Требования к эссе по педагогике. Педагогика эссе. Эссе на тему: «Моя профессия - воспитатель»

Рано или поздно каждый учитель начинает оценивать себя в профессии, размышляет о своей работе, успехах и неудачах, взлетах и падениях. Нет возрастных границ у таких размышлений: оценка и понимание себя как профессионала свойственна как молодым педагогам, так и педагогам со стажем. Часто такие размышления «выливаются» в эссе, заметки о педагогической работе: «Я иду на урок», «Моя педагогическая философия», «Профессия учитель» и др.

Сейчас эссе учителя все больше популярно в различного рода конкурсах профессионального мастерства, проходящих как очно, так и дистанционно. Также эссе может использоваться при приеме на работу для оценки мышления, жизненных позиций и понимания себя и своего пути в профессии соискателем.

Как написать эссе учителя?

Эссе - это краткий очерк, в котором автор в свободной форме описывает свои размышления и оценки на заданную тему, в нашем случае о педагогической профессии, о своей работе, о школе и учениках, об образовании в России. В эссе четко выражена позиция автора, его мировоззрение, чувства, мысли.

Можно сказать, что эссе с точки зрения структуры, представляет собой набор тезисов, высказываний, которые подкрепляются примерами и по которым дается пояснение, суждение, авторская оценка. Начинается эссе с вступления, в конце пишется заключение.

Не нужно бояться писать эссе

Многие учителя бояться писать эссе и не столько потому что им нечего сказать или не хочется открыть свою душу: просто кажется, что не владеешь слогом, не получится выразить мысль и т.д. Однако эссе наиболее «простой» вид произведения:

  • Эссе всегда небольшое по форме.
  • В эссе можно и нужно высказывать свою личную позицию, эссе всегда субъективно и не претендует на истину в высшей инстанции.
  • В эссе нет никаких формальных «рамок» и ограничений «Писать нужно только так».
  • Эссе ориентировано на диалог с читателем, то есть зачастую используется разговорный стиль.

Примеры готовых эссе учителя

На этой странице вы найдете более двухсот различных эссе учителей и педагогов: учителей начальных классов, математики, английского языка, педагогов дополнительного образования и других. Почитайте их, посмотрите, как они пишутся, о чем говорят авторы, и у вас получится написать свое эссе учителя.

Печать в сборнике эссе

В 2012 году наш сайт выпустил печатный сборник эссе «Я - учитель», написанных пользователями сайта. Объем сборника - около 300 страниц. Со всеми произведениями, вошедшими в сборник, вы можете ознакомиться на страницах этого раздела.

Летом 2014 года также планируется прием произведений и выпуск печатного сборника педагогических эссе «Я - учитель», «Моя педагогическая философия» и подобных.

Эссе позволяет подвести итоги, проанализировать путь, пройденный учителем. Цель работы заключается не столько в восхвалении и акцентировании внимания читателя на успехах, а в обозначении сложностей. С какими проблемами вы столкнусь, выбрав профессию? Возможно, вам было сложно выступать в качестве классного руководителя? Как сумели преодолеть препятствия, найти контакт с детьми и их родителями?

Старайтесь излагать только свои мысли. Избегайте клише, прописных истин. Даже начинающий преподаватель располагает достаточным для этого опытом. Просто вспомните свою жизнь, не стоит переписывать или подстраиваться под работы коллег.

Возможно, пример эссе педагога о профессиональной судьбе вас вдохновит.

Возьмите на заметку:

  • эссе не должно быть большим по объему;
  • уместен разговорный стиль;
  • опыт только тогда считается личным, когда он подтверждается примерами;
  • следует выстраивать диалог с читателем (используйте обращения, вопросы, взывайте к чувствам);
  • точка зрения не должна меняться на протяжении всего текста;
  • эмоции приветствуются, но не стоит делать на этом акцент, если не стоит цель написать экспрессивное эссе.

Где найти примеры эссе по педагогике

Биржа «Автор 24» профилируется на написании научных работ различного объема и сложности. Здесь вы сможете ознакомиться с готовыми материалами. Они представлены в портфолио местных специалистов. Также можно купить готовую работу в каталоге эссе по педагогике.

Иногда при прочтении примеров возникает чувство, что представлена позиция по вопросу, схожая с той, которой придерживаетесь вы. Это значит, что автор способен взглянуть на проблему с вашей точки зрения. Следовательно, и новое эссе он выполнит в том же стиле, что необходим вам. Взгляните на пример эссе от учителя английского языка. Работа была выполнена для конкурса.

Не упускайте из внимания возможность делегировать поставленную задачу опытным специалистам. Свяжитесь с исполнителями на бирже Автор 24 и закажите написание эссе. Профессиональных навыков и умений исполнителя будет достаточно, чтобы предоставить качественный по структуре и содержанию материал, отражающий особенности вашего жизненного пути.

Эссе «Я - педагог».

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

Каждый человек, оканчивая школу, думает о том, чем он будет заниматься в дальнейшей жизни. Обстоятельства, а может и сама судьба, сделали за меня мой выбор. В детский сад пришла работать сразу после школы. Размышляла о важности профессии воспитателя и учителя, пока не прочитала мудрые слова Николая Михайловича Амосова: «В жизни есть два крепких якоря - работа и дети. А все невзгоды и трудности можно перенести».

Действительно, приходя на работу, общаясь со своими воспитанниками, забывала о сложностях, проблемах, состоянии здоровья. Своей непосредственностью, а иногда и «детской мудростью» учили, лечили, стимулировали меня к саморазвитию и свершениям. Прошло с того дня уже много лет. И теперь я счастлива, что у меня есть эти «два якоря».

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Это призвание. В зависимо сти от обстоятельства ему приходится выступать в разных ролях. Психолог, доктор, музыкант, актер, фокусник, конструктор, художник …. Хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда занят своим делом, и незаменимым, когда нужна помощь и поддержка. Профессия педагога - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Ее особенность состоит, прежде всего , в том, что объектом и продуктом труда является самый уникальный продукт природы - личность ребенка. Известна притча о звезде, стремящейся к исполнению своей мечты. Увидеть и поддержать маленькую звездочку, не дать ей пропасть, а помочь стать ярче. Желание - вера - действие - вот алгоритм успеха!

Мое педагогическое кредо просто и известно: «Все начинается с любви». Идея о том, что детей нужно любить, известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством. Но и сегодня эта мысль нуждается в защите, как мысль новая, даже дерзко новая. Бесспорно, что научное наследие ученых и педагогов - практиков является основой построения педагогики сотрудничества. Однако, ни одни методические разработки, ни научные статьи, ни учебники, сами по себе не смогут помочь научиться любить детей. Очень трудно любить каждого ребенка. Хорошо, когда он послушен, умен, добр, обладает всеми положительными качествами. Но такого не бывает. Что делать с капризами, упрямством, непослушанием? Принять ребенка таким, каким он есть, ценить и заботиться настолько, чтобы он стал интересен себе и другим людям. Необходимо создать такую атмосферу, где всем детям будет хорошо и уютно. Свое взаимоотношение с детьми я строю на уважение к ним, к их интересам и проблемам. В каждом ребенке вижу личность и индивидуальность.

Антон Семенович Макаренко считал, что дисциплина - это не метод воспитания, а его результат. Это основной принцип моей педагогической деятельности.

Развитие системы образования не может осуществляться иначе, чем через инновационный процесс. Каким должен быть воспитатель 21 века? Каково мое место в педагогическом сообществе?

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Ис кусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Это, прежде всего, стремление к получению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, изучению инновационных технологий. Педагог должен быть способным преобразовывать, проектировать свою профессиональную деятельность, реализовывать в ней гуманно личностный потенциал инновационных технологий.

Одним из самых успешных и продуктивных инновационных направлений, используемых в своей педагогической деятельности, считаю проектную деятельность. Это всегда творческое самовыражение, индивидуальный подход к детям, взаимодействие с родителями. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности. Изменяется и психологический климат, развиваются разнообразные виды самостоятельной деятельности дошкольников. Эффективность данной технологии можно передать словами американского писателя и философа Элберта Грина Хаббарда: « Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя».

Стремлюсь развивать в детях такие личностные качества, как инициативность, любознательность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, которые позволят ему комфортно и эффективно существовать в обществе.

Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного

результата, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано единое сообщество «семья - дети - педагог», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Стараюсь дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии своего ребенка, показываю им, что вижу в них единомышленников. Выработала правила общения с родителями: всегда быть в хорошем настроении, находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное об их ребенке; прислушиваюсь к ним, для того, чтобы понять, в каком направлении работать, что продолжать, а что следует изменить.

Педагог, который прошел совместно с детьми творческий путь к познанию, вступает с ними в особые, доверительные отношения. Нравственные результаты более ощутимы, если происходит живой диалог детей и педагога, если «учится» и взрослый, и ребенок. Рождается совместная радость от взаимодействия в игре, творчестве, эксперименте. Именно с этих мгновений и начинается доверие, уважение, человечность!

Оксана Ковалева
Педагогическое эссе

Моя педагогическая философия

Детский сад – это страна чудес,

Где детский смех слышно до небес!

Детский сад – это праздник души,

Когда видишь, как детки твои хороши!

Детский сад – это радость дня,

Когда знаешь, что дети ждут тебя!

Детский сад – это второй наш дом,

В котором мы каждый день живём.

Детский сад – повторяю снова я,

Быть воспитателем – судьба моя!

Но почему именно воспитатель?

Учась еще в начальных классах, очень хотела быть похожей на свою первую учительницу, давать знания детям. Когда поступала в педагогический колледж , то, скорее всего, не понимала, что сделала важнейший выбор в своей жизни. Делая первые шаги в профессии, я иногда испытывала страх перед детьми, постоянно задавая себе вопросы : «А правильно ли я сделала, правильно ли сказала?» За год и девять месяцев работы в детском саду многому научилась : принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - бережнее относиться к детям.

Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь заинтерисованные глаза детей; готовые к новым знаниям. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Трудно быть не просто наставником, а именно другом для детей, уметь наполнить эту дружбу благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, и тогда, я думаю, в сердце ребенка никогда не появится зло. Общение с детьми должно происходить на уровне сотрудничества, может быть даже где-то на равных. Дети должны себя чувствовать равноправными соучастниками диалога. Попадая в такие условия, даже самый закрытый ребенок становится более свободным в своих мыслях и действиях. Из личной практики неоднократно наблюдала положительные результаты такого подхода.

Каким должен быть воспитатель.

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавая им своё сердце.

Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель? Конечно, щедрым должен быть!

Всего себя без сожаления он должен детям подарить!

К каждому нужен свой подход, так как в детский сад дети приходят разные : озорные и тихие, контактные и замкнутые, смелые и не очень. Но всем им необходимо дать ощущение уверенности в его силах, помочь осознать, что он личность, что нужен не только родителям, но и обществу, что он важен в этом мире.

К. Гельвеций сказал : «Воспитатель - это волшебник, который открывает

детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель,

зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

Что детский сад для ребенка? Для ребенка детский сад-это первая ступенька в страну знаний. Важно, чтобы малыш стал на эту ступеньку, и чтобы ему захотелось подняться по лесенке выше.

В своей работе руководствуюсь словами В. А. Сухомлинского : «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок». Стремлюсь сделать мир детства ярким, красочным и каждый день ребенка превратить в увлекательное приключение. Призываю родителей и всех педагогов сделать счастливым детство каждого ребенка.

Дети не только непосредственны, но и очень проницательны от природы. Они безошибочно отличают искренность от фальши и всегда чувствуют, когда их по-настоящему любят. Дети очень благодарны и отзывчивы на доброту и ласку взрослого. Стараюсь найти подход к каждому ребенку, ведь каждый ребёнок от природы талантлив и моя задача : помочь раскрыться его способностям.

В воспитательно-образовательном процессе использую такие педагогические технологии , как мультимедийные, сказкотерапевтические, здоровьесберегающие, экспериментирование, проектирование.

Очень часто с детьми читаем книги, а затем вместе анализируем прочитанное. Ведь книги позволяют воспитывать у детей любовь и уважение, из книг дети черпают уроки доброты, осуждают зло, оценивают поступки людей. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, Для детей стараюсь быть другом, опорой, в одних случаях я им советует, объясняю, в других играю вместе с ними. Вместе радуемся достигнутым результатам. Воспитание - кропотливый процесс, требующий от взрослого умения понимать детей, учитывать их особенности.

Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям! Дети - моё главное богатство, в окружении которых я нахожусь и на работе, и дома.

Быть воспитателем – значит быть самодостаточной женщиной. Ведь главное в женщине – материнство. А в детском саду по-матерински окружаешь заботой, лаской и вниманием сразу всех сорванцов, в ответ получаешь новый заряд позитива. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее.

В своей работе я придерживаюсь нескольких очень важных правил :

Иди на работу с радостью, выходи с работы с приятной усталостью;

Помни : невнимательный врач может навредить телу больного, невнимательный педагог - душе ребенка .

Вечером, вспоминая своих воспитанников, лицо должно озаряться улыбкой.

Чему хотелось бы научиться? Очень многому, всему новому и интересному. Ведь в настоящее время дети более развитые и уникальные, чем были раньше, и к ним нужно искать новые подходы и использовать новые методы, методики и формы в воспитательном процессе. Важно вспомнить и пересмотреть опыт работы педагогов прошлого , ведь были поистине выдающиеся педагоги , и у каждого была своя уникальная методика. В мире занятости, инноваций и постоянного движения, родители не видят своих детей, не обращают внимания на их успехи, их маленькие радости, поэтому хотелось бы найти подход и общий язык, не только с единицами родителей, но с родителями детей всей группы.

Моя профессия – воспитатель детского сада. Её я выбрала по велению сердца. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия : «Каждый человек – творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама. Моим вторым домом стала планета под названием Детский сад.

Становится грустно от мысли, что дети вырастут и уйдут в школу. Но я верю, что мои мальчишки и девчонки, становясь взрослыми, унесут с собой в жизнь замечательные качества : доброту и верность, бескорыстие и товарищество, юмор и добродушие, правду и честь. Для меня главный подарок не огромный букет цветов, а когда мальчишка - озорник, как бы пробегая мимо, коснётся твоей щеки губами и шепнёт : «Я вас так люблю, я буду очень скучать» и опять умчится по своим мальчишеским делам.

Моя педагогическая философия очень проста. "Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми" Оскар Уайльд.

СВЕЖЕСТЬ РАДОСТИ ОТКРЫТИЙ

(педагогическое эссе)

Источник: Чернухин О. А. Свежесть радости открытий. / Вселенная учитель. Эссе. - Москва, 2010. - С. 289-292.

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрал эту профессию, а она, долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?».

В период раннего детства самое главное чудо – каждодневное открытие мира вокруг себя. Потом это чудо, как известно, стушевывается, почти забывается взрослым человеком. Но оно было – это чудо открытия. Было, как я убежден, у каждого человека. Учителю надо об этом всегда помнить.

В своем детстве все летние каникулы я обычно проводил в деревне у моей бабушки. Бабушка жила в деревне Палкино, расположенной в Краснозерском районе Новосибирской области. Вокруг степь да колки (местное название – околки ) – небольшие лесные участки, да еще ляги – мелкие пересыхающие водоемы. И везде кипит жизнь. Я любил гулять по окрестностям. Любил смотреть на солончаки – когда соль блестит на солнце, то солончаковая степь кажется безбрежным морем. На лягах наблюдал за утками. А в воде кишмя кишела какая-то мелкая незнакомая, но ужасно интересная живность! Чудом казался щитень – с виду, ну просто как трилобит из книжки про вымерших животных! Совершенно непонятен для меня был головастик – ни рыба, ни моллюск, ни насекомое, что это за чудо природы?!

От дома мог уходить далеко-далеко (как мне тогда казалось…), но никогда не боялся заблудиться, всегда интуитивно чувствовал, куда и как следует возвращаться. После таких прогулок приносил с собой различных букашек, вываливал их в банку и наблюдал, наблюдал, наблюдал… В то время я совершенно точно знал, что буду ученым-биологом!

В школе нравилась конечно биология. Учебники, полученные в библиотеке, пролистывал еще летом. Дома всегда был целый зоопарк. В обычной городской квартире жили: белые крысы, ушастый ежик, само собой рыбки в аквариумах, канарейка и 12 попугаев (родители почему-то больше не разрешали). И все это одновременно… И не только это... Да, буду биологом…

Когда закончил школу, поступил в педагогический институт. Естественно на отделение биологии (и химии). В институте появилась возможность участвовать в экспедициях. До сих пор помню тему своей дипломной работы – «Коадаптивная эволюция насекомых опылителей и цветковых растений на примере представителей рода Bombus (шмели) и Nepeta Sibirica (котовник сибирский)». Этот «фундаментальный» труд был результатом двух лет экспедиций и трех зим камеральной обработки.

Такой экспедиционный опыт для будущего учителя-естественника просто незаменим. Навыки экспедиционной работы, приобретенные в студенчестве, помогли мне, будучи учителем, самому организовывать исследования с детьми.

Ученым не стал – после окончания института пошел в школу работать учителем биологии. В работе учителя есть своя романтика. Все то, что когда-то в детстве было интересно открывать для себя, оказалось не менее интересно изучать вместе с учениками на уроках.

Настоящий переворот в душе и пересмотр педагогической и жизненной позиции произошел в 2003 году. В силу различных обстоятельств, стал работать в школе «надомного обучения». Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (школа надомного обучения) Центрального района города Новосибирска – это школа для детей, имеющих показания клинико-экспертной комиссии на индивидуальное обучение на дому. Особые дети, особые образовательные потребности… Образовательные потребности особые, а вот жизненные интересы такие же, как и у «обычных» детей, те же мечты и желания. Меньше уверенности в себе, меньше возможностей для самореализации, но не настолько, чтобы учитель не смог им помочь…

Самое яркое воспоминание из первого года работы в школе «Перспектива» - как мы с детьми участвовали в городском межшкольном экологическом фестивале. Нашлось всего шесть желающих, которых заинтересовало участие в этом конкурсе. Проходил фестиваль в марте-апреле 2004 года. Конкурсантам надо было провести занятие для младших школьников, поучаствовать в экологическом КВНе и сделать видеоролик с социальной рекламой экологического содержания. После уроков мы стали подолгу задерживаться в школе. Иногда собираться домой начинали только в девятом часу вечера. Появились проблемы с отметками по другим предметам – занимаясь со мной, ребята не всегда успевали готовить уроки. Стали беспокоиться родители – а чем это их дети так поздно занимаются? На «разведку» отправили председателя родительского комитета Людмилу Анатольевну Зельцер. Людмила Анатольевна посидела с нами на репетиции, посмотрела, как мы во время перерыва питаемся «дошираками» и воскликнула: «Да вы же голодные!». В результате родительский комитет стал выдавать деньги для таких «перекусов», но репетиции попросили заканчивать пораньше.

Интересно было уже всем – чем закончится наша затея? Закончилась победой – команда «ЭКИ» получила диплом лауреата «МЭФ – 2004». Когда мы приехали с фестиваля, то вся школа собралась посмотреть на наш диплом. Потом несколько учеников признались, что не стали участвовать из-за боязни «опозориться». После той первой победы у меня всегда были желающие участвовать в инициативах, которые я мог предложить.

Каждому человеку очень важно, хотя бы раз в жизни, пережить чувство успешности.

А для себя я открыл, актуальный для школы «надомного обучения», принцип работы – дозированность нагрузки . И в работе с «обычными» детьми увеличение нагрузки не приводит ни к чему хорошему, а если повышать интенсивность обучения детям с проблемами в здоровье это может привести к каким-то «сбоям», например, к обострению заболевания. В моем случае – стали хуже учиться по другим предметам, а это тоже неправильно. В дальнейшем всегда старался этот принцип учитывать.

Одним из значимых результатов работы (значимых, прежде всего, для детей) считаю то, что фамилии моих учеников были неоднократно включены в издания «Золотой фонд Новосибирска» (2005, 2007, 2008). Эти издания ежегодно учреждаются мэрией города Новосибирска и содержат информацию о наиболее успешных школьниках по итогам участия в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

Успех учителя – это успешность его учеников.

Из тех моих первых шести энтузиастов две девочки – Катя Фролова и Наташа Соколовская сейчас учатся в педагогическом университете. Наташа еще и работает здесь же в школе «Перспектива» - преподает английский язык для нынешних учеников. Иногда встречаемся на переменах, беседуем как коллеги, вспоминаем о том фестивале.

Сейчас думаю, как мне повезло. Свежесть радости открытий – вот что такое для меня и моих учеников школа.

Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошел этот путь до конца. Я только остановился, чтобы оглянуться назад. Почему-то захотелось вспомнить все то, о чем Вы сейчас читаете.

Моя история – это обычная история об обычной работе учителя. О том, что мы делаем каждодневно, о том, почему мы это делаем, и почему, не смотря на все трудности, остаемся верными своей профессии.

Поделиться