом всегда полон гостей, в частности женихов. Автор настойчиво подчеркивает разность дочери с матерью. Если Харита Игнатьевна одевается изящно, но не по летам, то Лариса всегда одета со вкусом, но скромно. Она умеет льстить и заискивать, принимать подарки и материальные блага от богатых, в то время как Лариса далека от этого.

Гаврило

Второстепенный персонаж, содержатель кофейной на бульваре, где происходят выжные события пьесы.

«Бесприданницу» Александр Николаевич Островский обдумывал и писал несколько лет. Работу он начал в ноябре 1874 года, и завершил ровно четыре года спустя. 26 октября пьеса была отправлена из Москвы в Петербург. Там без каких-либо задержек и трудностей, 28 числа того же месяца она прошла через цензуру. Малый театр, не мешкая, показал ее зрителю уже 10 ноября.

Первая постановка пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» была осуществлена в Москве, в Малом театре 10 ноября 1878 года. По мнению большинства рецензентов, пьеса потерпела полнейший провал. Постановка была осуществлена всего за десять дней. Для той поры это было обыкновенным явлением. Например, в 1896 году в Александринском театре в Петербурге, чеховскую «Чайку» поставили за девять дней, и эта постановка также закончилась провалом.

Актриса Гликерия Николаевна Федотова была первой исполнительницей роли Ларисы Огудаловой на московской сцене и особого успеха в этой роли не достигла. Всего Федотова сыграла 29 ролей в пьесах Островского. Роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой драматург предназначал специально для нее. В течение 35 лет она играла роль Катерины в «Грозе».

Садовский Михаил Провович сыграл Карандышева. Вообще у него в театре было амплуа «бытового простака» и «комика». В пьесах Островского он сыграл свыше 60 ролей.

Роль Паратова исполнил Александр Павлович Ленский. Его жизненной и тонкой игрой был впечатлен молодой Константин Сергеевич Станиславский, театральный режиссёр, актёр и реформатор театра. В 1890 году Станиславский сыграет роль Паратова на любительской сцене и будет иметь успех у зрителей.

Ленский показал Паратова как человека страстного, лиричного и меланхоличного. Вероятно, он создавал более благородный образ своего героя, чтобы этим объяснить силу увлеченности Ларисы Паратовым. У Станиславского же Паратов получился противоречивым — актер передавал главным образом противоречие между его внешним изяществом и красотой (которая вызвала всеобщий восторг зрителей) и его внутренней бесчеловечностью.

На премьеру спектакля «Бесприданница» собралась вся Москва, это был бенефис артиста Николая Музиля, который играл роль Робинзона. В зале присутствовал и Фёдор Михайлович Достоевский, все ожидали хорошей пьесы, но не дождались. Через день после премьеры, в газете «Русские ведомости» вышла рецензия, в которой говорилось, что «драматург утомил всю публику». Такого провала на первых представлениях пьес Островского рецензент ни разу не видел за минувшие двадцать лет, хотя провалы случались и ранее.

Через несколько дней после первого представления роль Ларисы в Малом театре перешла к одной из талантливейших актрис в истории этого театра, Марии Ермоловой. Помимо Ларисы, за свою жизнь она успела сыграть целую галерею образов Островского: Василису Мелентьеву, Парашу, Сашу Негину, лучшей ее ролью признается именно Саша Негина. Однако актриса также очень любила и свою Ларису. В том образе Ларисы, который она создала, не было «цыганского» элемента, не было и налета мелодраматизма. Ермолова исполнила свою роль с искренностью и благородством.

Г. Н. Федотова; М. Н. Ермолова (Лариса Огудалова)
А. П. Ленский (Паратов)
М. П. Садовский (Карандышев)
Н. М. Медведева (Харита Огудалова)
И. В. Самарин (Кнуров)
Н. Музиль (Робинзон)

В Петербурге «Бесприданница» в первый раз была поставлена на сцене Александринского театра 22 ноября 1878 года с участием Марии Гавриловны Савиной, исполнявшей роль Ларисы. Пьеса имела больший успех, нежели в Москве.

М. Г. Савина (Лариса Огудалова)
А. А. Нильский (Паратов)
А. С. Полонский (Карандышев)
А. М. Читау (Харита Огудалова)
Ф. А. Бурдин (Кнуров)
Н. Ф. Сазонов (Вожеватов)

17 сентября 1896 в Александринском театре роль Ларисы впервые исполнила В. Ф. Комиссаржевская.

Именно Вера Фёдоровна Комиссаржевская по-настоящему открыла роль Ларисы, благодаря своей игре она вернула «Бесприданницу» на подмостки не только Александринского театра, но и в целом на столичную и провинциальную сцену. Сама эпоха вдохнула новую жизнь в этого персонажа. С момента создания пьесы прошло уже 18 лет, это был 1896 год, рубеж веков, происходила ломка мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния в литературе и искусстве.

По словам самой актрисы, в ее героине нет типических цыганских черт, нет отпечатка старой провинции, хотя другие исполнительницы этой роли именно эти черты считали основными в Ларисе. Комиссаржевская играла Ларису по-своему, и признавала, что ее Лариса отличается от той, какую создал Островский. Критика была благосклонна к игре Комиссаржевской. Один из критиков, Юрий Беляев, отмечал, что своим исполнением Комиссаржевская «поднимает престиж» Ларисы — девушки, упавшей до положения «драгоценной безделушки, на которую бросают жребий».

Критик восторгался актрисой, но считал, что она создала образ, разительно отличающийся от героини Островского. Он считал, что Вера Фёдоровна показала Ларису какой-то «белой чайкой», а вовсе не девушкой с кипучей цыганской кровью. Другой критик, Федор Степун, оценил в игре Комиссаржевской то, что с первой же своей фразы («Я сейчас все на Волгу смотрела, как там хорошо на той стороне») она подымает внутренний мир Ларисы на огромную духовную высоту.

Еще один критик, А. Кугель, считал игру Веры Фёдоровны обаятельной, но неправильной. По его мнению, Лариса вышла слишком грустной и элегической. Возможно, это действительно так, что исполнение Комиссаржевской было слишком «надбытовым».

Ведь драма пьесы и состоит в том, что Лариса — сложное существо, и как бы пребывает в двух мирах — своем воображении и в обстоятельствах, в которые ее вовлекают самолюбивые, хищные поклонники, да и ее мать — Харита Игнатьевна.

Экранизации

1912 год. «Бесприданница». Режиссер Кай Ганзен. В ролях: Вера Пашенная, Николай Васильев

1936 год. «Бесприданница». Режиссер Яков Протазанов.

Нина Алисова (Лариса Огудалова)
Анатолий Кторов (Паратов)
Михаил Климов (Кнуров)
Владимир Балихин (Карандышев)

1974 год. «Бесприданница». Режиссер Константин Худяков. В ролях: Татьяна Доронина, Армен Джигарханян

1984 год. «Жестокий романс». Режиссер Эльдар Рязанов

Лариса Гузеева (Лариса Огудалова)
Андрей Мягков (Карандышев)
Алиса Фрейндлих (Харита Огудалова)
Никита Михалков (Паратов)
Виктор Проскурин (Вожеватов)

Сценическая жизнь пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

А. Н. Островский описал довольно точно картину равнодушия и бессердечия тех времен. Сегодня нами будет рассмотрена характеристика героев. «Бесприданница» – произведение, которое вошло в анналы мировой литературы. Итак, приступим.

Карандышев

Юлий Капитоныч в пьесе является небогатым чиновником, который не может похвастать ни полным кошельком, ни уважением к себе. Основная черта героя – самолюбие, которое, в принципе, и привело к трагическому концу. Какова характеристика героев? «Бесприданница» Островского А. Н. – произведение, которое немного упрощается тем, что выдающийся драматург наделил своих персонажей говорящими именами. Рассмотрим этот прием автора на примере того же Карандышева.

Хоть он и имеет имя великого человека (Юлия Цезаря), фамилия берет происхождение от слова «каратыш». Автор показывает нам несоответствие его желаний и реальных возможностей. Лариса является для него способом самоутверждения, так он лелеет свое самолюбие. Семья Огудаловых считает его запасным вариантом, единственным возможным выходом из ситуации, хоть и не очень удачным, Юлий Капитоныч сильно оскорблен. Его «возлюбленая» – это способ одержать победу над более сильным противником, Паратовым.

О чем говорит характеристика героев? «Бесприданница» – произведение, которое не требует особых усилий для понимания, так как автор точно и подробно описывает своих персонажей, их чувства и истинное существо. Трагический конец – это еще один момент, которым А. Н. Островский высмеивает натуру Карандышева. Так как Юлий Капитоныч не может одержать верх над своим соперником, он убивает предмет их спора. Фигура этого человека очень жалкая и смешная.

Паратов

Этим персонажем продолжается дальше наша характеристика героев. «Бесприданница» – произведение, которое никак не может обойтись без анализа образа главного соперника Юлия Капитоныча. Мы выше уже говорили об отличительной черте А. Н. Островского и о говорящих именах. Так вот, фамилия Сергея Сергеича берет начало от слова «паратый», что означает «хищник».
Заметим, что его поведение в пьесе можно так же охарактеризовать: «Сердца нет, оттого он так и смел». Это цитата, характеризующая героя как бессердечного и жестокого персонажа. Он молод и амбициозен, очень расчетливый и жадный до наживы человек: «А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

Лариса

Кем еще может быть продолжена характеристика героев? «Бесприданница» – это произведение, которое никак не может оставить без внимания главную героиню, ставшую предметом спора двух бессердечных и алчных людей. Она вызывает чувство сострадания, так как действительно увлечена Сергеем Сергеичем, предавшим ее ради наживы. Лариса Огудалова – это бесприданница, девушка из бедной семьи, но она невероятно тонкая и чувственная натура.

Когда ее отверг Паратов, она имеет последнюю надежду – выйти замуж за Карандышева, так как считает его человеком с доброй душой и сердцем, никому непонятным, но невероятно добрым. Когда Лариса поняла, что является игрушкой в чужих руках, то попыталась убить себя, но ей не хватило сил сделать это. Избавиться от мучений ей помогает только выстрел Карандышева.

«Бесприданница»: характеристика героев. Таблица

Попробуем систематизировать анализ главных героев драмы с помощью таблицы.

Характеристика

Дворянин, 30 лет, уважаемый человек, любитель роскоши, невероятно расчетливый, бессердечный, все его действия связаны с наживой.

Карандышев

Молодой, небогатый чиновник, самолюбив и завистлив. Всегда попрекает Ларису за «цыганский табор» в ее доме. Соперник Сергея Сергеича, пытается во всем ему подражать, даже говоря об образованных и уважаемых людях с Паратовым, ставит их рядом.

Молодая девушка на выданье из бедной семьи, бесприданница. Собирается выйти замуж за Карандышева из-за безвыходности положения, чтобы не жить со своей матерью. Талантливая, красивая и образованная девушка, но кукла в руках мужчин.

Вот такой мы представили характеристику главных героев. Для того чтобы сделать свои выводы, советуем прочесть это произведение.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

Поделиться