Социология молодежи
Ю.А. ЗУБОК, В.И. ЧУПРОВ
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ОБРАЗОВАНИЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
ЗУБОК Юлия Альбертовна - доктор социологических наук, профессор, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН (E-mail: [email protected]). ЧУПРОВ Владимир Ильич - доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник того же Института.
Аннотация. Подготовка высококвалифицированных кадров непосредственно связана с повышением качества образования молодежи. Однако в современном российском обществе обостряется противоречие между общественной потребностью в подготовке профессиональных кадров, отвечающих современным стандартам, и сформировавшимся в последние десятилетия отношением молодежи к образованию. Возможность преодоления этого противоречия рассматривается через изменение отношения молодежи к образованию как объекту социальной реальности.
Ключевые слова: молодёжь образование феноменология
Отношение к образованию в парадигме феноменологии знания. Специфика образования как феномена социальной реальности связана, с одной стороны, с его особой ролью в духовном производстве, а с другой, с его функцией "социального лифта", обеспечивающей восходящую мобильность в обществе. Производство как научного, так и обыденного знания способствует расширению возможностей познания социальной реальности. А обеспечение восходящей мобильности - качественному изменению социальных взаимодействий людей.
С позиций феноменологического подхода под термином "социальная реальность" понимается "вся совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью, среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций" [Шюц, 1994]. То есть социальная реальность рассматривается не как объективные условия бытия, а как знания людей об этих условиях, приобретенные в процессе повседневных взаимодействий, делается упор на повседневное знание, как результат жизненного опыта.
Познание индивидом сущности того или иного объекта социальной реальности осуществляется во взаимодействии с другими людьми. Соответственно и отношение к образованию со стороны индивида также является функцией социальных взаимодействий. Это объясняется, прежде всего, тем, что все многообразие внутренних и внешних связей, опосредующих феномен образования, не может быть охвачено индивидуальным сознанием иначе как через восприятие этих связей во взаимодействии с другими. Субъективное отношение к образованию возникает в сравнении (оценке) его характеристик, опосредованных сознанием других людей.
Это могут быть базовые характеристики отношения к образованию, отражающие понимание его роли и функций в социальной жизни общества, влияние на жизнедеятельность различных социальных групп (базовый аспект отношения). Формирование базового аспекта - продукт исторически обусловленного развития общества. Базовые характеристики могут преломляться и трансформироваться в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности, под влиянием потребностей и интересов, возникающих в разных жизненных ситуациях. Тогда отношение к ним приобретает социально-ситуационный (конъюнктурный) характер [Романович, 2009:16]. Оба аспекта взаимосвязаны и результируются в целостной форме.
В процессе "интерсубъективных взаимодействий" (термин Э. Гуссерля) знание о конкретных характеристиках образования как субъективной реальности редуцируется в систему значений, смыслов. По мере их осознания в соотношении с потребностями и интересами, они приобретают ценностную форму. Таким образом, отношение к образованию (значение, смысл, ценность) для молодого человека и определяет его поведение в этой сфере, его становление как специалиста.
Эффективность подготовки и дальнейшего использования квалифицированных кадров оценивается на эмпирическом уровне посредством показателей соответствия приобретенной специальности фактически выполняемой работе, ценности знаний и ценности труда, гармонизации этих ценностей в профессиональной деятельности.
Базовые характеристики отношения молодежи к образованию. В базовых характеристиках отражается осознание молодыми людьми сущности и социальных функций образования в конкретных условиях общества, а также изменений в системе образования. Отношение к нему выражается в ценностных ориентациях и в направленности социального поведения, что объективируется в достигнутом уровне образования. Поэтому социальными показателями базовых характеристик отношения являются: уровень образования и его динамика, изменение ценностей образования (когнитивных и ценностей самого образования).
На основе результатов исследований1, уровень образования молодежи (законченное образование на момент исследования) изменялся следующим образом (табл. 1). В 2011 г., по сравнению с 2002 г., существенно снизилась доля молодежи, имеющей незаконченное среднее образование, возросла численность молодых людей, получивших среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Следует отметить, что возросло количество молодёжи, выбирающей среднее специальное образование (в 1997 г. доля таковой составляла 29,4%). Тем самым обеспечивается и качественный рост контингента абитуриентов высших учебных заведений. Заметна тенденция "омолаживания" группы, получающей высшей образование: в два раза чаще его приобретают люди в возрасте до 24 лет. Это отчасти связано с мерами по отсрочке студентов от службы в армии. Причем от этого выиграла и армия, получив возможность расширить в своих рядах контингент молодых людей с высшим образованием.
Позитивная направленность выявленной тенденции особенно заметна на фоне образовательной структуры в других возрастных группах. Как следует из табл. 2, уровень образования, достигнутый нынешним молодым поколением к 29 годам, позволяет рассматривать его как значительный потенциал роста квалифицированных кадров в стране. Нынешнее поколение молодежи выгодно отличается от предыдущих, каждый четвертый в возрасте 25-29 лет (23,5%) продолжает учебу в среднеспециальных учебных заведениях, а 58,8% - в вузах.
1 Здесь и далее используются результаты исследования, проведенного отделом социологии молодежи ИСПИ РАН в 2011 г. на основе половозрастных квот, репрезентирующих российское население с учетом региональных особенностей в 6б населенных пунктах в 13 субъектах Российской Федерации, N = 1301. Опрос проводился методом личного интервью. Для сравнительного анализа использовались данные исследований, проведенных по репрезентативной для молодежи - в возрасте 15-29 лет - выборке в 12 регионах РФ в 2002 г. N = 2012.; в 2006 г. N = 2500; в 2008 г. N = 730. Руководители исследований проф. В.И. Чупров и проф. Ю.А. Зубок.
Изменение уровня образования молодежи в 2002-2011 гг. по возрастным группам
(в % к опрошенным)
Уровень образования 2002 2006 2011
18-24 25-29 18-24 25-29 18-24 25-29
Неполное среднее (до 8,6 5,6 8,8 8,5 4,4 0,7
Полное среднее 41,1 19,7 37,3 15,5 34,4 13,6
Среднее специальное 32,1 46,1 35,6 39,8 36,1 48,6
Высшее и незаконч. 18,2 28,3 18,3 35,6 24,6 36,4
Другие виды 0 0,3 0 0,6 0,5 0,7
Таблица 2
Уровень образования по возрастным группам, 2011 г.
(в % к опрошенным)
Уровень образования
Возраст Неполн. Полное Среднее Высшее, Ученая
средн. среднее специальное высшее степень
18-24 4,4 34,4 36,1 24,6
25-29 0,7 13,6 48,6 36,4 0,7
30-39 3,4 14 47,9 33,9 0,8
40-49 3 12,3 53 31 0,8
50-59 5,6 19,7 53,6 20,2 0,9
60 и старше 23,1 18,7 44,3 13,6 0,4
Если в 2002 г. обучались в вузах 39,5% молодых людей, проживающих в областных центрах, 10,8% - проживающих в городах районного значения и 7% - в сельской местности, то в 2011 г. 28% проживают в областных центрах, 45% - в районных и 26,9% - на селе. Как видно, доля студенческой молодежи среди жителей областных центров заметно снизилась, скорее всего, из-за поступления в московские вузы, но при этом она в 4 раза возросла среди молодежи, проживающей в малых городах и в сельской местности. В данной тенденции, во-первых, проявилась устойчивая установка этой части молодежи на высшее образование как способ преодоления рутины сельской жизни; во-вторых, влияние ЕГЭ, существенно расширившее возможности поступления в вузы молодых людей из "глубинки".
Однако уровень образования лишь косвенно свидетельствует о его качестве. Многое в процессе подготовки высококвалифицированных кадров зависит от ценностной составляющей базовых характеристик отношения молодых людей к образованию. Качество образования в значительной мере определяется мотивами его приобретения, тем, какое место в них занимают ценности образования и приобретаемого знания.
Распределение ответов на вопрос "В чем для Вас смысл образования?" позволяет сделать вывод об отношении к нему как к терминальной либо инструментальной ценности. Терминальная ценность образования определялась набором следующих смысловых значений: развитие способностей, потребность в познании, общая культура. По этим смысловым значениям в 2011 г. в возрастной группе 18-24-летних отношение к образованию как к терминальной ценности оказалось на уровне 41%, а в группе 25-29 летних - 36,4%. Для сравнения, в 2002 г. среди 25-29-летних её значение было
выше - 59,4%, т.е. отмечается тенденция снижения доли терминальных ценностей. Инструментальные ценности, характеризующие отношение к образованию как средству достижения других целей, составили в 2011 г. в группе 18-24-летних - 59%, а в группе 25-29-летних - 63,6%. Можно констатировать, что с возрастом повышается уровень инструментальных ценностей образования; на фоне постоянной инструмен-тализации образования, отмечаемой в постсоветский период [Чупров, Зубок, 1997: 120-125; Чупров и др., 2009; Горшков, Шереги, 2010; Константиновский и др., 2011], в 2011 г. произошел резкий скачок в данной тенденции. Подобный "всплеск" свидетельствует о наличии влиятельного негативного фактора, связанного, по всей видимости, с очередным этапом модернизации системы об
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате
ЗУБОК ЮЛИЯ АЛЬБЕРТОВНА, ЧУПРОВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ - 2012 г.
Пока я не перешёл на последний курс колледжа, я особо не задумывался о том, буду ли учиться дальше. Родители говорили, что буду. «Ну ладно, им наверное виднее», - думал я. И ошибался. Родители советовали то, что было верно в СССР, то есть: главное, чтобы было высшее образование, а какое не важно, да и качество знаний не первостепенно, главное диплом! А сегодня-то как раз первостепенны именно знания. И хотя отправляли они меня в нужное место, на вопрос зачем, отвечали неправильно.
Когда я понял, что со своим средним специальным образованием я промахнулся, я стал возлагать какие-то свои надежды на высшее образование. Однако в голове мысль была и такая: «И без него прекрасно смогу зарабатывать». Когда поступил, был доволен: бюджет да еще и заочный. Круто.
К 20 годам учение уже порядком надоедает, и будь я очником, бросил бы на первой сессии. Но и на заочке я порядком понервничал, и бросить ух как хотелось. И не зря хотелось: понимал, что научить меня тут ничему не научат, а сил и времени потрачу массу. Уже решенные сессии я покупал в ларьке, который стоял напротив универа. Полный комплект решенных задач, написанных рефератов и т.п. Сдавать было гораздо проще с такой помощью, но учиться всё равно не хотелось. Вот какие мысли меня тогда посещали: «Мне УЖЕ 20, и я сам зарабатываю, я сам знаю, что мне лучше, не понадобится мне этот диплом, я буду заниматься бизнесом, а если вдруг понадобится, то пойду и куплю».
Родня давила со всех сторон: не бросай, учись, потом спасибо скажешь. Ну не могли меня убедить взрослые, ведь в 20 лет веришь в свои силы, как никогда. А люди, которые учат меня жизни, родились при социализме, в век промышленности, да еще в прошлом тысячелетии к тому же. И то, что я не бросил учёбу на 2 курсе, - случайность. После третьего семестра, который я закрыл не полностью, решил: ВСЁ! На следующую сессию не поеду. Пусть отчисляют. И в эти пол года, прошедшие между 2 сессиями жизнь меня так помотала, что я понял: мне нужна вышка! К тому же понял и то, какая профессия мне нужна. А то, что я экономлю год или два, решив перевестись, вместо того, чтобы бросить и поступать снова, было очевидно.
Случайно я оказался в чужом городе, среди осени. И имея иностранный паспорт, был вынужден работать там, где устраивали неофициально. В общем стал гастарбайтером. За 6 месяцев я успел поработать на двух автомойках, на двух шиномонтажках, во фрейзерной мастерской, и на стройке. Работал я в это время за копейки, но даже не это произвело на меня большое впечатление. А люди, которые работали там, самый низший класс людей. И вот тогда я понял, что можно прожить жизнь без диплома и без образования, и можно при этом более или менее себя обеспечивать. Но жизнь эта будет проходить на грязной тяжелой работе, в окружении несостоявшихся людей.
Я не считаю получение диплома о высшем образовании необходимым условием успеха. В профессии, которую я выбрал, диплом обязателен, во многих других можно и без него. Самообразование - вот, что важно.
Возраст поступления в ВУЗ, это возраст когда просыпается бунтарский характер. И с этим бунтарским настроем сделать правильный выбор гораздо сложнее.
Эта статья написана мной для родителей, чтобы они, направляя своих детей, понимали, с чем те сталкиваются, как всё воспринимают. И чтобы они старались с одной стороны удержаться от навязывания выбора, а с другой стороны -- не пускали бы всё на самотёк.
Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное агентство образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
по теме: Отношение студентов к образованию
Выполнила:
студентка
группы №7044
Маслова Татьяна Андреевна
Руководитель:
Страхова Ирина Борисовна
Новосибирск 2009
I. Методологический раздел
1. Описание научной проблемы.
Обоснование актуальности:
Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.
Студент - взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.
· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.
· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.
· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.
Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).
2006-2007 | 2007-2008 | |
Число высших учебных заведений - всего | 1090 | 1108 |
в том числе: | ||
государственных и муниципальных | 660 | 658 |
негосударственных | 430 | 450 |
Численность студентов - всего, тыс. человек | 7310 | 7461 |
в том числе в учебных заведениях: | ||
государственных и муниципальных | 6133 | 6208 |
очных | 3251 | 3241 |
очно-заочных (вечерних) | 291 | 280 |
заочных | 2443 | 2532 |
экстернат | 147 | 155 |
негосударственных | 1177 | 1253 |
из них обучалось на отделениях: | ||
очных | 331 | 331 |
очно-заочных (вечерних) | 81 | 72 |
заочных | 753 | 835 |
экстернат | 12 | 14 |
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек | 514 | 525 |
в том числе государственных и муниципальных | 431 | 437 |
Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.
2. Цель исследования
· Изучить отношение студентов к образованию.
3. Задачи исследования.
· Выявить потребность студентов в образовании.
· Определить место образования в системе ценностей студентов.
· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.
· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.
4. Объект исследования.
· Студенты.
5. Предмет исследования.
· Поведение студентов в отношении образования.
6. Интеграция основных понятий.
· Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.
· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».
· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.
7. Гипотеза.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.
Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
II. Методический раздел
Построение выборочной совокупности.
Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.
Выборочная совокупность:
1 ступень – отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.
Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.
2 ступень – отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.
III. Организационный раздел
Связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, то есть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.
Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.
Потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, образование – это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.
Отсюда следует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.
Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентов получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000 году - 78,6% и в 2002 году - 63,6%.
Значительно ниже была оценена возможность образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 2000 - 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться материальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 – 40%, в 2002 году – 12,1% опрошенных.
При оценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительный ответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зрения разделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.
Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.
Общекультурная функция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.
Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.
Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"
Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).
- 1. Ваш пол
:
- а) мужской;
- б) женский.
- 2. Ваш возраст
:
- а) младше 17 лет;
- б) 17–22 года;
- в) 23–27 лет;
- г) старше 27 лет.
- 3. Ваше образование
:
- а) неполное среднее;
- б) среднее;
- в) неполное высшее;
- г) высшее.
- 4. Какую религию Вы исповедуете?
- а) православие;
- б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
- в) иудаизм;
- г) ислам;
- д) другая (неавраамическая) религия;
- с) я не верю.
- 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?
Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 12 3 456789 10 Верю
- 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
- а) да;
- б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
- в) нет.
- 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
- а) никогда;
- б) раз в год или реже;
- в) раз в месяц или раз в полгода;
- г) раз в неделю или чаще.
- 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
- а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
- б) да, но только самые известные;
- в) редко, когда как получится;
- г) нет, в нашем кругу это нс принято.
- 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
- а) потому что это необходимо для верующего;
- б) потому что это выглядит со стороны красиво;
- в) участвовал(-а) из простого любопытства;
- г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
- д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
- 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
- а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
- б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
- в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
- г) нет, мой облик с религией не связан.
- 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
- а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
- б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
- в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
- 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
- а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
- б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
- в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
- 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?
Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.
Поступки |
Оправдываю |
Затрудняюсь ответить |
Не оправдываю |
Приобретение денег и имущества при первой же возможности |
|||
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия |
|||
Супружеская измена |
|||
Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха |
|||
Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться |
|||
Грубый ответ на несправедливость |
|||
Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач |
14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?
Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.
Заповеди |
Затрудняюсь ответить |
||
Почитай единого Бога |
|||
Не делай себе кумира |
|||
Не произноси имени Бога напрасно |
|||
Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу |
|||
Почитай отца твоего и мать твою |
|||
Не убивай |
|||
Не прелюбодействуй |
|||
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего |
|||
Не желай дома ближнего твоего |
- 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
- а) да;
- б) нет.
- 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
- а) однозначно нет;
- б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
- в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
- 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
- а) терпимое (с пониманием);
- б) безразличное;
- в) резко отрицательное.
- 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
- а) люди искренне не осознают их важности для общества;
- б) люди просто пытаются самоутвердиться;
- в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
- г) люди уверены, что их не накажут;
- д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
- е) другое.
- 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
- а) юным возрастом;
- б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
- в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
- г) незнанием норм морали;
- л) ничем;
- е) другое.
- 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
- а) да;
- б) нет.
- 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
- а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
- б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
- в) личным примером;
- г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
- д) другое.
- 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
- а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
- б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
- в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
- г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.
Спасибо за участие!
Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"
Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.
- 1. Ваш пол
:
- а) женский;
- б) мужской.
- 2. Ваш возраст
:
- а) 18–21 год;
- б) 22–25 лет;
- в) 26–29 лет.
- 3. Ваше образование
:
- а) ниже среднего;
- б) среднее;
- в) среднее специальное;
- г) неоконченное высшее;
- д) высшее.
- 4. Ваше семейное положение
:
- а) не женат/не замужем;
- б) женат/замужем;
- в) гражданский брак.
- 5. Как Вы считаете, феминизм – это
:
- а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
- б) стремление женщин к господству над мужчинами;
- в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
- 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
- а) полностью одобряю;
- б) частично одобряю;
- в) категорически отрицаю;
- г) отношусь равнодушно.
- 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
- а) да, конечно;
- б) да, но он сильно изменился за последние годы;
- в) нет.
- 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
- а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
- б) возможно, но это не имеет смысла в России;
- в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
- г) другое (напишите, что именно);
- д) затрудняюсь ответить.
- 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
- а) да;
- б) да, в некоторых вопросах;
- в) нет.
- 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это
:
- а) равные социальные права;
- б) равные права и обязанности;
η) что-то из области фантастики;
- г) другое (напишите, что именно).
- 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
- а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
- б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
- в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
- г) нет, это противоестественно.
- 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это
:
- а) недопустимо;
- б) нормально;
- в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
- г) другое (напишите, что именно).
- 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
- а) да, в любом случае;
- б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
- в) нет, я отношусь к этому спокойно.
- 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
- а) никак;
- б) большинство таких девушек будут одинокими;
- в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
- г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
- д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
- ж) затрудняюсь ответить.
- 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
- а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
- б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
- в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
- г) любовь к девушке-феминистке;
- л) влияние пропаганды;
- е) другое (напишите, что именно);
- ж) затрудняюсь ответить.
- 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
- а) вполне легко;
- б) трудно;
- в) просто невозможно;
- г) затрудняюсь ответить.
- 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
- а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
- б) взаимное непонимание;
- в) желание поменьше общаться друг с другом;
- г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
- д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
- е) никаких проблем быть не должно;
- ж) другое (напишите, что именно);
- з) затрудняюсь ответить.
- 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
- а) привлекает;
- б) вызывает любопытство;
- в) вызывает смех;
- г) отталкивает;
- д) вызывает равнодушие;
- е) другое (напишите, что именно).
- 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
- а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
- б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
- в) да, но с большой осторожностью;
- г) нет, ни в коем случае;
- д) затрудняюсь ответить.
- 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
- а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
Спасибо!
Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"
Уважаемый респондент!
Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.
- 1. Как Вы думаете, безработица – это
:
- а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
- б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
- в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
- 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
- а) высокий;
- б) нормальный (естественный);
- в) низкий.
- 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
- а) сокращение промышленного производства;
- б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
- в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
- г) другое (напишите)____________________________.
- 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
- а) молодые люди;
- б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
- в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
- г) пенсионеры;
- д) другое (укажите)______________________________.
- 5. Ваши планы по окончании вуза?
- а) пойду работать;
- б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
- в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
- г) пойду служить в армию;
- д) свой вариант__________________________________.
- 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на
:
- а) содействие родственников и друзей;
- б) помощь учебного заведения;
- в) службу занятости;
- г) агентства по трудоустройству;
- д) собственные способности;
- е) благоприятное стечение обстоятельств;
- ж) другое (укажите)______________________________.
- 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
- а) отсутствие практического опыта;
- б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
- в) неблагоприятное семейное положение;
- г) недостаток образования;
- д) отсутствие вакантных мест;
- е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
- ж) иные причины__________________________________.
- 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
- а) да;
- б) нет.
- 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
- а) да;
- б) нет.
- 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
- а) уровень предлагаемого заработка;
- б) престижность фирмы;
- в) социально-психологический климат в организации;
- г) сфера деятельности;
- д) возможность самовыражения;
- е) возможность профессионального роста;
- ж) получение практического опыта;
- з) гибкий график работы;
- и) другое___________________________________.
- 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
- 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
- а) понижение социального статуса;
- б) отсутствие денег;
- в) узкий круг общения;
- г) невозможность реализовать себя;
- д) материальная зависимость от родителей;
- е) ничем;
- ж) другое____________________________________.
- 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
- а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
- б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
- в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
- г) нежелание самих молодых людей трудиться;
- д) другое______________________________________.
- 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена
:
- а) невозможностью трудоустроиться;
- б) нежеланием трудиться;
- в) не удовлетворяющими условиями труда.
- 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
- а) создание новых рабочих мест;
- б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
- в) повышение квалификации работников;
- г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
- д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
- г) другое___________________________________.
- 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
- а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
- б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
- в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
- г) найти работу;
- д) никакую;
- е) другую помощь__________________________________.
- 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
- а) государство;
- б) биржи труда;
- в) молодежь;
- г) работодатели;
- д) предприятия;
- е) учебные заведения;
- 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
- а) да;
- б) нет.
- 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
- а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
- б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
- в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
- г) создание рабочих мест;
- д) развитие молодежных бирж труда;
- е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
- ж) другое (напишите)_________________________________.
- 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
- а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
- б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
- в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
- 26. Ваш возраст?
- а) менее 20 лет;
- б) от 20 до 25 лет;
- в) от 25 до 30 лет.
- 27. Ваш пол?
- а) мужской;
- б) женский.
- 28. Какое у Вас образование?
- а) среднее общее;
- б) начальное профессиональное;
- в) среднее профессиональное;
- г) высшее;
- д) неоконченное высшее.
Спасибо! Успехов в трудоустройстве!
Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"
- 1. Ваш пол?
- а) мужской;
- б) женский.
- 2. Ваш возраст?
- а) до 21 года;
- б) 21–25 лет;
- в) 26–30 лег;
- г) 31–35 лет.
- 3. Ваше образование?
- а) среднее;
- б) среднее специальное;
- в) неоконченное высшее;
- г) высшее.
- 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
- а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
- б) нет, мы живем "гражданским браком";
- в) я не состою в брачных отношениях.
- 5. Укажите продолжительность Вашего брака
:
- а) до 1 года;
- б) 1–3 года;
- в) 4–6 лет;
- г) 7–9 лет;
- д) более 9 лет;
- е) я не состою в браке.
- 6. Есть ли у Вас дети?
- а) да, один ребенок;
- б) да, двое детей;
- в) трое и более детей;
- г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
- д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
- 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
- а) да, полностью;
- б) скорее да;
- в) не совсем;
- г) нет, полностью не устраивает.
- 8. Укажите Ваши жилищные условия
:
- а) имеем собственное жилье;
- б) живем с родителями (другими родственниками);
- в) снимаем жилье;
- г) взяли жилье в ипотечный кредит;
- д) живем в общежитии.
- 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
- а) полностью устраивают;
- б) устраивают, но не совсем;
- в) совершенно не устраивают.
- 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
- а) благоприятная;
- б) удовлетворительная;
- в) дискомфортная;
- г) конфликтная.
- 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
- а) да, часто;
- б) да, время от времени;
- в) нет.
- 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа
:
- а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
- б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
- в) проблемы с трудоустройством;
- г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
- д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
- е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
- ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
- з) супружеская неверность, ревность;
- и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
- к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
- л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
- м) желание супруга(-и) делать карьеру;
- н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
- о) выплата долга (кредита);
- п) в нашей семье нет конфликтов;
- р) другое (напишите, что именно)__________________________.
- 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа
:
- а) жилищные проблемы;
- б) низкие зарплаты;
- в) безработица;
- г) необходимость сочетать работу с учебой;
- д) отсутствие поддержки со стороны государства;
- е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
- ж) конфликты между родителями и детьми;
- з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
- и) другое (напишите, что именно)____________________________.
- 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
- а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
- б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
- в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
- г) затрудняюсь ответить.
- 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
- а) да, и очень сильно;
- б) да, но незначительно;
- в) нет, нс влияет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
- а) очень сильно влияет;
- б) влияет, но только если между супругами нет любви;
- в) практически не влияет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
- а) да, конечно;
- б) да, но она редко проявляется;
- в) нет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
- а) сами супруги самостоятельно;
- б) супруги при помощи родных и близких;
- в) государство;
- г) другое (напишите, что именно)___________________________
- 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
- а) считаю ее эффективной;
- б) считаю ее неэффективной;
- в) затрудняюсь ответить.
- 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
- а) нет;
- б) нет, но хотели бы;
- в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________