Они работают как самые отъявленные специалисты. Работа редактора над языком и стилем текста. Типы стилистических ошибок. Тавтология и неуместное повторение слов

Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
Главная сила Сибири - в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири - в её богатейшей минеральносырьевой базе.
Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты.
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический. Мифология, языки.
Врождённый, прирождённый. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести. Опора, поддержка.
Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.
Доказать, обосновать. Теорема, теория.
Предвещать, предсказать. Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Мастер-класс по теме:

Опыт преподавания стилистики. «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости».

Учитель:

О.П.Ивушкина

Г. Волоколамск

Опыт преподавания стилистики

«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях

и о лексической сочетаемости…»

Тип урока: урок-практикум.

Цели

Урока: 1. вспомнить понятие о лексической сочетаемости,

  1. реализовать понимание лексической сочетаемости и несочетаемости через практическое применение,
  2. совершенствовать умение использовать наиболее точные лексические соответствия,
  3. совершенствовать умение видеть и исправлять речевые ошибки, возникшие вследствие нарушения лексической сочетаемости,
  4. видеть и объяснять тропы и стилистические фигуры, созданные на основе нарушения лексической сочетаемости.

План – конспект урока.

  1. Оргмомент.
  2. Психологическая подготовка к восприятию темы.

Слово учителя.

Сегодня у нас урок практической стилистики. Мы стремимся, чтобы речь наша точно выражала наши мысли и чувства, была правильной, лингвистически грамотной. Порой, чтобы этого добиться, мало знать значения слов…

Посмотрите на следующие словосочетания. Правильно ли они построены?

Запись на доске: Табун коров

Стая лошадей

Стадо волков

Отара сорок

Стая овец

Что вам не нравится? Посмотрите, ведь первые слова обозначают «сообщество животных» ? Как следует сказать?

(Табун лошадей, стая волков, стадо коров, отара овец, стая сорок.)

Значит, чтобы быть грамотными часто недостаточно знать значения используемых слов, нужно обязательно учитывать их способность соединяться друг с другом, т.е. , как говорят лингвисты, лексическую сочетаемость.

3. Практикум по теме.

Итак, вспоминайте, мы говорили о лексической сочетаемости на уроках стилистики в 9 классе.

Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Розенталь называл это притяжением слов друг к другу.

Чем же определяется лексическая сочетаемость? Конечно же, прежде всего лексическим значением слов. Вам приходилось видеть фиолетовый апельсин? Может быть, вы наблюдали, как спят бегом? Нет?

Тогда вы без труда справитесь с «путаницей», которую я для вас приготовила.

Упражнение № 1.

Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:

Потерпеть победу

Одержать поражение

Отъявленные специалисты

Выдающиеся недостатки

Вопиющие достижения

Хорошие преступники

Безвыходное горе

Безысходное положение

Придавать внимание

Уделить значение

Повысить качество

Улучшить уровень

Оказать вред

Нанести влияние

Упражнение № 2.

А) занять звание чемпиона;

Б) одержать успехи;

В) пользоваться спросом;

Г) поставить концерт. (Ответ - В)

А) Выдать требования;

Б) Обратить внимание;

Г) Иметь опасения. (Ответ - А)

А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах..

Г) Два единственных вопроса тревожили жителей. (Ответ - Б)

А) Три единственные дочери;

Б) Живой труп;

В) Облокотиться спиной;

Г) Страшная красавица. (Ответ - Б)

Почему вы считаете, что сочетание «живой труп» не является речевой ошибкой?

(Это один из видов тропов – оксюморон.)

Упражнение № 3.

Совершенно очевидно, что нередко лексическую сочетаемость нарушают поэты

В поисках неожиданных образов, яркой экспрессии,

Оригинальных метафор.

Вот примеры очень талантливого переосмысления привычного употребления слов.

Определите, какие словосочетания стали основой метафор созданных поэтами.

Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий.) (- плакать навзрыд)

Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.) (- плакать навзрыд)

(- умереть мучительной смертью, верная смерть)

И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий.) (- босые пятки)

4. Подведение итогов урока.

Мы сегодня говорили о лексической сочетаемости слов. К сожалению, время наше очень ограничено. Можно было бы поговорить, например, о том, как замечательно используют юмористы нарушение сочетаемости слов, о том, как «гениев признают заживо» или как «трудно нам прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства». Следовало бы сказать о том, что правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость. Это важно знать, что допускается, например, соединение существительных с прилагательным, но запрещено сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами. Нельзя же сказать: «большое сто» или «моя твоя не понимает».

Но обо всем этом разговор еще у нас будет, в другой раз. Спасибо за урок.

До свидания.

Использованная литература.

  1. Т.В.Потемкина, С.В. Сабурова «Русский язык. 10-11 классы. Культура устной и письменной речи».
  2. Д.Е.Розенталь, И.Б.Голуб «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».
  3. Д. Е.Розенталь, И.Б.Голуб «Занимательная стилистика».
  4. С.И.Львова «Уроки словесности».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ «ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ» Мастер-класс Опыт преподавания стилистики «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости» О.П.Ивушкина

Найдите словосочетание, которое образовано верно: А) занять звание чемпиона; Б) одержать успехи; В) пользоваться спросом; Г) поставить концерт.

2. Укажите неправильный вариант сочетания: А) Выдать требования; Б) Обратить внимание; В) Договор на поставку продуктов; Г) Иметь опасения.

3. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости: А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах. Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей. В) Большая половина игры уже прошла. Г) Два единственных вопроса тревожили жителей.

4. Н айдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой: А) Три единственные дочери; Б) Живой труп; В) Облокотиться спиной; Г) Страшная красавица.

1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал. Меня, должно быть, ловко разыграли: Крючки носов и до ушей оскал, Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)

3. Мы не умрем мучительною жизнью, Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий)

4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ «ГИМНАЗИЯ №1 Г . ВОЛОКОЛАМСКА»

Телефон: 8(496-36)2-15-18 Адрес: 143600 Московская область,

Web-сайт: www.myfirstschool.ru г. Волоколамск, ул. Школьная, д.12

E-mail: [email protected]

[email protected]

СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ

«ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ»

Мастер-класс

Опыт преподавания стилистики

«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости»

О.П.Ивушкина

Упражнение № 1.

Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:

Потерпеть победу

Одержать поражение

Отъявленные специалисты

Выдающиеся недостатки

Вопиющие достижения

Хорошие преступники

Безвыходное горе

Безысходное положение

Придавать внимание

Уделить значение

Повысить качество

Улучшить уровень

Оказать вред

Нанести влияние

Упражнение № 2.

Задания, предполагающие знание лексической сочетаемости слов, встречаются нам и в ЕГЭ. Например, такие:

  1. Найдите словосочетание, которое образовано верно:

А) занять звание чемпиона;

Б) одержать успехи;

В) пользоваться спросом;

Г) поставить концерт.

  1. Укажите неправильный вариант сочетания:

А) Выдать требования;

Б) Обратить внимание;

В) Договор на поставку продуктов;

Г) Иметь опасения.

  1. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости:

А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах.

Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей.

В) Большая половина игры уже прошла.

Г) Два единственных вопроса тревожили жителей.

  1. Найдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой:

А) Три единственные дочери;

Б) Живой труп;

В) Облокотиться спиной;

Г) Страшная красавица.

Упражнение № 3.

Определите, какие словосочетания стали основой метафор, созданных поэтами. Словосочетания подчеркните.

1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал.

Меня, должно быть, ловко разыграли:

Крючки носов и до ушей оскал,

Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)

Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.)

3. Мы не умрем мучительною жизнью,

Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий.)

4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)


Причиной возникновения ошибок языка и стиля следует считать употребление в рукописи суждений, допускающих различные толкования или вызывающих нежелательные ассоциации. Ошибки двойного смысла делятся на логические (о которых речь уже шла выше) и смысловые – лексические, морфологические, синтаксические и стилистические.

Требования редактора к языку и стилю рукописи вытекают из существующих в языке языковых норм и правил, из требования четкости и точности формулировок, конкретности. Особенно большое внимание при работе над языком и стилем рукописи надо уделять точности словоупотребления, использования иностранных слов и профессионализмов, синтаксическим конструкциям фраз. Необходимо также обращать внимание на краткость, сжатость изложения.

Задачи редактора при языково-стилистической правке – помочь автору донести до читателя свои мысли наиболее точно и полно. Сложность этой задачи зависит ещё и от того, что адресатом рукописи является неопределенное множество читателей, хотя границы его автор и редактор пытаются при работе над рукописью определить как можно точнее.

Критерии оценки языка и стиля литературного произведения.

1. Языково-стилистические средства рукописи должны отвечать идее, теме, содержанию произведения.

2. Язык рукописи должен быть доступен для того читателя, которому он предназначен. Особенно следует помнить, что язык массовых изданий должен отличаться простотой, доходчивостью, популярностью.

4. Краткость рукописи без ущерба для содержания, борьба редактора во время языково-стилистической правки с многословием в рукописи.

5. Живость, выразительность, яркость изложения и подачи материала. К разным жанрам литературы этот принцип редактор должен применять дифференцировано.

6. Требование чистоты языка, но отнюдь не опрощения его. При редактировании литературных произведений следует отличать неграмотное употребление от необычного, способствующего созданию того или иного образа.

7. Принцип целесообразности отбора языковых средств и стилистических приёмов, используемых в рукописи.

Все эти критерии следует применять творчески, учитывая особенности темы, характера произведения, аудитории, индивидуальную манеру автора. Необходимо учитывать современное состояние языка и перспективы его развития, так как норма языка (установившаяся на данный момент совокупность правил пользования им) постепенно меняется, хотя и базируется на нейтральных или литературных языковых средствах. Поэтому в рукописи отступление от нормы литературного языка может быть оправдано, и редактор должен оценить целесообразность авторского отхода в рукописи от существующей нормы языка.

Вопросы языково-стилистической правки рукописи подробно разработаны как критерии отбора лексических и других языковых средств и оценки их употребления в тексте в курсах стилистики. Там подробно учитывается предметное значение слова, его многозначность, эмоциональная окраска, стилистическая характеристика, грамматическая оформленность.

Работа над терминологией. Один из аспектов языково-стилистической правки рукописи – работа над терминологией. Существуют правила, в соответствии с которыми следует её проводить:

В устанавливаемой в данной области терминологии не должно быть многозначных терминов, это допускается лишь для отдаленных областей знания;

Устанавливаемые в данной области знания термины не должны иметь синонимов;

Термин должен отражать необходимые и достаточные признаки понятия, которые создают с одной стороны – общность понятий, с другой – их специфичность;

Термин должен обладать определенными систематизирующими свойствами и признаки, которые кладутся в основу построения терминов, для понятий, стоящих на одной классификационной ступени, должны быть одинаковыми;

Термин должен быть по возможности кратким и удобным для произношения.

Работа редактора по ликвидации речевых штампов. Это один из важнейших аспектов деятельности редактора, которым он должен заниматься только совместно с автором произведения. Речевые штампы представляют собой довольно сложное явление, имеющее широкое распространение благодаря шаблонности мысли и содержания. Речевые штампы могут быть представлены: словами с универсальным значением (мировоззрение, вопрос, задача, момент), парными словами или словами-спутниками (почин-отклик), штампами – украшениями стиля (голубой экран, черное золото), трафаретными образованиями (нести почетную вахту), штампами - составными словами (печь-великан, чудо-дерево).

Основным признаком штампа является отсутствие в нем семантической содержательности. Штамп необходимо отличать от языкового клише, которое является особой разновидностью языковых средств и применяется в деловой, научно-технической литературе для более точной передачи обстоятельств события или явления (этому будут посвящены особые спецкурсы).

Редактор должен также учитывать, что существуют разные стили разных видов литературы: публицистической, научной, художественной, официально-деловой, производственной и т.д. Разговорная лексика, фразеологизмы, грамматические разговорные формы и синтаксические конструкции чаще всего встречаются в публицистической литературе и особенно в жанрах СМИ. При этом границы между стилями достаточно зыбки, сами стили языка постоянно развиваются. Но каждая система стиля, пользуясь всеми средствами языка, тяготеет к некоторым из них и чаще всего используется более или менее устойчиво в какой-либо литературе и текстах. В пределах одного и того же вида литературы можно видеть некоторые отличия в использовании языковых средств в зависимости от назначения текста и его жанровых особенностей. Например, и очерк, и фельетон являются газетными жанрами и относятся не только к одному стилю (публицистическому), но и к одной группе жанров (литературно-художественным), но они будут пользоваться очень разными языковыми и стилистическими средствами, единый стиль будет проявляться в них по-разному.

Языковые и стилистические ошибки имеют много разновидностей. Перечислим только самые распространенные и наиболее часто встречающиеся из них.

Морфологические ошибки:

Неправильное употребление местоимений (Напр.: Надо быть действительным счастливцем, чтобы за несколько рублей выиграть большое художественное полотно. Им оказался техник Алексей Строев, - в данном случае неправильное употребление местоимения «им» создает второй анекдотический смысл фразы, так как означает, что Алексей Строев оказался … художественным полотном);

Употребление множественного числа имен существительных вместо единственного (Напр.: Они носят корзины на головах);

Смешение слов, значение которых различается по родовому окончанию (Напр.: Его сестра работает овчаркой – вместо овчаром);

Ошибки в окончаниях (Напр.: Здесь в будущем году будет построены школа, баня, детский сад).

Лексические ошибки:

Неточность выбора слова, употребление слов, вызывающих нежелательные ассоциации (Напр.: Занятия проходят без предупреждения, в семейной обстановке. – Вместо «без приглашения», «непринужденной»);

Неумелое использование фразеологических словосочетаний (Напр.: Наши войска перешли через рубеж. – Вместо: Наши войска достигли рубежа/ Наши войска перешли рубеж.);

Использование применительно к животным выражений, обычно характеризующих поступки людей или человеческие взаимоотношения (Например: Вместе с тем и остальные быки дали превосходных дочерей);

Неверное употребление терминов, профессионализмов, слов с обобщающим значением (Например: До настоящего времени не объединены 17 областных больниц. – Речь идет об объединении в 17 областях поликлиник с областными больницами.)

Синтаксические ошибки:

Неверный порядок слов в предложении (Например: От радости Авдеев почувствовал, как у него учащенно забилось сердце.);.

Неправильное управление и примыкание (Например: Больше внимания надо уделять технике безопасности молодежи.);

Употребление синтаксически неоформленных предложений (Например: Вся её небольшая фигура больше походит на ученицу, чем на учительницу.);

Пропуск служебных слов, меняющий или затемняющий смысл фразы (Например: Это важно учесть при проведении бесед об уставе и практической работе организации, - видимо, «о» или «в» практической работе.);

Пунктуационные ошибки, искажающие смысл текста (Например: Саша бегал по садам с ребятишками, играл в бабки сидя за партой, слушал рассказы учителей.).

Стилистические ошибки:

- «канцелярский» стиль (Например: В результате работы комиссией было установлено наличие значительных резервов в деле дальнейшего использования материалов и уменьшения в связи с этим их расхода на единицу продукции. – Вместо: Комиссия установила, что материалы можно использовать лучше и, следовательно, уменьшить их расход.);

Влияние профессиональных привычек на стиль (Например: На птицеферме в настоящее время содержится 500 штук взрослых кур и 1400 цыплят.);

- «украшательский стиль» (Например: Особое внимание надо обратить на перепашки полей, с которых убрали картофель. Перепашка даст добавочное количество клубней, что позволит пополнить запасы собранного урожая.).

Поделиться