“В дороге” анализ стихотворения Некрасова. Характеристика и анализ стихотворения «В дороге» Некрасова Н. А Кто автор произведения в дороге

— Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть1 и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный2 имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души3
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло4 — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5 жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты6,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..

Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова

Некрасов очень часто обращался в своем творчестве к судьбам простых крестьянок. Он всегда восхищался русскими женщинами, их несгибаемой волей и тягой к жизни. При этом поэта возмущало, что они являются просто личной собственностью своих хозяев, которые относятся к ним, как к животным. В стихотворении «В дороге» (1845 г.) Некрасов обращается к интересной теме. Он описывает судьбу крестьянки, которая выросла в барском доме. Это настолько ее изменило, что, вернувшись к деревенской жизни, женщина почувствовала себя чужой. Она уже не может измениться и, скорее всего, скоро умрет.

Стихотворение написано в форме диалога барина и ямщика. Автор испытывает невероятную скуку и просит мужика чем-нибудь развеселить его. В конце произведения станет понятна горькая ирония Некрасова. История, которая должна была поднять настроение, оказывается ужасной трагедией изломанной жизни.

Ямщик жалуется на свою «злодейку жену» Грушу. Ее в раннем возрасте взяли в господский дом и воспитывали вместе с дочерью хозяина. Девушка получила хорошее домашнее образование. Мужик даже не может толком представить себе дворянский образ жизни. Его лучшей похвалой является утверждение: «ела вдоволь и меду и каши». Он вспоминает, что судьба девушки могла сложить очень удачно, так как «сватался к ней благородный». Но крестьянское происхождение помешало этому.

Хозяйка девушки вышла замуж и уехала в столицу. С этого времени на крестьянку посыпались неудачи. Внезапно умер сам хозяин дома, а приехавший молодой барин отправил Грушу обратно в деревню. Ямщик не знает истинной причины для наказания, но можно предположить, что девушка с гордостью отвергла наглые приставания барина («знать, она согрубила ему»). Нового хозяина не волнует, что Груша совершенно не знакома с деревенской жизнью.

Браки в то время заключались против желания молодых. Решение о свадьбе принимали либо родители жениха, либо сам барин. Вероятно, женил рассказчика хозяин, потому что изнеженная «барышня» не могла представлять большую ценность в крестьянском хозяйстве. Ямщик признается, что совершенно измучился с женой, которая неспособна выполнять тяжелую работу. Вместо этого она занимается «бесполезными» делами: читает, учит грамоте сына, постоянно моет и расчесывает его. Мужу непонятна тоска и чрезмерная утомляемость жены. Он считает, что «погубили ее господа». Он даже не испытывает особого сожаления по поводу ее неизбежной смерти.

Стихотворение «В дороге» — яркий пример бесправного положения крестьян. Грушу можно сравнить с диким зверьком, которого люди принесли в дом. После того как дети наигрались, животное отправили обратно на волю, не думая о том, что уничтожили инстинкт к выживанию и обрекают его на гибель.

«В дороге» создано в 1845 году. Некрасову на тот момент шел всего лишь 25-й год, и для своего молодого возраста он проявил удивительно тонкое понимание русской души и знание особенностей русской жизни.

Стоит отметить, что 1845 — это самый расцвет эпохи крепостного права, когда, с одной стороны, слухи о «воле» уже начали бродить среди земледельцев, с другой — до отмены крепостничества было еще более 15-ти лет. Крестьяне страдали под гнетом помещиков, обращавшихся с ними как с имуществом, и сами не всегда осознавали это.

Главная тема стихотворения

Центральная тема произведения, ставшего одним из лучших образцов гражданской лирики — крепостное право, точнее, его обличение. Не напрямик, разумеется — в середине XIX века писать напрямую, откровенно и полностью честно могли позволить себе разве что подпольщики. Но, тем не менее, в истории крестьянки, которая раскрывается перед читателем, ужасы крепостничества предстают в полной мере. Затронул Некрасов и внутрисемейные отношения, и тяжелую работу в поле, и домашнее насилие — тогда, впрочем, считавшееся совершенной нормой.

Стихотворение написано в форме диалога. Барин, едущий куда-то с ямщиком, просит ямщика развлечь его разговором, и тот пересказывает историю своей супруги, Груши. Она была «компаньонкой» в барском доме, не работала в поле, была «белоручка, белоличка». Грушу научили читать и играть на фортепиано, к ней даже сватался один учитель. Но после того, как барыня, компаньонкой которой была Груша, вышла замуж, и в поместье появился новый хозяин, он отправил Грушу обратно в деревню.

Как и любую другую женщину детородного возраста, ее выдали замуж за первого, кто оказался более-менее подходящей кандидатурой — за ямщика-рассказчика. Тот, в свою очередь, предстает перед читателем человеком незлым, по-своему сострадательным, ему жаль жену, хотя она в крестьянском труде оказалась почти бесполезной. Груша не ленива, вовсе нет — она просто не имеет физических сил, чтобы «ходить за коровой», выполнять непривычную работу по дому. По словам ямщика, она целыми днями читает книгу и пытается воспитывать сына как маленького барчонка.

Ямщик не понимает горестей и проблем Груши, он рассказывает барину — и именно на этом тот прерывает его, - что даже бил жену лишь выпивши. Между ним и Грушей — пропасть, они совершенно разные люди по уровню образования, по мировоззрению. Но в образованности кроется и Грушина беда. Она знает, что могла бы жить по-другому, но ее жизнь не принадлежит ей самой. Грушей распоряжается владелец поместья, для него она — имущество, которое можно держать при себе, а можно перенаправить куда-то еще.

Ярко выраженный антикрепостнический характер стиха заметен с первых же строк. История ямщика, рассказываемая даже без жалоб, лишь с удивлением, мол: видишь, барин, и так, оказывается, в жизни бывает, потрясает современного читателя. Невозможно даже представить себе такое бедственное положение женщин — и мужчин тоже, которых вырывали из привычной жизни, выдавали замуж, переставляя, словно куклы на игровой доске. Своей поэзией Некрасов протестует против крепостничества и бесчеловечного обращения с людьми.

Структурный анализ стихотворения

Для большей схожести с традиционными песнями-жалобами русского народа Некрасов использовал 3-хстопный анапест. Чередующиеся типы рифмы (женская — с мужской, перекрестная, кольцевая и парная сменяют друг друга) подчеркивают живость речи.

В произведении использовано большое количество просторечных выражений — это делает речь ямщика настоящей, не искусственной. Состояние крестьянина и печаль, тоска, снедающая его жену, передаются эпитетами и сравнениями.

В произведении «В дороге» Некрасов поднимает непростой вопрос о крепостничестве, подчеркивает, что владение людьми, как вещами, нередко ломает их судьбы.

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию.

Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного

Права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ.

Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении “В дороге”: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью.

Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко

Были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с медом).

К ней даже сватался учитель, “да, знать, счастья ей Бог не судил”. После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь ее, а также ее мужа, стала невыносимой. Муж не считает ее ленивой, но делать она ничего не умеет, “ни косить, ни ходить за коровой”. Женщине тяжело выполнять любую физическую работу.

Муж-ямщик жалеет ее и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки ее не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживет на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у нее есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил.

Его беспокоит еще и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: “Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая”. Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку.

Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения – несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознает всю безнадежность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия.

Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трехстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передает чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрестная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чем его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать.

Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе “Разогнал Ты мою неотвязную скуку” чувствуется сарказм: было грустно, а стало еще грустнее и безнадежней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревет, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет – высшая крестьянская похвала бабенка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчеркивает его горечь от услышанного.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В дороге Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” – первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский. В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смеш­ную небылицу. Далее по контрасту с этой […]...
  2. Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” – первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский. В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смешную небылицу. Далее по контрасту с этой установкой начинается […]...
  3. В Этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для Творчества Некрасова, – жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика. В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику […]...
  4. АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА. В дороге “Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи – Буду, братец, за все благодарен”. – Самому мне не весело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме […]...
  5. Тема этого стихотворения – жизнь и страдания крестьян, простого народа. Стихотворение написано в форме “монолога в монологе”. Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль – повествование. Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: “Скучно! скучно!..” Это не только дорожная скука, но “скучно” в значении “печально”, “грустно”, “безнадежно”, что относится к рассказу […]...
  6. Стихотворение “В дороге” было написано в 1845 году. Когда Белинский его прочитал, он отметил, что “самые интересные стихи принадлежат перу господина Некрасова, потому что они проникнуты мыслью; это не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного” когда Некрасов прочитал “В дороге” Белинскому критик обнял его и сказал чуть не со […]...
  7. Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, – это жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика. Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает […]...
  8. -Скучно! скучно!…Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Этими строками начинается стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге”,написанное в 1845 году в сборнике “Мечты и звуки”.Восторженно приветствовал это произведение великий русский литературный критик В. Г. Белинский, назвав Некрасова “истинным поэтом”.Действительно, втор стихотворения не только разогнал скуку читателей, привыкших к слащавой лирике, но и всколыхнул гражданские чувства диалогом […]...
  9. В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке, за генерала, но анекдотичность бытового случая перерастает в социальное обличение. Бешено летящая тройка с ревущим зверем в санях наводит на встречных страх, словно и вправду едет не медведь, а генерал. Не диво, что ошибся и […]...
  10. История создания Стихотворение “Забытая деревня” написано Некрасовым в 1856 г. и опубликовано в собрании сочинений 1856 г. Первоначально называлось “Барин”. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и поднимает проблему забытых, заброшенных помещиками деревень. После публикации рецензии Чернышевского в “Современнике” № 11 за 1856 г. цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе […]...
  11. Стихотворение Тургенева “В дороге” воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей. Автор повествует о своих душевных переживаниях, о мыслях сопровождающих его в пути. Он вспоминает грустные и счастливые моменты из своей жизни, которые с трепетом хранит у себя в […]...
  12. Знакомство Ахматовой с Михаилом Леонидовичем Лозинским состоялось в 1911 году. Тогда он появился на одном из петербургских заседаний литературного объединения “Цех поэтов”, возглавляемого Городецким и Гумилевым. Отношениями с ним Анна Андреевна гордилась. Согласно ее воспоминаниям, Лозинский был изумительным человеком, отличавшимся “сказочной выносливостью”, “изящным остроумием”, благородством, неутомимостью в труде, преданностью дружбе. До Великой Октябрьской революции он […]...
  13. Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого “Воскресение”. Говоря о сюжете: это достаточно печальная картина. Жизнь молодой девушки, которая надеялась на счастье в жизни. Но обрела лишь смерть. Создается впечатление, что лирический […]...
  14. Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей “Ася”, “Первая любовь”, романов “Рудин”, “Дворянское гнездо” и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название “Стихотворений в прозе”. Тургенев […]...
  15. Творчество Николая Некрасова выдержано в духе критического реализма, и в этом нет ничего удивительного. Рожденный в дворянской семье, будущий поэт с самого детства видел две стороны медали помещичьей жизни. Он был обеспечен всем необходимым, но суровый отец часто бил не только крепостных крестьян, но и домочадцев. От побоев Некрасов часто спасался в людской – помещении, […]...
  16. Анна Ахматова с определенной долей мистики относилась к своему жизненному предназначению, считая, что ее судьба была определена еще в детстве. Однажды, гуляя с няней к киевском городском саду, будущая поэтесса нашла брошь в виде лиры и услышала пророческие слова своей воспитательницы о том, что ей суждено стать литератором. Прошли годы, пророчество сбылось и вера в […]...
  17. В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название – “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В. И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”. У бурмистра Власа бабушка […]...
  18. В основе стихотворения А. С. Пушкина “Бесы” – диалог с ямщиком, хотя это сложно назвать диалогом, так как от лирического героя исходит только одна, причем стереотипная для путников, реплика: “Эй, пошел ямщик!..” Скорее это монолог ямщика, причем фактически без признаков стилизации простонародной речи. Общее впечатление от монолога – это, конечно, речь простого человека, но это […]...
  19. Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) “Тройка” было написано в 1846 году в жанре “гражданского лиризма”, близком поэту. Это было для автора нелегкое время, в этом же году он вместе с другом – писателем Панаевым – боролся за право возглавить журнал “Современник”, основанный А. С. Пушкиным, где позже оно было опубликовано. Основная тема стихотворения “Тройка” – […]...
  20. Стихотворение написал Николай Алексеевич Некрасов в 1846 году. В стихотворении описывается то, что видел сам автор, он просто оглянулся и увидел то, что другие в то время считали нормой. Образ Родины в стихотворении поэта подразумевает под собой его отчий домой, где он провел детство. Это скорее ироничное название, потому как в стихотворении описываются все ужасные […]...
  21. Николай Алексеевич Некрасов главной темой своего творчества считал тему народную. Вопрос о народе был актуальным для общества некрасовской эпохи. Некрасов же имел необыкновенную черту – он относился к чужим страданиям как к собственным, горячо сопереживал униженному, бесправному народу и постоянно думал о его судьбе. Родившись в дворянской семье, поэт впитал в себя народный дух. Несчастная […]...
  22. История создания Стихотворение “Несжатая полоса” было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в “Современнике” № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней “Полоса ль моя, да полосонька”. Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв. Литературное направление и жанр […]...
  23. Образ метели В вопросе авторов учебника содержится утверждение, что “через колдовское кружение метели создается ощущение нера­зумности происходящего и смятения души”. Если с ощущением душевного смятения можно согласиться, то с ощущением “нера­зумности происходящего” вряд ли стоит согласиться. Пушкин создает образ метели через ритмичное кружение, ко­торое выражено с помощью динамичного четырехстопного хо­рея, и через повторы: Повторы в […]...
  24. Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и […]...
  25. Анализ стихотворения Крестьянские дети Мир, изображенный Некрасовым в стихотворении “Крестьянские дети”, полон света, тепла и доброты. Автор любит, понимает и хорошо знает крестьянскую жизнь. Быт народа всегда находится в гармонии с природой, которую автор рисует бережно и с любовью. В начале стихотворения перед нами предстает спокойная и счастливая жизнь, которая может быть у поэта только […]...
  26. Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова […]...
  27. История создания Стихотворение “Школьник” было написано в 1856 г. и напечатано в журнале “Библиотека для чтения” № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г. В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский ученый Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла. Литературное направление, жанр Стихотворение […]...
  28. История создания Стихотворение “Прости” было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый “панаевский цикл” стихов о любви. Было напечатано в “Библиотеке для чтения” № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра […]...
  29. Период с 1848 по 1855 год в истории Российской империи получил название “мрачного семилетия”. Это время отмечено настоящим цензурным террором. Николай I и его приближенные были настолько напуганы революционными событиями во Франции, что стали с утроенной энергией преследовать либеральную литературу и журналистику. Трудно пришлось Некрасову, пытавшемуся всеми силами сохранить репутацию “Современника”, которым он руководил. Сильнейшим […]...
  30. Стихотворение Н. А. Некрасова “Тройка” посвящено теме тяжелой судьбы русской женщины. В 1847 году оно опубли­ковано в журнале “Современник”. Им же открывался неболь­шой поэтический сборник Н. А. Некрасова. Все это свидетель­ствует о том, что поэт придавал произведению большое значение. Тема нелегкой судьбы русской женщины звучит в поэмах “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, […]...
  31. История создания Стихотворение “Рыцарь на час” было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 “Современника” за 1863 г. Первоначально называлось “Бессонница”. В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова. Достоевский считал, что “Рыцарь на час” – шедевр творчества Некрасова. Сам […]...
  32. Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но […]...
  33. В центре стихотворения Н. А. Некрасова “Огородник” проблема “любовь и социальное неравенство”. Оно начинается как поэтическая история о любви молодого огородника и дворянской дочери. Н. А. Некрасов не жалеет изобразительно-выразительных средств для того, чтобы история выглядела как сказка, а ее герои – как идеальная пара. Девица-краса “черноброва, статна, словно сахар бела!..”. У нее “ясны очи”, […]...
  34. Позднее стихотворение “Элегия” (А. Н. Еу) (1874) кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом (6-стопные ямбы с парной рифмовкой), выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать его следующим остроумным двустишием: “Старо, не правда ли, печь хлебы из муки? / Однако ж из […]...
  35. В 1868 году Николай Алексеевич Некрасов становится редактором журнала “Отечественные записки”. В этом же году из-под его отточенного писательского пера, выпорхнуло, как смелая птица, стихотворение “Душно! Без счастья и воли…” Включено в собрание сочинений писателя в 1869 году. Положено на музыку разными композиторами. Строчки стихотворения по сути своей являлись призывом к революционным действиям. В стихотворении […]...
  36. Николай Некрасов в своих стихотворениях пытался изобразить суровую реальность, без каких-либо преувеличений, в его творчестве нет ярких эпитетов и метафор, в стихотворениях можно найти только прямой смысл. На выбор такого пути повлиял жизненный опыт автора, те моменты, когда в молодости он ушел из дома научили его воспринимать реальность, какой бы она не была. В своем […]...
  37. История создания Стихотворение “Прощанье” было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К. И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н. Г. Чернышевский числил его среди своих любимых, о чем в […]...
  38. В 1840 году на собственные деньги молодой Некрасов, скрывшийся под инициалами “Н. Н.”, выпустил свой первый сборник, получивший название “Мечты и звуки”. В него вошли стихотворения, носившие преимущественно подражательный характер. Николай Алексеевич вдохновлялся творчеством разных авторов, в их числе – Лермонтов, Жуковский, Пушкин, Бенедиктов. Нельзя сказать, что книга была разгромлена критиками, – рецензии встречались как […]...
  39. В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица… А герой, понятно, готов стать ее рабом. С самого начала стихотворения влюбленный описывает свое состояние, говорит о чувствах. Они настолько сильны, что он ощущает себя прикованным к этой девушке. Он готов […]...
  40. История создания Стихотворение “В полном разгаре страда деревенская” написано в 1862 г. и опубликовано в “Современнике” № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжелой доле русской женщины-крестьянки. Ее труд не стал легче после отмены крепостного права. Некрасов не понаслышке […]...
"Скучно! скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем - нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи - Буду, братец, за все благодарен". - "Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать - Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и меду и каши. Вид вальяжный имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Байт кучер, Иваныч Торопка), - Да, знать, счастья ей бог не судил: Не нужна - ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер... А справивши свадьбу, Сам - ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу... Через месяц приехал зятек - Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чем-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно. Воротил он ее на село - Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка - крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка! Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись... посадили На тягло - да на ней и женили... Тоись, сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый... Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла - становилось Инда жалко подчас... да куды! - Не утешишь ее и обновкой: То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко. При чужих и туда и сюда, А украдкой ревет как шальная... Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая! На какой-то патрет все глядит Да читает какую-то книжку... Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижет, Словно барчонка, каждый день чешет, Бить не бьет - бить и мне не дает... Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна - Чай, свалим через месяц в могилу... А с чего?.. Видит бог, не томил Я ее безустанной работой... Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой... А, слышь, бить - так почти не бивал, Разве только под пьяную руку..." - "Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!.."
Поделиться