Развитие личности учащихся в условиях реализации фгос. Фгос - что такое? требования образовательного стандарта. Поколения и различия фгос

Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.

Что такое ФГОС

Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.

Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.

Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.

Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.

Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.

Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.

Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.

Структура и реализация

Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.

Во-первых, требования к (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).

Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).

В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.

Разумеется, не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:

  • учебный план;
  • календарный график;
  • рабочие программы;
  • оценочные материалы;
  • методические рекомендации для предметов.

Поколения и различия ФГОС

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.

ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.

До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.

Модернизация проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон "Об образовании", согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.

Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?

Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.

Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).

Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Кто занимается разработкой стандартов

Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.

Разработка ФГОС производится с учетом:

  • острых и перспективных потребностей личности;
  • развития государства и общества;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • техники;
  • экономики и социальной сферы.

Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.

Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.

Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.

Начальное образование

ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных - это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.

В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.

С его помощью обеспечиваются:

  • равные для всех возможности получения образования;
  • духовно-нравственное воспитание школьников;
  • преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
  • сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
  • демократизация образования;
  • формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
  • условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).

В основе стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.

Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.

  1. Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
  2. Понимание, что язык - это неотъемлемая часть национальной культуры.
  3. Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
  4. Овладение первостепенными нормами языка.

Третья часть определяет структуру начального образования внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).

В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).

Среднее (полное) образование

Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.

Делается акцент на учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

  • воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
  • формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
  • освоение норм социальной жизни;
  • развитие эстетического понимания мира и прочее.

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.

Высшие ступени

ФГОС для и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.

В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".

На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.

Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).

Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.

Критика

На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.

По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.

Итог

Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.

На данный момент безусловно только одно - работы учителям прибавилось.

Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования. Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими аргументами (цитатами).
Аргумент 1. Стандарт направлен на обеспечение

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья и т.п.
Аргумент 2. В соответствии со ФГОС на ступени основного общего образования осуществляется:
  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся и др.
Аргумент 3. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Аргумент 4. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностные результаты направлены на:

  • самоопределение : внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка;
  • смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
  • ценностную и морально-этическую ориентацию : ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Для справки:
Децентрация (в психологии развития) [лат. de - от + centrum - центр] - преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.

Задание для самостоятельной работы:

Еще раз обратите свое внимание на текст ФГОС. Вам предлагается классифицировать предложенный перечень личностных результатов в соответствии с указанными выше типологическими признаками. И на это есть веская причина.
В частности, как показывает практика, у большинства педагогов личностные результаты ассоциируются с морально-нравственными установками и характеристиками учащихся. И это очень серьезное заблуждение... Поскольку значительная часть личностных результатов характеризует личностную позицию школьника (самоопределение: кто я?) и его осмысленное отношение к выбранной позиции (смыслообразование: зачем мне надо учиться в школе, заниматься самообразованием, повышать свой уровень культуры...?).
Поскольку наш тренинг ориентирован на осмысленное и даже рефлексивное прочтение ФГОС, нам видится такое уточнение весьма значительным, поскольку вся деятельность педагога по сути своей должна быть ориентирована на осознание школьником социальной роли учащегося (не потребителя знаний, а исследователя!), повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, на вовлечение школьников в процесс оценивания результатов продуктивной деятельности. А в результате этого как раз и формируются личностные качества, ориентированные на самоопределение и смыслообразование...

Итак, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать :

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

УДК 159.9:37.015.3

Н. А. Буравлева, Н. К. Грицкевич

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Рассматривается актуальность Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, анализируется один из основных компонентов универсальных учебных действий - личностное развитие школьника, его взаимосвязь с внутренней позицией ребенка.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, процесс обучения и воспитания, личностное развитие, универсальные учебные действия, внутренняя позиция школьника.

Изменения в российском обществе формируют новый социальный заказ на развитие человеческого потенциала страны, генерацию нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных отношений. В этой ситуации образование имеет важнейшее значение в решении общегосударственных задач, а также требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования. Введенный в последние годы новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения призван модернизировать образование, преобразовать школу.

Главное предназначение нового стандарта -формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне условий и требований, направленных на достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих современными знаниями, навыками и компетенциями, воспитанного в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования. В новом стандарте сделан акцент на то, что процесс обучения неразрывно связан с воспитанием, развитием личности.

Как известно, ядром содержания образования является необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, картина мира и мировоззрение, трансформация идеалов, существующих в культуре, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности. Наряду с фундаментальным знанием багаж выпускника

современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность, умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В новом Федеральном государственном стандарте отмечается, что качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Г. Ас-молова.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностносмысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками таких компонентов учебной деятельности, как познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) .

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации

и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

В соответствии с новым стандартом во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Прежде всего, это «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные, или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки). Развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, ме-тапредметные - инструментальных, предметные -когнитивных .

Современное образовательное учреждение работает в соответствии с основной образовательной программой, то есть программой деятельности образовательного учреждения по достижению планируемых образовательных результатов. Она включает в себя не только примерные программы по отдельным учебным предметам, но и программу воспитания и социализации школьников, программу формирования универсальных учебных действий, систему оценивания учебных достижений, принятую школой, ее учебный план, внеурочную образовательную деятельность и др. .

В любой образовательной программе мотивационно-ценностный момент, как момент структуры программы, должен быть ведущим. Этот мотивационно-ценностный план должен пронизывать любые программы. При выделении мотивационноценностного пласта необходимо ориентироваться на один из ключевых вопросов: ради чего делается образовательная программа. В новом стандарте принципиально по-новому формулируется главная задача школы: не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, а воспитать успешного гражданина своей страны. Именно поэтому образование в нем рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества, как главенствующий ресурс его социокультурной модернизации, обеспечивающий формирование:

Российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;

Идеалов и ценностей российского гражданского общества: справедливости, свободы, межнационального мира, семейных традиций;

Консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе повышения гражданской ответственности,

Взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;

Национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;

Конкурентоспособности личности, общества и государства;

Ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

Исходя из этого, под объектом модернизации в новом стандарте понимается не только сфера образования (как отрасль одного из секторов экономики), не только образовательная среда (как комплекс образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации (образование, семья, конфессия, средства массовой информации), определяющих процесс духовно-нравственного становления нового поколения страны.

Образовательное пространство должно обеспечивать достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, учитывать специфику возрастного развития обучающихся на данной ступени образования .

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Как отмечает А. Г. Асмолов, задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания, поэтому можно утверждать, что уровень сформиро-ванности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятель-

ность - это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс .

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативновозрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Критериями оценки сформи-рованности универсальных учебных действий учащихся является соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям, а также соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность. Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их

взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяются его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В ходе реализации нового ФГОС актуальным становится формирование внутренней позиции (ВП) обучающегося. Введенное Л. И. Божович понятие «внутренняя позиция» обозначает активное, имеющее внутреннюю детерминацию отношение школьника к учению, когда поведение ребенка перестает быть ситуативным, когда у него появляется устойчивое соподчинение мотивов и он впервые становится способен к осознанию своего отношения к жизненной ситуации. Ребенок со сформированной ВП школьника имеет позитивный настрой по отношению к школе. Внутренняя позиция включает в себя не только мотивационный, но также эмоциональный и рефлексивный компоненты. Феноменологически эти компоненты предстают перед человеком в нерасторжимом единстве .

Субъективный аспект социальной ситуации развития - внутренняя позиция ребенка - обозначает совокупные характеристики той системы внутренних факторов, которая преломляет и опосредствует воздействия среды, определяя формирование у ребенка основных психологических новообразований в этом возрасте. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Для этого необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря этому становится возможной реализация потенциала развития субъекта . Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни .

Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующее сформированность внутренней позиции школьника, исследовали такие ученые, как М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова, Д. Б. Эльконин. Во многих исследованиях была выявлена сложная динамика формирования внутренней позиции школьника, которая находит отражение в мотивационно-смысловой сфере и в отношении к школьным предметам. Непринятие но-

вого социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, двойственное, а в некоторых случаях негативное отношение ребенка к школе значительно осложняют ход нормативного возрастного развития в школьном возрасте и адаптацию к школе .

Применение понятия «внутренняя позиция» играет важную роль при анализе развития личности в ходе образовательного процесса. Оно соотносится с такими понятиями, характеризующими особенности личности, как система ценностей, смыслов, развитие временной перспективы.

Известно, что понятие ценностей рассматривается обычно в связи с мотивационной сферой личности. Мотивирующее действие ценностей не ограничивается конкретной деятельностью или конкретной ситуацией; они соотносимы с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности. По мнению Д. А. Леонтьева, ценности представляют собой аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными с актуальным напряжением. В общении с окружением ребенок усваивает некоторые представления, имеющие ценностный характер и являющиеся культурными стандартами. К ним относится представление о ценности получения образования. Ценность школьного образования входит в структуру внутренней позиции школьника, но не исчерпывает всего ее содержания. Аналогично в структуру любой ВП входят ценностные представления, но лишь как аспект мотивов, составляющих содержание внутренней позиции.

Для соотнесения понятия ВП с понятием смысла необходимо вспомнить, что в культурно-исторической и деятельностной психологии личность понимается «как психологическое образование, как регуляторная система, которая конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам». Эту систему функций осуществляет главная, конституирующая

подструктура личности - ее смысловая сфера. Смысловую сферу личности Д. А. Леонтьев определяет как особым образом организованную совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах .

Внутренняя позиция школьника может рассматриваться как итог саморазвития ребенка в дошкольном детстве. Она же выступает как предпосылка саморазвития в младшем школьном возрасте, поскольку становится основой для формирования субъектности школьника, «превращения ученика в учащегося» .

Анализируя содержание нового Федерального государственного стандарта, можно увидеть, что системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. В нем личность рассматривается как системная целостность, для которой развитие - основной способ существования. В основе образовательной программы современного образовательного учреждения должен быть заложен принцип непрерывности развития и зависимости развития личности от меры ее собственной активности .

В государственном образовательном стандарте нового поколения делается акцент на такие характеристики личностного развития обучающихся, как самоопределение, развитие Я-концепции и самооценки личности, идентичности личности, формирование картины мира, ценностных ориентиров, рефлексивности, саморегуляции, смыслоо-бразования .

Новый стандарт призван обеспечить в рамках воспитательно-образовательного процесса достижение баланса интересов личности, общества и государства. Он призван решать такие актуальные психолого-педагогические проблемы, как усиление практической направленности обучения, снятие перегрузки школьников, обеспечение личност-но ориентированного характера образования, формирование позитивной мотивации учения, развитие самостоятельности, умения выбирать и отвечать за свой выбор, развитие интересов, склонностей и способностей детей .

^исок литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Ас-молова. М.: Просвещение, 2011. 247 с.

2. Кузнецов А. А. Разработка федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2009. № 4. С. 3-10.

3. Буравлева Н. А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 12. С. 189-193.

4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 368 с.

6. Грицкевич Н. К., Грицкевич Ю. Н. Учет адаптивного потенциала ребенка при определении готовности к школе и успеваемости // Материалы XI Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Т. 3. Педагогика, психология, физическая культура и спорт. Ч. 1 Томск: изд-во ТГПУ, 2007. С. 28-34.

7. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути // Мир психологии. 2012. № 2. С. 128-138.

8. Яхонтов С. В., Грицкевич Н. К., Янковская И. В., Шалагина Л. Ш. Особенности адаптации функционально ослабленных детей к учебному процессу // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2003. Вып. 3 (35). С. 100-104.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.

10. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 346 с.

11. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Просвещение, 2000. С. 27-42.

12. Овчинникова Ю. В., Гычев А. В., Грицкевич Н. К. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 6 (121). С. 183-189.

13. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение ТГПУ. 2013. Вып. 1. С. 40-45.

Буравлева Н. А., кандидат психологических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Грицкевич Н. К., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634041.

Материал поступил в редакцию 02.09.2013.

N. A. Buravljova, N. K. Gritskevich

PERSONALITY DEVELOPMENT OF PUPILS IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL

STANDARD OF THE NEW GENERATION

The article discusses the relevance of the Federal State Educational Standard of the new generation; analyzes one of the main components of universal educational activities: personal development of pupils and its relationship with the pupil’s internal position.

Key words: Federal State Educational Standard, the process of training and education, personal development, universal learning activities, the pupil s internal position.

1. How to design universal learning activities in elementary school. From thought to action: A guide for teachers / edited. AG Asmolova. Moscow, Education Publ., 2011. 247 p. (in Russian).

2. Kuznetsov A. Development of the Federal government standards for general education. Pedagogy, 2009, no. 4, pp. 3-10 (in Russian).

3. Buravleva N. A. The concept «Spirituality» in modern psychology. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 12, pp. 189-193 (in Russian).

4. Asmolov A. G. System- active approach to the development of a new generation of standards. Pedagogy, 2009, no. 4, pp. 18-22 (in Russian).

5. Bozhovich L. I. Issues of identity formation. Moscow, SAG Publ.; Voronezh, NGO Modek Publ., 1995, 368 p. (in Russian).

6. Gritskevich N. K., Gritskevich U. N. The accounting of adaptive potential of the child at determination of readiness for school and progress / Collection of works of XI All-Russian conference of students, post-graduate students and young scientists “Science and education”. Part 3 Pedagogics, psychology, physical culture and sport. Part 1 Tomsk, TSPU Publ., 2007, pp. 28-34 (in Russian).

7. Lubovsky D. The concept of internal position and continuity of development over the life course // The world of psychology, 2012, no. 2, pp. 128-138 (in Russian).

8. Yakhontov S. V., Gritskevich N. K., Yankovskaya I. V., Shalagina L. Sh. Peculiarities of functionally weakened children’s adaptation to educational process. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2003, vol. 3 (35), pp. 100-104 (in Russian).

9. Leont’ev D. A. Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of the sense of reality. Moscow, Smysl Publ., 2007. 511 p. (in Russian).

10. Elkonin D. B. Mental development in childhood. Moscow, SAG Publ.; Voronezh, NGO Modek Publ., 1995. 346 p. (in Russian).

11. Antsyferova L. I. Psychological phenomenon of the subject content and the boundaries of the subject- active approach // The problem of the subject in the science of psychology. Moscow, Education Publ., 2000, pp. 27-42. (in Russian).

12. Ovchinnikova U. V., Gychev A. V., Gritskevich N. K. Psychological and pedagogical means for development of creative abilities of adolescents at institutions of extended education for children. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 56 (121), pp. 183-189 (in Russian).

13. Voloshina L. V. Spirituality: issues, judgments, opinions. Tomsk State Pedagogical University Scientific and pedagogical review of TSPU, 2013, no. 1, pp. 40-45 (in Russian).

Buravljova N. A.

E-mail: [email protected]

Gritskevich N. K.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

«Новое надо создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки". А.И.Герцен




Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г новые требования к результатам освоения учащимися школы основной образовательной программы




Что хочет получить каждый субъект? Государство – национальное единство, безопасность, развитие человеческого потенциала, конкурентноспособность Общество – безопасность и здоровье, свободу и ответственность, благосостояние. Семья – личностную успешность, социальную успешность, профессиональную успешность.


Глобальные вызовы 10 самых востребованных видов занятости в 2010 году в 2004 году еще не существовали В 2006 году зарегистрирован 31 млн. поисков в системе Google, a в 2008 их было 2б7 млрд. Каждый 4-й житель планеты работает на своем рабочем месте меньше года, а каждый второй – меньше 5 лет Для того чтобы охватить 50 млн. аудиторию радио понадобилось 38 лет,телевидению – 13, интернету - 4, Iphon – 3 В год мы производим больше информации, чем за все 5000 лет существования человечества К 2013 году компьютер станет умнее человека, а к всего человечества


Данные РАО Ребенок стал другим! Ребенок, подросток, реально поднявшийся на новый уровень социальной зрелости, не включается в серьез, последовательно в сферу деятельности общества, не включается и в обсуждение на доступном ему уровне взрослых проблем У детей появляются взрослые медицинские диагнозы медикализация, маркетизация, адопция


«Всё новое – это давно забытое старое» Проектная деятельность (групповая форма), исследовательская деятельность КТД (коллективно- творческое Дело) Ранее в отечественной педагогической практикеСовременное время более сложная структура и содержит строгие обязательные для исполнения этапы Не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у учащихся.






Цель образования: ФГОС 1 поколения 2004 г. Знать Уметь Использовать ЗУН ФГОС 2 поколения Личностные Метапредметные Предметные УУД Переход от «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанном на системно-деятельностном подходе




Матрица личностных результатов освоения основной образовательной программы (5-7 классы) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Осознание своей этнической принадлежности, знание и уважительное отношение к истории, языку, культуре своего народа, своего края, основ культурного наследия других народов России и человечества. Осознание ценности человеческой личности, формирование гуманизма, уважительного отношение к окружающим. Формирование ответственного отношения к учению. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование умений ставить реально достижимые цели, выбирать адекватные способы и средства их достижения. Формирование умений адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.


Матрица личностных результатов освоения основной образовательной программы (8-9 классы) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование готовности к личностному и профессиональному самоопределению и самостоятельному построению жизненных планов. Готовность к выбору профильного образования на основе ИУП на 3 ступени обучения.


Особенности оценки личностных результатов сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций, включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.



Рекомендую прочитать! Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы АвторНазвание Г.Драйден, Д.Вос. Революция в обучении. Научить мир учиться по новому. – М.:ПАРВИНЭ, 2003 – 672с. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв.- Киев: ЧФ «МУВЦ «Гранд – Экспо», – 436 с. П.Сенге и др.Школы, которые учатся: книга ресурсов пятой дисциплины. – М.: «Просвещение», – 575 с. Подласый И.Энергоинформационная педагогика. – М.: Дата Сквер, 2010 – 424 с.

Елена сухарева
«Комплексный подход к реализации требований ФГОС, обеспечивающий развитие личности детей дошкольного возраста»

Вопросы личностного развития , социально-нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Мы часто встречаемся с повышенной агрессивностью, конфликтностью дошкольников , нежеланием понять внутренний мир другого человека. Низкая культура общения в окружающем социуме отрицательно сказывается и на детях. У многих искажены представления о нравственных качествах : о милосердии, доброте, справедливости. Жизнь ставит перед нами - педагогами ДОУ, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему : как сформировать в ребенке качества человека, который бы отвечал требованиям общества на современном этапе исторического развития .

Современное общество нуждается в инициативных молодых людях, которые способны найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, социально адаптированных, нравственно устойчивых, способных к самосовершенствованию и саморазвитию . Основные качества личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО , предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования :

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены .

Сформировать данные качества ребенка невозможно без развития морально-нравственных основ личности , которые закладываться должны в ребенка буквально с рождения.

Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственные качества ему только предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у него начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо» . У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям : матери и отцу, воспитателю, сверстникам. С чем мы сталкиваемся, прежде всего, при приеме детей в детский сад : дети очень сильно привязаны к родителям, проявляют плаксивость, нежелание играть с другими детьми, делиться игрушками, практически все родители, провожая ребенка в детский сад, учат «давать сдачу» , считая, что это наилучший способ уладить любой конфликт, любое противоречие. Социально-личностное развитие детей - процесс сложный , противоречивый и носит комплексный характер : задачи развития чувств , нравственных основ личности , интеллекта, решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства : знания детей , собственного переживания, явно выраженного отношения.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы. Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности :

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат .

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем)

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Любит наблюдать, собирать разнообразные коллекции.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном, поведении : ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников .

Я считаю очень важным взаимодействие всех специалистов : воспитателей, музыкального руководителя, психолога, учителя логопеда. В разных возрастных группах решаются различные задачи развития личности :

В младшем дошкольном возрасте : у детей развивается доброжелательное отношение к людям, животным; пробуждается эмоциональная отзывчивость на состояние сверстников, близких людей, героев сказок; осваиваются способы взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении; дети приучаются к выполнению элементарных правил поведения; развивается умение передавать различные эмоциональные состояния.

В средней группе решаются вопросы развития умения понимать окружающих людей, сказочных персонажей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремления к общению и взаимодействию; расширяются представления об окружающем мире; умения ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивается эмоциональная отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте на передний план выдвигаются задачи личностного развития : обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.) ; воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах , возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Детство это не только самая беззаботная и счастливая пора жизни

человека, это еще и очень ответственный период - период наиболее интенсивного формирования личности и то , что не сформировалось в детские годы, уже невозможно развить взрослому человеку .

Тем самым, создавая игровую среду, окружая детей вниманием и любовью , показывая общение на личном примере , играя с детьми, мы формируем личностные качества у ребенка . И от нас зависит, каким мы воспитаем ребенка : равнодушным или участливым, эгоистом или нужным обществу.

Поделиться