Из истории правил дорожного движения. Самые первые правила дорожного движения История возникновения и развития пдд

Навести порядок в городах одним из первых попытался Гай Юлий Цезарь. Будучи древнеримским правителем, Цезарь на последних годах своего правления издал указ, согласно которому на улицах Рима вводилось одностороннее движение. Проезд частных колесниц и повозок был под запретом с восхода солнца и почти до его захода. Гости города были вынуждены оставлять свой транспорт за пределами Рима и перемещаться пешком. За соблюдением этого предписания следила особая служба.

Представители римской «дорожной инспекции» имели право регулировать споры и конфликты, нередко возникавшие между владельцами повозок.

В средневековые времена движение в городах стало более оживленным. Даже простые конные повозки, разъезжавшие по узким улицам городов, нередко сталкивались между собой. Средневековые правители своими указами вводили определенные правила для конных и пеших горожан. Вводились ограничения на скорость передвижения и определялась очередность проезда. Существовали и меры наказания, которые жестко применялись к нарушителям. Однако правила эти касались лишь отдельных местностей и не были всеобщими.

Новое время – новые решения

Те правила дорожного движения, какими все привыкли их представлять сегодня, зародились в Англии лишь в конце XIX века. В 1868 году на одной из площадей Лондона был установлен механический семафор, имевший в своем составе цветной диск. Семафор мог управляться только вручную. Его крылья были устроены так, что могли принимать два положения. Если крыло горизонтально, движение было запрещено. Опущенное крыло давало возможность двигаться, но с предельной осторожностью.

Этот прообраз современного светофора был весьма далек от совершенства. Конструкция устройства была неудачной. Один лишь скрежет цепи, приводившей в движение семафор, был настолько ужасен, что от него в испуге шарахались в стороны. Ко всему прочему, через некоторое время семафор попросту по неизвестной причине, ранив находящегося поблизости блюстителя порядка.

Первыми дорожными знаками вполне можно назвать особые таблички, где указывалось направления движения и расстояние до определенного пункта.

Как создавались современные правила движения на дорогах

В 1909 году в Париже состоялась конференция, на которой было принято решение о введении единых для Европы правил дорожного движения. Этому событию способствовало резкое увеличение числа механических транспортных средств, возрастание интенсивности движения и скорости автомобилей. Принятая на международном форуме Конвенция по автомобильному движению ввела некоторые .

Первые унифицированные знаки указывали на неровную или извилистую дорогу, а также на наличие железнодорожного переезда и пешеходного перехода.

В последующие десятилетия правила дорожного движения существенно обогатились и дополнились новыми положениями. Главной целью разработчиков правил было создание единообразия и обеспечение безопасности для всех участников движения. Постепенно появились те правила дорожного движения, которые сегодня знает каждый грамотный водитель и пешеход.

Регулирование дорожного движения это вопрос, поставленный в далеком прошлом. Движение пешеходов и конных упряжек так же требовало регулирования. В те времена это осуществлялось царскими указами.

История Правил дорожного движения берет свое начло в Древнем Риме . Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры ввел на нескольких улицах в городе одностороннее движение. От восхода солнца и примерно за два часа до заката (время окончания рабочего дня) проезд частных повозок и колесниц был запрещен.

Посетители города должны были в Риме передвигаться пешком либо на паланкине (носилки на длинных шестах), а транспорт парковать за границей города..

Уже в то время существовала служба надзора , следящая за соблюдением этих правил. Она состояла в основном из бывших пожарных

В обязанности этой службы входило не допускать конфликтных ситуаций среди владельцев транспортных средств. Перекрестки не регулировались. Вельможи для обеспечения себе свободного проезда высылали вперед скороходов. Они освобождали улицы и вельможи таким образом могли беспрепятственно проехать к месту назначения.

Со временем в правила вносились изменения и дополнения, оговаривались особенности при проезде перекрестков, изменение скоростного режима при подъезде к перекрестку, запрет обгона на сложных участках. Одним из дополнений стало правило предоставляющее приоритет в движении для пешеходов. Так же преимуществом в движении пользовались крестный ход или например похоронная церемония.

Основа современных Правил дорожного движения положена 10 декабря 1868 года в Лондоне. В этот день, перед Парламентом на площади появился первый железнодорожный семафор в виде цветного диска с механическим управлением. Изобрел этот семафор Дж. П. Найт – специалиста по семафором того времени.

Устройство состояло из двух семафорных крыльев, и в зависимости от положения крыльев обозначался соответствующий сигнал:

  • Горизонтальное положение – движение запрещено
  • Положение под углом 45 градусов – движение разрешено, но с соблюдением мер предосторожности.

В темное время суток использовался газовый фонарь, сигнализирующий красным и зеленым цветом. Управлял светофором слуга в ливрее.

Техническая реализация семафора оказалась не столь удачной. Цепь механизма для подъема и опускания стрел была настолько шумной, что сильно пугала лошадей, что осложняло управление для кучера. Менее чем через месяц семафор взорвался, в результате чего был ранен полицейский.

Количество транспортных средств продолжало нарастать, на смену повозкам стали приходить первые автомобили. Потребность в организация дорожного движения значительно выросла . Первые жезлы для ручного регулирования движения по перекресткам появились в 1908 году. Первыми дорожными знаками можно считать таблички с указанием движения к населенному пункту.

В 1909 году в Париже на всемирной конференции было принято решение создать единые европейские Правила дорожного движения, так как число автомобилей продолжало расти, а скоростной режим и интенсивность движения по городским улицам увеличивались.

Следующий шаг развития организации дорожного движения — на конференции по дорожному движению в Женеве в 1931 году принята «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» . Участником этой конференции был также и Советский союз.

Первая официальная публикация Правил дорожного движения в СССР состоялась в 1920 году. Документ имел название «Об автодвижении по г.Москве и ее окрестностях» . Этот документ уже подробно описывал многие немаловажные вопросы. Появились водительские удостоверения на право вождения, обозначена максимальная скорость движения. В 1940 году выпущены общее ПДД для всего союза, которое редактировались для каждого города.

Единые общие Правила дорожного движения, действующие на всей территории СССР был введены в 1961 году.«Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР»

Самая важная дата в истории Правил дорожного движения — 8 ноября 1968 года . В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». Документ был подписан представителями 68 стран мира и является действующим по настоящее время.

К 1973 году Правила дорожного движения СССР были написаны в соответствии в венской конвенцией. С течением времени и соответствующими изменениями на дорогах, постоянным ростом транспорта, технологического развития дорожных сетей в постоянно вводятся корректировки и дополнения.

Последние изменения на день написания данного материала вступили в силу 24 ноября 2012 года и всегда в государственной думе находятся на рассмотрении законопроекты направленные на адаптацию правил к реальной обстановке сложившейся на дорогах.

История ПДД началась очень давно, еще задолго до появления первых транспортных средств, практически с появлением первых дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское». После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Самые первые дорожные знаки появились на римских дорогах. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н. э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи.

ПОЯВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В ЕВРОПЕ И РОССИИ


При французском министре Зулли и кардинале Ришелье были изданы предписания, согласно которым перекрестки улиц и дорог должны быть обозначены крестами, столбами или пирамидами, для того, чтобы облегчить путешественникам ориентировку. В России повсеместное распространение дорожных указателей началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства. Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.

СОВРЕМЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ.


Первые дорожные знаки в современном понимании появились в 1903 году во Франции. Толчком для пересмотра системы дорожного оповещения стало появление первых автомобилей и, соответственно, аварии, которые неизбежно случались то тут, то там. Автомобиль был быстрее конного экипажа и в случае опасности затормозить так быстро, как обычный конь, железный просто не мог. Кроме того, лошадь – живая, она сама способна среагировать, не дожидаясь решения кучера. Впрочем, аварии были довольно редким явлением, но вызывали огромный интерес общественности именно потому, что и были редкостью. Чтобы унять общественность, на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: «крутой спуск», «опасный поворот», «неровная дорога». Дорожный знак с изображением символа -"Впереди крутой спуск" впервые появился в середине XIX столетия на горных дорогах Швейцарии и Австрии. Знак изображали на придорожных скалах и изображали на нем колесо или тормозной башмак, используемый на каретах. Знаки стали распространяться вслед за первыми автомобильными правилами движения, которые не могли предусмотреть всего многообразия дорожных ситуаций. Автомобильный транспорт, естественно, развивался не только во Франции, и каждая страна думала над тем, как обезопасить дорожное движение. Для обсуждения этой проблемы представители европейских стран собрались в 1906 году и разработали «Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей». Конвенцией прописывались требования к самому автомобилю и основные правила дорожного движения, так же вводилось четыре дорожных знака: «неровная дорога», «извилистая дорога», «перекресток», «пересечение с железной дорогой». Устанавливать знаки следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России, и, что характерно, автолюбители на них внимания не обращали. Несмотря на конвенцию, каждая страна принялась придумывать свои знаки дорожного движения, что не мудрено: четырех знаков на все случаи жизни не хватит. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов, обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому придумывали символы и образы. В СССР был придуман человечек, переходящий пешеходный переход. Внутри страны со знаками было все понятно, но вот выезжающий за границу человек попадал в неприятную ситуацию, где из множества знаков знакомыми оказывались два-три. Чтобы облегчить жизнь водителям, в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали СССР, большинство европейских стран и Япония. Хотя к полному единообразию дорожных знаков это не привело. Так, например, в довоенное время одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская, на основе той самой конвенции 1931 года, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи, а сами знаки были квадратными или прямоугольными.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В РОССИИ.


В России дорожные знаки стали появляться в 1911 году. Журнал Автомобилист № 1, 1911 года писал на своих страницах: "Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве с осени настоящего года приступает к расстановке предупредительных автомобильных знаков по шоссейным дорогам Московской губернии. ...Рисунки предупредительных знаков международные, принятые всюду в Западной Европе". К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде конусообразных стрел. Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак «Проезд без остановки запрещён» имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано «Стоп». Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту. Действующие с 1973г. знаки привычны современным автолюбителям. Предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму, число указательных знаков увеличилось с 10 до 26 за счёт включения в их состав различных указателей.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.


Первые попытки упорядочить дорожное движение предпринимались в Древнем Риме, где на некоторых улицах вводилось одностороннее движение для колесниц. За выполнением этого правила следили специально отведенные надзиратели. В нашей стране Петр Первый издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором регламентировал передвижение на лошадях. За несоблюдение правил человека могли сослать на каторгу. С 1718 года за соблюдение правил движения начали отвечать полицейские. Первые правила дорожного движения звучали достаточно забавно. Например, в России было такое требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа, дабы добропорядочные горожане не падали в обмороки от ужаса при появлении на дороге движущегося с кошмарной скоростью чудовища. Также, правила предписывали водителям сбавлять скорость и останавливаться, если их приближение будет вызывать беспокойство у лошадей. В Англии впереди кaждогo пaровогo дилижaнcа на раccтоянии 55 мeтров дoлжeн идти человeк с красным флагoм. При встречe с карeтами или всадниками oн должeн предупрeждать о тoм, что за ним следуeт парoвик. Также, мaшинистам стрoго воспрeщaется пугать лошaдей свисткaми. Выпускaть пар из мaшин допускaeтся тoлько в случae отсутствия на дорогe лошaдей.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Первые правила движения для автомобилей были введены во Франции 14 августа 1893 г. В 1908 году было придумано выдавать полиции белые трости, которыми полицейские регулировали движение, показывали направление для водителей и пешеходов. В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)». В этих правилах уже досконально регламентировались многие важные вопросы. Упоминались и водительские права, которые должен был иметь водитель. Был введен скоростной режим движения, превышать который было нельзя. Современные правила дорожного движения были введены в нашей стране в январе 1961 года.

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОГО СВЕТОФОРА.

Первый светофор появился в конце 1868 года в Лондоне на площади у здания английского парламента. Он представлял собой две газовые лампы с красными и зелеными стеклами. Устройство дублировало сигналы регулировщика в темное время суток и тем самым помогало членам парламента спокойно переходить проезжую часть улицы. Автором изобретения был инженер Дж. П. Найт. К сожалению, его детище просуществовало всего четыре недели. Газовый фонарь взорвался, ранив дежурившего около него полицейского. Только через полвека - 5 августа 1914 года - в американском городе Кливленде были установлены новые светофоры. Они переключали красный и зеленый цвет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. С тех пор и началось триумфальное шествие светофора по всему миру, 5 августа отмечается как Международный день светофоров. Первый трехцветный светофор появился в 1918 году в Нью-Йорке. Спустя еще какое то время их авторитет признали автомобилисты Детройта и Мичигана. Авторами «трехглазого» выступили Уильям Поттс и Джон Харрис. За океан, в Европу светофор вновь вернулся лишь к 1922 году. Но не сразу в город, где о нем впервые заговорили - в Лондон. Светофоры сначала появились во Франции, в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара. А затем в Германии, в городе Гамбург на площади Стефанплатц. В Соединенном Королевстве электрический регулировщик появился лишь в 1927 году в городе Вулвергемптон. А вот первый светофор в нашей стране заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

С правилами дорожного движения и знаками связано много курьезных случаев и интересных фактов. Остановимся только на двух из них: Например, интересно происхождение слова «шофер»: первый «самодвижущийся автомобиль» предназначался для перевозки пушек и представлял собой трехколесную телегу с паровым котлом. Когда пар кончался, машина останавливалась, и котел нужно было прогревать заново. Для этого под ним на земле разводили костер и ждали, пока вновь образуется пар. Так, большую часть времени водители первых автомобилей нагревали котел и кипятили в нем воду. Поэтому их стали называть шоферами, что в переводе с французского означаете «кочегар». Еще одна история связана с дорожными знаками. На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.

Необходимость упорядочить движение на улицах появилась задолго до того, как был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Согласно историческим хроникам, навести порядок на дорогах пытался еще Юлий Цезарь. В 50-х годах до нашей эры он ввел на некоторых улицах Рима одностороннее движение, а также ограничил проезд частных повозок, колесниц и экипажей в дневное время. Гости Рима должны были оставлять свой транспорт за городом (почти как на перехватывающих парковках сейчас) и передвигаться пешком или нанимать паланкин. Тогда же появилась первая служба регулировщиков, которые должны были предотвращать конфликты на дорогах. Основные проблемы были связаны с пересечением перекрестков, так как движение по ним не регламентировалось правилами, из-за чего и возникали конфликты.

В России в 1683 году Петр I запретил быструю езду по городу, езду без возниц и на невзнузданных лошадях. Позаботился он и о пешеходах — кучерам запрещалось бить прохожих хлыстами. Позже в 1730-х годах Анна Иоанновна ввела наказание для лихачей — им выписывали штраф, секли розгами или просто казнили. Указ от 25 июля 1732 года гласил: «…А ежели кто впредь в противность сего Ея Императорского величества указа дерзнет так резво и не смирно ездить и плетьми кого бить и санями и лошадьми давить, таким по состоянию вины их чинено будет жесткое наказание или смертная казнь».

Однако более серьезные проблемы в организацию дорожного движения внесли автомобили. В правилах XIX века были и курьезные пункты. Например, в Великобритании приняли закон, по которому впереди самодвижущейся повозки должен был бежать человек с флажком и предупреждать других об опасности. Фото флаг: автомобиль — это опасность на дороге, о нем нужно было предупреждать.

Флаг. (pinterest.com)

Первые правила движения для автомобилей были приняты во Франции в 1893 году. Регулировать и регламентировать «самодвижущиеся экипажи» начали в России в 1896 году, в 1900 году в Санкт-Петербурге был утвержден порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу, ряд пунктов сохранился и до наших дней. В 1909 году на конференции в Париже сделали попытку создать единые европейские правила дорожного движения. Были определены некоторые дорожные знаки, которые не так сильно отличались от современных, в том числе, «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пересечение равнозначных дорог» и «Опасный поворот». В 1931 году на конференции в Женеве были определены уже 26 знаков, которые разделялись на три группы: предписывающие, указательные и предупреждающие. В СССР единых ПДД до 1961 года не было. Так, Совет народных комиссаров РСФСР утвердил летом 1920 года Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям». В документе оговаривалось ограничение скорости для движения по городу и учет транспортных средств. Особое внимание уделялось номерным знакам.

Указывалось, что они не могли быть «самописными», что их должно быть обязательно два — спереди и сзади. У водителей обязательно должны были быть документы, подтверждающие право управлять автомобилем и удостоверение личности — все, как сейчас. Что касается скорости, то легковые машины могли ездить по городу со скоростью 27 километров в час, а грузовые — 16 километров в час. Тогда же были введены правила, касающиеся парковки — бросать машину на улице без присмотра запрещалось. Впрочем, обычных граждан СССР это мало касалось, в 1920-х годах автомобилей у них не было. Еще одна важная веха — в 1936 году в СССР появилась Государственная автомобильная инспекция — первый специализированный орган по контролю за соблюдением ПДД. В 1950-х годах свод правил становится «толще».

Обгон. (pinterest.com)

Там уже рекомендуется вести автомобиль так, чтобы не создавать помехи окружающим. Интересно, что появилось и требование к самому водителю «быть опрятным, дисциплинированным и следить за состоянием автомобиля». Еще одно требование к водителю — нельзя садиться за руль пьяным. Однако по-прежнему большие проблемы вызывает проезд на перекрестках. Дороги уже делятся на главные и второстепенные, но знаков приоритета нет, они появятся только в 1979 году. В городе можно уже ездить со скоростью 50−70 километров в час, а вот за городом ограничения практически отсутствуют. Водитель должен сам руководствоваться состоянием дорожного полотна и другими факторами, влияющими на безопасность движения, и выбирать соответствующую скорость.


Скоростной режим. (pinterest.com)

Усложнились правила парковки, теперь машины нужно ставить как можно ближе к тротуару, и обязательно ставить машины в ряд с другими. Установлена рядность на перекрестках, поворачивать направо можно только из правого ряда, средний ряд едет прямо, левый поворачивает налево. Приоритет в движении появляется у общественного транспорта, вводится понятие «помеха справа». Единые и обновленные правила на территории всей страны вводятся в 1961 году, после того как СССР присоединился к международной Конвенции о дорожном движении, принятой в Женеве в 1949 году. Постепенно в ПДД прописываются и требования для велосипедистов и пешеходов. Последним запрещено переходить улицу в непредусмотренном для этого месте.


Пешеходы. (pinterest.com)

Новые Правила дорожного движения вводятся в 1973 году. Там есть интересный пункт: запрещается эксплуатация автомобиля со шторками или жалюзи, которые ограничивают видимость. Это правило было очень актуально несколько лет назад, на волне популярности этих шторок. После 1979 года вводится требование пристегиваться ремнями безопасности, появляются знаки приоритета на перекрестках, выезд на них запрещен, если там образовался затор. Ограничивают скорость за городом — 90 километров в час. Последний вариант правил, который появился в СССР, относится к 1987 году, эти ПДД не так сильно отличаются от современных.

Правила дорожного движения и история их создания.

Цель урока : познакомить учащихся с историей создания ПДД, проверить знания действующих ПДД.

Оборудование : новые ПДД.

Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам делались ещё тогда, когда безраздельно господствовали конные экипажи. В 1863 г. в России был издан именной указ «сказанный разных чинов людям» царей Иоанна и Петра Алексеевичей: «Великим государям ведомо учинилось, - писалось в нём, - что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице, небрежно людей побивают». Указ категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью, сидя на ней верхом.

В 1730 г. был издан новый указ: «Извозчикам и прочим всяких чинов ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно».

В 1742 г. появился указ, в котором говорилось: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

В 1812 г. были введены правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничение скорости, требование к техническому состоянию экипажей, введение им номерных знаков. Это были попытки организации движения экипажей. Систематических правил движения по дорогам тогда не было. Пешеходное движение было беспорядочным и неорганизованным. Когда же появились паровые, а затем и бензиновые автомобили, последовали и новые попытки, как в России, так и за рубежом, обеспечить безопасность движения.

Некоторые из них у нас сейчас могут вызвать лишь улыбку. Так, например, в Англии впереди парового экипажа шёл человек с красным флагом и предупреждал встречных о приближении паровика, а заодно усмирял перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населённых пунктах не должна была превышать скорости пешехода. В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет «бензиновая тележка». В ночное время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, он должен был остановиться и ждать утра.

В те времена автомобилей в России было очень мало, поэтому вопросы безопасности ещё стояли не так остро. Но шли годы, увеличивалось количество автомобилей, мотоциклов, велосипедов, трамваев и других транспортных средств. Задача создания условий безопасности дорожного движения требовала своего решения.

В России уже в 1897 г. Городские думы Москвы и Петербурга уже рассматривали вопрос об установлении специальных правил для «автоматических экипажей», а три года спустя было утверждено «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях». Этот документ состоял из 46 параграфов и устанавливал требования к водителям и автомобилям, порядок движения и правила стоянки. Так, разрешение на управление мог получить гражданин не моложе 21 года, грамотный и умеющий объясниться по-русски, при условии успешной сдачи экзамена по вождению. Автомобили должны были быть зарегистрированы и иметь два номерных знака (спереди и сзади). был предусмотрен ежегодный обязательный технический осмотр в период с 1марта по 1 апреля. Предельная разрешённая скорость движения в Москве составляла 20 вёрст в час, а для автомобилей весом более 350 пудов – 12 вёрст в час. Параграф 41 этого постановления гласил: «Если приближение автоматического экипажа будет вызывать беспокойство у лошадей, водитель должен убавить скорость и в случае надобности остановиться».

Первое упоминание о Правилах движения мы находим в «Инструкции о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по г. Москве и её окрестностям в 1918 г. Два года спустя Правила движения были утверждены Декретом Совета Народных Комиссаров. Этот исторический документ положил начало развитию советского законодательства в области безопасности дорожного движения. Декрет включал основные требования к поведению водителей, а также правила регистрации и технического контроля механических транспортных средств. Была регламентирована скорость движения автомобилей: для легковых – 25 вёрст в час, для грузовых – 15 вёрст в час. При этом ночью скорость для всех автомобилей, кроме пожарных, ограничивала до 10 вёрст в час.

Для облегчения движения стали применяться дорожные знаки, светофоры и дорожная разметка. Первые 4 знака, указывающие на наличие опасности, с символами перекрёстка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровностей на проезжей части были утверждены в 1909 г. Парижской конвенцией по автомобильному движению. Международная система дорожных знаков дополнилась в 1926 г. ещё двумя – «неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна». В 1931 г. на очередной конференции по дорожному движению в Женеве было увеличено до 26 число знаков, классифицированных по трём группам: предупреждающие, предписывающие и указательные. Вспомнить сколько групп знаков в настоящих правилах (7) и сколько знаков (231).

До второй мировой войны в различных странах мира действовало две основные системы дорожных знаков, одна из которых основана на применении символов, другая – на применении надписей. По окончании второй мировой войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации.

В 1949 г. в Женеве на очередной конференции по дорожному движению приняты Конвенция о дорожном движении и протокол о дорожных знаках.

Вплоть до 1940 г. в нашей стране не было единых правил, и их разработка и утверждение относились к компетенции местных органов власти. В 1940 г. утвердили первые типовые Правила дорожного движения, на базе которых на местах стали создаваться более или менее единообразные правила.

Первые, единые для всей страны Правила движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам СССР, введены в 1961 г. (они базировались на конвенции 1949 г.), затем были доработаны и просуществовали до1973 г., когда их сменили Правила дорожного движения, основанные на конвенциях 1968 и 1971 годов.

Со времени введения в 1973 г. Правил в нашей стране произошли значительные изменения в практике организации дорожного движения, поэтому они несколько раз претерпевали изменения и дополнения. Последние ПДД были введены в действие1 июля 1994 г. Что же нового они несли?

Появилось предписание об обязательном применении ремней безопасности и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями; обязанности пешеходов и водителей выделены в самостоятельные разделы. В один раздел объединены сигналы светофора и регулировщика. Появился новый раздел «Приоритет маршрутных транспортных средств»; уточнены льготы для водителей-инвалидов; более детально регламентирован порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами; введены новые термины («Участник дорожного движения», «Вынужденная остановка», «Недостаточная видимость», «Тротуар», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход» и т.д.). Принципиально по-новому трактуется понятие «обгон». Теперь в качестве обгона рассматривается опережение транспортного средства, связанное с выездом с занимаемой полосы, а не только с выездом на встречную полосу.

Определённые изменения внесены в раздел «скорость движения». В населённых пунктах для всех транспортных средств установлен единый предел скорости – 60 км/ч. Мотоциклистам разрешена скорость на дорогах вне населённых пунктов 90 км/ч, включена норма скорости 110 км/ч на автомагистралях для легковых, а также для грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой 3.5 т.

Стали более строгими требования к обеспечению безопасности при перевозке людей в грузовых автомобилях. В приложение к Правилам вошёл перечень условий, касающихся технического состояния и комплектации, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В оставшееся на уроке время повторить ПДД по вопросам предыдущих уроков, решить дорожные задачи или разобрать ДТП.

Педагог дополнительного образования

Ахметзянова Гульчачак Хамисовна

Поделиться